Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-9103

Share with friends in SM

Существуют философские направления, которые основываются по существу на мнении, что все познание находится в пределах речевого (текстового) мышления и свойственной ему логики. Считается, что проведение анализа речевых структур и непосредственного сопоставления их с действительностью является достаточным для оценки науки и философии. Так, Виттгенштейн считал, что структура предложения отражает структуру действительности, что достаточно непосредственно сопоставить содержание предложения с действительностью для решения общих вопросов познания. Предложение должно отражать независимые друг от друга "атомарные факты". Если соответствующие атомарные факты не существуют, то предложение не имеет смысла.

Надо отметить, что сфера языка и речевого мышления действительно охватывает основную и видную область познания и обладает особенностями, отвечающими существованию упомянутых направлений.

Остановимся на особенностях речевой сферы познания.

1. Речевая, текстовая сфера является выходной частью познания, в которой познание выступает в субъективном осознаваемом виде. В тексте формируются, воплощаются теории, законы и их обоснование. Речевое мышление объективируется в материальном слове (высказанном, написанном), отчуждается от субъекта и является, таким образом, открытой стороной познания.

2. Общий массив текста, находящийся в обществе, является важным хранителем результатов познания. История наук, представленная в текстах, выходит за пределы жизни отдельного субъекта и является для него исходным данным.

3. Результаты познания выступают как содержание объективной действительности, отторгнутой от субъекта, находящейся в тексте.

стр. 60

Положение о локализации содержания в тексте в определенной мере является безусловным и истинным, хотя текст не сам по себе (т. е. как материальное образование) несет содержание, а в паре с понимающим субъектом. Можно даже сказать, что содержание и состоит в определенном понимании, переживании текста субъектом. Истинность положения о локализации содержания в тексте создается жизнью, деятельностью людей в обществе, выделяющей текст как носитель содержания. Положение о локализации содержания в тексте верно, поскольку оно отражает пользование в жизни текстом по передаче и приему содержания [1. С. 34].

4. Если содержание излагается в тексте, а не замещается, как это бывает, констатирующими чувствами [1. С. 39], то текст может подробно и точно выражать содержание познания. Точность содержания в тексте обусловлена анализирующей и синтезирующей особенностями. Слова выражают не только предметы, но и свойства и действия предметов, которые отделяются от предметов и выражаются словами подобно особым предметам. Далее в тексте действительность синтезируется из предметов, их свойств и действий. Это обуславливает эффективное познание, но привносит некоторые особенности: появляются неверные и бессмысленные выражения из-за соединения предметов с несвойственными им действиями и свойствами, а также появляются юмористические высказывания.

Приведенные особенности приводят к мнению, что речевая сфера является достаточным "субстратом" познания, в котором оно (познание) проявляется вполне, и не требуется привлекать к рассмотрению другие сферы.

Но чтобы рассуждать о содержании предложений и действительности, надо иметь возможность понимать их, ибо в понимании и состоит субъективное содержание. Возможность понимания представлена наличием множества внутренних смыслов, которые составляют компетенцию субъекта и отношение к которым и составляет понимание предмета. При развитии в обществе с младенчества в мозге и теле формируются как предварительная познанность материальные смысловые структуры (система смыслов), содержащие в кодированном виде предметы мира, их свойства, действия, связи и группировки, теоретические знания, а также словарь и грам магические механизмы. Отношения действительности к этому мощному смысловому массиву создают субъективное узнающее осознание и понимание, которые представлены в виде речевого (текстового.) процесса в унифицированных языковых формах или в виде развер-

стр. 61

нутого представления. Раскодирование познавательных процессов в субъективный чувственный вид происходит в форме отношения к целостности субъекта тех изменений (сдвигов) в микропроцессах жизни тела, которые вызваны процессами, идущими в материальном смысловом массиве субъекта.

Таким образом, наряду с открытой речевой сферой в познание входят скрытые процессы создания природой массива внутренних материальных смысловых структур субъекта, определяющих познание. Развитие материальных смысловых структур подчинено историческому развитию познания, в ходе которого у субъектов появляются материальные смысловые структуры, соответствующие новым (открываемым) теориям и законам.

Рассел говорил о том, что выражение "все люди смертны" не обосновано, а только вероятно, ибо мы верим в него на основе индукции. Но мы верим в высказывание "все люди смертны" не в силу индукции, а в силу дедукции, сложившейся исторически, которая имеет теоретический характер, выступает как способ мышления. Истинная обоснованность подобных случаев обеспечивается сложившейся материальной системой смыслов. Закон природы открывается в ходе развития познания как дедукция, обобщая множество аналогичных случаев. Так, все люди смертны, закон Архимеда действительны для всех вод и жидкостей и т. д. [2. С. 218].

* * *

Остановимся на форме и содержании речи (текста). Они относятся к разным сторонам речевого процесса.

1. Форма и содержание психического познания имеют своим источником различные субстраты. Форма отчуждена от речи, высказанной или написанной. Содержание есть нечто интимное (относящееся к телу субъекта), исходно хранящееся во внутренних материальных структурах субъекта. Осмысленность обуславливается материальным смысловым массивом, она исходит из системы смыслов субъекта и получает свое развитие как оформленная речь. Оформленность речи состоит в осуществлении ее в унифицированных формах языка, обуславливающих понимание ее другими людьми. К оформленности относятся национальные особенности речи, например, предложно-падежные формы, выражающие действия предмета или действия на предмет. К этому же относятся формы, категоризирующие содержание по роду (мужскому, женскому, среднему). При производстве письменного текста субъект

стр. 62

следит за логико-грамматической формой речи. Но это слежение не за чистой формой, а за оформленным содержанием. Движение форм речи - это движение оформленного содержания.

2. Каждая грамматическая или логическая форма может выражать множество содержаний. Так, в грамматике предложно-падежная форма "на" соответствует множеству содержаний (на катке, на лице, на улице и т. д.), касающихся событий на определенной поверхности. "Обобщенность" видов (форм) речевой деятельности обуславливает их выделенность как форм, отделенных от содержания. Наука логика эксплуатирует это обстоятельство для создания собственных разработок. Однако формы выделены не для существования формальной логики, они обобщены для экономии структурности мозга. Бесконечное количество речевых содержаний выступает через ограниченное количество форм. Это ограничение служит экономичности языка; неограниченный по структуре язык (в котором каждому содержанию соответствует своя форма) не возможен.

3. Содержание является первичным по сравнению с формой. Оно в основе своей не зависит от формы изложения. Мы можем излагать содержание другими словами. Люди разных национальностей представляют и воспринимают действительность одинаково, хотя и выражают ее в речи по разному (разные лексики и грамматики). Как субъективное явление процесс оформления содержания входит в систему смыслов, но не затрагивает первичное содержание, локализованное в ней. Это связано, по-видимому, с разноплановостью характера оформления содержания и первичного содержания объективной действительности, находящегося в системе смыслов. Оформление содержания исходит от характера практической деятельности людей. Последовательное во времени изложение действительности в речи, подобное натурным действиям, субъектно-предикатное деление речи, грамматические отношения, указывающие на определенные действия предметов друг на друга, на орудийные отношения и др. - все это можно рассматривать как средства "аранжировки" отраженной действительности практической деятельностью людей [3. С. 42].

Вопреки мнению логиков внутренняя содержательность познания, находящаяся в материальной системе смыслов, управляет речевой системой, т. е. и формой речи. В логике форма выдвигается на первое место. А. А. Ивин говорит: "Содержание мысли не оказывает влияния на правильность рассуждений. И поэтому от него следует отвлечься. Для оценки правильности существенна лишь

стр. 63

форма мысли" [4. С. 10]. Имеются в виду силлогизмы, которые представляют собой умозаключения от общего (от общеутвердительного или общеотрицательного суждения). В силлогизме связь суждений (форма силлогизма) вынуждено, необходимо вызывает выводимое заключение. Эта необходимость вывода имеет место и тогда, когда входящие в силлогизм суждения бессмысленны, например: "львы суть травоядные, коровы суть львы, следовательно, коровы суть травоядные" [5. С. 65]. Но, что важно, сам силлогизм при этом бессмысленный. Бессмысленные или неистинные посылки приводят к бессмысленности силлогизма. Это не соответствует положению о том, что содержание не оказывает влияния на правильность рассуждений. В силлогизме именно содержание играет главную роль. Реально субъект мыслит содержание, а не форму. Содержание приоритетно. Различные высказывания, имеющие одинаковую форму, выражают различные содержания. С другой стороны, когда содержанию придают разные формы, то оно по существу является прежним содержанием. Человек, не изучавший логику и грамматику, может говорить правильно, ибо выражает содержание. Ощущение слова входит в чувство понимания соответствующего предмета. О приоритетности содержания писал Д.-С. Милль, критикуя силлогизм [5. С. 94]. Он говорил, что достоверность большой посылки уже предполагает достоверность заключения. "Сократ смертен" уже предполагается в суждении "Все люди смертны". Характерно свидетельство Рассела, что в математике, для которой главное - это доказательство, рассуждения в форме силлогизма не встречаются [2. С. 219]. Силлогизм является довольно искусственным образованием логиков.

Речевое мышление характеризуется не наличием рассуждений по схеме силлогизмов, а логичностью, т. е. правильным ходом содержания. В обыденной жизни процесс опосредованного выявления неизвестного через известное с помощью логики мысли состоит, по-существу, в изъятии искомого из содержательных непрерывных связей, находящихся в материальной системе смыслов. При этом бывает, что искомое следует из известного с жесткой необходимостью. В рассказе Ж. Сименона "Старая дама из Байе" повествуется, как Мегрэ раскрыл убийство богатой тети ее племянником с женой. Врачам, свидетельствующим смерть, они предъявили тело умершей от сердечной недостаточности кормилицы племянника Екатерины. Когда прокурор спросил у Мегрэ: " Как Вы догадались о Екатерине?", тот ответил: "Тут простая логика. Не могли врачи осматривать труп Жозефины Круазье". Но существует обширная сфера, где

стр. 64

доказательства, в которых логичность выступает как вынужденное следование содержания, являются типовым случаем. Это сферы теории, точных наук, в которых оперируют идеальностями. Идеальности имеют отношение к реальной действительности. Это или схема, отрешенные от материальной действительности, или пределы отношений действительности. В математике имеются сложные идеальности, описывающие определенные стороны действительности (например, количество). Сложные идеальности выступают в виде математических структур, представленных в тексте как преобразование символов, за которыми стоят внутренние материальные смысловые "картины" системы смыслов математика.

Особенностью идеальностей является то, что они есть произведения человеческого ума, созданы человеком и введены в познание. Поэтому их существование в теориях предъявляется в виде доказательств. Если в материальной действительности существование предметов состоит в их реальных связях с другими предметами, то в теории, оперирующей идеальностями, существование может предъявляться в виде доказательств с необходимыми следованиями содержания.

* * *

Рассуждение (мышление) не состоит в движении формы, оно состоит в движении оформленного содержания, источником которого являются структуры во внутреннем материальном смысловом массиве субъекта. При производстве высказываний, при речевом мышлении ведущую роль играет внутреннее материальное смысловое наполнение системы смыслов. Логичность, логика мысли есть развертывание, следование во времени внутренней материальной смысловой "картины", возникшей в системе смыслов из ее наполнения. Для смыслового наполнения системы смыслов характерны возможности самых различных связей. Связаны различные предметы в соответствии с их включенностью в деятельность или ситуацию, физически, геометрически однородные предметы и др. Опираясь на целостность субъекта, личностно-смысловая система может выделять и группировать смыслы на определенную тему, настраивать и актуализировать весьма широкую область определенной содержательности.

Рассмотрим случай, когда субъект должен сказать важную речь. Как целостность субъект при этом охвачен эмоциональной напряженностью, которая является двигателем в производстве си-

стр. 65

стемы высказываний (текста). Она преобразует систему смыслов, выделяя в ней смыслы, соответствующие высказываниям, связывая их с лексическими и грамматическими механизмами. Цепь высказываний разворачивается во времени. Субъект чувствует целостность содержания речи и контролирует ее (чувственно), сопоставляя с этой целостностью содержание высказываний. В то же время речевые движения в теле субъекта могут, через изменение процессов жизни тела, вызывать субъективную содержательность текущих высказываний.

Содержание играет ведущую роль и в таких специально разработанных математиками и логиками случаях (строгие аксиоматизированные системы), в которых, как кажется, вообще обходятся без содержания; текст излагают как чистую логику, открытую разным содержаниям (интерпретациям). Преподаваемая в средней школе геометрия содержательна, она рассматривает фигуры и тела и исходит из содержательных (представляемых) идеальностей. Это точки, не имеющие размеров, прямые идеальной прямизны, не имеющие сечения, и плоскости, не имеющие толщины и обладающие идеальной плоскостью. Доказательства о свойствах фигур и тел основываются на аксиомах, представляющих собой простое содержательное отношение идеальностей (например, через две точки можно провести одну прямую).

Иное дело - строгая аксиоматизированная система геометрии: в ней содержательности явно отсутствуют. Когда такая система построена в виде системы доказательств, она оказывается отделенной от содержательной стороны и существует в виде логических связей между нераскрытыми словами "точка", "прямая", "плоскость", "между", "движение". Говорят: под основными понятиями (словами) можно понимать что угодно, удовлетворяющее аксиомам [7. С. 42].

Но существенно, что при построении такой системы также невозможно обходиться без содержательных объектов и отношений, воображаемых в виде представлений и чертежей. Говорят, что их используют в качестве "строительных лесов", которые затем отбрасываются [7. С. 50]. Это и есть та содержательность, на которой основана строгая аксиоматизированная система. Когда мы при разборе этой системы читаем "точка", "прямая", мы представляем себе содержательные идеальности. Читая об акцидентности точки и прямой, мы представляем прямую проходящую через точку, или точку, лежащую на прямой и т. д. И система выступает вполне содержательно. С другой стороны, она выступает как чистая ло-

стр. 66

гика. Это связано с двойственностью речи. С одной стороны, речь входит во внутренние скрытые процессы материальных смысловых структур, поэтому она содержательна, с другой стороны, она выступает как вынужденное изменение внешних материальных предметов (слов и их систем), отторгнутых от субъекта. Скрытые содержательные смысловые процессы управляют производством текста и обуславливают его субъективное содержание, а также (при строгой аксиоматизированной системе текста) субъективную логику, которая прочитывается в тексте.

Подобно этому математика, оцениваемая односторонне, выступает исходящей из логики. Логика доказывает, что "4" означает то же, что "2 + 2". Рассел говорил, что математические знания не эмпирические и не априорные, они просто знания словесные, имеют такую же природу, как и истина, что в ядре три фута [6. С. 346]. Давая такую характеристику математике, мы выражаем тот факт, что она есть произведение человеческого ума, но неверно понимать этот ум как нечто только субъективное. Математика не может не выходить за пределы логики. Она имеет собственное содержательное "тело", а математики имеют внутренние материальные смысловые механизмы. Хотя во внешнем (речевом) выражении математика и может выступать как логика. Необходимо считать, что математические знания априорны, подразумевая под априорностью внутренний аппарат познания субъекта, создаваемый историей и удерживающий математику при реальности [8. С. 94].

Чисто логическое изложение аксиоматизированных систем не бесполезно, оно исключает возможные нестрогости и служит обоснованию математики, но подобная геометрическая система, по-существу, исключает пространство из геометрии. Известный математик академик В. И. Арнольд в статье "Победное шествие антинаучной революции" (Известия от 23 февраля 1999 г.) пишет: "В середине двадцатого века сильная мафия левополушарных математиков сумела исключить геометрию из математического образования... заменив содержательную математику тренировкой в формальном манипулировании абстрактными понятиями".

По нашему мнению, формальная логика имеет незначительное отношение к практике мышления человека и не объясняет механизмы содержательного мышления.

* * *

Можно выделить как особое проходящее в теле и мозге субъекта (ученого) субъектное или психическое познание. Субъектное или

стр. 67

психическое познание подчинено историческому процессу общественного познания, включено в него [8. С. 86]. Но субъективное познание выступает как особый вид познания, основывающийся на развитии человеческого мозга, обладает характерными особенностями: субъективностью, чувственностью, а также макросмысловостью восприятия. Под субъективностью следует понимать тот факт, что предстоящее субъекту (воспринимаемое, представляемое, мыслимое) есть нечто свойственное субъекту, неотъемлемое от него. Чувственность есть ткань субъективной содержательности, обусловленная процессами жизни тела субъекта. Чувственность, свойственная всему психическому познанию, есть отнесение к целостности субъекта отклонений внутренних процессов жизни тела субъекта, вызванных процессами в материальном смысловом наполнении. Макросмысловость состоит в том, что восприятие и представление выражает определенный макроаспект природы, изоморфный непосредственным действиям субъекта (руками).

Содержание субъектного познания имеет две части или уровня.

1. Открытая наружу содержательная текстовая часть познания, являющаяся предметом мышления и понимания, выступает в виде чувственно-двигательных моделей действительности, представленных речевыми процессами.

2. Скрытая, внутренняя часть познания, представленная материальными смысловыми структурами тела и мозга субъекта (системой смыслов), кодирующими предварительно познанную содержательность познания. В отличие от открытой части познания субъективная сторона скрытой части проявляется не как связная содержательность, а в виде констатирующих несодержательных чувств (в частности, чувства осознанности), свидетельствующих о наличии внутренних смыслов осознанности, но не говорящих о том, каково содержание этих смыслов.

Текстовая часть науки, являющаяся собственно наукой, является общей для общественного и субъектного познания. Она может выступать как бы отделенной от субъекта, как бы существующей объективно. Но она понимаема субъектом, субъектна, а понимаемость связана не только с действительностью и структурой науки, но и основывается на внутренних материальных смысловых структурах субъекта, сложившихся в ходе его развития.

Текстовая часть познания характеризуется и содержательной, и формальной логикой. Неформальная, содержательная логика понимания и последовательного изложения текста - это логика

стр. 68

математики, физики, биологии и пр. Это логика реального мышления, в котором главную роль играет определенное содержание. Такое содержание отсутствует в обобщенных законах, излагаемых наукой логикой. Возьмем логический закон последовательности: если из A следует B, а из B следует C, то из A следует C. Здесь отсутствует главное: как из одного следует другое. Это главное состоит в реальном мышлении определенного содержания. При реальном (а не представленным логикой) мышлении содержание определяется внутренним материальным смысловым наполнением субъекта, в котором кодированы мысли, излагаемые последовательно. Речевая система подчиняется материальной системе смыслов, которая вызывает речевое отражение в виде разворачивания во времени материальной смысловой "картины" в последовательность речевых действий. Содержание мысли не зависит от национального языка, ибо отражает во времени "картины" материальной системы смыслов.

Текст не только выражает содержание, изучаемое данной наукой, что связано с содержательной стороной субъективного познания, он также отражает особенности жизни и практической деятельности людей, в частности способы выразительности мыслей при общении. Последнее, как реальное действие, заключено в формах мысли и может выражаться формальной логикой, отделенной от содержания. Таковы, по существу, фигуры силлогизма, формы которых являются формами выразительности.

Материальное смысловое наполнение субъекта является источником действий и познания субъекта и определяет особенности субъективного выражения действительности. Материальные структуры мозга и тела не являются содержательно нейтральными структурами, они несут в кодированном виде конкретную и теоретическую содержательность ("картины") действительности (система смыслов), а также стремление (напряжение) к познанию (личностно-мотивационная система).

Субъектное познание может обсуждаться особо. Основные вопросы - здесь: что представляет собой материальное смысловое наполнение субъекта? Как кодированы материальные смыслы? Как процессы, идущие в системе смыслов обуславливают познание и особенности субъективного выражения действительности? В настоящее время обсуждение этих вопросов возможно только в виде теоретических предположений, ибо материальные смысловые структуры не выделяются исследователями мозга, которые подавлены сложностью электрохимических процессов, идущих

стр. 69

в мозгу. Обсуждение материальных смысловых структур мозга и тела субъекта требует понимания целостности как важнейшей особенности организма.

Можно предположить, что смыслы не могут существовать в материальной системе смыслов в виде отдельных ячеек, так как в таком виде смысл не может быть активным, самопроизвольно взаимодействовать с другими смыслами. Отсюда следует, что смысл есть производное целостности. Смысловость неотъемлема от целостности, это есть особое состояние целостности. Целостность субъекта, выражающаяся через эмоциональную напряженность, приводит в связь и движение частные смыслы.

Субъективная сторона психического познания представлена пониманием, которое с помощью языковых образований (текста) выделяет предметы и их связи (обычно понимание называют "сознанием"), а также сознанием и другими констатирующими несодержательными чувствами, которые входят и в понимание и в "дежурное" сознание ("подсветка" действительности без выделения предметов). Все это основывается на материальном смысловом наполнении, которое "замыкает" субъекта как особый мир.

Остановимся на вопросе: является ли действующее психическое (реальное, а не воображаемое) идеальным? На первый взгляд кажется, что это так. Действительно, образ, мысль представляются как нечто особое, нематериальное, существующее наряду с объективной действительностью и выражающее ее содержание. Но в действительности образ, мысль есть нечто понимаемое, переживаемое (содержание и состоит в определенной понимаемости), т. е. неотъемлемо от субъекта. Образ, мысль не есть особое идеальное образование: они создаются внутренними материальными смысловыми структурами, обуславливающими состоятельности понимания. Но они и не материальны. Таким образом, то, что в реальном психическом представляется идеальностью, должно называться субъективностью. Что касается нашей оценки образов, мыслей как идеальных, то это есть наш способ выражения их как особых объективноподобных образований. Выражение образов, мыслей подобно особым предметам требуется нашей жизнью в обществе. Но это представление не отвечает психическому познанию как субъективному выражению действительности. Познание это не зеркальное отражение уже существующего содержания, находящегося в предметах, это не отражение действительности, а, скорее, преобразование ее. Поэтому за субъектным психическим познанием стоят сложные материальные смысловые преобразова-

стр. 70

ния во внутренней материальной личностно-смысловой системе субъекта, создающие субъектные модели действительности.

* * *

Можно выделить два вида субъектного познания. Первый вид связан с тем, что содержательность открытой части непосредственно определяется внешней действительностью, которая познается соответствующими науками (география, зоология, отчасти химия, физика и др.). Второй, наиболее загадочный вид познания, характерен тем, что его открытая часть в основном назначается субъектом в виде идеальных конструкций. Идеальности есть не существующие в действительности содержания, создаваемые субъектом и вводимые им в познание. Сразу надо отметить, что назначение идеальности субъектом не является произвольным, за ними лежит скрытая часть познания, и они возникают в ходе исторического развития познания. Примером второго вида познания является математика, в которой идеальности представлены в виде развитых математических структур.

Математические структуры, являющиеся возможностью доказательств и преобразований (операций), составляют открытую, текстовую часть математики. Для чистой математики характерно, что математические структуры, с одной стороны, "назначаются" математиком-первооткрывателем и включаются в систему доказательств, являются источником доказательств. С другой стороны, математические структуры могут являться источником преобразований по определенным существующим правилам. Эти правила применяются в приложениях математики. Математические структуры назначаются математиком в предвидении возможностей доказательств и операций. Они исходят из исторически сформировавшейся внутренней материальной смысловой "картины" в системе смыслов математика и затем понимаются на основе этой "картины".

Необходимо подчеркнуть, что математика исходит из головы человека создаваемой действительностью, а не из действительности непосредственно. Гейтлинг говорит: "Для математической мысли характерно, что она не выражает истину о внешнем мире и связана исключительно с умственными построениями" [10. С. 249].

Математика обладаем мощными возможностями применения в науках, ее аппарат подчас производит открытия, неожиданные для субъекта, и как бы независимо от него.

стр. 71

Математика обладает мощными возможностями, поскольку она дает иную по отношению к обслуживаемой науке содержательность, исходящую из специфического развития мозга человека. (А. Пуанкаре говорил, что математиками не делаются, а рождаются [11. С. 159].)

Содержание чистой математики характеризуется весьма общей, подчас многоступенчатой абстрактностью (абстракция от абстракции). Математика абстрагируется от природы объектов, а также от конкретного содержания отношений между ними; для нее важна лишь сама структура отношений. Такая содержательность может "опускаться" до содержания более конкретных приложений математики.

Математическая мысль бывает свободной от отнесения мыслимого к реальному времени и пространству, она может располагать им так, будто мыслимое существует в неком бесконечном времени и пространстве. А. Пуанкаре относил к могуществу разума способность "постичь бесконечное повторение одного и того же акта, если этот акт оказался возможным однажды" [11. С. 18].

ЛИТЕРАТУРА

1. Пучинский В. М. Материальные смысловые отношения в психическом познании // Философские исследования. 2006. N 2.

2. Рассел Б. История западной философии. Т. 1. М., 1998.

3. Пучинский В. М. О субъективности психического // Философские исследования. 2005. N 3 - 4.

4. Ивин Л. А. Логика. М., 2001.

5. Челпанов Г. И. Учебник логики. М., 1946.

6. Рассел Б. История западной философии. Т. 2. М., 1993.

7. Костин В. И. Основания геометрии. М., 1948.

8. Пучинский В. М. О теоретическом познании и логике // Философские исследования. 2006. N 3 - 4.

9. Пучинский В. М. К общей схеме механизмов субъективного психического. М., 2004.

10. Рузавин Г. И. О природе математического знания. М., 1968.

11. Пуанкаре А. О науке. М., 1983.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/О-ФОРМЕ-И-СОДЕРЖАНИИ-ТЕКСТА

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Galina SivkoContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sivko

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. М. Пучинский, О ФОРМЕ И СОДЕРЖАНИИ ТЕКСТА // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/О-ФОРМЕ-И-СОДЕРЖАНИИ-ТЕКСТА (date of access: 12.11.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - В. М. Пучинский:

В. М. Пучинский → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Galina Sivko
Краснодар, Russia
1503 views rating
14.09.2015 (1520 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Событие №-105 --- Знаковое событие небесно-информационного характера нашего времени - это появление ночью в саду одного из жилых домов городка Донкастер необычно яркого белого светового шара неизвестного происхождения. (Англия.2019 г.) Событие №-106 --- Знаковое событие небесно-информационного характера нашего времени - это появление в небе над северными районами Калужской области необычного атмосферного явления.(Россия.2019 г.) Событие №-107 --- Знаковое событие природного характера нашего времени - это появление на берегу реки Пене портового городка Вольгаст несколько тонн мертвой рыбы без головы.(Германия.2019 г.)
Catalog: Философия 
14 minutes ago · From Ваха Дизигов
Рассматривается гипотеза образования лёгких ядер посредством гравитационного взаимодействия. Гипотеза будет основана на сохранение энергии структурной единицы энергии частицы при расширении Вселенной и сохранение нуклонов во Вселенной при расширении. Гравитационный потенциал Вселенной обеспечивает своей энергией, однозначность частиц материи, нейтрон, протон, электрон и позитрон. Фотон, результат взаимодействия, частиц
Catalog: Физика 
3 days ago · From Владимир Груздов
Рассматривается сравнительные определения Большого Взрыва и Нейтронной Вселенной. Различия заключаются в образовании и существовании нуклонов в своём развитии. Место нуклонных ядер в развитии расширяющей Вселенной. Роль гравитационного взаимодействия между нуклонами в процессе расширения Вселенной. Синтез и распад ядер нуклонных объектов.
Catalog: Физика 
3 days ago · From Владимир Груздов
1 ноября 2019 года в Российском государственном университете правосудия при Верховном суде РФ состоялся научный семинар на тему «Международное право, национальное и международное правосудие и национальный суверенитет на примере взаимодействия стран в Южно-Китайском море».
4 ноября, в рамках 35-го саммита Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) Вьетнам официально принял от Таиланда председательство в АСЕАН, которое начнётся с 1 января 2020 года и продлится один год. Ожидается, что председательство в АСЕАН предоставит Вьетнаму возможность для дальнейшего укрепления роли и позиций страны не только в Юго-Восточной Азии, но и на международной арене. 2020 год считается ключевым годом процесса реализации видения АСЕАН до 2025 года.
ЖИВАЯ ИГРА - ЭМОЦИИ И КОМФОРТ (на примере казино Вулкан в Интернете)
Catalog: Лайфстайл 
4 days ago · From Россия Онлайн
Экономическая цивилизация как-то незаметно превратилась в среду обитания человечества как воздух, которым дышат, а часто и не могут надышаться. Есть весомые основания считать, что это не воздух, а «веселящий газ», ведущий к эйфории мировой социум, но как всякая искусственность, в конечном итоге, пагубный для него. Такая ситуация, в которой находится человечество, требует глубокого осмысления. Путеводителем осмысления заявляет себя и метатеория хозяйствования, с подтверждением права на подобные полномочия.
Catalog: Экономика 
5 days ago · From Алекс Ральчук
От момента своего возникновения в древности, когда экономику относили к сфере этики и теперь, с ее превращением в новейшую технологию «умения жить», между ними образовался разрыв не только по времени, а и по содержанию, и целевой направленности. Не есть ли такая эволюция экономики и экономического знания (теоретической экономии) одним из признаков назревающего цивилизационного кризиса? Не необходима ли здесь принципиально иная теоретическая экономия, которая относительно существующей будет восприниматься весьма эпатирующе – подобно «черному лебедю» (у Н. Талеба)?
Catalog: Экономика 
6 days ago · From Алекс Ральчук
ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ ДО И ПОСЛЕ 25 ОКТЯБРЯ 1917 ГОДА
7 days ago · From Россия Онлайн
АКТУАЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ
7 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
О ФОРМЕ И СОДЕРЖАНИИ ТЕКСТА
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones