Libmonster ID: RU-10020

И. ДЕЖИНА, доктор экономических наук, руководитель сектора ИМЭМО РАН,

С. ЕГЕРЕВ, доктор физико-математических наук, директор Центра ресурсов науки РИЭПП

ПОДГОТОВКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КАДРОВ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ*

Ведущие научные школы

Ведущие научные школы (ВНШ) существуют тринадцатый год сначала как объект государственной поддержки по линии соответствующего конкурса РФФИ, а затем - Министерства образования и науки РФ. Первым школам-победителям были присвоены номера, под которыми их внесли в соответствующий справочник1. Период деятельности школ оказался продолжительнее по сравнению с другими искусственными образованиями, получавшими поддержку по различным государственным программам. Поэтому можно констатировать успешность эксперимента по долговременной поддержке нескольких сотен неформальных образовательно-исследовательских коллективов.

Первая официальная программа поддержки российских ведущих научных школ была инициирована в 1996 г. постановлением Правительства РФ от 23 мая 1996 г. "О грантах Президента Российской Федерации для поддержки научных исследований молодых российских ученых - докторов наук и государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации". Она представляла собой программу конкурсных грантов, которые администрировал РФФИ.

Для придания ВНШ институционального статуса научная школа была определена как исторически сложившаяся форма совместной научной деятельности коллектива исследователей разной квалификации и возраста, руководимая признанным лидером и объединяемая общим направлением работ, обеспечивающим эффективность исследований и повышение квалификации сотрудников. В качестве главных признаков ВНШ были установлены:

- деятельность нескольких поколений в связке "учитель - ученик", объединяемых ведущим лидером, авторитет которого признан научным сообществом;


* Работа поддержана грантом РГНФ N 08 - 03 - 00648а.

1 Ведущие научные школы России. М.: Янус-К, 1998.

стр. 141

- общность научных интересов, определяемых продуктивной программой исследований;

- единый оригинальный исследовательский подход, отличный от других в данной области;

- постоянное повышение квалификации участников школы и воспитание самостоятельно и критически мыслящих ученых;

- поддержание и углубление интереса (публикациями, семинарами, конференциями) к теоретико-методологическим проблемам данного направления науки2.

Финансирование по грантам на поддержку научных школ было небольшим, но Программа явилась важной поддержкой проведения научных исследований в трудное для науки время. Школы в зависимости от размеров финансирования проектов были разделены на несколько групп: одни получали поддержку в полном объеме, другие - более скромную. В конце 1990-х годов любое субсидирование научных коллективов имело большое значение не только для их сохранения, но и дальнейшего функционирования.

При отборе соискателей на получение средств в первую очередь из приведенных выше главных признаков научной школы учитывались два: обязательная поддержка молодых ученых (до 33 лет) и повышение уровня подготовки кадров. Надо отметить, что по возрастному показателю были достигнуты определенные успехи, поскольку средний возраст ученых в "школах-победителях" постоянно снижался.

На первом этапе реализации программы конкурсных грантов (1996 - 2000 гг.) число победителей стабилизировалось на уровне 650 - 680 коллективов. Программа начала приобретать закрытый характер: выиграть конкурс вторично оказалось намного легче, чем новому соискателю "прорваться" в победители. Соответственно число заявок на конкурс сократилось почти вдвое - с 2249 в 1996 г. до 1233 в 2000 г. Отчасти это можно объяснить тем, что уже в первые школы вошла большая часть молодежи научных организаций.

В 2003 г. программа конкурсных грантов была передана из ведения РФФИ Министерству образования и науки РФ. Оно стало финансировать отобранные научные школы из двух источников: субвенций на гранты в области науки, культуры, искусства и средств массовой информации; финансовых средств, предусмотренных в рамках ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и технологий" и ее последующей модификации - ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы".

Увеличение объема финансирования позволило не только поддержать программу, но и создать условия для повышения ее популярности. В 2005 г. государственная поддержка в рамках субвенций была оказана 518 ведущим научным школам, при этом средний ее объем составил 393,7 тыс. руб., в 2006 г. - 395 тыс. руб. при общем объеме финансирования 199,022 млн. руб. В 2008 г. было отобрано 650 школ, включающих 3,8% общего числа научных работников страны. Представители ВНШ активно участвуют


2 Левин А. С. Итоги семилетнего функционирования программы поддержки ведущих научных школ и туманные перспективы ее дальнейшего существования // Акустика неоднородных сред / Сборник трудов семинара научной школы проф. С. А. Рыбака. М.: Российское акустическое общество, 2002.

стр. 142

также в конкурсах на соискание инициативных грантов РФФИ и РГНФ, поэтому противопоставлять программу ВНШ другим программам было бы неправомерно.

Некоторая закрытость конкурса сохраняется, а обновление состава научных школ варьирует в пределах 24 - 32%. Это свидетельствует о том, что среди победителей конкурсов, проводимых в ведущих научных школах, от 25 до 30% являются представителями новых школ. Обновление отчасти происходит вследствие старения руководителей научных школ.

В целом ведущие научные школы успешно решают основную задачу - создать условия для повышения квалификации своих участников. Так, по итогам поддержки ВНШ почти 80% докторских диссертаций по физике были защищены в ведущих научных школах3. Помимо этого, многие ВНШ, особенно школы-долгожители, имеют заметные научные достижения. Вот лишь несколько примеров.

Школа академика РАМН М. Трапезниковой (ГУ МОНИКИ) совместно с рядом организаций внесла значительный вклад в создание отечественного литотриптера нового поколения "Компакт-01-У-ЛТК", в котором применена система ультразвукового наведения на почечный камень (вместо рентгеновского). Научной школой академика А. Шилова (Институт проблем химической физики РАН, поддерживается с 1996 г.) получены существенные результаты в области активизации алканов, активации и восстановления молекулярного азота и изучения природного фотосинтеза.

Следует отметить высокую публикационную активность школ-долгожителей. Для ВНШ, поддерживаемых с 1996 г., число опубликованных за 12 лет статей в рецензируемых журналах составляет примерно 90, или 6 - 7 статей в год. Этот показатель вполне сопоставим с публикационной активностью передовых американских университетских лабораторий.

Реальные вызовы, которые сегодня встают перед системой ВНШ, связаны с быстрым развитием сетевых образовательно-исследовательских структур и новых форм в науке, основанных на принципах гибкого проектного финансирования при постоянной смене состава участников исследовательской группы. Наиболее эффективными формами выполнения исследований во многих областях науки являются ассоциации нескольких небольших групп, а также объединенные университетско-академические исследовательские центры4. Развитие от консервативных форм организации к сетевым актуально и своевременно, поскольку появляются дополнительные возможности для повышения творческой самореализации ученых.

Все большую популярность приобретает парадигма открытых инноваций. Ее появление в первую очередь обусловлено возрастающей мобильностью научных кадров, проведением исследований на основе сотрудничества с другими учреждениями, обмена кадрами, аутсорсинга и т.п.5 Характерно, что стимулом к сетевой организации и формированию различных альянсов ученых является и изменившаяся система бюджетного финансирования научных исследований: тендеры и конкурсы ориентированы на формирование консорциумов, представляющих собой объединение нескольких групп из различных организаций, в том числе из научных институтов и вузов.


3 Ваганов А. Неформальное объединение ученых. Ведущие научные школы как инкубаторы новых кадров для науки // Независимая газета. 2008. 14 мая.

4 Подробнее см. дискуссию об организационных формах научных исследований на сайте "Открытая экономика" www.opec.ru/print.aspx?ob_no=86951 (от 20 мая 2008 г.).

5 Чесбро Г. Открытые инновации. Создание прибыльных технологий / Пер. с англ. М.: Поколение, 2007.

стр. 143

Научно-образовательные центры

В качестве альтернативного подхода к привлечению и закреплению молодежи в науке можно рассматривать поддержку современных форм организации научного процесса - научно-образовательных центров (НОЦ). Они представляют собой одну из форм интеграции образования и науки. Необходимость такой интеграции возникла в начале 1990-х годов как одна из стратегических задач государства и стала поддерживаться правительством с 1996 г., когда была задействована федеральная целевая программа "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 - 2000 гг." (ФЦП "Интеграция")6.

Связующим звеном интеграция науки и образования становятся кадры, в том числе студенты и аспиранты. Доходы от деятельности вузов могут стать одним из источников финансирования фундаментальной науки, способом инвестирования средств, полученных в виде платы за обучение, в научные исследования вузов. Подобная практика существует в ряде развитых стран и полностью себя окупает: наука поддерживает образование на современном уровне, а образование служит одним из источников дальнейшего финансирования науки.

Программа "Интеграция" оказалась своевременной и важной. Но выделенных на ее реализацию средств было недостаточно, чтобы повысить уровень интеграции. Развитие шло по линии закрепления за НИИ и вузами тех функций, которые были им присущи: в вузах улучшилась подготовка специалистов, а академические институты получили возможность готовить для себя эксклюзивные кадры молодых исследователей. Но структура организации и финансирования науки практически не изменилась. Так, в 1996 г. в вузах выполнялось 11,2% общего объема фундаментальных исследований, а в академических институтах - 58,3%7, к 2005 г. (времени завершения программы "Интеграция") - соответственно 12,3 и 71,5%8.

Принципиально новая модель интеграции была заложена в программе "Фундаментальные исследования и высшее образование" (BRHE), разработанной по инициативе Министерства образования и науки РФ и Американского фонда гражданских исследований и развития (CRDF). Ее реализация началась в 1998 г. Сначала финансирование осуществлялось на паритетных началах: 50% выделяла российская сторона (в том числе - 25% федеральные средства, 25% - местные, включая региональные источники) и 50% - американская сторона через CRDF благодаря грантам Фонда Джона Д. и Катерины Т. МакАртуров, а также Корпорации Карнеги в Нью-Йорке. В качестве местных источников рассматривались любые внебюджетные средства, в том числе собственные средства вузов, доходы от выполнения контрактов, а также средства, выделенные НОЦ из региональных бюджетов. Позднее доля американских источников сократилась до 30%.

В центрах, созданных по программе BRHE, обязательно должны сочетаться три компонента: образование; исследовательская деятельность; развитие внешних связей с научными, образовательными, промышленными и другими отечественными и зарубежными организациями и предприятиями.


6 Позднее программа получила статус целевой федеральной и стала называться "Интеграция науки и высшего образования в России". С 2005 г. программа является частью ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и технологий на 2002 - 2006 годы".

7 Наука России в цифрах, 1997: Стат. сб. М.: ЦИСН, 1997.

8 Наука России в цифрах, 2006: Стат. сб. М.: ЦИСН, 2006.

стр. 144

Кроме того, обязательным элементом программы является поддержка молодых исследователей, студентов и аспирантов, в том числе на основе организации специальных молодежных конкурсов проектов. На эти цели каждый центр должен был выделять не менее 10% общего объема финансирования.

Гарантированное (базовое) финансирование в размере около 1,5 млн. долл. получили на 5 лет 16 таких центров, затем обеими сторонами были отобраны еще 4 центра. С 2006 г. базовое финансирование было прекращено, а научные проекты стали поддерживаться центрами на конкурентной основе. Эта мера явилась стимулом для университетов и НОЦ к более активному поиску путей устойчивого развития. В настоящее время функционируют 20 НОЦ в 23 вузах страны.

Стабильное долгосрочное финансирование позволило научным образовательным центрам решать такие задачи, как покупка и обновление научного оборудования, реализация новых учебных программ на базе исследований, быстрое внедрение их в учебный процесс. Существенное отличие данной инициативы от программы "Интеграция" заключается не только в масштабах финансирования и его концентрации на небольшом числе НОЦ9, но и в том, что их деятельность была четко сфокусирована на интегрированном развитии трех компонентов - науки, образования и внешних связей.

Каждый центр стратегию и организацию работ осуществляет согласно своим приоритетам. В среднем около 50% суммарного размера гранта центры тратят на покупку оборудования, 20% - на заработную плату, 10% - на поддержку молодых ученых и аспирантов. В НОЦ сложилась благоприятная ситуация с кадрами: около 60% участников моложе 35 лет, следовательно, модель таких центров позволяет закреплять в науке молодых.

Расширился междисциплинарный характер выполняемых научными центрами проектов, повысилось качество научных исследований, возросла интеграция российских ученых в международное научное сообщество. Об этом, в частности, можно судить по растущей доле статей, подготовленных сотрудниками НОЦ в соавторстве с зарубежными коллегами и опубликованных в ведущих научных журналах: она увеличилась на 30% за годы реализации программы BRHE. Развитие научных исследований, в свою очередь, повлекло за собой обновление и пересмотр лекционных курсов и практических занятий.

Текущие результаты программы создания научно-образовательных центров показывают, что они могут быть "моделью" формирования новых организационных структур в науке. Целый ряд групп, поддержанных в рамках ВНШ, уже эволюционировали в подобные образования или планируют это сделать в ближайшее время.

Преодоление последствий глобального финансового кризиса приведет к сокращению средств, выделяемых на инновационное развитие. Это потребует оптимизации каналов адресного финансирования исследовательской и инновационной деятельности, отбора эффективных научно-образовательных структур и исследовательских коллективов. Не последнюю роль могут сыграть ВНШ и НОЦ как перспективные модели с точки зрения оптимизации финансовых затрат на исследования и разработки. Они могут стать одним из важных факторов развития исследовательских университетов в стране.


9 По программе "Интеграция" было создано 154 учебно-научных центра, которые можно в определенном смысле рассматривать как аналоги и предшественники НОЦ.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПОДГОТОВКА-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ-КАДРОВ-ДЛЯ-РОССИЙСКОЙ-НАУКИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Konstantin SenatorovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Senatorov

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

И. ДЕЖИНА, С. ЕГЕРЕВ, ПОДГОТОВКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КАДРОВ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 29.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПОДГОТОВКА-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ-КАДРОВ-ДЛЯ-РОССИЙСКОЙ-НАУКИ (date of access: 12.04.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - И. ДЕЖИНА, С. ЕГЕРЕВ:

И. ДЕЖИНА, С. ЕГЕРЕВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Konstantin Senatorov
Актобэ, Kazakhstan
1329 views rating
29.09.2015 (2021 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Рассматриваются сравнительные определения гипотез Большого Взрыва и Нейтронной Вселенной. Различия заключаются в образовании и существовании нуклонов в своём развитии. - Место нуклонных ядер в развитии расширяющей Вселенной. - Роль гравитационного или потенциального взаимодействия между нуклонами в процессе расширения Вселенной. - Синтез и распад ядер нуклонных объектов. - Какие силы расширяют Вселенную.
Catalog: Физика 
15 hours ago · From Владимир Груздов
Проблемы гипотезы Большого Взрыва можно решить с помощью гипотезы Нейтронной Вселенной. В основу гипотезы Нейтронной Вселенной положена гипотеза образования Вселенной из нейтронного ядра, конечных размеров. При своём вращении нейтронное ядро распадалась на фрагменты, которые в свою очередь распадались на более мелкие нейтронные фрагменты.
Catalog: Физика 
Гипотеза построена в первую очередь на данных полученных Бюраканской астрофизической обсерваторией в середине двадцатого века. Многочисленные работы В.А. Амбарцумяна без спорно доказали образование крупных астрономических объектов из сверхплотных объектов, которые являются потенциально взаимодействующими связанными системами.
Catalog: Физика 
2 days ago · From Владимир Груздов
Очерки из моей жизни
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
Чтобы выделить энергию при распаде ядра, её надо накопить при синтезе. При любом распаде масса дочернего ядра увеличивается. Это заложено в основе расширения Вселенной. Когда анализируется масса-энергия при ядерных реакциях, принимается во внимание Δ
Catalog: Физика 
3 days ago · From Владимир Груздов
На последней сессии 14-го созыва Национального собрания Социалистической Республики Вьетнам господин Выонг Динь Хюэ стал новым председателем Национального собрания Социалистической Республики Вьетнам. С 98,54% голосом присутствующих делегатов проголосовали за то, чтобы утвердить, член Политбюро, секретарь партийного комитета, глава ханойской делегации XIV Национального собрания (Национальное собрание) XIV созыва Выонг Динь Хюэ был избран председателем Национального собрания, председателем государственной избирательной комиссии. Это одна из четырех важнейших руководящих должностей в госаппарате. Избрание г-на Выонг Динь Хюэ председателем Национального собрания высоко оценено отечественной и международной общественностью.
4 days ago · From V. Grachev
Причины присоединения Поволжья и Приуралья к России
Catalog: История 
4 days ago · From Россия Онлайн
"Кристаллизация" горского освободительного движения. Размышления Б. Байтугана об истории мусульман Северного Кавказа и Дагестана
4 days ago · From Россия Онлайн
Великая княгиня Елена Павловна
Catalog: История 
4 days ago · From Россия Онлайн
При любом взаимодействии масс, на любом уровне, создаются потенциалы взаимодействия масс в любых процессах расширения Вселенной. Этим определением рассмотрим вопросы, связанные с массой и энергией взаимодействующих объектов. Когда объекты (частицы, молекулы) потенциально взаимодействуют, они создают градиенты потенциального взаимодействия. Эти градиенты регулируют энергию и массу объектов и Вселенной в целом.
Catalog: Физика 
4 days ago · From Владимир Груздов

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ПОДГОТОВКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КАДРОВ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones