Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-8467
Author(s) of the publication: А.А. БЕНДИЦКИЙ

Share with friends in SM

В современной психологии к подсознательным процессам относят все то, что было осознаваемым или могло им стать в определенных условиях. В эту группу входят хорошо автоматизированные навыки, а так же те проявления интуиции, которые не связаны с порождением новой информации, предполагая лишь использование ранее накопленного опыта(1). Мы попытаемся на простых и очевидных примерах показать, что некоторые физические теории родились в том числе и на основе знаний, находящихся на уровне подсознания.

При этом мы совершенно не будем касаться собственно научной интуиции, которая относится к процессам, порождающим новую информацию, к сверхсознанию. Эти вопросы подробно исследованы многими авторами (см. например, работы Симонова П.В(2,3) и Фейнберга Е.Л.(4)).

КЛАССИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА.

Для успешной жизнедеятельности человек должен совершать достаточно сложные перемещения в пространстве самого себя и различных предметов. Соответствующие действия либо являются врожденными, либо рано приобретенными, автоматическими (схватывание предметов, мигание, ходьба и т.п.). Обучение обычно происходит методом проб и ошибок: для осуществления точных


1 Гиперрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1996.

2 Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. М., 1975.

3 Симонов П.В. Изучение процесса творчества и "психический мутагенез" // Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978. С. 277.

4 Фейнберг Е.Л. Кибернетика, логика, искусство. М., 1961.

стр. 201


движений включается обратная связь (преднастройка движений). Но встречаются случаи, когда обратная связь может не сработать, а обучение не позволяет воспроизвести заранее всю совокупность возможных условий движения, например бросания камня. Вес камня и значения требуемой дальности броска принимают непрерывный ряд значений (в достаточно широких пределах). Поэтому с помощью тренировки можно лишь определить зависимость дальности от силы и направления броска. Но такая зависимость есть не что иное, как закон движения, который в процессе обучения организм узнал.

Другой пример - процедура определения веса объектов. Предмету (если он не слишком тяжелый) всегда придается ускорение (обычно направленное вверх), когда он подбрасывается. Простой анализ показывает, что здесь для определения массы тела используется второй закон Ньютона, информация о котором находится в подсознании.

КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА.

Впервые идею квантово-психической аналогии высказал Н. Бор. Он обратил внимание на то, что некоторые аспекты работы мозга схожи с основными принципами квантовой механики. Суть дела заключается в том, что и в психике и в квантовой теории есть неустранимая непредсказуемость результатов эксперимента. В качестве примера приводится аналогия между процессом контроля человеком за своим собственным мышлением (чем жестче контроль, тем более искажается основная мысль) и принципом неопределенности (чем более точно определяется координата частицы, тем больше увеличивается неопределенность в значении импульса)(5).

Можно привести и другие примеры. Так, известная в квантовой механике задача о прохождении частицей потенциального барьера очень напоминает ситуацию, когда человек успешно решает математическую задачу, не имея для этого достаточного объема знаний.


5 Бом Д. Квантовая теория. М? 1961.

стр. 202


Идеи Н. Бора были развиты современными авторами(6). В настоящее время вероятностный подход к психической деятельности стал общепринятым(7). Является ли эта вероятность квантового типа, т.е. принципиальной или статистической, неясно. Здесь хотелось заметить, что, по нашему мнению, принципиально непредсказуемое поведение человека и животного обеспечивает большую выживаемость как одного члена общества, так и сообщества в целом. Действительно, в ситуациях типа "хищник -жертва" спонтанное поведение последней дает ей шанс уйти от более сильного преследователя. Так же и при неожиданных природных катастрофах (взрывах вулканов, землетрясениях и т.п.) жестко детерминированное поведение всех членов общества снижает вероятность остаться в живых хотя бы одному индивиду.

На определенную преемственность квантовой механики по отношению к психологии указывает следующее сопоставление. В психологии второй половины XIX в. господствовал метод интроспекции, который состоит в том, что основные результаты исследования получались с помощью наблюдения за деятельностью своего ума. В начале XX в. этот метод был подвергнут жесткой и справедливой критике за то, что в ходе таких исследований происходит грубое вторжение в психическую деятельность. И тогда же зарождается квантовая теория, где вопрос о взаимодействии измерительного прибора и объекта измерения становится центральным.

ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ.

В теории относительности показано, что интервалы времени между какими-то событиями и значение длин не есть величины постоянные, а зависят от системы отсчета, в которой находится наблюдатель (движущийся или неподвижный, находящийся, в гравитационном поле или вне его). По-видимому, одним из первых, кто связал эти положения теорий А. Эйнштейна с психологией восприятия был П. Флоренский. В своей работе(8) он показывает


6 Чавчаиидзе В.В. Проблемы управления. Тбилиси, 1974.

7 Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л., 1988.

8 Священник Павел Флоренский. Избранные труды по искусству. М.

стр. 203


на конкретных примерах результатов психологаческих исследований, что интервалы реального физического времени могут быть намного меньше, чем соответствующий сюжет, увиденный во сне. Специальные эксперименты, проведенные в наши дни? показали, например, что десятисекунцный интервал времени может преобразовываться в сновидение, события в котором развиваются в течение двух суток(9). В этой же работе Флоренский обращает внимание на искажение законов перспективы (соотношение длин на древнерусских иконах). Хотя прямой ссылки на А. Эйнштейна у П. Флоренского нет, весь стиль изложения и терминология не вызывает сомнений в знакомстве автора с теорией относительности. В любом случае можно утверждать, что мыслительный процесс предполагает перемещение по психологической оси времени, искажение физических интервалов времени. Это относится и к работе памяти, и к планированию, и к обучению. Данный тезис достаточно тривиален по отношению к психологии. Однако в применении к физическим явлениям потребовалось создание теории относительности для того, чтобы понять, что не существует абсолютного пространства и времени.

По поводу связи гравитации с подсознанием можно предположить следующее. Гравитационное взаимодействие, как причина периодического движения небесных тел, на начальном этапе развития психики сыграло значительную роль в осознании человеком понятия времени. Отсутствие регулярных перемещений осложнило бы развитие цивилизации, так как для понимания некоторой закономерности нужна повторяемость, которую гравитация и обеспечивает. Само функционирование живых организмов подчиняется биоритмам, напрямую связанным с гравитационным взаимодействием. Гравитация играла и играет огромную роль в человеческой психике. Именно гравитация обеспечивает предсказуемость, ориентацию в пространстве. Она играет роль даже в плане эмоциональной оценки человеком событий - путь наверх (хорошо), падение (плохо).


9 Уолтер Дж. Живой мозг. М., 1966.

стр. 204


Заметим еще, что в уравнениях движения, которым подчиняется человек и которые, по- видимому, неосознанно решает, учитывается равенство тяжелой и инертной масс, что, как известно, явилось для А. Эйнштейна важнейшим экспериментальным результатом, который привел его к созданию общей теории относительности.

Таким образом, нервно-психическая деятельность человека несет в себе черты, которые можно рассматривать как неосознаваемые фрагменты информации о некоторых фундаментальных законах природы.

Вопросы, рассмотренные в этой статье, близки к теме исследований Н.Н. Поддъякова, который вводит понятие "неясные знания". В качестве доказательства существования таких знаний приводятся результаты экспериментов, из которых следует, что дети в возрасте 4-5 лет могут успешно решать задачи по физике, предлагаемые в 3-4 классах(10). Работы Поддъякова направлены на развитие творческих способностей у детей. Не вызывает сомнения, что содержание неясных знаний взрослого человека представляет значительный интерес для научных исследований не только в области психологии.

В связи с этим естественно поставить следующий вопрос. Поскольку в подсознании находится информация, которая может оказаться полезной для познавательной деятельности, нет ли возможности извлечения этой информации, этих неясных знаний. Фактически речь идет о том, что в дополнение к традиционным методам исследований предлагается несколько иной путь. Путь от психики к физике. Обычно двигаются в обратном направлении,


10 Поддьяков Н.Н. Закономерности психического развития ребенка. Краснодар, 1997.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПОДСОЗНАТЕЛЬНЫЕ-ПСИХИЧЕСКИЕ-ПРОЦЕССЫ-КАК-ЭТАП-ВОЗНИКНОВЕНИЯ-НАУЧНЫХ-ЗНАНИЙ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Larisa SenchenkoContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Senchenko

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А.А. БЕНДИЦКИЙ, ПОДСОЗНАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ КАК ЭТАП ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 08.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПОДСОЗНАТЕЛЬНЫЕ-ПСИХИЧЕСКИЕ-ПРОЦЕССЫ-КАК-ЭТАП-ВОЗНИКНОВЕНИЯ-НАУЧНЫХ-ЗНАНИЙ (date of access: 22.09.2019).

Publication author(s) - А.А. БЕНДИЦКИЙ:

А.А. БЕНДИЦКИЙ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Larisa Senchenko
Arkhangelsk, Russia
516 views rating
08.09.2015 (1475 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Преграды к созданью Единой Теории Поля и путь одоления их. Barriers to the creation of the Unified Field Theory and the path of overcoming them.
Catalog: Философия 
3 days ago · From Олег Ермаков
ЯНТАРНЫЙ ПУТЬ
Catalog: География 
5 days ago · From Россия Онлайн
ПЕРВАЯ В РОССИИ КНИГА О ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XVIII ВЕКА
5 days ago · From Россия Онлайн
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БРУСИЛОВ
5 days ago · From Россия Онлайн
ЕГИПЕТ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
5 days ago · From Россия Онлайн
А. Т. БОЛОТОВ - УЧЕНЫЙ, ПИСАТЕЛЬ ЭНЦИКЛОПЕДИСТ
5 days ago · From Россия Онлайн
Несмотря на недолгое существование казино Crystal Casino на онлайн-рынке, сейчас оно является одним из самых развитых и уважаемых онлайн-казино. Это российское онлайн-казино предлагает несколько сотен различных игр, доступных на настольных компьютерах, а также на смартфонах и планшетах.
Catalog: Лайфстайл 
5 days ago · From Россия Онлайн
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
10 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
10 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ПОДСОЗНАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ КАК ЭТАП ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones