Libmonster ID: RU-7827

Введение в 7-х классах преподавания Конституции СССР как самостоятельного предмета открыло перед преподавателями богатейшие возможности для коммунистического воспитания учащихся. Ведь в Сталинской Конституции записано то, что добыто и завоевано трудящимися СССР, она фиксирует достижения и победы, одержанные нами под руководством коммунистической партии и вождя народов товарища Сталина.

Заглянем в одну из школ Московской области (Серпухов, средняя школа N 22) и проанализируем уроки по Конституции.

Учащиеся изучают II главу - "Государственное устройство". Очередной урок проводится по теме "РСФСР и его состав". Преподаватель в начале урока проверяет выполнение домашнего задания по предыдущей части II главы - об определении прав и обязанностей каждой союзной республики.

Четко об'ясняют учащиеся, вызываемые преподавателем, статьи 18, 19, 20, 21-ю Конституции. Из ответов учеников видно, что они усвоили основные права и обязанности союзных республик: территории союзных республик не могут быть изменены без их согласия, законы СССР имеют одинаковую силу для всех союзных республик, в случае расхождения закона союзной республики с общесоюзным законом действует общесоюзный закон.

Вот пример правильного и полного ответа ученика на вопрос о гражданстве СССР: граждане всех союзных республик являются гражданами СССР, все население Союза имеет единое гражданство, все граждане СССР пользуются одинаковыми правами, подчиняются одинаковым законам, все они пользуются одинаковыми документами, удостоверяющими их личности, всех их в одинаковой мере защищают советские законы. Рассказ сопровождается показом на карте союзных республик и их столиц.

Кратко и четко определяет другая ученица условия, необходимые для образования союзной республики.

С оживлением рассказывает один ученик о статье 17-й, гарантирующей каждой союзной республике право свободного выхода из СССР. Ссылаясь на указание товарища Сталина в его докладе на Чрезвычайном VIII с'езде советов: "СССР есть добровольный союз", - ученик поясняет: "СССР есть добровольный союз, следовательно, каждая союзная республика сохраняет за собой право на выход из СССР. Наши одиннадцать союзных республик живут дружной единой семьей, все они крепко спаяны общими интересами, все они имеют возможность укреплять свою экономику, развивать свою культуру, национальную по форме, социалистическую по содержанию. Каждая из республик стремится к сохранению целости и единства своего социалистического отечества. Все они готовы защищать свою родину и дать решительный отпор любому врагу, откуда бы он ни пришел. Нельзя поэтому даже представить себе, чтобы какая-либо из советских республик желала выхода из состава СССР. Все одиннадцать союзных республик составляют добровольный союз, и потому справедливо за ними сохраняется, по Сталинской Конституции, право выхода из СССР".

Рассказ этого ученика показал сознательное усвоение им материала. Во время этого рассказа чувствовалось оживление всех учащихся, с интересом слушавших правильные ответы.

Преподаватель не ограничился проверкой знаний прошлых уроков и приступил к просмотру графического материала, значительно облегчающего усвоение знаний.

Были просмотрены диаграммы, приготовленные учащимися в связи с предстоящим об'яснением нового ма-

стр. 85

териала по разделу "РСФСР и ее состав". Диаграмма характеризовала природные богатства РСФСР и их удельный вес в общей экономике СССР.

Преподаватель указал на недостатки в исполнении диаграмм, сопровождая свои замечания конкретными советами о том, как можно их исправить, хвалил хорошо исполненные диаграммы.

Об'яснение новой темы преподаватель умело увязывал с решениями 1-й сессии Верховного Совета СССР. Он напоминает учащимся, что новая Конституция СССР была утверждена 5 декабря 1936 года, затем он рассказывает о разукрупнении ряда краев и областей РСФСР, произведенном после принятия Конституции; он об'ясняет причины этого разукрупнения на примере Азово-Черноморского края, Дальневосточного и Сибирского краев, Московской области и других. Подробно останавливается преподаватель на разукрупнении Московской области. После этого учащимся становится ясно, почему 1-я сессия Верховного Совета СССР сочла нужным утвердить эти изменения и внести соответствующие изменения в Конституцию СССР. Далее преподаватель переходит к выяснению основных особенностей изменения лица Москвы и Московской области за годы первой и второй сталинских пятилеток.

Резко изменилось лицо "ситцевой" Московской области. Выстроены новые огромные заводы-гиганты металлургии, машиностроения, авиастроения, дирижаблестроения, автомобилестроения. Многие из этих заводов по технике оборудования, по количеству и качеству выпускаемой продукции не только занимают видное место в РСФСР, но и превосходят аналогичные предприятия в капиталистических странах Европы и Америки. Старые заводы и фабрики переоборудованы заново.

Широко шагнула вперед политическая и культурная жизнь трудящихся РСФСР. Под руководством партии граждане РСФСР упорно, шаг за шагом, преодолевают пережитки капитализма в экономике и в сознании людей.

Расширяется территория Москвы неуклонно осуществляется социалистическая реконструкция столицы. Метро, канал Волга - Москва, новые обширные площади и широкие проспекты вместо прежних узких и кривых улиц и переулков быстро преобразовывают внешний вид Москвы и Московской области.

Таким образом, преподаватель очень умело поставил и разрешил на уроке целый ряд задач политического воспитания учащихся (равноправие республик раз'яснено на разборе права выхода из Союза, сила законов, изменение Конституции - на примере внесения в Конституцию СССР нового территориального деления РСФСР, руководящая роль партии - на примере реконструкции Москвы и Московской области).

Далеко не все массовые школы могут похвалиться подобной постановкой преподавания Конституции СССР. Сухо, вяло, схематично и расплывчато протекают уроки по Конституции в подавляющем большинстве школ Московской области.

Что характеризует в основном преподавание Конституции СССР в этих школах? Прежде всего отвлеченность, неуменье на конкретных фактах показать учащимся каждую статью каждой главы новой Конституции в действии, в жизни.

В средней школе N 6 Ногинского района преподаватель, излагая изменения в классовой структуре общества с 1924 по 1936 год, не только не сумел заинтересовать учащихся, но допустил ряд нечеткостей в отдельных вопросах. Например, об'ясняя формы оплаты труда при социализме и коммунизме, преподаватель, между прочим, сказал: "О разнице между коммунизмом и социализмом не приходится говорить". Такой ответ, разумеется, неверен.

Плохо был спланирован урок во времени. Он велся стихийно, без начала и без конца. Преподаватель скучно и невнятно рассказал новый материал. И только тогда, когда до конца урока осталось минут 10 - 15, преподаватель стал спрашивать предыдущий урок.

Такую же плохую постановку преподавания Конституции мы наблюдали и в средней школе N 2 того же райо-

стр. 86

на. Характерный штрих: на вопрос преподавателя: "Что вам непонятно по прошлому уроку?" - учащиеся ответили: "Все непонятно, все трудно". Это прямая и верная оценка качества работы такого преподавателя.

Вместо яркого рассказа, способного облегчить учащимся усвоение трудного материала, преподаватель заставил их по очереди читать статью за статьей и пересказывать прочитанное. Темой урока был важный вопрос о социалистической (государственной и колхозно-кооперативной) собственности. На вопросы учащихся преподаватель отвечал абстрактно, употребляя непонятные ученикам выражения.

Пример неумелого преподавания Конституции мы наблюдали и еще в одной средней школе, где преподаватель начал урок на тему "Суд и прокуратура" с постановки перед учащимися вопроса: "Что такое функция?" Весь урок "шел вяло, в форме вопросов и ответов:

"В опрос. Какая обязанность прокурора?

Ответ. Следить за исполнением советских законов и при неисполнении привлекать к судебной ответственности.

Вопрос. А кому подчинен прокурор Московской области?

Ответ. Прокурору РСФСР.

Вопрос. А прокурор РСФСР?

Ответ. Прокурору СССР.

Вопрос. А прокурор СССР?

Ответ. Верховному Совету СССР.

Вопрос. Какой формулой (?) определяется социализм?"

Остальное в том же духе. Такой "метод" приводит только к формальному заучиванию Конституции.

Один из учеников высказал политически неправильное суждение. Преподаватель должен был сейчас же умело поправить ошибающегося, показать учащимся на этом примере, что враги народа пытаются влиять на них, сея ложные сведения и суждения. Следовало использовать этот случай для усиления революционной бдительности учащихся, чтобы закалить их, воспитать в них ненависть к врагам. Это не было сделано.

Разумеется, у подобных учителей преподавание Конституции не могло стать орудием политического воспитания. Даже у добросовестных преподавателей, не жалеющих времени к труда для подготовки к уроку, нередко встречаем расплывчатые, неинтересные уроки. В средней школе N 11 Ногинского района преподаватель по Конституции, в течение 35 - 40 минут рассказывая учащимся о союзных республиках: Азербайджанской, Армянской, Грузинской, - привел немало примеров расцвета экономических и культурных сил перечисленных союзных республик, показал диаграммы роста этих республик, дал географический и частично исторический материал. Однако он оставил без всякого освещения важнейший политический вопрос о том, почему в 1936 году стало возможно выделение из состава Закавказской федерации трех самостоятельных союзных республик.

В другой школе ученики в рассказе о Таджикской ССР уделили внимание исключительно географическому положению этой республики. Ученики не рассказывали о культурном расцвете таджикского народа при советском строе, они не знают ничего о колонизаторской национальной политике царизма. Они не могли рассказать о сущности ленинско-сталинской национальной политики.

Привезенные выше примеры говорят о том, что преподавание Конституции у нас еще поставлено плохо. Каковы причины? Основная из них - неудачный подбор преподавателей Конституции.

Учеников обеспечили пособиями - текстом новой Конституции СССР и доклада товарища Сталина. Имеются в школах и необходимые наглядные пособия: политическая карта СССР, схемы-плакаты, диаграммы, альбомы, фото, узкопленочные аппараты. Остальное зависит от преподавателя. Большое значение имеют систематический учет и обмен опытом передовых преподавателей. В этом отношении пока сделано очень мало.

До конца года времени осталось немного. Необходимо организовать показ положительного опыта и приступить к изготовлению пособий для преподавателей.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПОЛИТИЧЕСКОЕ-ВОСПИТАНИЕ-НА-УРОКАХ-ПО-КОНСТИТУЦИИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анна СергейчикContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sergeichik

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Е. ХАЗАНОВА, ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ПО КОНСТИТУЦИИ // Moscow: Libmonster Russia (LIBMONSTER.RU). Updated: 26.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПОЛИТИЧЕСКОЕ-ВОСПИТАНИЕ-НА-УРОКАХ-ПО-КОНСТИТУЦИИ (date of access: 28.02.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Е. ХАЗАНОВА:

Е. ХАЗАНОВА → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Russia
1133 views rating
26.08.2015 (3108 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
В статьях 2022г. и 2023г. имеются существенные ошибки при определении энергии связи, энергии расширения Вселенной, энергии удержания ядра элемента от распада, энергии отталкивания и другие ошибки. Остаются в силе определения энергетической среды и её размерность, поглощение энергии при синтезе. Энергия потенциалов взаимодействия E_CVn - является энергией отталкивания. Установление зависимости скорости света и значения Планка, уточняет взаимодействие энергетических сред. Вводится определение Термодинамического Объёма, в точке взаимодействия и в расширении Вселенной в целом.
Catalog: Физика 
18 hours ago · From Владимир Груздов
Ветеринарно-санитарная служба Вооруженных Сил Российской Федерации - одна из старейших в Российской армии. Она представляет собой систему органов управления, организаций центрального, окружного, флотского, армейского подчинения, специалистов войскового звена, предназначенную для осуществления надзора за выполнением ветеринарного законодательства в ВС РФ.
Платошкин Н.Н., дипломат, историк, лидер движения «За новый Социализм», автор книги об Эрнесто Че Геваре. Излагает общепринятую прозападную версию Карибского кризиса, ВСО «Анадырь» (1962г). Считает, что Вооруженные силы СССР, под руководством Хрущева Н.С., блестяще справились с защитой Республики Куба от вторжения США. В условиях секретности и готовности к нанесению ядерных ударов по Вашингтону и Нью-Йорку.
РАСПАД ЛИВИИ КАК ФАКТОР НАПРЯЖЕННОСТИ В АФРИКЕ И СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ
Catalog: География 
3 days ago · From Вадим Казаков
МЯСО ПО-ПЕРАНАКСКИ
3 days ago · From Вадим Казаков
Стихи, гражданска лирика, СВО, 23 февраля
Catalog: Разное 
ЕГИПЕТ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ И АЛЛЮЗИИ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ КАМПАНИИ 2014 г.
Catalog: История 
6 days ago · From Вадим Казаков
РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ФИНАНСОВО-БАНКОВСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Catalog: Экономика 
6 days ago · From Вадим Казаков
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АФРИКИ: ТЕКСТЫ И КОНТЕКСТЫ
Catalog: Экология 
6 days ago · From Вадим Казаков
Рассмотрим процессы потенциально взаимодействующих связанных астрономических объектов. Потенциально взаимно связанных астрономических объектов будем называть, объекты, которые образованы от одного сверхплотного объекта, при распаде объекта на фрагменты. В нашем случае примем: Солнце, Земля, Луна. Земля образована из фрагмента распада нейтронного ядра Солнца. Луна образована из фрагмента распада нейтронного ядра Земли. Докажем, что потенциалы взаимодействия энергетических сред этих объектов влияют на приливы и отливы мировых вод на поверхности Земли. Суммирование энергетических сред в точке взаимодействия увеличивает структурную энергию частицы, увеличивают энергию связи частиц в точке взаимодействия и увеличивают вектор перемещения частиц с высокого уровня энергии на низкие уровня энергии. С низкого уровня масс на высокие уровни масс. При этом проявляется эффект близко действия.
Catalog: Физика 
6 days ago · From Владимир Груздов

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

LIBMONSTER.RU - Digital Library of Russia

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ПО КОНСТИТУЦИИ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: RU LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Libmonster Russia ® All rights reserved.
2014-2024, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android