Libmonster ID: RU-8734
Author(s) of the publication: П. САМОРОДНИЦКИЙ

В отличие от сведущих в новых информационных технологиях, а также профессиональных критиков, как и почитателей, философских искусов постмодернизма, меня дискуссии о "человеко-размерных" последствиях очевидной связки между ними ("Круглый стол" на эту тему в "Вопросах философии" лишь один из примеров) порой приводят едва ли не в полное замешательство. В самом деле, если, как утверждается единодушно, первый член этой связки разрушает те социокультурные основания, на которых непосредственно он сам вырос, а второй то ли предвосхищает, то ли воспевает, то ли "доводит до ума" эти последствия, то чем здесь может помочь наше активное вмешательство в происходящее и наша готовность и желание активно противостоять одним тенденциям и поддерживать другие? Тем более я недоумеваю и грущу, когда слышу бодряческие, воистину соцреалистические призывы к участникам дискуссии "не падать духом", "обуздать паникеров", "верить в оптимистические перспективы" и "творить новые жизнеутверждающие смыслы и ценности".

О чем, спрашиваю я себя, идет речь? Разве не о том, что новые информационные технологии неумолимо ломают, разрушают, опустошают, короче, деконструируют все те ценности, установки и институции европейской культуры - рационализм, социальный и моральный оптимизм, идеалы истины, добра и красоты, наконец, саму демократию - чьей плотью от плоти и кровью от крови они являются? Мне даже ясно слышатся сетования на злую шутку, которую сыграли с человеком европейские идеалы и ценности, некогда воспламенившие его надеждой на предстоя-

стр. 233


щее избавление от тягот одиночества, произвола, бессилия и манипулирования, но обернувшиеся тотальной информационизацией всех способов и отправлений человеческой жизни, отнимающей у нее последние остатки суверенности и личностного достоинства. И если результаты и в самом деле таковы, то не вернее ли говорить не о деконструкции европейских идеалов и ценностей, а об их самодеконструкции, на которую, не исключено, они изначально были запрограммированы? Тем более, что мой "взгляд со стороны" осмеливается распознать первые шаги "самодеконструкции" европейской культурой своих основополагающих ценностей уже в дарвинизме, фрейдизме, возможно даже в релятивистской и квантовой физике, не говоря уже о марксизме, национал-социализме и других предшественниках новых информационных технологий...

Впрочем, с этими последними или без них ясно, что с европейской, точнее, всей западной культурой происходит что-то неладное, правильное наименование чему именнно самодеконструкция - ведь не извне, не из чужих и недружественных конфессий и епархий пришла беда для западного человечества, а изнутри, из настойчивого домогания его собственных социокультурных и смыслосоставляющих целей. Вот об этом последнем, т.е. об истоках чреватости западной культуры саморазрушительными итогами много лет размышляю и я, отчего и решаюсь предложить свой - со стороны! - взгляд на отнюдь не негаданно и не внезапно возникшую ситуацию.

В самом кратком изложении основные пункты моей позиции таковы. Прежде всего мне представляется метафизически все еще глубоко не продуманным факт введения во времена оны в семью основополагающих европейских ценностей - истины, добра, красоты, свободы, справедливости - в корне неметафизического идеала "прогресса" и последующее, весьма скорое, обретение им никем далее не оспариваемого статуса "главы семьи", лишь при условии служения которому могут приниматься в расчет притязания всех остальных. Метафизическое же, а не только культурологическое, продумывание этого факта обнаруживает за ним, во-первых, радикальную или умеренную, но в обоих случаях непременную фетишизацию будущего, которое в его безальтернативной самоидентичности в главном и решающем онтологическом измерении исчерпывающе характеризуется нет, из которого ему ни при каких обстоятельствах не дано выбраться.

стр. 234


Метафизическое продумывание возобладания в европейской системе ценностей идеала "прогресса" над всеми остальными обнаруживает в нем, во-вторых, дискредитирующую профанациюнастоящего, которое в онтологическом же измерении является отнюдь не быстротечным и неуловимым, а напротив, единственным и безальтернативным есть, объемлющем собой все и всякое сущее, которое только в нем и нигде больше обладает подлинно реальным существованием.

Метафизическое продумывание переориентации европейской культуры с есть-настоящего на нет-будущего, к которому она относит осуществление своих главных упований, обнаруживает, в-третьих, обреченность этой культуры рано или поздно предпочесть действительной, подлинно живой реальности виртуальную, располагающуюся в пограничье между бытием и небытием,а тем самым рано или поздно поставить себя, своих питомцев и попутчиков лицом к лицу с угрозой низвержения в безвозвратную бездну небытия, абсолютного ничто. Попутно замечу, что вслед за Хайдеггером я усматриваю смысл "забвения бытия" новоевропейской метафизикой в подмене ею его сущим, но иду чуть дальше: решительно развожу бытие и существование, усматривая в первом некие граничные условия, лоно, ложе, поле, только в котором всякое сущее возможно, а во втором, т.е. существовании, - лишь присутствие в бытии, размещенность в нем, причастность к нему (я не осужу того, кто "узнает" настоящее в таким образом истолкованном бытии', здесь не место, однако, приводить весьма непростое метафизическое обоснование их специфического совпадения, которое дается в моей книге "Опровержение будущего (введение в телеологию человека)" (М., 2004).

Я, затем, полагаю уже неотложным честное и мужественное признание того, что все испробованные и многократно исхоженные в бесконечном во времени и пространстве мироздании пути к уникальности человека в нем заводят в один и тот же тупик, в котором обнаруживается лишь сущее среди сущего, которое, с одной стороны, столь же необязательно в нем, как скажем, динозавр или дождевой червь, а с другой, благодаря беспрецедентному в мире сущего нахальству "выбилось в люди" за счет мироздания, уверовав в свою безнаказанность за творимые в нем бесчинства. Мне представляется в виду этого, что сегодня и нерелигиозной философии, в частности, метафизике, не избежать поисков чело-

стр. 235


века и его уникальности в сотворенном мироздании, а значит, исходить из так или иначе истолковываемого акта и чуда творения бытия из небытия, ничто. А это обязывает метафизику видеть в бытии и небытии не высшие и последние абстракции, в которых отвлеченный разум нуждается в качестве логических операторов для своих построений, а реальнейшую онтологическую дилемму, т.е. и грозную опасность обращения вспять результатов чуда творения.

Отмечу, наконец, что вслед за всем предыдущим метафизике предстоит на своем поле и своими средствами преодолеть устоявшееся в основном - светском - русле европейской культуры нигилистическое и ироничное отношение к очень давнему представлению человека как образа и подобия творца бытия из небытия. Сегодня в западной культуре ситуация такова, что без серьезного и ответственного сообразования с этим представлением у человека не осталось ни одного основания надеяться на свою неслучайность в мироздании и верить в то, что он, несмотря ни на что, все же не обречен быть исторгнутым из него. Лишь полагаясь на представление человека как образа и подобия первопричины всего сущего, мы обретаем способность эксплицировать его смысл в качестве указания на предназначенность именно и только человека каждодневно и непрерывно своими поступками, намерениями, замыслами и свершениями сохранять и укреплять бытие мироздания или потворствовать нарастанию угрозы его обвала обратно в абсолютное ничто. Усмотрение как раз такого смысла присутствия в мироздании человека, "облаченного властью" казнить его (чинить онтологическое зло) или миловать (творить онтологическое добро), необходимо, но недостаточно обосновывать лишь ему одному в мире сущего дарованной свободой воли. Ведь и она нуждается в метафизическом обосновании, которого нет и быть не может до постижения или прозрения бытийственной и противобытийственной мощи всех форм человеческой субъективности (в частности, и особенно абстрактного разума, но далеко не только его), плоды которой реально, так сказать, "физически", гипостазируются в "теле" мироздания, каким-то образом внедряются в структуры его процессов и событий, изменяют и все чаще формируют эти структуры.

Оставляя все остальное - а его много - за кадром, надеюсь, что с предложенных позиций яснее просматривается изначаль-

стр. 236


ность противобытийственного вектора европейской культуры, т.е. того вектора, который столь впечатляюще демонстрируют даже мне, человеку со стороны, дискуссии о новых информационных технологиях и их зеркале - или Зазеркалье? - постмодернизме.

Иерусалим, Израиль


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/О-СВЯЗКЕ-НОВЫХ-ИНФОРМАЦИОННЫХ-ТЕХНОЛОГИЙ-И-ПОСТМОДЕРНИЗМА-взгляд-со-стороны

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Polina YagodaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Yagoda

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

П. САМОРОДНИЦКИЙ, О СВЯЗКЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПОСТМОДЕРНИЗМА (взгляд со стороны) // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 10.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/О-СВЯЗКЕ-НОВЫХ-ИНФОРМАЦИОННЫХ-ТЕХНОЛОГИЙ-И-ПОСТМОДЕРНИЗМА-взгляд-со-стороны (date of access: 05.02.2023).

Publication author(s) - П. САМОРОДНИЦКИЙ:

П. САМОРОДНИЦКИЙ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Polina Yagoda
Kaliningrad, Russia
683 views rating
10.09.2015 (2705 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Когда отдыхают ангелы
7 hours ago · From Вадим Казаков
"Новый хронограф": летописец времени
Catalog: История 
7 hours ago · From Вадим Казаков
Николай II без ретуши
Catalog: История 
7 hours ago · From Вадим Казаков
Екатерина II без ретуши
Catalog: История 
7 hours ago · From Вадим Казаков
Школа завтра ("Ломоносовъ", Москва)
7 hours ago · From Россия Онлайн
Протекание физических процессов в окружающем нас мире имеют не однозначные определения. Примем оценку эксперимента Пауда и Ребки, которую дал выдающий физик Стивен Вайнберг “…., что эксперимент Паунда и Ребки имеет особое значение, как независимая от экспериментов Этвеша и Дикке проверка принципа эквивалентности. Кроме того, эксперимент Паунда и Ребки является первым проведённым в земных условиях экспериментом по изучению влияния гравитации на электромагнитные явления.”
Catalog: Физика 
9 hours ago · From Владимир Груздов
Животных на поле боя использовали с древних времён, как только человек понял, что на коне он менее уязвим, чем пеший. Впоследствии история знала немало случаев, когда человек делал попытки (с различной степенью успешности) использовать животных в качестве оружия. .. В общем, в средиземноморье конница их вытеснила полностью. Одной из последних попыток использовать колесницы была битва при Гавгамелах (см. про Александра Македонского). Тогда персы попытались использовать серпоносные колесницы, но, как мы знаем, македонской фаланге с 5-метровыми копьями было практически плевать. Несколько иной расклад был на Востоке: в Индии и Китае колесницы вполне нормально использовались параллельно с конницей. В Китае колесницы стали увеличивать в высоту. Таким образом, они играли роль небольших мобильных башен. В Индии колесницы и слоны использовались в качестве ударной силы, в то время как конница прибегала исключительно к дальнему бою.
Маленькая балерина: Исповедь русской эмигрантки
3 days ago · From Вадим Казаков
Прекрасная Гея. Опыт петербургского шизоанализа
Catalog: Философия 
3 days ago · From Вадим Казаков
Давид Самойлович Самойлов (1920-1990)
3 days ago · From Вадим Казаков

New Publications:

Popular Publications:

Editor's Choice (Worldwide):

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
О СВЯЗКЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПОСТМОДЕРНИЗМА (взгляд со стороны)
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2023, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones