Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Illustrations:
Attached Files
131 days ago
А.К.ДУСАВИЦКИЙ. ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ ведущей организации на диссертационную работу И.М.МИРОШНИК



Permanent address of the file on Libmonster server:

Permanent document address (direct link to the file):

https://libmonster.ru/m/articles//download/15347/3978

Upload date:

29.07.2019

Back link to this page for scientific work (for citations):

А.К.ДУСАВИЦКИЙ. ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ ведущей организации на диссертационную работу И.М.МИРОШНИК // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 29.07.2019 . URL: https://libmonster.ru/m/articles//download/15347/3978 (date of access: 07.12.2019 )

No viruses! Tested by Libmonster.
© http://libmonster.ru

Libmonster ID: RU-15347

Share with friends in SM

"УТВЕРЖДАЮ"

Ректор Харьковского

государственного университета

им. А.М.Горького,

проф.Тарапов И.Е. (подпись, печать)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ

ведущей организации на диссертационную работу т. Мирошник Ирины Макаровны "Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися", представленную на соискание ученой степени кандидата психологичческих наук по специальности 19.00.07 - Педагогическая и возрастная психология

Диссертационная работа И.М.Мирошник выполнена в соответствии с тематикой, закрепленной за лабораторией психологии развития личности НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.

Работа создавалась на основе адекватного использования теоретического аппарата психологической теории деятельносгного опосредствования межличностных отношений /А.В.Петровский/ и разрабатываемой в его рамках концепции персонализации /А.В.Петровский и В.А.Петровский/.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью изучения психологических условий реализации личностного подхода в системе музыкального взаимодействия.

В настоящее время в музыкальном образовании преобладает функционально-ролевой подход. В противоположность ему в диссертационной работе Мирошник И.М. выдвигается тезис об активно-личностном взаимодействии учителя и ученика, в ходе которого личность учителя выступает как фактор формирования психических новообразований ребенка.

В соответствии с этим тезисом в работе ставится принципиально новая задача - исследования психологических механизмов воздействия педагога на уровень непосредственно-эмоциональной активности восприятия музыки у детей, что определяет актуальность цели исследования.

Отталкиваясь от общей гипотезы о том, что личность педагога в процессе музыкально-дидактического взаимодействия может оказать влияние на естественную возрастную динамику эмоционально-образного восприятия музыки у детей, автор формулирует и ряд частных гипотез, конкретизирующих положения о связи непосредственно-эмоционального восприятия музыки со способностью звуко-цветового симультанирования, возрастом ребенка и личностью педагога. Как видно из представленного в диссертации материала, автор последовательно решает поставленные в исследовании задачи.

В первой главе раскрываются методологические и теоретические проблемы психологии личности в системе межличностных отношений, обоснован выбор в качестве теоретической основы исследования принципа деятельностного опосредствования межличностных отношений, дается содержательный анализ описанных в литературе исследований музыкально-дидактического взаимодействия и показывается их ограниченность изучением интра- и ингериндивидного аспекта.

Здесь подробно рассматриваются основные направления психолого-педагогических исследований личностных факторов, влияющих на эффективность деятельности учителя, составляющие теоретическую основу научного познания продуктивного межличностного взаимодействия в музыкально-педагогическом процессе.

Во второй главе представлено исследование возрастных закономерностей эмоционально-образного восприятия музыки.

И.М.Мирошник выделяет 3 этапа развития личности в системе музыкальной деятельности - при относительном преобладании в ней интра-, интер- и метаструктур, что позволяет ей четко сформулировать гипотезы и задачи исследования.

В работе детально обосновывается разработанная диссертантом основная экспериментальная методика. Она включает выбор испытуемыми из ряда цветовых стимулов-карточек, предъявляемых симультанно с музыкальными фрагментами, цветового индикатора эмоционального состояния, который соответствует характеру музыкального фрагмента.

В данной главе приводятся результаты исследования возрастной динамики феномена звуко-цветового симультанирования в различных возрастных группах детей от 4-6 до 7-11 лет. При этом диссертантом установлено, что в дошкольном и младшем школьном возрасте отчетливо проявляется феномен звуко-цветового симультанирования, определяемый как имманентная способность ребенка осуществлять в процессе музыкального восприятия согласование элементов цветового ряда с возникающим эмоциональным состоянием.

В третьей главе диссертации представлены результаты экспериментального исследования психологических механизмов воздействия личности педагога на активность эмоционально-образного восприятия музыки учащимися. Судя по представленным данным, полностью подтверждена валидность выдвинутых гипотез, в соответствии с которыми личность педагога в процессе музыкально-дидактического взаимодействия может оказать влияние на естественную возрастную динамику эмоционально-образного восприятия музыки у детей.

Анализ выполненных экспериментальных исследований позволил автору разработать оригинальную методику цветовой актуализации эмоционально-образных представлений, которая позволяет (осуществлять) поэтапное развитие способности звуко-цветового симультанирования.

Рассмотрение материалов диссертации И.М.Мирошник позволяет утверждать, что выполненное диссертационное исследование обладает ярко выраженной новизной. Впервые разработан и применен для исследования музыкально-перцептивной деятельности в процессе дидактического взаимодействия новый подход, основанный на положениях теории деятельностного опосредствования межличностных отношений и концепции персонализации. Впервые описан феномен звуко-цветового симультанирования /ЗЦС/ в процессе музыкального воспитания. Исследована возрастная динамика звуко-цветового симультанирования у детей.

Убедительны выводы диссертационной работы.

В целом результаты исследования показали, что развитие эмоционально-образного восприятия музыки и творческого воображения у детей характеризуется определенной возрастной динамикой, объективируемой в способности звуко-цветового симультанирования. В возрасте от 4 до 8 лет наблюдается устойчивое нарастание непосредственно-эмоциональной отзывчивости на музыку, экспериментально регистрируемой в высоких показателях по звуко-цветовому симультанированию. Затем в период с 9-11 лет отмечается постепенное снижение показателей по звуко-цветовому симультанированию, что является следствием падения непосредственно-эмоциональной активности восприятия музыки у детей. В зависимости oт характера и уровня персонализированного воздействия педагоги могут оказывать позитивное или негативное влияние на процесс развития способности звуко-цветового симультанирования и, следовательно, изменять естественную возрастную динамику эмоционально-образного восприятия музыки у детей.

Полученные автором результаты имеют несомненную практическую ценность для совершенствования системы музыкального воспитания школьников.

Необходимо отметить также грамотное планирование экспериментов и корректную интерпретацию результатов, что позволяет сделать вывод об их высокой достоверности.

По диссертации имеются следующие замечания.

  1. Проведенный в первой главе теоретический обзор психологической, музыковедческой и педагогической литературы излишне подробен, некоторые анализируемые работы прямо не связаны с целями и задачами исследования.

  2. Во второй главе диссертационной работы автором выделены три этапа развития личности ребенка в системе музыкального обучения, однако в выводы по диссертации этот результат не вошел и в дальнейшем тексте нигде не использован.

  3. Из диссертационной работы не вполне ясен психологический механизм воздействия личности педагога на развитие эмоционально-образного восприятия музыки учащимися.

  4. Автору не удалось полностью избежать редакционных погрешностей в тексте.

Отмеченные недостатки ни в коей мере не снижают научную и практическую ценность диссертационной работы, выполненной на высоком научном уровне. Теоретические положения и методические приемы, разработанные в данном исследовании, могут быть рекомендованы для повышения эффективности педагогического процесса в общеобразовательных и детских музыкальных школах, а также при подготовке педагогических кадров в средних специальных и высших музыкальных учебных заведениях.

Таким образом, диссертационная работа т. Мирошник Ирины Макаровны является законченной научно-исследовательской работой в области педагогической и возрастной психологии. Она содержит ряд научных результатов и рекомендаций, представляющих научную и практическую ценность.

Имеющиеся публикации вполне достаточны для того, чтобы составить ясное впечатление о материалах исследования.

Автореферат отражает основное содержание диссертации. В целом работа полностью удовлетворяет требованиям ВАК СССР, предъявляемым к кандидатским диссертациям, а ее автор заслуживает присуждения ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07.

Доктор психологических наук, доцент

Дусавицкий А.К.

Отзыв утвержден на заседании кафедры психологии Харьковского университета 20 октября 1990 г., протокол №2.

Зав. кафедрой психологии ХГУ, Середа Г.К.

доктор психол.наук, профессор

Полный текст Диссертации И.М.Мирошник размещен по ссылке https://files.portalus.ru/files/1564134443.pdf

Александр Константинович Дусавицкий (5 мая 1928 года — 24 октября 2012 года) — советский и украинский психолог, доктор психологических наук, профессор, специалист в области психологии личности, теории формирования познавательного интереса, проблем индивидуального развития ребенка. В 1978 году в издательстве «Знание» вышла его первая научно-популярная книга «Загадка птицы Феникс». В качестве одного из сценаристов участвовал в создании научно-популярного фильма «2×2=X», награждённого на 2-м Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов дипломом 2-й степени. Создатель оригинальной интерпретации механизмов возникновения исследовательского и познавательного интереса (монография «Формула интереса», 1989). Тема кандидатской диссертации: «Исследование развития познавательных интересов младших школьников в зависимости от способа обучения». Тема докторской диссертации: «Развитие личности в коллективе в зависимости от организации учебной деятельности». Создал свою теорию личности, которая развивает взгляды С. Л. Рубинштейна. Был профессором кафедры общей психологии, заслуженным профессором Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ОФИЦИАЛЬНЫЙ-ОТЗЫВ-ведущей-организации-на-кандидатскую-диссертацию-И-М-МИРОШНИК

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Ирина Макаровна МирошникContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Coordinator

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Александр Константинович Дусавицкий, ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ ведущей организации на кандидатскую диссертацию И.М.МИРОШНИК // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 29.07.2019. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ОФИЦИАЛЬНЫЙ-ОТЗЫВ-ведущей-организации-на-кандидатскую-диссертацию-И-М-МИРОШНИК (date of access: 07.12.2019).

Publication author(s) - Александр Константинович Дусавицкий:

Александр Константинович Дусавицкий → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Rating
11 votes

Related Articles
В современном нетемперированном общественном строе доминируют отношения субординации и диалектические законы жесткой конкурентной борьбы, истощающие жизненные ресурсы человека. Поэтому большое значение получила задача создания в санаторно-курортных условиях особой территории комплементарности, на которой доминируют не субординационные, а координационные темперированные отношения, оптимальные для восстановления и расширения жизненных ресурсов, развития способностей человека. Для решения этой задачи в РНШ КППР Мирошник была разработана методология комплементарной психологической помощи, которая, начиная с 1998 года, оказывается в специальных инновационных кабинетах психологической помощи в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях Крыма.
Для развития способностей к синестетической селективной координации, на основе результатов, полученных в диссертационном исследовании (1983-1990 г.г.), И.М.Мирошник был создан новый класс развивающих и оздоравливающих эстетических игр -- синестетические игры по Системе психологической координации с обратной связью. Отличительная особенность таких синестетических игр заключается в том, что они создаются на базе координационной теории высшей нервной деятельности (ВНД) и законе селективной кооординации, а не на законе ассоциации и рефлекторной теории ВНД. Давайте сыграем в такую развивающую и оздоравливающую синестетическую игру под названием «Симфония пяти чувств».
Симультанный синестетический образ "Музыка красоты", созданный Ириной Мирошник для синестетической музыкотерапии, объединяет комплементарные (взаимодополняющие) и скоординированные художественные образы: изобразительный — картина «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и музыкальный — «Музыка Первичного Океана» Ирины Мирошник. Создание симультанных (от франц. simultane — одновременный) художественных образов в синестетических произведениях определяется как синестетический симультанизм -- новая тенденция персоналистической культуры будущего, проявляющаяся в эпоху цивилизационной синестетической революции. Синестетический симультанизм искусств (синестетика) является разделом новой координационной эстетики, основанной на законах и принципах Координационной парадигмы развития как общенаучной теории координации, альтернативной диалектике, метафизике и эклектике.
Кузьмина Зинаида Васильевна, Худобина Екатерина Юрьевна. ОТЗЫВ на автореферат кандидатской диссертации Ирины Макаровны Мирошник "Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися". Отзыв утвержден на кафедре психологии УГПИ им. И.Н.Ульянова и представлен в диссертационный Специализированный совет К-018.03.01 при НИИ ОПП АПН СССР. Защита диссертации состоялась 13 ноября 1990 г. на заседании диссертационного Специализированного совета К-018.03.01 в Ордена Трудового Красного Знамени Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне это Психологический Институт Российской Академии Образования).
Владимир Федорович Моргун. ОТЗЫВ на автореферат кандидатской диссертации ИРИНЫ МАКАРОВНЫ МИРОШНИК "Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися". Отзыв представлен в диссертационный Специализированный совет К-018.03.01 при НИИ ОПП АПН СССР. Защита диссертации состоялась 13 ноября 1990 г. в Ордена Трудового Красного Знамени Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне это Психологический Институт Российской Академии Образования). Моргун Владимир Федорович, профессор , кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии Полтавского государственного пединститута им. В. Г. Короленко, член Ассоциации психологов Украины , специалист в области психологии личности, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики, один из основателей Международной и Украинской макаренковских ассоциаций, автор ряда фундаментальных научных трудов.
Илья (Ислам) Имранович Ильясов. ОТЗЫВ на автореферат кандидатской диссертации Ирины Макаровны Мирошник "Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися". Отзыв представлен в диссертационный Специализированный совет К-018.03.01 при НИИ ОПП АПН СССР. Защита диссертации состоялась 13 ноября 1990 г. на заседании диссертационного Специализированного совета К-018.03.01 в Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне это Психологический Институт Российской Академии Образования). Илья (Ислам) Имранович Ильясов (род. 7 июня1937, Москва) — советский и российский психолог, доктор психологических наук, специалист в области психологии образования, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, автор учебных пособий по педагогической психологии. В 1995—2004 — заведующий кафедрой педагогической психологии и педагогики факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.
Юрий Михайлович ЗАБРОДИН. ОТЗЫВ на автореферат кандидатской диссертации ИРИНЫ МАКАРОВНЫ МИРОШНИК "Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися". Отзыв представлен в диссертационный Специализированный совет К-018.03.01 при НИИ ОПП АПН СССР. Защита диссертации состоялась 13 ноября 1990 г. на заседании диссертационного Специализированного совета К-018.03.01 в Ордена Трудового Красного Знамени Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне это Психологический Институт Российской Академии Образования). Юрий Михайлович Забродин — советский и российский психолог, доктор психологических наук, профессор, основоположник отечественной научной школы современной психофизики, проректор по межведомственному взаимодействию Московского государственного психолого-педагогического университета.
В.Н.ДРУЖИНИН. ОТЗЫВ на автореферат кандидатской диссертации И.М.МИРОШНИК "Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися". Отзыв представлен в диссертационный Специализированный совет К-018.03.01 при НИИ ОПП АПН СССР. Защита диссертации состоялась 13 ноября 1990 г. на заседании диссертационного Специализированного совета К-018.03.01 в Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне это Психологический Институт Российской Академии Образования).
Мухина В.С. Отзыв на кандидатскую диссертацию И.М.Мирошник на тему: "Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися". Отзыв представлен в диссертационный Специализированный совет К-018.03.01 при НИИ ОПП АПН СССР. Защита диссертации состоялась 13 ноября 1990 г. на заседании диссертационного Специализированного совета К-018.03.01 в Ордена Трудового Красного Знамени Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне это Психологический Институт Российской Академии Образования).
Многолетние исследования, проведенные в санаториях Крыма и опубликованные в научной литературе, показали, что методы и средства комплементарной психологической помощи, разработанные в научной школе И.М.Мирошник с учетом глубинных культурно-исторических кодов и традиций многонациональной русской цивилизации, соответствуют культуре Крыма и более эффективны для оказания психологической помощи, чем многие, внедренные на постсоветском пространстве методы и психотехники западных психологических школ.

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ ведущей организации на кандидатскую диссертацию И.М.МИРОШНИК
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones