Libmonster ID: RU-7798

(Из опыта загорского педагогического училища)

Для придания внеклассной работе по истории массового и организованного характера можно рекомендовать устройство отчетных ученических "вечеров истории". Такие вечера были проведены загорским педагогическим училищем: в 1935 - 1936 учебном году два вечера в разных кассах и в 1936 - 1937 году - один. На этих вечерах учащиеся показывали, как они работали над изучением истории и каких результатов достигли. Содержание вечеров складывалось из докладов учащихся, декламаций, чтения отрывков художественных произведений, пения и т. п. Вечера были открытыми для всего педагогического училища.

Подготовка к вечерам производилась следующим образом. В начале года, после ознакомления учащихся с содержанием курса, методами работы и пред'являемыми им требованиями преподаватель предлагал учащимся подготовить к концу курса или его большого отдела отчетный вечер. Одновременно он указывал при этом в общих чертах, в чем может заключаться содержание такого вечера и какие работы нужно будет сделать учащимся. Затем назначалось организационное собрание во внеурочное время. На нем преподаватель подробно знакомил учащихся с работой, которая им предстоит. Одним предлагалось готовить доклады на определенные темы, другим - инсценировки, третьим - декламацию, рисунки и т. п. В связи с этим учащиеся включались в соответствующие группы, в зависимости от склонности каждого. Из ответственных по группам, а также из наиболее активных учащихся образовывалось руководящее ядро. Так рождался исторический кружок, при посредстве которого преподаватель вел дальнейшую работу.

Итак, работа началась. Теперь уроки проходят с значительно большим интересом. Учащиеся внимательно относятся к указаниям преподавателя относительно художественной литературы, сами ее разыскивают, с большим интересом рассматривают Иллюстрации, анализируют отрывки из документов, тщательно изучают карту, выписывают хронологические даты и пр. Ведь все эти материалы можно показать на отчетном вечере. Орудия каменного века можно будет нарисовать, а еще лучше - вылепить из глины. Для этого нужно отыскать побольше изображений этих орудий и обязательно побывать в Историческом музее в Москве. Последнее, конечно, зависит от местонахождения учащихся.

Торговые пути, пролегавшие через Восточно-Европейскую равнину, следует вычертить на отдельной карте-схеме. Некоторые выражения летописи настолько ярки и красочны, настолько метко и образно характеризуют историческую личность или эпоху, что их хорошо выписать на отдельном стенном плакате. Много интересного можно взять и из "Поучения" Владимира Мономаха, для чего нужно хорошенько проштудировать его. Хронологические даты надо выписать на стенную таблицу, украсив ее характерными для эпохи рисунками, заставками и концовками древнерусских рукописей.

А сколько интересного исторического материала дают наши писатели-классики: Пушкин, Гоголь, Некрасов и многие другие, - как правдиво и ярко они его излагают! А Радищев с его "Путешествием" и одой "Вольность"! Все это надо перечитать, продумать и выбрать наиболее интересные отрывки для демонстрации на вечере. В основу всей работы кладутся высказывания классиков марксизма-ленинизма: Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина.

Учащиеся, кроме изучения основ-

стр. 114

Общий вид выставки работ учащихся 3-го класса загорского педагогического училища.

ного материала, в свободное время читают художественную литературу, рисуют, лепят, чертят. Время от времени, по мере надобности, собирается исторический кружок, на котором члены кружка рассказывают о результатах своей работы, просят советов, вносят предложения. Из накопившегося материала мало-помалу выбирается самое ценное и интересное, и, наконец, постепенно вырисовывается окончательная программа вечера.

После этого начинается работа с отдельными исполнителями. Следует заметить, что дать окончательную отделку всем номерам программы один преподаватель истории не сможет - обычно приходится обращаться за помощью к преподавателям литературы, рисования и музыки. После того как началась подготовка отдельных лиц, можно наметить уже и срок вечера.

Перейдем к описанию самых вечеров. Первый вечер был организован учащимися 1-го класса загорского педагогического училища 25 декабря 1935 года. Это был отчетный вечер по истории СССР, так как программа этого курса заканчивалась в первом полугодии 1935 - 1936 года.

Программа вечера:

1. Задача вечера. Сообщение учащегося С.

2. Идеология дворянства по "Челобитной" Ивана Пересветова. Доклад учащейся В.

3. "Юности честное зерцало". Читает учащийся К.

4. Разгром Новгорода Иваном Грозным. Рассказ по летописи учащейся К.

5. "Песня о купце Калашникове" Лермонтова. Декламация учащихся Г. и Б.

6. Казнь Пугачева. Отрывок из поэмы Каменского. Декламация учащегося А.

7. А. Н. Радищев - революционный идеолог нарождающейся буржуазии. Доклад учащегося Б.

8. "Русские женщины" Некрасова. Декламация учащихся Ф. и К.

9. Киевские былины. Пение. Исполнитель - преподаватель Ш.

10. "Песня про татарский полон". Исполняет группа учащихся 1-го класса.

Первый свой вечер исторический кружок открывал с большим волнением. Ведь это было совершенно новое начинание. Выступали учащиеся 1-го класса, только недавно окончившие неполную среднюю школу, собрался весь, очень большой коллектив педагогического училища и педагогических курсов, дирекция, преподаватели. Ответственность была очень ве-

стр. 115

Москва в XII веке.

Макет работы учащихся.

лика, но опасения оказались напрасными: вечер имел большой успех, щедро вознаградивший учащихся за работу. Этот вечер выявил много талантливых чтецов, рассказчиков, декламаторов.

В фойе клуба были выставлены пособия, которыми учащиеся пользовались на уроках, лучшие тетради учащихся и их работы: плакаты с выдержками из классиков марксизма-ленинизма, из летописей, из художественной литературы; портреты, хронологические таблицы и т. п.

Второй вечер был организован учащимися 3-го класса 17 мая 1936 года. Он был посвящен курсу методики истории, проработанному во второй половине 1935 - 1936 учебного года. Задачей этого вечера была демонстрация приемов работы над историей в 3 и 4-м классах неполной средней школы. Поэтому на вечере выступали не только учащиеся педагогического училища, но и учащиеся 3 и 4-го классов тех школ, в которых проводилась педагогическая практика. На этом вечере была устроена выставка наглядных пособий по истории, изготовленных учащимися в процессе работы по методике.

Программа вечера:

1. Задачи вечера и его содержание. Сообщение учащегося М.

2. Задачи преподавания истории. Доклад учащегося Ф.

3. Сцена из комедии "Недоросль" Фонвизина. Исполнят ученики школы под руководством учащейся М.

4. "Песня дворового" Некрасова. Читает ученик школы Б.

5. Две инсценировки по произведению А. Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву". Исполнят ученики 5-й школы под руководством учащейся К.

6. Отрывок из произведения Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". Читает учащийся Р.

7. Месть крестьян помещикам и купцам. Отрывок из народной песни. Исполнит учащийся Т.

8. "А и скучно же мне" - стихотворение Рылеева. "Волга" - русская песня. Исполнит хор учащихся 3-го класса.

Этот вечер прошел не совсем удачно. Он оказался очень растянутым, отдельные номера не были яркими и значительными, сцены из "Недоросля" оказались непосильными для детей.

Зато очень хорошими и совершенно доступными оказались сцены из "Путешествия" Радищева. Инсценированы были разговор с крестьянкой в селе Пешки и встреча с пахарем. Такие короткие инсценировки-диалоги, взятые из рассказов в прозе, вполне можно рекомендовать. Они не требуют особой "постановки", отнимающей много времени, а между тем по своему содержанию, по яркости и красочности могут иметь большое учебное и воспитательное значение.

Существенной составной частью вечера была выставка, о чем мы уже упоминали. Приводим фотографии об-

стр. 116

щего вида выставки и некоторых отдельных предметов (рис. 1).

На содержании выставки и ее подготовке следует остановиться несколько подробнее. Перечислим наиболее интересные экспонаты. Палеолитические и неолитические орудия (лепка); постройка на сваях (из дерева); рельефная карта Днепровско-Волховского пути (из глины в ящике); макеты: Москва в половине XII века (рис. 2); внутренний вид парадной комнаты в помещичьем доме (рис. 3); внутренний вид крестьянской избы, по Радищеву (рис. 4); образцы турецких и персидских тканей XVI - XVII веков, привозившихся в Московское государство (шитье с раскраской); рисунки: "Шапка Мономаха", портреты Василия III и Ивана IV, "Каменная баба", кульобская и чертомлыцкая вазы и др. (Многие вещи вошли в постоянный инвентарь исторического кабинета педагогического училища.

Работа по изготовлению выставки увлекла большое количество учащихся 3-го класса, через месяц выпускаемых на самостоятельную педагогическую работу. Было просмотрено большое количество альбомов, иллюстрированных книг и журналов.

Учащиеся побывали в Историческом музее в Москве. Образцы турецких и персидских тканей копировались с подлинных тканей, собранных в местном историко-художественном музее (б. Троицкая лавра).

Работа оказалась не такой легкой и простой, как это предполагали учащиеся, приступая к ней. Нельзя было ограничиться механическим копированием рисунка. В таких случаях получались грубые искажения и ошибки и все приходилось начинать снова. Чтобы правильно скопировать тот или иной рисунок или предмет, нужно было внимательно прочитать об'яснение, изучить детали предмета, навести справку в общем курсе истории.

В качестве примера приведем работу над рельефом Днепровско-Волховского пути. Когда моря и реки были готовы, студент, производивший работу, по своей инициативе захотел отметить основные пункты пути: Новгород, Киев, Царьград. Не задумываясь долго, на месте Новгорода и Киева он поставил фигурки крепостей, из которых выглядывали шатровые церковки, как обыкновенно изображают первоначальную Москву. Пришлось напомнить, что данный водный путь установился задолго еще до принятия славянами христианства и что укрепленные пункты на нем возникли еще до варягов. Тогда церковки упразднили.

Ну, а как же быть с Царьградом, где давно уже было христианство? На сцену опять появилась шатровая церковка. Оказалось, что учащийся никогда не видел изображения царьградской Софии с купольным, а не шатровым покрытием. Отыскали это изображение, прочитали описание и тогда снова приступили к работе. Автор этой работы, теперь учитель, писал нам уже с места своей педагогической работы, что пути "из варяг в греки" он не забудет во всю свою жизнь.

Третий вечер был организован курсантами исторического отделения педагогических курсов 24 декабря 1936 года, когда был закончен раздел истории СССР до XIX века включительно.

Программа вечера:

1. Быт и нравы Петровской эпохи. По роману А. Толстого "Петр I". Доклад курсантки Г.

2. Отрывок да произведения Некрасова "Русские женщины". Вступительное слово - курсант Л. Читают курсанты Г. и К.

3. Былина об Илье Муромце и Соловье Разбойнике. Читает курсантка П.

Былина об Алеше Поповиче и Тугарине Змеевиче. Читает курсант П. Вступительное слово курсантки А.

4. Исторические песни и рассказы: "Про татарский полон", "Красное солнышко закатилося", "Ой не вечор" - и башкирское предание о Салавате Юлаеве. Исполнит Ш.

5. "Борис Годунов" Пушкина. Сцена в корчме. Исполнители - группа курсантов. Вступительное слово - курсант Т.

6. "Недоросль" Фонвизина. Сцена урока. Исполнители - группа курсантов. Вступительное слово - курсант Я.

7. Киевские былины. Поет преподаватель Ш.

8. Исторические песни: "А и скуч-

стр. 117

но же мне", "Гибель Чапаева", "Песня о Сталине". Хор курсантов исторического отделения педагогических курсов.

На содержании этого вечера мы не будем останавливаться, так как он был организован по типу описанных выше. Укажем только некоторые особенности его.

Парадная комната в помещичьем доме XVIII в.

Макет работы учащихся.

Этот вечер устраивали совершенно взрослые учащиеся. Поэтому он был довольно интересно внешне оформлен: все инсценировки делались с декорациями и в костюмах, специально привезенных из Москвы. В вечере принимала участие приглашенная специалистка по историческому рассказу и песне Н. Н. Щепетова.

Доклады были заменены вступительными словами, которые и являлись научно-образовательной частью вечера. Каждое вступительное слово несмотря на его краткость требовало очень серьезной и большой подготовки и поручено было лучшим курсантам. Такой показ на вечере результатов учебной работы вполне себя оправдал, мы его смело можем рекомендовать всем.

Какие же выводы можно сделать из опыта вечеров истории в загорском училище? Прежде всего нужно сказать, что метод таких вечеров - не новый: он применялся и в дореволюционной школе. Что же касается выставок, то многое сделал в этом направлений старейший методист - профессор Н. Г. Тарасов.

Выводы же таковы. Ученики любят такие вечера и работают над ними с большим воодушевлением. Вечера истории всегда были праздниками не только для класса, непосредственно проводившего вечер, но и для всего педагогического училища. Обычно ученики долго потом вспоминают эти вечера даже по выходе из школы.

Вечера истории являются прекрасным стимулом для организации внеклассной работы. Они прививают любовь и интерес к историческим знаниям, дают первоначальные навыки исследовательской работы. Они мобилизуют и самого учителя на активную, творческую работу по преподаванию истории.

Подготовка и устройство вечера являются лучшим методом организации исторического кружка в школе и налаживания работы в нем. Самое трудное в организации кружка - составление программы и плана работы. Без этого, с одними хорошими желаниями кружки долго не могут существовать. Отчетный вечер дает конкретную цель работы кружка.

Дружная волнующая работа учителя и учеников в кружке, заставляющая вместе переживать радости удачи и огорчения неудачи, сильно сплачивает их и является лучшим средством воспитательного влияния педагога.

Наконец, эти вечера служат прекрасным средством культурного отдыха и развлечения, что особенно важно там, где большой коллектив уча-

Внутренний вид крестьянской избы, по Радищеву.

Макет работы учащихся.

стр. 118

щихся живет в интернате, как это имеет место в загорском педагогическом училище.

В заключение следует дать несколько советов и указаний тем молодым преподавателям истории, которые захотели бы использовать опыт загорского педагогического училища.

Подготовку вечера надо вести исподволь, тесно увязывая ее с работой в классе. Вечер должен быть именно отчетным и явиться результатом повседневной работы учителя с учениками, отнюдь не мешая и не нарушая основных классных занятий по усвоению систематического курса истории. Он не должен быть самоцелью.

При подготовке к урокам, при разработке той или иной темы учитель, подбирая художественную литературу, иллюстративный и документальный материал, изучая высказывания Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, должен подумать о том, как этот материал можно использовать на вечере и какую дополнительную работу можно дать учащимся на основании этого материала. Но нельзя давать никакой дополнительной работы учащимся, прежде чем сам учитель хорошенько не просмотрит материал, не продумает содержание и план работы.

Все описанные выше вечера построены на одном и том же материале - на материале истории СССР не позже первой половины XIX века.

Кроме того все они охватывают очень широкий материал. Для старших классов можно взять более ограниченную тему, с тем чтобы разработать ее с большей глубиной и разносторонностью. Следует попробовать такие темы, как например Парижская коммуна, революция 1905 - 1907 годов, Великая Октябрьская социалистическая революция, гражданская война. Эти темы чрезвычайно благодарны как по своей актуальности, так и по, обилию художественного, документального и иллюстративного материала.

На открытом вечере программу не следует перегружать докладами; лучше перенести их на закрытые собрания кружка. Доклады можно заменить небольшими информациями перед художественными номерами, как это было сделано на описанном здесь третьем вечере. В этих информациях учащиеся вполне могут показать свое знание и понимание исторического материала. Продолжительность информации не должна превышать 7 - 10 минут.

Приступая к работе, преподаватель - организатор вечера - должен завести особую тетрадь и в нее вносить каждый шаг по подготовке к вечеру. Эта тетрадь должна быть его неизменным спутником до самого вечера. Такого рода тетради будут лучшими справочниками и методическими пособиями для самого учителя.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ОТЧЕТНЫЕ-УЧЕНИЧЕСКИЕ-ВЕЧЕРА-ИСТОРИИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анна СергейчикContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sergeichik

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Н. ШАФРАНОВ, ОТЧЕТНЫЕ УЧЕНИЧЕСКИЕ "ВЕЧЕРА ИСТОРИИ" // Moscow: Libmonster Russia (LIBMONSTER.RU). Updated: 26.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ОТЧЕТНЫЕ-УЧЕНИЧЕСКИЕ-ВЕЧЕРА-ИСТОРИИ (date of access: 03.10.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Н. ШАФРАНОВ:

Н. ШАФРАНОВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Russia
839 views rating
26.08.2015 (3326 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Стихи, камень
Catalog: Разное 
Эту маленькую заметку я посвящаю, Экс-Заместителю Министра обороны Российской Федерации, генералу-армии Исакову Владимиру Ильичу, человеку которому несмотря на свою загруженность и неимоверную занятость, преподал мне хорошую школу жизни. Этот человек мой учитель, с неимоверными умственными, организаторскими способностями. Я горд, что он был моим непосредственным командиром и начальником, и что я проходил службу под его руководством. Юрий БОЕВ. Рассказ о работе ветеринарно-санитарной службы Вооруженных сил России,
Воистину широка и многогранна география и занимаемые должности по службе, всемирно уважаемого аксакала Павла Павловича Костогрызова, среди всех военных ветеринарных врачей СССР, Российской Федерации, Республики Казахстан и стран постсоветского пространства. Для многих поколений ветеранов, офицеров, курсантов военных учебных заведений Вооруженных Сил, студенческой молодежи, этот человек является ярким примером служения Отчизне, высокого профессионализма, преданности избранному делу.
ВИНОГРАДОВСКИЕ ЧТЕНИЯ В МГУ
Catalog: История 
10 days ago · From Вадим Казаков
ЧТО ТАКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ?
10 days ago · From Вадим Казаков
ФОЛЬКЛОРНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В "СЕНТИМЕНТАЛЬНОМ ПУТЕШЕСТВИИ" Н. С. ЕВДОКИМОВА
Catalog: Разное 
10 days ago · From Вадим Казаков
"КАК НИ ЗОВИ, А ПОКЛОНЫ ТВОРИ...". О НАРОДНЫХ НАЗВАНИЯХ РУССКИХ ЦЕРКВЕЙ И МОНАСТЫРЕЙ
10 days ago · From Вадим Казаков
СЛОВО О МОЛЧАНИИ
10 days ago · From Вадим Казаков
СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК "РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР"
Catalog: История 
11 days ago · From Вадим Казаков
КЛЮЧЕВЫЕ ИМЕНА В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ. Димитрий (Дмитрий)
Catalog: История 
11 days ago · From Вадим Казаков

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

LIBMONSTER.RU - Digital Library of Russia

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners
ОТЧЕТНЫЕ УЧЕНИЧЕСКИЕ "ВЕЧЕРА ИСТОРИИ"
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: RU LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Libmonster Russia ® All rights reserved.
2014-2024, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android