Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-15560
Author(s) of the publication: М. В. Пучкова

Share with friends in SM

В своей статье Н. И. Новикова справедливо отмечает, что одно из завоеваний новой правовой политики Российской Федерации по отношению к коренным народам Севера - возможность учета их обычаев и традиций в национальной правовой системе. Действительно, в современных условиях обычаи и традиции продолжают играть важную роль в регулировании различных сторон жизни и деятельности народов Севера. Они представляют собой один из основных признаков, определяющих самобытность этих народов. В настоящее время на уровне международного права созданы юридические предпосылки для инкорпорирования обычаев в национальные правовые системы (Конвенция 1994: 52). Российское законодательство также предусматривает возможность использования обычаев и традиций как регуляторов общественных отношений в отдельных сферах жизни и деятельности коренных народов (ФЗ...).

Вместе с тем "камень преткновения" для эффективного использования этих возможностей - отсутствие в нашей стране правового механизма взаимодействия официальной правовой системы и обычного права. В этой связи несомненный научный интерес представляет предложение Н. И. Новиковой о том, чтобы объединить силы антропологов, юристов, представителей коренных народов и совместно разработать "принципы обычного права", которые могли бы стать "руководством по обычному праву", в частности, для судебных органов. Можно согласиться также с ее мнением о том, что именно в суде может быть выработана одна из моделей взаимодействия и осуществления государственных и обычно-правовых систем. Думается, однако, что "принципы обычного права" должны стать основным элементом юридического механизма учета обычаев и традиций коренных народов Севера не только в правоприменительной практике, но и в правотворческой деятельности, при разработке и принятии законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы этих народов.

Прежде чем приступить к реализации данного проекта важно более четко определить некоторые исходные позиции, имеющие принципиальное значение.

Во-первых, в настоящее время в российской теории права и юридической антропологии, а также на законодательном уровне отсутствуют научно обоснованные общепризнанные определения понятий "обычай", "традиции", "обычное право". В научной литературе имеются самые разные точки зрения по этому вопросу. В законодательстве РФ термин "обычное право" не получил распространения - используются дефиниции "обычай", "традиции". Определение понятия "обычаи", содержащееся в федеральном законе "О территориях традиционного природопользования народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (абз. 3 ст. 1) (СЗ 2001) носит отраслевой характер. Оно отвечает целям и задачам данного закона, но вряд ли применимо в других сферах общественных отношений. Определения понятия "традиции" в законодательстве нет. Законодатель использует различные подходы к употреблению указанной терминологии. Иногда законы, регулирующие одну и ту же сферу общественных отношений, применяют разные дефиниции. В этой связи


Майя Владиленовна Пучкова - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института государства и права РАН (г. Москва). isl_ran@rinet.ru

стр. 26


представляется важным включить в задачи настоящего исследования вопрос о разработке определений перечисленных выше понятий.

Во-вторых, автор рассматриваемой статьи большое внимание уделяет понятию "принципы обычного права" и социально-правовом назначении этих принципов. Безусловно, этот вопрос должен занять ведущее место в предполагаемом проекте. Исходя из содержания статьи, можно сделать вывод, что "принципы обычного права" представляют собой "основные принципы правового миропонимания коренных народов Севера через изучение и интерпретацию выработанных ими обычаев природопользования, самореализации и самоуправления, семейно-брачных отношений и других сфер правового регулирования". Закрепляя наиболее общие, важные традиции правовой культуры этих народов, "принципы обычного права" могут использоваться судом в качестве исходных ориентиров для применения обычаев при рассмотрении конкретного конфликта.

Поддерживая в целом эту точку зрения, я все же думаю, что вопрос об определении понятия "принципы обычного права" носит дискуссионный характер и нуждается в дополнительном обсуждении. Представляется, что указанное понятие можно использовать в узком и широком смысле. В широком смысле "принципы обычного права", по-нашему мнению, призваны выполнять две функции. Во-первых, они, как пишет автор, должны давать представление о правовом миропонимании коренных народов. Во-вторых, эти принципы, на наш взгляд, должны определять основные начала взаимодействия "обычного права" с официальной правовой системой. В этом контексте целесообразно было бы рассмотреть систему "принципов обычного права". В данной системе можно было бы выделить две взаимосвязанные группы: 1) принципы правового миропонимания (правосознания) коренных народов Севера; 2) принципы, определяющие основные начала взаимодействия обычного права и официальной правовой системы (введения обычаев в российскую правовую систему).

Некоторые из принципов второй группы уже сформулированы в международном праве. К таким принципам относятся, в частности, следующие. Обычаи должны соответствовать основным правам и свободам человека, определяемым национальной правовой системой, правами и свободами человека, признанными на международном уровне. Вместе с тем учет обычаев и обычного права не должен создавать препятствия коренным народам пользоваться правами, предоставленными национальными законами всем гражданам данного государства и исполнять соответствующие обязанности (Конвенция 1994: 52).

Отдельные принципы введения обычаев и традиций в правовую систему закреплены в федеральных законах об основах правового положения коренных малочисленных народов. Могут применяться только те обычаи и традиции, которые: а) не противоречат федеральным законам и законам субъектов РФ; б) не ущемляют права других граждан и этнических общностей (ФЗ...).

Существуют попытки сформулировать требования, в соответствии с которыми обычаи и традиции могут быть введены в официальную правовую систему. Один из ведущих специалистов в данной области В. А. Кряжков предлагает целый перечень таких требований, которые можно рассматривать в качестве принципов введения обычного права в российскую правовую систему (Кряжков 1999: 21 - 22).

В-третьих, один из центральных - это вопрос о сферах применения обычного права. Автор справедливо отмечает, что в первую очередь к таким сферам относятся традиционное природопользование и самоуправление, а также защита прав коренных народов в судебном порядке. Правовыми обычаями могут регулироваться и некоторые вопросы семейного права и наследства. Действительно, именно в этих сферах традиционно использовались обычаи в качестве регуляторов общественных отношений. И в современных условиях федеральные законы, специально посвященные коренным малочисленным народам, предусматривают юридические предпосылки

стр. 27


для применения обычаев и традиций этих народов прежде всего в указанных сферах. Однако список таких сфер целесообразно, по-нашему мнению, расширить, включив в него следующие: обеспечение занятости и защиты населения от безработицы и муниципальную службу.

Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" (1991) (в редакции федерального закона от 10 января 2003 г., N 8-ФЗ) (СЗ 1996); закрепляет общее положение о том, что государственная политика в области занятости населения направлена на "обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов РФ с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости (ст. 5.11); а также устанавливает полномочие органов государственной власти субъектов РФ решать вопросы, связанные с разработкой и осуществлением государственной политики содействия занятости населения с учетом национальных, культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости (ст. 7.2). Представленная федеральным законодательством возможность учета правовых обычаев и традиций коренных малочисленных народов Севера в названной сфере имеет большое значение для решения проблемы защиты этих народов от безработицы, поскольку данная проблема продолжает оставаться острой. Северные народы оказались в самом неблагоприятном положении на рынке труда, что обусловливается, в частности, сезонностью их традиционной деятельности, отсутствием необходимого образования, квалификации и их особым менталитетом.

В рассматриваемой статье неоднократно подчеркивается значение опубликованного свода "принципов обычного права" для облегчения работы судов, разрешающих дела аборигенов. И с этим нельзя не согласиться. Но в суд человек обращается, как правило, в крайнем случае, исчерпав другие внесудебные способы защиты своих прав. В повседневной жизни лица, относящиеся к малочисленным народам, чаще всего идут со своими житейскими проблемами к муниципальным служащим органов местного самоуправления; именно с ними они постоянно вступают в различные правоотношения по поводу реализации своих индивидуальных и коллективных прав, защиты интересов. Муниципальные служащие нередко выступают в роли арбитров в конфликтных ситуациях, возникающих между отдельными представителями малочисленных народов, их общинами, иными объединениями - с одной стороны, и промышленными предприятиями, организациями, коммерческими структурами - с другой, в частности, в области традиционного природопользования.

Муниципальная служба, таким образом, является важнейшим инструментом местного самоуправления, от которого в решающей степени зависит эффективность функционирования местной администрации, иных органов местного самоуправления. Но в сегодняшних условиях муниципальная служба пока не вышла из кризисного состояния и не освободилась от таких негативных явлений, как низкий профессионализм значительной части служащих, бюрократизм, взяточничество и коррупция. Эти недостатки отражаются на всех сферах жизнедеятельности муниципальных образований, включая сферу защиты коренных малочисленных народов. Успешное решение существующих в этой сфере проблем тесно связано с необходимостью учета специфики образа жизни населения, его исторических, национальных и других обычаев и традиций. Не случайно федеральный закон "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" включает в перечень основных принципов организации и функционирования муниципальной службы наряду с единством основных требований, предъявляемых к этому виду службы, также требование учета исторических и иных местных традиций (ст. 5.7) (СЗ 1998). Разработка свода "принципов обычного права" будет иметь важное значение для деятельности муниципальных служащих местной администрации и других органов местного самоуправления, а также для государственных служащих региональных и федеральных органов исполнительной власти в области защиты прав коренных народов Севера.

стр. 28


Литература

Конвенция 1994: 52 - Конвенция МОТ N169 "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах" (ст. 8) // Статус малочисленных народов России: Правовые акты и документы / Сост. В. А. Кряжков. М., 1994.

ФЗ... - Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ" (ч. 2 ст. 14; ч. 1 ст. 12) // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2208; 2004. N 35. Ст. 3607; Федеральный закон "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока Российской Федерации (ч. 2 ст. 2, ст. 13) // СЗ РФ. 2001. N 20. Ст. 1972; Федеральный закон "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ" (ч. 2 ст. 4) // СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3121; 2004. N 35. Ст. 3607.

Кряжков 1999 - Кряжков В. А. Право и обычай в российской действительности: проблемы взаимодействия // Обычное право и правовой плюрализм / Отв. ред. Н. И. Новикова, В. А. Тишков. М., 1999.

СЗ 1996 - Свод законов РФ. 1996. N 17. Ст. 1915; 2003. N 2. Ст. 160.

СЗ 1998 - Свод законов РФ. 1998. N 2. Ст. 224; 2002. N 16. Ст. 1499; N 30. Ст. 3029; 2004. N 35. Ст. 3607.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Обычное-право-сегодня

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Россия ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

М. В. Пучкова, Обычное право сегодня // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 01.12.2019. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Обычное-право-сегодня (date of access: 07.12.2019).

Publication author(s) - М. В. Пучкова:

М. В. Пучкова → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
22 views rating
01.12.2019 (6 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Учебное пособие составлено автором из отдельных глав и лекций, предварительно опубликованных онлайн в 2018-2019 гг. В пособии рассматриваются физические основания ряда применяемых моделей; некоторые аспекты нерелятивистского формализма в неупругом рассеянии протонов; взаимодействие нуклонов в свободном пространстве; метод связанных каналов; нерелятивистские и релятивистские подходы в изучении процессов рассеяния и ядерной структуры; релятивистские и нерелятивистские эффекты в рассеянии протонов; деформационная модель в методе искаженных волн, практическое применение деформационных моделей к неупругому рассеянию протонов. оптическая модель ядра в неупругом рассеянии протонов; применение некоторых элементов формализма для анализа экспериментальных данных по неупругому рассеянию протонов.
Catalog: Физика 
17 hours ago · From Анатолий Плавко
В 2019 году Российская Федерация и Вьетнам проводят «Перекрёстный год Вьетнама и России», посвященный 25-й годовщине подписания Договора об основах дружественных отношений и приуроченный к 70-летию установления дипломатических отношений между Вьетнамом и Россией (30/01/1950-30/01/2020). Участвуя в мероприятиях в рамках Перекрёстного года, парламенты двух стран играют важную роль в развитии российско-вьетнамского сотрудничества, а также в углублении всеобъемлющего стратегического партнерства между двумя странами.
Рецензии. РЕЦ. НА: Н. Ф. МОКШИН. МИФОЛОГИЯ МОРДВЫ: ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК
6 days ago · From Россия Онлайн
ВЫДАЮЩИЙСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ (К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В. И. ИОХЕЛЬСОНА)
6 days ago · From Россия Онлайн
ПРИРОДА И ХАРАКТЕР НЕКОТОРЫХ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ В ЭПОСЕ И БЫТОВОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРКЕСОВ
6 days ago · From Россия Онлайн
Обычное право сегодня
Catalog: Право 
6 days ago · From Россия Онлайн
  Расширения, Вселенной устанавливает функцию перехода энергии в массу. Предполагается, Вселенная замкнутая система, энергия и масса не излучается и сохраняется. Сохраняется число нуклонов при расширении Вселенной. Сохраняется структурная единица энергии нуклонов при расширении Вселенной. При образовании ядра дейтерия, энергия не выделяется. Законы сохранения массы и энергии, являются ключевыми законами в физике.
Catalog: Физика 
6 days ago · From Владимир Груздов
Рассматриваются физические параметры нейтронного ядра Земли. Масса ядра. Градиент гравитационного взаимодействия нуклонов в ядре Земли и их свойства. Ядро Земли предоставляет собой нейтронный объект. Диаметр ядра \sim125m. Дан качественный анализ образования ядра Земли. Гипотеза образования взрывов сверхновых. Образование планеты Земля.
Catalog: Физика 
8 days ago · From Владимир Груздов
Расчёт нуклонных ядер, начнём с общего понятия ядра, которое состоит из нейтронов и протонов. Ядро имеет много физических значений. Основное значение, радиус ядра, плотность и число нуклонов в единице объёма. Нейтронное вещество обладает уникальными свойствами. Самое главное сохраняет число нуклонов в единице объёма. В нейтронном веществе происходят ядерные взаимодействия, как в однородной и изотропной сфере. Эту сферу будем рассматривать, как нейтронное ядро.
Catalog: Физика 
10 days ago · From Владимир Груздов
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕРОССИЙСКОГО СОЮЗА АССИРИЙЦЕВ В 20-30-е ГОДЫ XX в.
11 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Обычное право сегодня
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones