Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-7776

Share with friends in SM

10 октября 1940 года в Актовом зале исторического факультета Московского ордена Ленина Государственного университета имени М. В. Ломоносова состоялось соединенное заседание университетской кафедры новой истории колониальных и зависимых стран и сектора истории колониальных и зависимых стран Института истории Академии наук СССР, посвященное обсуждению I тома учебника "Новая история колониальных и зависимых стран".

Во вступительном слове заведующий кафедрой новой истории колониальных и зависимых стран МГУ тов. Старосельцев указал, что авторам учебника в своей работе приходилось отбрасывать неприемлемые для советских историков концепции буржуазной историографии и антимарксистские "теории" вредителей, орудовавших в свое время на фронте советского востоковедения. Главная трудность заключалась в том, что авторам пришлось создавать вузовский курс новой исторической дисциплины буквально на чистом месте.

Вторая трудность заключалась в том, чтобы разграничить материалы нового учебника с материалами учебников истории СССР и новой истории. В своей работе авторы сосредоточили основное внимание на внутренней истории колониальных и зависимых стран.

Авторский коллектив много поработал над книгой. Каждая глава неоднократно обсуждалась с целью выработки единых выводов.

От имени коллектива авторов и редакторов выступил с докладом заведующий сектором истории колониальных и зависимых стран тов. С. Н. Ростовский. Докладчик рассказал о том, какие задачи стояли перед авторским коллективом, как решались эти задачи, и какие недочеты учебника не удалось устранить. Обсуждаемый учебник - плод коллективного труда. Авторы вместе разрабатывали план книги. Каждая подготовленная глава подвергалась неоднократно суровой и обстоятельной критике. Различные главы перерабатывались от 7 до 22 раз. Опыт показал, что путь коллективной работы был правилен.

Авторы стремились показать историю колониальных стран в связи с общим ходом истории человечества, проследить место и роль в нем той или другой колониальной страны. Эта основная мысль определила и периодизацию истории колониальных стран. Конечно, для различных стран поворотные даты различны. В Индии новая история начинается с XVIII века, в Китае - с середины XIX века и т. д. Но это не значит, что нельзя установить общую периодизацию истории колониальных стран.

Учебник состоит из одного вводного и двух основных разделов. Если бы это был учебник по восточному средневековью, то вводный отдел был бы ненужен. Но в учебнике новой истории введение было необходимо. В вводном отделе дана характеристика колониальных стран к концу XVIII века. Во введении показано, как эксплоатация колоний влияла на развитие капитализма в метрополиях, и как это развитие в свою очередь влияло на экономику колоний. Кроме того, авторы стремились показать во введении стихийную борьбу колониальных народов против своих поработителей. В первом основном разделе дана история колониальных и зависимых стран в период победы и утверждения капитализма. В нем показаны "плавное" развитие капиталистической Европы, достигавшееся ценою зверской эксплоатации и угнетения колоний, национально-освободительная борьба угнетенных народов, попытки господствующих классов путем реформ приспособиться к развитию мирового рынка. Во втором основном отделе показаны борьба за передел колоний в период империализма, новые методы их эксплоатации, борьба колониальных народов против захватчиков. Авторы стремились показать, как созревали условия для превращения колоний из источника силы империализма в резерв пролетарской революции. В этом же разделе рассказано о роли, которую сыграли колонии в первой мировой империалистической войне.

Второй том учебника уже подготовлен и в скором времени выйдет из печати. В нем будет показано влияние на колониальный мир первой мировой империалистической войны и Великой Октябрьской социалистической революции. Во втором томе большое внимание уделяется ленинско-сталинской постановке национально-колониального вопроса в эпоху империализма и пролетарских революций. Показаны начало освобождения колоний от гнета империализма, роль в освободительном движении буржуазных и коммунистических партий. Особо отмечаются значение СССР и его опыт разрешения национального вопроса для хода освободительной борьбы в колониях, значение для нее борьбы Коммунистического Интернациона-

стр. 152

ла и работ его вождей - Лешина и Сталина.

Коллектив авторов избегал общих мест и схоластических характеристик. В учебнике единство исторического хода развития прослежено в конкретном многообразии развития различных колониальных стран. Авторы стремились показать в учебнике народные массы, а не только деятельность королей, полководцев и т. д. "За образец изложения мы взяли "Краткий курс истории ВКП(б)", - говорит тов. Ростовский. Впервые в учебнике истории освещена история народов Африки и ряда других народов, которыми буржуазные историки пренебрегали. Авторский коллектив старался избежать какого бы то ни было суб'ективизма и не отклоняться от исторической правды. Об'ективность изложения привела к тому, что в учебник почти не пришлось вносить изменений после известных событий 1939 года.

Авторы и редакторы не обольщаются достигнутыми результатами. В книге есть ряд недочетов. К числу их надо отнести чрезмерно сжатое изложение истории международных отношений. Стремясь сократить размер книги, авторы предпочли дать больше материала о внутренней истории колоний за счет разделов, посвященных международным отношениям. Очень сжато, освещены вопросы культуры и быта, в частности вопрос о положении женщин. Недостаточно показана роль религиозных организаций в историческом развитии стран Востока. В учебнике не разработаны вопросы историографии и проблема исторического отставания Востока от Запада. Вызвано это совершенно недостаточной монографической разработкой указанных проблем.

С замечаниями выступили профессора Заходер и Беляев, аспиранты МГУ Руденко, Бондаревский, Сомин и Хейфец, студент МГУ Беленький, тов. Данциг (Военная академия РККА имени Фрунзе), тов. Туртыгин, тов. Попав и др.

Выступавшие указали на ряд отдельных недочетов.

Одни и те же события освещены в учебниках истории СССР, новой истории и истории колониальных стран по-разному. Недостаточно подчеркнуто вмешательство Англии и отчасти Франции в русско-турецкие отношения (войны 1828 - 1829, 1853 - 1356, 1877 - 1878 годов и балканские войны 1912 - 1913 годов). Недостаточно отмечена контрреволюционная роль меньшевистского правительства в Грузии и муссаватистского правительства в Азербайджане во время гражданской войны в СССР.

Недостаточно показано, как империалистические страны использовали свои колонии для подготовки к первой мировой империалистической войне. В учебнике слишком мало материала по экономике колоний.

В учебнике слишком неравномерно распределено место между отдельными странами. За счет сокращения разделов, посвященных Турции и Ирану, следовало бы дать больше места странам Латинской; Америки и экваториальной Африки.

Выступавшие отметили, что, несмотря на эти недостатки и пробелы, учебник - лучший из всех учебников истории для вузов, вышедших за последние два года. Его авторам удалось сочетать высокий теоретический уровень с конкретностью изложения исторического материала. Обсуждаемая книга - ценный вклад в мировую литературу по истории колоний, она имеет большое политико-воспитательное значение.

В заключительном слове тов. Ростовский благодарил участников прений за сделанные замечания и предложения и отметил, что редакция учтет их при повторном издании. С рядом предложений докладчик, не согласился. В частности, неприемлемо, по мнению тов. Ростовского, предложение - дать во введении определение колоний. Задача заключалась в том, чтобы показать многообразие типов колоний и методов колониальной политики империалистических государств, а вовсе не в том, чтобы сочинять бессодержательные определения.

Н. СОМИН.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Обсуждение-первого-тома-учебника-новой-истории-колониальных-и-зависимых-стран

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Lidia BasmanovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Basmanova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Обсуждение первого тома учебника новой истории колониальных и зависимых стран // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 25.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Обсуждение-первого-тома-учебника-новой-истории-колониальных-и-зависимых-стран (date of access: 28.09.2020).

Found source (search robot):


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Lidia Basmanova
Vladivostok, Russia
643 views rating
25.08.2015 (1861 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Новый социализм нужно строить, опираясь на новую теорию социализма. Новая теория социализма отказывается от диктатуры пролетариата, ибо практика развития старого социализма показала, что диктатура пролетариата не может быть не чем иным, как только диктатурой кучки коммунистических чиновников, или, как очень остроумно назвала её Роза Люксембург «диктатурой НАД пролетариатом». А появление у руля этой диктатуры таких предателей как Ельцин, неизбежно ведёт социализм к краху. Новый социализм, построенный на старой теории, ждёт такая же участь.
Малоизвестные страницы истории Великой Отечественной войны. Сейчас, когда открылись как отечественные, так и зарубежные архивы, стало возможным воссоздать картину одного из драматических эпизодов самого начального периода войны..... Западный фронт, бои в июне-июле 1941 года на втором стратегическом рубеже..... 22-ая армия под командованием генерал-полковника Ф.А. Ершакова..... Бои армии в Белоруссии на берегах реки Западная Двина на участке Дрисса - Дисна - Полоцк..... Начало широкого наступления немцев на восток было положено с маленького плацдарма в районе города Дисна
Catalog: История 
В статье рассматривается отражение образа Соловья-разбойника в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в связи с эпизодом свиста Бегемота и Коровьева при прощании героев с Москвой, а также связь образа Бегемота с образом Соловья-разбойника и героя древнеиндийского эпоса - Панду, а шире - связь русской литературы через "Закатный роман" Булгакова и поэму "Руслан и Людмила" А. С. Пушкина с древнеиндийскими произведениями: "Махабхаратой" и "Рамаяной".
Солнечная система является фрагментом распада нейтронного ядра нашей Галактики Млечный путь. Выброс нейтронного фрагмента Солнца из нейтронного ядра нашей Галактики произошёл приблизительно 10млр. лет назад. Всё это время нейтронный фрагмент перемещается по одному из спиральных рукавов нашей Галактики. Расширение происходит примерно по гиперболической траектории, которая вращается вокруг центра. Полный оборот вокруг центра нейтронного ядра Галактики, Солнце совершает примерно за 230млн.лет. Удаление от центра Галактики до Солнечной системы \simeq27700св. ле
Catalog: Физика 
16 days ago · From Владимир Груздов
Раскрытие тайны диалектики идеального и материального в реальном мире и в сознании человека
Catalog: Философия 
26 days ago · From Аркадий Гуртовцев
Энергия частицы является ключевым объяснением расширения Вселенной. В процессе расширения Вселенной участвуют пять частиц. Четыре массовые - нейтрон, протон, электрон и позитрон. Пятая частица условно без массовая - фотон. Позитрон и фотон не являются строительными кирпичиками материи Вселенной. Эти частицы выполняют вспомогательные функции в процессах преобразования материи и расширения Вселенной. Окружающий материальный мир организован из нейтронов, протонов и электронов. Сочетания, комбинации и перестановки этих трёх частиц, образуют окружающий нас мир
Catalog: Физика 
30 days ago · From Владимир Груздов
При любом взаимодействии масс, на любом уровне, создаются потенциалы взаимодействия в любых процессах расширения Вселенной. Этим определением рассмотрим вопросы, связанные с массой и энергией взаимодействующих объектов. Когда объекты (частицы, молекулы) потенциально взаимодействуют, они создают градиенты потенциального взаимодействия. Эти градиенты регулируют энергию и массу объектов и Вселенной в целом.
Catalog: Физика 
46 days ago · From Владимир Груздов
Жан Ланн
Catalog: История 
50 days ago · From Россия Онлайн
Кризис муниципальных финансов в России в 1917 г.
Catalog: Экономика 
50 days ago · From Россия Онлайн
Благотворительная деятельность предпринимателей Парамоновых на Дону. 1914-1915 гг.
Catalog: История 
50 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 
Наталья Свиридова·jpg·25.22 Kb·138 days ago

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Обсуждение первого тома учебника новой истории колониальных и зависимых стран
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2020, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones