Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-7783

Share with friends in SM

1

История среди школьников заслуженно считается одним из интереснейших предметов. С особенным успехом проходят уроки истории там, где учитель горячо любит свой предмет и с увлечением излагает его ребятам.

Но, для того чтобы сделать уроки интересными, нужно постоянно и тщательно готовиться к ним. Часто, зная в основном курс данного года, учитель перед темой, предположим, "Торговля и колонии греков" (курс 5-го класса), только просматривает бегло еще раз Сергеева "Историю древней Греции" и Ковалева "Историю античного общества" и отправился в класс, прихватив с собой карту. Учитель не вырабатывает плана урока, не подбирает дополнительных материалов, которые наполнят конкретным содержанием описываемые события. Надеясь на свой опыт, учитель делает все это экспромтом, в процессе урока. В результате такого "творчества" ученики могут получить превратное представление об исторических событиях.

Возьмем другой, противоположный пример. Учитель старается получше приготовиться к каждому уроку. Он продумывает его план, подбирает и формулирует тексты записей, упорно ищет конкретные интересные факты для иллюстраций проходимого. Роясь в книгах, перелистывая журналы, он выбирает интересные эпизоды, которые дают ученикам ясное, образное представление об изучаемом периоде, о роли его в развитии человеческого общества.

Так проходит весь год. Начиная новый учебный год, учитель с ужасом убеждается в порочности своей системы работы. От предыдущего года у него осталась куча листочков с выписками, в лучшем случае подобранными по темам. Надо начинать все сначала, а ведь одновременно начался новый курс в следующем классе, для которого опять придется собирать материал по крупинкам. Не раз, роясь в источниках, учитель с досадой будет вспоминать, что нужный ему материал он уже где-то встречал, но прошел мимо него, не подумав о будущем.

А ведь всего этого можно было бы избежать, если бы подготовка к курсу в целом и к отдельным урокам в частности велась по заранее продуманной системе, где накопление материала идет непрерывно, где планомерность работы облегчает очень важную, но трудоемкую подготовительную часть труда учителя. Таким образом, здесь, как и всюду, успех дела кроется в плановости и систематичности подготовительной работы.

2

Попробуем наметить и разобрать основные элементы такой систематической работы на примере урока из курса 5-го класса. Возьмем один из существенных, довольно сложных уроков по разделу "Греция", посвященный Александру Македонскому и его походам. Эта личность в представлении ребят окружена ореолом легендарности. Об Александре Македонском ученики спрашивают еще в начале года, ждут, когда его будут проходить, и задача учителя - умело использовать этот интерес. Поэтому рассказ о походах и личности Александра Македонского должен быть эмоционально силен, красочен, и в то же время нужно суметь сделать из него правильные обобщения, чтобы он не остался только занимательным, но изолированным эпизодом.

Как провести подготовительную работу с наименьшей затратой сил и с наибольшим эффектом? Где найти необходимые описания походов и личности Александра? Откуда достать ука-

стр. 100

зания для правильного анализа изучаемых на уроке событий?

Для того чтобы ответить на такие вопросы, нужно проделать большую работу.

Каждый урок - органическая часть курса. Поэтому и подготовка должна начаться не перед тем, как надо проводить урок, а еще во время подготовительной работы ко всему курсу.

Готовясь к курсу того или иного класса, каждый учитель должен подобрать соответствующую литературу и иллюстративный материал. У хорошего учителя с первого года его педагогической деятельности начинает составляться личная библиотека, в которой постепенно собираются необходимые издания.

Вообще, как правило, учителю надо иметь в личной библиотеке следующие основные группы книг:

А. Высказывания классиков марксизма по вопросам истории. Применительно к курсу 5-го класса это должна быть ценнейшая книга Фр. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства".

Б. Курсы истории для высшей школы и учебники (старые и новые) для средней школы. Для 5-го класса это будет курс Тураева "История Древнего Востока" (2 тома); Струве "История Древнего Востока" (краткий курс); Ковалева "'История античного общества" (2 тома); пятитомное издание ГАИМК "История Древнего мира"; Сергеева "История Древней Греции". Эти пособия дадут учителю новейшие научные данные.

Из старых учебников надо раздобыть Виппера "Учебник Древней истории" и "Древняя Европа и Восток"; Ковалевского "Древний Восток и первобытная Греция".

Эти книги помогут учителю дать детям описания конкретных фактов, но, конечно, старые учебники не могут быть взяты за основу курса, так как установки их авторов весьма далеки от современного, марксистского освещения и анализа исторических процессов.

В. Исторические журналы ("Исторический журнал", "Вестник Древней истории", "Историк-марксист", "Пролетарская резолюция", "Красный архив") и центральные газеты1 . Наши газеты помещают статьи крупных научных работников, в том числе, исторические обзоры, сводки и материалы. Эти последние, зачастую дающие самый свежий материал, учителю необходимо подбирать и использовать на уроках. Так, в связи с приездом в СССР чешского хеттолога Ф. Грозного в газетах были помещены не только беседы с ним, но и его статья о "Хеттах и хеттской культуре в связи с изучением культуры народов Кавказа". Вместе с помещенной в N 3 - 4 "Исторического журнала" за 1937 год аналогичной статьей К. Зельина мы имеем последние данные науки и можем использовать их при рассказе в классе о хеттах.

Эти основные материалы необходимо иметь в личной библиотеке каждому учителю.

Для оживления и конкретизации курса желательно иметь под рукой хрестоматии. До революции вышли 3 тома "Книги для чтения по древней истории", а в 1917 году - IV том, посвященный средневековью. Эти книги, составленные Васютинским А. М., Коваленским М. Н., Перцевым В. Н. и Сивковым К. В., содержат очерки с красочным конкретным материалом, очень полезным для рассказа в классе. Пригодятся также богато иллюстрированное исследование Дальского "Театрально-зрелищные действия на Крите и в Микенах", дающее много новейших данных, работа Валлона "История рабства в античном мире" (Греция) и ряд других старых и новых книг.

Все эти книги помогут учителю дать на уроках конкретные и образные картины прошлого.

Но как овладеть всем этим мате риалом? Как обработать собранное, чтобы не потонуть во все возрастающем обилии данных? Как быть с книгами, взятыми на время? Что делать со статьями в журналах? Как вообще


1 Кроме того полезно выписать ленинградскую детскую газету "Ленинские искры", "Пионерскую правду" и пионерские журналы "Костер" и "Пионер", которые время от времени помещают на своих страницах исторические материалы.

стр. 101

оперировать со всем этим материалом?

Вот тут и встает во весь рост задача правильной организации работы, введения ее в строго продуманную систему. Овладеть всем подобранным материалом, вовремя применить "^го сможет не всякий и не сразу. Основное решение этой задачи - с помощью карточек и картотеки планомерно, постепенно систематизировать весь материал.

3

Собрав основные, необходимые книги и журналы, учитель приступает к подготовке к курсу в целом. Прежде всего необходимо ознакомиться с содержанием курсов для вуза и учебников для средней школы. Это восстановит в памяти старые знания, создаст перспективу и облегчит работу в течение года.

Приступая к изучению основных пособий, надо заранее продумать форму их обработки. Удобнее всего пользоваться карточками ссылочного типа. Небольшая по размеру (типа библиотечной) карточка должна отразить:

1) содержание;

2) точное указание источника;

3) краткую характеристику-аннотацию обнаруженного материала, если название недостаточно раскрывает его содержание.

Для примера проведем такую обработку журнала "Борьба классов" за 1936 год. Во многих номерах нам попадутся статьи по курсу 5-го класса. В N 1 помещена статья Сингалевич "Движение рабов в древней Греции"; в N 2 - "Очерк о Китае в античную эпоху" Мишулина; в N 6 - статья Авдиева "Восстание рабов в Египте за 2 тысячи лет до нашей эры" и т. д. -всего за год 11 статей и рецензий на темы Древнего Востока и Греции. На каждую такую статью надо составить карточку по указанной ферме.

Тут необходимо обратить внимание на следующее. Каждый номер журнала содержит статьи и по другим разделам: по средней -и новой истории, что истории народов ССОР, гражданской войны, революционного движения и т. д. Как же быть? Пройти ли мимо, взяв сейчас только необходимое, или попутно обработать все остальные встреченные данные? Конечно, правильно последнее. Ведь учитель не специализируется, как в вузе, на одном курсе. Он должен вместе со своими учениками дойти до 10-го класса и проработать все разделы истории человеческого общества, от первобытной культуры до наших дней. Поэтому целесообразно проделать работу за один прием, т. е. составить карточки на все статьи, заметки, рецензии и аннотации, содержащиеся в каждом обработанном номере журнала, и расставить их по соответствующим рубрикам картотеки, образующейся в процессе работы. Тогда учитель, открывая тот или иной раздел, сразу узнает, в каких номерах, какого года ему надо искать нужные данные.

На первый взгляд может показаться, что составление карточек сразу на все темы - очень трудоемкая работа. Это неверно. При хорошо налаженной организации обработка одного номера занимает в среднем 15 - 20 минут. Следовательно, целый год можно обработать за 3 - 4 часа. А как много от этого можно получить, видно из следующих данных: за 1935 и 1936 годы в журнале "Борьба классов" было помещено по древней истории 24 статьи (Египет - 2, Древний Восток - 4, Греция - 8, Рим - 10), по средней - 29, по новой - 49, по истории народов СССР - 72 и т. д., причем многие из них освещают темы, еще не нашедшие отражения в книгах.

Сплошная обработка журналов имеет преимущества перед выборочной: она позволит учителю непрерывно увеличивать свои фонды и быть в курсе новинок исторической науки.

Обработка книг носит несколько иной характер. Обычно книга охватывает либо те же темы, что и курс, проходимый в классе, либо часть какой-нибудь темы. Поэтому ее обработка выразится в составлении карточек на части, соответствующие отдельным урокам. Так, по I тому "Истории античного общества" Ковалева придется составить карточки на главы, например "Македония, и Греция", "Восточный поход Александра" и т. д. Кар-

стр. 102

точка, очень краткая, содержит обозначение темы и ссылку на источник (название книги, страницы)1 .

Когда учитель ознакомился с имеющимися у него пособиями и обработал их, в его распоряжении окажется картотека с довольно большим количеством карточек. Надо расставить их по большим темам (древняя история, средняя история и т. п.), выделив курс данного года и разобрав его карточки по темам уроков, намеченным программой Наркомпроса. При такой системе учитель увидит, для какого урока у него материала недостаточно, и обратит внимание уже в начале учебного года на это слабое место. Имея время, он сможет разыскать дополнительные материалы и восполнить пробелы.

Дальше пойдет самый ответственный процесс-подготовка к отдельным урокам, требующая мобилизации всех знаний, уменья и творческого энтузиазма учителя. Из разрозненных данных нужно создать стройный, увлекательный рассказ. Возьмем оформление избранной нами для примера темы урока "Александр Македонский и его походы".

Согласно программе Наркомпроса, учитель должен рассказать следующее:

Аристотель - воспитатель Александра. Личность Александра. Первые походы Александра. Борьба Александра за господство в Греции. Походы на Восток 334 - 324 годов до нашей эры. Битва при Гранике. Битва при Иссе. Взятие Тира. Александр в Египте. Битва при Гавгамеле. Занятие Вавилона и персидских столиц. Александр в Средней Азии. Поход в Индию. Брожение в армии Александра. Возвращение Александра и его смерть (323 год до нашей эры).

Для этой темы у нас в процессе подготовительной работы над журналами и книгами подобралось 26 карточек. Разобьем их на группы по степени важности и ценности.

В первую группу отнесем упоминания об Александре Македонском у Маркса и Энгельса. Их немного - всего четыре, но они чрезвычайно ценны, так как в двух словах дают оценку эпохи Александра, тот вывод, к которому нам придется подвести учащихся в итоге урока. Так, в одном месте Маркс говорит: "Высочайший внутренний расцвет Греции совпадает с эпохой Перикла, высочайший внешний расцвет с эпохой Александра"2 . Энгельс дает краткую, но очень существенную оценку: "...державы Александра и Цезаря были, как и английская, господством цивилизованных народов над варварами и колониями"3 . Третье упоминание говорит о судьбе финикийской культуры в связи с завоеваниями Александра, а четвертое - о роли Александра и его отца Филиппа как политических об'единителем Греции. Таков материал первой группы. Он очень нужен при составлении текста рассказа и предохраняет от неправильных выводов.

Вторую группу составят новейшие описания эпохи Александра, построенные на основе марксистского понимания истории. Материал для них дадут главы XIII и XIV в курсе Ковалева "История античного общества" (т. I, стр. 300 и 314) и 3 подглавки главы XV-"Возвышение Македонии и завоевание Азии" - в III томе сборника ГАИМК "История древнего мира". Эти подглавки посвящены: а) "Смерти Филиппа и воцарению Александра", б) "Восточному походу Александра" и в) "Смерти Александра". В эту же группу войдет карточка на статью А. Бергер "Александр Македонский", помещенную в журнале "Борьба классов" N 11 за 1936 год. Эта карточка, составленная в процессе общей обработки журнала, тогда же попала в соответствующий раздел картотеки и теперь очень пригодилась. Благодаря ей, не тратя много лишнего времени на розыски, можно сразу достать нужный номер


1 Значительно ускорит составление карточек использование наборов резиновых букв, продающихся в магазинах Культторга. Набрав один раз название книги или журнала, можно очень быстро проштамповать им карточки и дальше только вписывать от руки названия глав и нумерацию страниц и т. п.

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 5, стр. 194.

3 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. II, стр. 367.

стр. 103

Образцы библиографических карточек.

журнала и обработать его. В эту же группу попадет и карточка на 6-ю подглавку XV главы учебника Сергеева "История древней Греции", посвященную "Завоеванию Востока".

В третью группу войдут карточки на старые книги. Например книга 4-я I тома "Всеобщей истории" Иегера посвящена "Веку Александра Великого". Три главы оттуда отражены нами на особых карточках. В IV томе сборника под редакцией Гельмольта "История человечества" подглавка "б" III главы тоже посвящена "Александру Великому". В энциклопедических словарях - источнике, полезном для учителя, - имеются соответствующие статьи, на которые мы составили карточки. В книге В. Вегнера "Эллада" огромная глава VIII в. (70 стр.) тоже посвящена Александру. Использовать эти материалы нужно потому, что они содержат добавочный фактический материал, опущенный за недостатком места в источниках первой группы. Ученикам нужно дать красочный, образный рассказ, и в этом случае такой автор, как Вегнер, окажется очень полезен. Выводы его, конечно, мы отбросим и осветим сообщенные им события под нашим углом зрения.

В четвертую группу войдут отрывки из первоисточников, помещенные в хрестоматии. Так, в части 2-й хрестоматии "Древний мир в памятниках его письменности" (составили Жаринов и др.) имеются отрывки из Плутарха и Арриана, описывающие "Юность Александра", "Битву при Иссе", "Александр в Египте", "Мероприятия Александра в Персии", "Смерть Александра". В недавно вышедшей "Хрестоматии по древней истории" Струве помещен отрывок из "Анабасис" Арриана об "Образовании мировой монархии Александра".

Для учеников 5-х классов первоисточники надо использовать с осторожностью. Ребята 12 - 14-летнего возраста гораздо лучше воспримут описание события, сделанное привычным для них языком учителя чем старинным языком современника. Все же иной раз краткая цитата ил первоисточника ярко, образно передает колорит эпохи.

Пятую группу образуют карточки на соответствующие места дореволю-

стр. 104

ционных учебников средней школы. Так, для данного урока у нас уже имеется ссылка на учебник Виппера. В коротеньком, трехстраничном тексте мы найдем некоторые дополнительные детали и увидим, как подает ребятам материал этот опытный автор. Конечно, выводы его для нас будут неприемлемы.

В шестую и последнюю группу войдут художественные произведения. К сожалению, романов, подобных "Спартаку" Джованьоли или "Саламбо" Флобера, об Александре Македонском нет. Но у нас имеются карточки на очерки "У Аристотеля" и "Александр Великий в Персии", помещенные в части 1-й "Книги для чтения по древней истории" (составлена Васютинским и др.). Очерки дают много красочных подробностей (но к художественным произведениям нужен очень критический подход).

Разбив карточки на группы, можем приступить к составлению текста урока. Мы рекомендуем составление полного текста рассказа, а не схемы или краткого конспекта. Дома, в спокойной обстановке, учитель может продумать и написать ввиде связного рассказа все то, что ему предстоит "изложить в классе. В процессе писания текста он взвесит каждое слово, отбросит лишнее, насытит рассказ красочными образами и добьется при малом об'еме и лаконизме изложения широкого охвата материала с включением всего существенного. Это вовсе не значит, что в классе учитель будет читать написанное. Тщательно продумывая, взвешивая и излагая текст, он настолько хорошо сам усвоит его, что во время урока будет только следить, чтобы не пропустить какую-нибудь часть. Кроме того уже составленным текстом можно воспользоваться в последующие годы, внеся лишь добавления на основе накопленного опыта и новых данных. Имея такой текст, учитель никогда не окажется в описанном выше беспомощном положении. Написание полного текста урока приучает также к большей дисциплине самого учителя, заставляя точно укладываться в заранее намеченные рамки. Такая работа учителя воспитывает и учащихся. Видя на каждом уроке, что учитель рассказывает, все время следя по листочкам с записями, ученики сами привыкают к тому, чтобы работать по плану, тщательно и упорно готовиться.

Составление текста начинается с плана урока. В основу его должен быть положен приведенный выше фактический материал, определенный программой Наркомпроса. Какие требования должны быть пред'явлены к плану? Он не только определяет собой костяк содержания урока, но и является той основой, которая поможет учащимся восстановить дома услышанное в классе и приготовить урок. План будет записан ими в тетрадях, а для этого он должен быть краток, выразителен и тесно ассоциироваться с рассказом учителя. Слова плана должны быть простые, известные учащимся (кроме новых названий), так как иначе они наделают ошибок и учитель потратит много лишнего времени на исправление.

Чтобы составить план, систематизируем материал, включенный в данный урок программой Наркомпроса. Он распадается на пять групп; центральное место будет занимать завоевательный поход Александра, а вокруг него расположатся вводные и заключительные данные. Перечисленные в программе отдельные, моменты войдут в соответствующие группы, и в результате план примет следующий вид1 :

Тема: "Александр Македонский и его походы".

1. Как рос и воспитывался Александр.

2. Его первые походы и борьба за господство в Греции.

3. Десятилетний поход на Восток (334 - 324 годы до нашей эры):

а) Конное сражение при Гранике.

б) Разгром персов при Иссе.

в) Осада и взятие Тира.

г) Захват Египта. Жрецы бога Амона признали Александра сыном солнца и фараоном.


1 План является также оглавлением последующих записей. Поэтому после составления текста надо справа указать соответствующие страницы.

стр. 105

д) Битва при Гавгамеле (Дарий бежал и был убит).

е) Занятие Вавилона и персидских столиц.

ж) Поход в Среднюю Азию.

з) Поход в Индию и брожение в армии.

и) Возвращение в Вавилон.

4. Создание и устройство Александром мировой монархии.

5. Смерть Александра (323 год до нашей эры).

Задача воссоздания дома на основе плана рассказа, услышанного только один раз в классе, очень трудна даже для сильных учеников. Поэтому приходится краткие пункты плана местами развивать и дополнять, чтобы выделить главное (пункты "г" и "д") или придать тексту описательный характер (п. 1). Если у ребят каждый пункт будет связан с каким-нибудь ярким образом, то задача учителя в основном будет выполнена. Память сохранит эту связь на долгое время и поможет им восстановить подробности при приготовлении задания дома.

Читатель видит, насколько жнее чем по программе Наркомпроса распределилось содержание урока при указанном в плане расположении материала. Это должно отразиться и в тетрадях учеников. Учитель с начала года устанавливает для учеников определенный порядок записей колонками. Для этого ученики изготовляют транспаранты с вертикальными линиями, отстоящими на 1,5 сантиметра друг от друга и пронумерованными слева направо. Когда ведется запись, транспарант подложен под заполняемую страницу. Учитель, установив для каждой группы текста определенное место, говорит ученикам, с какого номера начинать. Так, название темы урока пишется крупно, всегда с новой страницы, со второй линии, главные пункты плана (1, 2 и т. д.) - с первой линии, дополнительные пункты ("а", "б", "в" и т. д.) - со второй, новые слова- с третьей, а переносы об'яснений к ним - колонкой - с четвертой линии.

Если придерживаться приведенного порядка, тетради учеников, даже неряшливых, станут очень чистыми, и готовить уроки по ним будет легче.

6

Остановимся еще на форме текста. Некоторые учителя, пишущие предварительно свой рассказ, используют зля этого тетради, а в худших случаях - листки различного формата. Необходимо отказаться от этого и здесь также установить единообразие и систему.

Записи не только одного, но и ряда лет должны быть одного формата для удобства пользования и хранения. Лучше взять формат книги (14 X 21 сантиметр). Текст пишется на одной стороне листка, имеющего в правом верхнем углу шифр темы и порядковый номер внутри нее. В нашем примере это будет выглядеть так: "А. М. - 17", т. е. тема "Александр Македонский", листок N 17. Все листки одной темы вкладываются в обложку из цветной бумаги (тетрадную) с крупно написанным названием темы и ее порядковым номером в году или части курса ("Греция" и т. д.). Использованные темы в обложках складываются по порядку номеров в общую папку ввиде двух фанерных или картонных дощечек того же формата с продернутыми шнурками. Крепко завязанная, она будет стоять в библиотеке на полке и в любой момент готова к действию как книга. Для темы, которую учитель берет на урок, должна быть особая обложка, типа пустого переплета книги (в ней листки будут хорошо сохраняться, и она удобна для использования).

У читателя может возникнуть вопрос: почему листки, а не тетрадь? Потому что: 1) нельзя точно заранее установить, сколько будет текста; 2) в процессе работы над текстом или же при повторении в следующем году некоторые части потребуется заменить, и с листками это легче проделать, не портя и не переписывая остальные записи; 3) листок удобнее для работы в классе: он легок и портативен; 4) запись на одной стороне также удобнее в обращении нежели двухсторонняя.

Текст должен иметь очень строгое и четкое построение. В процессе рассказа в классе нельзя останавливаться, чтобы найти соответствующее место: молодая аудитория от таких задержек сразу же начнет скучать.

стр. 106

Слева листка должно быть поле шириной в 3 сантиметра для вспомогательных записей.

Текст открывается заголовком. В нашем примере это будет первый пункт плана - "Детство и воспитание Александра". Написанный крупно через всю страницу заголовок кроме того подчеркивается цветным карандашом. Если установлено, что главные пункты плана подчеркиваются красным карандашом прямой чертой, а второстепенные - волнистой, то этого надо постоянно придерживаться.

Самый текст из тех же соображений лучше писать небольшими абзацами. Новые слова с об'яснениями и даты, которые попадут в тетради учеников, должны быть выделены цветным карандашом, например: новые слова - синей прямой чертой, объяснение- синим пунктиром, даты - зеленой чертой и т. п.

На уроке учитель обычно не читает свой текст, но цитаты из первоисточников придется прочесть. Чтобы не искать, их надо писать столбиком, отступя на 1,5 сантиметра от общего текста, и по этому уступу провести вертикальную черту, хотя бы желтым или коричневым карандашом.

Левое поле листка используется для служебник записей. Так, в процессе рассказа о детстве и воспитании Александра придется говорить об Аристотеле. Из предыдущих уроков ученики знают уже о нем как о великом ученом и видели его портрет. Однако нелишне и теперь показать его, чтобы таким образом закрепить рассказ. У нас имеется диапозитив или таблица, изображающая Аристотеля. Чтобы не позабыть вовремя ее показать, на поле листка, в соответствующем месте, надо мелко написать:

"Аристотель, диап. 777/39" - цифры указывают номер серии диафото и порядковый номер, - чтобы в последующие разы не пришлось долго разыскивать диапозитив. Эту надпись заключаем в цветную рамку и тем обеспечиваем своевременное и легкое нахождение отметки во время урока.

Из приведенных кратких указаний видно, как будет выглядеть текст. Если постоянно придерживаться определенной формы, работать с таким текстом будет очень легко и удобно, во много раз лучше чем при хаотических записях на различных листках и в тетрадях, да и ученики быстро приучатся к порядку, а это имеет огромное воспитательное значение.

7

Теперь обратимся к содержанию текста. Подбирая отдельные штрихи, детали, учитель из них составляет картину, на основе которой ученики должны понять особенности изучаемой эпохи. Отсюда ясны и требования, которым должен удовлетворять рассказ учителя. Будучи относительно краток (время урока невелико, а по программе нужно уложить в него очень много материала), он должен быть интересен по содержанию и приноровлен к возрасту и уровню развития слушателей. Образно и ярко передавая отдельные факты, рассказ в то же время должен подводить учеников на основе этих фактов к обобщениям, связывающим псе факты в единое целое.

Текст - это рассказ в классе, изложенный на бумаге в спокойной, домашней обстановке. Отсюда понятна и форма изложения ввиде связного рассказа-беседы. Попробуем проиллюстрировать сказанное на нашем примере. Возьмем тот момент урока, когда учитель подошел к описанию битвы при Иссе.

Это один из важнейших моментов похода, когда была решена судьба персидской монархии Дария. Битва при Иссе показательна и в отношении военного гения Александра, сумевшего не только спастись из тяжелого положения, но и добиться победы над сильнейшим противником.

Какие источники помогут в разрешении поставленной задачи? О битве при Иссе говорят, приводя различные детали, 8 авторов, на основании чего можно нарисовать довольно цельную и разностороннюю картину.

Для того чтобы сделать это, учитель должен превратиться в исследователя: проанализировав и изучив материалы, восстановить во всей полноте описываемое событие. Это будет не просто компиляция. Придется продумать очень многое. Нельзя идти на

стр. 107

Сражение при городе Иссе (эскизная карта).

урок только со знаниями в об'еме того, что сейчас расскажешь ученикам. Учитель должен знать во много раз больше того, что он сообщает ребятам, причем у него не должно быть неясности относительно материала.

Источники, на которые составлены карточки, подобраны и стоят на столе. Приступая к рассказу, надо подобрать основные наглядные пособия. Здесь мы встретили препятствие, от преодоления которого зависит очень многое. Чтобы хорошо изучить событие, надо представить местность, где оно произошло. Но если карт похода Александра и территории его монархии имеется сколько угодно, то детальную карту северовосточного угля Средиземного моря в районе Иссы найти очень трудно1 . А между тем без карты невозможно об'яснить ученикам, как Александр использовал условия местности для победы над персами. Поэтому необходимо на основании общей карты и имеющихся описаний составить эскизную карту.


1 Довольно мелкая и схематичная карта района Иссы помещена в редко встречающемся у нас немецком историческом атласе Пуцгера (издание 1914 года в позднейшие).

стр. 108

Для избранной нами темы наглядными пособиями1 к рассказу будут: 1) эскизная карта района Иссы; 2) диапозитив с рисунка из книги Вегнера "Эллада", изображающий "Поле битвы при Иссе"; 3) диапозитив или красочное воспроизведение известной мозаичной картины из Помпеи, изображающей битву при Иссе.

Кроме них по ходу урока должны быть показаны: 1) общая карта похода Александра; 2) его портрет; 3) изображения македонской фаланги и конницы или отдельных воинов; 4) изображения персидских воинов и греческих гоплитов - наемников Дария.

Перед составлением текста надо внимательно прочесть подобранные источники.

Начнем с самого краткого - с Сергеева. Об Иссе у него имеются всего лишь две фразы:

"За Граником последовал разгром главной персидской армии при Иссе (333 год). В числе пленных оказались жена, мать и дочь Дария, отпущенные затем на свободу за колоссальный выкуп, в 10 тысяч талантов".

Первая фраза - лишь вступление к рассказу, а конец второй вообще не подтверждается другими источниками. Поэтому книгу Сергеева надо отложить.

Следующий автор, Ковалев, описывает битву дважды: в своем курсе и в сборнике ГАИМК. Оба описания сравнительно краткие, в общем идентичны, за исключением деталей. Они ценны стратегической оценкой и выяснением значения события для всего похода Александра, что недостаточно правильно дано другими авторами. Однако рассказ Ковалева сразу вызывает рад вопросов. Что это за горные тропинки, которыми Дарий зашел в тыл македонской армии? Как расположены горные проходы из Северной Финикии к Иссе, и т. п. Ответ получим, изучив остальных авторов.

Бергер, почти не описывая самого сражения, дает зато ценнейший мате риал об его последствиях; говоря о захвате семьи Дария, он приводит цитированный ниже отрывок из письма Александра к Дарию.

Гельмольт, Иегер, Вегнер и древний автор Арриан, отрывок из которого приведен в хрестоматии "Древний мир в памятниках его письменности", дают нам детальные, хорошо дополняющие друг друга описания изучаемого события.

8

Приступим к самому тексту. Так как это только часть темы, то нельзя подробно описать сражение. Программа отводит теме урок. Даже если все 45 минут рассказывать об Александре, все равно не успеешь изложить указанное программой. Поэтому приходится занять этой темой не менее двух уроков. Часть времени пойдет под записи, повторение, опрос и закрепление, на рассказ же придется в общем минут 60 - 70. Из этого на описание битвы при Иссе можно выделить не более 10 - 12 минут, в течение которых надо дать только основное.

Ученики уже ознакомились с тем, как Александр выиграл битву при Гранике и сделал поход по Малой Азии, всюду захватывая города и уничтожая персидские гарнизоны. Следя по большой карте за его маршрутом, мы подошли к Анкире, где остановился Александр.

Надписав в тексте заголовком пункт "б" - "Разгром персов при Иссе" - и подчеркнув красной волнистой линией, приступаем к самому описанию:

"В Анкире Александр узнал, что Дарий, собрав около Вавилона огромное войско, в несколько сот тысяч туземных и 30 тысяч греческих наемных воинов, идет в Северную Сирию. Тогда македонское войско повернуло на юг, к так называемым "Киликийским воротам" - проходу в горном хребте Тавре.

Темной октябрьской ночью, лишь при свете звезд, подошли головные македонские отряды к самому узкому месту прохода, где с трудом можно пройти четырем человекам в ряд, и, к удивлению, не встретили здесь никого из персов.


1 Разыскивать и подбирать иллюстрации надо одновременно с общей подготовкой к курсу. Лучше всего и здесь применить прием картотеки: каждый встреченный рисунок нанести на особую карточку и поставить в соответствующий раздел общей картотеки. Тогда, готовясь к уроку, учитель найдет не только текстовой, но и иллюстративный материал. Составление карточек на рисунки легко могут выполнить ученики с хорошим почерком. Им это будет только интересно, а учителю освободит много времени.

стр. 109

Оказалось, что персидская стража, наслушавшись о победах Александра, как только раздались в полночной тишине македонские сигналы, бежала, позабыв об обороне прохода.

Солнце поднялось уже высоко, настал знойный день, когда Александр во глазе войск, перевалив через хребет, подошел к главному городу плодородной Киликийской равнины - Тарсу. Его гарнизон также позорно бежал, македонцы без боя заняли город и стали отдыхать после утомительного горного перехода.

На восток от Тарса, там, где сходятся Тавр и Аманский хребет, берег Средиземного моря поворачивает на юг. Здесь, в небольшой приморской равнине, находился городок Исс. За Аманским хребтом, на обширном плоскогорье Северной Сирии, уже стояли войска Дария, поджидавшего удобный момент для нападения на македонцев. Разведчики донесли об этом Александру, и он быстро повел свои войска из Тарса через Исс и южный горный проход у моря - "Сирийские ворота" - в Сирию".

Как видит читатель, рассказ тесно связан с эскизной картой, благодаря которой ребята легко представят себе местные условия и расположение сил противников1 . Диапозитив с рисунка "Поле битвы при Иссе" дополнит и еще более конкретизирует эти представления. Продолжим наш рассказ:

"Позиция персов была очень удобна для сражения. Здесь, в равнине, они могли легко окружить своими огромными силами македонцев и разбить их. Но военачальники Дария предложили заманчивый план: отрезать Александра от родины и напасть на него с тыла. Через другой проход, северный - "Аманские ворота", - персы вышли в равнину Исса. Захватив и жестоко казнив здесь больных и раненых македонцев, они на следующее утро стали готовиться к бою.

Тем временем македонцы через проход достигли приморского городка Мериандра и, застигнутые бурей, остановились.

Здесь Александр узнал, что Дарий у него в тылу. Не поверив, он отправил триеру к Иссу на разведки.

Так как море образует здесь глубокую бухту, посланные издали увидели персов в равнине, а на море - приближавшийся большой персо-финикийский флот и вернулись обратно.

Положение создалось очень тяжелое, но Александр не растерялся и повернул войска назад. Через горные высоты проходили около полуночи. После короткого отдыха вплоть до рассвета шли через теснины. Справа темными массами вздымались утесы, слева расстилалось безбрежное море.

Первые лучи восходящего солнца осветили тихо вьющуюся по проходу узкую колонну македонских гоплитов, сопровождаемую конницей.

Когда дорога расширялась, Александр, шедший во главе войска, перестраивал его в боевой порядок, чтобы персы, напав, встретили щетинистый фронт фаланги. Но те и не подумали использовать выгодность своей позиции. Александр, выведя войска на равнину Исса, стал строить их для сражения.

Через равнину в море текла горная речка Пинар. Персы сделали ее оградительной линией своих построений, выслав навстречу македонцам на левый берег отряд в 30 тысяч конницы и 20 тысяч легко вооруженных воинов. Под этим прикрытием Дарий построил остальное войско. В центре и на левом фланге он поставил лучшие силы - греческих наемников и кардаков (тяжело вооруженные персидские воины). На первом фланге, у моря, где было немного просторнее, выстроилась конница.

По обычаю персидских царей, сам Дарий находился в центре, позади войск. На виду у всех он возвышался на богато украшенной боевой колеснице, запряженной вороными конями в дорогой сбруе. Пурпуровое одеяние его блестело на солнце нашитыми на нем серебряными полосами, а плащ - золотым шитьем. На золотом поясе висел меч, сверкавший драгоценными камнями. Колесницу окружали 15 тысяч конных так называемых "родственников" и 10 тысяч пеших "бессмертных, тоже одетых в тяжелые парчевые одежды. Они охраняли священную особу "царя царей".

В глубине равнины расположились войска, не поместившиеся на короткой, всего в 4-о километров, линии фронта. По рассказам современников, у Дария было до 600 тысяч человек.

Александр развернул фронт своих войск по левому берегу речки, от горных склонов до моря. На левом фланге он поставил критских стрелков из лука, фракийскую пехоту, конницу Пелопоннеса, фессалийскую и союзников, а также легко вооруженных наемников. Левым крылом командовал старейший военачальник Александра - Парменион. Он получил приказ не отрываться от берега, чтобы не обошли персы.

В центре несокрушимой, ощетинившейся копьями стены расположилась знаменитая македонская фаланга.

Правый фланг Александр, по обыкновению, оставил под своим командованием. Здесь находились гвардия и щитоносцы царя, стрелки из лука, "дружинники" и македонские всадники".

Так, кратко охарактеризовав расположение отрядов обеих сторон и показав его на карте, подходим к кульминационному пункту:


1 Можно карту рисовать на доске и дополнять деталями по мере рассказа (смотри "Истор. журн." за 1938 г. N 4, статья "Работа с учебникам") или изготовить заранее таблицу. Первое легче для учеников при копировании в тетради.

стр. 110

стр. 111

Александр Македонский.

Изображение на медали.

"Построившись, шеренга македонцев медленно, с передышками, чтобы не сломать прямую линию фронта, подходила к речке. Внезапно с правого берега взвилась туча персидских стрел и смертоносным дождем осыпала их ряды.

Прозвучал сигнал, и шеренга во главе с Александром бросилась вперед, перебралась на персидский берег и стремительно обрушилась на ряды врагов.

Неожиданность и сила нападения вызвали панику на левом фланге персов, и после короткого рукопашного боя они не выдержали и обратились в бегство.

В центре в это время произошла заминка. Македонская фаланга, не успев в своем тяжелом вооружении так же быстро перебраться на крутой берег, отстала от Александра. В образовавшийся разрыв устремились греческие наемники, стараясь сбоку, в самом слабом месте, расстроить ряды фаланги и сбросить ее обратно в реку. Завязался жаркий бой.

На помощь к фаланге поспешил Александр со своими отрядами. Отбросив наемников от реки и прорвав линию персидского фронта, он врубился в центр, стремясь к колеснице Дария, с ужасом смотревшего на разгром своих лучших сил.

Тем временем персидская конница, перейдя у моря реку, атаковала фессалийцев. Началось жестокое конное сражение. Фессалийцы, отступив под напором врага, перестроились клинообразно и рассекли массы не ожидавших этого персов. Бой продолжался с переменным успехом, пока персы не увидели себя отрезанными от главных сил. Тогда и здесь началось открытое, всеобщее бегство".

Если бы читатель сравнил источники с нашим текстом, он убедился бы в мозаичности проделанной работы. При этом пришлось критически взвесить описание каждого автора и выбрать наиболее достоверное, отбросив множество деталей, имен и названий, затемнявших основную линию. Конечно, и здесь ход рассказа тесно связан с картой. Можно поручить ученикам сделать небольшие фигуры и, передвигая их на карте, еще нагляднее показать перипетии сражения.

Теперь подходим к заключительной части рассказа:

"Александр во главе лучших воинов в горячем рукопашном бою все приближался к колеснице Дария. Оставалось уже немного, и они встретились бы лицом к лицу, но Дарий не выдержал и с остатками приближенных обратился в бегство.

Картина:, найденная во время раскопок древнего города Помпеи, изображает момент, когда Александр, поразив копьем персидского полководца, бросившегося между ним и Дарием, стремится к царю. Возница хлещет коней, пытаясь вывезти священную особу "царя царей", а тот с ужасом смотрит на приближающегося Александра, с жестом отчаяния протянув руку, только что спустившую тетиву лука.

Бегство Дария явилось сигналом для персов. Беспорядочной толпой они устремились назад. Давя друг друга, падая под ударами фессалийской конницы, они бежали, бросая оружие и доспехи.

Сам Дарий несся впереди жалких остатков своих только что грозных полчищ. По равнине он спасался на колеснице, а попав в теснину, сбросил щит, мантию и лук и, вскочив на коня, продолжал бегство под покровом наступившей ночи.

Преследовавший его Александр вернулся, захватив царские доспехи и колесницу.

На поле битвы он узнал о полной победе. Лишь небольшой, восьмитысячный отряд греческих наемников проложил себе путь к морю и ушел "Сирийскими воротами" в Финикию. Потери персов были огромны. По свидетельству современников, они исчислялись цифрой в 100 тысяч пеших и 10 тысяч конных воинов.

Александру достался лагерь персов с огромными богатствами. В царском шатре были захвачены мать, жена и дети Дария версте со свитой. Эта добыча была особенно ценна, так как потеря семьи унизила Дария в глазах персов.

Так кончилась эта замечательная битва, происшедшая в конце 333 года до нашей эры".

Проследив ход сражения, сделаем выводы. Здесь они будут изложены тоже ввиде связного рассказа, а на уроке их можно дать ввиде беседы, так как многое ребята уже поняли сами, слушая рассказ.

стр. 112

"Так же, как когда-то при Марафоне, грекам сильно помогли местные условия. Если бы они встретились с персами в широкой равнине, то те, окружив македонскую фалангу, разбили бы ее наголову. При Иссе же небольшая ,равнина позволила принять участие в бою только части войск Дария, которая после разгрома увлекла за собой свежие силы.

В то же время большую роль сыграли находчивость и военное искусство Александра. Он не только использовал промахи врага, но и личным примером увлек своих воинов в решительную схватку, в то время как Дарий только стоял на своей колеснице и смотрел, как гибли его лучшие силы.

Значение победы при Иссе было огромно. Из Греции, с Истмийских игр, приехало к Александру посольство с золотым венком и пожеланиями счастья. Все поняли, что пришел конец персидскому владычеству, что теперь молодой Александр стал повелителем Азии.

Это понимал и он сам. Когда Дарий в письме просил его "как царь царя" вернуть ему семью и прекратить войну, Александр ответил:

"Теперь я владыка всей Азии и жду твоего приезда... Если ты придешь ко мне, то проси и о матери, и о жене, и о детях - о чем хочешь: ты все получишь... Посылая ко мне, ты помни, что посылаешь к царю Азии, и не смей считать себя равным мне..."

Таким образом, победа при Иссе была решающей в походе Александра, и дальше он только закрепил ее и расширил свои завоевания".

Изложив так пункт "б" плана, учитель переходит к следующему пункту, "в" - "Осада и взятие Тира". Для него тоже нужно подобрать соответствующий фактический материал и наглядные пособия, в частности составить эскизный план Тира, что облегчит усвоение материала ученикам. При такой подготовке и оснащении урок будет понятен и интересен1 .

9

Таков процесс подготовки к курсу в целом и к отдельным урокам в частности. У некоторых читателей могут возникнуть сомнения: не слишком ли громоздка описанная работа? Стоит ли затрачивать так много труда на подготовку к каждому уроку? Нельзя ли провести эту работу скорее и проще?

Нет, эта затрата сил очень целесообразна. Ведь мы, учителя, несем знания подрастающему поколению будущих строителей коммунистического общества. Мы должны приложить все силы, чтобы эти знания остались у них на всю жизнь. Если рассказ достаточно конкретен, образен, то воспримется ребятами хорошо и даже без учебника сохранится у них в памяти. Из изложенного видна важность систематической, планомерной работы. Только в плане и систематической работе залог успеха.

Можно видоизменять детали, например отказаться от ссылочных карточек на внутреннее содержание книг, целиком посвященных одной теме, где искать материал относительно легко; можно не делать предварительных выписок, аннотаций и т. п. Но в основе должна быть тщательно продуманная система работы, одним из вариантов которой и являются описанные выше приемы.

Если стахановцы промышленности не только все время выполняют, но и превышают нормы, выжимая из техники, по указанию товарища Сталина, все, что из нее можно выжать, то и учитель имеет в своем благодарном и интересном труде неограниченные возможности повышения качества своей работы. Нужно только любить ее, вкладывать в нее свою душу, знания, опыт и уменье, смотреть на нее не как на ремесло, а как на искусство, творчество.


1 Порядок ведения самого урока является самостоятельной темой. Поэтому отметим лишь следующее: запись плана и новых слов с об'яснениями отяжеляет урок, но в то же время важна для ассоциации рассказа. Поэтому лучше процесс записи разбить на части. Переходя к новому пункту плана, учитель пишет его на доске, а ученики - в тетрадях. Если в рассказе встретятся новые слова, они записываются сразу под этим пунктом столбцом. Следом за ними идет новый пункт, опять новые слова и т. д. Чтобы не обременять учеников, новых слов не должно быть в среднем больше 10 - 15 на урок. Такой прием записи целиком оправдал себя на практике и делает ее мало заметной, не мешающей ходу рассказа.

 

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПОДГОТОВКА-УЧИТЕЛЯ-К-УРОКУ-ПО-ДРЕВНЕЙ-ИСТОРИИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Lidia BasmanovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Basmanova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

С. БЕЗБАХ, ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 25.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПОДГОТОВКА-УЧИТЕЛЯ-К-УРОКУ-ПО-ДРЕВНЕЙ-ИСТОРИИ (date of access: 22.09.2020).

Found source (search robot):


Publication author(s) - С. БЕЗБАХ:

С. БЕЗБАХ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Lidia Basmanova
Vladivostok, Russia
1366 views rating
25.08.2015 (1854 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Новый социализм нужно строить, опираясь на новую теорию социализма. Новая теория социализма отказывается от диктатуры пролетариата, ибо практика развития старого социализма показала, что диктатура пролетариата не может быть не чем иным, как только диктатурой кучки коммунистических чиновников, или, как очень остроумно назвала её Роза Люксембург «диктатурой НАД пролетариатом». А появление у руля этой диктатуры таких предателей как Ельцин, неизбежно ведёт социализм к краху. Новый социализм, построенный на старой теории, ждёт такая же участь.
Малоизвестные страницы истории Великой Отечественной войны. Сейчас, когда открылись как отечественные, так и зарубежные архивы, стало возможным воссоздать картину одного из драматических эпизодов самого начального периода войны..... Западный фронт, бои в июне-июле 1941 года на втором стратегическом рубеже..... 22-ая армия под командованием генерал-полковника Ф.А. Ершакова..... Бои армии в Белоруссии на берегах реки Западная Двина на участке Дрисса - Дисна - Полоцк..... Начало широкого наступления немцев на восток было положено с маленького плацдарма в районе города Дисна
Catalog: История 
В статье рассматривается отражение образа Соловья-разбойника в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в связи с эпизодом свиста Бегемота и Коровьева при прощании героев с Москвой, а также связь образа Бегемота с образом Соловья-разбойника и героя древнеиндийского эпоса - Панду, а шире - связь русской литературы через "Закатный роман" Булгакова и поэму "Руслан и Людмила" А. С. Пушкина с древнеиндийскими произведениями: "Махабхаратой" и "Рамаяной".
Солнечная система является фрагментом распада нейтронного ядра нашей Галактики Млечный путь. Выброс нейтронного фрагмента Солнца из нейтронного ядра нашей Галактики произошёл приблизительно 10млр. лет назад. Всё это время нейтронный фрагмент перемещается по одному из спиральных рукавов нашей Галактики. Расширение происходит примерно по гиперболической траектории, которая вращается вокруг центра. Полный оборот вокруг центра нейтронного ядра Галактики, Солнце совершает примерно за 230млн.лет. Удаление от центра Галактики до Солнечной системы \simeq27700св. ле
Catalog: Физика 
9 days ago · From Владимир Груздов
Раскрытие тайны диалектики идеального и материального в реальном мире и в сознании человека
Catalog: Философия 
20 days ago · From Аркадий Гуртовцев
Энергия частицы является ключевым объяснением расширения Вселенной. В процессе расширения Вселенной участвуют пять частиц. Четыре массовые - нейтрон, протон, электрон и позитрон. Пятая частица условно без массовая - фотон. Позитрон и фотон не являются строительными кирпичиками материи Вселенной. Эти частицы выполняют вспомогательные функции в процессах преобразования материи и расширения Вселенной. Окружающий материальный мир организован из нейтронов, протонов и электронов. Сочетания, комбинации и перестановки этих трёх частиц, образуют окружающий нас мир
Catalog: Физика 
23 days ago · From Владимир Груздов
При любом взаимодействии масс, на любом уровне, создаются потенциалы взаимодействия в любых процессах расширения Вселенной. Этим определением рассмотрим вопросы, связанные с массой и энергией взаимодействующих объектов. Когда объекты (частицы, молекулы) потенциально взаимодействуют, они создают градиенты потенциального взаимодействия. Эти градиенты регулируют энергию и массу объектов и Вселенной в целом.
Catalog: Физика 
39 days ago · From Владимир Груздов
Жан Ланн
Catalog: История 
43 days ago · From Россия Онлайн
Кризис муниципальных финансов в России в 1917 г.
Catalog: Экономика 
44 days ago · From Россия Онлайн
Благотворительная деятельность предпринимателей Парамоновых на Дону. 1914-1915 гг.
Catalog: История 
44 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 
Наталья Свиридова·jpg·25.22 Kb·131 days ago

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2020, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones