Libmonster ID: RU-14652
Автор(ы) публикации: П. П. ЧЕРКАСОВ

За строкой решений XXVI съезда КПСС

Империалистов не устраивает укрепление независимости освободившихся стран.

Л. И. БРЕЖНЕВ

70-е годы XX в. характеризовались новым подъемом национально- освободительного движения. Как отмечалось на XXVI съезде КПСС, в эти годы "фактически завершилась ликвидация колониальных империй"1 . Вслед за французской и британской рухнула португальская колониальная империя. Особого размаха, и это подчеркнул XXVI съезд КПСС, национально- освободительное движение достигло на африканском континенте, где появились новые независимые государства. Развитие революционного процесса в Африке привело к существенному возрастанию веса и влияния в африканском мире государств, проводящих независимую политику, и стран социалистической ориентации.

Империалисты не примирились со своим поражением в Африке, их не устраивает свободное развитие этого континента. "Тысячами путей и способов, - говорится в Отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду партии, - они пытаются привязать к себе эти страны, чтобы свободнее распоряжаться их природными богатствами, использовать их территории в своих стратегических замыслах"2 . Арсенал используемых ими средств достаточно широк - от экономической "помощи" до прямых военных интервенций. Практика международных отношений истекшего десятилетия показывает, что в результате провалов США во Вьетнаме и косвенно в Анголе на первый план в африканской стратегии империализма вновь выходят бывшие колониальные державы - Великобритания и Франция, сохраняющие до сих пор некоторые позиции в Африке. Они сочетают традиционный, свойственный каждой из этих стран подход к африканским государствам с новыми формами коллективного западноевропейского неоколониализма3 . Обе вчерашние метрополии проявляют активность прежде всего в тех районах, где они имеют традиционные позиции и связи.

Наиболее активно в 70-е годы заявила о себе Франция, выступившая в роли "защитника" интересов всего Запада в этом регионе. Ее политика в Африке на протяжении 70-х годов, по понятным причинам, не


1 Материалы XXVI съезда КПСС. М. 1981, с. 4.

2 Там же, с. 14.

3 См. З. И. Кузина. Европейское экономическое сообщество и Африка. М. 1976.

стр. 49


успела получить всестороннего освещения в советской литературе4 . В западной (в том числе и французской) литературе имеются отдельные статьи по тем или иным аспектам африканской политики Франции5 . Таким образом, данная тема остается практически не разработанной. Между тем ее исследование представляет определенный политический интерес, так как пример Франции наиболее отчетливо показывает сущность африканской политики Запада, сочетающей две основные тенденции- утонченный неоколониализм и военный интервенционизм. Цель данной статьи - определить побудительные мотивы французской политики в Африке в 70-е годы, ее характер и основные направления.

Африканская политика Франции отвечала, в общем, ее позиции в отношении развивающихся стран. В разные периоды истории V республики эти страны занимали хотя и самостоятельное, но не всегда постоянное место в иерархии проблем французской внешней политики. Новый этап начался примерно с середины 70-х годов. Он характеризовался тем, что отношения с развивающимися странами выдвинулись в число первоочередных, важнейших. Решающую роль здесь, несомненно, сыграли энергетический кризис 1973 г. и его последствия6 . Важное значение имел также экономический кризис. Угроза для экономики и всего социального климата в стране побудила правящие круги V республики пересмотреть политику в отношении развивающихся стран, и прежде всего стран - производителей нефти и другого энергетического сырья, значение которых в мировой экономике и политике неизмеримо возросло. Франция стремилась обеспечить себе гарантированное снабжение энергосырьем. Таким образом, повышенное ее внимание к развивающимся странам определялось прежде всего экономическими соображениями.

Франция стремится получить необходимые ей природные ресурсы от своих африканских и азиатских партнеров. Вместе с тем она заинтересована в максимально широком экспорте своей промышленной продукции. С этой точки зрения развивающиеся страны представляли для нее перспективный рынок. Обо всем этом откровенно говорил в апреле 1979 г. французский министр по вопросам сотрудничества Р. Галле: "Что бы мы стали делать и что бы нас ожидало без сырья, которое мы закупаем у наших африканских друзей? Нам нужна нефть Габона и Нигерии, мы остро нуждаемся в уране Нигера и Габона, железную руду нам поставляет Мавритания, а завтра, возможно, будет поставлять и Камерун. Мы используем также марганец Габона, медь и кобальт Заира, фосфаты Марокко, Сенегала и Того. Но, кроме того, насколько сократилось бы наше производство, если бы закрылись двери перед автомобилями компаний "Рено" и "Пежо", грузовиками "Савием" и "Берлие", телефонными аппаратами компании КЖЭ, электронной и телеви-


4 В имеющихся исследованиях рассматривается французская политика 60-х - начала 70-х годов (см. В. В. Шмелев. Зона франка и молодые государства Африки. М. 1970; "Политика империалистических держав в Африке на рубеже 70-х гг.". М. 1973; И. А. Колосков. Внешняя политика Пятой республики. Эволюция основных направлений и тенденций. 1958 - 1972. М. 1976, с. 254 - 264; Е. Г. Коренчук. Идеологическая экспансия Французской V Республики в Тропической Африке (1958 - 1972 гг.). "Актуальные проблемы истории и филологии". Материалы конференции. М. 1975; его же. Политика V Республики в Тропической Африке 1958 - 1972 гг. Автореф. канд. дисс. М. 1977; О. П. Побокова. Организация подготовки специалистов во Франции для стран Тропической Африки. М. 1976.

5 K. von der Ropp. Die franko-afrikanischen Beziehungen. "Aussenpolitik", 1974, N 4; J. O. Goldsborough. Date-line. Paris: Africa's Policeman. "Foreign Policy", 1978 - 1979, N 33; "La France et son Afrique". "Le Nouvel Economiste, N 115, 16.1.1978; "Les moyens de la domination franchise". "Le Monde diplomatique", 1978, N 296; "Nouvelle intervention franchise au sud du Sahara". "Revue franchise d'etudes politiques africaines", N 149, mai 1978; D. Moisi und P. Lellouche. Frankreichs Afrika-Politik unter Giscard d'Estaing. "Europa-Archiv", Folge 2/1979.

6 "Энергетический кризис в капиталистическом мире". М. 1975.

стр. 50


знойной аппаратурой фирмы "Томсон", французскими вычислительными машинами, самолетом "Аэробус" и т. д.?"7

Политика Франции в отношении развивающихся стран после прихода к власти в 1974 г. В. Жискар д'Эстэна характеризовалась рядом особенностей и тенденций: ослаблением франко-американской конфронтации и стремлением координировать свои действия с политикой США; попыткой взять на себя ответственность за решение глобальных проблем в отношениях западного мира с развивающимися странами; активной поддержкой консервативных режимов; регионализацией французской политики - сосредоточением усилий в четко определенных регионах.

При де Голле и Помпиду французская политика относительно развивающихся стран по ряду вопросов расходилась с американской. Наиболее ярким примером франко-американского соперничества являлись противоречия между двумя странами в Юго-Восточной Азии8 и на Ближнем Востоке9 , где Париж и Вашингтон стояли на различных позициях. С середины 70-х годов начинается пересмотр франко-американских отношений. Это проявилось и в подходе к проблемам развивающихся стран, где франко-американское соперничество постепенно уступало место поискам компромиссных решений и согласованию действий. Данная тенденция прослеживается в подходе двух стран к переговорам с развивающимися странами ("евро-арабский диалог" и "диалог Север- Юг"), в своеобразном разделении труда между Францией и США в Тропической Африке и т. д. В то же время тенденция к согласованности, разумеется, не исключает соперничества между Францией и США, примером чего могут служить сохраняющиеся франко-американские расхождения по вопросу ближневосточного урегулирования.

О стремлении Парижа задавать тон в решении глобальных проблем, возникших между западным миром и развивающимися странами, свидетельствует роль Франции в заключении в феврале 1975 г. Ломейской, конвенции между Европейским экономическим сообществом (ЕЭС) и 46 развивающимися странами Африки, Карибского бассейна и Океании. После того, как в 1973 г. разразился энергетический кризис, Франция выдвинула идею "евро-арабского диалога" между ЕЭС и участниками Лиги арабских стран (ЛАС). Этот "диалог" велся с лета 1974 года. В октябре 1974 г. президент Жискар д'Эстэн выступил с новой инициативой, имевшей целью способствовать преодолению экономического кризиса, охватившего капиталистический Запад. Президент предложил созвать в начале 1975 г. конференцию стран-производителей и потребителей нефти как развитых, так и развивающихся10 . Франция надеялась закрепить за собой роль посредника между тремя группами стран (капиталистическими, нефтедобывающими и нефтепотребляющими развивающимися странами), а также между Западной Европой и США.

Предложение Франции было принято, и в декабре 1975 г. в Париже состоялась первая сессия "диалога Север - Юг", в которой приняли участие 27 государств Западной Европы, Африки, Азии и американского континента. Последующие сессии Парижской конференции имели место в феврале 1976 г. и в конце мая - начале июня 1977 года. Дискуссии относительно установления "нового мирового экономического порядка" обнаружили острые разногласия между капиталистическими и развивающимися странами по всему комплексу обсуждавшихся проблем. Молодые государства подтвердили свою решимость добиваться устранения из сферы международных экономических отношений эксплуатации и дискриминации и стремление к налаживанию равноправ-


7 "L'Aurore", 3 - 4. IV. 1979.

8 См, П. П. Черкасов. Франция и Индокитай. 1945 - 1975. М. 1976, с. 84 - 110.

9 См. И. А. Колосков. Указ. соч., с. 189 - 204.

10 "Le Monde", 26.X.1974.

стр. 51


ного сотрудничества. В ходе "диалога" произошло дальнейшее.сближение позиций Франции и США по проблемам энергетики и сырья. В то же время инициативная роль Франции на Парижской конференции значительно снизилась за счет укрепления "западной и европейской.солидарности". "Франция, - говорил 27 января 1977 г. бывший премьер-министр, лидер голлистской партии "Объединение в поддержку республики" (РПР) Ж. Ширак, - понадеявшись на то, что "девятка" (ЕЭС. - П. Ч.) будет говорить на переговорах с Югом "одним голосом", утратила всякое преимущество вдохновительницы конференции"11 . Провал заключительной фазы "диалога Север - Юг" в июне 1977 г. явился ударом по всей французской политике в развивающихся странах, показал несостоятельность надежд Франции играть роль активного посредника между промышленно развитыми и развивающимися странами. Неудачи с попыткой взять на себя инициативу и ответственность за решение глобальных проблем в отношениях западного мира с развивающимися странами побудили французские правящие круги усилить акцент на двустороннем сотрудничестве с этими странами. Приоритетной сферой внешнеполитической и экономической активности Франции является при этом Африка.

Традиционная сфера французского влияния в Африке включает в себя Тропическую и Западную Африку, район Африканского Рога, острова вдоль восточного побережья африканского континента, Магриб. Французское влияние здесь уходит своими корнями в XIX в. и продолжает ощущаться практически во всех областях экономической, политической и культурной жизни молодых африканских государств. 140 млн. человек, то есть 40% всего населения африканского континента, продолжали в 70-е годы говорить на французском языке. Во второй половине 70-х годов около 300 тыс. французских граждан, в том числе 150 тыс. французов, постоянно проживали в африканских странах, а 750 тыс. африканцев нашли себе работу во Франции12 .

На долю Африки в 60 - 70-х годах приходилась большая часть французских капиталовложений в развивающихся странах. В конце 60-х годов в Африку направлялось около 1/3 всех прямых французских инвестиций13 . Общий их объем в Африке возрос с 1728 млн. долл. в 1967 г. до 2564 млн. в 1975 году 14 . Направленность этих инвестиций находилась в прямой зависимости от социально-экономических сдвигов и изменений в африканских государствах. Французские инвеститоры старались поместить свои капиталы с максимальными гарантиями и потому вкладывали их преимущественно в страны со "стабильными" (консервативными) режимами. В конце 60-х годов подавляющая часть французских прямых инвестиций приходилась на Северную Африку (примерно 10 млрд. фр.) и меньшая - на страны Тропической Африки (2,1 млрд. фр.)15 . Во второй половине 70-х годов положение изменилось: теперь французский капитал направлялся главным образом в страны Тропической Африки. В конце 1975 г. только в экономику трех стран был вложен 1 млрд. долл., или свыше '/з французских инвестиций в Африке (Габон - 0,5 млрд., Сенегал - 0,25 млрд., Берег Слоновой Кости - 0,25 млрд.) 16 .

Повышенный интерес французского капитала к Африке определяется богатыми сырьевыми ресурсами африканского континента, и прежде всего энергоресурсами. В 1977 г. в Африке было добыто около


11 J. Chirac. Discours pour la France a l'heure du choix. P. 1978, p. 235.

12 Ibid., pp. 233, 234; "Le Monde", 19.XII.1979.

13 Е. Таpабрин. Новая схватка за Африку. М. 1972, с. 117 - 118.

14 Ю. Юданов. Западноевропейский капитал в Африке. "Мировая экономика и международные отношения" ("МЭ и МО"), 1978, N 10, с. 30.

15 А. Солоницкий. Экспорт капитала в неоколониалистской стратегии бывших метрополий. М. 1971, с. 127.

16 "Бюллетень иностранной коммерческой информации" ("БИК. И"). 17.V.1977.

стр. 52


300 млн. т нефти, в том числе: в Нигерии- 104 млн., Ливии - 100 млн., Алжире - 47 млн., Габоне-11,2 млн., Анголе - 8 млн. тонн. Французские монополии на протяжении 70-х годов настойчиво стремились взять под контроль или приобщиться к добыче африканской нефти, что им в ряде случаев и удавалось. В Габоне, например, почти 80% добычи нефти контролирует французская компания "Эльф - ЭРАП" через дочернюю фирму "Эльф-Габон" (примерно 9 млн. т). В Алжире "Компани франсэз де петроль" через смешанную фирму добывала в 70-е годы около 10 - 11 млн. т нефти ежегодно17 .

Важным средством сохранения французских позиций в Африке в 70-е годы продолжала оставаться "политика сотрудничества", определенная еще де Голлем сразу после окончания в 1962 г. алжирской войны, символизировавшей конец колониальной империи Франции. "Глубокий смысл нашей политики сотрудничества, - говорил в 1963 г. один из ее авторов, Ж. де Бройль, - заключается в том, чтобы придать слаборазвитым странам сознание их значимости и желание отстоять и выразить свои собственные интересы в противовес возможной притягательности коммунизма, которая очень велика, потому что коммунизм является поборником антиколониализма и выдвигает формулы коллективизма, которые могут показаться соблазнительными" 18 .

В 70-е годы объектом наибольшего внимания Франции становится Тропическая Африка, куда перемещается центр активности французской дипломатии. Политика Парижа в Тропической Африке опиралась на фундамент, заложенный де Голлем. В конце 50-х годов он, учитывая уроки индокитайской и алжирской войн, и перед лицом мощного подъема национально-освободительного движения на африканском континенте вынужден был пойти на предоставление независимости народам 14 французских владений в Черной Африке19 . В 1960 г. Франция убедила 13 молодых африканских государств (кроме Гвинеи, избравшей путь самостоятельного развития) войти во Французское сообщество и "зону франка". Заключив со всеми этими государствами двусторонние соглашения о "сотрудничестве", Франция сумела привязать их к своей политической и экономической системе20 . "Сотрудничество" Франции с ее бывшими африканскими владениями направлялось специально созданным в 1960 г. Генеральным секретариатом по делам Сообщества, африканским и малагасийским делам, во главе которого в течение полутора десятилетий находился Ж. Фоккар, один из ближайших сотрудников де Голля.

Главным орудием французской "политики сотрудничества" с развивающимися, в том числе африканскими, странами, направленной на сохранение в них позиций французского капитала, являлась "помощь" в экономическом, военном и культурном развитии, оказываемая им в виде займов, кредитов, субсидий и технического содействия. За период с 1963 по 1978 г. общий объем французской государственной "помощи" развивающимся странам возрос с 1,1 млрд. фр. до 3,4 млрд. в год, то есть утроился21 . При этом на Африку приходилось в середине 70-х годов примерно 70% всех видов французской "помощи" развивающимся странам22 . "Помощь" в экономическом и культурном развитии оказы-


17 Там же, 23.III.1978.

18 "Journal official de la Republique Franchise. Debats parlementaires. Senat", 6.XI.1963.

19 Габона, Гвинеи, Сенегала, Мадагаскара, Дагомеи, Мали, Нигера, Берега Слоновой Кости, Чада, Того, Камеруна, Центрально-Африканской Республики (ЦАР), Конго (Браззавиль), Мавритании (см. Ch. de Gaulle. Memoires d'Espoir. Le Renouveau 1958 - 1962. P. 1970, pp. 41 - 87).

20 M. Ligot. Les accords de cooperation entre la France et les Etats Africains et Malgache d' expression francaise. P. 1964.

21 "Le Monde", 5.III.1975; "L'Aurore", 3 - 4.IV.1979.

22 Ю. Юданов. Указ. соч., с. 32.

стр. 53


валась через специально учрежденные для этой цели Фонд помощи и сотрудничества (ФАК) и Центральную кассу экономического сотрудничества (КСДЭ). За 1959 - 1971 гг. администрация ФАК предоставила 14 африканским странам займы, кредиты и субсидии на общую сумму в 6,6 млрд. фр. По целевому назначению они распределялись следующим образом: развитие сельского хозяйства -32,55%, инфраструктура- 19,73%, общее и техническое образование- 17,5%23 .

Важная роль в обеспечении "присутствия" Франции в ее прежних колониальных владениях после получения ими политической независимости принадлежала так называемому культурному сотрудничеству. "Для нас, -говорил Р. Галле, - основополагающим фактором является то место, которое занимают в мире французский язык и французская культура. Это главный источник нашего влияния вообще, нашего политического и экономического влияния, и в силу этого сотрудничество в области образования и культуры служит незаменимым двигателем развития и будущего Франции"24 . Ей принадлежит решающая роль в подготовке правящей и интеллектуальной элит стран франкоязычной Африки. За период 1959 - 1971 гг. ФАК предоставил африканским странам кредиты на обучение студентов и стажеров во Франции в сумме 300 млн. фр. (в том числе 170 млн. фр. на обучение студентов и стажеров, получивших специальное техническое образование)25 . В 1973 г. 80% учителей средних школ Берега Слоновой Кости, ЦАР, Верхней Вольты, Габона, Мавритании, Нигера и Чада являлись французскими гражданами. В 1960 г. Франция направила в Африку 10082 своих специалиста, в том числе 2416 преподавателей, а в 1972 г. - соответственно 11281 и 757326 .

Откровенно неоколониалистский характер сотрудничества, налаженного в начале 60-х годов, вызывал растущее недовольство среди африканских партнеров Франции. Особое раздражение у руководителей африканских государств вызывали постоянные попытки прямого вмешательства в их внутренние дела, предпринимавшиеся Фоккаром, получившим прозвище "специалист по заговорам в Африке". "Патернализм" французской "помощи", игнорирование местных нужд и особенностей, беззастенчивая эксплуатация природных богатств африканских стран французскими монополиями вскрывали истинную суть "сотрудничества", торжественно провозглашенного в свое время де Голлем.

С начала 70-х годов франкоязычные страны Африки все более решительно требуют пересмотра ранее заключенных соглашений с Францией. Первый шаг в этом направлении сделала Мавритания. 29 ноября 1972 г. она объявила о создании национальной валютной системы и выходе из "зоны франка", а 5 февраля 1973 г. аннулировала франко-мавританские соглашения о сотрудничестве от 19 июня 1961 г. и 26 сентября 1963 года27 . "Наша неотступная идея - это независимость, - заявил президент Мавритании. - Мы хотим восстановить свой полный суверенитет и готовы полностью заплатить за это... Мы не допускаем мысли о том, чтобы Франция навязывала нам свои взгляды, чувствуя, что мы нуждаемся в ней"28 . В результате переговоров 15 февраля 1973 г. было заключено новое соглашение о сотрудничестве, в большей степени, чем прежде, учитывающее интересы Мавритании29 . 25 января

1973 г. соглашение о сотрудничестве с Францией расторгло правительство Малагасийской республики, которое 22 мая того же года объявило


23 L'evolution de la politique frangaise d'aide a 1'Afrique. "Moniteur Africain", 6 - 8.III.1973.

24 "L'Aurore", 3 - 4.IV.1979.

25 "Moniteur Airicain", 15.III.1973.

26 K. von der Ropp. Op. cit., S. 475.

27 "La Nation", 14.II.1973.

28 "Le Monde", 5.II.1973.

29 "Agence ecommique et financiered, 17.IX. 1973.

стр. 54


О выходе из "зоны франка". 4 июня 1973 г. было подписано новое двустороннее соглашение, предусматривающее равные права и взаимное уважение интересов30 . Примеру Мавритании и Малагасийской республики последовали другие африканские страны - партнеры Франции:

1 января 1974 г. заключила новое соглашение с Францией Народная Республика Конго (НРК), 13 февраля - Габон, 21 февраля - Камерун, 29 марта - Сенегал, 1 марта 1975 г. - Дагомея, в марте 1976 г. - Чад31 . Другие африканские страны ограничились частичным пересмотром прежних соглашений с Францией.

Растущая напряженность в отношениях между Францией и африканскими странами могла перерасти в открытый кризис, которого по разным соображениям хотели избежать не только в Париже, но и в столицах государств Тропической Африки. По инициативе тогдашнего президента Нигера Я. Диори главы государств и министры иностранных дел 10 африканских стран32 13 ноября 1973 г. прибыли в Париж для встречи с президентом Ж. Помпиду. В течение двух дней они обсуждали с ним проблему пересмотра экономических и финансовых соглашений. В итоге переговоров был согласован ряд мер, направленных на трансформацию франко-африканского "сотрудничества". Было получено согласие Франции на "африканизацию" центральных банков "зоны франка" (отныне они должны были управляться двумя администраторами- французским и местным, на территории которого действует то или иное отделение банка). Африканские руководители добились увеличения сроков среднесрочных кредитов, предоставляемых Францией, с 7 до 10 лет, а также получили согласие на создание собственно африканского рынка без привлечения французского капитала. Было решено основать Западноафриканский банк развития с участием французских банковских учреждений. Африканские государства выразили пожелание об увеличении частных инвестиций в Африку. В итоге была достигнута договоренность о том, чтобы сделать франко-африканские встречи регулярными (раз в год встречаются главы государств и правительств и отдельно - министры экономики и финансов)33 .

Париж, обеспокоенный ростом недовольства африканских стран результатами политики "сотрудничества" с Францией, в ноябре 1973 г. принял решение об увеличении "помощи" своим партнерам в течение трех лет на 60% по сравнению с 1973 годом. В государственном бюджете на 1974 г. расходы на "сотрудничество" с франкоязычной Африкой были определены в размере 2 млрд. 273 млн. фр. (0,88% расходной части госбюджета), то есть на 14% больше, чем в 1973 году34 .

Избрание в мае 1974 г. президентом Франции Жискар д'Эстэна повлекло за собой существенную перестройку африканской политики V республики, объективная необходимость которой была подготовлена всем предшествующим развитием и ускорена энергетическим и экономическим кризисами. Одним из главных побудительных мотивов новой французской политики в Африке наряду с настойчивыми поисками нефтяных и других природных ресурсов, несомненно, стал огромный дефицит торгового баланса Франции, возникший в результате повышения цен на нефть. Жискар д'Эстэн рассматривал африканские рынки с точки зрения возможности сокращения этого дефицита. На фоне продолжавшегося роста дефицита торгового баланса Франция с приходом


30 "БИКИ", 21.VI.1973.

31 См. "La Nation", 2.I.1974; "Agence economique et financiere", 14.II.1974; 1.III.1975; "Le Monde", 30.111.1974; "БИКИ", 5.III.1974; 18.III.1976.

32 Нигера, Берега Слоновой Кости, Верхней Вольты, Дагомеи, Мали, НРК, Габона, Сенегала, Того и ЦАР.

33 "Les Echos", 14.XI.1973.

34 "Les Informations economiques", N 2692, 16.XI.1973; "Annuaire statistique de la France 1977". P. 1977, p. 683.

стр. 55


к власти Жискар д'Эстэна резко увеличила активное сальдо в торговле с Африкой. Французский экспорт туда вырос с 17 млрд. фр. в 1973 г. до 28 млрд. в 1974 г.; в 1976 г. он составлял уже 34 млрд., а в 1977 г. превысил 42 млрд. франков35 .

Намерения нового французского президента в области африканской политики обнаружились уже в первые дни его нахождения у власти. 30 мая 1974 г. он ликвидировал Генеральный секретариат по делам Сообщества, африканским и малагасийским делам и уволил в отставку Фоккара, что с удовлетворением было встречено в руководящих кругах франкоязычной Африки. Вместо скомпрометировавшего себя Секретариата было учреждено министерство по вопросам сотрудничества, во главе которого был поставлен П. Абелен36 . В июне 1974 г. новый министр создал под своим председательством рабочую группу по изучению проблем "сотрудничества" Франции с ее африканскими партнерами к югу от Сахары.

18 июля 1974 г. президент республики провел совещание французских послов в 18 франкоязычных странах Африки и бассейна Индийского океана, на котором изложил основы своей африканской политики37 . Главные ее направления были раскрыты Абеленом в интервью газете "Les Informations" 23 сентября 1974 г.: "Эволюция международной обстановки за последнее время (в частности, последствия повышения цены на нефть) и ее совершенно разное влияние на внутреннее и внешнее положение наших партнеров заставляют нас определить новую ориентацию нашей политики сотрудничества. Мы сделаем это не односторонне, а .на основе консультаций с нашими африканскими и малагасийскими друзьями". Определяя основные черты новых соглашений, заключаемых с африканскими партнерами, министр подчеркнул, что Франция намерена впредь больше считаться с особенностями и потребностями каждого из них и будет стремиться отказаться от "узких, частичных или специализированных" сделок и контрактов в пользу широких, комплексных, "всеохватывающих" проектов, сочетать двустороннее сотрудничество с "многосторонними" действиями с привлечением партнеров по ЕЭС и других промышленных государств Запада.

Для реализации намеченных проектов французское правительство после 1974 г. значительно увеличило объем "помощи" африканским странам через механизмы ФАК и КСДЭ. С 1974 по 1978г. кредиты и займы, предоставленные через КСДЭ, увеличились на 70% в постоянных франках (с 375 млн. до 633 млн.). "Помощь" через ФАК только за два года (1974 - 1976 гг.) возросла более чем в 3 раза - с 57 млн. фр. до 184 млн. франков38 . 26 июня 1975 г. на заседании совета министров было принято решение о дальнейшем поэтапном увеличении французской "помощи" развивающимся странам с перспективой доведения ее до 1% валового национального продукта Франции. При этом доля государственной "помощи" должна составить 0,7% этого продукта. Одновременно было объявлено о "смягчении условий сотрудничества", предусматривавшем, в частности, расширение средств КСДЭ и либерализацию условий получения "помощи", оказание ее прежде всего наиболее нуждающимся странам39 .

Регулярный характер приобрели франко-африканские конференции, созываемые ежегодно для обсуждения проблем "сотрудничества". В 1973 - 1980 гг. состоялось семь таких конференций, причем число их участников непрерывно возрастало: если в первой в ноябре 1973 г. при-


35 "New African", November 1978; "Annuaire statistique de la France 1977", pp. 594 - 595.

36 "Le Monde", 1.VI. 1974.

37 "Agence economique et financiere", 19.VII.1974.

38 "Marches Tropicaux", 2.VI. 1978.

39 "Le Monde". 28.VI.1975.

стр. 56


няли участие 10 государств Африки (все франкоязычные), то во второй (март 1975 г.) - 14, а в шестой (май 1979 г.)-25 африканских государств. В последние годы на эти встречи присылают своих представителей и страны, не принадлежащие к франкоязычной зоне, - Бурунди, Гвинея-Бисау, Руанда, Сан- Томе и Принсипи и др. На франко-африканских конференциях обсуждается широкий спектр политических и экономических проблем, а также в более общем плане - отношения между Африкой и ЕЭС и Западом в целом. В этом смысле Франция с середины 70-х годов взяла на себя при молчаливом одобрении США роль посредника между африканским миром и Западом.

Стратегическая установка французских правящих кругов в Африке не менялась: она заключалась в намерении удержать этот важный район в сфере империалистического влияния и контроля. Этой цели в конечном счете были подчинены все инициативы, предложения и практические действия французского правительства в Африке - от экономической и культурной "помощи" до открытой военной интервенции. Франция во второй половине 70-х годов пыталась наладить многостороннее сотрудничество империалистических стран, включая США, с африканскими государствами. На третьей франко- африканской конференции в Париже (10 - 11 мая 1976 г.) Жискар д'Эстэн выдвинул идею создания Африканского фонда солидарности в размере 1 млрд. долл. за счет добровольных взносов промышленно развитых государств Запада. Франция выразила готовность внести в этот фонд 50% капитала40 . 4 мая 1977 г. французское правительство объявило о создании указанного фонда и начале консультаций с США и странами ЕЭС относительно их участия в нем.

26 июня 1977 г. Жискар д'Эстэн выдвинул идею "пакта солидарности" между Западной Европой и Африкой при участии арабских стран41 . Политический смысл этой инициативы заключался в том, чтобы ослабить влияние социализма на африканском континенте. На пресс-конференции 15 февраля 1979 г. французский президент развил свою идею и предложил созвать конференцию государств трех регионов - европейского (ЕЭС), арабского Востока (ЛАС) и Африки. "Было бы полезно, - заявил он, - попытаться добиться соглашения, укрепляющего солидарность между Европой, Африкой и арабскими государствами, как в том, что касается безопасности.., так и в том, что касается вклада в их общие проблемы"42 . Наряду с политическими интересами смысл данных предложений Франции сводился и к тому, чтобы более надежно гарантировать странам ЕЭС, и прежде всего Франции, нефтяные поставки, а также убедить нефтедобывающие арабские страны инвестировать их капиталы в Африку, используя при этом западноевропейскую технологию и опыт. Реализация данного предложения, с точки зрения французского правительства, помогла бы Западной Европе компенсировать усилившееся экономическое влияние США и Японии в африканском и арабском мире.

Подъем революционного движения в Африке в середине 70-х годов вызвал серьезное беспокойство в Париже. Здесь в полной мере проявила себя вторая тенденция в африканской политике Франции - военно-интервенционистские действия. Американский журнал "Foreign Policy" писал по этому поводу: "Можно провести определенную параллель между отношением Франции к франкоязычной Африке и отношением США к Латинской Америке. Это сложная смесь добрососедства, покровительства и политики большой дубинки"43 .


40 "Les Echos", 12.V.1976; "L'Humanitc", 12.V.1976.

41 "Le Figaro", 27.VI.1977.

42 "Le Monde", 17.II.1979.

43 J. O. Goldsborough. Op. cit., p. 182.

стр. 57


Открыто взяв на себя с середины 70-х годов роль "защитника" интересов всего Запада в Африке, французское правительство ссылалось на необходимость заполнения "вакуума", который якобы возник ввиду неспособности США после поражения во Вьетнаме предпринять достаточно решительные действия в Анголе в связи с крушением Португальской колониальной империи. Объективное развитие революционного процесса в Африке изображалось французскими правящими кругами как результат "внешней экспансии". "Франция, - отмечала газета "The Washington Post", - должна заполнить вакуум, образовавшийся в результате ухода Соединенных Штатов после вьетнамской войны, и помешать советским действиям"44 .

В осуществлении политики военного контроля над франкоязычной Африкой Франция использовала все имеющиеся у нее рычаги, в том числе и сохраняющееся в отдельных районах африканского континента военное "присутствие"45 . Военные акции Франции в Африке имели место еще в 60-е годы. В феврале 1964 г. парашютисты Иностранного легиона восстановили у власти в Габоне свергнутого прогрессивными силами президента Л. Мба. В сентябре 1968 г. была предпринята военная интервенция в Чад. Оправдывая ее, тогдашний военный министр Франции П. Мессмер говорил: "Если бы этому государству (Чаду. - П. Ч.) не была предоставлена военная помощь.., это повлекло бы за собой крушение всей французской политики в Африке" 46 .

Для подавления революционного движения на африканском континенте Франция активно использовала местные консервативные режимы. В апреле 1977 г. она получила от них мандат на открытое вмешательство в гражданскую войну в Заире, куда на французских военно-транспортных самолетах были переброшены марокканские воинские контингенты для борьбы с повстанцами47 . Год спустя, 19 мая 1978 г., Франция "по просьбе" правительства Мобуту направила в провинцию Шаба (Заир) подразделения 2-го парашютно-десантного полка Иностранного легиона, дислоцированного на Корсике, которые совместно с бельгийскими парашютистами подавили новую вспышку восстания48 . Это была уже прямая военная интервенция, вызвавшая волну протестов не только в Африке, но и во Франции49 . Тем не менее французское правительство заявило, что будет и впредь действовать подобным образом, если его об этом попросят "африканские друзья и союзники"50 . После событий в Заире Франция осуществила ряд мер по реорганиза-


44 "The Washington Post", 10.V.1978.

45 Во второй половине 70-х годов Франция располагала военными базами в Сенегале, Береге Слоновой Кости, Габоне, Джибути и на острове Майотта в Индийском океане. Общая численность французских военнослужащих, находившихся на этих базах, составляла 15 тыс., в том числе в Джибути - 4500 солдат плюс эскадрилья ВВС; на островах Майотта и Реюньон - 4000 солдат и 15 военных кораблей; в Сенегале - 1500 солдат и эскадрилья ВВС; в Чаде до 1980 г. - 2000 военных и эскадрилья ВВС; в Береге Слоновой Кости - 500 и Габоне - 500 солдат. Кроме того, Франция сохраняла контингенты своих войск примерно в 20 африканских странах, с которыми она имела соглашения о военной помощи. С шестью странами (Джибути, Берег Слоновой Кости, Габон, Сенегал, ЦАР, Того) Франция подписала договоры о "взаимной обороне", предполагающие оказание прямой военной помощи "в случае необходимости" (см. J. O. Goldsborough. Op. cit., pp. 177 - 178).

46 "Le Monde", 12 - 13.IV.1970.

47 На И французских военно-транспортных самолетах в Заир было переброшено 1550 марокканских парашютистов ("Le Figaro", 11.IV.1977).

48 Описание этой операции содержится в книге ее руководителя полковника Ф. Эрюлена (Ph. Erulin. Sauver Kolwezi. P. 1979; см. также: "Faire front aux menaces de destabilisation du continent noir". "Revue francaise d'etudes politiques africains", N 150/151, juin/juillet 1978, pp. 2 - 4; "Le Monde", 20.V.1978; П. П. Черкасов. Французский Иностранный легион. "Вопросы истории", 1979, N 11.

49 См. "Journal Olficiel de la Republique Frangaise. Debdts parlementaires. Assemblee Nationale", 16 juin, 1978, pp. 2945 - 2998.

50 "Le Monde", 20.V.1978.

стр. 58


ции своих "сил вмешательства" с целью повышения их оперативности и боеготовности51 .

Действуя в Заире в согласии с союзниками по ЕЭС и НАТО, Франция попыталась привлечь к непосредственному участию в борьбе с революционным движением в Африке и своих африканских партнеров. В мае 1978 г. на очередной франко-африканской конференции в Париже Жискар д'Эстэн выдвинул идею создания "панафриканских вооруженных сил" для подавления и предотвращения революционных вспышек на континенте. Французское предложение было встречено в Африке более чем сдержанно. Поддержку ему оказали лишь Марокко, Габон, Берег Слоновой Кости и Сенегал, направившие незначительные контингенты своих войск в Заир. В 1979 г. Франция выдвинула смягченный вариант "панафриканского соглашения о взаимной обороне", который был представлен на обсуждение шестой франко-африканской конференции, состоявшейся в Кигали (Руанда). Однако и там он не получил активной поддержки. После 1977 г. Франция расширила военную помощь своим африканским союзникам. В 1978 г. во Франции прошли подготовку примерно 2200 военнослужащих из стран Африки. Расходы на их обучение составили более 80 млн. франков52 . "Французы, которые послали парашютистов Иностранного легиона в Заир, - отмечала американская газета "The Christian Science Monitor", - считают себя главными защитниками умеренной Африки" 53 .

На протяжении многих лет Франция оказывала широкую помощь правительству Чада в борьбе с повстанцами ФРОЛИНА. Подразделения Иностранного легиона численностью свыше 1 тыс. солдат весной 1978 г. непосредственно участвовали в боевых действиях в Чаде, откуда были выведены лишь в мае 1980 года54 . В споре между Марокко и Мавританией, с одной стороны, и Алжиром - с другой, из-за бывшей Испанской Сахары Франция поддержала первых и активно включилась в борьбу против Фронта освобождения Западной Сахары (ПОЛИСАРИО). В декабре 1977 г. французские истребители- бомбардировщики "Ягуар", базировавшиеся в Дакаре (Сенегал), участвовали в налетах на расположение отрядов ПОЛИСАРИО, что вызвало резкое обострение и без того натянутых с конца 60-х годов отношений между Францией и Алжиром. В 1978 г. в позиции Франции по вопросу Западной Сахары наметились определенные сдвиги в направлении признания за "сахарским народом" права на самоопределение. Французское правительство призвало Марокко проявлять "сдержанность" в отношении Мавритании, где летом 1978 г. произошла смена правительства и наметились изменения в подходе к проблеме Западной Сахары в плане ее мирного урегулирования55 .

На протяжении 70-х годов Франция упорно пыталась сохранить контроль над стратегически важными позициями вдоль восточного побережья Африки и в Индийском океане, где она располагала давними владениями - Французская территория афаров и исса (Джибути), Коморские острова, Реюньон, четыре атолла, находящихся в территориальных водах Малагасийской республики, - Бассас-да-Индия, Европа,


51 Общая численность французских войск, постоянно находящихся за пределами национальной территории, в начале 1979 г. составляла 26 тыс. человек. Из них были выделены специальные "силы вмешательства" в количестве 3,5 тыс. солдат. Эти "пожарные" подразделения, предназначенные для осуществления молниеносных карательных акций за пределами Франции, входят в состав 11-й парашютной дивизии, дислоцированной на юго-западе Франции, и 9-й дивизии морской пехоты, размещенной в Бретани ("Le Monde", 17.III.1979).

52 Ibid.

53 "The Christian Science Monitor", 27.II.1979.

54 "Le Monde", 20.V.I980.

55 "Afrique - Asie", 7. VIII.1978.

стр. 59


Глорьёз и Жуан-ди-Нова56 . Подъем национально-освободительного движения в Африке 70-х годов затронул и эти французские владения. В июле 1975 г. было провозглашено независимое Коморское государство. Опасаясь за свои стратегические позиции в этом важном районе, Франция пошла в январе 1976 г. на отделение Майотты от Коморского государства путем инспирированного на этом острове референдума. 8 февраля 1976 г., вопреки протестам ряда африканских стран и позиции Совета Безопасности ООН, Майотта была объявлена частью Французской республики57 . Курс коморского правительства на независимое развитие вызвал рост недовольства в Париже, и 13 мая 1978 г. на Коморах произошел государственный переворот, осуществленный французскими наемниками во главе с Б. Денаром58 . Париж поспешил признать новое правительство и установил с ним дипломатические отношения. В июне 1977 г. Франция вынуждена была признать независимость территории афаров и исса, хотя ей и удалось связать молодую Республику Джибути сетью соглашений, предусматривающих, в частности, сохранение на ее территории пятитысячного французского воинского контингента59 .

Особо резкую критику у африканских партнеров Франции на протяжении многих лет вызывает ее политика сотрудничества с расистским режимом ЮАР. Францию и ЮАР связывали давние тесные экономические узы. В середине 70-х годов в ЮАР действовало около 70 французских компаний. С 1963 г. Франция являлась, по существу, единственной страной, продававшей оружие Претории, вопреки решениям Совета Безопасности ООН. ЮАР, со своей стороны, была одним из основных французских поставщиков урана и золота. В политической области обе страны объединяло неприятие Договора о нераспространении ядерного оружия, что позволяло им развивать тесное сотрудничество в атомной сфере. В мае 1976 г. Франция приняла решение о продаже ЮАР двух атомных реакторов60 , а в июле 1977 г. Претория поставила ей 1 тыс. т природного урана, что явилось крупнейшей закупкой такого рода, когда-либо осуществленной Францией61 .

Сотрудничество с ЮАР вызывало столь бурные протесты в Черной Африке, что еще в 1970 г. французское правительство официально объявило о намерении прекратить продажу оружия Претории. Одновременно Франция выразила свое моральное осуждение южноафриканскому расистскому режиму, хотя и отказывалась до середины 70-х годов вступать в какие-либо контакты с освободительными движениями Юга Африки. Изменения в политике Франции в отношении Южной Африки наметились, в 1974 году. Деколонизация Мозамбика, окончание войны в Анголе, рост неустойчивости в Намибии и Родезии, внутренний кризис в ЮАР, наконец, решительные протесты африканских партнеров Франции - все это потребовало пересмотра старой политики французской дипломатии в отношении Юга Африки. Еще в ходе избирательной кампании 1974 г. Жискар д'Эстэн объявил о своем намерении прекратить продажу оружия странам, в том числе и ЮАР, где "не уважаются демократические свободы". В 1977 г. французское правительство под давлением африкан-


56 Стратегическое значение этих атоллов определяется прежде всего тем, что они находятся в районе, через который проходят морские пути транспортировки нефти, закупаемой Западом. Кроме того, они являются удобными аванпостами для наблюдения за всем, что происходит на юге африканского континента. Франция постоянно держит в этом районе от 15 до 18 военных кораблей и около 3 тыс. морских пехотинцев, претендуя на самостоятельную роль в Индийском океане.

57 "Международный ежегодник. Политика и экономика. 1976". М. 1977, с, 267 - 268.

58 "Le Monde", 14, 16, 19.V.1978..

59 "Le Monde", 30.VI.1977.

60 "Le Figaro", 1.VI.1976.

61 "The Financial Times", 6.VII.1977.

стр. 60


ской и мировой общественности заявило, что если правительство Претории будет проводить испытания ядерного оружия, то Франция "пересмотрит отношения" с этой страной62 . В 1976 г. были установлены первые контакты французского МИД с освободительными движениями Юга Африки. В августе 1977 г. министр иностранных дел Франции во время поездки по странам Восточной Африки высказался за установление власти большинства в Родезии и Намибии и необходимости демократизации и дерасизации режимов в Южной Африке63 . Франция вместе с США и Англией участвовала в "посреднической миссии", имевшей целью облегчить создание прозападного режима в Намибии, и поддержала аналогичные англо-американские усилия в Родезии. Париж высказался за решения Лондонской конференции по урегулированию положения в Родезии (21 декабря 1979 г.) и скорейшее международное признание Зимбабве. 4 ноября 1977 г. Франция проголосовала за резолюцию Совета Безопасности ООН о введении эмбарго на продажу вооружений ЮАР.

Ориентируясь в африканской политике на консервативные режимы, Франция вместе с тем не могла не учитывать происходящие на континенте социально- политические перемены. Она пыталась лавировать и со второй половины 70-х годов проявляла растущий интерес к налаживанию сотрудничества с африканскими странами, придерживающимися левой и даже социалистической ориентации. В июле 1975 г., после десятилетнего разрыва, произошла нормализация отношений между Францией и Гвинеей. В декабре 1978 г. Жискар д'Эстэн совершил первый за 20 лет официальный визит в эту страну. В феврале 1976 г. Париж официально признал Народную Республику Анголу и Республику Мозамбик. В марте 1979 г. во Франции находился с официальным визитом председатель Государственного совета Республики Гвинея-Бисау Л. Кабрал. Французское правительство осудило агрессию Сомали против Эфиопии и отказалось предоставить сомалийским властям военную помощь64 . Министр иностранных дел Франции Л. де Гиренго следующим образом мотивировал 21 февраля 1978 г. французскую позицию: "Мы не могли и не можем оказывать военную помощь правительству, которое предприняло агрессию против одного из своих соседей... Мы выступаем за урегулирование проблемы Африканского Рога мирными средствами. Именно поэтому мы с самого начала заявили, что не можем поддержать действия правительства Сомали"65 . Французское правительство потребовало вывести сомалийские войска из Огадена.

Перед лицом требований африканской общественности Франция объявила 25 мая 1979 г. о прекращении военной помощи Центрально-африканской империи (ЦАИ), после того, как стали известны факты массовых репрессий и нарушений прав человека в этой стране66 . Стремясь предотвратить неблагоприятный для Франции поворот событий в ЦАИ, где росла волна недовольства диктаторским режимом императора Бокассы I, и с целью не допустить прихода к власти левой оппозиции, французские специальные службы подготовили и осуществили в ночь с 20 на 21 сентября 1979 г. свержение полностью дискредитировавшего себя Бокассы. Главой восстановленной Центральноафриканской республики был объявлен Д. Дако, давний "друг Франции"67 . В целом


62 "Le Figaro", 23.VIII. 1977.

63 "Regards sur l'actualite", N 37, Janvier 1978, p. 5.

64 Отношения между Францией и Сомали осложнились еще в 1976 г. из- за сомалийских притязаний на тогдашнюю французскую территорию афаров и исса.

65 "Les Echos", 22.II.1979.

66 "Le Monde", 25.V.1979.

67 Государственный переворот в ЦАИ был осуществлен при прямом участия подразделений 3-го и 8-го полков морской пехоты, входящих во французские "силы вмешательства" (операция "Барракуда") ("Le Monde", 22, 25, 28.IX.1979; 14-15.X.1979).

стр. 61


лавирование французской дипломатии между консервативными и прогрессивными африканскими странами в конце 70-х годов усилилось.

Вторая сфера традиционного французского влияния в Африке включает в себя государства Магриба - Алжир, Тунис, Марокко, бывшие долгий период времени владениями Франции (Марокко и Тунис добились политической независимости в марте 1956 г., Алжир - в марте 1962 г.). Значение Магриба во внешней политике V республики не было всегда одинаковым. 60-е годы прошли для нее под знаком болезненного перехода, приспособления к новым условиям и реальностям независимого развития трех североафриканских государств. В 1970- 1974 гг. зона Магриба была включена в рамки "средиземноморской политики" Помпиду68 . В тот период французская дипломатия выступила с серией инициатив по превращению Средиземного моря в "озеро мира". Одновременно по предложению Франции была сформулирована единая "средиземноморская политика" ЕЭС, направленная на "привязывание" стран этого региона к Западной Европе, что открыло бы их рынки для промышленной продукции "девятки" и обеспечило надежное снабжение ЕЭС природным сырьем, прежде всего нефтью69 .

19 июня 1971 г. на пресс-конференции, демонстративно устроенной на борту авианосца "Клемансо" в Тулоне, Помпиду заявил: "Поскольку Средиземное море омывает берега Франции, мы имеем значительные средиземноморские интересы... У нас тесные и дружественные отношения с подавляющим большинством прибрежных государств, и по традиции мы играем роль в осуществлении присутствия как в Западном, так и в Восточном Средиземноморье. Наконец, имеется Северная Африка, где у нас значительные интересы и с которой мы поддерживаем тесные связи"70 . Однако обострение обстановки на Ближнем Востоке в результате войны 1973 г. (имевшее следствием укрепление позиций США в этом районе) помешало осуществлению стратегических расчетов Парижа в Средиземноморье. К тому же партнеры Франции по ЕЭС не были расположены поддерживать далеко идущие политические амбиции Помпиду. Они склонны были дать развитие совместным экономическим акциям "девятки" в этом районе, оставив вопросы "безопасности" в Средиземноморье в сфере компетенции США и НАТО.

Смена политического руководства в Париже в 1974 г. вызвала изменения во внешнеполитических приоритетах Франции; с того времени в Париже перестали говорить о широкой "средиземноморской политике". Усилия французской дипломатии в этом районе сосредоточились на Ближнем и Среднем Востоке и Магрибе. К началу 70-х годов Франции удалось преодолеть неизбежные издержки и трения, связанные с процессом деколонизации трех североафриканских стран. Наиболее успешно развивались франко-тунисские отношения. В ноябре 1975 г. был разрешен давний спор относительно блокированных с 1959 г. в тунисских банках французских счетов на общую сумму 160 млн. франков. Правительство Туниса дало согласие на их перевод за границу.

Более сложными вплоть до середины 70-х годов оставались отношения между Францией и Марокко. На них долгое время пагубно сказывалось "дело Бен Барки" - похищение в Париже в 1965 г. секретными службами Марокко лидера марокканской демократической оппозиции. Лишь самоубийство генерала Уфкира, организовавшего эту операцию, позволило несколько сгладить конфликт. В 1973 г. произошел новый инцидент из-за конфискации правительством Марокко значитель-


68 D. Colard. La Politique mediterraneenne et proche-orientale de G. Pompidou. "Politique etrangere", 1978, N 3.

69 См. Ю. Рубинский. Франция: в поисках особого курса. "МЭ и МО", 1973, N 11, с. 81 - 84; П. Черкасов. Средиземноморская политика ЕЭС. "МЭ и МО", 1973, N 12, с. 94 - 96.

70 D. Colard. Op. cit., p. 284.

стр. 62


ной части земель французских колонистов (260 тыс. га)71 . Проблема была урегулирована лишь в августе 1974 г., когда было подписано соглашение, предусматривавшее меры по компенсации французским колонистам за национализированные земли72 . В мае 1975 г. состоялся первый после 1956 г. официальный визит президента Франции в Марокко, а 15 июля 1975 г. заключено соглашение об экономическом сотрудничестве между двумя странами, предусматривавшее, в частности, оказание финансовой помощи Марокко и поощрение новых французских инвестиций в его экономику73 . Произошло заметное расширение товарооборота между двумя странами74 . В феврале 1979 г. состоялся официальный визит во Францию короля Хасана II. Вплоть до конца 70-х годов Франция оказывала Марокко безусловную поддержку в споре с Алжиром из-за Западной Сахары.

Отношения Франции и Алжира после 1962 г. несли на себе печать длительной и ожесточенной войны (1954 - 1962 гг.) и вызванных ею последствий. Эвианские соглашения, заключенные в марте 1962 г. и положившие конец войне, предусматривали выгодные для французской стороны условия получения алжирской нефти и газа по заниженным ценам75 . Стремясь восстановить национальный суверенитет над своими природными ресурсами, правительство Алжирской Народно-Демократической Республики (АНДР) 1 апреля 1969 г. установило новую повышенную цену на нефть (2,65 долл. за один баррель). Французские нефтяные монополии отказались подчиниться этому решению. 21 июля 1970 г. алжирское правительство повысило на 80% налог на прибыли французских нефтяных компаний, действовавших в Алжире, а 24 февраля 1971 г. объявило об увеличении алжирского участия в их акциях до 51% и о национализации нефтепроводов и месторождений газа. В ответ Франция объявила бойкот алжирской нефти, закупки которой уже в 1971 г. сократились до 37 млн. т против 48,2 млн. т в 1970 году76 .

В 1973 г. Франция, выдвинувшая идею "евро-арабского диалога" в рамках новой "средиземноморской политики" Помпиду, предприняла попытку нормализовать отношения с Алжиром, роль которого в арабском и вообще в развивающемся мире значительно возросла. Состоялся обмен визитами министров иностранных дел, в ходе которых было достигнуто согласие относительно двустороннего сотрудничества, в оценке ситуации в Средиземноморье ("Средиземное море для средиземноморцев"), а также по вопросу "евро-арабского диалога". В апреле 1975 г. состоялся первый официальный визит в Алжир Жискар д'Эстэна, заявившего о "торжественном примирении наших двух стран"77 . Однако наметившееся сближение было заторможено в начале 1976 г. обострением ситуации в Западной Сахаре, где Франция поддерживала притязания Марокко и Мавритании. Это немедленно сказалось и на экономических связях. Доля Франции в импорте Алжира сократилась с 33,5% в 1975-м до 27% в 1976 г., а в 1977 г. составила 23%78 .

Новый этап франко-алжирского сближения наметился в конце 1978 г., когда Франция стала проявлять более сбалансированный подход к проблеме Западной Сахары. В начале 1979 г. французское правительство продлило на год 340 тыс. видов на жительство алжирцам, ра-


71 В 1973 г. в Марокко проживало 90 тыс. французских граждан, в том числе 10 тыс. выходцев из Франции ("Les Echos", 7.VIII.1973).

72 "Journal officiel de la Republique Frangaise. Lois et decret", 11.1.1975.

73 "Le Monde", 16.VII.1975.

74 С 5,8 млрд. фр. в 1976 г. до 6,8 млрд. в 1977 г. ("БИКИ", 18.V.1978).

75 Анализ Эвианских соглашений и франко-алжирских отношений после 1962 г. см. Н. И. Кир ей. Алжир и Франция. 1962 - 1971 (Проблемы экономических и политических отношений). М. 1973.

76 "Revue francaise d'etudes politiques mediterraneennes", N 1, Janvier 1975, p. 91.

77 "L'Usine nouvelle", N. 16, 11.IV.1975.

78 Ibid., N 2, 12.I.1978.

стр. 63


ботающим во Франции. Впервые с 197& г. Алжир заключил контракт с французской компанией для оснащения завода по сжижению газа. Франция предоставила Алжиру гарантированные частные кредиты в размере 3 млрд. франков. В послании нового главы Алжирского государства Шадли Бенджедида Жискар д'Эстэну 15 февраля 1979 г. выражалась надежда на "установление дружественных отношений, основывающихся на равновесии выгод и интересов"79 . Президент АНДР проявил интерес к французской идее евро-арабо-африканского сотрудничества. В целом с конца 70-х годов франко- алжирские отношения заметно улучшились, хотя и сохраняется ряд нерешенных проблем.

Истинные мотивы французской политики в Африке, ее неоколониалистский характер отчетливо понимаются общественностью африканских стран. Об этом свидетельствуют, в частности, данные опроса, проведенного парижским журналом "Jeune Afrique" в конце 1979 г. в странах франкоязычной зоны. 90% опрошенных африканцев убеждены, что Франция защищает на их континенте прежде всего и главным образом свои интересы, а 57% считают, что политика "сотрудничества" имеет негативный для Африки характер. 77% африканцев высказались за вывод французских войск с территории всех африканских государств80 .

Подводя итоги, можно отметить, что французское влияние на африканском континенте (прежде всего во франкоязычной зоне) продолжало оставаться довольно значительным. Франция сумела приспособить свою политическую и экономическую деятельность здесь к новым условиям, характеризующимся дальнейшим развертыванием процесса национального освобождения африканских народов. Стратегическая установка правящих кругов Франции состояла в том, чтобы не допустить распространения влияния социализма на африканском континенте. Французская политика в Африке в 70-е годы, так же как и ее общий курс в отношении развивающихся стран, в возросшей степени детерминировалась ее экономическими потребностями и расчетами, вытекавшими из определившейся после энергетического и экономического кризисов прошлого десятилетия новой расстановки сил в мировой экономике.


79 "Le Monde", 17.II.1979.

80 "Jeune Afrique", N 986, 28.XI.1979, p. 108.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПОЛИТИКА-ФРАНЦИИ-В-АФРИКЕ-70-е-годы-XX-в

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

П. П. ЧЕРКАСОВ, ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ В АФРИКЕ (70-е годы XX в.) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.03.2018. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПОЛИТИКА-ФРАНЦИИ-В-АФРИКЕ-70-е-годы-XX-в (дата обращения: 19.04.2024).

Автор(ы) публикации - П. П. ЧЕРКАСОВ:

П. П. ЧЕРКАСОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
1654 просмотров рейтинг
14.03.2018 (2228 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
10 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
15 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ В АФРИКЕ (70-е годы XX в.)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android