Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Illustrations:

Libmonster ID: RU-7186

Share with friends in SM

ПОТАПОВ, Л. П. Разложение розового строя у племен северного Алтая. Материальное производство. "Известия ГАИМК им. Марра". Вып. 128-й, Огиз. М. и Л. 1935. 121 стр. 3 р. 50 к.

ПОТАПОВ, Л. П. Очерки по истории Шории. "Труды Института востоковедения Академии наук СССР". Т. XV. Изд-во Академии наук СССР. М. и Л. 260 стр. 9 руб.

ТОКАРЕВ, С. А. Докапиталистические пережитки в Ойротии. "ГАИМК им. Н. Я. Марра". Соцэкгиз. Л. 1936. 154 стр. 5 руб.

Характерной особенностью обеих работ Л. П. Потапова является несоответствие между заглавием и содержанием. Хотя первая книга названа "Разложение родового строя у племен северного Алтая", но по существу этой темы в ней нет ни слова. Автор очень тщательно описывает охоту, оружие и орудия промысла, мотыжное земледелие и собирание корней, рыболовство, промысел кедрового ореха, пчеловодство, скотоводство и ремесла так называемых "черневых татар", т. е. шорцев, щелканцев, тубаларов и кумандинцев. Описание это, выполненное на основании материалов, собранных автором во время поездок на Алтай, а также на основании детального ознакомления с коллекциями ленинградских музеев, окажется весьма полезным для дальнейших исследований, по этнографии и истории названных народов. Довольно богата ценными сведениями по родовому строю населения Алтая вводная глава "Краткие общие сведения об этнографических группах северного Алтая", однако самая тема о разложении родового строя, поставленная автором в заглавии, остается совершенно неразработанной, а название только вводит читателя в заблуждение.

Вторая книга Потапова - "Очерки по истории Шории", отлично изданная Академией наук, заслуживает быть названной скорее очерками по этнографии, чем по истории Шории. Она состоит из трех очерков. Первый, посвященный материальному производству, по своему плану совершенно совпадает с содержанием книги "Разложение родового строя у племен северного Алтая", а различия состоят в том, что все материалы, относящиеся к щелканцам, тубаларам и кумандинцам, из текста изъяты и заменены дополнительными данными о шорцах, материальное производство которых получило, таким образом, монографическое описание. Тем не менее, тексты обеих работ часто дословно воспроизводят друг друга.

Второй очерк состоит из двух глав. Глава "Пережитки материнского и обра-

стр. 132

зование отцовского рода" самая слабая в книге. Автор энергично полемизирует с Куновым, Каутским, В. Шмидтом, опровергает различные уклоны разных авторов, по вопросу о родовой организации меланезийцев, но в пережитках материнского рода у шорцев так и не успевает ничего сообщить, кроме двух - трех случайных фактов, заимствованных из известного исследования Н. П. Дыренковой. Автор поступил бы правильнее, вообще исключив эту главу из книги. Патриархальный род описан довольно подробно, и как должно быть в истории Шории, по шорским материалам. Но все же и эта глава значительно слабее, чем отделы, посвященные материальной культуре. Л. П. Потапов, очевидно, не собирал сведений по этому вопросу и целиком стоит на плечах Радлова, Вербицкого, Адрианова и других старых авторов.

Третий очерк, посвященный положению шорцев под властью царизма, содержит обильные данные, характеризующие ясак, торгово-ростовщическую эксплоатацию, условия земельной колонизации, деятельность духовных миссий и т. д. Написанный на основании литературных материалов, он дает достаточно яркую картину тяжелого положения, в котором находились шорцы благодаря гнету колониального пресса и сдвигов, которые произошли в их экономике под этим влиянием. В общем, рецензируемая книга содержит полезные материалы по этнографии и истории шорского народа, но ни в коей мере не заполняет пробела в нашей исторической литературе. Конкретной гражданской истории шорского народа, вопреки заглавию, в книге нет.

Совершенно иного типа работа С. А. Токарева. Не ограничиваясь голым описанием, автор стремится теоретически осмыслить историю общественных отношений у ойротов. Собранные им литературный и архивный материалы и личные наблюдения, сделанные во время двух экспедиций на Алтай, не имеют самодовлеющего значения, но тщательно подобраны для доказательства исторической концепции автора, вызывающей самые решительные возражения.

Автор утверждает, что на территории Ойротии и Хакассии "уже 2000 лет тому назад процесс распада доклассового общества, процесс перерождения родовых старшин в мелких феодалов в основном завершился" (стр. 88). Более 2 тысяч лет алтайцы и хакассы живут в условиях феодального общества, устои которого не были окончательно ликвидированы влиянием русского капитализма, и пережитки которого сохранились до наших дней. Шорцы, кумандинцы и прочие мелкие лесные охотничьи народы также были включены в феодальную иерархию, в которой они занимали низшую ступень. "И эти черневые охотничьи народы не могут быть рассматриваемы, как сохранившие доклассовый уклад... Их главный продукт - пушнина - всегда был предметом вожделения всех феодалов. И, начиная от хуннов и кончая российскими императорами, все простиравшие свое влияние на эти места феодалы неизменно выкачивали прибавочный продукт у народов "черни" в этой форме. Эти племена всегда оставались в основном на положении эксплоатируемого крестьянства" (стр. 118). И в то же самое время, несмотря на двухтысячелетнее господство феодальных отношений, не только лесные племена охотников, но и скотоводы - алтай-кижи, телеуты, теленгиты, койбалы и другие - сохранили до конца XIX в. деление на патриархальные роды со всеми их типическими чертами. Сохранились экзогамия, реликты когнатической филиации, представление об общем происхождении. Как это увязать с двумя тысячами лет безраздельного господства феодализма, постулируемыми автором? С. А. Токарев видит это противоречие и пытается найти из него выход.

Во-первых, утверждает он, внутри рода не сохранилось никаких связей материального характера: "...сущность рода исчезла, осталась пустая шелуха, лишь по видимости напоминающая родовой строй и обманывающая этой видимостью наблюдателя" (стр. 38).

Во-вторых, родовые отношения сохранились как отношения классовой эксплоатации, и их судьба с отдаленнейших времен была связана с феодализмом (стр. 90).

В-третьих, несмотря на двухтысячелетнее господство, феодальные отношения не вышли за пределы самого начального этапа, оказались в состоянии недоразвитости, которая проявляется "в целом ряде частных особенностей социально-экономического и политического строя" (стр. 118).

Все это антиисторическое построение представляет собой длинную цепь недоразумений. Совершенно не мыслимо, чтобы за 2 тысячи лет безраздельного господства феодальные отношения не вышли из зачаточной стадии, не преодолели своей недоразвитости, не порвали родовых уз, не стимулировали выделение ремесла, которое, по словам С. А. Токарева, было слабо развито среди коренного населения Ойротии (стр. 126), а, по нашему мнению, делало самые первые и неуверенные шаги по пути отделения от охоты и скотоводства. Однако эти недоразумения ликвидируются произвольностью исходного положения С. А. Токарева: возраст алтайского феодализма никак не меньше 2 тысяч лет. Из чего это следует? Чем подтверждается? Оказывается, так называемыми "царскими курганами", относящимися к последним векам до нашей эры, в которых С. А. Токарев усматривает несомненное доказательство существования феодальных государств (стр.

стр. 133

74). Но ведь эти курганы не даром называют "скифской культурой Сибири". Вопрос о природе скифского общества вызвал и вызывает, по сей день оживленные дебаты, но ни один серьезный исследователь не усмотрел у скифов феодализма. Дискуссия вращается вокруг дилеммы: разложение ли родового строя или первые этапы рабовладельческого общества у передовых групп скифов? В лучшем случае такая постановка вопроса применима к алтайским погребениям, причем, конечно, допустить возникновение рабовладельческого общества можно только для передовых групп, выделившихся из массы племен, остающихся на различных ступенях родового строя. О феодализме говорить, во всяком случае, не приходится. Без достаточных оснований объявляет С. А. Токарев общество хуннов, жуженей и уйгуров феодальным (стр. 75, 76, 101, 102). Ни на чем не основано его утверждение, "что если рабовладельческий способ производства в Центральной Азии существовал когда-либо, то это могло быть лишь в ту отдаленную эпоху, от которой до нас не дошло письменных памятников" (стр. 104). А ссылка на "особенности экстенсивного кочевого скотоводства, которые могли создать и создали условия развития именно феодальных отношений" (там же), относится к области совершенно необоснованных допущений и предположений. Очевидно, С. А. Токарев не только преувеличил возраст феодальных отношений у алтайских народов, но и односторонне подошел ко всему историческому процессу. Априорно отнеся рабовладение к очень отдаленным временам, С. А. Токарев обошел молчанием ряд источников, свидетельствующих о наличии рабовладельческих отношений в Средней Азии уже в историческую, а не доисторическую эпоху. Далее, он не учел неравномерности процессов классообразования и некритически подстриг под феодальную гребенку различные племена, стоявшие на самых разнообразных ступенях общественного развития.

Прекрасным примером тому служит рассуждение Токарева о шорцах, которых на основании уплаты ясака всем "феодалам", начиная от хуннов и кончая российским императором, С. А. Токарев зачислил в крестьянское сословие. Но если так, то почему не покончить тем же способом с вопросом о социальном строе всех покоренных и обложенных ясаком народов Сибири, объявив их крестьянским сословием русского "феодального" государства? По крайней мере, просто и ясно.

Возникновение феодализма на Алтае относится едва ли к более раннему времени, чем непосредственно домонгольская эпоха, и, конечно, феодальные отношения не только в XI - XII вв., но и в XVIII в. распространялись далеко не на все племена. Должен быть признан ошибочным другой тезис С. А. Токарева, что на Алтае не сохранилось никаких следов родового коммунизма. Сам С. А. Токарев приводит ряд, правда, довольно туманных, указаний на существование известных остатков родового коммунизма у различных народов Алтая. Сравнивая его высказывания о коммунистических пережитках у "черневых татар" с материалами Л. П. Потапова, приходится отметить, что С. А. Токарев преуменьшает значение пережитков родового строя среди шорцев.

Вообще судьба и роль родовых отношений в освещении С. А. Токарева весьма своеобразны. Он допускает, что когда-то, очень давно, родовая организация была связана с первобытным коммунизмом, но в течение последующих 2 тысяч лет родовые отношения служили формой феодально-классовой эксплоатации.

И, тем не менее "при всем том значении, какое имели родовые традиции как орудие классового гнета в феодальную эпоху, эти традиции не могли не поддерживать в национальных массах известные навыки коллективизма", "эти традиции, по существу, облегчают строительство новых коллективных форм труда" (стр. 140). Более антинаучное и политически вредное заключение трудно придумать. Автор присоединяется к осужденной практикой советского строительства, враждебной нам и гнилой теории якобы положительной роли родовых пережитков в колхозном строительстве. Политический вред этой "теории" неоднократно разоблачался в нашей печати. В заключение мы можем сказать, что работа С. А. Токарева, в основе которой лежит антиисторический подход к явлениям и вытекающее из него гипостазирование феодальных отношений, представляет собой неудачную попытку построения истории народов Алтая.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПОТАПОВ-Л-П-РАЗЛОЖЕНИЕ-РОДОВОГО-СТРОЯ-У-ПЛЕМЕН-СЕВЕРНОГО-АЛТАЯ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Svetlana LegostaevaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Legostaeva

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. ЗОЛОТАРЕВ, ПОТАПОВ Л. П. РАЗЛОЖЕНИЕ РОДОВОГО СТРОЯ У ПЛЕМЕН СЕВЕРНОГО АЛТАЯ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 18.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПОТАПОВ-Л-П-РАЗЛОЖЕНИЕ-РОДОВОГО-СТРОЯ-У-ПЛЕМЕН-СЕВЕРНОГО-АЛТАЯ (date of access: 22.05.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. ЗОЛОТАРЕВ:

А. ЗОЛОТАРЕВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Svetlana Legostaeva
Yaroslavl, Russia
720 views rating
18.08.2015 (1373 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Работа рассказывает об истинном месте планеты Луна в системе Мироздания и человеческих очах. The modern apprehension of the Universe as an dimensionless isotropic bag is not true. The truth is that the Universe is an Undivided Integral System — the Wheel which has the Axis and the border. Тhe mysterious Axis is the God, the Maker of existing, and the obvious Axis is the Moon, the God's throne and our sacred Origin.
Catalog: Философия 
4 days ago · From Олег Ермаков
Вывод Coin (USDC) на карту Сбербанка – простая задача. Но, нужно знать, где финансовую сделку выполнить наиболее выгодно. Здесь лучшим помощником будет мониторинг сайтов по обмену криптовалют.
Catalog: Экономика 
5 days ago · From Россия Онлайн
POluavtobia
Catalog: Разное 
7 days ago · From Сергей Адамян
Суть и связь Огня, Света и Цвета. The essence and relation of Fire, Light and Color.
Catalog: Философия 
9 days ago · From Олег Ермаков
Учёные испокон веков были озабочены поиском во Вселенной системы отсчёта, которая могла бы однозначно определить, к примеру, Земля крутится вокруг Солнца, или наоборот. Ни система Птолемея, ни система Коперника не обладают такой однозначностью. Законы Кеплера также не проясняет этот вопрос. Теория относительности Эйнштейна предполагает равноправие обеих точек зрения. Но для многих исследователей вопрос оставался открытым. И вот, наконец, однозначность, как будто бы, появилось. Однозначность формируется разностью гравитационных потенциалов.
Catalog: Физика 
Первое, что меня сподвигло на это открытие это шок, который испытывают исследователи сверхпроводимости. И это понятно. Если ток проводимости формируется свободными электронами, то почему сверхпроводимость повышается, когда свободные электроны практически исчезают, примораживаясь к атомам. Второе, это упёртость российского учёного дтн Федюкина Вениамина Константиновича, который усомнился в том, что сверхпроводимость существует. Он пишет: "исходя из общенаучных, мировоззренческих положений и практики о том, что всякому действию есть противодействие и любому движению есть сопротивление, можно утверждать, что движению и электрического тока вдоль проводника должно быть сопротивление. Поэтому так называемой "сверхпроводимости" электрического тока нет, и не может быть". .
Catalog: Физика 
В данный момент существует множество специализированных средств для обозначения линий отреза, области производства работ, зоны прокладки инженерных коммуникаций. Одним из наиболее востребованных и универсальных являются строительные карандаши.
16 days ago · From Россия Онлайн
ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ О СОЦИАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ ЖЕНЩИНЫ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
18 days ago · From Россия Онлайн
УМБЕРТО МОНТЕОН Г. Мексика и Великая Отечественная война советского народа.
18 days ago · From Россия Онлайн
Рецензии. ЧЕРНЫЕ АМЕРИКАНЦЫ В ИСТОРИИ США. В 2-Х ТТ.
18 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ПОТАПОВ Л. П. РАЗЛОЖЕНИЕ РОДОВОГО СТРОЯ У ПЛЕМЕН СЕВЕРНОГО АЛТАЯ
 

Support Forum · Editor-in-chief
Watch out for new publications:

About · News · Contacts · For Advertisers · Donate to Libmonster($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones