Призыв А. М. Горького и постановление ЦК ВКП(б) о создании истории фабрик и заводов вызвали живой отклик на сотнях фабрик и заводов нашей страны. Пишут свою историю 13 заводов металлургии, 13 предприятий транспорта, 11 заводов по электро- и радиопромышленности, 5 электростанций, 4 шахты, 2 нефтепромысла, 10 предприятий текстильной промышленности, 3 - швейной промышленности, 2 - обувной и кожевенной промышленности и ряд предприятий нефтяной, химико-резиновой, золотодобывающей промышленности.
Главная редакция "Истории заводов" выделила 40 предприятий, история которых должна быть написана в первую очередь. Эти 40 предприятий представляют важнейшие отрасли нашей промышленности и выражают основные этапы истории промышленности и рабочего класса. Здесь перед нами и один из старейших заводов страны, бывший казенный Ижорский завод, и рядом с ним первенец пятилетки - Сталинградский тракторный. Здесь Автозавод им. Сталина (бывший АМО) и основанная в XVIII в. пивоваром Прохоровым Трехгорная мануфактура.
Эти предприятия собрали исчерпывающий материал (архивные документы, воспоминания, литература). Некоторые из них закончили первые части своих книг, другие обсуждают написанные главы. Однако некоторые из предприятий бездействуют. В прорывном положении находится работа по истории Коломенского завода, Ростовских железнодорожных мастерских им. Ленина, Большой Иваново-Вознесенской мануфактуры. Это обусловлено в первую очередь недостаточным вниманием к этой работе местных партийных организаций и местных отделений Союза писателей.
Заводский коллектив участвует в написании истории завода, сообщая авторам книги свои автобиографии, воспоминания, ведя дневники, беседуя с писателями, историками, обсуждая и редактируя написанные части книг и рукописи в целом.
Рабочие Надеждинского завода, приступая к собиранию материалов для написания истории, обратились с письмом к А. М. Горькому: "Сегодня на Надеждинском заводе 100 старейших рабочих собрались на семейный вечер в связи с работой по составлению истории нашего завода. Наш общий возраст - 5237 лет. Общий производственный стаж - 3117 лет. Самому старшему из нас - 80 лет. Многие из нас пришли сюда, на Северный Урал, в конце прошлого столетия, когда на месте завода были леса и болота. Тысячи людей жили в землянках, тысячи людей вымирали от цынги, различных эпидемий, недоедания и т. д. Большую часть жизни они прожили в обстановке капиталистического удушения, угнетения, унижения человеческого достоинства, чудовищной эксплоатации. Многие из нас дрались с винтовками в руках на полях революционных битв. Мы помним наших павших в борьбе товарищей, замученных в царских и колчаковских застенках. Мы рады, что многие из числа нас, собравшихся на сегодняшний вечер, продолжают трудиться на заводе, на ответственных постах у домен, мартенов, станков, когда эти агрегаты работают на социализм, ради нового, счастливого будущего человечества... Сейчас мы работаем над составлением истории нашего завода. Пусть новое поколение рабочего класса знает, как рос и креп рабочий класс, как росла большевистская партия, как сломлен был капитализм".
Для популяризации задач "Истории заводов" использовались исторические юбилеи предприятий. Например исполняется 20 лет со дня объявления грандиозной стачки на заводе б. Леснера - им. К. Маркса - в Ленинграде. Стачка продолжалась 103 дня. Она была вызвана самоубийством молодого рабочего, затравленного мастером. Рабочие потребовали убрать мастера, и стачка продолжалась до тех пор, пока мастер не ушел с завода.
Редакционный совет "Истории заводов" в связи с 20-летием этой стачки органи-
Из доклада Вс. Иванова на пленуме правления Союза советских писателей 6 марта 1935 г.
зовал специальные занятия по сети политучебы, провел занятия по цехам, установил мемориальную доску, организовал выставку. В результате весь коллектив рабочих завода им. Карла Маркса узнал о героической борьбе рабочих бывшего Леснеровского завода и о важнейшем эпизоде его истории.
На Автозаводе им. Сталина собран ряд документов, характеризующих - состояние завода при Рябушинском; Документы эти были использованы для ответа Рябушинскому, утверждавшему, будто большевикам, создавшим автозавод, ничего не пришлось строить, потому что завод был якобы выстроен им самим. Рабочие завода на основании этих документов доказали, что Рябушинским были выстроены только корпуса, неприспособленные для автостроения.
Авторы истории автозавода нашли в партархиве ряд документов о троцкистских выступлениях на заводе в 1925 г. Некоторые из троцкистов потом вернулись в партию обманным путем и продолжали свое контрреволюционное дело. "История заводов" помогла разоблачить их.
К достижениям "Истории заводов" нужно отнести "Люди Сталинградского тракторного", "Беломорстрой" и замечательную во всех отношениях книгу "Были горы Высокой". Громадным достижением "Истории заводов" является большой архивный материал, собранный ее работниками, а также организация человеческих массивов на предприятиях и стройках, которые в любой момент могут помочь как отдельному автору, так и целым коллективам, желающим писать историю.
Товарищ Сталин указал на большое значение хронологии для конкретной истории. Это указание тем более важно для наших авторов, которые очень часто произвольно переставляют события. Но, заботясь об исторической конкретности и хронологической последовательности, не следует ни на минуту упускать в своих работах постановки принципиальных проблем, необходимых политических выводов и обобщений. Надо с особой силой отметить, что у авторов "Истории заводов" конкретность порой превращается в малоосмысленный набор фактов без обобщения. Иногда необходимые обобщения даются оторванно от конкретных фактов.
Нетворческое использование конкретных фактов истории приводит порою к тому, что книга превращается в сборник архивных документов, тогда как архивные документы должны служить не только источником, из которого можно черпать сведения об эпохе, но и средством художественной композиции. В "Истории Ижорского завода", написанной С. Завьяловым, автор пользуется документами не только как материалом для цитат; он охарактеризует ими эпоху и людей. У Завьялова отношение к документальному материалу критическое. Приведенные документы художественно комментированы, и притом так, что документ правящих классов в сопоставлении с подлинным актом превращается в превосходное средство разоблачения классовой лжи. Стилизацией отдельных оборотов речи, присущих документам эпохи, цитированием отрывков из них в тексте автор удачно пользуется для характеристики отдельных людей и колорита эпохи.
В поисках идейно-художественного композиционного осмысливания документа писателям и историкам надо работать сообща. Необходимо добиться, чтобы документ являлся не цитатой, а элементом, создающим образ. Многому поучают писателей и историков книги, созданные массами, как например "Были горы Высокой". Создание научно-художественной истории, разработка ее проблем перерастают в проблемы общей, коллективной работы, результаты которой так благотворно сказались при создании "Беломорстроя", "Книги о челюскинцах", "Сталинградского тракторного завода" и т. д.
Приведу еще один очень яркий пример успеха коллективной работы. В конце сентября 1932 г. слет рабкоров и старых кадровиков Высокогорского железного рудника (Н. Тагил) решил написать историю своего рудника. Слет утвердил состав редакционной комиссии и начертил приблизительный план работ. Стали собирать материал. В мае 1933 г. устроили месячник горняцких воспоминаний. Месячник открыли массовой горняцкой маевкой и закончили слетом горняков-писателей и горняков-рассказчиков. Провели 12 собеседований стариков с молодежью, премировали лучших авторов.
Воспоминания эти должны были иллюстрировать научную историю рудника. Но воспоминания оказались написанными так хорошо, что их решили издать отдельной книгой. Естественно, что план отдельной книги потребовал привлечения новых сил и материалов. Литературный кружок рудника расширил свою работу. Объявили второй конкурс на лучшего автора воспоминаний. Премия-экскурсия в Москву для передачи рукописи А. М. Горькому, потому что сентябрьский слет 1932 г. был посвящен его юбилею.
Цехи рудника соревновались за представительство в этой делегации. Треугольник рудника и редакция книги объявили смотр цехов рудника, чтобы цехи лучше выполнили годовую программу добычи руды, чтобы ускорили работу по написанию книги. В цехах читались, обсуждались и утверждались главы книги. Главы эти иногда рождались вместе с событиями, происходившими в то время на руднике.
Например, когда окончилась чистка парторганизации, книга дополнилась главой "Чистка".
Рабочие Высокогорского железного рудника выполнили программу 1933 г. Мало того: в результате отличной работы Высокогорский железный рудник занесен на всеуральскую красную доску. Закончена также книга "Были горы Высокой", где в воспоминаниях горняков освещены основные моменты истории рудника за последние 50 лет.
В ночь на 1 января 1934 г. собрались авторы книги "Были горы Высокой", чтобы обсудить свою рукопись. Здесь были: кучер и директор рудника; машинист экскаватора и секретарь парткома; ломщик руды и машинистка; геолог-разведчик и домашняя работница; партработник и забойщик; машинист паровоза и заместитель главного инженера рудника; бригадир в хозяйственном цехе и работница яслей; сторож склада и журналист; руководитель литературного кружка; всего авторов было свыше 100 человек. Слет авторов утвердил рукопись.
Авторы послали телеграмму А. М. Горькому о том, что они выполнили свои обязательства и что они выбрали делегацию, состоящую из лучших авторов рукописи "Были горы Высокой" для поездки на всесоюзный слет литературных ударников горнорудной промышленности, созванный ЦК Союза.
30 января 1934 г. делегация высокогорских рабочих-авторов посетила А. М. Горького и передала ему рукопись. Сейчас книга "Были горы Высокой" лежит перед нами.
"Были горы Высокой" дают большую и жизнерадостную повесть о том, как жил, воспитывался и боролся уральский рабочий - от крепостных времен до второй пятилетки. Прежде всего эта книга является великолепным и отчетливым свидетельством колоссальнейшего культурного роста масс Советского союза. Вчерашние гонщики, ломщики, грузчики, запальщики, забойщики, в большинстве своем еще недавно неграмотные, сегодня множеством голосов рассказывают нам о замечательной истории рудника.
Так, не отходя от своего труда, от своих политических обязанностей, рабочие создали удивительную книгу, в последней части которой показаны рождение и рост социалистического предприятия, превращение рудника в передовое механизированное предприятие с новой социалистической организацией труда, с новым, чудесным отношением к труду, с людьми, которые быстро перевоспитываются и быстро растут.
На четырех страницах Мария Ерофеевна Пылаева рассказывает о том, как она служила у барина Квятковского и как прочла случайно книгу "про все несправедливости, что я испытала: там и про церковь, и про царя, и про богачей. Так мне все это в душу пало. Злость во мне была. Попало мне в голову, что я всю жизнь под нажимом жила. Начиталась я до самых потемок. Три дня кряду читала. Читала я в книжке и про исповедь, как попы все вызнают, если важное что, и полиции доносят. Решила - не пойду больше на исповедь". Рассказ Пылаевой, по-моему, прекрасен. Этот рассказ, несомненно, войдет во все хрестоматии нашей литературы. Он явится вкладом и в классический фонд литературы, так же как и рассказ Григория Быкова о том, как его из хулигана переделали в газетного работника.
Восстановительный и реконструктивный периоды рудника показаны превосходно. Здесь, наряду с ростом предприятия, с появлением новых машин и новых способов работы, очень ярко показано перевоспитание людей. Вот вам несколько строк из воспоминаний Горностаева о восстановительном периоде: "Я, когда в рудком заступил, так у меня волосы на голове целы были, а через два года вылезли. Голова стала греться, и волосы полезли, хватишь - волосок ползет. От напряжения от сильного - был я малограмотный, самоучка, а тут митинги эти вокруг, делегации разные приезжают. Раз, помню, приветствовал чехословацкую рабочую делегацию. Выдвигают меня ребята: "Айда, скажи чего-нибудь", а ведь меня не выучил никто - выворачивайся, как хочешь. Приходилось все в себе находить. Вот в чем трудность".
Книга "Были горы Высокой" заставляет нас думать и заботиться о судьбах советского исторического романа, который также необходим в деле "Истории заводов".
В поисках путей исторического романа, включающего в себя темы "Истории заводов", мне хочется остановиться на примере двух рукописей: романа А. Яковлева "Красное Сормово" и хроники Вячеслава Ковалевского "У трех гор". К сожалению, эти произведения еще не закончены. Однако и по началу видно, что они будут весьма интересным явлением нашей литературы. Хроника "У трех гор" написана по материалам истории Трехгорной мануфактуры. Автор говорит в предисловии: "Выбранный мной жанр (не без влияния того обстоятельства, что научная история Трехгорки уже написана) не помешает давать даже статистические сведения (если это будет нужно), не насилуя художественного приема".
Автору "У трех гор" удалось дать развитие дореволюционной полукустарной мануфактуры. Отношения между помещиком и крепостными показаны автором на живых примерах. Автор уделяет много внимания описанию производственного процесса, полукустарного с применением мускульной силы рабочего вместо механического двигателя, вдобавок связанного с секретами средневекового мастер-
ства. Образы Прохорова и Резанова, владельцев красильного заведения, рабочих Калымажкина, деда Анания, Васьки показаны, по-моему, отлично. Несмотря на то, что автор ввел много трудовых процессов, действие не ослабевает. На всем протяжении повествования чувствуется хорошо изученный, творчески проработанный материал. Правда, мужики, как это часто случается у писателей, говорят пословицами и, как в тысячах предыдущих романов, "пощипывают бороду", но и это - мелкие недостатки.
А. Яковлевым отлично описан капиталист Бенардаки, хотя он временами и рассуждает чересчур по-современному, в особенности о Гоголе, оценка которого как гениального писателя более свойственна нашей эпохе, чем его современникам.
Удача Яковлева и Ковалевского обусловлена тем, что они подошли к материалу и как художники и как историки. Чтобы дать картину Нижнего Сормова, Приволжья 40-х годов XIX в., чтобы показать труд бурлаков, вытесняемых пароходом, чтобы нарисовать сдвиги в десятилетие, предшествовавшее реформе, писатель А. Яковлев должен был стать историком, ни разу не употребившим термина "промышленная революция". Автор подвел, однако, читателя к этому явлению на примере Сормовского завода. Как историк должен был изучить эпоху и Ковалевский, чтобы показать приемы найма рабочих, первые рабочие кадры, технику Прохоровки.
Работа над документом - дело весьма трудное, ответственное и требующее часто ломки традиций писательской работы.
Иногда случается так, что историки или писатели поднимают большой архивный материал, но оказываются бессильными противостоять его "напору"; они загромождают рукописи цитатами из документов, не пытаясь творчески претворить их или подчинить своим художественным заданиям.
В истории заводов нужно показать во весь рост героических руководителей страны, руководителей великого социалистического строительства. Завод и его герои должны быть показаны в свете руководства партии и вождей.
Многим заводам лично товарищем Сталиным давались указания величайшей важности. О многих заводах выносились важнейшие постановления ЦК ВКП(б). Из этих постановлений следовали определенные выводы для всей нашей промышленности.
Правдивый большевистский показ социалистического завода мы сможем осуществить только при подлинном глубоком знании истории, при изучении опыта предприятия в связи с историей страны.
У нас пока ни одним автором не исследован материал, который характеризовал бы на примере завода конкретное ленинское руководство ЦК партии предприятием. Материал, однако, для этого имеется огромный.
"История заводов" собрала большой, глубокий и содержательный материал-Дело за писателями, которые обязаны его осветить и переработать. На этой основе необходимо создать полноценные художественные произведения, пролагающие новые пути в науке и искусстве.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Libmonster Russia ® All rights reserved.
2014-2024, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Russia |