Libmonster ID: RU-10502
Author(s) of the publication: Н. К. БЕЛОВА

Зарубежные пути доставки первой общерусской марксистской газеты "Искра" в Россию изучены недостаточно. В этой связи хотим рассказать о ее транспортировке через Иран. Существует мнение, что она имела место только в 1901 г., по маршруту Бер-


БЕЛОВА Нинель Кузьминична - кандидат исторических наук, доцент Института стран Азии и Африки при Московском университете.

стр. 173


лин - Вена - Тебриз - Баку1 . Но это не совсем так. Начнем с тех, кто занимался этой транспортировкой через Иран. Среди них называли Л. Е. Гальперина, А. С. Енукидзе, В. З. Кецховели, Л. М. Книпович, Н. К. Козеренко, Л. Б. Красина2 . Однако подтвердить ссылками на источник факт причастности каждого из данных лиц к такой работе не удалось, за исключением Гальперина и Книпович, Письма той поры позволяют утверждать, что путь через Иран и Баку был организован в апреле 1901 г. и что его организатором являлся именно Гальперин. К. моменту выхода N 1 "Искры" 24 декабря 1900 г. у редакции имелись в России три группы содействия: в Пскове, Полтаве и Уфе. В Астрахани находилась тогда Книпович, побывавшая ранее в Уфе у В. И. Ленина и Н. К. Крупской; там они договорились об основных направлениях содействия будущей газете, и астраханская группа содействия "Искре" сложилась весной 1901 года. В нее вошли Книпович, Гальперин (отбывал в Астрахани ссылку), С. К. Вржосек, А. М. Рунина, А. А. Балуев, некоторые другие лица. Когда приехали из Астрахани в Баку Книпович и Гальперин, нам неизвестно. Вржосек служил юрисконсультом в пароходной компании "Восточное общество", и его жена Рунина имела поэтому возможность иногда пользоваться на пароходе свободной каютой директора Общества в рейсах между Астраханью и Баку. "Молодой привлекательной женщине неудобно путешествовать одной. С ней поэтому ездила ее подруга - молчаливая, несколько замкнутая Л. М. Книпович. Разумеется, в директорскую каюту никто не заглядывал, получалось конспиративно, дешево, комфортабельно"3 .

"Восточное общество товарных складов, страхования и транспортирования товаров с выдачей ссуд" занималось страховыми и транспортными операциями в Иране по соглашению с "Персидским страховым и транспортным обществом", открытым в 1892 г. концессионером Л. С. Поляковым4 . 9 апреля 1901 г., когда вышел N 2 "Искры", Крупская как секретарь редакции написала в Полтаву А. И. Штесселю, чтобы сторонники "Искры" указали полтавский адрес, по которому им можно было бы получать постоянную литературу "посылками или багажом с Кавказа", то есть из Баку, поскольку тогда это был единственный пункт приемки "Искры" на Кавказе. Мы считаем письмо Крупской наиболее ранним свидетельством о налаживании персидского пути газеты в Россию.

В письме от редакции из Мюнхена в Берлин М. Г. Вечеслову, отправленном Ю. О. Мартовым после 27 апреля 1901 г., говорилось: "А для Персии 4 кило пришлем еще на днях с оказией. Итак, в Персию вам придется послать: 1) "Искру", 2) "Зарю", 3) "Записку Витте", 4) сборную посылку, для которой литературу вам привезут"; затем 15 мая 1901 г. Ленин и Крупская подтвердили в письме из Мюнхена в Астрахань ко Книпович: "В Персию послана литература (из Берлина) 4-мя посылками, все так, как было писано (послано: 3-й номер "Искры", "Заря", "Записка Витте", "Женщина-работница", "Майские дни"), теперь уже послано, верно, все. Сообщи, так ли все сделано? Как скоро может быть доставлена литература? Это все важно знать, чтобы выяснить, годен ли этот путь для доставки NN "Искры" или только для брошюр и т. п.? Напиши, что знаешь. Из (Баку) полученную литературу лучше всего будет отправлять в Полтаву... Поехал ли человек (в Персию?)"5 . Эти письма свидетельствуют, что из Мюнхена в Иран отправляли почтой уже не только "Искру", но и другую литературу. Первые отправления являлись пробными, в них "Искру" паковали бандеролями отдельно от брошюр, указывая "печатное", а на бандеролях с литературой писали по-немецки "Книги", согласно правилам. Посылки формировали по 4 кг, так как в Иран можно было направлять такие маловесные посылки, и, в соответствии с тарифом, они обходились наиболее дешево. Эти разные виды отправлений отсылались в определенные дни с интервалами, о которых заранее сообщалось в письмах.


1 Агахи А. Г. Распространение идей марксизма-ленинизма в Иране (до второй мировой войны). Баку. 1961, с. 53.

2 Там же.

3 Тарновский К. Н. 24 декабря 1900 г. М. 1977, с. 71.

4 Архив внешней политики России, ф. Персидский стол, оп. 1, д. 4020, л. 119; Шитов Г. В. Персия под властью последних Каджаров. Л. 1933, с. 180; Очерки новой истории Ирана (XIX - начало XX в.). М. 1978, с. 140.

5 Ленинский сборник VIII, с. 136; Переписка В. И. Ленина и редакции газеты "Искра" с социал-демократическими организациями в России в 1900 - 1903 гг. (далее - Переписка). Т. І. М. 1969, с. 81, 94, 95.

стр. 174


Из Мюнхена "Искра" доставлялась в чемодане с оказией в Берлин, затем из Берлина (чаще из Вены) Вечеслов и члены берлинской группы искровцев направляли почтовые отправления в Тебриз (международная почта следовала поездом, пароходом, вьючным транспортом), далее получатель переправлял "Искру" через русско-иранскую границу в Баку, по Ирану ее везли на лошадях Российского транспортного общества, почему персидский путь и получил конспиративное название "лошадиный", Гальперин именовался "коняга", а все, кто был занят этой транспортировкой (в том числе в 1902 г. из Батума), - "лошади". Основной колесный путь шел из Тебриза на Джульфу, но, вероятно, использовался другой маршрут; Тебриз - Ардебиль - Астара6 .

Ленину были точно известны фамилия получателя и адрес в Тебризе, по которому отправлялась литература из Мюнхена. Для приема этих грузов в Иран выезжал человек из России. В июне 1901 г. редакция получила от Гальперина сообщение, что первую попытку перевозки через Иран он считает неудавшейся: "Причина та, что за дело взялся армянин без связей в Персии и легкомысленно относящийся к делу. До сих пор о Вашей посылке никаких известий не получено. Но этот путь можно использовать при более основательной постановке дела. Мне обещала свою помощь армянская организация, которая имеет комитеты в Персии и своих людей на русской и персидской границах... А пока пошлите пробную посылку (максимум веса, принимаемого по почте) по почте, адрес... (Персия).., и сообщите мне о времени и весе посылки (также о первой)". В комментарии к этому документу высказано утверждение, что Гальперин рассчитывал на помощь со стороны "армянских социал-демократов"7 .

Ленин пометил на данном письме, что оно шло почти две недели. Поскольку самым важным было устройство "транспортов", Ленин написал Гальперину в Баку лично (между 5 и 9 июня 1901 г.), ободрив его; "В Персию только недавно еще послано через Вену, так что о неудаче судить рано. Может быть, и удастся. Известите адресата в Таврисе, что он должен получить из Берлина книги, и напишите нам, когда получатся"; а из дальнейшей переписки становится ясно, что все почтовые отправления были получены, после чего данный путь широко использовался как надежный: 5 августа 1901 г. Крупская сообщала в Баку, что были посылки и из Мюнхена, прямо на Тебриз; "мы пошлем по указанному адресу только 3 пуда, будем посылать, начиная с 10-го числа в продолжение 10-ти дней (начинаем так поздно, чтобы в транспорт вошел 1 пуд 7-го номера, который еще не вышел). Телеграмму давать не будем, но пошлем наверняка"8 .

Затем Крупская дала знать Вечеслову в Берлин: "Пожалуйста, начинайте с 10-го числа посылать по почте заказные бандероли по 3 пакета в день (каждый пакет по 1 кило) литературы по адресу, писать по-французски в продолжение 7 дней без перерыва. Исполните, пожалуйста, это точно, и именно с 23-го числа, иначе все пойдет вничью. Первые посылки получены"9 . Значит, первые посылки с марксистской литературой через Иран были получены в Баку в середине 1901 г., и с августа редакция стала направлять от трети до половины тиража "Искры" на Баку по трем маршрутам: Мюнхен - Берлин - Тебриз, Мюнхен - Вена - Тебриз и Мюнхен - Тебриз. Далее редакция посылала через. Тебриз уже и матрицы марксистских изданий для типографии "Нина" в Баку. Адресат Ленина в Тебризе имел фамилию на "К"10 , а фамилия, как видно из вышесказанного, была армянской. Документы свидетельствуют, что транспорт через Тебриз действовал не только в 1901-м, как обычно указывается в литературе, но и в 1902 году. Он прервался только из-за начавшихся летом арестов и перерыва в работе "Нины".

Летом 1902 г. предпринимались попытки оживить персидский путь, и 2 июня 1902 г. Книпович оповещала редакцию "Искры": "Письма могут быть и из Персии. О транспорте я тоже говорила, и мне обещали съездить в Персию и поставить дело образцово" ". Правда, ни одного письма из Ирана в редакцию "Искры" не сохрани-


6 Тарновский К. Н. Ук. соч., с. 72; Переписка. Т. III. М. 1970, с. 680, 693; Шамиде А. Ленин и Иран. Б. м. 1970, с. 8 (на азерб. яз.).

7 Переписка. Т. I, с. 116, 557. Это утверждение нуждается в более точном обосновании, так как Гальперин мог иметь в виду представителей "Дашнакцутюн" или "Гнчак".

8 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 46, с. 118; Переписка. Т. I, с. 127, 195.

9 Переписка. Т. I, с. 196.

10 См. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 46, с. 123. " Переписка. Т. I, с. 184, 246; т. II. М. 1969, с. 24.

стр. 175


лось. Затем Книпович писала Крупской из Самары 15 июня 1902 г., что типография в Баку возобновит работу через месяц и что она надеется на персидский путь: "Обещали наладить транспорт через Персию, когда напишут вам о нем, запроси, нельзя ли через них переслать матрицы, пока здесь наладятся адреса. Я тоже напишу об этом. Нужно это только на сей раз, чтобы не задерживать их и послать побольше сразу, затем адреса будут вам присланы". С этим связан ответ Крупской от 28 июня 1902 г. на имя Книпович: "Оба твои письма получила... Очень рада была особенно последнему, и потому, что все наладилось... О матрицах позаботимся... Писем от арабских лошадей еще не было". Отсюда видно, что не все письма, где упоминается о "лошадях", имели отношение к персидскому пути, так как имелся еще путь через Александрию в Египте12 .

Вскоре основным для доставки матриц в Баку стал путь Марсель - Батум, а персидский использовался как временный. Теперь - о получателе посылок в Тебризе и отправителе их в Баку. Вот адрес: "Тавриз (Персия), К° транспорт "Надежда", г-ну Иосифу Караханяну". Последний назван в письме от 15 сентября 1905 г., написанном И. Караханяном Плеханову13 , с просьбой прислать литературу в Тебриз для кружка из нескольких человек, причем автор обещал оплатить стоимость книг через комитет армянских социал-демократов "Гнчак". В обоснованности нашей гипотезы убеждает то, что фамилия получателя в Тебризе должна была начинаться на "К" и иметь армянское окончание. Кроме того, вышесказанному соответствует адрес, написанный по- французски, с названием страны, данным в скобках; наконец, как раз в период издания "Искры" в Иране появились агентства компании "Надежда". От последней сохранились некоторые документы14 .

Первыми открылись агентства "Надежды" в Тебризе и Джульфе, затем в Урмии и Мешхеде (с 1902 г.), Тегеране и Реште (с 1903 г.). Они осуществляли перевозки из Тебриза товаров, посылок, других грузов до Баку, где у Общества имелись мастерские. Новые попытки использования этого пути делались в июне - сентябре 1902 г., но положительных результатов не дали, так как у редакции открылись Другие, более быстрые и дешевые пути транспортировки. Впрочем, связь "Искры" "с Персией" на этом не прервалась и длилась, как минимум, до 1905 года15 . Установленные тогда контакты оказались надежными и использовались и много лет спустя.


12 Переписка. Т. II, с. 50, 62 - 63; Горячкин Г. В. Египетский путь искровских материалов в Россию в 1902 г. - Вестник МГУ, серия востоковедение, 1987, N 1, с. 3 - 11; Френкель М. Ленинская "Искра" в Египте. - Азия и Африка сегодня, 1988, N 1, с. 8 - 10.

13 Курбатова И. Н. Письма социал-демократов Ирана и Японии Г. В. Плеханову. В кн.: Восточный сборник. Вып. 3. М. 1972, с. 15.

14 Центральный государственный исторический архив в Ленинграде, ф. 23, оп. 8, ед. хр. 11, л. 9; Центральный государственный исторический архив АзССР, ф. 410, оп. 4, ед. хр. 52, л. 1; ф. 252, оп. 2, ед. хр. 37, лл. 1 - 2.

15 Переписка В. И. Ленина и руководимых им учреждений РСДРП с партийными организациями. 1903 - 1905 гг. Т. III. М. 1977, с. 411; Переписка В. И. Ленина и руководимых им учреждений РСДРП с партийными организациями. 1905 - 1907 гг. Т. I, кн. 1. М. 1979, с. 72, 73; Коммунист (Баку), 9.VI.1920, N 57; 12.VII.1920, N 59.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПЕРСИДСКИЙ-ПУТЬ-ИСКРЫ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Svetlana GarikContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Garik

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Н. К. БЕЛОВА, ПЕРСИДСКИЙ ПУТЬ "ИСКРЫ" // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 14.11.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПЕРСИДСКИЙ-ПУТЬ-ИСКРЫ (date of access: 03.08.2021).

Publication author(s) - Н. К. БЕЛОВА:

Н. К. БЕЛОВА → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Svetlana Garik
Москва, Russia
1354 views rating
14.11.2015 (2089 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
КРУГЛЫЙ СТОЛ" НА ИСТОРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ МГУ
Catalog: История 
23 hours ago · From Россия Онлайн
Р. В. Долгилевич. СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И ЗАПАДНЫЙ БЕРЛИН (1963-1964 гг.)
Catalog: Право 
24 hours ago · From Россия Онлайн
Анонс Изучение новой теории электричества, пожалуй, нужно начинать с анекдота, который актуален до сих пор. Профессор задаёт вопрос студенту: что такое электрический ток. Студент, я знал, но забыл. Профессор, какая потеря для человечества, никто не знает что такое электрический ток, один человек знал, и тот забыл. А ларчик просто открывался. Загадка электрического тока разгадывается, во-первых, тем что, свободные электроны проводника не способны
Catalog: Физика 
Как нам без всякой мистики побеседовать с человеческой душой и узнать у нее тайны Мира.
Catalog: Философия 
5 days ago · From Олег Ермаков
АВГУСТ ФОН КОЦЕБУ: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБИЙСТВА
5 days ago · From Россия Онлайн
ОТТО-МАГНУС ШТАКЕЛЬБЕРГ - ДИПЛОМАТ ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ
Catalog: Право 
5 days ago · From Россия Онлайн
ПРОТИВОБОРСТВО СТРАТЕГИЙ: КРАСНАЯ АРМИЯ И ВЕРМАХТ В 1942 году
5 days ago · From Россия Онлайн
ИСТОРИЯ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИИ РОССИИ И БОЛГАРИИ В XVIII-XXI веках
Catalog: История 
5 days ago · From Россия Онлайн
Г. С. Остапенко, А. Ю. Прокопов. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ XX - начала XXI века.
Catalog: История 
6 days ago · From Россия Онлайн
ЭУДЖЕНИО КОЛОРНИ: АНТИФАШИЗМ, ЕДИНАЯ ЕВРОПА, СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ И ФЕДЕРАЛИЗМ
Catalog: История 
6 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ПЕРСИДСКИЙ ПУТЬ "ИСКРЫ"
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones