Libmonster ID: RU-9208

Психические явления (образы, мысли), а также познавательные явления (идеи, нормы, значения) могут рассматриваться как включенные, подобно другим явлениям, в общественную жизнь, в которой они обретают черты объективности, независимости от субъекта. Здесь они получают как бы вторую жизнь наряду с субъективным существованием. Главной особенностью психического является его субъективность, выражающаяся в том, что психическое не выступает непосредственно за пределами субъекта, недоступно стороннему наблюдателю. Внутренняя присущность является невыразимой стороной субъективного психического, другой стороной которого является выражаемая, предстоящая субъекту содержательность. Воспринимаемая или представляемая содержательность, натурная или теоретическая, выступает как отделенная от субъекта, "чуждая" ему. Но в действительности неотделимость и отделимость психического от субъекта не являются несовместимыми.

С одной стороны, хотя внутренняя присущность психического субъекту не воспринимаема и не представляема, однако она может даваться субъекту либо как переживание, либо с помощью констатирующих чувств, регистрирующих те или иные моменты психики, но не раскрывающих содержание их. Отметим, что субъекту необходимо располагать несодержательными моментами психики, ибо они могут играть большую роль в его внешней жизни. Так, реальные напряжения и давления (в теле субъекта) к определенным действиям вызывает их, а не слова сами по себе, выражающие эти действия. С другой стороны, содержательность психического

стр. 81

выражает предметы действительности вне тела или сознания субъекта.

В жизни субъект может понимать собственное психическое или констатировать невыразимые переживания себя. Но чаще воспринимается реальный вещественный предмет или предмет теоретический (словесный) с его качествами ощущаемыми и структурными. Реальный предмет воспринимается во внешнем субъекту пространстве как подлежащий тем или иным реальным действиям субъекта. Теоретический предмет воспринимается вне субъекта ("вне сознания), как подлежащий тем или иным умственным операциям. При восприятии, представлении предмета Я может не переживаться, а выступать в виде реальной позиции. Таким образом, субъективное психическое и не предстоит и предстоит субъекту. Оно есть непосредственная присущность субъекту натурных или теоретических предметов и смыслов, как неких чуждых (несовпадающих с субъектом) факторов.

Субъективное восприятие действительности характеризуется рядом особенностей. Во-первых, субъективное психическое, взятое в целом, не наблюдаемо. Этот факт отмечается исследователями. "Очевидно, что сознание индивида, равно как образ воспринимаемый им реально, не дано постороннему наблюдателю" [1. С. 8]. Во-вторых, содержание воспринимаемого и представляемого в той или иной мере имеет качество объективной необходимости, так как содержание входит в поведение или деятельность, или включено в широкую теоретическую систему. В третьих, в содержание субъективного психического входит не только выразимое содержание, но и содержательные невыразимые моменты, например, констатирующие чувства, не имеющие открытого содержания. Эти особенности, т.е. ненаблюдаемость, необходимость содержательности психического, наличие в содержательности несодержательньгх моментов свидетельствуют о том, что существование субъективного психического в материальной структуре субъекта не может быть представлено непосредственно, т.е. в виде образной картины, а может быть воспроизведено только опосредовано, теоретически, как объяснение.

Поскольку субъективное психическое есть непосредственная присущность субъекту, существует стремление эмпирически выразить субъективное психическое, что проявляется в виде представления его как идеальности. Идеальное психическое представляется как самосуществующее невещественное содержание, совсем не связанное ни с какими материальными процессами и механизмами, хотя оно, якобы, локализовано в мозге субъекта.

стр. 82

Представление об идеальности психического имеет определенное значение, условно обозначая наш внутренний мир, выделяя его как особое существование. Это представление, однако, ничего не дает для выяснения того, как субъективное психическое рождается структурами и процессами субъекта и даже изображает его как необъяснимое через них.

Представление об идеальном психическом возникает не в реальных жизненных отношениях, а только тогда, когда субъект стремится понять как психическое существует в субъекте. Субъективное психическое представляется как идеальное, поскольку субъект не воспринимает внутренние материальные механизмы, порождающие его. Главной активной стороной познания является сложившийся субъект, он создает психическое. Его внутренние материальные структуры и процессы производят субъективную содержательность действительности. Воспринимая и представляя внешнюю действительность, мы воспринимаем ее содержание (структурность, свойства, качества и отношения) объективно включенным в действительность, принадлежащем ей. Но мы можем осознать, что содержание действительности есть явление понимаемое, переживаемое; содержание собственно и состоит в понимаемости и переживаемости, т.е. осознавать, что содержание принадлежать мне (субъекту). При восприятии содержательности как принадлежащей действительности, мы можем связывать это содержание с материальными процессами действительности как фактором, порождающим субъективное содержание. Иное дело в случае осознания содержания как принадлежащего субъекту, когда мы не знаем внутренних материальных механизмов, создающих понимание, переживание. При этом содержание действительности, находящейся в субъекте, создается нашим умом (воображением) как существование, независимое от материальности. По сути дела, мы в субъекте локализуем не содержание действительности, а невещественное содержание вообще. Представляя психическое идеальным, мы можем называть его невещественным содержанием, но это не определенное содержание, а содержание вообще, которое не обладает определенной причинностью и качеством объективной необходимости. Представление об идеальности психического подобно художественному образу: оно выступает как определенный предмет (содержание), но является обобщением.

Представление о психическом как идеальном, т.е. явлении невещественном, принципиально отделенным от материальных процессов и механизмов, поддерживает беспрецедентное мнение о

стр. 83

принципиальной необъяснимости субъективного психического через внутренние материальные процессы. Так, Шеррингтон говорил, что вопрос об отношении ума и мозга совершенно лишен подхода к нему [2. С. 496]. И. М. Сеченов писал: "Сущность психических явлений, насколько она выражается сознательностью, останется во всех без исключения случаях непроницаемой тайной" [3. С. 243]. В наше время, например, специалист по когнитивитике профессор Т. В. Грановская говорит: "Если всерьез, я, признаться, не верю, что нам когда-нибудь удастся понять, что такое сознание и как работает мозг" [4].

Такое мнение связано с определенным подходом к изучению психического. При изучении психики субъекта обычно подразумевают, что мозг является единственным содержателем психического, тело исключается из участия в производстве психического. Существует даже мнение, что тело субъекта "является частью окружающей среды" [5. С. 158]. Однако невозможно понять, как дискретные связи между клетками мозга создают непрерывную содержательность психического, которая к тому же представляется идеальной, т.е. несоизмеримой с материальными процессами. В связи с этим говорят, что если будут известны все связи клеток мозга, то мы не будем знать "что с ними делать" [4]. Ввиду такого мнения о безнадежности познания субъективного психического надо полагать следующее. Во-первых, материальные процессы субъекта, производящие психическое и сознание обуславливаются не одним мозгом, а целостностью мозг-тело. Во-вторых, то что называют сознанием не идеально (идеальным оно только воображается), а субъективно, существенно присуще субъекту и является качеством или стороной материальных смысловых процессов субъекта.

Остановимся на этом. Надо полагать, что важны не только связи между клетками мозга, но существенны связи между мозгом и телом субъекта. Субъективное психическое невозможно без сложного управляющего действия нервной системы. Однако мнение о том, что ощущения зарождаются в рецепторах и проявляются как субъективные ощущения в клетках коры головного мозга [5. С. 134], неспособно объяснить психическое как субъективное явление. Ибо при этом не находится места для той основы, при отсутствии которой невозможно субъективное отражение. Такой базовой "чувствилищной" основой является сам способ существования, как проживание, неотъемлемое от субъекта, и как необходимость (напряжение) движений его тела Материальный субстрат психического не свидится к мозгу, он представляет собой неразъемную

стр. 84

"пару" мозг-тело. Имеются данные о весьма тесных связях тела с корой мозга. Отмечено также представительство тела в других областях мозга [6. С. 51 - 54].

Не лишено вероятности предположение о том, что мозг сам по себе вообще не включает содержательность психики, он лишь управляет телом, производящим содержательность. Можно предположить, что мозг включен в тело через совокупность процессов жизни тела, а действует на тело, управляя им, производящим содержательность познания. Первоначальная чувственность познания свойственна, по-видимому, самому живому веществу тела. Отклонения в микропроцессах жизни тела могут вызывать чувственность как присущность субъекту (переживание) и как напряжение, давление к действиям. Об этом, по-видимому, говорят некоторые факты независимости чувствований тела от нервной сети. Полагают, что "специфические нервные окончания не являются необходимыми для восприятия различных модальностей стимуляции" (прикосновение, тепло, холод, боль) [5. С. 186]. Обнаружены случаи независимости болевой чувствительности от нервной сети. "Можно указать много... примеров, когда уменьшение иннервации кожи приводило к болевой чувствительности". Если преградить доступ крови к какому-либо участку, то малейшее прикосновение к нему вызывает сильную боль, хотя пороги рецепторов не могут понижаться при отсутствии кислорода [5. С. 207]. Можно полагать, что исходная чувственность свойственна живому телу, но организуется в определенные модальности, в чувственные образования под воздействием изменений и смещений в теле, вызванных мозгом, нервной системой. Целостность образования мозг-тело включена во внешнюю действительность.

* * *

Остановимся на Я субъекта. Подобно тому, как воображается существующее независимо от материальности идеальное психическое, воображается и Я психическое, как противостоящее действительности духовное образование. Благодаря переживанию себя, Я психическое может являться как запредельная невыразимая (недостигаемая) позиция, которой предстоит и внешняя и внутренняя (самого субъекта) действительность. Мы воспринимаем субъективное психическое Я, исходя из невыразимых переживаний внутреннего состояния, на которое накладывается содержательность сложного Я. Содержание Я психического выступает в следующих

стр. 85

моментах. Как источник психического при восприятии натурного предмета, объективность которого чувствуется как возможность механических действий с ним. Психическое может выступать как свойственное субъекту постоянно, все время, благодаря памяти о прожитом, прошлом. Мы можем воспринимать свое настроение и физическое состояние. Содержание Я психического состоит в обобщенном чувствовании этих моментов.

Поскольку субъективное психическое не идеально, а субъективно, т.е. психическое всегда содержится материальными процессами, то следует подчеркнуть значимость материальных процессов субъекта, на которые падает вся сложность психического. Особенностью психического познания является то, что в него входит наличие содержания познания в виде внутренних материальных структур мозга и тела субъекта. Можно сказать, что в человеческое познание, которое кажется существующим лишь в сфере субъективности и осознания, входит процесс познания, который можно назвать материальным. Материальное смысловое наполнение субъекта является моделью действительности. Главное в познании состоит в процессах материального смыслового наполнения. Все чудесные особенности субъективного психического обусловлены сложностью и необычными особенностями материальных структур субъекта.

Надо полагать, что психическое познание создаётся "Я материальным", которое стоит за нашим представлением о Я психическом. Запредельность Я психического состоит в исходе психического из Я материального, которое представляет собой целостность субъекта. Материальная целостность субъекта (материальное Я) является познающим образованием, противостоящим познаваемой действительности. Это обусловлено тем, что материальная целостность субъекта включает множество возможностей создания содержательностей, охватывающих диапазон познания действительности. Целостность субъекта, создаваемая живыми структурами мозга и тела, представляет собой особый мир, в котором совокупность содержательностей рождает новое определенное содержание, существующее относительно структур целостного субъекта В целостность субъекта, при развитии субъекта, включается в виде специфических материальных структур (мозга и тела) мир (внешний и внутренний) и поэтому она противостоит внешней и внутренней действительности и может субъективно выражать ее. Раскодирование материального смыслового наполнения в виде субъективной содержательности происходит под действием целостности субъекта при взаимодействии ее наполнения с познаваемой

стр. 86

действительностью. При сопоставлении собственного предметного наполнения с предметной действительностью возникает узнающее предмет понимание. Материальная целостность субъекта характеризуется двумя сторонами, с одной стороны она, как целостность, включена во внешнюю (социальную) жизнь, а с другой, она содержит внутреннее материальное смысловое наполнение. Субъект включен во внешнюю жизнь. Настрой целостности субъекта на деятельность, познание возникает при воздействии социальной или внешней среды в соответствии с прошедшей, настоящей или будущей ситуации. Так, важным моментом, подчиняющим действия ученого, является масса текстов, находящихся в обществе.

Внутреннее материальное смысловое наполнение субъекта состоит из двух частей - из личностно-мотивационной системы и материальной системы смыслов. Мотивационная система определяет субъект, как ответственную и содержательную личность, и содержит кодированные материальными структурами ограничения, требования и нормы социальной и внешней жизни, определяющие необходимость деятельности и познания и возбуждающие систему смыслов. Прежде чем психическое выступает в виде субъективной содержательности, оно в виде априорной возможности формируется в материальной системе смыслов. Нет сомнения, что в субъекте содержится именно материальная, а не идеальная содержательность, ибо она сохраняется тогда, когда субъект не мыслит. Можно полагать, что в материальной системе смыслов субъекта в кодированном виде исходно содержатся предметы действительности, их свойства, действия и отношения, теоретические положения, знания об особенностях самого субъекта и другие образования. Целостность субъекта обладает творческими возможностями, основывающимися на смысловом наполнении. Субъективные образы не существуют отдельно, они всегда входят в более широкую систему содержательности текста, речи. Соответственно следует полагать, что кодированные образы, мысли материального смыслового наполнения представляют собой некие целостные системы, входящие в целостность субъекта. Материальные основы психического представляют собой протяженные иерархические системы, которые могут простираться вплоть до всего материального наполнения субъекта Целостность, обобщение является важнейшей особенностью как субъективного психического, так и его материальных основ [7. С. 103]. Существует мнение, что каждая совершенно малая часть психического содержания ("восприятие-квант") содержательна и сопоставляется с соответствующим коротким отрезком материаль-

стр. 87

ных процессов субъекта [8. С. 284]. Но субъективное психическое содержание не может существовать как малый отрезок ("квант"). Оно содержательно, поскольку является целостным образованием, входящим в более широкую целостную структуру. Понимание предмета состоит в связывании его с другими предметами, свойствами и процессами, в которые он включен. Поэтому в материальном смысловом наполнении субъекта кодированный предмет существует в широкой материальной смысловой целостной системе. Создаются материальные смысловые "картины" действительности, входящие в более широкие смысловости. Эти "картины" декодируются в протяженную во времени субъективную содержательность.

Существует разделение целостности субъекта на Я воспринимающее (мотивационная система) и Я понимающее (включает материальную систему смыслов). Роль Я воспринимающего играет материальная целостность субъекта, в которой Я понимающее выделяется как часть ее. В общей материальной целостности субъекта выделяется другая, подчиненная целостность, которая, будучи целостностью, противостоит общей целостности (как ее "элемент"), хотя и входит в нее. Первоначальное психическое является замыслом (что делать), создаваемым Я воспринимающим, однако подробность действий (как делать) привносится системой смыслов системой смыслов.

* * *

Остановимся на содержательности материальной системы смыслов, которая выше поначалу определена как набор образов, мыслей, чувств. Отметим предположительно особенности материального содержания на примере системы смыслов.

1. Материальная система смыслов не совпадает с материальной системой памяти. Субъект может забыть свою прошлую жизнь, забыть себя, однако при этом он не теряет возможность понимать и осознавать действительность и сохраняет свои прошлые навыки.

2. Сам по себе воспринимаемый предмет или действие не имеют смысла, они имеют тот или иной смысл постольку, поскольку включены в ту или иную субъективную смысловую систему, которая основывается на внутренней материальной системе смыслов. Смыслы субъективного психического исходят из материальной системе смыслов. Активное функционирование субъекта возможно на основе использования всей материальной содержательности системы смыслов или отдельных общностей содержательности.

стр. 88

Материальная содержательность системы смыслов непрерывна, не имеет изначальной дискретной определенности в виде независимых смыслов и предметов. Предметная определенность строится на непрерывном множестве связей различных предметов друг с другом. Под воздействием целостности субъекта в материальной систем смыслов выделяется множество связей данного предмета с теми, которые составляют смысл данного предмета, соответствующий внешней ситуации. Множества, составляющие смысл, сопоставляются с более широкой системой, входящей в целостность субъекта и субъективно воспринимаются как осмысленность предмета. Отдельные внешние действия впечатляют систему смыслов субъекта, поскольку они поступают в ту или иную широкую материальную смысловую систему, начинают содержаться ею.

3. Материальное смысловое образование системы смыслов субъективно воспринимается в специфическом виде. Воспринимается факт обеспеченности субъективной содержательности субъекта внутренней материальной содержательностью системы смыслов, но при этом не воспринимается это материальное содержание. Существует множество констатирующих чувств, указывающих на наличие внутренней содержательности, но не раскрывающих ее [7. С. 88]. Констатирующие чувства отражают отношение субъективной содержательности к внутренним материальным смысловым структурам и взаимоотношения этих структур. Это как бы выражение познания со стороны материального смысла, оно несодержательно указывает на содержания смысла (предмета). Благодаря констатирующим чувствам данный смысловой узел субъективно воспринимается как целостность. Примером констатирующего чувства служит сознание предмета. Обычно под сознанием подразумевается всякое субъективное осознаваемое понимание. Мы полагаем, что сознание есть несодержательная часть осознаваемого понимания. Сознание предмета можно определить как совмещенное с восприятием, представлением, мышлением несодержательное чувствование возможности различных действий с предметом (действий представления, мысленных, речевых) без указания на то, каковы эти действия. Это род обобщенного действия субъекта, охватывающего предмет одновременным (параллельным) несодержательным чувствованием возможности различных действий с ним без указания этих действий. Несмотря на отсутствия содержания в субъективной стороне констатирующего чувства, в частности, в осознанности, они действенны, значимы, ибо отражают действительные, т.е. материальные, возможности психического познания субъекта.

стр. 89

Субъективное психическое выступает в виде сознательного понимания. Понимание дает определенную линию предмета в виде его признаков и свойств. Сопровождающая понимание осознанность свидетельствует о том, что понимание всегда может быть расширено, т.е. могут быть истолкованы, интерпретированы составляющие понимания и само понимание.

Помимо констатирующих чувств внутренняя материальная содержательность отличается и иным от выраженной в речи, тексте субъективной содержательности. Это проявляется в том, что, по существу, одно и то же субъективное содержание может быть изложено разными словами и в разном порядке. Так, теорию можно излагать, начиная с общего или начиная с частностей. Различные субъективные изложения данного содержания свидетельствуют, по-видимому, о неполноте (незаконченности) материального содержания, требующего для своего завершения внешней (общественной) жизни. В обществе складываются определенные требования к изложению текста, возможно более удобного для понимания. Кроме того, играет роль ориентации и направленности теории, в которую включен отрезок текста.

* * *

Можно предположить, что субъективная чувственность появляется у развитых сложных организмов. Рассмотрим боль, которая бывает связана с разрушением жизни. Можно предположить, что у низших организмов и животных, включая насекомых, боль не субъективна, а объективна, не выделена как особое, а слита с организмом. При ранении насекомого боль не чувствуется, она состоит в напряжении материального тела, вызывающего убегание. Чтобы боль была чувственна, являлась страданием, необходима сложная организация материальной целостности субъекта (человека, высшего животного), в которой боль может выделяться и противостоять как особое внешнее образование, в некотором смысле чуждое субъекту. Боль выступает как тягостное чувство, стремящееся к избеганию боли. При восприятии боли как страдания, целостность субъекта выделяет боль как особое образование, включённое в наши оценки, в наше понимание предстоящих действий по устранении боли. Как и боль, внутренние потребности жизни организма, например, потребность в питании, у простого организма не имеют чувственного воплощения, осуществляются инстинктивно в виде процессов жизни тела, вызывающих напряжения и движения целостного тела,

стр. 90

осуществляющих потребности. Правильность внешних движений организма обуславливается материальными "знаниями" свойств среды. Определенные свойства среды заранее содержатся в структурах организма. "Включенность" среды в организм обуславливает его преимущественное положение и активность. Процессы жизни организма обладают возможностями, сформированными в его предыдущем развитии. Материальная память организма, свойственная его структурам, "суммирует" предыдущую жизнь, обеспечивает накопление возможностей узнавать определенные предметы. Это узнавание идет через общий материальный образ.

У субъекта, осваивающего среду, двигательная активность выступает в виде сложного, протяженного во времени поведения и деятельности, а внутренние материальные структуры организованы в сложные системы, включающие содержательность мира и социальные потребности. У человека помимо жизни тела имеется жизнь целостности субъекта, которая воспроизводится за счет познания и преобразования природы.

Целостность настраивается внешней ситуацией (настоящей, прошедшей, будущей) на ту или иную деятельность. Настройка на деятельность состоит в напряжении материальной целостности к производству соответствующих внутренних и внешних движений, создающих смысловость психики и действий. Смысловость имеет два слоя: чувственность и субъективность. Внутренние движения и смещения в теле вызывают отклонения в микропроцессах жизни, т.е. чувственность. Чувственность входит в субъективное познание как чувственная "ткань" образов и мыслей. При восприятии натурного предмета чувственность выступает в виде ощущений от предмета, представляющих его качества и понимание его. Основой восприятия реальности предмета являются внутренние движения. В ходе мышления мысль имеет "тело" чувственности, выражающее теоретическое содержание. Если сама чувственность связана с микропроцессами тела, то ее "модуляция" - субъективность, содержание мысли - связана с отношениями более сложных структур субъекта, а именно, системы смыслов и речевой системы.

Основу осмысленности психического составляют внутренние движения, а не ощущения от предмета. Предмет воспринимается через ощущения (окраска, звук, запах), которые можно осознать как производимые субъектом, хотя они обусловлены внешними действиями (световые, звуковые колебания и др.). Однако при восприятии предмета мы воспринимаем ощущения не как субъективные, а как объективно присущие предмету, ибо главным в восприятии явля-

стр. 91

ются движения. Ощущения выступают как "чувственные данные" только в рефлексирующем сознании. Реально, при практическом восприятии ощущения не есть нечто особое, ибо они осмысленно переживаемы, т. е. являются стороной целостного восприятия. О главенстве движений в познании говорит то, что дальтоники без особого ущерба воспринимают предметы, а также об этом свидетельствует дефект константности восприятия, происходящий от ощупывающих движений рук. При ощупывании руками величина и форма поверхности не зависит от ее удаления или ракурса.

Ненаблюдаемость субъективного психического свидетельствует о том, что образы, мысли не существуют в направлении от стороннего наблюдателя, а существуют относительно целостности субъекта в направлении от его внутренних материальных структур к внешней (вне тела субъекта или его сознания) действительности. Основу такого направления составляет напряжение материальной целостности, устремленной на охват предмета. Напряжение вызывает совокупность движений в теле субъекта, которые, с одной стороны, вызывают отклонения в микропроцессах жизни, т.е. чувственность, а с другой стороны, возбуждают внутреннюю материальную систему смыслов, вносящую определенное содержание (организацию) во внутренние движения. Внутренние движения, взаимодействуя с организацией внешнего предмета, вызывают открытую чувственность, т.е. субъективную содержательность предмета и его смыслов. Так, зрительные движения по натурному предмету или (при теоретическом предмете) по тексту вызывают понимание и осознавание его.

ЛИТЕРАТУРА

1. Велихов Е. П., Зинченко В. П., Лекторский В. А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии. 1988. N 1.

2. Павлов И. П. Избранные произведения. М., 1959.

3. Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947.

4. Наука и жизнь. 2012. N 11.

5. Милнер П. Физиологическая психология. М., 1979.

6. Вулдридж Д. Механизмы мозга. М., 1965.

7. Пучинский В. М. К материальным механизмам субъективного психического // Философские исследования. 2012. N 1 - 2.

8. Дубровский Д. И. Психические явления и мозг. М., 1971.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/О-материальной-целосности-субъекта-как-образовании-создающем-и-содержащим-субъективное-психическое

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Diana FreshContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Fresh

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. М. Пучинский, О материальной целосности субъекта как образовании, создающем и содержащим субъективное психическое // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 16.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/О-материальной-целосности-субъекта-как-образовании-создающем-и-содержащим-субъективное-психическое (date of access: 31.07.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - В. М. Пучинский:

В. М. Пучинский → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Diana Fresh
Нижний Тагил, Russia
821 views rating
16.09.2015 (2146 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Анонс Изучение новой теории электричества, пожалуй, нужно начинать с анекдота, который актуален до сих пор. Профессор задаёт вопрос студенту: что такое электрический ток. Студент, я знал, но забыл. Профессор, какая потеря для человечества, никто не знает что такое электрический ток, один человек знал, и тот забыл. А ларчик просто открывался. Загадка электрического тока разгадывается, во-первых, тем что, свободные электроны проводника не способны
Catalog: Физика 
Как нам без всякой мистики побеседовать с человеческой душой и узнать у нее тайны Мира.
Catalog: Философия 
2 days ago · From Олег Ермаков
АВГУСТ ФОН КОЦЕБУ: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБИЙСТВА
2 days ago · From Россия Онлайн
ОТТО-МАГНУС ШТАКЕЛЬБЕРГ - ДИПЛОМАТ ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ
Catalog: Право 
2 days ago · From Россия Онлайн
ПРОТИВОБОРСТВО СТРАТЕГИЙ: КРАСНАЯ АРМИЯ И ВЕРМАХТ В 1942 году
2 days ago · From Россия Онлайн
ИСТОРИЯ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИИ РОССИИ И БОЛГАРИИ В XVIII-XXI веках
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Г. С. Остапенко, А. Ю. Прокопов. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ XX - начала XXI века.
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
ЭУДЖЕНИО КОЛОРНИ: АНТИФАШИЗМ, ЕДИНАЯ ЕВРОПА, СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ И ФЕДЕРАЛИЗМ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
МЕЖДУ "ПРОЛЕТАРСКИМ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМОМ" И "СЛАВЯНСКИМ БРАТСТВОМ". РОССИЙСКО-ЮГОСЛАВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СРЕДНЕЙ ЕВРОПЕ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
Великая война 1914-18 гг. Наградной лист от 09.06.1915 на Начальника пулеметной команды 10-го Кубанского пластунского батальона, Прапорщика Ивана Дмитриева. Обоснования награждений орденами Св. Анны 4 ст. с надписью "За храбрость" (Аннинское оружие) за бои на ст. Сарыкамыш (Кавказский фронт), Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом, за бои в Галиции (Юго-Западный фронт), производства в чин хорунжего, за бои в с.Баламутовка (Юго-Западный фронт, Буковина,).

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
О материальной целосности субъекта как образовании, создающем и содержащим субъективное психическое
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones