Libmonster ID: RU-9362

С. ЛУКЬЯНОВ, кандидат экономических наук, экономический факультет уральского государственного университета

Н. КИСЛЯК, магистр математики, экономический факультет уральского государственного университета

Глобализация современной мировой экономики влечет за собой расширение рынков, существенный рост скорости распространения информации и технологий. Одни компании стремятся прежде всего выйти на новые рынки, чтобы сохранить либо увеличить свою долю, продлить жизненный цикл своих продуктов или технологий, диверсифицировать риски, расширить доступ к специфическим факторам производства и т. д. Другие компании пытаются сдержать вход новичков в те отрасли, где они уже укоренились. Современные российские компании в условиях присоединения России к ВТО также вынуждены все более внимательно относиться к своим зарубежным конкурентам и с точки зрения проникновения на их рынки, и в смысле сдерживания их входа на рынки России.

Отраслевые барьеры входа

Исследования входа в отрасль или на рынок1 получили заметное развитие со времен зарождения теории отраслевых рынков как самостоятельной области экономических исследований и в первую очередь связаны с пионерными трудами Дж. Бэйна2. С 1950-х годов, когда вышли его работы, и до сегодняшнего дня проблема потенциальной конкуренции и условий входа в отрасль является доминирующей в рамках анализа экономических моделей отраслевых рынков, что породило множество порой противоречащих друг другу концепций.

Исходя из традиционного представления теории отраслевых рынков положительная экономическая прибыль в равновесии является стимулом к входу в отрасль новичков. Какое значение для отрасли имеет вход новых фирм? Во-первых, новички выполняют функцию уравновешивания рынка; после их появления уровни прибыльности


1 Мы здесь и далее в статье исходим из допущения о равнозначности категорий "отрасль" и "рынок".

2 См.: Bain J. Barriers to New Competition. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1956.

стр. 101


и цен возвращаются к их долгосрочному конкурентному значению. Во-вторых, вход новичков рассматривается как фактор технологических изменений в отрасли. Опасность появления новых игроков стимулирует укоренившиеся фирмы выпускать новые продукты, использовать новые технологии. С этой точки зрения малые фирмы не являются лишь уменьшенными копиями больших компаний, они стремятся войти в отрасль с помощью своей инновационной активности. Тем самым новички на рынке - фактор "искажающего" влияния на равновесие3.

Итак, вход новых фирм - это существенная характеристика отрасли, влияющая на ее развитие. Наличие отраслевых барьеров входа определяет динамику экономического роста и благосостояния населения. Снижение барьеров или их предотвращение становится элементом конкурентной политики государства и рассматривается как одна из важнейших политических задач4.

В научной литературе можно выделить два направления исследований барьеров входа: теорию отраслевых рынков (Industrial organization approach) и концепцию стратегического управления (Strategic management approach). В теории отраслевых рынков выявляются барьеры входа и в зависимости от них анализируются характеристики соответствующей отрасли. В рамках второго подхода предполагается анализ барьеров с точки зрения стратегических решений компании.

В теории отраслевых рынков можно встретить следующие определения отраслевых барьеров входа: структурное (Дж. Бэйн); определение Чикагской школы; нормативное; определение с позиций укоренившихся фирм; определение в рамках контрактного подхода; а также с точки зрения преимуществ интернализации.

Резюмируя выводы из различных концепций теории отраслевых рынков, мы можем сказать, что отраслевые барьеры входа - это совокупность экономических, технологических, институциональных условий и параметров, которые, с одной стороны, позволяют существующим фирмам в отрасли в долгосрочном периоде устанавливать цены выше минимальных средних издержек производства, а с другой стороны, препятствуют потенциальным новичкам получить прибыль в таком же объеме, в каком ее получали укоренившиеся фирмы до входа5.

В таблице 1 приводится содержание различных концепций, в рамках которых выявлялись и классифицировались барьеры входа, а также соответствующие примеры. Из таблицы видно, что достаточно большое число барьеров считаются значимыми с точки зрения разных подходов.

Многие исследователи выделяют и другие барьеры входа, влияющие на структуру рынков: потребность в квалифицированной и высокооплачиваемой рабочей силе; инвестиционные риски; государственная политика (прежде всего, патенты и государственные лицензии);


3 Audretsch D. B., Mata J. The post-entry performance of firms // Introduction, International Journal of Industrial Organization. 1995. Vol. 13, No 4. P. 413 - 419.

4 Burke A. E., To T. Can reduced entry barriers worsen market performance? A model of employee entry // International Journal of Industrial Organization. 2001. Vol. 19, No 5. P. 695 - 704.

5 Лукьянов С. A. Об определении отраслевых барьеров входа как центральной динамической характеристики отрасли // Современные проблемы экономики. 2006. N 3/4.

стр. 102


Таблица 1

Определение барьеров входа в рамках различных концепций теории отраслевых рынков

Научные концепции

Определение/детерминанта отраслевых барьеров входа

Примеры барьеров входа

Структурное определение (Дж. Бейн)

Факторы, позволяющие укоренившимся фирмам получать сверхприбыли без угрозы входа потенциальных новичков

* Абсолютное преимущество в издержках;

* Контроль над стратегическими ресурсами;

* Экономии от масштаба;

* Избыточные мощности

Определение Чикагской школы (Дж. Стиглер)

Затраты производства, которые должна нести фирма, стремящаяся войти в отрасль, но которые не несут фирмы, уже находящиеся в отрасли

* Абсолютное преимущество в издержках;

* Потребность в капитале и проблема невозвратных издержек;

* Преимущества в опыте (длительности пребывания в отрасли);

* Технологический разрыв

Нормативный подход (Ф. Вайцзекер, Г. Демсец)

Потребительские предпочтения и поведение потребителей как фактор "возведения" отраслевых барьеров входа

* Культурные различия;

* Лояльность потребителей;

* Издержки потребителей, связанные с "переключением" на другую марку

Определение с позиции укоренившихся фирм (Р. Гильберг)

Рента, получаемая благодаря функционированию фирмы в отрасли

* Доступ к дистрибьюторским сетям;

* Реклама;

* Торговые марки;

* Лимитирующее ценообразование

Контрактный подход (Р. Коуз, А. Алчиан, О. Уильямсон)

Факторы, обусловливающие высокий уровень трансакционных издержек деятельности фирмы в отрасли

* Специфичность активов;

* Издержки работы на зарубежных рынках;

* Неполнота и асимметрия информации

Подход с точки зрения преимуществ интернализации (М. Кэссон, Р. Кейвз)

Идентичность факторов рыночной структуры, объясняющих существование мультинациональных корпораций (МНК) и отраслевых барьеров входа

* Специфичность активов;

* Издержки работы на зарубежных рынках;

* Преимущества в опыте (длительности пребывания в отрасли);

* Концентрация продавцов

-----

Источник: составлено автором.

географическое размещение производства; плотность (компактность) продуктового пространства и продуктовая дифференциация; сопротивление укоренившихся фирм и вертикальная интеграция.

Анализируя природу и характеристики рассматриваемых барьеров входа, их можно разделить на две группы в зависимости от того, задаются ли они технологическими либо поведенческими параметрами функционирования экономических агентов (фирм)6. Мы выделяем группу структурно-технологических барьеров, значимость которых определяется свойствами и параметрами используемой в соответствующих отраслях технологии. Напротив, поведенческие барьеры возникают в силу взаимодействия экономических агентов, как следствие их рыночного поведения.


6 Это распределение было получено нами с использованием методов дискриминантного анализа математических моделей распознавания образов. См.: Мазуров В. Д. Математические методы распознавания образов в решении задач планирования и управления. Свердловск: Институт математики и механики УНЦ АН СССР, 1977. С. 8 - 15.

стр. 103


В литературе по теории отраслевых рынков традиционным является деление барьеров входа на нестратегические (экзогенные) и стратегические (эндогенные)7. Наша классификация не противопоставляет, а дополняет традиционный подход, поскольку барьеры, порожденные "объективными характеристиками отраслевого рынка, связанными с технологией производства, характером предпочтений потребителей, динамикой спроса"8 и другими параметрами, могут быть (а могут и не быть) стратегическими инструментами ограничения конкуренции в отрасли.

Например, в отличие от традиционного представления о продуктовой дифференциации как "элементе рыночного поведения"9, эту характеристику структуры рынка мы относим к группе структурно-технологических барьеров, поскольку уровень продуктовой дифференциации задается не только особенностями субъективных предпочтений потребителей, но и возможностями производственной технологии разнообразить выпускаемые блага. Продуктовая дифференциация - это не некая неизменная характеристика рыночной структуры; она зачастую используется компаниями как стратегический инструмент межфирменной конкуренции в отрасли и потому может рассматриваться как стратегический барьер входа.

Типология отраслевых барьеров входа, учитывающая их одновременное деление на структурно-технологические и поведенческие, а также на нестратегические и стратегические, представлена в таблице 2.

Представленная в таблице 2 классификация входных барьеров дает возможность более корректно оценивать их значимость в качестве

Таблица 2

Классификация отраслевых входных барьеров

Типы барьеров

Нестратегические

Стратегические

Структурно-технологические

- экономия от масштаба;

- абсолютное преимущество в издержках;

- специфичность активов;

- потребность в капитале;

- избыточные мощности;

- технологический разрыв;

- доступ к дистрибьюторским сетям

- продуктовая дифференциация;

- вертикальная интеграция;

- торговые марки;

- патенты

Поведенческие

- государственные лицензии и государственная политика;

- контроль над стратегическими ресурсами;

- культурные различия;

- плотность (компактность) продуктового пространства

- лимитирующее ценообразование;

- реклама;

- расходы на НИОКР;

- неполнота и асимметрия информации;

- инвестиционные риски;

- издержки работы на зарубежных рынках

-----

Составлено по: Авраменко Е. С., Лукьянов С. А. Отраслевые барьеры входа и международный трансферт технологии в условиях глобализации мировой экономики. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2005. С. 90 - 117.


7 Авдашева С. Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков. М.: ТЕИС, 1998. С. 49.

8 Там же.

9 Словарь по экономике / Пер. с англ. Под ред. П. А. Ватника. СПб.: Экономическая школа, 1998. С. 123.

стр. 104


инструмента ограничения конкуренции в отрасли. Разумеется, подобная классификация не безусловна, но мы считаем, что ее применение позволяет более объемно оценивать роль тех или иных барьеров входа как для самой компании, так и для регулирующих органов.

Оценка значимости отраслевых барьеров входа

Оценка значимости барьеров входа в отрасль имеет принципиальное значение для всех агентов рынка. Для укоренившихся фирм она является необходимым условием проведения эффективной политики по сдерживанию входа новичков и оптимальной ценовой политики, направленной на защиту своих долгосрочных прибылей, а также условием выбора конкурентной стратегии, включая кооперативное и некооперативное поведение в отрасли. Для новичков такая оценка чрезвычайно важна при принятии решения о входе в отрасль и при выборе способов решения этой задачи. С точки зрения государства оценка значимости отраслевых барьеров входа необходима как в рамках внешнеторговой политики, нацеленной на поддержание и защиту отечественных отраслей от иностранной конкуренции, так и для выявления инструментов поддержания и поощрения конкуренции в целях максимизации уровня общественного благосостояния.

Задача оценки значимости барьеров входа усложняется тем обстоятельством, что не существует универсальной формулы, с помощью которой можно было бы подсчитать их "высоту". Более того, некоторые барьеры вообще не поддаются количественному измерению, и в этой ситуации экономистам приходится полагаться лишь на интуицию и профессиональные навыки.

В силу того что единая шкала для оценки высоты входных барьеров отсутствует, необходимо определить, кто осуществляет такую оценку, поскольку от выбора субъектов оценки может зависеть значимость того или иного барьера10.

Во-первых, значимость входных барьеров оценивается по их корреляции с размером компании, который является экзогенным параметром. Во-вторых, она оценивается в зависимости от влияния на барьеры входа различных агентов рынка (размер того или иного барьера определяют укоренившиеся в отрасли фирмы, новички, а также государство).

В таблице 3 представлена авторская оценка значимости отраслевых барьеров входа в зависимости от субъектов такой оценки, выполненная на основе эмпирических работ по данной проблематике.

Мы видим, что наиболее чувствительными к наличию барьеров являются новички, стремящиеся осуществить вход в отрасль, а также небольшие фирмы. Помимо абсолютных преимуществ в издержках и эффекта масштаба, ограничивающих вход новичков, укоренившиеся в отрасли фирмы могут поднимать входные барьеры посредством лимитирования доступа к дистрибьюторским сетям (используя свои


10 См.: Авраменко Е. С., Лукьянов С. А. Указ. соч. С. 132 - 157.

стр. 105


Таблица

Значимость отраслевых барьеров входа в зависимости от субъектов оценки

Группы барьеров входа

Оценка значимости входных барьеров по их корреляции с размером компании

Оценка значимости входных барьеров по принципу влияния на барьеры входа со стороны агентов рынка

для небольших фирм

для крупных фирм

укоренившиеся фирмы

новички

государство

Структурно-технологические, не стратегические

+

+-

+

-

+-

Структурно-технологические, стратегические

+

-+

+

+-

-

Поведенческие, не стратегические

+

-+

+

-+

+

Поведенческие, стратегические

+

-+

+

-+

+

-----

Барьеры соответствующей группы:

"+" имеют наибольшее значение с точки зрения сдерживания входа; либо агенты рынка оказывают наибольшее воздействие на высоту барьеров;

"+-" достаточно значимы с точки зрения сдерживания входа; либо агенты рынка оказывают серьезное воздействие на высоту барьеров;

"-+" не очень значительны с точки зрения сдерживания входа; либо агенты рынка оказывают незначительное воздействие на высоту барьеров;

"-" незначимы с точки зрения сдерживания входа; либо агенты рынка не оказывают воздействия на высоту барьеров.

Источник: составлено автором.

эксклюзивные контракты). Они активизируют рекламную деятельность и увеличивают расходы на продажи (тем самым инвестируя в собственные торговые марки, в повышение лояльности потребителей), упрочивают свой контроль над стратегическими ресурсами, используют ценовую дискриминацию потребителей, повышают производственные мощности, предлагают сотрудникам более высокую заработную плату, а потребителям - новые продукты (в том числе дифференцированные и защищенные патентами), сливаются со своими конкурентами и поглощают их (повышая таким образом уровень концентрации), а также используют вертикальную интеграцию.

В свою очередь укоренившиеся в отрасли фирмы чувствительны к барьерам, на которые могут повлиять входящие новички, например к торговой марке. Для того чтобы данный барьер стал значимым для укоренившейся фирмы, новичок обязан нести высокие издержки на собственные рекламные кампании, целью которых является либо упразднение существующей на рынке торговой марки и "переориентация" потребителей на собственную торговую марку, либо формирование нового сегмента спроса. Как инструмент, ограничивающий конкуренцию в отрасли, данный барьер не всегда однозначно влияет на укоренившиеся фирмы11.


11 Примером может служить ситуация на рынке готовых крупяных завтраков США в 1950-е годы, когда в течение длительного периода четыре укоренившихся игрока смогли сдерживать вход в отрасль новичков (Schmalensee R. Entry Deterrence in the ready-to-eat breakfast cereal industry // The Bell Journal of Economics. 1978. Vol. 9, No 2. P. 305 - 327).

стр. 106


Используя инструменты рыночной политики, государство также может влиять на высоту определенных входных барьеров. Оно может устанавливать правила и регулировать доступ к дистрибьюторским сетям, ограничить доступ к инфраструктуре и ресурсам. Другим примером зависимости компаний от государства является концентрация продавцов в отрасли. Обычно укоренившиеся фирмы способны координировать свои действия таким образом, чтобы сдерживать вход новых фирм на рынок, но государство может ввести определенные правила, запрещающие соглашения между укоренившимися фирмами.

Эмпирическое исследование

Опираясь на представленный выше подход к оценке значимости отраслевых барьеров входа, мы формулируем эконометрическую модель, с помощью которой могут быть оценены основные барьеры входа в конкретную отрасль, и результаты проведенного с ее помощью эмпирического исследования12. Данное исследование носит локальный характер, и список исследованных в нем барьеров входа заведомо неполон. Поэтому оно может служить лишь иллюстрацией к более масштабным изысканиям в этой области.

В эконометрической модели мы вводим три вектора, описывающие значимость барьеров с точки зрения входа в отрасль нового участника:

Enf = f (SignD, SignA, SignT). (1)

Зависимой переменной (Enf) выступает вероятность входа новой компании в отрасль, а экзогенными параметрами являются значимость (существенность) барьеров входа в зависимости от размера фирмы (SignD), влияния на них со стороны агентов рынка (SignA) и их заданности технологическими либо поведенческими параметрами функционирования экономических агентов (SignT). Экзогенные параметры уравнения (1) - это векторы значимости отраслевых барьеров входа в зависимости от ряда "новых" экзогенных параметров. В таблице 3 нами была представлена оценка значимости отраслевых барьеров входа в зависимости от субъектов оценки, исходя из которой, например, вектор SignD может быть представлен как результат одновременного учета влияния крупных (SignLEs), средних и малых компаний (SignSMEs). Векторы SignA, SignT строятся сходным образом:

SignD = fd(SignLEs, SignSMEs), (2)

SignA = fd(SignInc, SignEnt, SignG), (3)

SignT = ft (SignST, SignBbe). (4)

Экзогенными параметрами оценки значимости барьеров входа в уравнениях (2) -(4) являются семь фиктивных переменных, представленных в таблице 4.

Значимость данных параметров оценивается в каждом конкретном случае с помощью различных инструментов анализа (статистические наблюдения, эконометрическая оценка, система экспертных оценок и др.) в зависимости от рыночных, технологических и институциональных условий.

Предметом нашего эмпирического исследования являются отраслевые барьеры входа компаний на новые рынки сектора общественного питания в отрасли торгов-


12 Исследование под названием "Барьеры входа в сектор предприятий общественного питания отрасли торговли и услуг Уральского региона" было выполнено Е. Л. Ряшко, С. А. Лукьяновым и Н. В. Кисляк по заказу Центра прикладного анализа отраслевых рынков Уральского государственного университета и Аналитического центра "Эксперт-регион" в марте - июне 2006 г.

стр. 107


Таблица 4

Фиктивная переменная

Условие

Значение

верно

неверно

SignLES

некая совокупность барьеров ограничивает вход на рынок крупных компаний

1

0

SignSMEs

некая совокупность барьеров ограничивает вход на рынок небольших компаний

1

0

SignInc

укоренившаяся фирма в отрасли способна устанавливать барьеры, ограничивая вход новичков

1

0

SignEnt

новичок способен оказывать влияние на высоту барьеров входа

1

0

SignG

государство оказывает влияние на возведение барьеров входа в отрасли

1

0

SignST

структурно-технологические барьеры существенны с точки зрения ограничения входа

1

0

SignBbe

поведенческие барьеры существенны с точки зрения ограничения входа

1

0

ли и услуг Уральского региона. Кроме того, мы изучаем различные возможности преодоления отраслевых барьеров посредством технологической и институциональной экспансии фирм. В качестве основного источника информации использовались данные опроса, в котором участвовали 180 предприятий сектора общественного питания Уральского региона из Пермской, Свердловской, Тюменской и Челябинской областей. Выбор предприятий данной отрасли обусловлен спецификой предмета исследования. Поскольку основной его целью является оценка значимости отраслевых барьеров входа и анализ способов их преодоления, то наибольший интерес для нас представляли динамично развивающиеся отрасли, к которым относится и сфера общественного питания.

Мы использовали стратифицированный принцип формирования выборки, учитывающий территориальное разбиение генеральной совокупности, а также ее структуру по "возрасту" предприятий. Исходя из полной информации по генеральной совокупности13, мы считаем, что выборка, составленная по данному принципу, весьма репрезентативна. Средний уровень занятости на предприятиях, попавших в выборку, составляет 37 человек14. Обследованные предприятия достаточно разнородны с точки зрения их "возраста". Так, например, в выборке встречаются предприятия, которые были созданы в 1980-е годы. В целом примерно две трети обследованных предприятий были образованы до 2000 г.

Анкета состояла из восьми вопросов. Ответы на них позволяют оценить структуру исследуемой отрасли, параметры и особенности действующих в ней фирм, доступность сегментов сектора общественного питания с точки зрения возможностей роста укоренившихся в данном сегменте компаний и прихода новых игроков; выявить наличие каких-либо обстоятельств, препятствующих входу потенциальных новичков в данную отрасль; разделить выявленные барьеры входа на структурно-технологические и поведенческие. Кроме того, при помощи материала анкет можно выявить те виды барьеров, которые препятствуют входу фирм в рассматриваемую нами отрасль, протестировать гипотезу о возможности преодоления данных барьеров посредством различных институциональных форм роста компании. В качестве таких


13 Для определения генеральной совокупности мы использовали два типа источников информации: телефонные справочники и каталоги предприятий, составляемые региональными отделениями Росстата. Полученная база данных уточнялась с использованием данных Аналитического центра "Эксперт-регион".

14 Наименьшая и наибольшая численность сотрудников составили 6 и 280 человек соответственно. В выборке 62% от общего числа компаний составляют фирмы с численностью сотрудников менее 50 человек, 30% - с численностью работающих от 50 до 100 человек и 8% - с численностью занятых более 100 человек.

стр. 108


форм респондентам предлагается оценить франчайзинг, лицензионные соглашения, контракты на строительство "под ключ", прямые инвестиции. Мы предложили респондентам отметить наиболее перспективные формы преодоления барьеров на исследуемом рынке. Еще один вопрос позволяет выявить тот сегмент отрасли, в который эксперты готовы инвестировать свои средства.

Все вопросы анкеты можно разделить на три группы. При ответе на вопросы первой группы эксперт анализирует структуру рынка общественного питания и действующих на нем компаний; во второй группе выбираются наиболее значимые барьеры входа из предложенных; третья группа позволяет выявить те формы роста компании, которые наиболее перспективны для преодоления данных барьеров. Результаты опроса оцениваются и интерпретируются с помощью методов эконометрического анализа.

Результаты эмпирического исследования

Дескриптивная статистика полученной нами базы данных выглядит следующим образом. 90% респондентов отметили, что отраслевые барьеры входа существуют, причем их "размер" весьма значителен. Остальные 10% считают, что такие барьеры есть, но их не стоит бояться. Отсюда можно сделать вывод о том, что входные барьеры в сектор общественного питания отрасли торговли и услуг существуют, и в этом мы пока не можем равняться на страны Западной Европы или США, где структура отрасли общественного питания давно уже носит характер монополистической конкуренции.

Каждый из опрашиваемых согласился с тем, что барьеры входа в ресторанной отрасли у нас имеют скорее поведенческий, нежели структурно-технологический характер15. В данной группе барьеров существенное значение имеет, например, потребительская лояльность, следствием которой являются относительно низкая эластичность спроса и "нечувствительность" потребителей к появлению новых игроков и новых торговых марок в отрасли. Подавляющее большинство экспертов отметили, что отраслевые барьеры входа в исследуемую отрасль преодолимы. Наиболее эффективными институциональными способами входа на рынок называются франчайзинг и прямые инвестиции.

Для проверки качественных выводов мы использовали эконометрические модели бинарного выбора (Probit-модели)16. Исходя из предлагаемой модели оценки значимости отраслевых барьеров (уравнения (1) -(4)), оцениваемая нами модель бинарного выбора имеет следующий общий вид:

P(Enf = 1) = F(β0 + β1SignD+ β2SignA + β3SignT + e), (5)

где: Enf - вероятность входа новой компании в отрасль, F - кумулятивная функция нормального распределения.

Оценка значимости отраслевых барьеров входа для предприятий сектора общественного питания Уральского региона показала, что наиболее чувствительными к наличию барьеров входа являются малые фирмы, а также новички17. Мы обнаружили, что поведенческие барьеры - это самые эффективные инструменты


15 Это объясняется тем, что специфика технологии в отрасли общественного питания заключается скорее в человеческом ресурсе, нежели в производственных технологиях. Кроме того, потребитель, выбирая предприятие общественного питания, которое он посетит, скажем, в эти выходные, ориентируется в первую очередь на рекламу, отзывы своих друзей о том или ином месте, на репутацию заведения, а не на то, по какой технологии происходит паровая обработка пищи или при какой температуре замораживаются пивные кружки, прежде чем туда попадет пиво.

16 Выбор именно этого класса моделей обусловлен особенностями формирования переменных, основанных преимущественно на экспертных оценках и не предполагающих непрерывных значений.

17 Этот вывод носит достаточно тривиальный характер и отражает традиционное представление, согласно которому барьеры входа являются инструментами в руках крупных и укоренившихся в отрасли фирм, сдерживающих вход новичков и ограничивающих конкуренцию.

стр. 109


сдерживания входа. На основании этого результата можно говорить о том, что для сектора общественного питания отрасли торговли и услуг доминирующее значение имеют особенности реакции экономических агентов на действия друг друга, а не структурно-технологические характеристики отрасли.

Эмпирический анализ возможностей преодоления отраслевых барьеров входа посредством технологического и институционального роста фирмы показал, что такая экспансия действительно позволяет преодолевать эти барьеры, но для разных форм расширения производства эти возможности разные. Так, вход в отрасль посредством франчайзинга, согласно эконометрической оценке, является эффективной формой преодоления отраслевых барьеров входа. Подобный вывод закономерен, поскольку в случае франчайзинга вход в отрасль происходит под торговой маркой крупной/ укоренившейся фирмы, что позволяет не только преодолевать барьеры входа, но и минимизировать издержки, связанные с входом в отрасль. Прямые инвестиции также рассматриваются как достаточно эффективный способ преодоления отраслевых барьеров входа.

Согласно результатам эконометрического анализа, контракты на строительство "под ключ" и лицензионные соглашения в наименьшей степени способствуют преодолению барьеров входа в сектор общественного питания отрасли торговли и услуг Уральского региона, поскольку использование данных институциональных форм, как правило, требует значительных финансовых затрат и сопряжено с достаточно высокими рисками инвесторов.

Кроме того, анализ данных опроса показывает, что для преодоления таких барьеров, как затраты на рекламу, торговые марки, лояльность потребителей, преимущества опыта действующих фирм, наиболее эффективным средством выступает франчайзинг. Прямое инвестирование позволяет преодолевать такие барьеры входа, как инвестиционные риски, специфичность активов, контроль над стратегическими ресурсами.

* * *

Итак, мы видим, что анализ отраслевых барьеров входа как инструмента политики ограничения конкуренции является одним из актуальных вопросов развития современной российской экономики, в частности при разработке адекватных инструментов промышленной политики, направленной на поощрение конкуренции и ограничение монопольного поведения на рынках.

Представленный в статье эмпирический анализ отраслевых барьеров входа и способов их преодоления свидетельствует о корректности предлагаемых моделей. Проведенная нами эмпирическая оценка высоты входных барьеров позволяет заключить, что для анализируемой отрасли наиболее значимой с точки зрения эффективности политики сдерживания входа новичков оказывается для респондентов группа поведенческих барьеров входа. В названной группе мы выделяем в качестве наиболее существенных такие барьеры, как потребительская лояльность, реклама укоренившихся в отрасли фирм, плотность (компактность) продуктового пространства.

Методика эмпирического исследования отраслевых барьеров входа, изложенная в настоящей статье, может быть использована при анализе входа и его сдерживания не только для предприятий сектора общественного питания, но и для других отраслей и в больших масштабах, а также при разработке рекомендаций для органов антимонопольного регулирования.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ОТРАСЛЕВЫЕ-БАРЬЕРЫ-ВХОДА-КАК-ВАЖНЕЙШИЙ-ИНСТРУМЕНТ-ПОЛИТИКИ-ОГРАНИЧЕНИЯ-КОНКУРЕНЦИИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Elena CheremushkinaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Cheremushkina

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

С. ЛУКЬЯНОВ, Н. КИСЛЯК, ОТРАСЛЕВЫЕ БАРЬЕРЫ ВХОДА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИКИ ОГРАНИЧЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 17.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ОТРАСЛЕВЫЕ-БАРЬЕРЫ-ВХОДА-КАК-ВАЖНЕЙШИЙ-ИНСТРУМЕНТ-ПОЛИТИКИ-ОГРАНИЧЕНИЯ-КОНКУРЕНЦИИ (date of access: 18.09.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - С. ЛУКЬЯНОВ, Н. КИСЛЯК:

С. ЛУКЬЯНОВ, Н. КИСЛЯК → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Elena Cheremushkina
Актобэ, Kazakhstan
4363 views rating
17.09.2015 (2193 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
SECRETS OF CORBUNOV
6 minutes ago · From Россия Онлайн
THE UNESCO AWARD
6 minutes ago · From Россия Онлайн
THIS OVERRIDING PASSION
Yesterday · From Россия Онлайн
PATRIMONIAL ESTATE OF THE CZARS
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
CHIEF THEORIST AND STRATEGIST OF NATIONAL COSMONAUTICS
Yesterday · From Россия Онлайн
OUR DIRECTOR
2 days ago · From Россия Онлайн
ALLIANCE OF SCIENCE, EDUCATION AND BUSINESS
2 days ago · From Россия Онлайн
MASTER OF POLYGRAPHY
2 days ago · From Россия Онлайн
RUSSIAN LAPLAND
Catalog: География 
2 days ago · From Россия Онлайн
This manual is intended for laboratory assistants and young professionals who are beginning to work with a light microscope. The manual discusses the basic theoretical concepts of optics used in microscopy. The device and the principle of operation of the microscope are described. Recommendations for setting up the microscope and taking care of it are given.
Catalog: Биология 
4 days ago · From Денис Васильев

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ОТРАСЛЕВЫЕ БАРЬЕРЫ ВХОДА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИКИ ОГРАНИЧЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones