Libmonster ID: RU-9051

Познание действительности производится сложной познающей системой, протяженной от субъекта познания до общественных отношений, формирующих его. Однако познание может выступать в двух независимых самодостаточных видах: как порождаемое структурой субъекта и как порождаемое общественными отношениями. С одной стороны, субъект познания является самодостаточным, так как несет в себе возможности сознания, познания и действий. Как кажется, изучая мозг, можно восстановить все, что касается процессов познания. С другой стороны, общественные структуры и отношения имеют историю, протяженную за пределы жизни отдельных субъектов, и история знаний (наук) может рассматриваться как содержащаяся обществом. Представляется, что результат познания находится в обществе в виде массива знаний, текстов, которые предстоят субъекту как исходные данные. В свою очередь, знания, возникающие у субъекта, поступают в этот массив, общий для всех субъектов.

По нашему мнению, необходимы следующие предположения о связи субъекта и общества в едином процессе познания.

1. При индивидуальном развитии субъекта (начиная со стадии ребенка) в его мозге и теле создается мощная материальная система смыслов, включающая в кодированном виде предметы действительности, их группы, свойства и действия. Система смыслов обеспечивает узнающее осознание и понимание предметов при восприятии, а также представление и различные теоретические модели действительности. Раскодирование материальных смысловых структур в субъективный вид происходит в результате материальных смысловых процессов, вызванных воздействием воспринимаемой действительности. Эти процессы вызывают такие отклонения в текущих процессах жизни тела, которые в отношении к целост-

стр. 98


ности субъекта являются чувственностью, выражающей субъективную содержательность.

2. Важным моментом, связанным с наличием теоретического познания, является то, что субъект развивается не только через восприятие знаний, но и через множество "слепых" воздействий на него в обыденной жизни. Здесь действуют не эмпирический опыт и рассуждения, связанные с ним, а прежде всего воздействие множества отношений внешней жизни, в которую включен субъект. Действительность в познании действует не только через восприятие и мышление, но и непосредственно, преобразуя материальные смысловые структуры субъекта.

3. В этих внешних воздействиях создаются способности субъекта к теоретической деятельности, которая не связана с действительностью эмпирически. Новые теории или законы открываются в ходе исторического развития через создание в системе смыслов материальной смысловой "картины", соответствующей новому закону или теории. Эта "картина" дедуктивно обобщает множество явлений и может разворачиваться в словесную формулировку закона или теории [1. С. 220].

В историческое развитие познания входит развитие мозга человека.

Подчеркнем, что содержание познания действительности является одновременно содержанием познающих процессов тела субъекта. Трудно не задаться вопросом об особом содержании тела субъекта, о том, как субъективное содержание действительности вызывается процессами жизни тела, какие структуры и процессы мозга и тела обеспечивают особенности субъективной содержательности действительности (соответствие, истинность, необходимость следования и т. д.)? Возникает представление как бы о второй содержательности - о содержательности, создаваемой процессами тела субъекта. Мы полагаем, что представление об особой содержательности тела бесперспективно. Необходимо ставить вопрос только о том, как содержание познаваемой действительности создается субъектом. Здесь два момента.

1. Основу познания составляет отмеченная выше находящаяся в мозге и теле материальная система смыслов субъекта, в которой в кодированном виде уже отражено первичное содержание познаваемой действительности.

2. Внутренние материальные смысловые преобразования при развитии познания не есть взаимодействие неких автономных смысловых структур, якобы несущих отдельные смыслы. Эти преобра-

стр. 99


зования проходят под воздействием общих целостных структур, подчиняющих частности, как "разрушение" общей напряженной целостности субъекта.

* * *

Субъективное содержание, выражающее познаваемую действительность, выступает в виде сознаваемого представления, а на более высоком уровне - в виде понимаемого содержания, опирающегося на речевые структуры. Это содержание обеспечивается субъектом с двух сторон: со стороны содержания, открытого наружу, и со стороны скрытого содержания. Открытое содержание выступает в виде чувственно-двигательной модели или в виде речевых действий, выражающих действительность. Скрытое содержание является основой осознанности и понимания модели. Оно состоит в мощном внутреннем массиве материальных смыслов, содержащихся в мозге и теле субъекта, сложившихся в ходе его развития и являющихся "сверткой" предыдущего развития субъекта. Это внутреннее материальное смысловое наполнение субъекта включает в кодированном виде мир предметов действительности, их групп, свойств и действий, а также сетку речесмыслового слоя системы смыслов. Отношение всего высказывания и его отдельных фрагментов (слов и их отношений) к внутреннему смысловому наполнению субъективно выступает в виде осознанности, т.е. чувствования возможностей объяснений, раскрытия, интерпретации их, без указания того, каковы содержания этих объяснений.

Материальные содержательности системы смыслов могут проявляться и проявляются в субъективной сфере познания в виде несодержательных констатирующих чувств (в частности, в виде чувства осознанности), которые говорят о наличии внутренних содержательностей, обеспечивающих познание, но не раскрывает их содержание [2. С. 33]. Констатирующие чувства о скрытых содержаниях несодержательны, но они действуют на субъекта неукоснительно. Действенность чувствования наличия содержания без указания, каково оно, обусловлено тем, что эти чувствования отражают материальный уровень внутреннего познания - соотношения сложных материальных структур, скрывающих содержательности, вызывающие действия субъекта.

Наполнение материальной системы смыслов в виде кодированного множества различных предметов, их действий и связей может проявляться в виде неограниченной последовательности высказы-

стр. 100


ваний о предмете, из которых каждое поясняет предыдущее (как это бывает у детей, непрерывно задающих вопросы). Самый простой предмет может быть развернут в непрерывную последовательность таких пояснений. Особенность осознания предмета состоит в том, что оно есть одновременное, "параллельное" чувствование наличия в субъекте множества связей и действий данного предмета. Это чувствование несодержательно (оно не говорит о том, каковы эти связи предмета), но оно неукоснительно говорит о возможности различных пояснений предмета, так как отражает материальную систему смыслов в отношении данного предмета. Такое чувствование делает состоятельным любое отдельное высказывание о предмете, соответствующее данному практическому случаю (ситуации): не требуется бесконечной цепочки высказываний, поясняющих данное.

Таким образом, понимаемое содержание есть текущая модель линии действительности, на которую наложена осознанность, несодержательное констатирующее чувствование наличия скрытой содержательности познания. Главным являются находящиеся и изменяющиеся в системе смыслов общие материальные смысловые структуры, они определяют лицо познания. В материальной системе смыслов в ходе познания происходят сложные содержательные внутренние процессы и преобразования, создающие материальные смысловые комплексы и "картины", которые управляют субъективной содержательностью и при необходимости могут проявляться в виде общего замысла. Отношение воспринимаемого к материальной системе смыслов создает субъективность как отношение к некой запредельной позиции (к "субъекту") и субъективную содержательность познания.

* * *

Ставя вопрос о соотношении скрытой материальной системы смыслов и открытого словесного содержания в виде цепи высказываний, подчиненных логике, можно видеть, что основой связанных высказываний является материальная система смыслов. При истолковании познания логическая связность обычно находится на первом плане. Ибо логика есть особенность открытого речевого мышления, и она обычно подразумевается как единственный содержатель смысла. Но более мощным держателем смысла является материальная система смыслов, включающая все возможные связи и действия предметов мира. В ней возникают целостности, соответствующие сложным и более общим смыслам.

стр. 101


В материальной системе смыслов под воздействием мотивационной напряженности создаются кодированные материальные смысловые "картины", которые в статическом целостном виде представляют единое множество содержательностей. Такие "картины" возникают в историческом ходе познания и соответствуют открываемым законам природы. "Картины" строятся из материальной системы смыслов, включающей "мир", и входят в нее, и поэтому обладают дедуктивной силой всеобщности, из них вытекают формулировки законов, приложимых к множеству частных условий [3. С. 39]. Помимо таких общих картин в системе смыслов возникают оперативные картины, содержащие планы и возможности предстоящего поведения или высказываний, которые раскодируются в виде длящихся друг за другом действий-поведения или действий-высказываний. О материальности "картин" свидетельствует наличие констатирующих чувств, которые говорят о скрытых смыслах. Можно судить о материальности картины при чтении текста. Читая нехудожественный текст, мы имеем дело с отношением слов и их групп, которые при этом обычно не раскрываются через определение понятий, но мы констатирующе чувствуем возможность таких определений и чувствуем понятность текста.

Цепь высказываний порождается, прежде всего, целостной картиной, следование содержаний высказываний является результатом раскрытия картины. Обычно цепь высказываний чувствуется, подразумевается в целом; единовременная целостность картины раскрывается в виде логических связей, но никакие логико-грамматические связи между следующими во времени высказываниями не могут обеспечить вневременную целостность содержания. Чувствование целостности высказываний является главным подтверждением логичности высказываний.

Когда субъект высказывает важное содержание, то он делает это, во-первых, под воздействием мотивационной напряженности, а во-вторых, исходя из предварительного целостного содержания. Первичным является не связь отдельных высказываний, а их общее содержание. К. Прибрам пишет относительно поведения: "Последовательный характер следует понимать не как соединение движений в цепи, а как их дифференциацию, процесс декодирования ранее сформированной пространственной конфигурации" [4. С. 242]. Это верно и по отношению к психическому поведению. Возьмем текст, излагающий рассуждение или доказательство. Такой текст есть система предложений. Содержание его не порождается единолично входящими в него словами. Хотя каждому слову в системе

стр. 102


смыслов отвечает структура, представляющая возможное множество действий, свойств и отношений предмета, но в этой структуре не может быть заложена информация о том, какое именно действие, свойство или отношение данного предмета "работает" в сложном содержании данного текста. Здесь действуют структуры, отвечающие за направление и общее содержание данного текста. Субъективно это обстоятельство проявляется в виде чувствования замысла содержания при порождении текста или в виде чувствования в целом понятого текста. А. Пуанкаре, говоря о математическом доказательстве, ставил над "силлогизмами" (т.е. отдельными рассуждениями) порядок их следования; он мог его чувствовать в целом и через него восстанавливать в памяти сами силлогизмы. Значение управляющей смысловой общности можно видеть на примере порождения устного текста - речи опытного оратора. Речь происходит как бы "бессознательно": содержание высказывания не проектируется непрерывно в сознании. Сознательно контролируется соответствие высказываемого общему замыслу, направлению речи. Субъект "знает", что он хочет сказать, но в ходе речи это знание как бы несодержательно. Его стремление высказываться есть некая расстроенность между материальной системой смыслов и высказываниями, в которых речь должна явиться. Эта расстроенность непрерывно исчезает в ходе речи.

Система смыслов является органом реальности: реально то, что находится в первичной системе смыслов совместно со своими качествами и действиями. Соответственно, истинно то, что соответствует первичной системе смыслов, в которой качества и действия связаны только со своими предметами. Ложность возникает в пределах речесмыслового уровня системы смыслов. Речь отделяет действия и свойства от предметов в виде особых предметов (слов). Это дает возможность синтезировать действительность на более высоком теоретическом уровне. Но это же создает условия для создания ложности и юмористических высказываний путем соединения предметов с чужими свойствами и действиями. Б. Рассел, ставивший на первый план логику, указывает, что когда мы говорим "золотая гора", то придаем ей некое существование [5. С. 345]. Это верно, поскольку мы не выходим за пределы слов. В действительности, в материальной первичной системе смыслов нет "золотой горы" как объективной реальности, ибо ее предикат не соответствует субъекту. Можно предположить, что для высказывания о реальных предметах характерно слияние слова с предметом: представление слова входит в представление предмета.

стр. 103


Обособление логики создает проблемы, которые исключаются системой смыслов. Так, Б. Рассел говорил, что высказывание "все люди смертны" не обоснованно. "Нет ничего логически противоречащего самому себе в понятии бессмертного человека. Мы верим в истинность вышеприведенного суждения на основе индукции, потому что нет такого достоверно установленного случая, чтобы человек жил более чем 150 лет, но это только делает предложение вероятным, а не достоверным" [6. С. 218].

Подобно этому можно сказать, что закон Архимеда не обоснован, так как он не проверялся на всех возможных водах и жидкостях. Эта необоснованность логическая, находящаяся в речевых пределах. Истинная обоснованность подобных случаев обеспечивается сложившейся материальной системой смыслов. Законы природы открываются в ходе истории развития познания как дедукция, обобщающая множество аналогичных случаев. Так, все люди смертны, закон Архимеда действителен для всех вод и жидкостей, закон Ома действителен для всех электрических цепей и т.д. Этому дедуктивному обобщению соответствует то, что при отсутствии конкретизирующих обстоятельств, слово "человек" обозначает всех людей, слово "вода" - все возможные воды, слова "электрическая сеть" - все подобные сети. Мы верим в высказывание "все люди смертны" не в силу индукции, а в силу дедукции, которая имеет теоретический характер, выступает как способ мышления. Недаром законы, касающиеся множества эмпирических случаев, впоследствии выводятся теоретически. Так, закон Ома элементарно выводится, отправляясь от представления о свободных электронах в проводнике [9. С. 37]. Относительно закона Архимеда можно простым рассуждением показать, что выталкивающая сила равна весу вытесненной жидкости. В самом деле, выделяем мысленно в жидкости объем тела. Этот объем жидкости находится в равновесии, так как его вес уравновешивается выталкивающей силой со стороны остальной жидкости. Приведенная выше цитата о необоснованности положения "все люди смертны" производит странное впечатление ввиду необъятного количества фактов (науки, литературы, искусства и т.д.), которые вызывают у субъекта "способ мышления" о смертности человека.

Существует мнение, что математика "полностью дедуктивна" [6. С. 219]. Однако рассматривая отдельные доказательства, обычно нелегко понять, что они есть переход от общего к частному. Совершенно ясно, что математика не индуктивна, но и не очевидно, что она дедуктивна. По нашему мнению, математика является "пол-

стр. 104


ностью дедуктивной" при учете внутренних материальных механизмов субъекта. Математическое доказательство исходит из материальной смысловой "картины", сложившейся в ходе исторического развития познания и являющейся общностью, поскольку она входит в материальную систему смыслов, включающую "мир". Логическая вынужденность следования частного из общего обусловлена строением системы смыслов, в которой частное подчинено общему [7. С. 81], и материальная "картина" переходит во временную последовательность высказываний под воздействием общей напряженности материальной смысловой структуры.

Следует подчеркнуть содержательный характер логических связей высказываний при доказательствах. Субъективная сторона доказательства определенной теоремы, например в школьной геометрии, состоит в мысленном сопоставлении определенных содержаний определенных теорем и аксиом. Это сопоставление, относящееся к наше уму, приводит к тому, что доказываемое положение делается необходимым (вынужденным). Имеются две связанные стороны: определенные содержания и определенные содержательные сопоставления, т.е. определенная логика. Здесь преобладает содержательность. Однако в специальных искусственно построенных случаях именно при строгих аксиоматизированных системах логика выступает независимо от содержания [7. С. 92]. Она представляет собой сопоставление групп произносимых слов, с которыми не связывают определенного содержания. Говорят: "... Под основными понятиями можно понимать все что угодно; требуется только, чтобы они удовлетворяли системе аксиом" [8. С. 42]. В этом случае содержательная сторона системы скрыта, она находится в материальной системе смыслов, а внешняя сторона представлена материальными словами и группами слов, которые следуют вынужденно под действием внутреннего содержания.

Открытость субъективной стороны аксиоматизированной системы по отношению к содержанию дает возможность содержательных интерпретаций системы и свидетельствует об обобщенном характере логических отношений [3. С. 42], благодаря которому существуют определенные логические формы и закономерности. Но если брать то, как в действительности (а не в логике) проходят наши рассуждения, то главным являются не формы, а содержательность логических связей. Недаром говорят о логике физической, логике биологической и т.п.

Разработки логики не объясняют содержательное мышление человека. Они служат развитию "умных" искусственных устройств

стр. 105


(автоматов, компьютеров и т.п.). Эти устройства производят действия, которые истолковываются человеком как содержательные [1. С. 43].

ЛИТЕРАТУРА

1. Пучинский В. М. К общей схеме механизмов субъективного психического. М., 2004.

2. Пучинский В. М. Материальные смысловые отношения в психическом познании // Философские исследования. 2006. N 2.

3. Пучинский В. М. О субъективности психического // Философские исследования. 2005. N 3 - 4.

4. Прибрам К. Языки мозга. М., 1975.

5. Рассел Б. История западной философии. Т. П. М., 1993.

6. Рассел Б. История западной философии. Т. 1. М., 1993.

7. Пучинский В. М. Субъективность психического как предмет изучения. О теоретическом познании и логике // Философские исследования. 2006. N 3 - 4.

8. Костин В. И. Основания геометрии. М., 1948.

9. Мансуров Н. Н., Попов В. С. Теоретическая электротехника. М., 1952.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/О-СИСТЕМЕ-СМЫСЛОВ-И-ЛОГИКЕ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Galina SivkoContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sivko

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. М. ПУЧИНСКИЙ, О СИСТЕМЕ СМЫСЛОВ И ЛОГИКЕ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/О-СИСТЕМЕ-СМЫСЛОВ-И-ЛОГИКЕ (date of access: 30.07.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - В. М. ПУЧИНСКИЙ:

В. М. ПУЧИНСКИЙ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Galina Sivko
Краснодар, Russia
1288 views rating
14.09.2015 (2146 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Как нам без всякой мистики побеседовать с человеческой душой и узнать у нее тайны Мира.
Catalog: Философия 
20 hours ago · From Олег Ермаков
АВГУСТ ФОН КОЦЕБУ: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБИЙСТВА
Yesterday · From Россия Онлайн
ОТТО-МАГНУС ШТАКЕЛЬБЕРГ - ДИПЛОМАТ ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ
Catalog: Право 
Yesterday · From Россия Онлайн
ПРОТИВОБОРСТВО СТРАТЕГИЙ: КРАСНАЯ АРМИЯ И ВЕРМАХТ В 1942 году
Yesterday · From Россия Онлайн
ИСТОРИЯ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИИ РОССИИ И БОЛГАРИИ В XVIII-XXI веках
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
Г. С. Остапенко, А. Ю. Прокопов. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ XX - начала XXI века.
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
ЭУДЖЕНИО КОЛОРНИ: АНТИФАШИЗМ, ЕДИНАЯ ЕВРОПА, СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ И ФЕДЕРАЛИЗМ
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
МЕЖДУ "ПРОЛЕТАРСКИМ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМОМ" И "СЛАВЯНСКИМ БРАТСТВОМ". РОССИЙСКО-ЮГОСЛАВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СРЕДНЕЙ ЕВРОПЕ
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Великая война 1914-18 гг. Наградной лист от 09.06.1915 на Начальника пулеметной команды 10-го Кубанского пластунского батальона, Прапорщика Ивана Дмитриева. Обоснования награждений орденами Св. Анны 4 ст. с надписью "За храбрость" (Аннинское оружие) за бои на ст. Сарыкамыш (Кавказский фронт), Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом, за бои в Галиции (Юго-Западный фронт), производства в чин хорунжего, за бои в с.Баламутовка (Юго-Западный фронт, Буковина,).
РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА 1904-1905 годов. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНИМ ВОСТОКОМ В НАЧАЛЕ XX века
3 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
О СИСТЕМЕ СМЫСЛОВ И ЛОГИКЕ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones