Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-8045

Share with friends in SM

(Историческая справка)

XVIII с'езд партии по докладу тов. Молотова о третьем пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР принял решение о том, чтобы превратить Северный морской путь в нормально действующую водную магистраль, обеспечивающую планомерную связь с Дальним Востоком.

Это решение имеет чрезвычайно важное значение как для дальнейшего укрепления оборонной мощи нашей страны, так и для роста ее экономических сил, ее благосостояния. Это решение в то же время подводит итог многовековой борьбы человечества за освоение суровой Арктики, подчинить которую интересам человека оказалось по силам лишь социалистической Стране советов.

Советская страна помнит усилия и жертвы своих предшественников, чей труд облегчил дело завоевания Северного морского пути. В списке прославленных и неизвестных борцов, штурмовавших в одиночку и небольшими группами исторический Северовосточный проход, ведущее место принадлежит исследователям нашей родины.

1

Первые письменные сообщения о север-вой области Европы оставили народы средиземноморской области Южной Европы: греки и финикияне.

Еще у Геродота (V век до нашей эры), описавшего климат Скифии (страны, лежавшей на север от Черного моря), мы находили указание на то, что на севере Скифии в течение восьми месяцев непрерывная зима и в остальные четыре месяца стоят холода, что "море замерзает, так что скифы толпами переходят по льду, переезжают по нему в повозках на другой берет"1 . Подобная характеристика может подходить только к антиподу Черного моря - Белому морю.

В то же время великие мореплаватели древности - финикияне - отваживались плыть к северным берегам Европы и берегам Испании, Франции, до полуострова Бретань и Оловянных (Британских) островов.

К более высоким широтам плавал грек Пифей. Он был астрономом и географом, жил в Массалии (Марсель) и с научной целью отправился в плавание на север в 325 году до вашей эры. Пройдя через Гибралтарский пролив, Пифей плыл вдоль берегов Испании, обогнул с запада Британские острова и поплыл к северу от них. Па самой северной из посещенных им земель он заметил, что "ночь была совсем короткая и продолжалась местами два, а местами три часа". Это позволяет установить, что Пифей достиг 64 1/2 - 65° северной широты. Най-

1 Геродот "История". Кн. IV, стр. 309. М. 1885.

стр. 108
денную здесь страну он назвал Туле. Был он по всей вероятности, у западного берега Северной Норвегии. Здесь от местных жителей Пифей узнал, что в расстоянии, одного дня пути к северу от этой страны лежит "свернувшееся море" ("mare coneretum"), т. е. море, покрытое льдами.

Дальнейшие полярные исследования и первые полярные плавания вдоль северных берегов Европы были совершены через значительный промежуток времени и уже представителями народов Северной Европы.

Норман по имени Отар жил в самой северной из заселенных провинций Норвегии, в Гельголанде, (под 60° северной широты). Занимаясь охотой на моржей и китов, он продвинулся еще дальше па север. Примерно в 870 - 830 годах он плавал вокруг Скандинавии и заходил в Белое море. В следующее путешествие на юг он оказался в Англии, где английский король Альфред записал с его слов рассказ о самом северном путешествии. Альфред приложил свою рукопись о путешествии Отара к английскому изданию книги Павла Орозиуса "De miseria Mundi".

Таким образом, Отар открыл начало Северного морского пути - путь из Норвегии в Белое море.

Этим открытием воспользовался в 920 году Эрик Красная Секира, который нашел устье Северной Двины. Северная сага передает цель поездки Эрика: он "убил множество народа, опустошил страну и взял несметные богатства"1 . Сын Эрика, Харальд Серый Плащ, в 965 году по примеру отца отправился в устье Северной Двины и "блестящий меч свой окрасил в кровавый цвет". Сата рассказывает и о внуке Эрика по имени Эйрик, который также разбойничал в этих местах, и о викинге Торере Собаке (1026 год), убивавшем людей и разрушавшем жилища по Северной Двине.

В IX веке на берегах Студеного моря стали появляться русские. А к началу XII века русские начали закрепляться в устье Северной Двины. К этому времени, повидимому, и следует отнести первые морские плавания русских в Белом море. В начале XIII века жители Терского (южного) берега Кольского полуострова уже платали дань Новгороду.

Новгородцы, первыми колонизовавшие беломорский север, не ограничились плаванием к Терскому берегу, а продолжали этот путь, повторив в обратном направлении путешествие Отара. Норвежские источники говорят о походах русских на родину Отара, в Гельголанд, в 1316 году и в 1323 году.

Торговые и рыболовные поездки норвежцев, посещавших Белое море, легко переходившие в грабеж и разбой, заставили русских построить в 1342 году в устье Северной Двины крепость Орлец. А в 1435 году на Соловецких островах Белого моря вырос Соловецкий монастырь экономический форпост Новгорода; после падения независимости Новгорода Соловецкий монастырь стал оплотом господства Московского государства, на севере. Самым западным русским поселением на мурманском берегу была Кола (современный Мурманск), по некоторым источникам, основанная в X веке.

Рыболовство, охота на морского зверя и торговля толкали русские парусные суда - ладьи - в Белое море, к мурманским берегам, и к северным берега" Норвегии. Путь этот стал будничным для русских поморов.

Русские промышленники и ратные люде стремились на север ради "драгоценной рухляди" - мехов. Погоня за мехами привела новгородцев уже в самом начале XI века на Печору и вскоре - за "Камень" (Уральские горы), в низовье Оби, или в Югорскую землю. Русские ладьи вскоре же опустились вниз по Мезени и Печоре и вышли в Ледовитый океан. Обилие рыбы и моржей, ценимых за "рыбий зуб" наравне с пушниной, рано побудило русских ознакомиться с открытым полярным морем со стороны Печоры. В устье Печоры возникло промысловое поселение, а к концу XV века "град зарубили в месте тундряном, студеном и безлесном"; так возник Пустозерский острог в устье Печоры.

К концу XV века русские хорошо ознакомились со всем побережьем от западных берегов Норвегии до острова Вайгач.

Вот почему думский дьяк и московский посол в Дании Григорий Истома, узнав о

Корабль викингов, найденный в Озеберге.

Норвегия.

1 В. Визе "Моря Советской Арктики", стр. 8 - 9. Л. 1936.

стр. 109

Один из первых русских кораблей в Ледовитом океане.

войне между Данией и Швецией, избрал для своего возвращения в Данию наиболее безопасный путь - морем из устья Северной Двины вокруг Скандинавии1 .

А другой московский посол, по имени Власий, посланный несколькими годами позднее к датскому королю Иоанну, по словам Герберштейна, приплыл "к самому норвежскому городу Бергену" и далее "прямою дорогою прибыл он в Гарнию (Копенгаген), столицу Дании"2 .

Таким образом, опыт скандинавов и плавания русских давали достаточно материала для географического познания европейского севера в XV и XVI веках. На этой основе появляется в 1539 году карта севера, составленная шведским епископом Олаем Магнусом, на которой северным пределам Скандинавии даны правдоподобные очертания.

В последнее десятилетие XV века произошли события огромного значения: была открыта Америка и найден морской путь в Индию и Китай. Быстрое обогащение стран, освоивших и укрепивших "свою" южную дорогу в Индию и Китай, вызвало в других державах Западной Европы стремление найти дорогу в Индию в другом направлении, а именно путь через север Европы и Азии.

Практическим попыткам плавания в этом направлении предшествовал период накопления сведений путем знакомства с древней и средневековой литературой о севере, путем расспросов жителей севера.

Летом 1525 года к папе Клименту VII прибыл от московского князя Василия посол Дмитрий Герасимов. Некий Павел Иовий тщательно выспросил московского посла и с его слов написал в том же, 1525 году книгу с описанием Московии. Иовий писал, что Московское государство окружено обширным океаном, по которому, держась все время правого берега, можно доехать до Китая. Одновременно с написанием книги Иовий заказал итальянскому картографу Баттисте Агнезе карту Московии по данным, полученным от Дмитрия Герасимова. Карта с пометкой "Октябрь 1525 года" вошла в рукописный атлас, опубликованный Агнезе в 1554 году3 .

После выхода книги Иовия новые сведения о северных плаваниях сообщил С. Герберштейн в своих "Записках о московских делах", появившихся в первом

1 С. Герберштейн "Записки о московских делах", стр. 184 - 183. 1908.

2 Там же, стр. 188.

3 "Материалы по истории русской картографии, собранные В. Корк". Вып. 1-й, стр. 3 - 5 и карта III. Киев. 1899.

стр. 110

Встреча Ченслера с русскими в Холмогорах. 1553 год.

издании на латинском языке в Вене в 1546 году. Кроме слышанных рассказов о плаваниях Истомы и Власия вокруг Скандинавии на запад Герберштейн узнал о северной морской дороге на восток. Он писал об этом следующее: "Об этом доставлено было мне некое писание на русском языке, содержащее расчет этого пути..." Рассказав после этого о морской дороге до устья Оби, он далее писал: "...оставив Сосву справа можно добраться до реки Оби, ширина ее простирается до 80 верст. Если подниматься по р. Оби до устья реки Иртыш, это составит три месяца пути. От устья реки Иртыш до крепости Грустины два месяца пути, отсюда до Китайского (Зайсан) озера, в котором река берет свои истоки, более чем три месяца пути. От этого озера приходят в весьма большом количестве черные люди, не владеющие общепонятной речью, и приносят с собою разнообразные товары, прежде всего жемчуг и драгоценные камни..."1 .

Книга Герберштейна читалась с большим интересом; только в XVI веке она выдержала 6 изданий на латинском языке, 5 - на немецком и была переведена на итальянский и на чешский языки.

Норденшельд высказал небезосновательное предположение о том, что итальянский перевод "Записок" Герберштейна, сделанный уже в 1550 году, мог дойти до итальянца Кабота, служившего в Англии главным начальником лоцманов. Норденшельд допускает, что Кабот после знакомства с "Записками" имел непосредственное влияние на отправку экспедиции Виллоуби - Ченслера, так как снаряжал эту экспедицию он.

Итак, Англия начала свою морскую деятельность посылкой экспедиции для отыскания Северовосточного прохода. Три корабля отплыли от берегов Англии в 1553 году. Плаванье было неудачным. У северных берегов Норвегии буря раз'единила корабли. Два судна с начальником экспедиции Виллоуби стали на якорь у устья Варсины на восточном Мурмане; Виллоуби решил здесь перезимовать. На следую-

1 С. Герберштейн "Записки о московских делах", стр. 127 - 130. 1908.

стр. 111
РУССКАЯ КАРТА СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА, ОБНАРОДОВАННАЯ В 1614 ГОДУ ИСАКОМ МАССА В ГОЛЛАНДИИ

1 Монастырь Архангельский

2 Кошки

3 Канин нос

4 Чешская губа

5 О. Колгуев

6 Печера

7 О. Матвеев

8 Долгой остров

9 Новая Земля

10 Вайгач

11 Кара

12 Шараповы Кошки

13 Мытная

14 Белый остров

15 Обь

16 Волок

17 Зеленая

18 Тазовская губа

19 Сибирь

20 Мангазея

21 Волок

22 Енисей

стр. 112
щий год русские рыбаки нашли здесь два корабля и много трупов, среди них тело Виллоуби. Из найденного дневника Виллоуби стало известно, что, пристав к берегу, он послал матросов на разведку, но не нашел поблизости жилья. Экспедиция была плохо подготовлена для полярной зимовки, ощущала острый недостаток в продовольствии, зимней, одежде и топливе. Многие умерли от цынги и голода в первую половину зимы, а после января 1554 года не осталось никого из 63 человек экипажа.

Третий корабль англичан, под начальством капитана Ченслера, благополучно достиг устья Северной Двины у Холмогор и завязал торговые сношения с русскими. Отсюда Ченслера, назвавшего себя королевским послом, доставили в Москву к Ивану Грозному в сопровождении почетной стражи, но "с доглядкой" за ним. В Москве Ченслер договорился о выгодной торговле между Англией и Московским государством и вернулся к себе на родину. В результате путешествия Ченслера между Москвой и Англией были установлены дипломатические и торговые отношения.

На следующий год Ченслер приехал вновь тем же путем. При возвращении из второго путешествия корабль Ченслера потерпел крушение и Ченслер погиб. Но плавания англичан на север продолжались.

Пока английские купцы торговали с Московским государством, Борро, спутник Ченслера, а позднее Пит искали дорогу в Китай. По свидетельству Борро, он, прибыв со своими кораблями в Колу в 1556 году, встретил там 30 русских парусных судов. "Паши суда, - пишет он, - посетили многие русские со стоявших здесь (в Коле) судов и пояснили, что они также намерены плыть на север для боя моржей и ловли рыб"1 .

Узнав от поморов, что они идут к Печоре, Борро присоединился к их каравану. Он хвалит русских моряков за морское искусство, смелость, честность: "русские ладьи шли гораздо быстрее нас, - писал Борро, - но, согласно данному обещанию (показать дорогу до Печоры), часто спускали паруса... чтобы подождать нас"2 .

У устья Мезени Борро нашел 20 русских кораблей, а к востоку от устья Печоры видел 1 русский корабль и говорил с его кормчим, который обещал, если улучшится погода, проводить Борро к устью Оби3 .

Артур Пит производил поиски Северовосточного прохода в 1580 году. Он достиг Гусиной Земли на западном берегу Новой Земли, а потом, лавируя и борясь со льдами, прошел через Карские ворота (пролив между островами Вайгачем и Новой Землей) и первым из западноевропейских мореплавателей прошел в Карское море. У входа в гавань на западном берегу острова Вайгач он видел русские кресты.

Плавания русских на острова Вайгач и Новую Землю в XVI веке не были редкостью. В одном документе, опубликованном Перчасом и относящемся к 1584 готу, говорится, что "холмогорны ездят на Новую Землю ежегодно"4 . О первом плавании русских на Новую Землю писал в начале XVII века итальянец Мавро Урбино в следующих словах: "Русские, плавающие по Северному морю, открыли около 107 лет тому назад остров, дотоле неизвестный... подверженный вечной стуже. Он превосходит величиною о. Кипр и показывается на картах под названием Новая Земля"5 . Выходит, что открытие русскими Новей Земли относится к началу XVI века.

Сведения о богатствах русского севера и о морской дороге к нему получили в Голландии от голландца Оливье Брюнеля. Голландия отвоевав себе политическую независимость, взялась за поиски Северо-восточного прохода.

Брюнель плавал из Колы в Холмогоры на русских судах (в 1565 году), а потом

Вильям Баренц.

1 Путешествие А. Е. Норденшельда и т. д., стр. 209.

2 Там же, стр. 210 - 211.

3 Там же, стр. 215.

4 В. Визе "Моря Советской Арктики", стр. 18. 1936.

5 Так же, стр. 18.

стр. 113
поступил на службу к купцам Строгановым: и совершил два путешествия к низовью Оби. В первый раз он шел к Оби но суше, я, второе путешествие совершил морем из устья Печоры. Вернувшись в Голландию, он содействовал посылке экспедиции на северо-восток в 1584 году, но голландские суда не смогли пройти через Югорский Шар (пролив между материком и островом Вайгач), а на обратном пути, нагруженные пушниной, слюдой и годным хрусталем, потерпели крушение у Печоры.

Следующая голландская экспедиция была снаряжена в 1594 гаду в составе 4 кораблей; одним из них командовал Вильям Баренц.

Плывя от Сухого Носа вдаль берега Новой Земли, он видел 2 русских креста. Льды у северной оконечности Новой Земли заставили Варенца повернуть назад. На обратном пути у югозападного берега Новой Земли, у Костина Шара, на мысе он видел русские кресты, 3 деревянных дома, корпус оставленного русского корабля длиной в 12 метров, несколько мешков муки и несколько могил.

На следующий, 1595 год Баренц вновь прибыл с экспедицией в 6 кораблей. На этот раз все корабли пошли к Югорскому Шару. Они дождались очищения Югорского Шара от льдов и вступили в Карское море, но дальше их путь преградили льды. Только один Баренц был намерен бороться со льдами, остальные капитаны решили (большинством голосов) повернуть назад.

В 1596 году состоялась новая голландская экспедиция. Начальниками судов назначили Нея и Гомскерка, а Баренц согласился поехать штурманом на корабле Гомскерка; на том же корабле ехал Геррит де Фер, оставивший описание этого путешествия. Вначале корабли, по совету Нея, взяли курс к Шпицбергену, но, встретив льды, вернулись к острову Медвежий (на полпути между Шпицбергеном и материком). После этого корабли разделились и Баренц, подойдя к Новой Земле у Крестовой губы, поплыл вдоль берега. Он обогнул Новую Землю с севера, но, укрываясь от наступающих льдов, зашел' в бухту. Льды окружили и сжали корабль, повредив его. Из обломков корабля пришлось построить на берегу дом.

В начале мая 1597 года участники экспедиции с трудом починили и оснастили две шлюпки. Люди были очень слабы, некоторых мучили последствия цынги. Особенно плохо чувствовали себя Баренц и один матрос; оба они умерли в начале обратного плавания. Лодка с 15 человеками команды медленно двигалась вдоль западного берега Новой Земли в сторону материка. Южнее пролива Маточкин Шар голландцы зашли в Строгановскую бухту, где, к великому изумлению и радости, нашли две русских лодки с людьми. "Двое из них, - "пишет де Фер, - дружески похлопали по плочу меня и капитана, узнавши нас по прошлой встрече... на Вайгаче..." Русские дали голландским морякам "круглый ржаной хлеб и несколько прокопченых птиц"1 .

Доплыв до материка, голландские лодки свернули к западу и у Колы встретили корабль Пея, на котором возвратились домой.

Голландия к тому времени нашла с помощью своего соотечественника капитана Гутмана дорогу в Индию вокруг берегов Африки и потому охладела к поискам Северовосточного прохода. Но след, оставленный экспедициями англичан и голландцев, был весьма значительным. Торговая с Англией, а позднее с Голландией через новый порт Архангельск очень оживила весь северный край Московского государства, от Карелии до Оби. Во второй половине XVI века увеличился приток поселенцев на север. Значительно возросли к этому времени и географические познания русских о своем севере, о чем убедительно говорит старая русская карта севера, изданная в Голландии в 1614 году. На крайнем западе русского побережья Ледовитого океана вырос Печенгский монастырь; в течение XVI века он вел обширную торговлю и в нем строились морские суда. А на востоке, в крайней из посещаемых русскими точек, в Обской губе на реке Таз, вырос поселок, перестроенный в 1601 году в город Мангазею, куда суда ходили через Ямальский волок.

Дальнейшее знакомство русских с азиатским побережьем Ледовитого океана совершалось параллельно с закреплением за Москвой огромных пространств Сибири. Продвижение на восток в северной области Сибири шло из Мангазеи. Дорогу на Лену открыл в 1620 году мангазейский промышленник Пенда. А в 1636 году казак Елисей Буза, спустившись вниз по Лене, поплыл на запад, где нашел реку Оленек. На следующий год он поплыл на кочах на восток от устья Лены и вышел к реке Яне. Иван Ерастов в 1638 году дошел "посуху" до Индигирки и из устья этой реки, плывя на восток, нашел реку Алазею. Собранную здесь "ясачную казну" он отправил морем в устье Лены, а сам в 1646 году перешел на Колыму.

Казаки, обосновавшиеся на Колыме, разведали о большом море на востоке (Тихом океане); эту весть первым донес в Якутск, казак Иван Москвитин в 1639 го-

1 См. "Материалы по истории русской картографии", стр. 12 и карта XXXI. 1899.

стр. 114

Внутренний вид дома Баренца, построенного на Новой Земле.

ду. Вскоре казак Михаил Стадухин узнал от местных жителей о большой реке Анадырь, несущей воды в море на восток от Колымы. Казак Исай Игнатов, пытавшийся плыть на восток от устья Колымы и вынужденный вернуться, доносил: "За Колымою рекою на море моржа и зубу моржового (у местного населения) добре много".

Перспективы плавания на восток от Колымы оказались в одинаковой степени привлекательными как для промышленников, так и для царского правительства, которое предвкушало организовать в тех местах большой сбор "ясака". В 1648 году была снаряжена экспедиция на 6 кочах в составе 90 человек. Здесь были люди промышленника Федота Алексеева, ехавшего на промысел, и казаки под начальством Семена Дежнева. Возвратившись через Р. лет из экспедиции, Семен Дежнев донес в Якутск: "А с Колымы реки идти морем на Анадырь реку есть нос, вышел в море далеко.., а против того носу есть два острова (острова Диамида), а на тех островах живут чукчи (самоеды), а лежит тот нос промеж сивер на полуношник, а с русскую сторону носа признака: вышла речка, становье тут у Чухочь делано... и нос поворотит кругом к Онадыре реке подлегло, а добраго побегу от носа до Онадыря реки трои суток, а боле нет"1 .

Открытие Дежневым морского пути из Ледовитого океана в Тихий стало достоянием большой гласности. Юрий Крижаныч" живший в ссылке в Сибири с 1661 по 1676 год, опубликовал в 1680 году книгу "Historia de Sibiria", в которой писал: "Сомнение это (соединяется ли Ледовитый океан с Тихим) в самое последнее время было разрешено воинами Лепотой и Нерчинской области... (они) утверждают, что сказанные моря ничем друг от друга не отделены"2 .

Через 11 лет после возвращения С. Дежнева из путешествия был составлен по указу царя Алексея Михайловича "за свидетельством всякого чина людей и по высмотру стольника и воеводы Петра Годунова с товарищем" большой чертеж Сибири и "придан тиснению" в Тобольске в 1667 году. Как в первом падании Чертежной книги Сибири в 1667 году, так и во втором, выпущенном в 1672 году, показан морской путь из устья Лены в Ки-

1 Л. Берг "Известия о Беринговом: проливе и его берегах до Беринга и Кука". Статья в "Записках по гидрографии" Т. II. Вып. 2-й, стр. 91. 1919.

2 Там же, стр. 105.

стр. 115
тай, вокруг северовосточной оконечности Азии (этот мыс во втором издании чертежа назван Необходимый Нос).

На голландской карте Витсена, отпечатанной в 1687 году, этот Необходимый Нос обозначен на месте мыса Дежнева.

Капитан-командор русской службы Беринг, посланный Петром I в 1725 году для разведки пути из Ледовитого океана в Тихий, был уверен в том, что пролив между Азией и Америкой существует. Находясь в пути, он писал из Енисейска в 1725 году: "Если б определено было идти с устья Колымы до Анадыря, где пройти всемерно возможно, о чем новые Азийские карты свидетельствуют, и жители сказывают, что прежь сего сим путем хаживали, то могло б быть исполнено желаемое (найден" пролив, разделяющий Азию от Америки) с меньшим коштом"1 .

Опираясь на открытие Дежнева, используя имевшиеся в то время карты, совершил Беринг свои экспедиции.

Первая его камчатская экспедиция (1725 - 1730 годы), предпринятая "по требованию я желанию как С. -Петербургской, так Парижской и иных Академий" и по указу Петра I, удачно выполнила свою задачу: Беринг записывал и определял местонахождение встречающихся мысов, гор и берегов, измерял глубины моря.

Оценивая труды экспедиции Беринга, великий мореплаватель Джемс Кук писал: "Я обязан воздать справедливую похвалу памяти почтенного капитана Беринга; наблюдения его так точны, и положение берегов означено столь правильно, что просто удивляешься, как мог он достигнуть этого, работая с такими примитивными инструментами... Широта и долгота определены им так верно, что лучшего нельзя и ожидать".

Плывя от восточного берета Камчатки на север, Беринг обогнул мыс, названный им Чукотским, и нашел к востоку от него неизвестный остров, названный им островом Св. Лаврентия. Отсюда с корабля было замечено, что берег имеет направление к западу. Проведя свой корабль вдоль берегов Ледовитого океана на 70 миль, Беринг убедился, что им найдена северовосточная оконечность Азии. Тогда Беринг вызвал наверх членов экспедиции и об'яснил им, что "надлежит ему против указу, возвратиться обратно".

По возвращении в столицу Беринг в 1730 году вместе с отчетом об итогах своей экспедиции внес предложение о продолжении начатых работ по изучению берегов и условий мореходства на северо-востоке России; он предлагал "выведывать северные земли пли берега Сибири". При этом Беринг ставил практическую задачу открытия путей для торгового мореплавания; об этом он писал: "По неже надежду имею, что там нарочитые места можно находить и ежели возможность допустить и с японами торг завесть, чего б не малой прибыли Российской империи впредь могло оказаться".

В 1732 году был издан правительственный указ о посылке под начальством Беринга большой экспедиции для описи русских северных берегов. Ввиду грандиозных размеров береговой линии, которую надо было изучить, Беринг разделил работу между пятью отрядами.

Первый отряд, выступивший из Архангельска в 1734 году, после огромных усилий и четырехлетней борьбы со льдами дошел до устья Оби, нанеся на карту материковый берег Карского моря и трудно доступный Яма лычки и полуостров. Этот отряд, руководимый Малыгиным, Скуратовым и Сухотиным, располагал не лучшими средствами для полярного плавания нежели англичане и голландцы, безуспешно искавшие в XVI веке морскую дорогу в Обь.

Кошелев и Овцина, плывшие из Оби на восток, после двух лет усилий обогнули Гыданский полуостров и вступили в устье Енисея.

Судьба третьего и четвертого отрядов, действовавших из устья Лены, полна трагизма. Лейтенант Прончищев повел дубель-шлюпку из устья Лены на запад. В первую навигацию ему удалось обогнуть устьленские острова (так как он не нашел западного рукава Лены и вышел в океан через восточную протоку), он дошел до реки Оленек. После тяжелой одиннадцатимесячной зимовки его отряд двинулся на запад "через великую нужду" среди льдов "узостью в несколько саженей". Берег повернул на север, это был Таймырский полуостров. Плыли к северу, пока густой туман и сплошные льды не вынудили повернуть судно назад. Прончищев не дошел несколько минут градусного измерения до северной оконечности Таймыра. По дороге к месту зимовки он умер от цынги, а вскоре умерла и его жена первая русская полярница и единственная женщина, участвовавшая в северной экспедиции.

На смену Прончищеву пришел лейтенант Харитон "Лаптев, который вместе с геодезистом Чекиным и штурманом Челюскиным, действуя с суши, описал за 3 года западный и восточный берега Таймыра. В 1742 году Челюскин с суши достиг и нанес на карту самую северную оконечность Азии - современный мыс Челюскина.

1 Л. Берг "Известия о Беринговом проливе и его берегах до Беринга и Кука". Статья в "Записках по гидрографии". Т. II. Вып. 2-й, стр. 109 - 110. 1919.

стр. 116

Вспомогательные суда Беринга.

Со старинной гравюры.

Четвертый отряд имел поручение описать побережье к востоку от устья Лены. Благодаря плохому Снаряжению он весь (52 человека) погиб от цынги в первую же зимовку. Новый отряд во главе с Дмитрием Лаптевым преодолевал огромные трудности и, проработав 3 года, нанес на карту берег от Лены до мыса Баранова. Оставалась некоторая часть побережья до мыса Дежнева, не посещенная северной экспедицией, но там до них бывал Дежнев.

Пятый отряд, под руководством Беринга, описал тихоокеанский берег от мыса Дежнева до южной оконечности Камчатки, нанес на карту берега Охотского моря. Возвращаясь в 1741 году с Алеутских островов, Беринг погиб на одном из Командорских островов.

Заслуживает удивления колоссальная работа, проделанная членами северной экспедиции в труднейших условиях. На карту впервые была нанесена береговая линия Ледовитого океана от Белого моря до Колымы на протяжении 120° долготы. По тяжести условий работы, по сложности преодоленных затруднений, по проявленному мужеству, наконец, по значению трудов северная экспедиция по праву называется у нас Великой русской северной экспедицией, а имена ее главных деятелей: Беринга, братьев Харитона и Дмитрия Лаптевых, Прончищева, Челюскина и др. - стоят в ряду славнейших деятелей человечества.

Результаты деятельности северной экспедиции вдохновляли великого русского ученого, выросшего у берегов Студеного моря, - Михайло Ломоносова. Сам он пишет в "Рапорте Ломоносова о его трудах и упражнениях в науках с 1751 по 1756 гг.", о том, что он в 1755 году "сочинил письмо о северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном". Продолжая работать над этим вопросом, Ломоносов написал в 1762 году "Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможности проходу Сибирским океаном в Ост-Индию". Ломоносов предлагал плыть на больших широтах, предполагая, что на широте 80° море может быть свободно ото льдов. Ломоносов предложил Павлу Петровичу в бытность его великим князем и адмиралом русского флота послать экспедицию по Северному морскому пути и добился ассигнования необходимых средств и назначения начальником ее капитана-командора Чичагова. В помощь Чичагову Ломоносов разработал обстоятельную инструкцию, дошедшую до нашего времени, и обучил штурманов правильным приемам работы с физическими и астрономическими приборами. Наконец, в 1765 году экспедиция отправилась в плавание, но исход ее был неудачен: корабли, встретив льды, возвратились в Архангельск. Незадолго до этого Ломоносов умер. Вторая экспедиция Чичагова, предпринятая на следующий год, окончилась так же безуспешно.

стр. 117

А. Норденшельд.

В дальнейшем русские исследователи продолжали изучать малоизвестные и вовсе не известные участки Северного морского пути. Лейтенант Розмыслов в 1767 году, по указанию кормщика Якова Чиракова, посетил и занес на карту пролив Маточкин Шар, разделяющий Новую Землю на два острова; тем самым была найдена еще одна дверь в Карское море, что в будущем очень облегчило плавание кораблей в западной части Северного морского пути. Экспедиции Лазарева (1819 год) и Литке (1821 - 1824 годы) значительно увеличили познания о Новой Земле, преграждающей с запада Северный морокой путь. Но особенно ценные гидрографические описания беретов Новой Земли произвели две экспедиции под начальством выдающегося организатора и неутомимого исследователя, поручика корпуса штурманов П. К. Пахтусова.

В 1770 году купец Ляхов посетил группу острогов, открытых в 1712 году Меркурием Ваниным с товарищами, к северу от материка, между устьями Яны и Индигирки. Правительство тогда присвоило им имя Ляхова. А. Санников, служащий наследников Ляхова, открыл к северу от Ляховских островов Новосибирские о спроса.

В 1820 - 1824 годах лейтенант Анжу нанес на карту материковый берег от Колымы до Лены и острова Ляховские и Новосибирские, а Врангель дал картографическое описание побережья Ледовитого океана от Колымы до Колючинской губы и описал острова. Наблюдая морские течения, Врангель сделал предположение том, что к северу от материка находится остров значительных размеров, и при составлении карты посещенных им мест он нанес контуры этого острова. Труды Анжу и Врангеля дали опись 3 тысяч километров береговой линии. Берег от Колючинской губы до мыса Дежнева нанесла на карту экспедиция Сарычева в 1793 году.

Огромный труд по первоначальному изучению Северного морского пути подходил к концу; он был выполнен силами русских поморов, казаков, промышленников, моряков и ученых и стоил больших жертв.

2

Во второй половине XIX века инициативу использования Северного морского пути для тортовых целей взяли на себя русские купцы А. Сибиряков, М. Сидоров, придерживавшиеся прогрессивных взглядов. По стремление к освоению Северного морского пути при царизме неизбежно связывалось с хищническим истреблением природных богатств края и самой безудержной и бесконтрольной эксплоатацией местного населения. Появление крупных купцов на далеком севере не уменьшало, а лишь увеличивало обнищание коренного населения севера.

М. Сидоров в 1862 году снаряжает два корабля под начальством Крузинштерна-сына для плавания к востоку от Печоры. Слабые корабли не были в состоянии выдержать даже небольшую борьбу со льдами и скоро стали пленниками льдов, а команда, переплыв на дрейфующей льдине все Карское море с запада на восток, благополучно сошла на берег.

Шведский зверолов Э. Иогансен в 1869 году на парусном судне проплыл, почти не встречая льдов, вокруг западного берега Новой Земли, прошел через Карские ворота в Карское море, пересек его до берегов Ямала и благополучно возвратился. На следующий год Иогансен вновь прошел в Карское море и от берегов Ямала поплыл к северу, обогнув северную оконечность Новой Земля. В 1876 году английский капитан Виггинс, не встретив льдов в Югорском Шаре и Карском море, прошел на грузовом пароходе на восток до долготы устья Енисея.

Удачный исход плаваний Иогансена и Виггинса возродил научный интерес к северному плаванию. Замечательный знаток севера Норденшельд прошел на специально построенной для северного плавания яхте "Прёвен" через Югорский Шар в Карское море, переплыл его, не встретив льдов, и, продвигаясь на восток, дошел до Енисея. Русский горнозаводчик Сибиряков дал средства для экспедиция Норденшельда на следующий год. Норденшельд дошел

стр. 118
па пароходе "Имер" до устья Енисея и здесь оставил товары, привезенные из Европы. В том же, 1876 голу и почти одновременно с Нордельшельдом в устье Енисея прибыли еще два корабля; один из них снарядил Сибиряков (капитаном был Виггинс), а другой принадлежал М. Сидорову. Торговое мореплавание по Северному морскому пути налаживалось, но оно еще зависело от многих случайностей и не было поддержано царским правительством. Наоборот, царское правительство чинило всевозможные препятствия смельчакам, пытавшимся в одиночку изучать и осваивать Арктику.

В условиях капитализма мореплавание по мало изученному Ледовитому океану было связано с высокими страховыми премиями на суда и товар, сопровождалось большим риском потопления того и другого. Частнопредпринимательское плавание в Ледовитом океане вскоре прекратилось.

Неутомимый полярный исследователь Норденшельд задумал пройти весь Северный морской путь. Средства для его экспедиции дали Сибиряков, шведский купец Диксон, и шведский король.

Для перехода через Ледовитый океан был приобретен проход "Вега", сделанный из дуба и приспособленный для рыболовства в Полярном море. Второй, меньший корабль экспедиции - "Лена" - был выстроен в Швеции из бессемеровской стали. "Лена" во время плавания посылалась для разведки льдов. Поход начался в 1878 году. Ледовые условия в том году на всем протяжении плавания Норденшельда были чрезвычайно благоприятными. Экспедиция благополучно достигла устья Енисея, где два угольщика, сопровождавшие экспедицию, перегрузив озон запасы угля на "Вегу" и "Лену", вошли в Енисей и нагрузились хлебом для Европы; "Вега" и "Лена" пошли на восток. Они достигли" северной оконечности Евразии - мыса Челюскина - и поплыли далее по морю Лаптевых. Подойдя к устью Лены, пароход "Лена" поднялся вверх по реке до Якутска, а "Вега" продолжала намеченный путь и за устьем Лены повстречала первые льды. Пройдя мимо Ляховских островов к Колючинской губе, когда да Берингова пролива осталось 222 километра, "Вега" была затерта льдами и осталась здесь зимовать. Научные работники экспедиции использовали эту зимовку для собирания географических материалов по Чукотке. В начале навигации следующего года "Бега" освободилась из ледяного плена и через два дня плавания вышла через Берингов пролив в Тихий океан, а дальше по южным морям прошла вокруг Азии и Европы и возвратилась в Скандинавию. Так совершилось первое сквозное плавание по Северному морскому пути.

Посланный в 1893 году для поисков зазимовавшего корабля Норденшельда пароход де Лонга "Жанетта" при попытке пройти к Северному полюсу был затеет льдами у берегов острова Врангеля. Остров этот был открыт де Лонгом и назван им: по имени Врангеля, впервые высказавшего предположение о существовании к северу от материка большого острова. На исходе двадцать второго, месяца дрейфа льды раздавши "Жанетту". Экипаж ее продвигался к материку пешком и в лотке в течение трех месяцев со страшными мучениями. Уцелело всего несколько человек; де Лонг погиб, оставив дневник, который он вел до последнего дня своей жизни. Участник экспедиции де Лонга, механик Мальвиль, написал книгу о дрейфе "Жанетты".

Фритиоф Нансен в 1895 году намеревался повторить дрейф вещей с "Жанетты", вынесенных к берегам Гренландки, и совершил плавание вдоль северных берегов Европы и Азии до Новосибирских островов, откуда начался его дрейф в западном направлении.

В связи с постройкой Сибирской железной дороги в конце прошлого века царское правительство образовало "Гидрографическую экспедицию Северного Ледовитого океана". Ей был" поручено оборудовать западную часть Северного морского пути для проводки кораблей из Европы, груженых рельсами для вновь строящейся железной дороги. Тогда же были построены (с 1898 по 1904 год) знаки в проливах,

Чукчи удят рыбу.

стр. 119

Шалаш чукчей.

ведущих в Карское море и дальше, до устья Оби. Это позволяло к 1905 году провести по этому пути 22 парохода. Но предпринятые меры были лишь первым и явно недостаточным шагом для нормального судоходства даже в этой ограниченной части Северного морского пути.

Гибель русской эскадры под Цусимой побудила царское правительство заинтересоваться использованием Северного морского пути.

В 1906 году русские ученые Шокальский и Толмачев настаивают на исследовании менее известной, восточной части Северного морского пути, от Енисея до мыса Дежнева. В 1907 году правительство приступает к постройке двух ледокольных транспортов - "Таймыр" и "Вайгач" - водоизмещением по 1200 тонн. Для своего времени это были сильные корабли. Они имели машины в 1200 индикаторских сил; их корпусам придавалась форма нансеновского "Фрама", рассчитанная на выпирание судна при сжатии льдами.

Позднее были построены или приобретены ледоколы, носящие ныне названия "Литке" (1907 год), "Красин" (1917 год), "Ленин" (1917 год), и ледокольные пароходы "Русанов" (1908 год), "Сибиряков" (1909 год), "Седов" (1909 год), "Малыгин" (1912 год), "Садко" (1913 год).

Началась деятельная подготовка восточной части Северного морского пути. Г. Седов в 1910 году описал устье Колымы я поставил мореходные знаки вдоль рукава, пропускающего морские суда. Подобную же работу выполнил в 1912 году гидрограф Неслов в устье Лены.

В 1910 - 1911 годах "Таймыр" и "Вайгач" плавали между Беринговым проливом и рекой Колымой, в самой малоисследованной части Северного морского пути, ж, по данным плавания, была составлена новейшая карта побережья. Эта работа позволила в 1911 году грузовому кораблю "Колыма" пройти из Владивостока в устье Колымы и вернуться назад в одну навигацию.

В следующем, 1912 году вышли одновременно три экспедиции для прохода через Северный морокой путь. С западного конца его отправились две экспедиции, организованные на частные средства: одна под командой Русанова, другая - Брусилова. Русанов на судне "Геркулес" намеревался пройти к Берингову проливу для океанографических, а главным образом для геологических исследований побережья. Он проник в Карское море, у северовосточных берегов которого погиб со всем составом экспедиции.

Лейтенант Брусилов на шхуне "Св. Анна" шел на промысловую разведку вдоль Северного морского пути. У берегов Ямала в Карском море корабль его затерли льды, а затем вынесли его в район к северу от Земли Франца-Иосифа. В этом месте с корабля высадились и пошли по льду к земле штурман Альбанов и 13 матросов. Из участников экспедиции спаслись только двое: Альбанов и матрос Кондрат; их подобрал корабль экспедиции Г. Седова. Брусилов и 10 человек команды, оставшиеся на дрейфующем корабле, погибли.

С восточной стороны пути в этот тяжелый в ледовом отношении год (1912) вышли в третье плавание "Таймыр" и "Вайгач". Встретив непроходимые льды у мыса Челюскина, они вернулись обратно. Повторив в следующем году попытку (четвертое плавание) пройти с восточного конца весь Северный морской путь, "Таймыр" и "Вайгач" под начальством капитана Б. А. Вилькицкого открыли к северу от мыса Челюскина несколько больших островов, ныне носящих название Северная Земля. И на этот раз тяжелые льды не пустили суда в Карское море.

На следующий (1914) год "Таймыр" и "Вайгач" пошли на новый приступ, имея в качестве основного задания пройти из Тихого океана в Атлантический. На этот раз корабли обогнули мыс Челюскина, но у западных берегов Таймырского полуострова оба ледокольных корабля вынуждены были стать на зимовку. С наступлением весны оба ледокола, продолжая свои исследования, дошли до Архангельска. Таким образом, Северный морской путь в первый раз был пройден с востока на запад в две навигации, и эта честь принадлежала русскому экипажу и русским судам.

По окончании империалистической войны полярный исследователь Амундсен заказал по собственным чертежам корабль "Мод" (по форме корпуса "Фрама") с нефтяным двигателем. Плавание Амундсена по Северному морскому пути продолжалось два года; он провел первую зимовку недалеко от мыса Челюскина, а другую - вблизи мыса Шелагского. Через два года (в 1922 году) экспедиция на корабле "Мод" под

стр. 120
руководством Свердрупа и при участии Мальмгрема осталась (по примеру Нансена) во льдах у острова Врангеля. Корабль закончил свой дрейф на широте Новосибирских островов, выйдя в Тихий океан через три года после начала плавания.

3

Победа социалистической революции в нашей стране открыла новую эпоху в истории борьбы за овладение Северным морским путем. Советское правительство с первых шагов своей деятельности оценило значение судоходства в Ледовитом океане для огромного Сибирского края и для всей нашей необ'ятной страны. Уже в начале 1920 года при Сибревкоме организовался комитет Северного морского пути "для оборудования, усовершенствования и изучения Северного морского пути, в целях превращения его в артерию... для товарообмена с заграницей".

В том же, 1920 году советское правительство организовало плавание в западной части Северного морского пути. В этот год из Сибири в Архангельск было перевезено свыше 70 тысяч тонн хлеба; в экспедиции участвовало около 40 морских и речных судов. После этого ежегодно посылались корабли с запада в устье Оби и Енисея, откуда они возвращались, сменив европейские товары на лес, графит, слюду, хлеб, лен и т. п. Экспедиции в западной части Северного морского пути, так называемые Карские экспедиции, стали в советское время делом нормальным и будничным.

В первые годы советской власти некоторые страны, пользуясь слабостью молодого пролетарского государства, пытались захватить важнейшие из островов на Северном морском пути. Так, с 1919 по 1924 год на острове Врангеля "гостили" американцы и англичане, а последние даже водрузили английский флаг в знак присоединения острова к Англии. Советский корабль "Красный Октябрь" снял непрошенных гостей с острова Врангеля, а в 1926 году здесь был поселен советский промысловый отряд. Норвегия сделала неудачную попытку об'явить Землю Франца-Иосифа своей, но советское правительство сумело подтвердить суверенные права советского государства на этот самый северный форпост Советской Арктики. В 1929 и 1930 годах советский ледокол "Седов" совершил плавание к этому острову.

На острове Рудольфа в 1932 году была создана самая северная в мире советская полярная станция.

Уже в первой пятилетке была выдвинута грандиозная "проблема севера", т. е. культурная и хозяйственная помощь отсталым народам севера и использование величайших богатств севера для строительства социалистического общества в СССР. Освоение морского пути - дороги к северным рекам Сибири и Европейской части СССР - является главнейшим ключом для разрешения северной проблемы. Изменение политической обстановки на Дальнем Востоке, вызванное нападением Японии на Манчжурию (1931 год), и рост военной опасности требовали ускорить организацию регулярного сквозного плавания по Северному морскому пути.

В 1932 году советское правительство послало специальную экспедицию на ледокольном корабле "Сибиряков" под руководством О. Ю. Шмидта для прохода из Архангельска в Тихий океан. "Сибиряков" дошел до Колючинской губы (в 200 километрах от Берингова пролива), где в тяжелых льдах потерял винт с частью гребного вала. Благодаря находчивости руководства экспедиции "Сибиряков" вышел из льдов, используя силу ветра, на кустарно устроенных парусах, после чего был подхвачен благоприятным течением и вынесен в Берингов пролив, откуда на буксире был приведен в Петропавловск на Камчатке. Плавание "Сибирякова" было первым плаванием через весь Северный морской путь в одну навигацию.

На следующий год экспедиция была повторена на закупленном в Дания коммерческом корабле, названном "Челюскин". В Чукотском море "Челюскин" был окружен дрейфующими льдами. Вместе со льдами корабль вынесло в Берингов пролив, но сильным течением судеб было отброшено за мыс Сердце-Камень. После 4 месяцев дрейфа льды сжали и раздавили корабль. Экипаж высадился на льдину; при разгрузке ледокола погиб один из участников экспедиции, комсомолец Могилевич. В конце второго месяца дрейфа на льдине челюскинцы были сняты с нее замечательными советскими летчиками.

В год спасения челюскинцев ледорез "Литке", плывя с востока на запад, прошел весь Северный морской путь в одну навигацию. Проходимость Северного морского пути была окончательно доказана. Возник вопрос об обеспечении технических средств для такого плавания. Поэтому советское правительство в 1933 году образовало Главное управление Северного морского пути и отпустило достаточные средства для оборудования и систематического изучения трассы.

Далеко подвинулось вперед гидрографическое изучение Баренцова моря.

После плавания "Садко", начавшегося в 1935 году, и работы, проведенной героической четверкой советских ученых под руководством И. Д. Папанина на дрейфующей станции "Северный полюс", достиг-

стр. 121
нуты большие успехи в изучении высоких широт.

Огромную роль в деле изучения и обслуживания трассы Северного морского пути сыграли полярные станции. До революции на всем русском побережье Ледовитого океана имелось 4 метеостанции, и все они были расположены на берегах Карского моря, то есть в западной части Северного морского пути (на Югорском Шаре, Вайгаче, Маре-Сале и острове Диксоне). В 1923 году была построена, первая советская полярная станция в проливе Маточки и Шар, а в настоящее время число полярных станций достигло 56. Полярные станции устроены на побережье и на островах Ледовитого океана.

Вместо случайных и нерегулярных наблюдений, производимых участниками экспедиции, ныне трассы Северного морского пути всесторонне изучаются постоянными полярными станциями.

При каждой полярной станции и в большинстве населенных пунктов на побережье Ледовитого океана работают радиостанции. Здесь создано много авиационных баз. Ледовую разведку ведет полярная авиация; результаты разведки радиостанции передают в порты и на суда, находящиеся в плавании.

В настоящее время на Северном морском пути в трудных для плавания местах установлены многочисленные навигационные знаки и огни, построен ряд радиомаяков.

Плавания советских кораблей по Северному морскому пути продолжались одновременно с организацией трассы; так, в гот плавания "Челюскина" из Архангельска к устью Лены прошли 3 корабля, на обратном пути зазимовавшие у острова "Комсомольская правда".

А в 1935 году по всему пути от Архангельска до Тихого океана прошли 2 советских грузовых парохода - "Ванцетти" и "Искра", и с востока на запад совершили плавание "Анадырь" и "Сталинград". Из Архангельска к устью Лены в том же году прошли 5 пароходов, и по одному пароходу прошло от Архангельска до устья Индигирки и Колымы и возвратилось обратно.

В 1936 году сквозным плаванием по Северному мясному пути прошли 14 пароходов, как с запада на восток, так и с востока на запад. В 1937 году в арктической навигации участвовало 69 кораблей; из них 9 прошли сквозным рейсом по Северному морскому пути. Арктическая навигация в 1938 году была одной из наиболее значительных. В этом году в устье Енисея заходило 46 судов, в устье Лены - 9, в устье Индигирки - 2, в устье Колымы - 4, а всего в северной навигации участвовало 84 корабля.

Опыт советских экспедиций показал огромное значение ледоколов для проводки коммерческих судов через льды. Три участка на Северном морском пути требуют постоянного дежурства ледоколов в течение навигации, а именно: в Карском море, у северных берегов Таймыра и в Чукотском море. Наличный ледокольный флот явно недостаточен; советское правительство решило в 1935 году начать постройку 2 дизельэлектрических ледоколов с машинами по 12 тысяч сил и 4 ледоколов по 10 тысяч лошадиных сил; постройка трех ледоколов уже полностью закончена.

Советские капитаны в настоящее время водят корабли по новым картам, составленным советскими учеными и моржами.

В третьей пятилетке намечены мерю приятия по улучшению обслуживания существующей трассы Северного морского пути. Ныне эта трасса проходит на близком расстоянии от берега материка; она идет по Баренцеву морю, через проливы Маточкин Шар и Югорский Шар, по Карскому морю, через пролив Вилькицкого, по Восточносибирскому, Чукотскому и Берингову морям. Эта трасса идет по мелководной части Полярного бассейна.

Наиболее трудным участком существующей трассы являются проливы между материком и Северной Землей; здесь сильное течение, большие волнения и значительное количество дрейфующих льдов.

Для лучшего изучения и обслуживания судов, идущих через этот участок трассы, в третьей пятилетке намечается построить новые полярные станции в архипелаге Норденшельда, на острове М. Таймыр, на острове Петра, на острове Корова и на острове Неупокоева.

В третьей пятилетке намечается организовать новую, более северную трассу, которая пройдет из Баренцева моря севернее Повой Земли, Северной Земли, Новосибирских островов и острова Врангеля.

Для освещения ледового состояния и погоды намечается построить несколько новых полярных станций: на острове Виктория (между Шпицбергеном и Землей Франца-Иосифа), на мысе Молотова на мысе Анучина, на острове Геральда (вблизи острова Врангеля) и на острове Диамида.

В течение третьей пятилетки будут реконструированы старые полярные станции и построена сеть радиомаяков и радиопеленгаторных установок, увеличится количество установок, автоматических приборов.

Народы Крайнего Севера стараются селиться вблизи новых научных, промысловых и промышленных центров Советского Севера. Благодаря освоению Северного морского пути улучшилось снабжение и культурное обслуживание населения севера.

стр. 122
Уходя зимой на охоту за пушным зверем или за летний промысел, охотник Севера оставляет своих детей в яслях, детских садах, школах-интернатах.

Враги народа своей вредительской деятельностью пытались затормозить освоение Северного морского пути. Их вражеская работа привела в 1937 году к вынужденной зимовке во льдах части плавучих средств Северного морского пути. Враги разоблачены и обезврежены. Проводится большая работа по ликвидации последствий вредительства.

Сейчас заканчивается первая половина арктической навигации 1939 года. Под водительством ледоколов "И. Сталин" и "Ермак" проходят пролив Вилькицкого последние суда. Нынешняя навигация является началом нормальной коммерческой эксплоатации Северного морского пути. В текущей навигации советские полярники начали решение великой задачи, поставленной перед ними XVIII с'ездом ВКП(б), - превратить Северный морской путь в 3-й пятилетке в водную магистраль, обеспечивающую планомерную связь с Дальним Востоком.

Ледорез "Литке" первый в этом году прошел пролив Вилькицкого и провел 4 корабля. Ледокол "И. Сталин" дважды провел через этот пролив по 4 транспорта. Ледокол "Ермак", пройдя пролив Вилькицкого с 3 кораблями, снова повел через этот пролив 3 парохода. Ледокол "И. Сталин" новел на Восток еще 8 пароходов.

В восточном секторе Арктики действуют ледокол "Лазарь Каганович", пароходы "Комсомольск", "Революционер" и другие.

По всей трассе Северного морского пути, от Югорского Шара до Берингова пролива, полярные летчики оказывают огромную помощь навигации, снабжают моряков сведениями о ледовой обстановке, о погоде, о движении кораблей. Полярные научно-исследовательские станции, гидрографические и патрульные суда также обеспечивают информацию о положении на трассе, помогают правильно организовывать движение судов.

Дальнейшее освоение Северного морского пути остается жизненной потребностью нашей великой социалистической державы. Культурные, хозяйственные и оборонные задачи страны ставят этот вопрос со всей остротой. Под руководством партии Ленина - Сталина и советского правительства Северный морской путь будет пологостью освоен.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ОТКРЫТИЕ-И-ОСВОЕНИЕ-СЕВЕРНОГО-МОРСКОГО-ПУТИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анна СергейчикContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sergeichik

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Л. БАРАНОВ, ОТКРЫТИЕ И ОСВОЕНИЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 29.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ОТКРЫТИЕ-И-ОСВОЕНИЕ-СЕВЕРНОГО-МОРСКОГО-ПУТИ (date of access: 21.09.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Л. БАРАНОВ:

Л. БАРАНОВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Russia
1517 views rating
29.08.2015 (1485 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Преграды к созданью Единой Теории Поля и путь одоления их. Barriers to the creation of the Unified Field Theory and the path of overcoming them.
Catalog: Философия 
2 days ago · From Олег Ермаков
ЯНТАРНЫЙ ПУТЬ
Catalog: География 
4 days ago · From Россия Онлайн
ПЕРВАЯ В РОССИИ КНИГА О ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XVIII ВЕКА
4 days ago · From Россия Онлайн
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БРУСИЛОВ
4 days ago · From Россия Онлайн
ЕГИПЕТ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
4 days ago · From Россия Онлайн
А. Т. БОЛОТОВ - УЧЕНЫЙ, ПИСАТЕЛЬ ЭНЦИКЛОПЕДИСТ
4 days ago · From Россия Онлайн
Несмотря на недолгое существование казино Crystal Casino на онлайн-рынке, сейчас оно является одним из самых развитых и уважаемых онлайн-казино. Это российское онлайн-казино предлагает несколько сотен различных игр, доступных на настольных компьютерах, а также на смартфонах и планшетах.
Catalog: Лайфстайл 
4 days ago · From Россия Онлайн
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
9 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
9 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ОТКРЫТИЕ И ОСВОЕНИЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones