Libmonster ID: RU-9354

А. КУЗЬМИНА, кандидат экономических наук, старший преподаватель МЭСИ

Формулировать современные запросы к рынку образовательных услуг способен только рынок труда, поэтому результативность проведения реформ в образовании следует измерять по показателям его качества, доступности и соответствия потребностям данного рынка. Актуальность проблемы становится очевидной в силу расширения сферы платного образования. Если вложения в человеческий капитал будут неконкурентоспособны, то инвесторы начнут использовать альтернативные возможности вложения денежных ресурсов.

В исследовании, проведенном в 50 странах мира, результаты которого приводит Е. Сумарокова1, были выявлены закономерности отдачи от вложений в образование, проявляющиеся в следующем. Во-первых, в каждой возрастной группе работники с профессиональным образованием зарабатывают больше. Во-вторых, с возрастом заработная плата увеличивается в большей мере для более образованных работников.

Рост объема частных инвестиций в систему профессионального образования, увеличение количества и доли студентов, получающих образование на условиях полного возмещения затрат, ставят вопрос об экономической эффективности данных инвестиций. Сегодня возникает проблема возврата средств, вложенных в образование. В исследованиях, проводившихся в ГУ-ВШЭ2, дается оценка объема, структуры и динамики таких расходов, а также исследуется гипертрофированный спрос населения на программы высшего образования. Устойчивый интерес к услугам учреждений высшего профессионального образования без учета объема предложения на рынке труда можно объяснить тем, что существует социальный стереотип ценности высшего образования как условия устойчивого социального положения индивида в обществе, сформированный у старшего поколения.

Разрыв между предложением рабочей силы и спросом на нее велик как в количественном, так и в качественном выражении (см. табл.). Известно, что возможности аналитических служб и государственных ведомств определять или прогнозировать перспективную потребность экономики в работниках отдельных профессий в среднесрочной перспективе (на время обучения специалиста) крайне ограниченны. Отношения между образованием и набором специалистов слишком сложны, чтобы их можно было регулировать по схеме "должность-квалификация-уровень образования", поэтому невозможно гарантировать, что образование, полученное отдельно взятой личностью, будет востребовано по прошествии определенного времени.

Необходимо помнить, что структура современного рынка труда представлена постоянными и переменными детерминантами. Постоянные детерминанты - это специальности, которые имеют и будут иметь устойчивый спрос, определяемый прежде всего развитием жизненно важных отраслей любого государства. Необходимо учесть, что рынок труда по постоянным детерминантам изменяется плавно, и такое изменение можно заранее пред-


1 Сумарокова Е. В. Инвестиции в человеческий капитал: проблемы и решения. М.: "Советский спорт", 2001.

2 Мониторинг экономики образования с 2002 года по поручению Министерства образования и науки РФ (http://isek.hse.ru)

стр. 144


Таблица

Диспропорции рынка труда и рынка образовательных услуг

Диспропорции

Описание

Причины

Разрыв между спросом и предложением на квалифицированных рабочих в количественном и качественном выражении

Недостаточное предложение рабочих строительных специальностей, машинистов транспортных средств и установок, рабочих ЖКХ, рабочих легкой промышленности

В структуре экономики лидирующее положение занимают отрасли машиностроения, химической промышленности, электроэнергетики. Популяризация высшего образования нарушает баланс подготовки специалистов различных уровней образования

Разрыв между спросом и предложением специалистов агропромышленного комплекса

Недостаточное предложение зоотехников, агрономов, механизаторов, животноводов

Неразвитость социально-культурной сферы на селе, низкая оплата труда

Переизбыток специалистов финансово-экономического профиля

Недостаточный спрос на бухгалтеров, финансистов, экономистов

Перепроизводство специалистов с высшим профессиональным образованием. Заказчиком услуг высшей школы является население, которое не учитывает региональный спрос на специалистов

Молодежная безработица

На рынке труда требуются специалисты, имеющие опыт работы

Низкая конкурентоспособность выпускника вуза; отсутствие информации о потребностях рынка на момент поступления в вуз и о реальных возможностях трудоустройства; рынок труда характеризуется избыточным предложением высококвалифицированных специалистов

Повышенная демографическая нагрузка на трудоспособное население

Динамика соотношения трудоспособного и нетрудоспособного населения

Негативные демографические тенденции; при количественном восполнении дисбаланса (привлечении мигрантов) - качественное несоответствие уровней образования

Сельская безработица

Территориальное несоответствие объема вакансий и предложения рабочей силы

Неразвитость социально-культурной сферы и инфраструктуры в сельских районах

видеть. В большинстве случаев рынок по этим детерминантам ограничен и спрос чаще всего ниже, чем поступающие предложения. Тогда на рынке труда возникает конкуренция между специалистами, претендующими на те или иные рабочие места, а у работодателя появляется возможность выбора. Кроме того, на рынок труда влияют переменные детерминанты, особенность которых заключается в скачкообразном возникновении повышенного спроса: быстро удовлетворив предложение, он снижается. Переменные детерминанты чаще всего связаны с возникновением новых потребностей, с изменениями спроса на те или иные виды услуг. Причем механизм функционирования переменных детерминант таков. Сначала возникает спрос, вызванный высокой потребностью в представителях некоторой профессии и влекущий за собой резкое увеличение предложения. Так как рынок труда всегда реагирует на спрос с опозданием, предложение удовлетворяет возникший спрос, но равновесие довольно быстро нарушается, потому что спрос резко падает в результате насыщения рынка, а предложение по инерции продолжает расти и переполняет определенный сектор рынка труда. Переменные детерминанты представляют собой важную составляющую рынка труда: в силу их воздействия формируются достаточно большие пакеты заказов, предъявляются требования к мобильности и быстрой переориентировке работодателей, потенциальных работников и организаций, занимающихся

стр. 145


подготовкой кадров. Рынок труда не изолирован от других сфер и влияет на образовательные учреждения: если они инертны и не могут перестраиваться, мобилизовать свои организационные, руководящие и управленческие ресурсы в минимальные промежутки времени, то окажутся неконкурентоспособными и будут вытеснены с рынка образовательных услуг (см. рис.).

Проблема инвестирования в человеческий капитал связана с нечетким определением и широким разнообразим результатов при получении образовательной услуги, временной задержкой между вложением средств и получением отдачи. Все это провоцирует инвестиционный риск: профессиональная подготовка слабо ориентирована на структуру спроса.

Низкий уровень информированности абитуриентов, студентов и выпускников о состоянии и динамике рынка труда и спросе на конкретные специальности, а также воздействие мотива "престижности", сиюминутных предпочтений при выборе специальности без учета реальных склонностей и возможностей

Особенности взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда

Рис.

трудоустройства, отсутствие должной правовой грамотности, не могут не повлечь соответствующие негативные последствия. Оплата образования сверх гарантированного государством уровня все больше перекладывается на домохозяйства, финансирующие его из индивидуальных доходов в расчете на увеличение будущего потока доходов и на рост благосостояния. Человеку предлагается масса профессий, однако отсутствуют ориентиры, позволяющие оценить будущую востребованность полученной профессии. Отсутствие механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг, обостряет проблему инвестирования в человеческий капитал.

Статистические данные по России не позволяют установить зависимость между уровнем личных доходов и образовательной подготовкой людей. Не существует общепризнанной методики оценки величины человеческого капитала на микро- и макроуровнях, а предлагаемые подходы весьма противоречивы. Трудоустройство выпускников зависит от скоординированности действий работодателей, вузов, служб занятости, самих выпускников и т. д. Сейчас эти действия рассогласованы.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПОТЕНЦИАЛ-РАБОЧЕЙ-СИЛЫ-И-РЫНОК-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ-УСЛУГ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Elena CheremushkinaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Cheremushkina

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. КУЗЬМИНА, ПОТЕНЦИАЛ РАБОЧЕЙ СИЛЫ И РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ // Moscow: Libmonster Russia (LIBMONSTER.RU). Updated: 17.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПОТЕНЦИАЛ-РАБОЧЕЙ-СИЛЫ-И-РЫНОК-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ-УСЛУГ (date of access: 22.05.2025).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. КУЗЬМИНА:

А. КУЗЬМИНА → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Elena Cheremushkina
Актобэ, Kazakhstan
1266 views rating
17.09.2015 (3534 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Заместитель председателя Центрального Совета МОО ветеранов Тыла Вооруженных сил, Заслуженный ветеринарный врач Российской Федерации, профессор Академии военных наук, генерал-майор ветеринарной службы в отставке ВЕТРОВ Виталий Петрович, Решением Высшего Совета, За Большой личный вклад в укрепление Национальной Безопасности Отечества удостоен звания лауреата Международного Велиховского Форума «ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ»
Correspondence round table: "We are for reform. Reform for us"? Romance today ? this is courage and endurance
Catalog: История 
24 hours ago · From Вадим Казаков
Collision of gas molecules is the source of energy. We assemble a simple galvanic cell. We place two electrodes with a potential difference in a NaCl solution. With a fixed load of the external circuit, we discharge the cell. Without breaking the external circuit, we cover the galvanic cell with a glass flask. In the mixture of atmospheric air located under the flask, we increase the percentage of carbon dioxide several times by introducing carbon dioxide under the flask. We record the restoration of the cell charge.
Catalog: Физика 
Yesterday · From Андрей Вернер
The property of the magnetic field of the neutral zone of a permanent magnet is the presence of a directed force of motion (magnetic self-motion) with a pronounced attraction, bordering on dipole repulsion, in relation to any main pole of another magnet (a magnetized ferromagnet by the main pole of a permanent magnet).
Catalog: Физика 
Yesterday · From Андрей Вернер
Calculation of the pyramid (Sequence of numerical progressions).
Yesterday · From Андрей Вернер
The main property of the neutral zone of a permanent magnet is the presence of a directed force of motion (magnetic self-motion) with a pronounced attraction, in relation to any main pole of another magnet. When the magnetic field of the neutral zone moves parallel to the axis of magnetization along the plane (perpendicular to the normal) of the conducting circuit, an electric current arises.
Catalog: Физика 
Yesterday · From Андрей Вернер
Расчет Пирамиды. (Последовательность числовых прогрессий).
Yesterday · From Андрей Вернер
Столкновение газовых молекул-источник энергии. Собираем простой гальванический элемент (аналог всем известной батарейки). В раствор NaCl поместим два электрода с разностью потенциалов. При фиксированной нагрузки внешней цепи разрядим элемент. Не размыкая внешнюю цепь, накроем гальванический элемент стеклянной колбой. В смеси атмосферного воздуха, находящегося под колбой, повысим процентное содержание углекислого газа в несколько раз, путем введения углекислого газа под колбу. Зафиксируем восстановление заряда элемента.
Catalog: Физика 
Yesterday · From Андрей Вернер
Свойство магнитного поля нейтральной зоны постоянного магнита является наличие направленной силы движения (магнитное самодвижение) с выраженным притяжением, граничащим с дипольным отталкиванием, по отношению к любому основному полюсу другого магнита (намагниченного ферромагнетика основным полюсом постоянного магнита).
Catalog: Физика 
Yesterday · From Андрей Вернер
(Обладатель Вернер Андрей). Основным свойством нейтральной зоны постоянного магнита является наличие направленной силы движения (магнитное самодвижение)с выраженным притяжением, по отношению к любому основному полюсу другого магнита. При движении магнитного поля нейтральной зоны параллельно оси намагниченности вдоль плоскости проводящего контура - Возникает электрический ток.
Catalog: Физика 
Yesterday · From Андрей Вернер

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

LIBMONSTER.RU - Digital Library of Russia

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners
ПОТЕНЦИАЛ РАБОЧЕЙ СИЛЫ И РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: RU LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Libmonster Russia ® All rights reserved.
2014-2025, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android