Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-9080

Share with friends in SM

Нет сомнения в том, что само по себе "ничто" обозначает собой несуществование сущего. Этому нет возражения. Но отсюда же вытекает кажущаяся совместимость формальной отрицательности вообще и отрицательности самого понятия "ничто". В самом деле, если последнее дается через отрицание сущих качеств, то здесь уже подразумевается, что само "ничто" есть знак уничтожения, которое возможно только в акте субъективно мотивированного определения. Даже у Хайдеггера "бытие" и "ничто" были ближе к истине. Так, будучи погруженным во времени, "здесь бытие" по Хайдеггеру охвачено заботой, т. е. устремлено вперед. А это означает, и что "ничто" непрестанно проектирует свое "ничтожащее" существование. Несуразица в этой фразе возникает потому, что в контексте определения всегда присутствует существование как зримое, но ложное, качество, которое на протяжении всей истории метафизики позволяло на вербальном уровне легко описывать предполагаемые диалектические особенности "ничто".

Поскольку мы обречены "творить" мир, сущее на основе пустоты "ничто", нам необходимо определить, насколько само это понятие объективно отражает действительность. Речь идет о том, что понятие "ничто" принадлежит нам как предмет формальных рассуждений, как продукт человеческого воображения. Напротив, можно удивляться тому, как Гегель избегал представлять "ничто" как следствие формальной отрицательности, стремясь видеть в нем совершенно независимую от человека реальность. Вот почему, назвав понятия "бытие" и "ничто" "чистыми", Гегель тем самым стремился подать их как положительные фантомы, не нуждающиеся в человеческом представлении. И как следствие подобного очи-

стр. 119

щения, он придал этим понятиям статус понятийной дополнительности, но выразил это в форме замкнутого в себе противопоставления. Фактически Гегель отнял у человека возможность распоряжаться этими понятиями, спекулируя лишь верховенством титула абсолютной идеи. И чтобы придать "бытию" и "ничто" хотя бы минимальную зависимость от человеческого сознания, Гегель придал им отношения преодолевающей себя противоречивости, которая, вопреки самому же философу, завела метафизику начала в тупик узко субъективного вмешательства человека в сам процесс актуализации трансцендентного. Таким образом, ахиллесовой пятой человеческой системы как раз явилось неадекватное использование (в качестве элементарного фантома противоположности) категории бытия, которое в тандеме "бытие - ничто", строго говоря, не по адресу ставилось в качестве противоположности чистому "ничто". На самом деле, "бытие" оказалось не тем понятием, которое, якобы, объективно восполняет пустоту "ничто" в качестве противоположности.

Как видно из вышеизложенного, онтологическая спекуляция противопоставлением бытия и ничто существенно снижает уровень объективности их кажущейся противоречивости, сводя ее к не совсем внятному онтологизму в виде, по существу, формальной коллизии между существованием и несуществованием.

Таким образом, перед философией и главным образом перед метафизикой стоит задача предложить такую противоположность понятию "ничто", которая соответствовала бы истинному взаимоотношению основополагающих понятий.

В связи с тем, что наивное человеческое сознание стремится удовлетвориться формальной отрицательностью, становится необходимым как-то элиминировать последнюю как чисто субъективный актив в рамках метафизики начала. Вышеизложенное свидетельствует, что в самом начале сущего закладывалась неформальная стратегия повторения той конструирующей ситуации, которая должна постоянно удерживать Абсолютное в значении беспредметной трансцендентности. Именно в бесконечной преемственности актов снятия полноты начала Абсолютное тем самым продолжает оставаться идеально трансцендентным. За логической реконструкцией начала Абсолютное остается не как рядовая потусторонняя реальность, а таким, каким мы принимаем его в качестве главного определяющего фактора и изначального и постоянного "источника" поступательного становления его актуализации.

Являясь вершиной философского исследования диалектики

стр. 120

сущего, гегелевский анализ исходных понятий дошел до фундаментального открытия, которое на самом деле является не столько диалектическим, сколько откровением метафизики. Так, например, Гегель не без основания утверждал, что между отрицательностью и снятием есть существенные различия. При этом дается разъяснение: если сам акт отрицания есть по определению законченность действия, что равносильно тому, что сущее, бытие по неизвестной причине исчезает в пустоте, то снятие, наоборот, есть одновременно и утверждение. Это означает, что Гегель не без основания полагал, что снятие наиболее отчетливо видно на примере взаимоотношения "чистого бытия" и "чистого ничто", где в самом акте свершения их синтеза оно исчезает под знаком становления. Но, как видно, Гегель прошел мимо того, что становление в действительности не есть явление наличия бытия. Так, собственно, философ невольно остался на позиции предметной определенности сущего, что на уровне трансцендентного вообще не допустимо.

Итак, чем отличается снятие от отрицания на уровне трансцендентного? Что же предусматривается вместо предметности наличного бытия, которое как бы повисает в пустоте, не имея более адекватного, чем голое противопоставление, отношение конкретного и абстрактного определений? И оказалось, что вопреки субъективно установленной отрицательности каждого из фантомов (т. е. бытия и ничто) результатом снятия становится теперь не наличное бытие или, говоря более грубо, не предметная определенность сущего в становлении, а, напротив, неопределенность сложившейся полноты единства бытия и ничто, разумеется, если при этом опираться на эти условно основополагающие абстракции. Вероятно, поэтому оказалось, что триада бытие - ничто - становление есть самое зашоренное малоисследованное место в системе Гегеля. Ибо неясно, почему установленное философом единство "чистого бытия" и "чистого ничто" должно представлять собой устойчивую понятийную определенность, если в действительности именно сама неопределенность, напротив, есть их неотъемлемая сущность.

До сего времени смысл самого перехода от трансцендентной неопределенности к формальной определенности сущего в самом начале остается скрытым от нашего понимания. Это значит, само снятие в этом основополагающем акте в отличие от голого отрицания по своей сущности всегда остается постоянно не схватываемым действием. Именно в этом собственно и заключается смысл того, почему именно Абсолютное остается непостижимым в своей непроницаемой трансцендентности.

стр. 121

Конечно, все величие гегелевской системы основано на тяжелой "игре" с абстрактными категориями, где действующим фактором смены значений явилась неизбывная идеализация отрицательных понятий. Именно через спекуляцию последней система Гегеля, воплощенная в "Науке логики", оказалась столь малодоступной для некомпетентных, оставаясь, тем не менее, уникальным достижением человеческого глубокомыслия. Все то, что в поисках истины явилось словесным воплощением Абсолютной идеи, разумеется, не могло быть другим, поскольку при относительных недостатках используемого языка схватывание философского замысла невольно оставалось в тени.

Наша задача в плане метафизического решения проблемы первых оснований состоит в том, что назрела необходимость оторваться от неадекватных представлений о природе сущего. Следует отдать должное тому, что гегелевская концепция диалектического единства и разности бытия и ничто, несмотря на свой архаизм, наряду с наукоучением Фихте и философией тождества Шеллинга, явилась ключевым вступлением в метафизику начала. Актуальность ее очевидна, ибо на современном этапе человечеству, строго говоря, нельзя не знать, что представляет собой начало и какова судьба цивилизации при возрастающих трудностях существования. Какими должны быть предупредительные меры при наличии в обществе истребительных средств с их фатальной беспощадностью. Скажут ли эти средства что-либо от себя в защиту цивилизации, если истребительная идеология все больше и больше становится или уже стала ядром человеческих конфронтации и бескомпромиссным конфессиональным изуверством. Вот почему настал момент более детального анализа истинной сущности начала. К сожалению, вопреки благим ожиданиям, именно "бытие" и "ничто" как более доступные пониманию философские и теологические понятия невольно оказались втянутыми в круговорот метафизических исканий, в результате чего в систему актуализации Абсолютного проникли предметные представления, ложность которых очевидна. Оказалось, что в отношение между бытием и ничто был привнесен и формализм отрицательности, кстати, не давший Гегелю завершить метафизику "Абсолютной идеи".

Как установлено выше, существенная неувязка случилась с определением философского статуса категории "ничто", которую вопреки известной ее "абсолютности" все же нельзя назвать самодостаточной, одним словом, стало очевидным, что, "чистого ничто" как, впрочем, и "чистого бытия" нет в действительности. Более

стр. 122

того, сама чистота этих простейших наименований лишь подчеркивает формальную, по существу ложную, отрицательность этих понятий, делает их абстрактными в силу субъективности их происхождения. Особенно это касается истинного понимания "ничто", реальность пустоты которого образуется только при условии конкретно ориентированного значения. Но как быть с тем, что согласно Гегелю оно абстрактно? Короче говоря, его конкретность не дается через противопоставление бытию, а напротив, становится результатом бесконечного процесса, который, собственно, и творит пустоту "ничто". Это означает, что конкретность самого "ничто" достигается выполнением определенной функции, если можно так сказать, функции соблюдения неприкосновенности трансцендентного. Таким образом, конкретность пустоты "ничто" задействуется не иначе, как функцией опосредствования, выступает теперь в роли пустого множества, которое как раз и делает каждую особенность Абсолютного идеально трансцендентной. Или, что то же самое, каждая особенность становится трансцендентной теперь уже не как результат плоской отрицательности их субъективного полагания, а как результат объективно-спонтанного опосредствования. Это заслуживает повторения. Если строго, суть дела в том, что пустое множество становится конкретным лишь благодаря последовательному опосредствованию двух дополняющих друг друга особенностей Абсолютного. В ранее принятом смысле это равносильно тому, что каждая из особенностей последнего опосредствуется не так, как ложная данность формальной отрицательности, а как полнота в силу их взаимной дополнительности.

Из вышеизложенного следует, что особенности Абсолютного всегда должны представляться неполными (!), именно такими, которые, образно говоря, обречены стремлением к достижению полноты в их единстве. В гегелевской метафизике начала это означает то, что и стремление "чистого бытия" и "чистого ничто" к синтетическому единению в становлении якобы в силу кажущейся противоречивости отношения между ними. Далее происходит то, что образовавшаяся полнота единства особенностей вопреки гегелевской триаде переходит не в полноту становления, а подвергается последовательному распаду на две новые неполные особенности и так далее до бесконечности.

Этим самым подтверждается, что снятие указанной полноты вовсе не есть голое отрицание, о чем уже говорилось выше, а обозначается распадом образовавшейся фигуры единства, которая замещается бесконечной эстафетой все новой и новой неполноты

стр. 123

особенностей. Отсюда следует, что и снятие как неотрицательное действие в новом прочтении означает теперь не голое отрицание некоего предметного тождества, а промежуточное действие между тем, что дано, и тем, что требует продолжения, где, кстати, отсутствует "ничто" как устаревшая категория метафизики. Это означает, что воображаемого отрицания тождества на уровне формальных представлений быть не может, поскольку сама же действительность его (тождества) не "знает". Таким образом, актуализация подлинного трансцендентного в действительности есть бесконечный процесс, где нет отрицания предшествующего, а, напротив, есть воспроизводство положительной неполноты его в расширенном масштабе в качестве подтверждения того, что сам процесс актуализации происходит благодаря опосредствующей функции пустых множеств, которая осуществляется теперь совершенно независимо от воли субъекта. Иначе говоря, именно пустые множества берут на себя конкретную функцию полного исключения сползания самой идеи актуализации потустороннего на уровне, якобы, непосредственного соучастия в ней формально-познавательной активности субъекта. В итоге это значит, что полная деформализация трансцендентного есть главная причина актуализации того, под чем мы подразумеваем трансцендентность Абсолютного.

И наконец, становится ясным, почему концепция снятия, будучи частичным проникновением Гегеля в метафизику начала, вследствие чрезмерной идеализации отрицательности остановила философа на ступени диалектического анализа понятий, не дав ему возможности дойти до истинного понимания как самой природы начала, так и истинной сущности трансцендентного. По-видимому, это и явилось главной причиной глубокого расхождения Гегеля и Шеллинга по основной проблеме философии.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/О-НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ-КАТЕГОРИЙ-НИЧТО-И-БЫТИЕ-В-НОВОЙ-МЕТАФИЗИКЕ-НАЧАЛА

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Galina SivkoContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sivko

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. А. Галькевич, О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КАТЕГОРИЙ "НИЧТО" И "БЫТИЕ" В НОВОЙ МЕТАФИЗИКЕ НАЧАЛА // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/О-НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ-КАТЕГОРИЙ-НИЧТО-И-БЫТИЕ-В-НОВОЙ-МЕТАФИЗИКЕ-НАЧАЛА (date of access: 19.09.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - В. А. Галькевич:

В. А. Галькевич → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Galina Sivko
Краснодар, Russia
239 views rating
14.09.2015 (1466 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Преграды к созданью Единой Теории Поля и путь одоления их. Barriers to the creation of the Unified Field Theory and the path of overcoming them.
Catalog: Философия 
5 hours ago · From Олег Ермаков
ЯНТАРНЫЙ ПУТЬ
Catalog: География 
2 days ago · From Россия Онлайн
ПЕРВАЯ В РОССИИ КНИГА О ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XVIII ВЕКА
2 days ago · From Россия Онлайн
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БРУСИЛОВ
2 days ago · From Россия Онлайн
ЕГИПЕТ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
2 days ago · From Россия Онлайн
А. Т. БОЛОТОВ - УЧЕНЫЙ, ПИСАТЕЛЬ ЭНЦИКЛОПЕДИСТ
2 days ago · From Россия Онлайн
Несмотря на недолгое существование казино Crystal Casino на онлайн-рынке, сейчас оно является одним из самых развитых и уважаемых онлайн-казино. Это российское онлайн-казино предлагает несколько сотен различных игр, доступных на настольных компьютерах, а также на смартфонах и планшетах.
Catalog: Лайфстайл 
2 days ago · From Россия Онлайн
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
7 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
7 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КАТЕГОРИЙ "НИЧТО" И "БЫТИЕ" В НОВОЙ МЕТАФИЗИКЕ НАЧАЛА
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones