Libmonster ID: RU-9557

С. МОИСЕЕВ, кандидат экономических наук, член Комиссии РСПП по банками банковской деятельности

С обострением финансового кризиса в России и за рубежом отечественные власти приняли беспрецедентные решения по поддержанию стабильности на финансовых рынках и в банковском секторе. Скорость принятия решений руководством страны феноменальна, чего не наблюдалось ни в 1998, ни в 2004 г. Предпринимаемые шаги способны оказать сильное влияние на финансовые рынки страны и предотвратить наступление очередных потрясений. Однако каждая из заявленных антикризисных мер требует тонкой настройки. На наш взгляд, политика поддержания финансовой стабильности в России должна пройти настройку по нескольким направлениям.

Координация государственной финансовой политики

Одной из серьезных проблем, сдерживающих реализацию потенциала антикризисных мер, остается недостаточная координация деятельности экономических ведомств. Еще при утверждении в должности Председателя Правительства РФ В. Путин обозначил задачу: необходимо "упорядочить систему госрегулирования финансового рынка". Удивительно, однако, что слабо налажено взаимодействие регуляторов, отвечающих за различные участки финансового рынка, начиная от информационного обмена между Банком России и ФАС и заканчивая различным видением финансового сектора со стороны ФСФР и Банка России.

В таких условиях необходимо создать при Председателе Правительства РФ Координационный совет, который будет представлять собой постоянный орган для своевременной выработки согласованных решений и координации финансового регулирования в целях поддержания финансовой стабильности на рынках. На него могут быть возложены задачи формирования и реализации единой государственной финансовой политики, а также взаимодействия с финансовым сообществом. Координационный совет призван задавать единый вектор в официальной информационной политике в периоды кризиса. В его состав, с одной стороны, должны войти на постоянной основе руководители Минфина, Банка России, ФСФР, ФАС, Агентства по страхованию вкладов и Администрации Президента РФ, а с другой - представители финансового сектора и саморегулируемых организаций. Решения Координационного совета будут иметь силу постановлений правительства РФ, обязательных для исполнения.

Координационному совету необходимо принять Меморандум по вопросам финансовой стабильности, определяющий принципы взаимо-

стр. 51

действия, задачи каждой стороны по обеспечению стабильности, процедуры взаимодействия и координации, политику минимизации отрицательных последствий возможных кризисов. Координационный совет должен разработать перспективный план антикризисных мер с учетом различных сценариев, доступный для общественного обсуждения. В нем следует оговорить сроки, ответственность и последовательность мер в случае неблагоприятного развития событий. Создание такого совета позволит заложить основы мегарегулятора, который может быть образован в отдаленном будущем, когда финансовый сектор будет к этому готов. Пока же координационный орган даст возможность в гибкой форме осуществить интеграцию финансового регулирования.

Власти отчасти услышали идеи финансового сообщества. Указом В. Медведева от 17 октября 2008 г. N 1489 создан Совет при Президенте РФ по развитию финансового рынка РФ. Его руководителем стал первый заместитель Председателя Правительства И. Шувалов. Цель нового совещательного органа состоит в "совершенствовании государственной политики в области развития финансового рынка". Фактически Совет пришел на смену Государственной комиссии по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России, действовавшей с 1997 г., став ее наследником - обеспечение его деятельности взяли на себя ФСФР и Экспертное управление Президента РФ. Оригинальная идея РСПП оказалась похороненной: Совет не обладает никакими серьезными полномочиями, не претендует на антикризисный менеджмент и собирается "не реже, чем раз в полгода". Его сформировали из высокопоставленных чиновников, вплоть до министра внутренних дел и главы Высшего арбитражного суда, однако ни один из представителей частного сектора в Совет не вошел.

Если власти сумеют создать полноценный координационный орган, то деловое сообщество готово оказывать ему поддержку на постоянной основе. С этой целью при Президенте РСПП планируется учредить группу по мониторингу финансовой стабильности. Она будет отслеживать и оценивать финансовые риски на фондовом рынке и в банковской сфере, а также разрабатывать предложения по финансовой стабилизации и координации действий крупнейших игроков в финансовом секторе. Особое внимание предполагается уделить анализу платежных балансов регионов России, поскольку изучение межрегиональных финансовых потоков позволяет прогнозировать кризисные явления на локальных рынках. Группа сможет осуществлять информационно-аналитическую поддержку деятельности предлагаемого Координационного совета при Председателе Правительства РФ по вопросам финансовой стабильности. В ее состав войдут ведущие эксперты, представляющие интересы финансового сектора в целом (НАУФОР, НФА, НЛУ, АРБ, Ассоциации "Россия", ВСС и др.).

Пакет мер финансовой стабилизации

В. Путин 29 сентября 2008 г. провел совещание по вопросам разработки Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. и Основных направлений деятельности Правительства РФ до 2012 г. Для поддержания финансовой стабильности правительство намерено совместно с Банком России реализовать

стр. 52

ряд новых мер. В их числе: беззалоговое рефинансирование; гарантии возмещения убытков по межбанковским кредитам; депозиты Минфина; укрепление независимости финансовой системы; интервенции на фондовом рынке и др.

Беззалоговое рефинансирование. С начала 2008 г. банковское сообщество активно продвигает идею краткосрочных беззалоговых кредитов Банка России, которые позволили бы устранить неэффективных посредников с межбанковского рынка, а также обойти проблему дефицита обеспечения по кредитам Банка России. Спустя почти год дебатов правительство все-таки разрешило Банку России выдавать кредитным организациям кредиты без залога. Это поможет насытить ликвидностью средние и региональные банки, ранее не имевшие доступа к инструментам рефинансирования. Беззалоговое кредитование Банком России кредитных организаций, как более гибкий инструмент, не зависящий от состояния федерального бюджета, должно дополнить размещение средств федерального бюджета на банковские депозиты. Минфин будет постепенно сокращать предложение ресурсов на своих аукционах исходя из кассового плана, и лимит размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты в 1,5 трлн руб. к концу года уменьшится.

Федеральное собрание РФ оперативно приняло поправки в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", позволяющие регулятору предоставлять беззалоговые кредиты в соответствии с условиями, установленными Советом директоров Банка России. Требования к кредитным организациям, получающим возможность беззалогового рефинансирования, включают наличие собственного капитала определенной величины и рейтинга выше высоко-спекулятивного. Этим критериям соответствуют 120 из 150 российских банков, имеющих международные рейтинги. 20 октября 2008 г. прошел первый экспериментальный аукцион по предоставлению кредитов без обеспечения, который можно считать вполне успешным. Из запланированного объема предоставляемых на месяц средств в 700 млрд. руб. размещено 388 млрд. руб. (55%) по средневзвешенной ставке 9,89% (при том что кредиты Банка России, обеспеченные "нерыночными" активами или поручительствами на срок до 30 дней, обходятся в 9,5%).

На наш взгляд, беззалоговое кредитование целесообразно осуществлять в форме операций постоянного действия, а не аукционных операций на открытом рынке. Банки должны иметь возможность получать беззалоговые кредиты на ежедневной основе по фиксированным процентным ставкам в рамках индивидуальных лимитов. Неоднократное обращение к беззалоговым кредитам следует ограничивать рыночным способом - через механизм штрафного ролл-овера. Беззалоговые кредиты должны предоставляться на срок от "овернайт" до недели для регулирования текущей ликвидности, а также в экстренных случаях на цели финансовой стабилизации кредитной организации на срок от шести месяцев до года. Иначе аукционы кредитов без обеспечения унаследуют все недостатки аукционов Минфина.

Гарантии возмещения убытков по межбанковским кредитам. Банку России будет предоставлено право заключать с некоторыми банками соглашения о возмещении части убытков от кредитования других участников финансового рынка. Очевидно, речь идет о круп-

стр. 53

нейших банках, контролируемых государством (Сбербанке, Банке ВТБ, Газпромбанке). Страхование кредитных рисков будет способствовать активизации межбанковского кредитования. В качестве инструмента страхования кредитных рисков целесообразно рассматривать внебиржевые кредитные деривативы, сделки по которым Банк России будет заключать с крупнейшими банками на двухсторонней основе. Для этого не потребуется вносить какие-либо нормативно-правовые изменения. В то же время если ряд банков получит привилегированные гарантии возмещения возможных убытков, то разумно предположить, что они должны принять на себя и адекватные обязательства по объемам и цене финансовых ресурсов, которые эти банки готовы размещать на рынке.

Размещение средств федерального бюджета на банковские депозиты. На наш взгляд, необходимо расширить доступ банков к средствам федерального бюджета, размещаемым на банковские депозиты, пересмотрев требования к кредитным организациям. Они должны быть идентичны требованиям к ним по беззалоговому кредитованию. Важно обеспечить целевое использование средств федерального бюджета, полученных крупнейшими банками, для межбанковского кредитования под приемлемую процентную ставку (требуется ограничение максимальной разницы между ставками привлечения на депозиты и размещения на межбанковском рынке). Целесообразно ввести аукционы по размещению средств местных и областных бюджетов на банковские депозиты в региональных кредитных организациях.

Государство капитализирует банки

На совещании в Кремле по экономическим вопросам 7 октября 2008 г. правительство РФ приняло беспрецедентное решение о капитализации банковского сектора. Власти намерены разместить средства государственных фондов (прежде всего Фонда национального благосостояния) на депозиты во Внешэкономбанке, который, в свою очередь, будет предоставлять банкам субординированные кредиты на срок до десяти лет. Сумма рублевых депозитов во Внешэкономбанке должна составлять не более 625 млрд. руб. Причем до 175 млрд. руб. может быть размещено на депозиты, суммы, сроки и иные существенные условия по которым определяются Минфином. До 450 млрд. руб. может быть размещено на депозиты при условии, что средства будут возвращены не позднее 31 декабря 2019 г.

Государство, как прямой собственник крупнейших банков, взяло на себя заботу об увеличении капитала своих кредитных организаций. Сбербанк оставлен на попечение своего главного акционера - Банка России. Параметры капитализации банковского сектора представлены в таблице. Причем если совокупная величина субординированных кредитов для госбанков достигнет 59% их собственного капитала, то для остальных банков она не превысит 12% собственных средств. Предполагается, что акционеры банков должны самостоятельно пополнять их капитал, и на каждые вложенные ими два рубля государство добавит еще один рубль. Однако власти поставили условие: минималь-

стр. 54

ное увеличение собственных средств банка со стороны акционеров должно составить 15%. Следовательно, если владельцы остальных банков согласятся на предложение властей, то прирост капитала всех прочих банков составит 45% по сравнению с 59% у госбанков. Таким образом, госбанки в очередной раз поставлены в привилегированное положение.

Таблица

Государственные субординированные кредиты для банков (на 1.09.2008 г.)

Банки

Субординированный кредит, млрд. руб.

Активы, млрд. руб.

Собственный капитал, млрд. руб.

Норматив достаточности капитала, %

Доля субординированного кредита в капитале, %

Сбербанк

500

5 928,41

776,081

14,49

64

ВТБ

200

1 875,05

380,107

15,44

53

РСХБ

25

715,84

68,363

12,05

37

Другие банки

225

15 513,70

1 857,150

14,50

12

Все банки

950

24 033,00

3 081,700

14,80

31

В то же время нельзя сказать, что госбанки испытывают острый дефицит собственного капитала. Сбербанк и ВТБ после размещения эмиссий акций в 2007 г., напротив, являются перекапитализированными. Их норматив достаточности капитала (HI) достигает 14,49 и 15,44% против минимальных 10% (что отражает неоптимальное использование собственного капитала). Для сравнения: HI у Газпромбанка равен 12,09%, у Банка Москвы - 11,98, у Росбанка - 11,69, у ЮниКредит Банка - 12,91, у Райффайзенбанка - 11,22%. Иными словами, субординированные кредиты достаются не тем, кому они действительно нужны.

Полная реализация идеи с государственными субординированными кредитами способна серьезно потрясти не только банковскую сферу, но и ее клиентов - нефинансовый сектор. На условиях софинансирования, как упоминалось выше, собственный капитал банковского сектора может увеличиться на 45% - до 4,48 трлн руб. Это близко к ограничению в 50% основного капитала, который установил Банк России для субординированных инструментов.

Следует принять во внимание, что у большинства крупных банков собственный капитал в значительной мере сформирован за счет субординированных еврооблигаций, кредитов и депозитов, в результате предложением правительства смогут воспользоваться немногие. Тем не менее если идея будет реализована до конца, то это вызовет мультипликативный эффект. Прирост активов и кредитного портфеля банковского сектора сможет составить 50 - 70%. Во избежание инфляционного эффекта капитализации банков правительству РФ уже сейчас следует озаботиться программированием денежного сектора и разработкой подробного плана действий. Поэтапные вливания "длинных" ресурсов в банки должны происходить с определенными ограничениями по активным операциям, что потребует воскрешения основ кредитного планирования Госбанка СССР. В целом стремление

стр. 55

властей поддержать банки является верным, однако государству нельзя упускать из виду риски, которые оно при этом продуцирует.

Риск выхода банков из системы страхования вкладов

С начала октября 2008 г. Банк России совместно с Агентством по страхованию вкладов стал проводить оценку финансовой устойчивости банков, чтобы определить, насколько они соответствуют требованиям системы страхования вкладов. Для них применяется пять групп показателей: капитал; активы; качество управления банком, его операциями и рисками; доходность; ликвидность (Указание "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов" N 1379-У от 16.01.2004 г.). Сложности на международных и российских финансовых рынках могут привести к тому, что банки окажутся в неудовлетворительном положении по критериям доходности и ликвидности.

Оценка доходности включает показатели рентабельности активов и капитала, которые снижаются в течение всего года. На начало 2008 г. рентабельность активов банковского сектора достигала 22,7%, а капитала - 3,0%. На конец 2008 г. первый показатель прогнозируется на уровне 15,3%, а второй - 2,0%, что свидетельствует о существенном уменьшении доходности банковского бизнеса.

Оценка ликвидности опирается на показатели ликвидности активов, величины и структуры обязательств, общей ликвидности банка. Наш среднесрочный индикатор ликвидности (отражающий долю ликвидных активов в совокупных активах банковского сектора) с августа 2008 г. продолжает находиться на минимальном уровне - менее 5%. Для сравнения: в период "кризиса доверия" в 2004 г. он не опускался ниже 5%.

Таким образом, банки могут столкнуться с риском вынужденного выхода из системы страхования вкладов. Чтобы этого избежать, целесообразно:

- при оценке финансовой устойчивости временно (до конца 2009 г.) не учитывать группы показателей оценки доходности и ликвидности или заменить их на требование выполнять обязательные нормативы;

- снизить установленный Указанием N 1379-У минимальный размер обобщающего результата, при котором финансовая устойчивость банка по группам показателей доходности и ликвидности признается удовлетворительной;

- уменьшить весовые коэффициенты показателей доходности и ликвидности, используемые при расчете обобщающего результата по обеим группам показателей.

При невозможности внести изменения временной мерой может стать мораторий до конца 2009 г. на применение санкций за несоответствие требованиям к участию в системе страхования вкладов. В противном случае выход из нее некоторых банков может подорвать доверие клиентов и спровоцировать панику вкладчиков.

стр. 56

Развитие национальных рейтингов

Стандартом оценки финансового положения российских финансовых организаций стали рейтинги американских агентств Moody's и Standard and Poor's, а также американо-британского агентства Fitch IBCA. Руководители иностранных агентств заявляют, что они обладают глубокими аналитическими знаниями и "критической массой" опыта, необходимыми для адекватной оценки кредитоспособности заемщиков. Однако практика показывает, что эти агентства регулярно допускают существенные ошибки, приводящие к масштабным финансовым потерям инвесторов. В частности, двусмысленное отношение рейтинговых агентств к обеспеченным облигациям стало одной из главных причин американского ипотечного кризиса.

Имеются серьезные основания думать, что международные рейтинги, присваиваемые российским организациям и самой стране, далеко не объективны. Кроме того, агентства неоднократно демонстрировали свое ангажированное отношение к происходящему в отечественной экономике, полагаясь не столько на экономические, сколько на политические соображения. Усиление зависимости российских финансовых рынков и их участников от иностранных рейтинговых агентств способно не только подорвать адекватную оценку кредитных рисков, но и отразиться на экономическом суверенитете страны.

Необходимо развивать альтернативные национальные рейтинги, которые в будущем должны стать стандартом оценки финансового положения. В России уже действуют национальные агентства: "Рус-Рейтинг", "Эксперт РА", АК&М, Национальное рейтинговое агентство при НАУФОР и др. Государственные органы также обладают методиками оценки банков. В частности, Банк России опирается на Указание "Об оценке экономического положения банков" N 2005-У от 30.04.2008 г., а также на Указание "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов". И Банк России, и Агентство по страхованию вкладов могут выносить публичные рейтинговые оценки финансовой устойчивости банков, учитывая, что они их уже оценивают для внутренних целей. Во всех нормативно-правовых актах Правительства РФ, Банка России, Министерства финансов и других ведомств нужно ссылаться не только на международные, но и на российские рейтинги, что позволит обезопасить отечественную экономику от ошибок иностранных агентств.

Внутренние источники роста: суверенная финансовая система

Формирование в России суверенной экономической политики требует создания условий для автономного функционирования финансового сектора. В нашей стране целесообразно создать систему долгосрочного рефинансирования, защищающую банковский сектор от отрицательного влияния кризиса на международных финансовых рынках. Кроме того, долгосрочное рефинансирование будет способствовать длительному экономическому росту и увеличению добавленной

стр. 57

стоимости в несырьевых отраслях экономики. Рефинансирование Внешэкономбанком (Банком развития) на рыночных условиях внешней задолженности за счет депозита Банка России на 50 млрд. долл. стало первым шагом в этом направлении. Необходимо превратить такой механизм рефинансирования из временного в постоянный. ВЭБ должен выделять финансовые ресурсы целевого назначения на срок от 5 до 7 лет. Механизмами долгосрочного рефинансирования могут быть:

- выкуп кредитных портфелей банков, состоящих из долгосрочных ссуд предприятиям несырьевого сектора;

- предоставление субординированных депозитов с целью долгосрочного кредитования предприятий несырьевого сектора с обязательством последующего размещения на открытом рынке акций банка для погашения депозита;

- замещение долгосрочных кредитных портфелей банков облигациями Банка развития, которые могут быть реализованы на вторичном рынке и должны входить в Ломбардный список Банка России;

- рефинансирование внешней задолженности корпоративного сектора;

- предоставление целевых кредитов для долгосрочного финансирования предприятий под фиксированную процентную маржу, рассчитываемую от ставки рефинансирования.

Источниками долгосрочного рефинансирования могут быть накопленные государством финансовые ресурсы (Фонда национального благосостояния), депозиты Банка России, а также облигационные займы Банка развития. Это позволит частному сектору не обращаться за финансовыми ресурсами за рубеж и обеспечит автономное функционирование финансового сектора. Тот факт, что в октябре 2008 г. во Внешэкономбанк от банков поступило заявок на рефинансирование на 64 млрд. долл., а от компаний - на 33 млрд, свидетельствует о высокой востребованности внутреннего рефинансирования.

Правительственные интервенции на рынке акций

Власти намерены выделить из бюджетных средств в текущем и следующем году по 250 млрд. руб. на поддержку рынка акций. Проводником интервенций выступит Внешэкономбанк, собственный капитал которого увеличивается на 75 млрд. руб. Таким образом, его собственные средства вырастут на 36% и достигнут 286 млрд. руб.

Финансовое сообщество с осторожностью относится к идее проведения правительственных интервенций на рынке акций за счет средств федерального бюджета. С одной стороны, они будут способствовать стабилизации рыночных ожиданий и восстановлению справедливой цены акций отечественных эмитентов. Вместе с тем, с другой стороны, в сложившихся условиях такие интервенции нужно рассматривать как временную экстренную меру, направленную на снижение волатильности и формирование устойчивой тенденции на фондовом рынке. В долгосрочном периоде правительственные интервенции на рынке акций не должны проводиться на регуляр-

стр. 58

ной основе, поскольку они искажают рыночное ценообразование и в конечном счете способствуют неадекватной капитализации отдельных компаний и возникновению "мыльного пузыря".

До конца 2008 г. правительство РФ планирует за счет средств Фонда национального благосостояния инвестировать через Внешэкономбанк в ценные бумаги российских компаний до 175 млрд. руб. ВЭБ сможет скупать долговые обязательства и акции юридических лиц, а также паи инвестиционных фондов. В соответствии с новыми правилами на собственных счетах Внешэкономбанка может оседать до 40% активов Фонда национального благосостояния, из них до 30% могут быть направлены на приобретение облигаций резидентов и до 50% - акций и паев инвестиционных фондов.

Необходимо профессиональное и публичное обсуждение политики интервенций, включая принципы "входа" на рынок государства и "выхода" из него, а также объекты интервенций. Во избежание искусственного усиления отдельных участников рынка, связанных с государством, к интервенциям нецелесообразно привлекать госбанки или выделять средства федерального бюджета госкомпаниям для выкупа ими своих акций на рынке. Кроме того, чтобы не допускать концентрации рисков, не следует использовать в качестве посредника Банк развития. Интервенции должны проводиться через независимый государственный институт, располагающий необходимыми лицензиями и не имеющий потенциального конфликта интересов. В этой связи предлагаем создать государственный Национальный фонд стабилизации фондового рынка. Его зарубежным аналогом можно считать Национальный фонд стабилизации, который правительство Тайваня с 2000 г. использует для интервенций на рынке акций.

Реструктуризация кредитных организаций

В последние годы на российском рынке сложилась практика реструктуризации банков, испытывающих финансовые затруднения, с последующим поглощением их банками, контролируемыми государством. Наиболее яркими примерами стали поглощения Связь-банка и банка "Глобэкс". На наш взгляд, прямая или косвенная национализация банков и инвестиционных компаний приводит к неоправданному расширению государственной собственности в финансовом секторе. Национализация может носить временный характер, когда остальные варианты реструктуризации оказываются неприемлемыми.

Целесообразно вернуться к опыту Агентства по реструктуризации кредитных организаций, преемником которого стало Агентство по страхованию вкладов. Необходимо наделить его полномочиями, позволяющими осуществлять временное управление проблемными банками. Агентство должно проводить их финансовое оздоровление, преодолевать финансовую неустойчивость, восстанавливать платежеспособность, а затем либо приватизировать банки, либо проводить ликвидацию кредитных организаций на условиях открытой распродажи их активов. В любом случае активы финансово неустойчивых банков

стр. 59

не должны переходить в собственность государства, что нарушает баланс сил в финансовом секторе.

23 октября Государственная дума РФ приняла в целом закон "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года", позволяющий Агентству по страхованию вкладов осуществлять оперативный поиск и отбор потенциальных инвесторов для банков, не выполняющих свои обязательства. Причем, в отличие от текущей практики, предполагается, что оно не будет входить в капитал проблемных банков. В соответствии с принятым законом при реализации предусмотренных в нем процедур не будут применяться стандартные требования гражданского, корпоративного и банковского законодательства. Из госбюджета Агентству выделяется 200 млрд. руб. в 2008 г., что увеличит его собственные средства на 308% по сравнению с нынешним уровнем в 65 млрд. руб.

Постепенное накопление кредитных рисков в банковском секторе требует разработки механизма избавления кредитных организаций от проблемных активов, что будет способствовать их финансовому оздоровлению. Для этого целесообразно передать Агентству по страхованию вкладов права их выкупа у банков. Зарубежными аналогами механизмов выкупа проблемных активов могут выступить корейская Korea Asset Management Corporation или шведская Securum.

Официальная информационная политика

Наконец, последняя немаловажная компонента политики поддержания финансовой стабильности - поведение властей на рынке информации. Порой государственные служащие не самого высокого ранга своими безответственными заявлениями провоцируют панику, которую приходится гасить их руководству.

Каков должен быть эталон поведения властей на рынке информации? Официальная информационная политика в периоды финансовой нестабильности должна представлять собой комплекс скоординированных мероприятий по оперативному и выверенному информированию всех сегментов целевой аудитории (от организаций до простых граждан) внутри страны и за ее пределами. Конечная цель информационной политики состоит в сохранении уверенности российского и международного общества в том, что ситуация в стране находится под контролем властей, и они готовы и способны восстановить стабильность и минимизировать последствия финансовых потрясений.

Принципами официальной информационной политики должны стать регулярность и своевременность, доступность и полнота предоставления информации, а также контроль за использованием конфиденциальной (инсайдерской) информации. В периоды неустойчивой рыночной конъюнктуры Координационный совет при Председателе Правительства РФ по вопросам финансовой стабильности должен выступать единым центром, координирующим информационную политику, задающим ее направления и содержание.

Для эффективной реализации принципов информационной политики необходимо строго ограничить круг официальных лиц, имеющих право публично комментировать происходящие события и делать

стр. 60

заявления. Координационный совет должен определять содержание, порядок, время, последовательность, место раскрытия информации и каналы ее распространения, а также конкретных лиц, которые будут выступать ньюсмейкерами и по разработанному сценарию доводить до российской и зарубежной целевой аудитории утвержденные заявления. Он же должен отбирать средства массовой информации, которые будут задействованы в этом процессе. Необходимо категорически исключить любые вольные комментарии ситуации со стороны отдельных официальных лиц. Государственные служащие должны нести ответственность за разглашение конфиденциальной (инсайдерской) информации, а также за заявления, подрывающие финансовую стабильность.

* * *

В целом не вызывает сомнения, что в результате принятых мер положение на отечественных финансовых рынках существенно изменится. Еще рано оценивать последствия решений властей, однако очевидно, что снизится роль крупнейших банков, контролируемых государством. В то же время возрастет значение Внешэкономбанка как системного института для российской экономики. Формирование суверенной финансовой системы позволит ограничить влияние международного кризиса на российский рынок, а также заложит основу устойчивого долгосрочного экономического роста. Вполне возможно, что интервенции на фондовом рынке так и не состоятся. Если они будут носить разовый характер, то в выигрыше окажутся нерезиденты и краткосрочные спекулянты, а цены акций переживут временный рост. Долгосрочный общеэкономический выигрыш может быть получен, если интервенции станут постоянными, "толкая" рынок вверх, что стимулирует инвестиции в основной капитал за счет выпуска акций. Однако замещение частного инвестора государством вряд ли пойдет на пользу экономике. Новые меры правительства по поддержанию финансовой стабильности должны пройти первую апробацию и затем быть пересмотрены с учетом их эффективности. В любом случае инновации властей можно оценить положительно, поскольку они носят более прогрессивный и системный характер, чем технические меры - увеличение объема бюджетных депозитов, снижение дисконта по обеспечению и пр., которые принимались ранее.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПОЛИТИКА-ПОДДЕРЖАНИЯ-ФИНАНСОВОЙ-СТАБИЛЬНОСТИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Marta KazakovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Kazakova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

С. МОИСЕЕВ, ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 18.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПОЛИТИКА-ПОДДЕРЖАНИЯ-ФИНАНСОВОЙ-СТАБИЛЬНОСТИ (date of access: 17.04.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - С. МОИСЕЕВ:

С. МОИСЕЕВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Marta Kazakova
Улан-Удэ, Russia
1793 views rating
18.09.2015 (2039 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Русская гвардия в первой мировой войне
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
Американский раб и русский крепостной: типология и специфика принудительного труда
Yesterday · From Россия Онлайн
Тайны "Кремлевского дела" 1935 года и судьба Авеля Енукидзе
Catalog: Медицина 
Yesterday · From Россия Онлайн
В статье представлена главная идея науки имиджелогии – как особой науке о человеке - главной целью, которой, является самореализация личности. В статье рассмотрен анализ и современное понятие определений “имидж”, “профессиональный имидж”, «профессионально-имиджевый потенциал» “имидж педагога”. Анализ психологической литературы позволил сделать вывод, что сущность понятия “имидж” представлен через категории: “образ”, “мысль”, “суждение”, “представление”, “развитие” и другие. В статье раскрыт психолого-педагогический аспект формирования имиджа в профессиональной деятельности педагога, с точки зрения раскрытия профессионально-имиджевого потенциала учителя начального образования.
В статье представлена главная идея науки имиджелогии – как особой науке о человеке - главной целью, которой, является самореализация личности. В статье рассмотрен анализ и современное понятие определений “имидж”, “профессиональный имидж”, «профессионально-имиджевый потенциал» “имидж педагога”. Анализ психологической литературы позволил сделать вывод, что сущность понятия “имидж” представлен через категории: “образ”, “мысль”, “суждение”, “представление”, “развитие” и другие. В статье раскрыт психолого-педагогический аспект формирования имиджа в профессиональной деятельности педагога, с точки зрения раскрытия профессионально-имиджевого потенциала учителя начального образования.
Возвращение в историю. "...Всегда любезный, всегда молчаливый товарищ" 1
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Февральская революция и права солдат. Опыт источниковедческого исследования
Catalog: История 
2 days ago · From Вacилий П.
Студенческое "Прошение на имя государя" осенью 1861 года
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
Рабочие Урала в 1914-1922 годах
Catalog: Экономика 
3 days ago · From Вacилий П.
Князь Владимир Петрович Мещерский
Catalog: История 
3 days ago · From Вacилий П.

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones