Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-7817

Share with friends in SM

Под редакцией профессора А. В. Шестакова

Каждый учебник требует индивидуального подхода к школьной работе с ним. Свойства языка учебника, расположение материала, наличие иллюстраций и пр. - весь этот материал своеобразен для каждого учебника. Поэтому общие методические приемы недостаточны при определении методов работы с определенным учебником " классе и требуют некоторой индивидуализации применительно к своеобразным особенностям данного учебника. Постараемся определить главнейшие методические свойства учебника "Краткий курс истории СССР" под редакцией профессора Шестакова.

Язык учебника под редакцией профессора Шестакова в общем чрезвычайно простой, особенно по структуре предложений. Сложные предложения встречаются редко. Преобладают простые предложения. Из предложений сложных чаще встречаются предложения сложносочиненные. Но все же местами попадаются трудные для усвоения учеников предложения. Например на стр. 101 мы читаем такое предложение:

"Во время восстания царь Александр II поспешил издать закон об отмене в Польше и Литве крепостного права на менее тяжелых для крестьян условиях, чем в других губерниях России; повинности крестьян отменялись, и в Литве крестьяне получили свои прежние земельные наделы за более низкую цену, чем в остальных губерниях, а в Польше бесплатно".

Но язык учебника под редакцией профессора Шестакова имеет гораздо больше достоинств чем недостатков. Недостатки нужно искать, достоинства же встречаются на каждой странице. В этом отношении первое место занимает образность и конкретность языка, например слова: "вооруженные луками и стрелами" (стр. 42). При чтении этого выражения ученик ярко представляет себе войско татар в Сибири. Или: "Ермак погиб во время ночного нападения" (там же). Слово "ночного" заставляет усиленно работать воображение ученика. Или: "Расфранченные дворяне в напудренных париках сами работать не умели и не хотели" (стр. 67). В этом предложении ярко противопоставлены два положения: роскошная одежда паразита общества и труд, которого не желал и не умел делать паразит. Это также заставляет воображение ученика усиленно работать. Учебник отличается, в общем, простотой и образностью изложения.

Учебник дает фактический материал для начальной школы, пожалуй, даже слишком большой по об'ему. На конкретных, исторических фактах он выясняет большое число марксистских обобщений (понятий), имеющих для коммунистического развития учащихся большое значение. Так например при подведении итога княжению Ивана III говорится о Московском государстве как о едином крепком национальном государстве, т. е. дается понятие о национальном государстве. Далее, даются обобщенные понятия о многонациональном государстве, понятие о царизме как о жандарме Европы и т. д. Эти понятия раскрываются путем конкретного описания. Каждое понятие обосновано конкретными фактами и воспринимается учащимися как обобщение, а не как социологическая, отвлеченная формула. Помимо приведенных обобщений, выясняющих характер государства и его международную роль, в учебнике имеется много обобщений, вскрывающих классовые отношения, например: барщина, оброк, поместье, вотчина и т. д. Учебник под редакцией профессора Шестакова своим изложением ряда марксистско-ленинских понятий дает ценный материал, формирующий коммунисти-

стр. 114

ческое мировоззрение учащихся. Но некоторые из этих понятий, например национальное и многонациональное государство, сложны и недоступны для учеников 3 - 4-го классов, как показал опыт преподавания в 1937 - 1938 учебном году.

Изложение исторического материала в учебнике под редакцией профессора Шестакова выдержано в строго хронологическом порядке. Вследствие этого учебник дает учащимся историческую перспективу.

Оформлен учебник хорошо: хорошие рисунки, прекрасно отпечатанные карты. Мы давно уже не видели учебников, так хорошо изданных, как учебник под редакцией профессора Шестакова. Картины и карты учебника требуют специального внимания к вопросу об использовании этих иллюстраций в работе нашей школы.

Как должен учитель использовать учебник под редакцией профессора Шестакова в своей работе?

На основании постановления ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 года учитель должен систематически и последовательно излагать преподаваемую дисциплину. Поэтому учитель при прохождении нового материала должен всякий раз рассказывать содержание соответствующего параграфа учебника. Учащиеся на основе рассказанного учителем и содержания прочитанных ими параграфов учебника готовят урок, т. е. закрепляют и повторяют материал. Вся эта работа проводится учеником дома, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы дать такой рассказ, который соответствовал бы по своему содержанию учебника. Если между рассказом и учебником будет несоответствие, ученик не сможет дома закрепить по учебнику услышанное на уроке. Необходимо в то же время помнить следующее. Если рассказ учителя будет только излагать содержание учебника и не будет вносить новых элементов сверх учебника, то ученики, особенно способные, скоро потеряют интерес к рассказу преподавателя, а сам преподаватель потеряет в глазах учащихся авторитет. Поэтому преподаватель должен лазать дополнительный материал. Этот дополнительный материал должен быть небольшим по своему об'ему и несложным но своему содержанию, чтобы не усложнять усвоения учащимися учебника. Многие преподаватели превращают изучение истории СССР в 5 - 7-х классах на основе "Краткого курса истории СССР" под редакцией профессора Шестакова в подробный курс, аналогичный курсу истории СССР 8 - 9-х классов. Часто дополнения недоступны для учеников 5 - 7-х классов. Дополнения к учебнику должны быть невелики и сообщать материал, несколько детализирующий учебник. Рассказ учителя строится применительно к плану соответствующего параграфа учебника.

Выслушав рассказ учителя, ученик закрепляет его дома. Для этого ученик должен уметь работать с учебником. Поэтому учитель проводит ряд упражнений в классе, чтобы научить учащихся работать с учебником.

Первым упражнением в этом отношении является чтение вслух учебника в классе. Преподаватель предлагает учащимся раскрыть соответствующий параграф учебника, затем он вызывает одного из учеников, который читает учебник вслух. После этого содержание прочитанного отрывка усваивается и закрепляется путем пересказывания учениками прочитанного. Этот вид занятий требует много времени, поэтому, по-моему, применять его следует в крайней необходимости, а именно:

1) в 5-м классе в начале года, когда ученики еще не умеют самостоятельно заниматься с учебниками, и 2) когда встречается в учебнике трудный материал, требующий от учащихся большого напряжения (например § 3 учебника Шестакова) или содержащий обильный и трудно запоминаемый фактический материал (например § 4, где встречаются трудные географические названия и много незнакомых понятий).

Для того чтобы научить учеников сознательно воспринимать текст учебника, а не заучивать его (т. е. не зубрить его), очень полезно проделать упражнение, состоящее в том, чтобы

стр. 115

ученик разбил параграф учебника на ряд основных мыслей и дал каждой части параграфа определенное название. Составляя план параграфа учебника, ученик учится одновременно усваивать содержание учебника в последовательности развития главных мыслей. Эту работу надо первый раз проделать в классе и показать учащимся на примерах, как это надо делать. После такого упражнения в классе следует предложить учащимся составить такие планы самостоятельно дома.

После того как ученики научились составлять планы и усваивать содержание учебника сознательно по главным мыслям, можно прекратить упражнения и перейти к другим видам занятий. Составлять планы в дальнейшем следует лишь в случае сложного текста учебника (например § 19 учебника Шестакова "Первая крестьянская война в русском государстве").

Картины, помещенные в учебнике, - очень важный вид наглядных пособий, который должен быть использован полностью. Картины следует прорабатывать так: ученик по вызову преподавателя читает надпись под картиной и рассказывает содержание картины. Преподаватель предлагает дополнительные вопросы и с помощью желающих учеников раз'ясняет картину полностью. Картины в учебнике носят следующий, различный характер: описательно-бытовой (стр. 23), сюжетно-бытовой (стр. 35) и портрет (стр. 37).

Учитель должен наряду с историческими картами в учебнике использовать стенную историческую или физическую карту. Находя какую-либо границу или пункт на карте, необходимо тут же давать ориентировочные пункты.

Примеры ориентировочных пунктов: 1) город Москва на Москве-реке - там, где река меняет свое восточное направление на юговосточное. В этом месте река Москва подходит ближе всего к реке Клязьме, 2) Рязань - на среднем течении Оки, в самом южном изгибе этой реки, и т. д.

Иногда ориентировочные пункты трудно и даже невозможно указать, тогда преподаватель называет ориентировочный пункт приблизительно: к востоку или к югу от такого-то города и реки, и т. д.

Работа с учебником надому. Ученик дома должен приготовить урок, т. е. прочитать предложенные ему страницы учебника, связно, последовательно рассказать их содержание, ответить на вопросы, ему данные, составить план, выписать хронологические даты, имена, составить письменный план, выписать исторические термины в особый словарик.

Регулярное спрашивание учащихся по материалу учебника может производиться двояко.

I. Вопросы, предлагаемые учителем, требуют от ученика связного изложения материала учебника. Например при изучении § 12 "Монголы-завоеватели и татаро-монгольское иго" полезно предложить такие вопросы:

1) Расскажи о походах и завоеваниях Чингис-хана.

2) Расскажи о завоевании ханом Батыем русских княжеств.

3) Расскажи о татаро-монгольском иге, установившемся в русских княжествах после походов Батыя.

II. Другой тип вопросов - детальные вопросы. Примеры такого типа вопросов по тому же содержанию:

1) Где жили монголы до их об'единения Чингис-ханом?

2) Какие страны завоевал Чингисхан?

3) Когда, где и с каким исходом произошло сражение между войсками Чингис-хана и русскими князьями в союзе с половцами?

Первый тип вопросов развивает связную устную речь, поэтому такого рода вопросы должны чаще практиковаться; второй тип вопросов применяется в качестве дополнительного вопроса после ответа учеников на основной вопрос.

Применяя последовательно указанные приемы в занятиях учеников с учебником под редакцией профессора Шестакова, учитель добьется не только прочного усвоения материала учащимися, но и научит учащихся систематически, научно работать с книгой, что так важно для их подготовки в высшее учебное заведение.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/О-МЕТОДАХ-РАБОТЫ-С-УЧЕБНИКОМ-КРАТКИЙ-КУРС-ИСТОРИИ-СССР

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анна СергейчикContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sergeichik

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

М. ЗИНОВЬЕВ, О МЕТОДАХ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ "КРАТКИЙ КУРС ИСТОРИИ СССР" // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 26.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/О-МЕТОДАХ-РАБОТЫ-С-УЧЕБНИКОМ-КРАТКИЙ-КУРС-ИСТОРИИ-СССР (date of access: 30.09.2020).

Found source (search robot):


Publication author(s) - М. ЗИНОВЬЕВ:

М. ЗИНОВЬЕВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Russia
944 views rating
26.08.2015 (1862 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Новый социализм нужно строить, опираясь на новую теорию социализма. Новая теория социализма отказывается от диктатуры пролетариата, ибо практика развития старого социализма показала, что диктатура пролетариата не может быть не чем иным, как только диктатурой кучки коммунистических чиновников, или, как очень остроумно назвала её Роза Люксембург «диктатурой НАД пролетариатом». А появление у руля этой диктатуры таких предателей как Ельцин, неизбежно ведёт социализм к краху. Новый социализм, построенный на старой теории, ждёт такая же участь.
Малоизвестные страницы истории Великой Отечественной войны. Сейчас, когда открылись как отечественные, так и зарубежные архивы, стало возможным воссоздать картину одного из драматических эпизодов самого начального периода войны..... Западный фронт, бои в июне-июле 1941 года на втором стратегическом рубеже..... 22-ая армия под командованием генерал-полковника Ф.А. Ершакова..... Бои армии в Белоруссии на берегах реки Западная Двина на участке Дрисса - Дисна - Полоцк..... Начало широкого наступления немцев на восток было положено с маленького плацдарма в районе города Дисна
Catalog: История 
В статье рассматривается отражение образа Соловья-разбойника в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в связи с эпизодом свиста Бегемота и Коровьева при прощании героев с Москвой, а также связь образа Бегемота с образом Соловья-разбойника и героя древнеиндийского эпоса - Панду, а шире - связь русской литературы через "Закатный роман" Булгакова и поэму "Руслан и Людмила" А. С. Пушкина с древнеиндийскими произведениями: "Махабхаратой" и "Рамаяной".
Солнечная система является фрагментом распада нейтронного ядра нашей Галактики Млечный путь. Выброс нейтронного фрагмента Солнца из нейтронного ядра нашей Галактики произошёл приблизительно 10млр. лет назад. Всё это время нейтронный фрагмент перемещается по одному из спиральных рукавов нашей Галактики. Расширение происходит примерно по гиперболической траектории, которая вращается вокруг центра. Полный оборот вокруг центра нейтронного ядра Галактики, Солнце совершает примерно за 230млн.лет. Удаление от центра Галактики до Солнечной системы \simeq27700св. ле
Catalog: Физика 
18 days ago · From Владимир Груздов
Раскрытие тайны диалектики идеального и материального в реальном мире и в сознании человека
Catalog: Философия 
28 days ago · From Аркадий Гуртовцев
Энергия частицы является ключевым объяснением расширения Вселенной. В процессе расширения Вселенной участвуют пять частиц. Четыре массовые - нейтрон, протон, электрон и позитрон. Пятая частица условно без массовая - фотон. Позитрон и фотон не являются строительными кирпичиками материи Вселенной. Эти частицы выполняют вспомогательные функции в процессах преобразования материи и расширения Вселенной. Окружающий материальный мир организован из нейтронов, протонов и электронов. Сочетания, комбинации и перестановки этих трёх частиц, образуют окружающий нас мир
Catalog: Физика 
32 days ago · From Владимир Груздов
При любом взаимодействии масс, на любом уровне, создаются потенциалы взаимодействия в любых процессах расширения Вселенной. Этим определением рассмотрим вопросы, связанные с массой и энергией взаимодействующих объектов. Когда объекты (частицы, молекулы) потенциально взаимодействуют, они создают градиенты потенциального взаимодействия. Эти градиенты регулируют энергию и массу объектов и Вселенной в целом.
Catalog: Физика 
48 days ago · From Владимир Груздов
Жан Ланн
Catalog: История 
52 days ago · From Россия Онлайн
Кризис муниципальных финансов в России в 1917 г.
Catalog: Экономика 
52 days ago · From Россия Онлайн
Благотворительная деятельность предпринимателей Парамоновых на Дону. 1914-1915 гг.
Catalog: История 
52 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 
Наталья Свиридова·jpg·25.22 Kb·140 days ago

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
О МЕТОДАХ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ "КРАТКИЙ КУРС ИСТОРИИ СССР"
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2020, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones