1
Выход в свет учебников по истории СССР является событием в жизни школы, в преподавании гражданской истории. Отсутствие учебника вынуждало учащихся вести записи, которые, конечно, не могли охватить всего курса и содержали к тому же множество ошибок, и смысловых и орфографических (записи, как правило, не проверялись). Отсутствие учебника вызывало также разнобой в определении обязательного для учеников об'ема исторических знаний. Издание учебников кладет конец этому, так как учебник точно определяет обязательный для всех учащихся об'ем исторических знаний, находящийся в полном соответствии с программой.
Основная методическая задача, стоящая теперь перед преподавателем истории, - найти наиболее действенные методы работы учащихся с учебником как в классе, так и дома.
Как уже неоднократно отмечалось, залогом успешной "работы преподавателя является углубленное изучение им самим материала учебника, а также произведений классиков марксизма-ленинизма и литературы по истории СССР учебника по истории СССР для вузов, монографий по отдельным вопросам истории СССР, а также текущей исторической литературы.
Что касается работы преподавателя непосредственно над учебником, то нам кажется наиболее целесообразной следующая система. Сначала прочитать подряд весь учебник полностью, чтобы получить ясное представление об особенностях построения и изложения всего учебника. Затем, во время вторичного, углубленного чтения составить конспект, а также подробный план содержания учебника. Это понадобится при составлении рассказа для класса. Конспект выписывается на левой половине страницы, с тем, чтобы правую использовать для добавлений, выписок из документов и т. п. При таком способе записей чрезвычайно удобно готовиться к уроку, так как ясно видно, что дано в учебнике и что нужно добавить, чтобы сделать более ясным и конкретным материал учебника.
Составив конспект, можно приступить к изучению соответствующих произведений классиков марксизма-ленинизма. Так, для того чтобы понять процесс разложения крестьянства еще во времена крепостного права и выделения из его среды классов буржуазного общества, необходимо изучить ряд работ Ленина,. В своей самой ранней работе (1893 год) - "По поводу так называемого вопроса о рынках" (Партиздат. 1938. В Сочинения Ленина работа эта не вошла, так как она найдена только в 1937 году) - Ленин ярко и наглядно показал процесс расслоения крестьянства. Эта работа является введением к изучению истории расслоения русской деревни, изложенной в развернутом виде в классической книге Ленина "Развитие капитализма в России". Изучив соответствующие разделы книги Ленина, преподаватель гораздо более четко представит себе тот процесс, который сжато изложен в главах VI и VIII учебника,.
Очень интересно, например, рассказывая о возникновении капиталистических фабрик, познакомить учащихся на основании материалов книги Ленина (т. III, стр. 424) с историей богатства Саввы Морозова, родоначальника владельцев крупнейших до революции текстильных предприятий.
Конкретный материал по истории отдельных предприятий можно найти в специальных монографиях. При этом надо стремиться к тому, чтобы подобрать материал по истории той фабрики, которая находится поблизости от школы. В деревенской школе можно подобрать интересный материал по истории ближайшего крупного помещичьего именья и на его примере показать кризис крепостнического хозяйства во второй четверти XIX века. Полезно также собрать сведения о представителях буржуазии, вышедших из крестьян данной деревни или села. Такой местный материал, увязанный с общим изложением исторического процесса раз-
стр. 112
ложения крепостнического хозяйства и зарождения капитализма, чрезвычайно поможет ученикам конкретизировать весь ход истории нашей страны.
Так, излагая те исторические события, которые освещены в учебнике, преподаватель привлекает дополнительный материал, чтобы сделать основные положения учебника еще более конкретными и ясными для учащихся. Рассказ учителя и материал учебника, таким образом, составляют единое целое.
2
Переходим к методике работы учеников над учебником. При конкретном решении этого вопроса в текущем учебном году следует помнить, что ученики нынешнего IX класса всего только один раз работали с учебником по истории, три года тому назад, когда они в VI классе изучали элементарный курс истории СССР по учебнику под редакцией проф. А. Б. Шестакова. Поэтому преподавателю IX класса в этом году нужно научить учащихся работать над учебником истории.
На первых уроках по истории СССР в IX классе учитель знакомит учащихся с построением и содержанием учебника, а также с методикой работы над ним. Преподаватель указывает, что содержание учебника делится на периоды, причем в основу этого деления положена смена определенных общественных укладов. Первая часть - "Российская дворянская империя XVIII века" - охватывает время наивысшего расцвета крепостнического хозяйства. Вторая часть - "Разложение крепостничества и зарождение капитализма" (первая половина XIX века) - освещает период, когда крепостное, подневольное хозяйство оказалось несостоятельным и экономически и политически (разгром царизма в Крымской войне) и когда в недрах старого хозяйства развивалось новое, капиталистическое. Третья часть - "Развитие капитализма в царской России" - описывает утверждение в России нового общественного строя, капиталистического, и начало борьбы российского пролетариата против царизма и капитализма.
Материал каждого параграфа охватывает примерно содержание одного урока. Учитель указывает на строгую историко-хронологическую последовательность изложения, отмечает обилие исторических карт в учебнике, иллюстраций и диаграмм, которые органически слиты с текстом и составляют с ним единое целое. Нужно раз'яснить также, что мелким шрифтом в учебнике напечатан необязательный материал, с которым однако полезно ознакомиться.
Ознакомив учащихся с учебником, преподаватель переходит к изложению первой темы - "Русское государство в конце XVII века", - указав, что рассказ его делится на разделы соответственно названиям "боковушек" данного параграфа.
Закончив свой рассказ, который займет примерно 12 - 15 минут, учитель об'ясняет учащимся, как нужно работать с учебником.
Нельзя считать урок выученным, прочитав один раз соответствующие страницы учебника. Читать заданный текст нужно не меньше 3 - 4 раз, причем первый раз прочитать учебник следует в тот день, когда был прослушан рассказ учителя. Тогда, по свежей памяти, усвоение будет происходить гораздо лучше; вспоминая те пункты, которые преподаватель выделял в своем рассказе, учащийся уже во время первого чтения может сделать предварительную наметку плана заданного урока.
При наличии учебника ученики старших классов уже сами под руководством учителя могут составлять план рассказа по пройденному материалу. Поэтому на первых уроках необходимо ознакомить учеников с методикой составления плана. Сделать это можно таким образом. После рассказа на тему "Русское государство в конце XVII века" учитель предлагает ученикам вписать в специальную тетрадь заглавие всего курса: "История СССР (XVIII - XIX века)"; на следующей строке пишется заглавие раздела: "Российская дворянская империя XVIII века"; еще ниже, с новой строки, - заглавие главы: "Образование Российской империи". И, наконец, также с новой строки - тема урока: "Русское государство в конце XVII века". Затем пишется первый пункт плана, которым служит заглавие "боковушки": 1. "Отсталость русского государства". После этого преподаватель вызывает кого-нибудь из учеников и предлагает ему прочесть первый абзац и постараться затем выразить мысль этого абзаца в одной небольшой фразе. Если допущена неправильная формулировка, то преподаватель её выправляет, предварительно предложив это сделать самим учащимся. Таким образом сами ученики составляют подробный план. В результате работы в классе план получит такой примерно вид:
1. Отсталость русского государства: экономическая, военная, политическая, культурная. Отсталость - угроза независимому существованию русского народа.
2. Царь Федор Алексеевич ( 1676 - 1682 годы). Попытки реформ. Уничтожение местничества (1682 год). Основание Славяно-греко-латинской академии.
стр. 113
В дальнейшем ученик составляет такой план дома, самостоятельно, прочитав 2 - 3 раза заданный материал учебника. Так как после составления плана одного урока не все ученики усвоят методику этой работы, то рекомендуется на следующем уроке составить вместе с учениками план второго урока, на тему "Правление Софьи":
1. Восстание в Москве в 1682 году. Борьба за престол после смерти Федора Алексеевича. Недовольство стрельцов. Восстание 1682 года. Свержение Нарышкиных. Разгром Холопьего приказа.
2. Царевна Софья. Планы реформ. Уступка Польшей Киева (1686 год). Участие России в коалиции против Турции. Два крымских похода и их неудача.
3. Юность Петра. Потешные. Борьба Софьи против Петра и ее поражение.
Во время рассказа об этих событиях учитель предлагает ученикам раскрыть на стр. 270 родословную таблицу дома Романовых, по которой видны родственные отношения между детьми Алексея Михайловича: Софья, Федор и Иван были детьми от первого брака, а Петр был младшим сыном от второго брака. При рассказе о крымских походах предлагается следить по карте в учебнике (стр. 16, вклейка) за теми пунктами, которые преподаватель указывает на настенной карте, в частности следует запомнить Перекоп.
После составления двух таких планов в классе эта работа становится обязательной домашней работой учащихся. От учителя требуется систематическая проверка планов, составленных учениками. В течение первого месяца необходимо проводить проверку планов у всех учеников еженедельно, а затем не реже одного - двух раз в месяц. Вызывая ученика для ответа, учитель одновременно бегло проверяет тетрадь с планами.
Можно привести пример еще одного плана, по более сложной теме - "Социально- экономическое положение России и экономическая политика Петра I" (§ 7):
1. Развитие мануфактурного производства. Экономическая политика Петра I - "попытка выскочить из рамок отсталости" (Сталин). Рост мануфактуры. Посессионные крестьяне. Положение рабочих. Успехи промышленности.
2. Меркантилизм. Поощрение вывоза, сырья заграницу. Ввоз готовых продуктов. Накопление средств путем превышения вывоза над ввозом.
3. Подушная подать. Введение подушной подати и ее размеры. Перепись крепостного населения ("ревизии").
4. Крестьяне. Превращение холопов и вольных людей в крепостных. Государственные крестьяне.
5. Положение городов, купечество. Городская реформа. Два разряда горожан: "регулярные" (две гильдии) и "подлые". Органы городского управления. Покровительство Петра I купечеству.
6. Дворяне. Превращение вотчин и поместий в имения. Указ об единонаследии. Пожизненная государственная служба дворянства.
3
При работе над учебником следует обращать особое внимание на разбор исторических явлений и их обобщение, а также на выводы в конце главы. Эти обобщения, и выводы в учебнике во многих местах даны подлинными словами Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. Зачитывая их в классе, учитель подчеркивает, что эти высказывания являются замечательным образцом разбора и обобщения исторических явлений. Так, слова Маркса (стр. 21 - 23) об "абсолютной необходимости" для нормального развития русского народа добиться выхода к морю дают возможность ученикам понять правильное направление всей внешней политики Петра I и ее прогрессивность. Приведенные на стр. 36 высказывания Ленина и Сталина об исторически прогрессивном значении деятельности Петра I освещают всю петровскую эпоху и показывают ее ярко выраженный классовый характер. Эти руководящие высказывания классиков марксизма-ленинизма обязательно зачитываются преподавателем во время рассказа в классе, так как они дают учащимся верное руководство для марксистского понимания истории СССР.
Начиная с 3-й части курса можно давать ученикам отдельные небольшие произведения Ленина и Сталина. Так, при изучении отмены крепостного права можно прочитать в классе работу Ленина "Пятидесятилетие падения крепостного права" (т. XV, стр. 108 - 110) и показать, как надо конспектировать произведения классиков марксизма-ленинизма. При изучении положения крестьян в конце XIX века (стр. 250 учебника, § 57 - "Под'ем промышленного капитализма") можно дать ученикам для самостоятельного домашнего изучения статью Ленина "Крупное помещичье и мелкое крестьянское землевладение в России" (т. XXX, стр. 203 - 204).
Очень важно также научить учащихся использовать при работе над учебником не только текст, но и карты и иллюстрации.
стр. 114
Нужно приучить учащихся всегда обращаться к карте во время рассказа и быстро и точно ориентироваться по ней. Внимательное ознакомление с иллюстрациями очень обогащает учащихся, так как создает образное, запоминающееся представление об эпохе. Так, иллюстрации, показывающие муштру в николаевской армии (стр. 131) и наказание шпицрутенами (стр. 133 и 181), ярко вскрывают особенности организации армии Николая Палкина, с которой ученики уже знакомы по рассказу Льва Толстого "После бала". Два рисунка: "Будочник" (стр. 132) и "Чиновники" (стр. 137) - показывают тех, кто господствовал в то время в управлении государством. Рассматривая эти рисунки, ученики наглядно представляют себе значение следующих слов учебника: "Чрезвычайно возросла при Николае I роль чиновников во всем управлении государством... Взяточничество, подкупы, лихоимство, волокита, бюрократизм судей и чиновников николаевской эпохи вошли в пословицу" (стр. 132). Образ будочника вырастает в сознании учащихся в символ царского управления, а фигуры чиновников на рисунке Паули напоминают ожившие персонажи сатир Гоголя и Щедрина.
На рисунке Трутовского (стр. 196) показано, как земские гласные-крестьяне робко жмутся к стене, в то время как дворяне властно заняли первые места и руководят делами, а на картине Мясоедова "Земство обедает" (стр. 197) гласные-дворяне готовятся к роскошному обеду, тогда как крестьяне вынуждены питаться принесенной с собой скудной пищей у под'езда земского собрания, куда их выгнали на время обеда. Благодаря этим иллюстрациям оживают слова: "Земством руководили дворяне-помещики в своих классовых интересах" (стр. 197). Необыкновенно выразительно выглядит жалкая, ничтожная фигурка последнего царя в гениальной карикатуре на Николая II работы художника В. А. Серова (стр. 252). Органически вплетая раз'яснение иллюстраций в свой рассказ, преподаватель приучает учащихся использовать художественные образы в своих ответах, что делает их более живыми и яркими.
Само собой разумеется, что в курсе истории СССР нужно обращать особое внимание на диаграммы и экономические карты.
В отличие от учебника VIII класса, где материал по экономической истории дан только в описательной форме, в учебнике IX класса он дается ввиде точных статистических данных и в большем об'еме. В соответствии с этим в учебник IX класса введен ряд диаграмм по экономическому развитию нашей страны, которые дают очень ценный материал при условии тщательного разбора их преподавателем. Диаграмма на стр. 122 дает наглядное представление об изменении числа и состава рабочих в обрабатывающей промышленности в течение первой половины XIX века. Диаграмма эта показывает, во-первых, непрерывный рост числа рабочих в обрабатывающей промышленности (здесь надо отметить, что горнозаводская промышленность развивалась крайне медленно и притом главным образом на подневольном труде) и, во-вторых, вытеснение вольнонаемным трудом труда принудительного (крепостного). При этом обязательно отмечается, что вольнонаемные рабочие были преимущественно из крепостных крестьян, отпущенных помещиком в город на заработки с обязательством выплачивать помещику определенный оброк. И, в-третьих, диаграмма показывает непрерывный рост капиталистической промышленности вопреки существованию крепостного труда.
Следующая диаграмма, на 123 странице, отражает развитие хлопчатобумажной промышленности. Здесь нужно остановиться особо на 40-х годах, отмеченных резким скачком вверх кривой ввоза хлопка и одновременным падением ввоза готовой пряжи. Необходимо об'яснить, что это было вызвано отменой запрета вывоза прядильных машин из Англии, благодаря чему в России начали развиваться прядильные фабрики, оборудованные ввезенными из Англии машинами.
Наличие диаграмм в учебнике дает учителю возможность показать самый процесс развития промышленности. Еще более ярко этот процесс можно показать на диаграммах, рисующих экономическое развитие во второй половине XIX века. Вот почему учителю следует уделять большое внимание работе над диаграммами и требовать от учеников уменья читать диаграммы и составлять их.
При выписывании в хронологическую таблицу основных дат, указанных преподавателем, очень полезно вспомнить, какие события одновременно происходили в Западной Европе, Америке и Азии, сравнить положение России с положением других стран в это время и выяснить, в каких отношениях находилась в этот период Россия с иностранными государствами. Например, неудачу первого великого посольства Петра I в Европу (когда не удалюсь создать коалицию против Турции) нельзя понять, если не вспомнить, что тогда началась война за испанское наследство и все главнейшие европейские государства были заняты ею.
стр. 115
После тщательного разбора материала учебника в классе, составления самостоятельного плана и трех - четырехкратного чтения заданного текста учащиеся будут твердо и прочно знать изучаемый ими материал. При этом нужно отметить, что такая работа с учебником отнимет у них гораздо меньше времени чем обычная, несистематическая подготовка к уроку, которая дает отрывочные, очень быстро забывающиеся знания. При регулярной же, серьезной работе с учебником повторение потребует очень немного времени.
Весьма полезно в беседе с учениками о методике подготовки уроков привести им примеры работы Маркса, Энгельса и Ленина, тщательно описанные в книге М. И. Гляссер "О методах работы классиков марксизма-ленинизма над книгой", а также воспоминания М. И. Ульяновой и Д. И. Ульянова о том, как готовил уроки Ленин, будучи учеником гимназии.
4
Много места, в учебнике отведено русскому военному искусству, изучение которого способствует развитию глубоко патриотического чувства у учащихся. При этом изучении надо выделить Полтавскую битву 1709 года, отечественную войну 1812 года и подвиги великого полководца А. В. Суворова.
Развитию советского патриотизма очень способствует также изучение революционных подвигов предшествующих поколений революционеров. Надо всегда при этом напоминать слова товарища Сталина: "Приятно и радостно знать, что кровь, обильно пролитая нашими людьми, не прошла даром, что она дала свои результаты" ("Вопросы ленинизма", стр. 534. 11-е изд.). Ведь как раз в курсе истории СССР в IX классе изучается революционная борьба Радищева, декабристов и революционеров-разночинцев во главе с великим Чернышевским. "Мы гордимся, - писал Ленин, - тем, что эти насилия (царских палачей. - А. Ф.) вызвали отпор из нашей среды, из среды великорусов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов..." (т. XVIII, стр. 81). Далее идет поколение пролетарских революционеров, из среды которых вышли величайшие вожди мирового пролетариата В. И. Ленин и И. В. Сталин.
Изучение в курсе истории СССР культурных и научных завоеваний, сделанных народами СССР в XVIII и XIX веках, также содействует развитию чувства любви к своей родине и гордости за нее. Великим творцам культуры и науки, прославившим нашу страну и оказывающим влияние на культуру всего передового человечества (М. В. Ломоносов, И. Ползунов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Т. Г. Шевченко, Л. Н. Толстой, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Менделеев, А. М. Горький, А. П. Чехов, И. П. Павлов, Илья Чавчавадзе), в учебнике отводится много места. Поэтому вполне мотивированы всем предшествующим слова. А. М. Горького о том, что "все это грандиозное создано Русью менее чем в сотню лет. Радостно, до безумной гордости волнует не только изобилие талантов, рожденных Россией в XIX веке, но и поражающее разнообразие их, разнообразие, которому историки нашего искусства не отдают должного внимания".
Этими проникновенными словами великого советского писателя и заканчивается изложение учебника IX класса по истории СССР.
Использование богатейших возможностей, которые предоставляет учебник для глубокого изучения истории нашей страны, обеспечивает высокий уровень знаний учащихся и правильный исторический подход к событиям.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Libmonster Russia ® All rights reserved.
2014-2024, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Russia |