Libmonster ID: RU-10410

Академик Б. Д. Греков своевременно поднял вопрос о принципах реконструкции наших городов и об участии в решении возникающих вопросов историков, археологов и историков искусства. Действительно, сейчас города, пострадавшие от временной фашистской оккупации, как бы рождаются заново, определяете их будущий архитектурный, облик, меняется планировка и пр. Среди восстанавливаемых городов есть две категории: города, возникшие сравнительно недавно; промышленные центры, созданные русским капитализмом, в которых отсутствовала забота об архитектурной целостности городской планировки и ансамбля, где господствовало беспринципное предпринимательское строительство. Ко второй категории относятся древнерусские города с многовековым прошлым, памятниками искусства и остатками древних оборонительных сооружений, историческими урочищами и пр. Если в первом случае зодчий более или менее свободен в выборе своих решений, определяющих сетку улиц, характер застройки и т. п., то во втором он обязан подчинить своё решение ряду обстоятельств, о которых речь пойдёт ниже.

Правительство поручило руководство этим ответственейшим и грандиозным делом лучшим и опытнейшим мастерам архитектуры. Это должно послужить залогом успешного решения поставленных задач и гарантией от возможных ошибок. Но в то же время в истории русских городов были примеры, когда крупный мастер, решая большую строительную задачу, увлекался своими творческими замыслами и не только нарушал исторический облик города, но и калечил или губил его памятники. Наряду с блестящей и заслуживающей изучения работой. М. Ф. Казакова по перепланировке Твери, который создал из этого города как бы тонкое и гармоничное эхо Петербурга, мы знаем проект Большого кремлёвского дворца другого гениального зодчего - В. И. Баженова. Могучий талант, вдохновлённый мыслью о возрождении архитектурного величия Кремля, оказался в противоречии со святыней, русского народа - самим Московским Кремлём. Если бы проект Баженова был осуществлён, мы видели бы теперь над Москвой-рекой не единственную в своём роде величавую панораму стен и башен с соборами и древними зданиями, а гигантский довольно однообразный фасад с колоннадами, за которым скрыты древние храмы и над которым

стр. 56

подобно печной трубе, поднималась бы лишь глава Ивана Великого. Грандиозный проект, будучи воплощён в жизнь, фактически уничтожил бы Московский Кремль, а имя великого зодчего вызывало бы горькое порицание русских людей.

Современная нам реконструкция. Москвы, к сожалению, знает примеры совершенно ненужных сломок памятников русской истории и искусства. Таковы, например, слом церкви Успения на Покровке - создания гениального русского мастера Петра Потапова; оное одной из старейших построек Москвы- церкви Гребневской Богоматери на углу улицы Кирова; уничтожение знаменитой Сухаревой башни - прекрасного архитектурного памятника, в котором помещалась "навигацкая школа" Петра I, колыбель славы русского, флота, и уничтожение других памятников. Такие грубые ошибки более недопустимы, а их наличие в прошлом нашем градостроительстве должно привлечь внимание общества, исторической науки и органов охраны памятников к восстановлению наших городов. Это тем более необходимо, что фашистские орды нанесли зияющие раны золотому фонду памятников русской национальной культуры, и поэтому то, что осталось, особенно драгоценно.

Само собой разумеется, необходимо сохранить все историко-художественные памятники старой русской архитектуры уцелевшие от разрушений немецких погромщиков. В работе по восстановлению старых городов мы наблюдаем чуткое отношение строителей к своим ответственным объектам. Назовём работы академика архитектуры Л. В. Руднева по реконструкции Воронежа. Достаточно взглянуть на эскизный проект Петровского сквера, в котором любовно сохранены и старые здания и общий характерный колорит города, чтобы понять, с какой вдумчивостью я чутьём решает большой художник свою задачу. Академик архитектуры Н. Я. Колли в своей работе над восстановлением города Калинина (Тверь) руководствуется прекрасным образцом планировки Казакова. Он сохраняет его идеи и стремится усвоить благородный стиль старого мастера в новых частях города. Академик архитектура Г. Н. Гольц руководит восстановлением Смоленска. Он также бережно решает судьбы застройки древней части города, заботится о ремонте и восстановлении стен годуновского кремля, архитектурно выделяет древние памятники переносит развитие нового города в сторону от старой территории. Это, вообще говоря, самый разумный прием, обеспечивающий целостность наиболее интересных в научном отношении и художественно ценных участков города.

Так в своё время была решена судьба Ленинграда, новый центр которого был вынесен на Московское шоссе. Тем самым предотвращены были неизбежная ломка и искажение классического ансамбля старого Петербурга. Древние власти Новгорода (в черте внешнего земляного вала) или Пскова (в черте его стен) настолько малы, что планировать дальнейший рост этих городов целесообразнее вне их древней территории. Стремление же во что бы то ни стало реконструировать именно древние части городов, несмотря на самые лучшие намерения, приведёт к их искажению и порче. Это соображение тем более понятно, если вспомним, что, например, Новгород становится теперь областным центром, который потребует и больших зданий административно-хозяйственного назначения и более крупных жилых домов и пр.

Свои пожелания хочется обосновать ссылкой на малоизвестный опыт древнерусских градостроителей. Драгоценным качеством их архитектурного мастерства было артистическое чувство природы и ландшафта, с особенностями которых органически и всякий раз своеобразно связывался городской ансамбль. Мастер, как всякий русский человек, любил красоту родной земли, и его творческий замысел никогда не нарушал этой естественной красоты чем-либо не гармонирующим с ней. Он никогда не искажал восприятия рельефа чрезмерными масштабами зданий; городские стены, башни и храмы никогда не подавляли естественны рельеф, но подчёркивали: и прекрасно выявляли его: ансамбль Новгорода нарочито широк и "равнинен". Во Владимире на Клязьме мастера строили силуэт города на живописной игре холмов и оврагов высокого речного берега; при всей широте Москвы её кремлёвский холм доминировал над городом вплоть до конца XVII века. Напротив, бездарный колосс К. Тона - храм Христа Спасителя - не следовал благородной традиции русского искусства - его масса подавила и кремлёвский холм и кремлевский ансамбль, ничего не прибавив к красоте города ибо "величина не есть величие". Мастерское уменье русских градостроителей достигалось тем, что они не были кабинетными проектировщиками, а вынашивали свой замысел на месте. Перед глазами зодчего был не план города с сухими горизонталями рельефа, но его живой рельеф с его характерным растительным покровом, виденные мастером в условиях различного времени дня и года. Всё это отражалось, в после даем счете, а неповторимости и индивидуальности ансамбля города, который создавался мастером.

Мы не хотим сказать, что зодчий должен вернуться к "допроектной" и "дочертёжной" системе работы мастеров древней Руси, но мы всё же хотим, чтобы он не был кабинетным "сочинителем", а жил непосредственными впечатлениями того живого древнего города, который он должен воссоздать. Отсюда основное требование к реконструкции древних городов: масштабные показатели новой застройки ни по своим массам, ни в особенности по вышине не должны превышать существовавшей застройки, но скорее, наоборот, сократить её там, где она вырвалась за пределы гармоничного масштабного соотношения с древними памятниками и рельефом городской территории. Например в Новгороде надо строить так, чтобы святая София, и Евфимьевская Часозвоня по-прежнему доминировали над городом, первая - как максимальный объём, а вторая - как

стр. 57

наиболее высокая вертикаль чтобы по-прежнему город был легко обозрим как во всей своей могучей широте так и в отдельных "интерьёрных" частях своего ансамбля.

Отсюда следует, что в черте древних городов недопустимо строительство современных многоэтажных зданий, малоэтажное же строительство не удовлетворит "и современных, ни будущих потребностей, особенно учитывал застроенность старых городских районов. Развитие в них капитального строительства повлечёт за собой более сложное коммунальное благоустройство, а в конечном счёте выравнивание рельефа, засыпку оврагов и лощин и пр., с чем органически связан облик старого города.

Нуждаются ли наши древние города, органически сложившиеся в неповторимые и своеобразные комплексы, в изменении планировки, согласно стандартным требованиям современного градостроительства? Окажем, нужно ли в Новгороде обязательно создавать центральную площадь, распрямить и архитектурно выделить "центральную магистраль" и т. п.? Думаем, что нет, так как Новгород уже имеет свой исторический и композиционный центр, а его улицы ещё носят следы древней радиальной планировки. Уместно напомнить екатерининские проекты перепланировки старых городов: на этих проектах неизменно выделены и сохранены старые кремли и валы, однако "разбивка" регулярных улиц идёт вразрез со старым обликом города. Поэтому на практике строители часто с большим тактом отступали от "высочайше утверждённых" проектов в интересах сохранения важнейших аспектов древнего ансамбля. Так, например, во Владимире на Клязьме гостиный двор и здания присутственных мест, намеченные к постройке перед Успенским собором и закрывавшие вид на последний, не были осуществлены, а сухая "геометрия" кварталов была смягчена согласованием их с рельефом и сложившимися жилыми участками.

Возникает также вопрос об общем характере застройки города. Обычно архитекторы ищут какого- то "единого" стиля, в духе которого должны решаться важнейшие объекты. В старых городах выбор бывает труден: века оставили в них образцы зданий различных эпох. В их числе обычны памятники русского классицизма, сохранившиеся почти везде ввиде домов административных учреждений, общественных мест, дворянских и купеческих особняков. К этому стилю часто и склоняется выбор архитектора. Везде ли это законно? Является ли характерным этот дух холодноватых классических форм для русской культуры вообще и каждого данного города в частности? Следует ли узаконивать эти формы в новом строительстве, как бы повторяя казённый штамп конца XVIII- начала XIX в., столь ярко выделявший в каждом городе Российской империи его чиновничье-дворянское или купеческое средоточие? Думаем, что не следует, и высказываемся за большую широту новых замыслов и глубину в понимании духа русской архитектуры. Академик архитектуры А. В. Щусев в своем проекту реконструкции Истры черпает мотивы главнейших зданий города из русского зодчества XVII в., создавая ряд очень интересных по свежести мысли и цельности стиля построек. Этот опыт следует приветствовать, и рекомендовать молодым зодчим поучиться у старого мастера его большому искусству. Принятые А. В. Щусевым принципы гармонируют с духом знаменитого Ново-Иерусалимского монастыря - памятника, создавшего мировую славу маленькой Истре. Но данные формы безусловно неуместны, например, в Твери. В Новгороде или Пскове, богатых подлинными древними памятниками, нам кажется, была бы совсем неуместна какая-либо "новгородско-псковская" стилизация. Равно как и классицизм, очень органичный для Твери-Калинина, в Новгороде напомнил бы, пожалуй, лишь об Аракчееве. В таких исключительных случаях, нам думается, перед зодчим стоит другая задача - сделать новую застройку очень скромной, чтобы она образовала как бы фон, на котором ярче выступят творения мастеров древности. В самом деле, если вспомнить впечатления о старом Новгороде, то в них ни единой чертой не отразятся его жилая застройка, его скромные домики и простые общественные здания. И в этом есть своё положительное качество: город был лишён надуманного, претенциозного лица, его черты формировала жизнь, склонявшая голову перед величавыми образами прошлого. Это наши строители могли бы учесть и сделать для себя соответствующие выводы.

Вопрос о путях сохранения я реконструкции разрушенных немцами памятников зодчества является наиболее сложным и спорным. Конечно, в тех случаях, когда речь идёт лишь о более или менее капитальном ремонте уцелевшего памятника, особых сомнений не возникает. Но вопрос о консервации, например, Нередицкой церкви в Новгороде или церкви Пятницы в Чернигове и других зданий, от которых уцелели лишь обломки стен, неизмеримо сложнее. Предлагают, например, "достраивать" подобные памятники с соблюдением всех "подлинных" подробностей и особенностей, включая древние останки в кладку нового "макета". Это вызывает законное сомнение: выиграет ли, например, Новгород от подобных, может быть очень точных, но всё же чисто "театральных" сооружений, среди которых потеряются пошлинные шедевры старых мастеров? Не лучше ли сохранить эти руины, примять меры по консервации и защите их от осадков, создав в специальном помещения около них музей фрагментов и материалов о внешнем облике памятника до его разрушения? Это предохранит город от поддельных "памятников" и сохранит для будущего подлинные документы о разрушениях фашистских орд. В тех случаях, когда от здания остались лишь нижние части стел, их следует очистить, укрепить и огородить, превратив в своего рода заповедник, и создать ма-

стр. 58

ленький домик-музей, в котором собрать образцы фрагментов росписи, кладки, чертежи и фотографии.

При реконструкции древнерусских городов следует учитывать и их археологическое значение. Такие города, как Новгород, Псков, Полоцк, Смоленск и др., таят в своих недрах драгоценнейшие источники истории русского народа - остатки жилищ и хозяйственных построек, многообразный мир материальной культуры прошлого. Археологи часто сетовали, что они не могут исследовать те или иные застроенные участки древних городов. При планировке необходимо учесть научные запросы не только сегодняшнего дня, но и будущего. Необходимо определить и сохранить незастроенными территория археологических заповедников, использовав их под озеленённые скверы с кустарниковой посадкой, и всячески оберегать целость их культурных напластований. Такими участками." Новгороде должно стать, например. Ярославово дворище, свободные площади внутри детинца, Славенский холм и другие урочища. Строительство в древнерусских городах должно вестись под постоянным надзором археологов. Как показал опыт работы археологов на многих строительствах, наблюдение за земляными работами не только приносит интереснейшие находки, но и уточняет наши представления о древней стратиграфии города в различных его участках. И в этом вопросе строительство не должно идти вразрез с наукой, разрабатывающей и оберегающей памятники прошлого великого народа. Руководители строительства сами обязаны стать участниками этой научной работы, держать в курсе своих планов я намерений соответствующие археологические институты и музеи, помогать организации надзора и в отдельных случаях согласовывать темпы строительных работ с его задачами.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/О-ВОССТАНОВЛЕНИИ-ДРЕВНЕРУССКИХ-ГОРОДОВ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Svetlana GarikContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Garik

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Н. Воронин, О ВОССТАНОВЛЕНИИ ДРЕВНЕРУССКИХ ГОРОДОВ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 08.11.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/О-ВОССТАНОВЛЕНИИ-ДРЕВНЕРУССКИХ-ГОРОДОВ (date of access: 05.08.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Н. Воронин:

Н. Воронин → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Svetlana Garik
Москва, Russia
655 views rating
08.11.2015 (2096 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ОДОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ К АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ КАВКАЗА
11 hours ago · From Россия Онлайн
СТОЛ И КРАСНЫЙ УГОЛ В ИНТЕРЬЕРЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ ИЗБЫ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ И ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ
12 hours ago · From Россия Онлайн
РУССКИЕ РАЗГОВОРЫ С НЭНСИ РИС
12 hours ago · From Россия Онлайн
О ВКЛАДЕ НЭНСИ РИС В "РУССКИЙ МИФ"
12 hours ago · From Россия Онлайн
ОТРЫВКИ РУССКИХ РАЗГОВОРОВ
12 hours ago · From Россия Онлайн
Творцы Сфинкса и Пирамид, его свиты — Атланты, Луны древний люд.
Catalog: Философия 
Yesterday · From Олег Ермаков
КРУГЛЫЙ СТОЛ" НА ИСТОРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ МГУ
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Р. В. Долгилевич. СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И ЗАПАДНЫЙ БЕРЛИН (1963-1964 гг.)
Catalog: Право 
2 days ago · From Россия Онлайн
Анонс Изучение новой теории электричества, пожалуй, нужно начинать с анекдота, который актуален до сих пор. Профессор задаёт вопрос студенту: что такое электрический ток. Студент, я знал, но забыл. Профессор, какая потеря для человечества, никто не знает что такое электрический ток, один человек знал, и тот забыл. А ларчик просто открывался. Загадка электрического тока разгадывается, во-первых, тем что, свободные электроны проводника не способны
Catalog: Физика 
Как нам без всякой мистики побеседовать с человеческой душой и узнать у нее тайны Мира.
Catalog: Философия 
6 days ago · From Олег Ермаков

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
О ВОССТАНОВЛЕНИИ ДРЕВНЕРУССКИХ ГОРОДОВ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones