Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-7581

Share with friends in SM

I

25 октября (7 ноября) 1917 г. пролетариат России возвестил всему миру победу Великой социалистической революции в нашей стране. Весь мир, терпевший уже в течение трех лет мучения империалистической войны, залитый кровью миллионов рабочих и крестьян, был озарен молниями величайшей по своему историческому значению победоносной социалистической революции.

За 8 месяцев до этой революции, в феврале 1917 г., был, свергнут царизм - международный жандарм, сторожевой пес империализма на востоке Европы, грабивший и угнетавший народы России и наряду, с остальными империалистическими государствами принимавший самое активное участие в дележе Турции, Персии, Китая и т. д. Но царизм февральской революцией не был добит окончательно: остались монархические организации, осталась власть помещиков и капиталистов, стремившихся к реставрации свергнутой монархии, остался почти нетронутым весь аппарат царской монархии. Победившая царизм величайшая народная революция, во главе которой стоял самый революционный в мире пролетариат, имевший своим союзником революционное крестьянство, не остановилась на полдороге. Великая Октябрьская социалистическая революция в несколько дней сбросила власть помещиков, капиталистов и их прислужников и лакеев - меньшевиков и эсеров. В обстановке невероятной разрухи, вызванной империалистической войной, рабочий класс России под руководством коммунистической партии Ленина - Сталина начал строить социалистическое государство.

Партия большевиков не скрывала величайших трудностей, стоявших на пути борьбы за осуществление программы социализма, на пути к построению бесклассового, социалистического общества. В прошлом партия не могла почерпнуть для себя образцов социалистического переустройства общества. Позади была единственная кратковременная попытка начать такое переустройство - попытка Парижской коммуны, просуществовавшей только семьдесят два дня.

Но Парижская коммуна дала незабываемые, героические образцы обороны, а советская власть должна была наступать, так как она не хотела повторять ошибок парижского пролетариата. Окруженное со всех сторон империалистическими хищниками, молодое советское государство с первых же дней должно было с оружием в руках отстаивать свое существование. Если оно не было раздавлено, то это произошло, как отметили Ленин и Сталин, потому, что главные силы империалистов в момент революции были заняты взаимной жестокой схваткой. "Сочетание... внешних и внутренних обстоятельств создало ту своеобразную обстановку, которая определила сравнительную легкость

стр. 39

победы Октябрьской революции"1 . Враги единодушно пророчили близкую гибель социалистической революции. Орган германских меньшевиков "Форвертс" писал, что "власть большевиков недолговечна: осталось 5 минут до их падения". Реакционеры - не краснобаи: они не только писали и пророчили гибель советской власти; они сделали все, что было в их силах, для того чтобы погубить первое в мире пролетарское государство, чтобы свергнуть власть рабочих и беднейших крестьян, завоеванную в октябрьских боях против капиталистов и помещиков.

Интервенция империалистических государств, белогвардейские восстания по всей стране - от Владивостока до Ленинграда, от Архангельска до Одессы и Закавказья, экономическая блокада, провокационные нападения на советские представительства, белогвардейский эсеровский и фашистско-троцкистский террор против деятелей советского государства, саботаж, диверсионные акты и вредительство, военные нападения на границы - все средства, какими располагает капиталистический мир, были пущены в ход против советского социалистического государства. Но оно не только устояло против натиска капиталистических государств, оно преодолело, кроме того, и внутренние трудности, стоявшие на пути к победе социализма. Оно до сих пор с успехом преодолевало, и мы уверены, что преодолеет и в будущем, все попытки капиталистического мира стереть с лица земли социалистическое советское государство или хотя бы только задеть его границы и поколебать его крепость.

Как же случилось, что страна, истощенная трехлетней войной, невероятно разоренная, со слабым, разрушенным транспортом, с отсталой техникой, с молодым и на первых порах неопытным рабоче-крестьянским правительством, справилась со всеми врагами, отстояла и укрепила социалистическое государство? Как случилось, что рабочие и крестьяне, никогда не бывшие у власти, справились с объединенными силами внутренней контрреволюции и с внешними врагами? Где почерпнул силы пролетариат СССР для осуществления величайшей программы социалистического строительства, для построения социалистического общества?

II

Во все времена существования классового общества лучшие умы человечества мечтали о "золотом веке", когда наступит равенство людей, когда исчезнут глубочайшие противоречия, порожденные существованием классов.

Более двух тысяч лет назад философ Платон создал план утопического общества в своем произведении "Государство". В этой работе он дал яркую критику общества, раздираемого борьбой "богатых" и "бедных". Платон классовые антагонизмы современного ему общества представил в остроумной форме. Он говорит, что в каждом из современных ему городов существует не один, а несколько городов: город богачей, город бедняков и город "средних классов". Эти города враждуют между собой. Враг, ведущий войну против того или иного государства, всегда может найти для себя союзника среди этих враждующих сил.

Но платоновское "Государство" не устраняло деления общества на классы, не устраняло эксплоатации. В идеальном "Государстве"


1 И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 76. 10-е изд.

стр. 40

Платона - три класса; народ (земледельцы, ремесленники и купцы) у него "содержит и кормит" два других класса - воинов ("стражи") и правителей, или "философов". В своем "Государстве" Платон сохраняет и рабов из военнопленных варваров, которых резко отделяет от греков. В изображаемом Платоном обществе среди правителей (философов) и защитников государства (воинов) проводится своеобразный "коммунизм" потребления вплоть до общности жилища, одежды, пищи и т. п. Платон признает почти полное равенство в правах мужчин и женщин. В своем идеальном "Государстве" Платон в евгенических целях индивидуальный брак и семью заменяет временными союзами, тщательно регулируемыми государством для улучшения людской породы. Дети с момента рождения воспитываются государством и не знают своих отцов и матерей. Все это делается для искоренения эгоизма у двух высших классов. Но этот "коммунизм" покоится на эксплоатации трудящихся, т. е. земледельцев и ремесленников. Таким образом, "коммунизм" Платона - аристократический.

Платон мечтал о "золотом веке", когда царствовать будут философы, а цари станут философами. Правда, среди царей на последующем историческом пути можно ввиде исключения встретить и таких, которые на досуге занимались философией; но, как правило, цари больше думали о способах угнетения и ограбления народных масс и меньше всего могли допустить уничтожение или умаление своего собственного привилегированного положения и привилегированного положения тех паразитических, эксплоататорских классов, которые поддерживали могущество этих царей. Философы же нигде не стали правителями народов.

Среди великих социальных утопий рядом с "Государством" Платона стоит замечательная "Утопия"1 Томаса Мора, вышедшая в свет в 1516 году. В ней Томас Мор пытается проникнуть в будущее, представить себе, каким оно должно быть. Он рисует "города-сады" и хочет изобразить возможность иной организации труда. Все члены общества в "Утопии" обязаны изучить какое-либо ремесло. Ремеслом занимается не отдельный индивидуум, а семья, которая является производственной ячейкой и работает на общество, согласно единому плану. Все продукты она сдает в общественные склады; оттуда же выдается отдельным семьям необходимое для их производственной работы, а, кроме того, каждому члену общества выдается по принципу "каждому по его потребностям". Ремесленный труд - основное занятие жителей "Утопии". Для обработки земли они временно объединяются в артели. Мор мечтает о том, что люди будут работать не более 6 часов в день. Но Томас Мор, так же как и Платон, не может представить себе общества, в котором полностью уничтожено деление людей на классы. "Неприятные" работы производятся в "Утопии" рабами. Современная Томасу Мору действительность еще не давала ему материала для изображения общества, в котором не было бы классов. Произведение Томаса Мора было широко известно его современникам. Оно произвело на них огромное впечатление, заставило многих думать над тем, как осуществить такое общество, в котором люди жили бы счастливо. Томас Мор, разошедшийся с королем по вопросам церковной политики, окончил свою жизнь на эшафоте 6 июля 1535 года.


1 "Утопия" - слово греческое, значит "нигде не существующее". Мор так назвал свой не существующий в действительности остров с идеальным общественным строем.

стр. 41

Следующий великий утопист средневековья - Томас Кампанелла - провел 27 лет в неаполитанской крепости в самых ужасных условиях, где он неоднократно подвергался пыткам. И в этих условиях Томас Кампанелла написал, в числе других крупных произведений и стихов, утопию "Государство Солнца". В отличие от "Утопии" Мора в "Государстве Солнца" все общее: дома, спальни, постели, пища, труд. В "Государстве Солнца" "нет рабов, которые развращают нравы", так как жители этого "Государства Солнца" - "солярии сами себя обслуживают, и работы у них часто оказывается даже меньше, чем следует". В "Государстве Солнца" уничтожена разница между мужчиной и женщиной в отношении отправления общественных обязанностей, занятий производительным трудом, науками и искусством. Рабочий день в "Государстве Солнца" меньше 4 часов. Вопросы организации производства мало интересовали Кампанеллу, и в этом отношении его утопия стоит ниже утопии Мора. Мы только узнаем, что в "Государстве Солнца" граждане производят не для себя, а для общества, причем высокая производительность труда обусловливается соответствующим уровнем развития знаний и техники. Жителям "Государства Солнца" известны тайные средства, увеличивать всхожесть семян, их продуктивность и жизнеспособность. В "Государстве Солнца" организовано обязательное общественное питание в общественных столовых. В нем организовано общественное воспитание детей и наглядное обучение всего населения в школах. Наконец, в "Государстве Солнца" индивидуальный брак и семья уничтожены. Кампанелла заботится лишь о "человеческом приплоде", лишь о том, чтобы "дети рождались самые лучшие". С этой целью он, следуя примеру Платона, на жрецов возложил обязанность строго подбирать брачные пары.

Позднее, когда Маркс и Энгельс опубликовали "Коммунистический манифест", когда они показали путь рабочим массам от утопии к науке, буржуазия не находила лучшего аргумента против коммунизма, как запугивание мелкого буржуа и собственника тем, что коммунисты якобы хотят ввести общность жен. С тех пор этот жупел - "общность жен" - служил не раз пугалом для мещан; для этой же цели он был использован буржуазией в борьбе против пролетарской диктатуры. Теперь фашисты вновь пустили его в обиход.

Хотя монах Томас Кампанелла был в современном ему обществе мятежником и сидел 27 лет в неаполитанской крепости, но и он не был в состоянии правильно представить себе бесклассовое, коммунистическое общество. Самое же главное: никто из утопистов не указал путь к этому обществу. Так и Кампанелла не мог себе представить, что бесклассовое общество будет создано в результате борьбы трудящихся, заинтересованных в уничтожении всякого неравенства. "Государство Солнца" было для своего времени лишь прекрасной мечтой, продуктом пылкого воображения Томаса Кампанеллы. Кампанелла, так же как и Томас Мор, пытался проникнуть через века в далекое будущее. Но в начале XVII столетия1 никакое воображение не могло подсказать Томасу Кампанелле, что через три века в стране, которая представлялась европейцам страной варварства и дикости, произойдет величайшая в мире революция и уничтожит навсегда на одной шестой части мира всякие основы неравенства.


1 Книга "Государство Солнца" вышла в 1602 году.

стр. 42

III

В конце XVIII столетия великая буржуазная революция во Франции выдвинула к власти новый класс - буржуазию. Одновременно в недрах зарождавшейся буржуазной Франции поднимался и могильщик буржуазии - пролетариат. Еще во время революции ремесленники и "плебейские элементы", "низы" Парижа и других городов Франции показали, что они по-своему понимают лозунг "Свобода, равенство и братство!" На современников французская революция произвела впечатление землетрясения. Аристократическая Англия, крепостническая Россия, Австрия, Пруссия - все страны старого мира ополчились против французской революции. Французская буржуазная революция дала простор развитию нового общества, покоящегося на капиталистической эксплоатации. В то же время Франция дала человечеству двух великих утопистов - Анри Сен-Симона и Шарля Фурье.

В XIX в. быстро росло число оборудованных машинами фабрик и заводов. Вместе с промышленным переворотом быстро рос численно пролетариат. Он становился серьезной политической силой. В лионских боях 1831 г. ткачи выдвинули лозунг "Жить, работая, или умереть, сражаясь!" А еще через несколько лет, осенью 1847 г., в уставе "Союза коммунистов" и во введении к "Коммунистическому журналу" прозвучал боевой лозунг: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"

На первых порах у пролетариата не было еще своего пролетарского идеолога, не было еще оформленной программы, не было еще своей партии. "Когда было свергнуто крепостничество, - писал Ленин, - и на свет божий явилось "свободное" капиталистическое общество, - сразу обнаружилось, что эта свобода означает новую систему угнетения и эксплоатации трудящихся. Различные социалистические учения немедленно стали возникать, как отражение этого гнета и протест против него. Но первоначальный социализм был утопическим социализмом. Он критиковал капиталистическое общество, осуждал, проклинал его, мечтал об уничтожении его, фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравственности эксплоатации. Но утопический социализм не мог указать действительного выхода. Он не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества"1 . В то время лучшие умы человечества: Сен-Симон, Фурье, Оуэн - видели выход из противоречий нарождающегося буржуазного общества не в классовой борьбе. Тем более они не думали о необходимости победы пролетариата. Они мечтали о "совершенном человеческом обществе", в котором классовый антагонизм будет уничтожен по воле самих богачей, эксплоататоров. Правда, Сен-Симон знает, что в человеческой истории время от времени неизбежно наступают "критические", революционные эпохи. Такую эпоху пережил и сам Сен-Симон во время буржуазной революции во Франции в XVIII веке.

Сен-Симон видел, что вновь народившееся буржуазное общество таит в самом себе источники разложения. Он искал выхода из анархии производства, свойственной буржуазному обществу, хотя при этом меньше всего думал об отобрании у капиталистов средств и орудий производства, о лишении их прибылей. Тем не менее, в своих планах будущего Сен-Симон выдвигает очень ценную идею, которую


1 Ленин "Три источника и три составных части марксизма". Соч. Т. XVI, стр. 352.

стр. 43

Ленин называет "гениальной догадкой" великого утописта. "Теперешняя анархия в производстве, - говорит Сен-Симон, - которая соответствует тому факту, что экономические отношения развертываются без единообразного регулирования, должна уступить место организации производства. Направлять производство будут не изолированные предприниматели, независимые друг от друга, не знающие экономических потребностей людей; это дело будет находиться в руках известного социального учреждения. Центральный комитет управления, имеющий возможность обозревать широкую область социальной экономии с более высокой точки зрения, будет регулировать ее так, как это полезно для всего общества, и передавать средства производства в подходящие для этого руки, а в особенности будет заботиться о постоянной гармонии между производством и потреблением"1 .

Сен-Симон не возлагал надежд на самый большой "и бедный класс", а надеялся осуществить свои планы при помощи богачей, создать "гармонию" при помощи собственников; поэтому сенсимонизм не раз находил себе сторонников в лагере буржуазных и мелкобуржуазных идеологов. Разве не извлекли для себя пользу из этого учения сторонники так называемого "организованного капитализма"? Разве синдикалисты-реформисты не заимствуют у Сен-Симона его попытки объединить рабочих и предпринимателей в одну классовую категорию?

Однако самым фактом своей подчас острой критики буржуазного общества, правдивостью изображения противоречий этого общества и бедствий в нем трудящихся масс Сен-Симон, так же как и Шарль Фурье, подтачивал основы буржуазного строя и подготовлял почву для возникновения идей пролетарского социализма Маркса и Энгельса.

Шарль Фурье разоблачал и бичевал тот класс, к которому принадлежал сам. Торговлю, ремесло своего отца - торговца сукнами - он называл "школой обмана"; буржуазный строй, возникший в результате победы французской революции, - "строем обмана и взаимоистребления". Но и он, ненавидевший этот "строй обмана и взаимоистребления", возлагал свои надежды не на рабочий класс, а на имущих, богатых и знатных. С упорством маниака 10 лет подряд он неизменно дежурил в указанной им в объявлении квартире, где он ожидал одного из составленного им списка четырех тысяч "кандидатов", который взялся бы осуществить его утопию.

И, тем не менее, Шарль Фурье вошел в историю человечества как один из величайших мыслителей. Учение великих утопистов-социалистов: Сен-Симона, Фурье и Роберта Оуэна - явилось одной из составных частей и одним из источников пролетарского научного социализма - учения Маркса и Энгельса. Энгельс писал, что сторонники научного социализма никогда не забудут, что научный социализм "стоит на плечах Сен-Симона, Фурье и Оуэна, трех людей, которые при всей фантастичности и всем утопизме своих учений принадлежат к величайшим умам всех времен и которые гениально предвосхитили множество положений, правильность которых мы доказываем теперь научно..."2 .

Шарль Фурье дал талантливую и яркую для своего времени критику капитализма, свойственной этому строю анархии производства,


1 Цитирую по работе В. И. Ленина "Империализм, как высшая стадия капитализма". Соч. Т. XIX, стр. 174 - 175.

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XV, стр. 142.

стр. 44

паразитизма, буржуазной семьи, положения женщины и системы воспитания. Именно Шарль Фурье показал, что мерилом свободы того или иного общественного строя является степень освобождения женщины. Фурье пришел к выводу, что в буржуазном обществе, "в цивилизации бедность рождается из избытка". Фурье считал себя призванным осуществить "теорию всемирной гармонии", изобретателем которой он себя считал. Он уверен был, что на смену капитализма придет эпоха социализма. Но социализм он представлял себе утопически. В созданном им плане фаланстера - своего рода коммуны - большую роль играет соединение городского и сельского труда. Фурье мечтал об уничтожении пропасти между городом и деревней, об уничтожении наемного труда как труда рабского. Он думал преодолеть капитализм при помощи своих фаланстеров. Он убежден был, что на смену подневольному труду придет свободный труд членов ассоциации, и что этот труд достигнет результатов, "одно представление, о которых приведет в трепет корыстные души"1 . Но и Фурье путь к социализму видел не в классовой борьбе пролетариата, не в захвате им власти и не в диктатуре пролетариата. Рассчитывая на неотразимую привлекательность своего идеального общества и на добрую волю людей, Фурье наивно надеялся привлечь в свои фаланстеры не только трудящихся, но и капиталистов, которые могли бы стать пайщиками "фаланги" и получать известную долю общественного продукта в виде процента "а вложенный ими капитал.

Более чем кто-либо другой из социалистов-утопистов Фурье разоблачил буржуазную ложь, будто наемный труд является в капиталистическом обществе не подневольным, а свободным трудом. Фурье, хотя и не был революционером, все же приходил к мысли о неизбежности общественных потрясений, "целительного кризиса". "Настоящее, - писал он, - чревато будущим, и самая чрезмерность наших страданий должна привести к целительному кризису. При виде этих длительных и колоссальных политических потрясений кажется, что природа делает усилие стряхнуть с себя бремя, которое ее давит". Мечтам Фурье суждено было осуществиться в другую эпоху и, конечно, не в той форме, какую он туманно представлял себе. Мечты Фурье, как и других великих утопистов, перестали быть мечтами, когда дело освобождения от капитализма взял на себя, говоря словами Фурье, "самый многочисленный и самый бедный класс" - пролетариат.

Огромное влияние на своих современников и, что особенно важно, на рабочих оказали идеи Роберта Оуэна. Оуэн среди рабочих пытается осуществить принцип домарксовского коммунизма, который Маркс и Энгельс назвали "критически-утопическим" социализмом. Но "кооперативные общества", устраиваемые рабочими и ремесленниками при капитализме, так же мало имели общего с социализмом, как мало общего имели с социализмом русские артели при царизме, устраиваемые народниками.

Несмотря на всю утопичность взглядов Сен-Симона, Фурье, Оуэна заслуга этих мыслителей перед трудящимся человечеством остается неоспоримой. Без работы этих мыслителей, без их критики противоречий буржуазного общества работа Маркса и Энгельса была бы неизмеримо труднее. Ленин писал, что "вся гениальность Маркса состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поста-


1 Ш. Фурье "Избранные сочинения", стр. 130. М. 1918.

стр. 45

вила. Его учение возникло, как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма"1 .

Учения Сен-Симона и Фурье, в особенности последнего, и его ученика Кабэ произвели огромное впечатление на целое поколение русских "просветителей": Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Герцена, Петрашевского. Лучшие страницы романа Чернышевского "Что делать?", как известно, отражают это глубокое влияние на него Фурье. Взгляды великих социалистов-утопистов характерны для той эпохи, когда в первых классовых боях пролетариат, выделяясь из общей массы мелкобуржуазного "народа", только еще нащупывал самостоятельную дорогу. Ленин называл этот период периодом "подготовки и рождения марксизма"2 . Он охватывает примерно две трети прошлого века и заканчивается полной победой марксизма, крахом всех домарксовых социалистических идей и выступлением пролетариата на самостоятельный классовый путь.

После этого в мировой истории начинается второй период развития социализма. "Второй период есть Период образования, роста и возмужания массовых социалистических партий классового, пролетарского состава"3 .

Однако и в этот последний период не было недостатка в социальных утопиях, правда, гораздо менее значительных и по своей исторической роли и по своему влиянию на современников. Достаточно назвать "Вести ниоткуда" Вильяма Морриса и "Будущий век" Эд. Беллами.

В. Моррис называл себя коммунистом и даже написал брошюру "Почему я стал коммунистом". Однако в своем царстве "Ниоткуда" он не показал, как возникает социалистический строй, и не показал пролетариату путей борьбы за социализм. В. Моррис рисует заманчивую картину возможного, отличного от капиталистического социального строя. В его утопическом "Ниоткуда" царят гармония в общественных отношениях, радость и красота жизни, обилие и мир. Сам Моррис проделал сложный путь от увлечения средневековьем к эстетам, к Рескину и только потом к Фурье и, наконец, к Марксу. Как ни старался Моррис смотреть только вперед, все же в его утопии осталась изрядная доза идеализации патриархальщины, натурального обмена, ручного ремесла и т. п. К концу жизни Моррис понял, что только путь гражданской войны приведет пролетариат к победе.

Этим Моррис выгодно отличается от своего современника - Эдварда Беллами, выступившего незадолго до В. Морриса с увлекательным романом "Будущий век" ("Через 100 лет"). Беллами был убежден в неизбежности крушения капиталистической системы, но он мечтал о том, как при этом избежать революционного пути. Он был уверен, что "грубая промышленная и общественная система, пришедшая к нам из глубокой древности, подорванная новейшими человеческими изобретениями и осмеянная критикой экономической науки, потрясает мир волнениями, которые предсказывают ее падение"4 .


1 Ленин "Три источника и три составных части марксизма". Соч. Т. XVI, стр. 349 (разрядка моя. - Е. Я. ).

2 Ленин. Соч. Т. XVI, стр. 545.

3 Там же.

4 Эдвард Беллами "Будущий век" ("Через сто лет"). Есть несколько изданий.

стр. 46

IV

Когда в Западной Европе научный социализм уже пробивал себе дорогу к передовым рабочим, когда Маркс и Энгельс основали уже I Интернационал, в России продолжали еще в это время и даже значительно позднее господствовать идеи утопического социализма. Герцен, один из русских "просветителей", "Колокол" которого разбудил к революционной борьбе разночинную интеллигенцию, явился одним из основоположников русского революционного народничества. Он мечтал о том, что русская община станет исходной точкой социалистического переворота в России. "Какое это счастье для русского народа, - восклицает Герцен, - что он остался вне всех политических движений, вне европейской цивилизации, которая, без сомнения, подкопала бы общину, и которая ныне сама дошла в социализме до отрицания... Мы, русские, прошедшие через западную цивилизацию, мы не больше, как средство, как закваска, как посредники между русским народом и революционной Европой. Человек будущего в России - мужик, точно так же как во Франции - работник"1 .

Герцен, как известно, придавал огромное значение русской общине. Ей он приписывал прямо мистические свойства: "Община спасала русский народ от монгольского варварства и от императорской, цивилизации, от выкрашенных по-европейски помещиков и от немецкой бюрократии. Общинная организация, хотя и сильно потрясенная, устояла против вмешательства власти; она благополучно дожила до развития социализма в Европе. Это обстоятельство бесконечно важно для России"2 .

В этих словах Герцена выражено самое существенное из его взглядов на "самобытность" русского пути развития. Эти взгляды Герцена стали евангелием народнического крестьянского социализма, в котором, по определению Ленина, на самом деле не было ни грана социализма. "На деле в этом учении Герцена, - пишет В. И. Ленин, - как и во всем русском народничестве - вплоть до полинявшего народничества теперешних "социалистов-революционеров" - нет ни грана социализма. Это - такая же прекраснодушная фраза, такое же доброе мечтание, облекающее революционность буржуазной крестьянской демократии в России, как и разные формы "социализма 48-го года" на Западе. Чем больше земли получили бы крестьяне в 1861 г. и чем дешевле бы они ее получили, тем сильнее была бы подорвана власть крепостников-помещиков, тем быстрее, свободнее и шире шло бы развитие капитализма в России"3 . На деле русское народничество 70-х годов являлось выражением борьбы крестьянства против помещиков и самодержавия.

Герцен явился не только выразителем ошибочной теории "самобытности" России и идей крестьянского утопического социализма. Он с неповторимой силой нарисовал картину бесправия народа, издевательства над ним в императорской России и зажег сердца своих современников великой ненавистью к коронованным и некоронованным врагам русского народа. "Это живая пирамида из преступлений, злоупотреблений, подкупов, полицейских, негодяев, немецких бездушных администраторов вечно голодных, невежд-судей вечно пьяных, аристократов вечно подлых: все это связано сообществом гра-


1 Герцен, А. И. "Русский народ и социализм" ("Письмо к Ж. Мишле Искандера"), стр. 29. Лондон. 1858.

2 Там же, стр. 25.

3 Ленин. Соч. Т. XV, стр. 466.

стр. 47

жительства и добычи и опирается на шестьсот тысяч органических машин со штыками"1 .

Русский рабочий класс высоко чтит память Герцена-революционера. В борьбе с монархией "Герцен первый поднял великое знамя борьбы путем обращения к массам с вольным русским словом"2 . В 60-х годах XIX в. Герцен стал на сторону демократии, против либерализма. "Он боролся за победу народа над царизмом, а не за сделку либеральной буржуазии с помещичьим царем. Он поднял знамя революции"3 .

Одновременно великий русский демократ и социалист демарксова периода Н. Г. Чернышевский, сидя в казематах Петропавловской крепости, писал свое завещание русской молодежи, давая ответ на вопрос: "Что делать?" Увлеченный планами Шарля Фурье, он описывал созданные его героиней Верой Павловной (которая тоже читает Фурье) мастерские. Через толстые стены Петропавловской крепости, где были замучены царизмом лучшие русские люди, Чернышевский говорил своему поколению и будущим поколениям: "...будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести: настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в нее из будущего"4 . Но это светлое будущее для Чернышевского было только мечтой. Только во сне Вера Павловна видит это будущее: город-сад, дома-дворцы для трудящихся будущего общества, и радостный труд на полях под звуки песен, и машины, освобождающие труд человека, и удивительные плоды, растущие на социалистических полях. "Почти все делают за них машины, - и жнут, и вяжут снопы, и отвозят их - люди почти только ходят, ездят, управляют машинами"5 .

Только во сне Вера Павловна видит замечательные общественные столовые, обновленную землю с новыми каналами, с орошенными пустынями, осушенными болотами, огромными теплицами, где земля "кипит молоком и медом". Сам Чернышевский был уверен, что это не скоро наступит. "Сменится много поколений, прежде чем вполне осуществится то, что ты предощущаешь", - писал он.

Чернышевский умер, измученный двадцатилетней тюрьмой и каторгой, не дождавшись торжества своих мечтаний. Тогда еще не было партии, которая повела бы рабочих и крестьян на бой против царизма, против капиталистов и помещиков. Только полный разгром народничества и утопического социализма социализмом научным - марксизмом - и организация большевистской партии открыли перед рабочим классом России верный путь к победе.

Народники не раз пытались "доказать", что развитие России идет "не по Марксу". Известен ответ Маркса редактору "Отечественных записок" на вопрос, может ли миновать Россия капиталистический путь развития. Маркс и Энгельс были убеждены в неизбежности развития в России капитализма, в неизбежности роста в ней пролетариата. Необходимо также вспомнить, что Маркс ответил В. Засулич. Как известно, накануне 1 марта 1881 г. В. Засулич обратилась с письмом к Марксу,


1 Герцен, А. И. "Русский народ и социализм", стр. 34.

2 Ленин. Соч. Т. XV, стр. 469.

3 Там же, стр. 468.

4 Чернышевский, Н. Г. "Что делать", стр. 396 - 397. Изд. "Молодая гвардия". 1935.

5 Там же, стр. 388 - 395.

стр. 48

в котором она так поставила вопрос о будущности социализма в России: либо сельская община, поставленная в особые условия развития, "способна развиваться в социалистическом направлении, т. е. постоянно организовывать свое производство и свое распределение продуктом на коллективных началах", тогда задача резолюции - освободить общину и поставить ее в соответствующие условия развития. Если же община обречена на гибель, тогда, по мнению В. Засулич, революционерам ничего не остается делать, как заниматься вычислением, "через сколько десятков лет земля русских крестьян перейдет в руки буржуазии, через, сколько сотен лет, быть может, капитализм в России достигнет такого развития, как в Западной Европе". Так примитивно В. Засулич понимала задачи социалистической борьбы и путь развития социализма в России.

Маркс над ответом на вопрос В. Засулич усидчиво и основательно поработал; он составил в марте 1881 г. четыре черновика своего ответа. В одном из них Маркс пишет о будущем русского сельского хозяйства. Он допускает возможность организации коллективной обработки земли. По мнению Маркса "физическая конфигурация русской почвы благоприятствует применению машин в широком масштабе". Крестьянина нетрудно будет убедить в необходимости кооперативного земледелия. Россия воспользуется высокой техникой капиталистических стран, и это облегчит ей переход к социалистическому земледелию1 . Однако Маркс все время указывал на неизбежность разложения общины вследствие развития капитализма. Во втором черновом наброске ответа Засулич Маркс пишет: "Известный род капитализма, вскормленный за счет крестьян при посредстве государства, противостоит общине; он заинтересован в том, чтобы ее раздавить. В интересах помещиков также создать из более или менее состоятельных крестьян средний сельскохозяйственный класс и превратить бедных земледельцев, т. е. массу их, в простых наемных рабочих, т. е. обеспечить себя дешевым трудом. Да и как может с ними бороться община, раздавленная вымогательствами государства, ограбленная торговцами, эксплоатируемая помещиками, подрываемая изнутри ростовщиками!"2 .

В письме в редакцию "Отечественных записок" великий основоположник коммунизма прямо говорит, что если Россия будет лет двадцать идти по тому пути, по которому она следовала, начиная с 1861 г., то она "испытает все роковые злоключения капиталистического строя"3 . Не подлежит ни малейшему сомнению тот основной вывод, что точка зрения Маркса и Энгельса на судьбы русской общины ничего общего не имеет с народническими взглядами. В гениальной работе Ленина "Развитие капитализма в России", написанной около полутора десятка лет после высказываний Маркса и Энгельса, народнические взгляды были разгромлены. В этой работе Ленин с исчерпывающей ясностью показал развитие капитализма, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве и классовое расслоение крестьянства.

V

Пророческие слова Маркса о судьбе русской общины сбылись. Община в России, разлагаясь от внедрявшегося в нее капитализма,


1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XXVII, стр. 482.

2 Там же, стр. 691 - 692.

3 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XV, стр. 376.

стр. 49

все же сохранилась до Октябрьской революции, которая уничтожила как общину, так и капиталистическое сельское хозяйство, заменив его социалистическим. Крупное социалистическое сельское хозяйство в СССР организовано в результате победы научного социализма - ленинизма - над мелкобуржуазным "социализмом" и в результате победы Пролетарской социалистической революции. Об этой перспективе великого переворота Ленин в 1905 г. в статье "Мелкобуржуазный и пролетарский социализм" писал: "Об уничтожении "сразу" всей и всякой эксплуатации давно уже, много веков, даже много тысячелетий, мечтает человечество. Но эти мечтания оставались мечтаниями до тех пор, пока миллионы эксплоатируемых не стали объединяться во всем мире для выдержанной, стойкой, всесторонней борьбы за изменение капиталистического общества в направлении собственного развития этого общества. Социалистические мечтания превратились в социалистическую борьбу миллионов людей только тогда, когда научный социализм Маркса связал преобразовательные стремления с борьбой определенного класса. Вне классовой борьбы социализм есть пустая фраза или наивное мечтание"1 .

Образование в первой половине 90-х годов в Петербурге "Союза борьбы за освобождение рабочего класса", а в дальнейшем большевистской партии, организовавшей борьбу пролетариата за социализм, имело решающее значение для этого перехода от "наивных мечтаний" к настоящей социалистической борьбе миллионов людей. Этот переход стал возможен потому, что Лениным и Сталиным была построена крепкая пролетарская партия нового типа, воспитавшая у своих членов глубокое сознание и понимание великих исторических задач пролетариата, воспитавшая у них беспредельную преданность делу социализма, самоотверженность, смелость, стойкость, связавшая их железной дисциплиной и вдохновившая их уверенностью в неизбежности победы пролетарской резолюции. Партия большевиков разгромила народников, экономистов, эсеров, меньшевиков, отзовистов, анархистов, троцкистов, правых реставраторов капитализма, буржуазных националистов и все другие враждебные пролетарскому социализму течения и сплотила миллионы рабочих и крестьян под знаменем партии Ленина - Сталина. Благодаря союзу рабочих и крестьян в феврале 1917 г. было свергнуто царское самодержавие. Благодаря союзу рабочего класса и деревенской бедноты в октябре 1917 г. рабочий класс под руководством партии Ленина - Сталина разгромил капиталистов и их союзников - эсеров и меньшевиков.

Утопические мечтания и теории народников Ленин не раз объяснял отсталостью России. Научный социализм разбивает мещанские мечты эсеров об "уравнительности" землепользования при капитализме, о возможности социализации земли, когда в городе господствует капитализм. Революционное учение ленинизма камня на камне не оставляет от маниловских воздыханий меньшевиков о возможности победы рабочего класса над царизмом без вооруженного восстания, о возможности коалиции пролетариата с буржуазией. Ленинизм громит центристские теории Каутского и Троцкого как опаснейший обман рабочих. Еще в период первой революции троцкизм пытался увести рабочий класс с единственно правильного, ленинского пути. Теперь, когда разоблачены, были довольно давние связи Троцкого с различными иностранными разведками, невольно рождается мысль: не тянутся ли троцкистские связи в те же кабинеты, где выра-


1 Ленин. Соч. Т. VIII, стр. 364.

стр. 50

батывались планы зубатовщины, гапоновщины, азефовщины и т. п.? Не там ли надо искать источник "вдохновения" Троцкого, выступавшего под флагом "несуразно левой" фразы с реакционнейшей своей концепцией "перманентной революции"?

Коренным условием победы социализма в СССР является победа революционной теории марксизма, обогащенной Лениным и Сталиным, и создание большевистской партии Ленина - Сталина. "С одной стороны, большевизм возник в 1903 г. на самой прочной базе теории марксизма. А правильность этой - и только этой - революционной теории доказал не только всемирный опыт всего XIX века, но и в особенности опыт блужданий и шатаний, ошибок и разочарований революционной мысли в России... Марксизм, как единственно правильную революционную теорию, Россия поистине выстрадала полувековой историей неслыханных мук и жертв, невиданного революционного героизма, невероятной энергии и беззаветности исканий, обучения, испытания на практике, разочарований, проверки, сопоставления опыта Европы... С другой стороны, возникший на этой гранитной теоретической базе большевизм проделал пятнадцатилетнюю (1903 - 1917) практическую историю, которая по богатству опыта не имеет себе равной в свете"1 .

Решающее значение для русского пролетариата имел тот факт, что он уже к моменту первой революции имел большевистскую партию. Правда, выделение этой партии в самостоятельную силу произошло не сразу. Формально до Пражской конференции 1912 г. большевики еще состояли в единой социал-демократической организации с меньшевиками. Но размежевание со всеми оппортунистами, как внутри России, так и во II интернационале, вожди большевизма Ленин и Сталин проводили решительно и настойчиво на всем пути революции. Они помогали пролетариату освободиться от ненадежных попутчиков, они очищали ряды партии на всем пути ее развития от всякой, прилипавшей к ней нечисти, от вражеской агентуры, проникавшей в ее ряды в целях разложения: от меньшевиков, троцкистов, ликвидаторов справа и "слева", от бухаринско-рыковских предателей и т. д.

Значение борьбы за чистоту партийных рядов вскрывается особенно ярко за последние годы, когда стали известны омерзительные факты продажности, предательства, двурушничества, обмана со стороны врагов большевизма, пробравшихся в ряде организаций даже к их руководству. Галлерея грязных шпионов, провокаторов, бывших царских охранников и теперешних агентов иностранных разведок, фашистских террористов и диверсантов из среды подлых троцкистов и бухаринцев, разоблаченных органом пролетарской диктатуры - НКВД, показывает, какой огромный вред могли бы нанести окончательному торжеству коммунизма эти реставраторы капитализма, какие усилия прилагает капиталистический мир, чтобы сорвать великие успехи и победы социализма в СССР.

Когда партия шла на октябрьский штурм, троцкисты, как и правые штрейкбрехеры, не верили в победу социалистической революции, выступали против партии и рабочего класса. Они систематически боролись с Лениным, который еще в 1915 г. на основе закона неравномерности и скачкообразности развития империализма сделал вывод о возможности победы социализма в одной, отдельно взятой стране. Против этого важнейшего положения ленинизма троцкисты - эти


1 Ленин. Соч. Т. XXV, стр. 175.

стр. 51

подлые агенты фашизма и убийцы - вели и ведут постоянную борьбу, выступая в качестве верных псов Гитлера и Франко. Троцкисты вели борьбу против партии, начавшей строить в условиях невероятной разрухи фундамент социалистического общества. Троцкисты не были согласны и боролись с ленинским планом электрификации страны. Они не верили в возможность союза рабочих и крестьян - они разрушали этот союз. Они поддерживали националистов. Они стремились разрушить партийную дисциплину и самую партию. Они разлагали комсомол. Еще в письме в редакцию "Пролетарской революции" "О некоторых вопросах истории большевизма" товарищ Сталин предупреждал, что "троцкизм есть передовой отряд контрреволюционной буржуазии". Именно троцкисты дали буржуазии духовное оружие против большевизма, именно они еще в 1927 г. пытались создать свои антисоветские организации, устраивать свои контрреволюционные демонстрации. Контрреволюционные троцкисты стали в последние годы агентами фашизма, организаторами диверсий, убийств, вредительства и шпионажа в Советском Союзе, злейшими врагами народа, советского государства и коммунистической партии. Под маской троцкистов годами скрывались подлые изменники и двурушники, реставраторы капитализма, озверелые враги социализма, агенты фашизма.

Не менее отвратительную роль сыграли правые. Свою многолетнюю борьбу против ленинизма они вели и до победы Октябрьской социалистической революции и после ее победы. В период пролетарской диктатуры они враждебно относились к ленинско-сталинской линии борьбы за победу социализма. Против ленинско-сталинской политики они выставляли программу реставрации капитализма. Они мечтали, что "организованный капитализм", то есть фашизм, справится с противоречиями, ведущими капитализм к упадку, к загниванию, к смерти. Они мечтали о затухании классовой борьбы, о врастании кулачества в социализм. Они боролись, как и троцкисты, против коллективизации сельского хозяйства и индустриализации страны. Они составили кулацкую программу восстановления капитализма. Не удивительно, что Троцкий, Зиновьев, Каменев, Бухарин, Рыков, Радек, Сокольников подали друг другу грязные и покрытые кровью руки. Бывшие царские охранники и провокаторы, пробравшиеся к государственным и партийным постам, и настоящие разведчики, агенты и лакеи иностранных государств объединились для борьбы против победившего социализма во имя реставрации капитализма.

Что значит этот факт? Он показывает, что путь к победе социализма - трудный и полный борьбы. Он показывает, что капиталистический мир, в первую очередь фашисты Германии и других стран, находит свою агентуру среди разгромленных партией троцкистов и правых, перешедших целиком на службу охранок. Этот факт подтверждает неоднократные указания Ленина и Сталина о необходимости учета наличия капиталистического окружения, о необходимости усиления партийной бдительности. Но в то же время разгром этих элементов показывает силу большевистской партии, которая во главе с любимым вождем Сталиным побеждает в борьбе, очищая свои ряды от всего наносного, чуждого, враждебного и все теснее сплачивая вокруг себя многомиллионные трудящиеся массы народов СССР.

VI

Враги предсказывали гибель пролетарской диктатуре с момента ее зарождения. От ренегата Каутского, от русских "либерданов", от

стр. 52

международной буржуазной печати рабочий класс всего мира в течение ряда лет слышал, что большевики доживают последние дни. Ленин должен был напомнить как друзьям социалистической революции в России, так и ее врагам, что "таких революций, которые, завоевав, можно положить в карман и почить на лаврах, в истории не бывало. Кто думает, что такие революции мыслимы, тот не только не революционер, а самый худший враг рабочего класса"1 . И Ленин приводил пример великой французской буржуазной революции, которая сумела поднять широкие массы на защиту своих завоеваний от интервенции феодальных государств.

Социалистической революции в России пришлось выдержать огромнейший напор со стороны империалистических государств. "Революция подвергается, - писал Ленин, - самым серьезным испытаниям на деле, в борьбе, в огне. Если ты угнетен, эксплоатируем и думаешь о том, чтоб скинуть власть эксплоататоров, если ты решил довести дело свержения до конца, то должен знать, что тебе придется выдержать натиск эксплоататоров всего мира; и если ты готов этому натиску дать отпор и пойти на новые жертвы, чтобы устоять в борьбе, тогда ты революционер; в противном случае тебя раздавят. Вот как поставлен вопрос историей всех революций"2 .

Опыт Великой социалистической революции в России имеет тем более ценное международное значение, что он разбивает всякие утопические мечтания о возможности бескровной победы социализма, с которыми в начале XX в. носились социал-демократические оппортунисты всех мастей. В то же время он дает пример того, какие огромные силы развивает революция. Опыт этот наглядно доказал правильность ленинско-сталинского учения о возможности победы социализма в одной стране, правильность всей революционной теории марксизма-ленинизма.

Пролетарская революция в СССР победила потому, что во главе рабочего класса в нашей стране находилась коммунистическая партия, которая организовала свержение власти капитала и сумела рабочий класс и массы трудящегося крестьянства поднять на борьбу с интервентами и на социалистическое строительство.

Действительность выглядит иначе, чем утопическая мечта. Утописты не могли дать реальной картины того, как происходит ликвидация классов, как рождается, растет и крепнет бесклассовое, социалистическое общество. Анархисты мечтали об отмене классов. Испанские анархисты, например, во время борьбы с фашистами Франко кое-где даже декретировали отмену классов. Но классы нельзя отменить. Так, в нашей стране революция разгромила классы капиталистов и помещиков в первые же годы пролетарской диктатуры. Но понадобился еще целый ряд лет для окончательного вытеснения капиталистических элементов из области промышленности и товарооборота.

Еще более сложной явилась задача ликвидации кулачества как класса. Партия не сразу перешла к политике ликвидации кулачества как класса. Эта ликвидация стала возможной только на основе сплошной коллективизации сельского хозяйства, после того как партия обеспечила создание опорных пунктов в деревне - совхозов и колхозов. Для проведения коллективизации сельского хозяйства нужно было технически перевооружить промышленность, осуществить электрификацию страны. Кооперативный план Ленина гениально переплетается


1 Ленин. Соч. Т. XXIV, стр. 63.

2 Там же.

стр. 53

в одно стройное целое с двумя пятилетними планами социалистического строительства, разработанными и выполненными под руководством товарища Сталина. Только в результате гениального руководства Сталина, в результате разгрома партией троцкистов и правых оппортунистов, этих презренных реставраторов капитализма, в СССР были ликвидированы паразитические классы, и вся масса трудящихся СССР превратилась в тружеников социалистического общества. На основе этих побед страны социализма родилась великая Сталинская Конституция. В своем докладе на Чрезвычайном VIII съезде советов о проекте Конституции товарищ Сталин в следующих словах подвел итоги изменениям в жизни СССР: "Таким образом, полная победа социалистической системы во всех сферах народного хозяйства является теперь фактом. А что это значит? Это значит, что эксплоатация человека человеком уничтожена, ликвидирована, а социалистическая собственность на орудия и средства производства утверждена, как незыблемая основа нашего советского общества"1 .

Одной из самых трудных задач была социалистическая переделка миллионов единоличных средних, мелких и мельчайших крестьянских хозяйств в коллективные. Помещиков и капиталистов рабочий класс разгромил в Октябрьские дни и в годы гражданской войны; класс кулаков был ликвидирован на основе сплошной коллективизации в 1930 - 1931 годах. Мелким же товаропроизводителям-крестьянам диктатура пролетариата - Советское государство - под руководством партии помогла стать на путь социализма. Здесь роль партии как передового отряда рабочего класса и роль вождя рабочего класса товарища Сталина поистине громадны. Эта величайшей важности задача была успешно решена, несмотря на бешеное сопротивление кулачества и реставраторов капитализма, троцкистов и правых оппортунистов.

"В области сельского хозяйства, - говорил товарищ Сталин в докладе о проекте Конституции, - вместо океана мелких единоличных крестьянских хозяйств с их слабой техникой и засилием кулака мы имеем теперь самое крупное в мире машинизированное, вооруженное новой техникой производство в виде всеобъемлющей системы колхозов и совхозов. Всем известно, что кулачество в сельском хозяйстве ликвидировано, а сектор мелких единоличных крестьянских хозяйств с его отсталой средневековой техникой занимает теперь незначительное место, причем удельный вес его в сельском хозяйстве в смысле размера посевных площадей составляет не более 2 - 3 процентов. Нельзя не отметить тот факт, что колхозы имеют сейчас в своем распоряжении 316 тысяч тракторов мощностью в 5 миллионов 700 тысяч лошадиных сил, а вместе с совхозами имеют свыше 400 тысяч тракторов мощностью в 7 миллионов 580 тысяч лошадиных сил"2 .

Все это, разумеется, привело к коренным изменениям в классовой структуре нашего общества. "Класс помещиков, как известно, был уже ликвидирован в результате победоносного окончания гражданской войны. Что касается других эксплоататорских классов, то они разделили судьбу класса помещиков. Не стало класса капиталистов в области промышленности. Не стало класса кулаков в области сельского хозяйства. Не стало купцов и спекулянтов в области товарооборота.


1 И. В. Сталин "О проекте Конституции Союза ССР". Доклад на Чрезвычайном VIII всесоюзном съезде советов. См. "Историк-марксист" N 6 за 1936 год, стр. 7.

2 Там же.

стр. 54

Все эксплоататорские классы оказались, таким образом, ликвидированными"1 .

В противоположность социалистическому переустройству и подъему сельского хозяйства в СССР крестьянское хозяйство в странах капитализма переживает глубочайший кризис. Мы не говорим уже о несчастной жизни, о жалком прозябании сотен миллионов ограбленных, нищих человеческих существ, называемых крестьянами в Японии, Польше, Индии. Разоряется и нищает крестьянство в Германии и Италии. Разоряются и нищают американские фермеры, еще недавно гордившиеся "процветанием". Разоряется крестьянин во Франции. Единственная страна, где крестьянин богатеет, потому что богатеет все государство, - это СССР. Но крестьянин богатеет в СССР в коллективе. Одновременно с ростом его богатства идет рост его культуры, меняется весь облик деревни, меняется содержание жизни крестьянина. Исчез "идиотизм деревенской жизни". Исчезает разница между городом и деревней. Газета, книга, радио, школа, колхозный дом культуры, хата-лаборатория, всякого рода курсы в самом колхозе, колхозный театр - все это новые каналы, по которым социалистическая культура проникает в гущу крестьянства, воспитывая новый тип человека.

Советское, крестьянство совершенно непохоже на крестьянство капиталистических стран или на крестьянство дореволюционной, царской России. "Такого крестьянства у нас уже нет. Наше советское крестьянство является совершенно новым крестьянством. У нас нет больше помещиков и кулаков, купцов и ростовщиков, которые могли бы эксплоатировать крестьян. Стало быть, наше крестьянство есть освобожденное от эксплоатации крестьянство. Далее наше советское крестьянство в своем подавляющем большинстве есть колхозное крестьянство, т. е. оно базирует свою работу и свое достояние не на единоличном труде и отсталой технике, а на коллективном труде и на современной технике. Наконец, в основе хозяйства нашего крестьянства лежит не частная собственность, а коллективная собственность, выросшая на базе коллективного труда. Как видите, советское крестьянство - это совершенно новое крестьянство, подобного которому еще не знала история человечества"2 .

Анархисты мечтали об отмене культов, об отмене религий - это утопическая идея. Мы не отменяли религии, не отменяли культов. Конституция СССР обеспечивает всем свободу совести, свободу отправления культов и свободу антирелигиозной пропаганды. Тем не менее, в СССР десятки миллионов рабочих и крестьян впервые в истории освободились от власти религии. Правда, этот процесс отмирания религии идет не так быстро, как хотели бы нетерпеливые сторонники анархистской "отмены культов", "отмены религии". Нас не смущает, что к 20-й годовщине Октябрьской революции в СССР существуют еще миллионы трудящихся, не освободившихся от этой идеологии прошлого, от власти религии, этого "опиума для народа", по выражению Маркса. Но того, что сделано в СССР за двадцать лет в деле борьбы с религиозными предрассудками, не достигла и не может достичь ни одна страна мира до победы пролетарской революции. СССР в этой области является образцом для всех других стран.


1 И. В. Сталин "О проекте Конституции Союза ССР". Доклад. "Историк, марксист" N 6 за 1936 год, стр. 7 - 8.

2 Там же, стр. 8 - 9.

стр. 55

VII

Величие того, что сделано за двадцатилетие существования власти советов, встает во весь рост, когда мы вспомним, в какой трудной обстановке гражданской войны и разрухи большевики начали осуществлять грандиозную задачу строительства социализма, какие препятствия они преодолели, с какими врагами справились.

Особенно важно вспомнить, что Ленин в первые годы после Октябрьской революции указывал, пять укладов в экономике нашей страны. В начале Социалистической революции (1918 г.) социалистический сектор хозяйства был только в зародыше, сейчас от этой многоукладности ничего не осталось: социалистическая форма хозяйства и в промышленности и в сельском хозяйстве является безраздельно господствующей. В СССР построен социализм, и эти победы социализма закреплены в Сталинской Конституции.

К господству социализма в городе и в деревне мы пришли не теми путями, о каких мечтали великие утописты. Они мечтали об исчезновении пролетариата, считая самое существование последнего язвой общества. Между тем пролетариат оказался единственно решающей, организующей и самой страшной для паразитических классов, самой революционной силой. Диктатура пролетариата обеспечила в Советском Союзе разгром и уничтожение капиталистических классов. Советское государство, опираясь на творческую инициативу многомиллионных масс, благодаря правильному руководству партии и преимуществам советской системы хозяйства, благодаря преодолению трудностей создало прекрасное здание нового, социалистического общества. К концу двадцатилетия изменился рабочий класс СССР: это уже не прежний пролетариат. Это новый рабочий класс, который вместе со всем народом владеет средствами и орудиями производства, обладает властью и ведет за собою всю страну к полной победе коммунизма. Он оказался способен на это потому, что его воспитала, сплотила, просветила и указала ему ясную цель партия Ленина - Сталина.

Товарищ Сталин так говорит о рабочем классе в СССР: "Стало быть, наш рабочий класс не только не лишен орудий и средств производства, а, наоборот, он ими владеет совместно со всем народом. А раз он ими владеет, а класс капиталистов ликвидирован, - исключена всякая возможность эксплоатации рабочего класса. Можно ли после этого назвать наш рабочий класс пролетариатом? Ясно, что нельзя. Маркс говорил: для того, чтобы пролетариат освободил себя, он должен разгромить класс капиталистов, отобрать у капиталистов орудия и средства производства и уничтожить те условия производства, которые порождают пролетариат. Можно ли сказать, что рабочий класс СССР уже осуществил эти условия своего освобождения? Безусловно, можно и должно. А что это значит? Это значит, что пролетариат СССР превратился в совершенно новый класс, в рабочий класс СССР, уничтоживший капиталистическую систему хозяйства, утвердивший социалистическую собственность на орудия и средства производства и направляющий советское общество по пути коммунизма"1 .

Этот новый рабочий класс СССР создает новые формы труда, новую дисциплину труда, новую, невиданную еще производительность труда. Шарль Фурье мечтал о том, что новые формы труда будут соз-


1 И. В. Сталин "О проекте Конституции Союза ССР". Доклад. "Историк-марксист" N 6 за 1936 год, стр. 8.

стр. 56

даваться благодаря "соревнованию страстей". Не "соревнование страстей", а сознательное, социалистическое соревнование тружеников социалистического общества в городе и деревне, начавших жить и дышать полнокровно, радостно, обеспечило переход к великому движению наших дней - стахановскому движению. Это движение еще не показало всех возможностей, оно еще в начале своего развития. Оно уже опрокинуло все нормы производительности труда, достигнутые в капиталистическом обществе, и уже создает предпосылки для перехода от первой стадии коммунизма - социализма, когда общество оплачивает труд каждого по его количеству и качеству, к высшей стадии коммунизма, когда общество будет обеспечивать каждого по его потребностям, трудиться же все будут по способностям. Утопический социализм не знал этого различия между стадиями развития коммунизм. У нас же, в СССР, уже создаются условия для перехода к высшей стадии коммунизма.

В Советском союзе вырастает новый тип человека: культурного, с большими умственными запросами, с жаждой знания, широким политическим кругозором. Он работает лучше, чем работают, где бы то ни было на земном шаре. Добиться норм, каких не знает ни одна страна; летать выше, дальше и дольше всех; рубить больше угля; плавить больше стали; ткать больше тканей; стрелять лучше всех - таковы его лозунги. Таков этот замечательный тип советского патриота, любящего свою великую социалистическую родину, готового радостно отдать за нее свою жизнь. В этих условиях вырастает новый, советский гуманизм, глубоко интернациональный, полный ненависти к капиталистам и к фашизму.

Новый человек вырос в СССР и в буквальном смысле этого слова. Миллионы "ровесников Октября" не знали оков капитализма, которые разбила навсегда Октябрьская социалистическая революция. Миллионы советской молодежи не знали помещика, с которым покончила Октябрьская революция. Миллионы советской молодежи не знали и не узнают никогда страшного бича безработицы, под ударами которого вянет в капиталистических странах жизнь молодежи, годами мечтающей о работе.

В СССР вырастает новый тип женщины, свободной, равноправной во всех отношениях, участвующей активно в создании нового, социалистического общества. Это не героиня-одиночка, это женщина народа, это половина народа, недавно еще самая забитая, бесправная, а теперь радостно шагающая в октябрьских колоннах. Нет той отрасли труда и знания, где женщина в Стране советов была бы оттеснена. Величайшая забота партии и правительства о нашей женщине нашла свое выражение в ряде важнейших законодательных актов. Сколько бешеной злобы, мещанского тупоумия, поповской лжи и пакостного, блудливого, подлого отношения было проявлено буржуазией по отношению к женщине, к семье, к детям Советского союза! Сколько гнусных выдумок о "национализации женщин", "национализации детей" и т. п. было пущено в ход буржуазией! "Коммунисты разрушают семью!" - вопила на все лады буржуазия. Но семья разрушается именно в капиталистическом обществе. В Японии отец за гроши свою дочь продает фабриканту или просто в публичный дом. Во всех капиталистических странах нищета, безработица бросают миллионы женщин в ряды проституток. В Советском же Союзе обеспечены радостное материнство, радостное детство, счастливая юность, счастливая старость.

В СССР вырабатывается новая, коммунистическая мо-

стр. 57

раль, которая становится общечеловеческой моралью. Социалистическая революция опрокинула буржуазную клевету, будто коммунизм разрушает мораль человеческого общества. На место своекорыстной морали буржуазии, где все основано на голом расчете, на "чистогане", создается мораль советская, которая высшей ценностью считает самого человека и интересы пролетарского государства. Забота о живом человеке становится главной заботой государства. Ведется беспощадная борьба с зазнайством, с равнодушием к живому человеку, с пренебрежительным отношением к запросам и нуждам трудящихся масс. В этой обстановке вырастают смелые, правдивые, вдумчивые труженики социалистического общества, советские патриоты, для которых труд стал делом славы, делом чести, доблести и геройства.

В этой обстановке создается удивительное, невиданное в истории человечества содружество племен и народов, многонациональная семья народов СССР, объединенных в советском государстве, в СССР. Это содружество народов создалось не сразу. Борьба партии Ленина - Сталина со всеми видами национализма и шовинизма, огромная воспитательная интернациональная работа партии и комсомола сыграли в этом деле решающую роль. Ленин и Сталин дали всему миру образец доподлинных интернационалистов. Партия разгромила всюду буржуазных националистов: великодержавных шовинистов, русских колонизаторов, грузинских, азербайджанских, армянских, украинских, татарских и других национал-уклонистов и пр.

Не на словах, а на деле партия помогла трудящимся национальных областей ликвидировать хозяйственную и культурную отсталость, справиться с великодержавным шовинизмом и со всеми видами местного национализма. Партия создала в национальных республиках промышленность там, где ее не было, вооружила самой передовой техникой трудящихся недавно еще самых отсталых областей. Советская власть построила железнодорожные пути и оросительные каналы, проложила шоссейные дороги и воздушные пути по недавно еще неприступным областям; она сблизила между собою некогда враждовавшие народы, вырвала их из-под влияния мулл, раввинов, шаманов, лам и т. д. Советская власть и партия создали замечательную культуру - национальную по форме, социалистическую по содержанию - на Украине, в Белоруссии, в республиках и областях Закавказья и Средней Азии, в Карелии, в Якутии и в других областях нашего Союза.

В СССР пышно расцвели театральное искусство и самодеятельное народное творчество. Живопись, скульптура, поэзия, архитектура - все виды художественного творчества находят в нем благоприятную почву для своего расцвета. В то время когда фашисты в Германии, Испании и других странах уничтожают лучшие образцы художественного творчества, созданные предшествующими поколениями, новое, социалистическое общество берет из наследства прошлого все лучшее, умножает, совершенствует его, вливает в него новое содержание, дает ему новую форму и делает его народным искусством, достоянием масс. Ценителями искусств являются у нас не снобы, не меценаты, не эстеты, а сама масса - рабочие и крестьяне, люди, которые веками были отодвинуты от культуры и искусства и теперь жадно впитывают их.

В СССР происходит расцвет музыкального искусства. Советские скрипачи и пианисты на международных конкурсах получают первые премии. Они опрокидывают всю ложь буржуазии и фашистов, будто

стр. 58

коммунизм не создает возможностей для расцвета индивидуальности, что он заглушает личность. Именно при пролетарской диктатуре, при социализме проявляются яркие таланты из среды народа, из среды советской молодежи, детей. Это не единицы, а сотни и тысячи, вливающиеся в мощный поток поднимающегося художественного творчества в нашей стране. Это вызовет в ближайшие же годы еще больший расцвет искусства.

В социалистическом государстве начинается невиданный расцвет науки, так как советское правительство этот расцвет обеспечило всей силой своего авторитета, всей мощью советского государства. Имена Павлова, Циолковского, Мичурина, Карпинского, Марра и других ученых известны всему миру. Количество всех высших учебных заведений в СССР выросло в 7,7 раза, увеличившись с 91 до 700. Расходы на науку в 1936 г. больше чем в 1925 - 1926 г. в 29,5 раза. Во всех областях науки выросли новые кадры молодых ученых. Академия наук СССР является мощным штабом науки. Расцвет ее творчества произошел при советской власти. Дореволюционная Академия наук насчитывала всего лишь несколько научных институтов, в которых было лишь 96 ученых и научно-вспомогательных работников. Наша Академия наук насчитывает 2700 научных работников и 1400 научно-технических.

В то время когда в СССР происходит расцвет науки и искусства, в ряде капиталистических стран, особенно в фашистских странах, искусство и наука падают: фашисты возрождают средневековье, человеконенавистнические, расовые теории, сжигают на кострах величайшие произведения человеческой мысли, уничтожают бомбами тысячелетние памятники искусства в Испании и Китае, закрывают школы, обрекают миллионы на безработицу, сотни тысяч людей гноят в тюрьмах и концлагерях. В капиталистических странах сотни тысяч молодых людей, даже работающих сегодня, спрашивают себя, что они будут делать завтра, где они приложат свои знания. Будущее этих молодых людей беспросветно. Не удивительно, что среди интеллигенции капиталистических стран возрождаются всякого рода мистические настроения, упадочничество, господствует глубокий пессимизм. Значительная и лучшая часть интеллигенции капиталистических стран начинает сознавать, что в победе пролетариата, в победе коммунистического движения единственный выход из тех глубоких противоречий, которые раздирают и разъедают загнивающее капиталистическое общество. Вот почему передовая интеллигенция борется вместе с рабочим классом против фашизма за демократию, против империалистической войны. Они видят, как растет и крепнет страна социализма, как в ней воплощаются великие идеи величайших мыслителей человечества, для реализации которых в капиталистическом обществе не было почвы, не было простора.

Этот поворот значительной части интеллигенции капиталистических стран в сторону пролетариата есть результат влияния Октябрьской социалистической пролетарской революции, которой не только было сломано господство буржуазии на одной шестой части мира, но была опрокинута и буржуазная идеология, владевшая почти безраздельно умами западноевропейской интеллигенции.

Капиталистический мир чреват опасностями новой мировой войны. Поджигателями этой войны являются фашистские страны. Вторжение германских и итальянских фашистских бандитов в Испанию, интервенции Японии в Китае и Манчжурии, бряцание оружием со стороны Германии с требованием колоний - все это начало новой мировой

стр. 59

войны. Что новая мировая война угрожает капиталистическому миру, это чувствуют миллионы людей. Их охватывает тревога при мысли о том, какие ужасные последствия может иметь эта война в смысле истребления огромного количества человеческих жизней и еще большего количества ценностей.

Миллионы людей во всем мире знают, что советское государство, пролетарская диктатура являются оплотом мира. Народы Советского Союза воспитаны за эти 20 лет в сознании братства всех народов, и это сознание проявлялось не раз. Стоит вспомнить, с каким энтузиазмом, с какой горячностью и любовью отнеслись все трудящиеся Советского Союза к героической борьбе испанского народа с фашистскими разбойниками. Массы трудящихся СССР оказали также большую материальную помощь испанскому народу. Любовь народов СССР к угнетенным трудящимся массам других стран так же горяча, как велика их ненависть к поджигателям войны и ненависть к самой войне.

Мы не мечтатели и не утописты, мы не рассчитываем на добрые чувства и заверения империалистов. Хотя нигде нет более пламенных сторонников всеобщего разоружения чем в Советском Союзе, но в то же самое время нет и более преданных защитников своей социалистической родины, чем трудящиеся Советского Союза. На одной шестой части мира, в СССР, социализм торжествует. СССР - маяк, который освещает рабочим и трудящимся массам всего мира путь к освобождению от ига капитализма. СССР является центром притяжения для действительных сторонников демократии и врагов фашизма и новой империалистической войны. СССР является самой демократической страной мира, страной, правительство которой ведет последовательно мирную политику. Однако было бы величайшим преступлением, если бы советское государство не обеспечило необходимой обороны страны, необходимого повышения военной мощи Красной армии, которая охраняет мирный труд народов нашей родины.

Если бы этого не было, фурии войны давным-давно сорвались бы со своих цепей и бросили бы человечество в ураган самого ужасного взаимоистребления. Вся эта мощь и сила советского государства стали возможными потому, что коммунисты - ученики Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина - не утописты, не фантазеры, не бесплодные мечтатели. Они ведут научно-обоснованную политику. Они умело сочетают революционный размах с советской деловитостью; они беспредельно преданы интересам народа и работают для счастья народа.

Великая Октябрьская социалистическая революция совершилась в обстановке усталости масс от мировой войны, в обстановке страшной разрухи всего народного хозяйства. Царская Россия была нищей, бедной, технически отсталой страной. Партия Ленина и Сталина поставила задачу - в короткий срок догнать и перегнать в технико-экономическом отношении капиталистические страны. Ленин и Сталин настойчиво выдвигали эту задачу перед всем народом. Ленин писал: "Добиться, во что бы то ни стало того, чтобы Русь перестала быть убогой и бессильной, чтобы она стала в полном смысле слова могучей и обильной. Она может стать таковой, ибо у нас все же достаточно осталось простора и природных богатств, чтобы снабдить всех и каждого если не обильным, то достаточным количеством средств к жизни. У нас есть материал и в природных богатствах, и в запасе человеческих сил, и в прекрасном размахе, который дала народному творчеству великая революция, - чтобы создать действительно могучую и обильную Русь"1 .


1 Ленин. Соч. Т. XXII, стр. 376.

стр. 60

Что же нужно для этого?

"Русь станет таковой, - писал Ленин, - если отбросит прочь всякое уныние и всякую фразу, если, стиснув зубы, соберет все свои силы, если напряжет каждый нерв, натянет каждый мускул, если поймет, что спасение возможно только на том пути международной революции, на который мы вступили. Итти вперед по этому пути, не падая духом от поражений, собирать камень за камушком прочный фундамент социалистического общества, работать, не покладая рук, над созданием дисциплины и самодисциплины, над укреплением везде и всюду организованности, порядка, деловитости, стройного сотрудничества всенародных сил, всеобщего учета и контроля за производством и распределением продуктов, - таков путь к созданию мощи военной и мощи социалистической"1 .

По этому пути партия и вся страна шли, руководимые великим вождем пролетарской революции, вождем народов товарищем Сталиным. На этом пути Страна советов стала могучей и обильной страной социализма. Она встречает двадцатую годовщину Октября исполненная спокойной уверенности в окончательном торжестве того дела, за которое погибли целые поколения людей. Она готовится к выборам в Верховный Совет трудящихся на основе Сталинской Конституции, закрепляющей великие завоевания этих 20 лет пролетарской диктатуры.

"В результате пройденного пути борьбы и лишений приятно и радостно иметь свою Конституцию, трактующую о плодах наших побед. Приятно и радостно знать, за что бились наши люди и как они добились всемирно-исторической победы. Приятно и радостно знать, что кровь, обильно пролитая нашими людьми, не прошла даром, что она дала свои результаты. Это вооружает духовно наш рабочий класс, наше крестьянство, нашу трудовую интеллигенцию. Это двигает вперед и поднимает чувства законной гордости. Это укрепляет веру в свои силы и мобилизует на новую борьбу для завоевания новых побед коммунизма"2 .

С развернутыми знаменами социалистического наступления, завершая вторую пятилетку социалистического строительства, вступает Советский союз в третье десятилетие своего существования. Нет таких сил в мире, которые могли бы теперь остановить окончательную победу коммунизма, переход из первой фазы коммунизма во вторую, высшую фазу коммунистического общества, когда осуществится идеал, о котором мечтали утописты, начиная еще с Т. Мора; "Каждый по способностям, каждому по потребностям". Нет таких препятствий, которые бы не преодолели трудящиеся СССР, проложившие путь к полному освобождению для народов всего мира.

Какие бы ни были препятствия теперь на пути к победе коммунизма во всем мире, Великая Октябрьская социалистическая революция и 20 лет существования пролетарского государства помогают народам всего мира преодолеть, опрокинуть эти препятствия и добиться победы коммунизма над капитализмом.


1 Ленин. Соч. Т. XXII, стр. 376 - 377.

2 И. В. Сталин "О проекте Конституции Союза ССР", Доклад. "Историк-марксист" N 6 за 1936 г., стр. 25.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ОТ-ВЕЛИКИХ-УТОПИЙ-К-ВЕЛИКОЙ-СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ-ОКТЯБРЬСКОЙ-РЕВОЛЮЦИИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Lidia BasmanovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Basmanova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Ем. ЯРОСЛАВСКИЙ, ОТ ВЕЛИКИХ УТОПИЙ К ВЕЛИКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 24.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ОТ-ВЕЛИКИХ-УТОПИЙ-К-ВЕЛИКОЙ-СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ-ОКТЯБРЬСКОЙ-РЕВОЛЮЦИИ (date of access: 22.05.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Ем. ЯРОСЛАВСКИЙ:

Ем. ЯРОСЛАВСКИЙ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Lidia Basmanova
Vladivostok, Russia
379 views rating
24.08.2015 (1367 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Работа рассказывает об истинном месте планеты Луна в системе Мироздания и человеческих очах. The modern apprehension of the Universe as an dimensionless isotropic bag is not true. The truth is that the Universe is an Undivided Integral System — the Wheel which has the Axis and the border. Тhe mysterious Axis is the God, the Maker of existing, and the obvious Axis is the Moon, the God's throne and our sacred Origin.
Catalog: Философия 
4 days ago · From Олег Ермаков
Вывод Coin (USDC) на карту Сбербанка – простая задача. Но, нужно знать, где финансовую сделку выполнить наиболее выгодно. Здесь лучшим помощником будет мониторинг сайтов по обмену криптовалют.
Catalog: Экономика 
5 days ago · From Россия Онлайн
POluavtobia
Catalog: Разное 
7 days ago · From Сергей Адамян
Суть и связь Огня, Света и Цвета. The essence and relation of Fire, Light and Color.
Catalog: Философия 
9 days ago · From Олег Ермаков
Учёные испокон веков были озабочены поиском во Вселенной системы отсчёта, которая могла бы однозначно определить, к примеру, Земля крутится вокруг Солнца, или наоборот. Ни система Птолемея, ни система Коперника не обладают такой однозначностью. Законы Кеплера также не проясняет этот вопрос. Теория относительности Эйнштейна предполагает равноправие обеих точек зрения. Но для многих исследователей вопрос оставался открытым. И вот, наконец, однозначность, как будто бы, появилось. Однозначность формируется разностью гравитационных потенциалов.
Catalog: Физика 
Первое, что меня сподвигло на это открытие это шок, который испытывают исследователи сверхпроводимости. И это понятно. Если ток проводимости формируется свободными электронами, то почему сверхпроводимость повышается, когда свободные электроны практически исчезают, примораживаясь к атомам. Второе, это упёртость российского учёного дтн Федюкина Вениамина Константиновича, который усомнился в том, что сверхпроводимость существует. Он пишет: "исходя из общенаучных, мировоззренческих положений и практики о том, что всякому действию есть противодействие и любому движению есть сопротивление, можно утверждать, что движению и электрического тока вдоль проводника должно быть сопротивление. Поэтому так называемой "сверхпроводимости" электрического тока нет, и не может быть". .
Catalog: Физика 
В данный момент существует множество специализированных средств для обозначения линий отреза, области производства работ, зоны прокладки инженерных коммуникаций. Одним из наиболее востребованных и универсальных являются строительные карандаши.
16 days ago · From Россия Онлайн
ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ О СОЦИАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ ЖЕНЩИНЫ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
18 days ago · From Россия Онлайн
УМБЕРТО МОНТЕОН Г. Мексика и Великая Отечественная война советского народа.
18 days ago · From Россия Онлайн
Рецензии. ЧЕРНЫЕ АМЕРИКАНЦЫ В ИСТОРИИ США. В 2-Х ТТ.
18 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ОТ ВЕЛИКИХ УТОПИЙ К ВЕЛИКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
 

Support Forum · Editor-in-chief
Watch out for new publications:

About · News · Contacts · For Advertisers · Donate to Libmonster($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones