Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-7805

Share with friends in SM

(Из опыта работы с учащимися VII класса)

Задача преподавания Конституции СССР в школах заключается в том, чтобы учащихся путем увлекательного рассказа учителя ознакомить с основами нашего социалистического строя, раз'яснить им права и обязанности граждан Советской страны, воспитать в них беззаветную любовь и преданность нашей социалистической родине и научить их сознательно выполнять свои обязанности как будущих граждан СССР.

Задача преподавания Конституции СССР заключается в том, чтобы учащиеся осознали силу, могущество и величие нашей социалистической родины, защищающей дело всеобщего мира, дело социализма и демократии, воспитали любовь к своей родной стране и ненависть ко всем и всяким врагам ее.

Задача заключается и в том, чтобы учащиеся VII класса на ярком, образном материале поняли коренное, принципиальное отличие нашей страны социализма от стран капитализма. Этот материал должен показать наш рост, укрепление и улучшение жизни трудящихся в СССР и как резкий контраст нашей действительности - угнетение, обеднение, безработицу трудящихся и террор фашизма в капиталистических странах.

Ознакомление с Конституцией в прошлом учебном году в VII-X классах дало нам уже некоторый практический опыт в области методики преподавания ее. Этот опыт необходимо учесть, проанализировать, обобщить и лучшее из него сделать достоянием работников школы.

В нынешнем году Конституция СССР является самостоятельным предметом и проходится в течение всего учебного года. В процессе работы с учащимися мной собраны некоторые материалы по методике преподавания Конституции СССР. Правда, этот опыт еще очень небольшой. Но все же, ввиду отсутствия материалов в методической литературе по этому вопросу, мне хотелось бы поделиться им.

1

Нужно ли небольшое историческое вступление? Надо да познакомить учащихся с историей создания Конституции, с историей развития советской демократии и диктатуры рабочего класса?

Несмотря на то что в X классе в курсе истории СССР эти вопросы будут подробно изучаться учащимися, я считал, однако, целесообразным дать краткое историческое введение. Без такого введения, как мне кажется, многие вопросы Конституции будут непонятны для учащихся. Без такого введения невозможно будет оттенить особенности советского строя и его отличие от строя царской России. Без него нельзя будет дать учащимся яркую картину того, что завоевано трудящимися Страны советов и записано в Конституции СССР.

Такое историческое введение я проводил по следующему плану: Что представляла собой царская Россия? Кто управлял страной при царе, и кто стоял во главе правления? В чьих интересах правил царь? Кто стал руководить нашей страной после Октябрьской революции 1917 года? Что дала советская власть трудящимся после победы Великой Октябрьской социалистической революции? Что было записано в первой Конституции советского государства? Как и почему был создан СССР? Кто был инициатором создания СССР? Какие достижения имел СССР с 1922 года по 1936 год под руководством коммунистической партии?

Материалом для ответов на эти вопросы служили отрывки из художественных произведений М. Горького и

стр. 118

др. Зачитывали мы в классе материалы из выступлений В. И. Ленина, И. В. Сталина, М. И. Калинина и В. М. Молотова, а также из Конституции РСФСР и первой Конституции СССР.

Беседы были хорошо восприняты учащимися: они не только внимательно слушали, но и сами спрашивали дополнительно о многом.

2

При преподавании Конституции очень важно, чтобы изложение было ярко и образно, чтобы оно все глубже и глубже проникало в сознание учащихся и способствовало воспитанию их в ленинском, коммунистическом духе.

Поэтому вопрос о наглядности и яркости изложения является существеннейшим вопросом методики работы учителя.

Какие приемы целесообразно применять для этого?

Очень ценным приемом является применение контрастов при изложении отдельных вопросов Конституции. Материал для использования такого приема при изложении Конституции каждый учитель может найти в большом количестве. Особенно много такого материала можно взять из доклада товарища Сталина, выступлений В. М. Молотова, М. И. Калинина, а также из газет и журналов.

Приемом контрастов пользовались мы, например, при рассмотрении вопроса о сущности советского строя и его коренном отличии от капиталистического строя. В беседе, посвященной этому вопросу, мы рассмотрели с учащимися такие главнейшие вопросы: кому принадлежат фабрики, заводы и природные богатства у нас и у них? Кому принадлежит земля у нас и у них? В интересах кого организовано производство у нас и у них? Кто получает прибыли от фабрик, заводов, недр и земли у нас и у них? Как организовано хозяйство у нас и у них? Что служит хозяйственной основой нашего социалистического строя, и что является основой капиталистического строя?

Каждый из перечисленных выше вопросов иллюстрировался в процессе беседы соответствующими материалами, взятыми из периодической прессы. Кроме того в подтверждение отдельных положений зачитывались и соответствующие статьи Конституции СССР, а также отдельные места из доклада товарища Сталина на Чрезвычайном VIII с'езде советов. Так, были прочтены и раз'яснены следующие статьи Конституции СССР: 6, 4, 5, 11-я. Из доклада товарища Сталина зачитывали часть раздела V.

В результате нашей беседы в конце урока - мы составили и записали на классной доске табличку, материалом для нее мы взяли из доклада товарища Сталина на XVI с'езде ВКП(б) характеристику сущности советской, социалистической системы хозяйства и характеристику сущности капиталистической системы хозяйства. Табличку эту мы записали так:

СУЩНОСТЬ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ХОЗЯЙСТВА

СУЩНОСТЬ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ХОЗЯЙСТВА

"Советская система хозяйства означает, что:

"Капиталистическая система хозяйства означает, что:

1) власть класса капиталистов свергнута и заменена властью рабочего класса;

1) власть в стране принадлежит капиталистам;

2) орудия и средства производства, земля, фабрики, заводы и т. д. отобраны у капиталистов и переданы в собственность рабочего класса и трудящихся масс крестьянства;

2) орудия и средства производства сосредоточены в руках эксплоататоров;

3) развитие производства подчинено не принципу конкуренции и обеспечения капиталистической прибыли, а принципу планового руководства и систематического под'ема материального и культурного уровня трудящихся;

3) производство подчинено не принципу улучшения материального положения трудящихся масс, а принципу обеспечения высокой капиталистической прибыли;

стр. 119

4) распределение народного дохода происходит не в интересах обогащения эксплуататорских классов и их многочисленной паразитической челяди, а в интересах систематического повышения материального положения рабочих и крестьян и расширения социалистического производства в городе и деревне;

4) распределение народного дохода происходит не в интересах улучшения материального положения трудящихся, а в интересах обеспечения максимума прибылей эксплоататоров;

5) систематическое улучшение материального положения трудящихся и непрерывный рост их потребностей (покупательной способности), будучи постоянно растущим источником (расширения производства, гарантирует рабочий класс от кризисов перепроизводства, безработицы и ведет к дальнейшему улучшению материального и культурного положения рабочих и крестьян.

5) капиталистическая рационализация и быстрый рост производства, имеющие своей целью обеспечение высоких прибылей капиталистов, наталкиваются, как на преграду, на нищенское положение и снижение материальной обеспеченности миллионных масс трудящихся, не всегда имеющих возможность удовлетворить свои потребности даже в пределах крайнего минимума, что неизбежно создает почву для неминуемых кризисов перепроизводства, роста безработицы и т. д.

6) рабочий класс является хозяином страны, работающим не на капиталистов, а на свой собственный класс.

6) рабочий класс является классом эксплоатируемым, работающим не на себя, а на чужой класс, на класс эксплоататоров"1 .

Кроме этого к той же теме, "Общественный строй СССР", мы, уже пользуясь материалами Конституции СССР и материалами конституций капиталистических стран, составили вторую табличку по приведенному образцу. В этой табличке против соответствующей статьи нашей Конституции приводилась статья из конституции какой-либо капиталистической державы.

Прием контрастного представления особенностей нашего социалистического строя по сравнению со строем капиталистическим является очень показательным в методическом отношении. Таким путем учитель очень легко может показать ученикам и оттенить сущность и особенности нашего строя и нашей великой Конституции. Кроме того эти таблицы можно использовать и в дальнейшем как наглядное пособие, если их оформить ввиде больших стенных плакатов.

Указанный прием контрастного показа использовался и при рассмотрении таких вопросов, как избирательные права, по нашей Конституции. Здесь также нам легко удалось составить табличку, подобную описанной выше.

3

Еще перед началом занятий по ознакомлению с Конституцией СССР среди преподавателей поднят был вопрос о том, нужно ли учащимся иметь специальные тетрадки для записывания материалов по изучению Конституции. Многие склонялись к тому, что никаких тетрадок вести не надо, никаких записей делать не следует. По мнению товарищей, достаточно ознакомить с текстом Конституции и докладом товарища Сталина.

Такое мнение, конечно, ошибочно. Оно тем более неубедительно, что учащиеся не имеют до сих пор еще учебника по Конституции. Нельзя изучать Конституцию, не связывая ее с нашим строительством, с текущими политическими событиями как внутренней жизни СССР, так и нашим международным положением. Надо, чтобы Конституция в сознании учащихся была связана со всей нашей жизнью, а не представлялась только ввиде отдельных статей и глав. Надо, чтобы она учениками была глубоко осознана и усвоена как выражение жизни нашего великого Советского Союза, ибо она является итогом того, что уже завоевано, что уже осуществлено в нашей стране.

Поэтому необходимо при изучении Конституции учащимся вести записи в тетрадках.

Важно установить заранее, что должны записывать учащиеся в свои тетрадки. Если они будут туда записывать (даже под диктовку преподавателя) конспекты его рассказов, бесед и только, то от этого будет мало пользы. Такие конспекты, причем не-


1 И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 397 - 398. Партиздат. 1935.

стр. 120

сравненно хуже, изложат то, что кратко, точно, ясно и понятно записано в каждой статье Конституции СССР. Текст же Конституции учащиеся должны читать и изучать. Если в свей тетрадки учащиеся (под диктовку даже педагога) будут записывать конспект содержания доклада товарища Сталина на Чрезвычайном VIII всесоюзном с'езде советов, то и это нецелесообразно, потому что лучше, проще, понятнее и доступнее, чем это сказано в самом докладе, не изложишь. Учащиеся должны читать доклад товарища Сталина, его изучать и знать его содержание только по оригиналу.

Не пытаясь давать на этот вопрос исчерпывающий ответ, укажу лишь то, что записывали в тетрадки учащиеся. По нашим указаниям, ученики записывали прежде всего такие материалы, которых нет в тексте Конституции и в докладе товарища Сталина: они записывали в тетрадки материалы, которые наглядно представляют отдельные главы (например "Государственное устройство") или отдельные статьи Конституции, и др.

а) Выше было указано, какие таблички составляли мы по отдельным вопросам. Вот такие таблички сравнительного характера ученики заносили в свои тетрадки. Кроме того в тетрадках ученики чертили некоторые схемы. Так, нами были предварительно составлены, и затем ученики перечертили в тетрадки следующие схемы: 1) Схема государственного устройства СССР, 2) Высшие органы государственной власти СССР, 3) Высшие органы государственной власти УССР, 4) Органы государственного управления СССР, 5) Органы государственного управления УССР и 6) Местные органы государственной власти.

б) В тетрадки учащиеся подклеивали небольшие вырезки из газет, самостоятельно подобранные самими учащимися для иллюстрации того, что представляет собой власть в капиталистических странах и пользуются ли трудящиеся там на деле политическими свободами, которые декларированы в буржуазных конституциях.

в) В тетрадки были подклеены вырезанные из газет государственный герб СССР, а также государственные гербы отдельных союзных республик.

г) Когда ученики знакомились с правами граждан СССР, то в качестве дополнительных материалов они помещали в тетрадки небольшой иллюстративный материал к отдельным статьям Конституции. Сюда входили фото из газет или журналов, а также яркие цифровые показатели, например: количество учащихся до революции и теперь, положение женщины до революции и теперь, положение нерусских народностей до революции и теперь и др.

Должен оговориться, что цифровой материал мы брали в очень ограниченном количестве и причем только самый яркий и показательный, например материал из выступления Г. И. Петровского об Украине и др. Главное же внимание было обращено на яркий и по возможности художественный материал.

4

Каков должен быть характер занятий при ознакомлении и изучении Конституции СССР?

Некоторые преподаватели высказывали мнение о том, что уроки Конституции должны носить исключительно характер чтения на них текста Конституции и об'яснения его учащимся.

Я несогласен с таким мнением. В средней школе, как об этом ясно сказано в постановлении партии и правительства, основной формой организации учебных занятий должен быть урок. Это, следовательно, относится и к преподаванию Конституции в школе учащимся VII класса. Поэтому в процессе работы следует: а) строго спланировать уроки и их тематику, б) к каждому уроку тщательно подготовиться и подготовить необходимый материал, в) на уроке путем опрашивания учащихся вести систематический контроль, как они усвоили заданный материал, как выполнили домашнюю работу, и пр., г) систематически и последовательно излагать материал Конституции СССР учащимся, используя разные приемы, и д) закреплять ее в их сознании.

В отношении систематического изложения надо заметить, что основным

стр. 121

приемом изложения Конституции СССР следует считать рассказ и беседу. Рассказ в руках преподавателя служит средством систематически, последовательно и планомерно изложить тот или иной вопрос Конституции. Рассказ преподавателя должен кратко, ясно и четко раз'яснить учащимся самое основное и важнейшее из данного вопроса. Он поможет преподавателю ярко изобразить перед учащимися все величие нашей Конституции и нашей великой социалистической страны.

Как дополнение к рассказу преподавателя беседа со всем классом поможет раз'яснить учащимся трудные или непонятные им места, ответить на их вопросы, возникшие при изложении, и одновременно выяснить, как учащиеся понимают те или иные вопросы, как они умеют связать конкретные статьи Конституции с нашей действительностью, с нашими достижениями и успехами, с классовой борьбой против всех и всяких врагов народа. В процессе беседы учитель сможет глубже довести до сознания учащихся отдельные моменты и статьи Конституции, ближе подойти к учащимся и путем беседы воспитывать учащихся в духе коммунизма.

Таким образом, соединение рассказа и беседы, умелое чередование их в процессе работы и правильное методическое их построение дадут возможность учителю организовать работу на уроках преподавания Конституции так, чтобы хорошо выполнить ту задачу, которая стоит в этом деле перед школой и учителем.

Наглядных пособий для преподавания Конституции в школах еще не достаточно. А яркость преподавания зависит в значительной степени от наличия хорошо подобранных наглядных пособий.

Поэтому наряду с имеющимися пособиями в школах, наряду с использованием плакатов с отдельными статьями Конституции преподавателю надо уделить внимание и вопросу изготовления некоторых наглядных пособий силами учащихся. В процессе работы учащиеся могут изготовить стенные плакаты из газетных и журнальных материалов, иллюстрирующие отдельные статьи или главы Конституции. Мы изготовляли отдельные схемы (названные выше) и вывешивали их, а также изготовили альбом иллюстративных материалов к Конституции СССР.

Нынешний учебный год даст гораздо больше материала, и в результате работы за год многие вопросы будут освещены подробно и исчерпывающе.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/О-ПРЕПОДАВАНИИ-КОНСТИТУЦИИ-СССР-В-ШКОЛЕ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анна СергейчикContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sergeichik

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. КУЛИНИЧ, О ПРЕПОДАВАНИИ КОНСТИТУЦИИ СССР В ШКОЛЕ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 26.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/О-ПРЕПОДАВАНИИ-КОНСТИТУЦИИ-СССР-В-ШКОЛЕ (date of access: 27.09.2020).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. КУЛИНИЧ:

А. КУЛИНИЧ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Russia
2272 views rating
26.08.2015 (1859 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Новый социализм нужно строить, опираясь на новую теорию социализма. Новая теория социализма отказывается от диктатуры пролетариата, ибо практика развития старого социализма показала, что диктатура пролетариата не может быть не чем иным, как только диктатурой кучки коммунистических чиновников, или, как очень остроумно назвала её Роза Люксембург «диктатурой НАД пролетариатом». А появление у руля этой диктатуры таких предателей как Ельцин, неизбежно ведёт социализм к краху. Новый социализм, построенный на старой теории, ждёт такая же участь.
Малоизвестные страницы истории Великой Отечественной войны. Сейчас, когда открылись как отечественные, так и зарубежные архивы, стало возможным воссоздать картину одного из драматических эпизодов самого начального периода войны..... Западный фронт, бои в июне-июле 1941 года на втором стратегическом рубеже..... 22-ая армия под командованием генерал-полковника Ф.А. Ершакова..... Бои армии в Белоруссии на берегах реки Западная Двина на участке Дрисса - Дисна - Полоцк..... Начало широкого наступления немцев на восток было положено с маленького плацдарма в районе города Дисна
Catalog: История 
В статье рассматривается отражение образа Соловья-разбойника в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в связи с эпизодом свиста Бегемота и Коровьева при прощании героев с Москвой, а также связь образа Бегемота с образом Соловья-разбойника и героя древнеиндийского эпоса - Панду, а шире - связь русской литературы через "Закатный роман" Булгакова и поэму "Руслан и Людмила" А. С. Пушкина с древнеиндийскими произведениями: "Махабхаратой" и "Рамаяной".
Солнечная система является фрагментом распада нейтронного ядра нашей Галактики Млечный путь. Выброс нейтронного фрагмента Солнца из нейтронного ядра нашей Галактики произошёл приблизительно 10млр. лет назад. Всё это время нейтронный фрагмент перемещается по одному из спиральных рукавов нашей Галактики. Расширение происходит примерно по гиперболической траектории, которая вращается вокруг центра. Полный оборот вокруг центра нейтронного ядра Галактики, Солнце совершает примерно за 230млн.лет. Удаление от центра Галактики до Солнечной системы \simeq27700св. ле
Catalog: Физика 
15 days ago · From Владимир Груздов
Раскрытие тайны диалектики идеального и материального в реальном мире и в сознании человека
Catalog: Философия 
25 days ago · From Аркадий Гуртовцев
Энергия частицы является ключевым объяснением расширения Вселенной. В процессе расширения Вселенной участвуют пять частиц. Четыре массовые - нейтрон, протон, электрон и позитрон. Пятая частица условно без массовая - фотон. Позитрон и фотон не являются строительными кирпичиками материи Вселенной. Эти частицы выполняют вспомогательные функции в процессах преобразования материи и расширения Вселенной. Окружающий материальный мир организован из нейтронов, протонов и электронов. Сочетания, комбинации и перестановки этих трёх частиц, образуют окружающий нас мир
Catalog: Физика 
29 days ago · From Владимир Груздов
При любом взаимодействии масс, на любом уровне, создаются потенциалы взаимодействия в любых процессах расширения Вселенной. Этим определением рассмотрим вопросы, связанные с массой и энергией взаимодействующих объектов. Когда объекты (частицы, молекулы) потенциально взаимодействуют, они создают градиенты потенциального взаимодействия. Эти градиенты регулируют энергию и массу объектов и Вселенной в целом.
Catalog: Физика 
45 days ago · From Владимир Груздов
Жан Ланн
Catalog: История 
49 days ago · From Россия Онлайн
Кризис муниципальных финансов в России в 1917 г.
Catalog: Экономика 
49 days ago · From Россия Онлайн
Благотворительная деятельность предпринимателей Парамоновых на Дону. 1914-1915 гг.
Catalog: История 
49 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 
Наталья Свиридова·jpg·25.22 Kb·136 days ago

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
О ПРЕПОДАВАНИИ КОНСТИТУЦИИ СССР В ШКОЛЕ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2020, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones