Libmonster ID: RU-7776

10 октября 1940 года в Актовом зале исторического факультета Московского ордена Ленина Государственного университета имени М. В. Ломоносова состоялось соединенное заседание университетской кафедры новой истории колониальных и зависимых стран и сектора истории колониальных и зависимых стран Института истории Академии наук СССР, посвященное обсуждению I тома учебника "Новая история колониальных и зависимых стран".

Во вступительном слове заведующий кафедрой новой истории колониальных и зависимых стран МГУ тов. Старосельцев указал, что авторам учебника в своей работе приходилось отбрасывать неприемлемые для советских историков концепции буржуазной историографии и антимарксистские "теории" вредителей, орудовавших в свое время на фронте советского востоковедения. Главная трудность заключалась в том, что авторам пришлось создавать вузовский курс новой исторической дисциплины буквально на чистом месте.

Вторая трудность заключалась в том, чтобы разграничить материалы нового учебника с материалами учебников истории СССР и новой истории. В своей работе авторы сосредоточили основное внимание на внутренней истории колониальных и зависимых стран.

Авторский коллектив много поработал над книгой. Каждая глава неоднократно обсуждалась с целью выработки единых выводов.

От имени коллектива авторов и редакторов выступил с докладом заведующий сектором истории колониальных и зависимых стран тов. С. Н. Ростовский. Докладчик рассказал о том, какие задачи стояли перед авторским коллективом, как решались эти задачи, и какие недочеты учебника не удалось устранить. Обсуждаемый учебник - плод коллективного труда. Авторы вместе разрабатывали план книги. Каждая подготовленная глава подвергалась неоднократно суровой и обстоятельной критике. Различные главы перерабатывались от 7 до 22 раз. Опыт показал, что путь коллективной работы был правилен.

Авторы стремились показать историю колониальных стран в связи с общим ходом истории человечества, проследить место и роль в нем той или другой колониальной страны. Эта основная мысль определила и периодизацию истории колониальных стран. Конечно, для различных стран поворотные даты различны. В Индии новая история начинается с XVIII века, в Китае - с середины XIX века и т. д. Но это не значит, что нельзя установить общую периодизацию истории колониальных стран.

Учебник состоит из одного вводного и двух основных разделов. Если бы это был учебник по восточному средневековью, то вводный отдел был бы ненужен. Но в учебнике новой истории введение было необходимо. В вводном отделе дана характеристика колониальных стран к концу XVIII века. Во введении показано, как эксплоатация колоний влияла на развитие капитализма в метрополиях, и как это развитие в свою очередь влияло на экономику колоний. Кроме того, авторы стремились показать во введении стихийную борьбу колониальных народов против своих поработителей. В первом основном разделе дана история колониальных и зависимых стран в период победы и утверждения капитализма. В нем показаны "плавное" развитие капиталистической Европы, достигавшееся ценою зверской эксплоатации и угнетения колоний, национально-освободительная борьба угнетенных народов, попытки господствующих классов путем реформ приспособиться к развитию мирового рынка. Во втором основном отделе показаны борьба за передел колоний в период империализма, новые методы их эксплоатации, борьба колониальных народов против захватчиков. Авторы стремились показать, как созревали условия для превращения колоний из источника силы империализма в резерв пролетарской революции. В этом же разделе рассказано о роли, которую сыграли колонии в первой мировой империалистической войне.

Второй том учебника уже подготовлен и в скором времени выйдет из печати. В нем будет показано влияние на колониальный мир первой мировой империалистической войны и Великой Октябрьской социалистической революции. Во втором томе большое внимание уделяется ленинско-сталинской постановке национально-колониального вопроса в эпоху империализма и пролетарских революций. Показаны начало освобождения колоний от гнета империализма, роль в освободительном движении буржуазных и коммунистических партий. Особо отмечаются значение СССР и его опыт разрешения национального вопроса для хода освободительной борьбы в колониях, значение для нее борьбы Коммунистического Интернациона-

стр. 152

ла и работ его вождей - Лешина и Сталина.

Коллектив авторов избегал общих мест и схоластических характеристик. В учебнике единство исторического хода развития прослежено в конкретном многообразии развития различных колониальных стран. Авторы стремились показать в учебнике народные массы, а не только деятельность королей, полководцев и т. д. "За образец изложения мы взяли "Краткий курс истории ВКП(б)", - говорит тов. Ростовский. Впервые в учебнике истории освещена история народов Африки и ряда других народов, которыми буржуазные историки пренебрегали. Авторский коллектив старался избежать какого бы то ни было суб'ективизма и не отклоняться от исторической правды. Об'ективность изложения привела к тому, что в учебник почти не пришлось вносить изменений после известных событий 1939 года.

Авторы и редакторы не обольщаются достигнутыми результатами. В книге есть ряд недочетов. К числу их надо отнести чрезмерно сжатое изложение истории международных отношений. Стремясь сократить размер книги, авторы предпочли дать больше материала о внутренней истории колоний за счет разделов, посвященных международным отношениям. Очень сжато, освещены вопросы культуры и быта, в частности вопрос о положении женщин. Недостаточно показана роль религиозных организаций в историческом развитии стран Востока. В учебнике не разработаны вопросы историографии и проблема исторического отставания Востока от Запада. Вызвано это совершенно недостаточной монографической разработкой указанных проблем.

С замечаниями выступили профессора Заходер и Беляев, аспиранты МГУ Руденко, Бондаревский, Сомин и Хейфец, студент МГУ Беленький, тов. Данциг (Военная академия РККА имени Фрунзе), тов. Туртыгин, тов. Попав и др.

Выступавшие указали на ряд отдельных недочетов.

Одни и те же события освещены в учебниках истории СССР, новой истории и истории колониальных стран по-разному. Недостаточно подчеркнуто вмешательство Англии и отчасти Франции в русско-турецкие отношения (войны 1828 - 1829, 1853 - 1356, 1877 - 1878 годов и балканские войны 1912 - 1913 годов). Недостаточно отмечена контрреволюционная роль меньшевистского правительства в Грузии и муссаватистского правительства в Азербайджане во время гражданской войны в СССР.

Недостаточно показано, как империалистические страны использовали свои колонии для подготовки к первой мировой империалистической войне. В учебнике слишком мало материала по экономике колоний.

В учебнике слишком неравномерно распределено место между отдельными странами. За счет сокращения разделов, посвященных Турции и Ирану, следовало бы дать больше места странам Латинской; Америки и экваториальной Африки.

Выступавшие отметили, что, несмотря на эти недостатки и пробелы, учебник - лучший из всех учебников истории для вузов, вышедших за последние два года. Его авторам удалось сочетать высокий теоретический уровень с конкретностью изложения исторического материала. Обсуждаемая книга - ценный вклад в мировую литературу по истории колоний, она имеет большое политико-воспитательное значение.

В заключительном слове тов. Ростовский благодарил участников прений за сделанные замечания и предложения и отметил, что редакция учтет их при повторном издании. С рядом предложений докладчик, не согласился. В частности, неприемлемо, по мнению тов. Ростовского, предложение - дать во введении определение колоний. Задача заключалась в том, чтобы показать многообразие типов колоний и методов колониальной политики империалистических государств, а вовсе не в том, чтобы сочинять бессодержательные определения.

Н. СОМИН.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Обсуждение-первого-тома-учебника-новой-истории-колониальных-и-зависимых-стран

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Lidia BasmanovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Basmanova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Обсуждение первого тома учебника новой истории колониальных и зависимых стран // Moscow: Libmonster Russia (LIBMONSTER.RU). Updated: 25.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Обсуждение-первого-тома-учебника-новой-истории-колониальных-и-зависимых-стран (date of access: 11.12.2024).

Found source (search robot):


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Lidia Basmanova
Vladivostok, Russia
888 views rating
25.08.2015 (3396 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Дети New Age: утопический проект движения "Анастасия" ("Звенящие кедры России")
4 hours ago · From Sergei Suhanov
"Заветы" социализма: трансформация религиозного праздника на селе Центрального Нечерноземья в середине 1940-х - начале 1960-х гг.
4 hours ago · From Sergei Suhanov
Отношения между коптами и сирийцами в свете открытий в Дейр ас-Сурйан
4 hours ago · From Sergei Suhanov
Государство и религия: основание монастырей и покровительство им как способ контроля над территориями в Армении во второй половине IX в.
4 hours ago · From Sergei Suhanov
"Научный атеизм" как повод для дискуссии. Реакции авторов монографии на опубликованные выше отзывы
20 hours ago · From Sergei Suhanov
МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ ЛИ ФУЦИНА: 75 лет академику Б. Л. Рифтину
23 hours ago · From Sergei Suhanov
НАТАЛЬЯ БОРИСОВНА ЧЕРНЫХ
Yesterday · From Sergei Suhanov
МЕЖДУНАРОДНАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "НЕОЛИТ И НЕОЛИТИЗАЦИЯ БАССЕЙНА ЯПОНСКОГО МОРЯ. ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ", ПОСВЯЩЕННАЯ 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. П. ОКЛАДНИКОВА
Yesterday · From Sergei Suhanov
ДЕМОГРАФИЯ СИБИРСКИХ НЕНЦЕВ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА
Yesterday · From Sergei Suhanov
АБСОЛЮТНЫЕ ДЕНДРОХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ШКАЛЫ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ
Yesterday · From Sergei Suhanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

LIBMONSTER.RU - Digital Library of Russia

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners
Обсуждение первого тома учебника новой истории колониальных и зависимых стран
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: RU LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Libmonster Russia ® All rights reserved.
2014-2024, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android