Libmonster ID: RU-8760
Author(s) of the publication: В. Ю. НОВОЖИЛОВ

В философии нет более фундаментальной по значимости и сложной по решению проблемы, чем выявление сущности бытия. Она была одной из первых проблем, которой начали заниматься античные мыслители. И до настоящего времени эта проблема находится в центре философских исследований, а учение о бытии - онтология - продолжает оставаться важнейшей составной философии.

В мировой философии нет единой точки зрения на бытие. Это объяснимо: сущность бытия выступает через проявления отдельных предметов и процессов, которые раскрывают все новые свои качества. Различная интерпретация этих качеств приводит к различным толкованиям бытия.

1. Концепция бытия - фундамент философской картины мира

Философский разговор о природе бытия носит предельно абстрактный характер, ибо речь идет о восхождении к предельной обобщенности анализа окружающего мира. Но какое дело до столь высоких философских абстракций простому слесарю, инженеру, менеджеру?

Оказывается, что в предложениях самого обыденного, повседневного языка в неявном виде уже содержатся не только вопросы подобного рода, но и определенные выводы по ним. К примеру, употребляя глагол "быть" при разговоре о конкретных вещах, мы уже ведем речь о своеобразных "бытийственных" отношениях.

стр. 181


Утверждая, что химическое и бактериологическое оружие (есть) оружие массового поражения, мы рассматриваем оружие прежде всего с точки зрения его существования, его бытия .

Идея бытия в философии. Проблема бытия, его последующего осмысления возникает практически вместе с формированием философствования. Уже первые античные мудрецы начали задумываться над тем, что представляет собой окружающий их мир, откуда он появился, конечен он или беспределен, наконец, как его обозначить или назвать.

Учением о бытии выступает онтология (греч. "ontos " - сущее и "logos " - учение). Онтология как понятие нередко означало систему всеобщих определений бытия. В современной западноевропейской философии распространено понятие "новая онтология", под которой понимается система всеобщих понятий бытия, постигаемых с помощью сверхчувственной и сверхрациональной интуиции.

Впервые онтология как учение о бытии обособляется в философии элеатов, противопоставлявших бытие небытию. Бытие как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540 - 470 гг. до н. э.). В одной из его поэм бытие представлено в виде самого большого шарообразного "футляра" ("оболочки"), вмещающего и ограничивающего все, что есть в мире. Ничего другого, кроме однородного и совершенно неподвижного бытия, нет:

Оно безначально и непрекратимо, так как рождение и гибель
Отброшены прочь: их отразило безошибочное доказательство
Оставаясь тем же самым, в том же самом месте, оно покоится само по 
себе

1

. 

Платон отождествляет бытие с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. Истинное бытие идей противопоставляется Платоном неподлинному бытию, под которым подразумеваются доступные человеческим чувствам вещи и явления, выражающие подобие, тень подлинного бытия.

Важнейшей заслугой Аристотеля в разработке учения о бытии является его идея о том, что реальное бытие становится доступным для познания благодаря форме, образу, в которой она представляется человеку. До Аристотеля бытие мыслилось как абстрактная сущность, которую практически трудно было познать из-за отсут-


1 Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. С. 290 - 291.

стр. 182


ствия образа, в котором она могла бы предстать перед человеком. Впервые бытие предстает как единство материи и формы.

В наше время бытие трактуется как философская категория для обозначения реально существующего мира, охватывающая всё многообразие космических, природных и созданных человеком вещей и явлений. Бытие по отношению к человеку существует вечно как беспредельная и непреходящая целостность. Человеческое сознание при таком понимании бытия получает незыблемую точку опоры для подтверждения вечности и нерушимости мира.

Из повседневного человеческого опыта может быть сделан по крайней мере один вывод: мир существует здесь и теперь . Тогда философом могут быть поставлены вопросы:

* Если мир существует здесь, существует ли он везде?

* Если мир существует сейчас, существовал ли он всегда?

Из ответов на эти вопросы вытекают две основные философские позиции относительно бытия мира. Позиция непреходящего бытия исходит из того, что бесконечный мир был, есть и будет.

Однако существует и другое, близкое к обыденному понимание бытия, которое обусловлено временным преходящим существованием человека и получает соответствующее отражение в его сознании. Это позиция бытия временного, конечного, преходящего . Именно так оно воспринимается человеком в обыденном понимании. Вместе с тем философы, различающиеся по этим позициям, вынуждены решать сходные проблемы относительно других философских аспектов бытия.

Основные аспекты философского понимания бытия. Предметом философского исследования является бытие в его универсальном аспекте как извечно существующее, непреходящее и вечное. Поэтому первый аспект проблемы бытия заключается в осмыслении противоречивого единства непреходящего бытия природы как целого и преходящего бытия вещей, состояний природы, человеческих существ, в понимании того, каким образом конечные в пространстве и во времени предметы, процессы и явления формируют бесконечный и вечный мир.

Второй аспект проблемы бытия определяется тем, что для природы, общества, человека, его мыслей, идей существует нечто общее , а именно то, что перечисленные объекты реально существуют . Благодаря своему существованию они образуют целостное единство бесконечного непреходящего мира. Мир как непреходящее целостное единство находится вне и в определенной степени независимо от человека. Бытие есть предпосылка единства мира .

стр. 183


В качестве третьего аспекта проблемы бытия может быть выдвинуто положение о том, что мир есть действительность, которая, поскольку она существует, имеет внутреннюю логикусуществования и развития. Эта логика предшествует, как бы предсуществует бытию людей и их сознанию, и для эффективной человеческой деятельности необходимо познавать эту логику, исследовать законы бытия.

Четвертый аспект проблемы бытия состоит в том, что бытие окружающего мира не должно рассматриваться как некий однородный и равномерно разлитый в пространстве "кисель". Бытие включает в себя самые разнородные классы существующих объектов, и на этом основании могут быть выделены важнейшие виды бытия. Их философское исследование важно и потому, что различные формы бытия по-разному влияют на человеческую деятельность. Одно дело для химика иметь в качестве исходного материала сырье, данное природой, и совсем другое - выполнить задачу по получению материалов с заданными свойствами.

Можно выделить следующие основные формы бытия:

* бытие предметов и процессов природы (природное, материальное, предметно-вещественное бытие);

* бытие человека;

* бытие духовных явлений, или бытие различных форм общественного и индивидуального сознания; его нередко обозначают как мир духовно-социо-культурного;

* бытие социальных явлений (общественное бытие).

Могут быть выделены и иные критерии классификации бытия: с точки зрения возникновения - актуальное бытие и потенциальное бытие, по атрибутам материи (пространство и время как "пространственное бытие" и "временное бытие"), по формам движения материи (химическое, биологическое и т.п. бытие), по структурным уровням организации материи (молекулярное, популяционное и т.п. бытие), по критерию всеобщности - всеобщее и единичное (применительно к человеку - индивидуальное).

Имеются и более конкретные формы (иногда их называют "виды") бытия. Например, бытие техники, которое в известной мере выступает результатом взаимодействия иных форм бытия. В самом деле, материальная основа техники подчиняется природным законам. Первоначально она формируется как идея в системе бытия духовного и лишь потом через цепь проектно-конструкторских разработок материализуется в своей вещественной основе. Служит

стр. 184


же техника для реализации социальных потребностей, тем самым выступая элементом бытия социального.

Иногда термин "бытие" применяется в узком значении, часто совпадая с "материей" и даже "природной и социальной реальностью". Философы говорят о "бытии" как определяющем "сознание"; "сознание" порождено "бытием" и отражает "бытие".

Проблема единства мира. Из осмысления предыдущего аспекта проблемы бытия вытекает и другая философская проблема - проблема единства бытийствующего мира, формулируемая в вопросе: бытийствующий мир един или таких миров много? В истории философии сформировалось три основных подхода к ответу на этот вопрос.

Плюрализм исходит из того, что существует множество относительно независимых друг от друга миров, каждый из которых порожден собственным "семенем". Древнегреческий философ Анаксагор в качестве таких первичных семян вещей рассматривал гомеомерии , а немецкий философ Лейбниц - монады , или идеальные сущности вещей и процессов.

Дуализм разделяет бытие на два равноправных и относительно независимых мира - мир материальный и мир идеальный. Каждый из них порожден собственной основой и составляет равноправную с другим миром субстанцию бытия. Наиболее последовательно позицию дуализма в философии проводил выдающийся французский мыслитель Р. Декарт.

Концепция монизма исходит из единого первоначала мира и занимается поисками единой субстанции (лат. substantia - сущность, то, что лежит в основе), т.е. первоосновы всего существующего. В зависимости от того, какая субстанция рассматривается в качестве основы единства мира, выделяется несколько типов монизма.

Материалистический монизм исходит из материального единства мира, а в качестве субстанции бытия рассматривает материю. Такую позицию занимали древнегреческий философ Демокрит, классик немецкой философии Л. Фейербах, основоположники диалектического материализма К. Маркс и Ф. Энгельс. Идеалистический монизм в качестве субстанции мира рассматривает дух, который в процессе своего развития и порождает все богатство явлений бытия. На такой точке зрения стоял основоположник объективного идеализма Платон, великий немецкий философ Гегель. У Д. Беркли и Д. Юма в качестве основы бытия выступают ощущения ("мир есть совокупность моих ощущений"), у Шопенгауэра - представление ("мир - мое представление").

стр. 185


В процессе философского осмысления естествознания появляются новые разновидности монизма, не являющиеся классическими. Так, известный английский философ Б. Рассел (1872 - 1970), осмысливая результаты революции в физике на рубеже XIX-XX вв., пришел к выводу, что первооснову мира составляет энергия . Его монизм может быть назван энергетическим. Информационным можно назвать монизм отечественного академика А. Н. Яковлева (1923 - 2005), утверждающего, что ни материя, ни сознание не могут рассматриваться в качестве первоосновы мира; такой первоосновой, с его точки зрения, является информация 2 .

2. Объективная реальность.

Материальное бытие

Проблема субстанции в философии. Если началом философствования является фиксация бытия (природы, отдельных предметов, и т.п.), то следующий шаг связан с углублением в бытие, с обнаружением его основы. Атомы Демокрита, четыре стихии Эмпедокла и т.п. - все это представляло линию в понимании субстанции как основы вещей, как неких "кирпичиков", из которых складывается основание предметов. С философской точки зрения наиболее важно осмыслить специфику объективного и субъективного бытия. Именно их противоречивое взаимодействие и составляет основной предмет осмысления философской науки. Большинство философов отождествляет субстанцию с объективной реальностью , существующей вне и независимо от человека. Лишь субъективный идеализм в качестве субстанции рассматривает ощущения человека.

Б. Спиноза, опираясь на латинское понимание "substantivus" - "самостоятельный", подчеркивает тот аспект, что субстанция является причиной самое себя (causa sui). В этом случае отпадает необходимость в Боге как объяснительном принципе по отношению к природе. Бытие, объективная реальность, материя, природа при этом рассматриваются как однопорядковые понятия. В целом ряде ситуаций они действительно могут рассматриваться как синонимы. Термины природа , Вселенная , окружающий мир чаще употребляют естествоиспытатели, категорию материя - философы. В современном философском осмыслении содержание понятий "объективное бытие", "объективная реальность" и "материя" со-


2 Яковлев А. Предисловие. Обвал. Послесловие. М., 1992. С. 54.

стр. 186


впадает. Понимание материи в философии не было неизменным.

Для эпохи античности характерно отождествление материи с ее конкретным чувственно наблюдаемым видом: у Фалеса - с водой, у Анаксимена - с воздухом. Однако уже Анаксагор выдвигает гениальную идею апейрона как первоначала, не сводящегося ни к какому конкретному виду материи. Великие атомисты древности - Демокрит и Эпикур - коренным образом изменяют философскую точку зрения на материю, рассматривая последнюю как единство атомов и пустоты.

В период Нового времени материя отождествляется либо с первовеществом (Ф. Бэкон, Т. Гоббс), либо с первосвойством - протяженностью (Р. Декарт), массой (И. Ньютон). Известные к тому времени фундаментальные свойства материи чаще всего представляются неизменными. Однако открытие на рубеже XIX-XX вв. радиоактивности, рентгеновских лучей, электрона, создание специальной теории относительности опрокинули прежние представления о неизменности свойств материи.

В классической физике сложилась традиция понимать под материей массу покоя , стабильность и неуничтожимость которой отождествлялась с неуничтожимостью материи вообще. Само слово "материя" происходит от латинского слова "materia" - вещество, и этот этимологический смысл сохраняется в классической физике.

В связи с новыми открытиями обнаружилось, в частности, что при взаимодействии электрона и позитрона, обладавших конкретной массой, образуются два кванта света, масса покоя которых равна нулю. Оказалось также, что массой покоя не обладают и различные физические поля. Поскольку масса считалась мерой количества материи , изменение массы было истолковано как исчезновение материи и крах материализма. Таким образом, философскую сущность кризиса в физике на рубеже веков составляет отказ естествоиспытателей от прежних представлений о материи как объективно существующей основе мира, как объективной реальности.

Серьезный анализ кризиса в физике, в значительной степени сохраняющий свою актуальность до настоящего времени, проведен В. И. Лениным в работе "Материализм и эмпириокритицизм". Он показывал, что познавательные корни кризиса в физике состоят в смешении философского понятия материи (т.е. предельно обобщенного осмысления материи как субстанции) с естественнонаучным

стр. 187


вопросом о конкретном строении материи, о познании этого конкретного строения в физике, химии и других отраслях естествознания (т.е. с вопросом о познаваемости материи).

Онтологическое (т.е. через конкретные формы и виды бытия) определение материи через ее свойства оказывается недостаточным, ибо, как только наука открывает свойство, которое не вошло в определение материи, возникает соблазн и предпосылка трактовать это свойство как не принадлежащее материи, как свойство идеальной реальности. Такое определение материи устаревает с каждым новым открытием естествознания.

Выход в том, чтобы сопоставить понятие "материя" с другим понятием, примерно соответствующим ему по степени общности. В рамках философско-гносеологического подхода такими понятиями являются категории "сознание", "мышление", "психическое". Так формулируется гносеологическое определение, ставшее классическим в рамках диалектико-материалистической философии: "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них" 3 .

Современный этап в развитии понятия материи связан с ее объяснением как субстанции, когда в ходе разработки гносеологической трактовки обозначился как бы возврат к Б. Спинозе, к пониманию субстанции как системы атрибутов (неотъемлемых свойств). В наше время гносеологическое и субстанциальное представления о материи являются основными в философии.

В широком субстанциональном смысле материя - это субстанция , это все, что обладает признаком бытия. Даже мышление и сознание при таком подходе оказываются модусами4 субстанции и могут считаться материальными процессами и свойствами материального характера. Суть определения материи в гносеологическом плане такова: материя - это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания и отображаемая им . Здесь понятие "материя" трактуется как противоположное сознанию. В этом смысле понятие материи совпадает с понятием "объективная реальность" и противостоит "субъективной реальности", основу которой составляет сознание, духовное, психическое.


3 Ленин В. И . Полн. собр. соч. Т. 18. С. 131.

4 Модус (лат. modus - мера, образ, способ) - свойство предмета, присущее ему не постоянно, а лишь в некоторых случаях.

стр. 188


Современная философия представляет пространство как философскую категорию, обобщенно выражающую факт сосуществования и сорасположенности вещей, процессов, явлений. Этот факт сорасположенности вещей выражается и отражается в таких свойствах пространства, как протяженность (метричность) и упорядоченность (топологичность).

Время есть философская категория, обобщенно выражающая факт длительности и смены явлений и событий . Это выражается в таких свойствах времени, как последовательность событий, их протяженность во времени.

Общими свойствами пространства и времени является их объективность (независимость от субъекта), бесконечность , вечность , однородность .

Вместе с тем они имеют и собственные свойства:

ПРОСТРАНСТВО

ВРЕМЯ

трехмерно (в макромире)

десятимерно (в микромире)

обратимо

безгранично

одномерно

необратимо

однонаправленно

3. Субъективная реальность. Дух и сознание

В наиболее общем понимании субъективная реальность есть совокупность явлений, относящихся к субъекту, ко всему его психологическому состоянию. Субъективная реальность описывается такими понятиями, как идеальное, дух, сознание, идея. В последнее время получило широкое распространение слово "духовность". Нередко идет речь о возрождении отечественной духовности и национального самосознания. Зачастую при этом происходит смешение понятий как следствие сложности и недостаточной разработанности проблемы в самой философии. Долгие годы разработка проблемы сознания велась либо в русле идеализма, либо в материалистической плоскости. Очевидно, анализ природы сознания должен ориентироваться не на противопоставление материального и идеального, а на выявление диалектики их объективной взаимосвязи.

Сознание тесно связано с психикой человека, о которой часто говорят как о душевной жизни. Загадка человеческой души с давних пор привлекает внимание философов, в частности, в формепроблемы души и тела : насколько автономны в своем существова-

стр. 189


нии душа и тело, оказывают ли они влияние друг на друга и если да, то что выступает определяющим. Ныне совокупность этих вопросов обозначается как "психофизическая проблема ".

Сегодня ясно, что комплекс естественных наук, включая психологию и психофизику, изучает не душу, а физические явления, связанные в нашем теле с психическими процессами. Для естествознания "душа", "дух" - понятия, имеющие проблематичный характер. Для философии это одна из центральных проблем. И познание ее осуществляется с помощью понятий "дух", "идеальное", "сознание".

Дух чаще всего понимается как совокупность всех функций сознания, сконцентрированных в конкретной личности. В известной мере дух выступает орудием сознательной ориентации человека. Нам понятна суть выражений "боевой дух", "вольный дух", "дух времени". Наряду с такого рода обыденным использованием понятие "дух" употребляется также для указания на некое запредельное явление, неподвластное человеческим ощущениям. Так, одна из заповедей православия состоит в "стяжании Духа Святаго". По сути, дух и душа - религиозные понятия, но они вместе с тем непреходящие объекты философского исследования, позволяющие провести разницу между душевной жизнью и духовной жизнью.

В христианстве дух есть действие Божией благодати, душа же рассматривается как вместилище духа. Поскольку дух есть жизнь, а жизнь раскрывается в опыте, следовательно, и дух познается только в опыте. Н. А. Бердяев в сочинении "Дух и реальность" подчеркивал: "Дух есть истина души, ее вечная ценность. В этом смысле дух имеет аксиологический характер, он связан с оценкой. Духовность есть высшее качество, ценность, высшее достижение в человеке. Дух дает смысл действительности, а не есть другая действительность. Дух есть как бы дуновение Божье, проникающее в существо человека и сообщающее ему высшее достоинство, высшее качество его существования, внутреннюю независимость и единство"5 .

Наиболее общее определение идеального - это субъективный образ объективной реальности. Он является субъективным потому, что у каждого человека имеется индивидуальное выражение и получает отражение как в формах сознания человека, так и в его деятельности. Идеальное понимается и как факт общественной, духовной, исторической деятельности. Феномен идеального обладает серьезным социальным значением, которое определяется общественным сознанием в различных его формах, культурой и т. п.


5 Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М., 1994. С. 367.

стр. 190


Исследовать сущность идеального достаточно сложно. Как бы физиолог не рассекал скальпелем мозг, он не находит в мозге ничего, кроме нервных процессов, а поэтому нередко склонен отождествить их с мыслью, с идеальным. Такой вывод исходит из положения, что функция органа помещена в самом этом органе примерно так же, как желток в яйце.

Сознание потому и носит идеальный характер, что образы в голове человека не заключают ни одного физического, химического либо другого материального свойства, именно поэтому сознание не может непосредственно восприниматься со стороны, даже при наличии самых совершенных приборов. Наука и теперь до конца не раскрыла механизм образования идеальных психических образов на базе нейрофизиологических процессов, однако, подход к решению этого вопроса дан современной философией.

Идеальность образа состоит в том, что он не содержит ни вещества отражаемых объектов, ни тех физиологических, биохимических процессов, которые происходят в мозгу. В процессе идеального отражения в структурах мозга кодируется информация о реальных объектах и процессах. Содержание этой информации, отвлечённое от мозговых процессов, и есть идеальный образ объекта. Следовательно, идеального не существует как самостоятельной, отделённой от материи субстанции. Вместе с тем оно есть содержание отражаемой и переживаемой человеком информации об объекте.

Системообразующим понятием для субъективной реальности является сознание. В общих чертах сознание - это способность человеческого мозга к идеальному воспроизведению действительности, реального мира, предполагающая наличие специфических механизмов и форм такого воспроизведения на разных его уровнях.

Биологические и социальные предпосылки сознания. Философия, опираясь на результаты естественных наук, на протяжении всей своей истории занята разработкой проблемы сознания. Ее исследование осуществлялось по двум направлениям - идеализма и материализма. Особый взгляд на происхождение и природу сознания высказывает религиозная философия и богословие.

Идеализм исходит из того, что сознанию свойственна изначальная активность. Материализм в вопросах происхождения и функционирования сознания опирается на представление о сознании как субъективном образе объективного мира. При различии подходов между ними есть общее - признание связи психики с сознанием .

При субстанциальном рассмотрении материи сознание выступает одним из важнейших ее свойств. Б. Спиноза полагал даже, что

стр. 191


сознание выступает как атрибут материи наряду с "протяжением". В упрощенном виде такой подход можно сформулировать как "вся материя мыслит". Однако многие философы, разделяя основную идею этого подхода - отказаться от привлечения идеи Творца для объяснения происхождения сознания и выявить его естественные причины - вместе с тем считают, что сознание есть лишь одна из форм более общего свойства материи. В качестве такого более общего свойства, результатом развития которого является сознание, выступает отражение. Под отражениемпонимается процесс и результат взаимодействия систем, при котором особенности одной системы в иной форме воспроизводятся в особенностях другой системы. Так, в результате взаимодействия металлического и пластилинового шариков особенности металлического шара отразятся в пластилиновом через изменение формы последнего. При таком подходе процесс развития материи, который привёл к возникновению сознания, логично рассматривать как процесс развития форм отражения , поскольку сознание тоже есть взаимодействие, но особого рода: в нем отражается окружающий мир в форме психических образов, наделенных информацией и смыслом.

В неорганической природе выделяют такие формы отражения, как механическое, физическое и химическое. Существенно, что в этом случае активного, целенаправленного использования результатов отражения еще нет, это - протоотражение, "предотражение". В органической природе две формы отражения: раздражимость (тропизмы, таксисы) и психика (начиная с возникновения зачатков нервной системы у кишечнополостных и кончая высшими животными с их безусловными и условными рефлексами). В социальной сфере бытия выделяются такие формы отражения, как индивидуальное сознание и общественное сознание. Многие философы склонны выделять в особую сферу отражения "машинное (компьютерное) сознание".

Идея о происхождении человека от обезьяноподобного предка, жившего в конце третичного периода, высказана Ч. Дарвином (1809 - 1882) в книге "Происхождение человека". Л. Г. Морган (1818 - 1889) в книге "Древнее общество" на основе синтеза археологических и этнографических материалов предложил детализированную схему исторической эволюции человеческой культуры и общества. Попытку философского обоснования тех фактов, которые привели к развитию человека от антропоидов, предпринял

Ф. Энгельс в работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека". Идеи этих мыслителей лежат в основе современ-

стр. 192


ных философских представлений о социальных предпосылках возникновения сознания: труде, общении и языке.

Речевое общение носит двусторонний характер: развитие языка "подталкивает" мышление, а развитие мышления обогащает словарный запас. Широко распространена формула: "Всё понимаю, но сказать не могу!", особенно на зачётах и экзаменах. Следует усвоить, что "понимать" - это означает уметь выразить мысль в понятиях. Неясная мысль не может быть и чётко выражена; чёткая мысль сравнительно легко находит словесное оформление. Таким образом, выступая материальной оболочкой мысли , язык:

* закрепляет результаты познания мира;

* выступает средством общения между людьми, важнейшим инструментом преемственности культуры;

* является ведущим средством развития мышления и инструментом мыслительной деятельности.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ. Категория бытия является наиболее абстрактной философской категорией и объединяет все составляющие объективной и субъективной реальности по признаку "быть", "существовать".

Современное философское понимание материи представляет собой плодотворное методологическое орудие для развития естествознания и обществоведения, а также комплекса технических наук (например, является важной составляющей фундаментального образования офицера-химика).

Неотъемлемыми атрибутами материи, формами ее бытия являются движение, пространство и время. Субстанциональная концепция рассматривает пространство и время как особые субстанции, относительно независимые от материи, реляционная концепция подчеркивает неразрывность пространства, времени, материи и движения.

Пространственные характеристики играют важную роль в формировании качеств сложных химических веществ. Основные характеристики пространства, выражающие протяженность, порядок расположения и количественные соотношения материальных объектов, используются при анализе особенностей театров военных действий, сравнительной оценке их преимуществ и недостатков, при анализе иных сторон военного дела.

Сознание представляет собой продукт длительного развития материи, функцию мозга общественного человека, которая заключается в активно-творческом отражении действительности в форме идеальных образов.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ОСНОВНЫЕ-ХАРАКТЕРИСТИКИ-ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО-БЫТИЯ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Polina YagodaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Yagoda

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. Ю. НОВОЖИЛОВ, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 10.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ОСНОВНЫЕ-ХАРАКТЕРИСТИКИ-ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО-БЫТИЯ (date of access: 12.04.2021).

Publication author(s) - В. Ю. НОВОЖИЛОВ:

В. Ю. НОВОЖИЛОВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Polina Yagoda
Kaliningrad, Russia
8772 views rating
10.09.2015 (2040 days ago)
0 subscribers
Rating
1 votes
Related Articles
Рассматриваются сравнительные определения гипотез Большого Взрыва и Нейтронной Вселенной. Различия заключаются в образовании и существовании нуклонов в своём развитии. - Место нуклонных ядер в развитии расширяющей Вселенной. - Роль гравитационного или потенциального взаимодействия между нуклонами в процессе расширения Вселенной. - Синтез и распад ядер нуклонных объектов. - Какие силы расширяют Вселенную.
Catalog: Физика 
16 hours ago · From Владимир Груздов
Проблемы гипотезы Большого Взрыва можно решить с помощью гипотезы Нейтронной Вселенной. В основу гипотезы Нейтронной Вселенной положена гипотеза образования Вселенной из нейтронного ядра, конечных размеров. При своём вращении нейтронное ядро распадалась на фрагменты, которые в свою очередь распадались на более мелкие нейтронные фрагменты.
Catalog: Физика 
Гипотеза построена в первую очередь на данных полученных Бюраканской астрофизической обсерваторией в середине двадцатого века. Многочисленные работы В.А. Амбарцумяна без спорно доказали образование крупных астрономических объектов из сверхплотных объектов, которые являются потенциально взаимодействующими связанными системами.
Catalog: Физика 
2 days ago · From Владимир Груздов
Очерки из моей жизни
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
Чтобы выделить энергию при распаде ядра, её надо накопить при синтезе. При любом распаде масса дочернего ядра увеличивается. Это заложено в основе расширения Вселенной. Когда анализируется масса-энергия при ядерных реакциях, принимается во внимание Δ
Catalog: Физика 
3 days ago · From Владимир Груздов
На последней сессии 14-го созыва Национального собрания Социалистической Республики Вьетнам господин Выонг Динь Хюэ стал новым председателем Национального собрания Социалистической Республики Вьетнам. С 98,54% голосом присутствующих делегатов проголосовали за то, чтобы утвердить, член Политбюро, секретарь партийного комитета, глава ханойской делегации XIV Национального собрания (Национальное собрание) XIV созыва Выонг Динь Хюэ был избран председателем Национального собрания, председателем государственной избирательной комиссии. Это одна из четырех важнейших руководящих должностей в госаппарате. Избрание г-на Выонг Динь Хюэ председателем Национального собрания высоко оценено отечественной и международной общественностью.
4 days ago · From V. Grachev
Причины присоединения Поволжья и Приуралья к России
Catalog: История 
4 days ago · From Россия Онлайн
"Кристаллизация" горского освободительного движения. Размышления Б. Байтугана об истории мусульман Северного Кавказа и Дагестана
4 days ago · From Россия Онлайн
Великая княгиня Елена Павловна
Catalog: История 
4 days ago · From Россия Онлайн
При любом взаимодействии масс, на любом уровне, создаются потенциалы взаимодействия масс в любых процессах расширения Вселенной. Этим определением рассмотрим вопросы, связанные с массой и энергией взаимодействующих объектов. Когда объекты (частицы, молекулы) потенциально взаимодействуют, они создают градиенты потенциального взаимодействия. Эти градиенты регулируют энергию и массу объектов и Вселенной в целом.
Catalog: Физика 
4 days ago · From Владимир Груздов

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones