Libmonster ID: RU-7932

1

По дошедшим до нас преданиям и летописным рассказам, Сибирское царство основано было татаро-монголами в XIII веке, во время походов Чингисхана1 . К XVI веку Сибирское царство занимало огромную территорию в бассейне рек Тавды, Туры, Тобола и Иртыша. Но особенно расширилось оно во второй половине XVI века, во времена хана, или царя, солтана, Кучума, по имени которого страна стала называться Сибирским царством Кучума. Точно установить границы этого царства не представляется возможным: на юге границы его владений терялись в Барабинских степях, к северу татарские владения шли узкой полосой по берегам Иртыша и, врезываясь в земли, населенные остяками и вогулами, терялись в верхнем течении реки Тавды. С востока на запад границы Кучумова царства доходили временами до западных склонов Уральских гор. Но "власть сибирских ханов распространялась за пределы земель с татарами и отатарившимся населением. Сибирские ханы сбирали ясак (дань) "со многих низовых язык", т. е. с живших по нижнему течению Оби... В другом направлении власть Кучума распространялась на вогульские племена, жившие вдоль пути Турою за Урал на Каму, даже на европейской стороне Уральских гор"2 . Таким образом, под властью татарских ханов Сибирского царства находились, кроме татарского населения, многие племена вогулов и остяков, которые платили ясак сибирским ханам.

Двигаясь с востока на запад, предшественник Кучума татарский хан Махмет перенес центр татарского царства на Иртыш. Здесь, недалеко от Тобольска, при впадении речки Сибирки в Иртыш, был построен городок Кашлык, или Искер; русские называли этот город Сибирь. Как указывают летописи, "Махмет-царь казанского царя Алима победил и на усть речки Сибирки град Кашлык учинил, царство в Сибири распространив и поддани учинил. И оттоле нача славнее зватися Сибирь"3 .

Искер стал центром Сибирского царства; подступы к Иекеру вдоль берега Иртыша были укреплены цепью городков (Сеузгун-тура, Бицик-тура, городок на Чувашском мысе, городок мурзы Аттика, Ебалак)4 ; отсюда татарские ханы и их мурзы производили набеги на жителей окрестных племен.

Находясь в союзе с Казанским ханством, Сибирское царство представляло постоянную угрозу Московскому государству на его восточных границах. Завоевание Московским государством Казани (1552 год) сильно пошатнуло мощь Сибирского царства, и сибирские ханы на некоторое время даже признали над собой власть московского царя. Вскоре после падения Казани, в январе 1555 года, сибирский царь Едигер отправил в Москву, к царю Ивану Васильевичу, послов, которые били челом, "чтобы государь князя их (Едигера) и всю землю Сибирскую взял в свое имя и от всех неприятностей заступил, дань на них свою положил и человека своего прислал, кому дань собирать"5 . Московский царь Иван Грозный принял Сибирское царство в подданство Москвы и отправил туда посла Димитрия Курова. Сибирский царь Едигер через посла Курова 2 раза, в 1556 и 1557 годах, присылал дань соболями: первый раз - 700 соболей, а второй раз - 1000 соболей, да еще дорожной пошлины - 106 соболей.

Но вскоре взаимоотношения между Сибирским царством и Москвой резко изменились. Сибирское царство заняло явно враждебную позицию по отношению к Московскому государству. Эти перемены во взаимоотношениях между Москвой и Сибирью были связаны с государственным переворотом, который совершен был в Сибирском царстве Кучумом в 1563 году. Сибирские летописи об этом рассказывают так: "Прииде же степью из Казачьи орды царь Кучум, Муртазеев сын, со многими воинскими людьми, и доиде до града Сибири и град взя и князей Едигера и Бекбулаха уби

1 См. Г. Ф. Миллер "История Сибири". Т. I, стр. 172, 180, 181. Изд. Академии наук СССР. М. и Л. 1937; Н. Н. Фирсов "Чтения по истории Сибири". Вып. 1-й, стр. 15. М. 1920; Сибирские летописи, стр. 17- 18 и др. Изд. Археографической комиссии. Петербург. 1907. '"

2 Примечания С. В. Бахрушина к "Истории Сибири" Миллера, стр. 477.

3 Сибирские летописи. Ремезовская летопись, стр. 318.

4 Примечания С. В. Бахрушина к цит. книге Миллера, стр. 476.

5 С. М. Соловьев "История России". Т. VI-X, стр. 305. Изд. т-ва "Общественная польза".

стр. 94
и прозвася Сибирский царь"1 . Ремезов, один из составителей Сибирских летописей, рассказывает, что Кучум, придя в Сибирь, "дани со многих низовых язык взяша и городки свои распространиша по многим местам, названии своими владеша"2 .

Новый сибирский хан Кучум был настроен враждебно в отношении Московского государства. Он нападал на остяков, плативших дань в Москву, производил постоянные набеги на восточные границы Московского государства, на землю Пермскую; особенно страдали от набегов Кучума русские жители, живущие по рекам Каме и Чусовой, во владениях Строгановых.

Кучум был воинственный хан. Он подчинил себе кодских и обдорских князей, вогульские племена по реке Туре, остяцкие княжества по Иртышу, территорию бывшего Тюменского царства и татаро-вогульское княжество "Епанчи с товарищи", расположенное около Туринска.

Территорию Сибирского царства он раздавал своим родственникам, своим приближенным, карачам (царским советникам) и мурзам. Так например город, расположенный недалеко от Искера, на правом берегу Иртыша, Кучум отдал одному ближнему своему караче; отсюда город и получил название - "Карачин". Выше устья Ватая был городок, которым владел князь Бегиш; городок Тунус и волость Уруе принадлежали мурзе Чангуле; выше устья реки Тавды стоял городок кучумова есаула Алышая; выше Тюмени, среди вогульских юрт, стоял город, принадлежавший "кучумову брату" 3 . Сибирские летописи отмечают, что много владений роздал Кучум своим женам: "Розсадив царь Кучюм жен своих болших во блиских местах взят доч у Девлетина мурзы и пребывать ей устроив близ градского места на Паньшее Бугре, другой же на Сузгунском мысу, именем Сузги, по той жене и город завом Сузга"4 .

Князья, мурзы и карачи, владевшие отдельными городками, волостями и улусами, находились в феодальной зависимости от царя Кучума. Каждый из них в свою очередь стремился стать большим ханом. Между этими феодальными князьками шли постоянные распри, борьба. Особенно ненадежными союзниками Кучума были вогульские и остяцкие князья, которых силой вынудили подчиниться Кучуму. Поэтому Сибирское царство, хотя и было обширным, но было в то же время непрочным, и после первого же военного поражения Кучума оно распалось на свои составные части.

2

За Урал русские люди ходили еще в XIV веке. Новгородцы бывали на востоке, проникая до Оби. В конце XV века, в царствование Ивана III, были покорены земли Пермская и Югорская, вплоть до Оби.

В XVI веке на восточных границах Московского государства, в верхнем течении Камы и по реке Чусовой, на западных склонах Уральских гор находились владения богатых людей Строгановых. Раньше Строгановы промышляли солеварением на Вычегде, в Сольвычегодске, но там была сильно развита конкуренция, и после падения Казани промышленники Строгановы ходатайствовали перед московским царем Иваном Васильевичем о разрешении обосноваться на новых "местах пустых" в Пермском краю. В 1558 и в 1568 годах царь Иван Васильевич пожаловал Строгановым обширные земли по Каме и Чусовой. Как велики были эти пожалования, видно из царской грамоты 1568 года.

"В лето 7076 году марта в 25 день, - цитирует эту грамоту строгановский летописец, - государь царь и великий князь Иван Васильевич всея Русии пожаловал Якова Оникиева сына Строганова жалованною грамотою от усть реки Чюсовые вверх по обе стороны и до вершины земли и речки до вершин, и в тех местах от Камы по Чюсовой вверх восемьдесят верст по правой и левой стороне поставить городки для крепости и обереганья Сибирских и ногайских людей и иных орд"5 .

Постепенно спускаясь вниз по Каме в поисках мест для соляного промысла, Строгановы начиная с 1558 года сперва утвердились в нескольких десятках верст от Соли Камской, а затем через несколько лет захватили речные пути на Сибирь, Сылву и Чусовую.

Царские грамоты давали Строгановым целый ряд прав и льгот. Они имели право строить на пожалованных землях городки, иметь "городовой наряд скорострельной, пушечки и затинные пищали и ручные, и всякие крепости", а также имели право "людей называть в те городки волно", т. е. приглашать военных людей и колонистов, которые на 10 - 20 лет освобождались от веждах податей и повинностей в пользу казны. В строгановских вотчинах разрешалось торговать "волно", т. е. беспошлинно.

В результате всего этого на новых местах в Пермской земле, во владениях Строгановых, в 1579 году имелись 1 городок, 39 деревень и поселков и 1 монастырь6 .

1 Сибирские летописи. Есиповская летопись, стр. 117 - 118.

2 Там же, стр. 319.

3 Примечания С. В. Бахрушина к цит. книге Миллера, стр. 476 - 477.

4 Сибирские летописи, стр. 320.

5 Сибирские летописи, стр. 2.

6 См. об этом С. В. Бахрушин "Очерки по истории колонизации Сибири в XVI и XVII вв.", стр. 91. Москва. 1928.

стр. 95


Палаты Строгановых.

Со старинной миниатюры. Гос. исторический музей.

Колонизационная деятельность Строгановых в Приуралье встречала враждебное отношение со стороны Кучума. В 70-х годах XVI в. Кучум не раз устраивал опустошительные набеги на Пермские земли и на строгановские владения. В Москву, до царя Ивана IV, доходили слухи "о частых приходах бусюрменских войною на ево государеву землю Пермскую от Сибирских людей, и како (они) своим приходом его государевы земли городом и посадом и селам многое пленение и запустение учиниша"1 .

Но Москва в это время не могла придти на помощь пермским жителям, так как, в это время московское правительство вело длительную Ливонскую войну, и поэтому оборона их от нашествия татар и других восточных народов была предоставлена Строгановым.

Летом 1573 года племянник хана Кучума Маметкул, или, правильнее, Мухаммед-Кули, сын Алтаула, пришел с войском на реку Чусовую "дороги проведывати", как бы ему пройти, с войском к строгановским городкам и в Пермь Великую, причем побил много остяков, которые платили дань Москве, жен и детей их в плен увел и убил русского государева посла Третьяка Чебунова. Но, не доходя 5 верст до строгановских городков, Маметкул узнал, что там собрались русские военные люди, и возвратился назад.

Частые набеги Кучума и его ставленников - остяцких и вогульских князей - на русские владения заставили Строгановых озаботиться о более серьезной обороне. Эти их стремления совпадали со стремлением к централизации Московского государства и имели тогда прогрессивное значение. Товарищ Сталин указывает, что в то время в таких странах, как Россия, Австрия и Венгрия, "интересы обороны от нашествия турок, монголов и других народов Востока требовали незамедлительного образования централизованных государств, способных удержать напор нашествия"2 .

Задачу обезопасить русскую землю от нашествия татар суждено было с помощью Строгановых впервые разрешить Ермаку в его походах с небольшим отрядом на Сибирское царство.

3

Ермак Тимофеевич был казак. Нужно сказать, что среди донских и волжских казаков не было равенства. Одни казаки захватывали лучшие земли, становились зажиточными, так называемыми домовитыми казаками; другие оставались в бедности, их называли голытьбой. Им приходилось или идти в кабалу к богатым казакам или жить грабежом.

Ермак с отрядом неимущих казаков производил набеги на ногайцев на Волге и на Каспийском море и нападал на тортовые суда и караваны. Уже тогда он отличался отвагой и храбростью, и за это казаки избрали его своим атаманом. Но разбои казаков на Волге, наносившие большой урон Московскому государству, в конце концов, стали невыносимыми. Царь Иван IV послал против них в октябре 1577 года стольника воеводу Ивана Мурашкина с большим войском. Казачьи отряды на Волге были рассеяны. Ермак же со своим отрядом вынужден был бежать вверх по Волге, а затем по Каме. Строгановы, прослышав об отряде Ермака и об его отваге, решили пригласить его к себе на службу. Строгановский летописец сообщает, что в апреле 1579 года Семен, Максим и Никита Строгановы, узнав "о буйстве и храбрости поволжских казаков и атаманов Ермака Тимофеева с товарыши", послали навстречу Ермаку своих людей с дарами и пригласили их в Чусовские городки и острожки "на спомогание им"3 . Ермак принял предложение Строгановых и

1 Сибирские летописи, стр. 3.

2 И. Сталин "Марксизм и национально-колониальный вопрос", стр. 73. Партиздат. 1937.

3 Сибирские летописи, стр. 8.

стр. 96
вместе со всем своим отрядом в 540 человек пришел в строгановский городок Орел. Строгановы "прияша их с честью и деяху им дары многи, и брашны и питии изобильно их наслаждаху"1 .

Вскоре же отряду Ермака пришлись встретиться с неприятелем. 22 июля 1581 года на Чусовские городки "безвестно украдом" напал посланный Кучумом вогульский мурза Бегбедий Агтаков. Он сжег деревни и захватил в плен многих людей. Казаки ермаковой дружины напали на отряд мурзы, "победу учинили" и самого Бегбелия Агтакова захватили в плен.

Тогда-то, в результате борьбы с мурзой Агтаковым, у Строгановых и Ермака возник план похода на Сибирское царство Кучума. Борьба против татарского гнета велась русским народом в течение ряда предыдущих столетий, лишь при Иване III Русь была освобождена от татарского ига. Ермак со своим отрядом казаков решил устранить и последнюю опасность, грозившую Московскому государству с Востока, со стороны Сибирского царства.

До 1 сентября 1581 года шла тщательная подготовка к походу. Строились лодки, заготовлялись продовольствие, оружие, порох и другие припасы. К отряду Ермака Строганов добавил еще своих 300 "храбрых и предобрых воинов" из русских и зырян, и, таким образом, отряд Ермака составлял теперь 840 человек2 .

Ермакова дружина была вооружена скорострельными пищалями, дробовыми ружьями и тремя пушками. Строгановы снабдили дружину "мздою и одиянием" и "запасы многими". На каждого воина было выдано по 3 фунта пороха, по 3 фунта свинца, по 3 пуда ржаной муки, по 2 пуда крупы и толокна, по пуду сухарей, по пуду соли, по безмену (2 1/2 фунта) масла коровьего на двоих и по половине соленой свиной туши3 .

Ермак был талантливым, храбрым полководцем. Все летописцы, а также народные предания прославляют его отвагу и сметливость. Некоторые летописи дают представление об облике Ермака. Так, Ремезовская летопись указывает, что Ермак был среднего роста, но сильного телосложения, широкий в плечах, с плоским лицом, острым взглядом, черными вьющимися волосами и черной бородой. "Ве бо велми мужественен и разумен, и человечен, и зрачен, а всякой мудрости доволен, плосколиц, черн бородою и власы прикудряв, возраст средней, и плоск, плечист"4 .

Собираясь в сибирский поход, Ермак ввел в своем отряде боевой порядок и дисциплину. Все войско было разделено на отряды, по 100 человек в каждом отряде. Во главе отряда стояли подручные Ермаку атаманы: Иван Кольцо, Яков Михайлов, Никита Пан и Матвей Мещеряк5 . Кроме атаманов в войске Ермака были выборные есаулы-пятидесятники и десятники, трубачи, литаврщики и барабанщики.

Ермак ввел в своем войске крепкую дисциплину: за легкие преступления дружинники наказывались жгутами, а изменников и дезертиров убивали. "А кто подумает отойти от них и изменити, не хотя быти, и тому по донски указ: насыпать песку в пазуху и посадя в мешок, в воду: И тем у Ермака вси укрепилися"6 .

Несколько слов следует сказать о военной тактике Ермака. В своей военной

Ермак.

Со старинной литографии.

1 Сибирские летописи, стр. 9.

2 Ремезов считает, что в отряде Ермака было 5 тысяч человек, но все другие летописи называют цифру - 540 человек, а с людьми Строгановых - 840.

3 См. Миллер "История Сибири". Т. I, стр. 217.

4 Сибирские летописи, стр. 344.

5 Ремезовская летопись в числе атаманов Ермака называет, кроме Ивана Кольца, еще Ивана Грозу и Богдана Брязгу. Но в других летописях эти имена не встречаются. Вероятнее всего, Богдан Брязга был не атаманом, а ведал продовольственным делом. По всем данным, более точна Строгановская летопись, которая называет перечисленных нами атаманов.

6 Сибирские летописи, стр. 316.

стр. 97

Карта похода Ермака.

тактике Ермак прежде всего исходил из того, что поход совершался водными; путями, на лодках по рекам. Отсюда движение возможно было только во время судоходства, а зимой приходилось останавливаться лагерем в наскоро сооруженном или занятом у неприятеля городище, перекопе. Поскольку движение шло по рекам, так называемый обоз, продовольствие и военное снаряжение, всегда шел вместе с отрядом. Когда на пути Ермака встречалось неприятельское войско, он быстро сходил на берег. Бой открывался огнем из пищалей и пушек, а завершался рукопашным ударом, сечей.

Народные предания сохранили рассказы о военной хитрости Ермака. Так, среди жителей деревни Караульный Яр передавался такой рассказ: однажды, когда Ермак плыл по Тоболу, там, где река узка и имеет крутой правый берег, его встретил большой отряд татар во главе с кучумовым есаулом Алышаем. Но Ермак не растерялся: он расставил на судах пучки хворосту, надел на них казацкую одежду и, оставив на лодках лишь несколько человек для управления ими, сам со всем отрядом сошел на берег в нескольких верстах от Караульного Яра, внезапно ударил на татар с тылу. Татары, увидав большое количество людей на судах и отряд, нападающий на них с тыла, испугались и обратились в бегство.

Нападал Ермак большей частью всей дружиной и лишь иногда посылал небольшие отряды под командой своих атаманов, выделяя для небольших операций человек 40 - 50. Однако следует сказать, что вылазки небольшими отрядами не всегда кончались успешно, и бывало, что татарам удавалось окружить небольшой отряд и уничтожить. Так, при одной такой вылазке погибли впоследствии атаманы Иван Кольцо и Яков Михайлов с небольшими отрядами, окруженные татарским войском кучумова карачи.

Следует отметить еще одну особенность талантливого руководства дружиной со стороны Ермака: он умел поднимать моральное настроение своей дружины. В трудные моменты, когда враг, казалось, должен нанести непоправимый удар, Ермак собирал "круг" (совет) своей дружины, произносил яркую, бодрящую речь, и после этого дружина отважно шла в бой за Ермаком. На занятых неприятельских позициях Ермак тотчас же устанавливал свои знамена, что также поднимало дух бойцов.

4

1 сентября 1581 года под звуки барабанов, литавр и труб отряд Ермака отправился из строгановских городков в далекий и опасный военный поход против Сибирского царства Кучума. Сначала отряд шел вверх по реке Чусовой, а затем по небольшой речке Серебрянке. Несмотря на то что в отряде были переводчики с татарского языка, все же Ермаку не удалось сразу правильно нащупать путь на Туру-реку. Тем временем реки начали покрываться льдом и Ермак, выгрузившись на берег, построил городище, полу-

стр. 98

Покорение Сибири Ермаком. С картины Сурикова.

чившее название Ермаков Кокуй. Здесь он зазимовал.

Весной 1582 года, как только вскрылись сибирские реки, Ермак со своим войском проплыл через небольшую речку Баранчу, затем через речку Жаровли перебрался на речку Тагил и с нее - на реку Туру. Здесь произошло первое сражение Ермака. В это время на реке Туре, приблизительно в том месте, где потом был выстроен город Туринск, жил татаро-вогульский князец Япанча, вассал Кучума. Он напал с большим войском на Ермака, но казаки быстро отразили его нападение; достаточно оказалось нескольких залпов, чтобы разогнать весь татаро-вогульский отряд.

Ермак двинулся дальше. В мае 1582 года три кучумовых князьца: Жашкара, Варвара и Майтмас - в том месте, где Тура впадает в Тобол, преградили своим войском путь Ермаку. Завязался бой, который продолжался несколько дней с переменным успехом. Но победа осталась за Ермаком, который побил множество татар и получил большое количество добычи.

В июне Ермак плыл уже по Тоболу. Здесь, у Березовского Яра, он разбил неприятельский, татарский отряд, не понеся особых потерь.

Но первое крупное, если можно так выразиться, генеральное сражение произошло 21 июля 1582 года под урочищем Бабасан, на берегу Тобола.

К тому времени Кучум созвал к себе в столицу всех вельмож - "князя и мурзы и уланове", а также войско из татар, остяков и вогуличей и "протчая языци под его властью"1 . В качестве главнокомандующего татарскими войсками был назначен племянник Кучума, царевич Маметкул. Маметкул с главными силами занял позицию под урочищем Бабасан, а Кучум выстроил укрепление-засеку на берегу Иртыша, под Чувашевым. Войско татар имело конницу, вооруженную пиками, и пехоту, вооруженную луками и саблями.

Ермак взял инициативу боя в свои руки. Отряд высадился на берег, укрепился в острожках и из них стремительно бросился на татарские укрепления. Татары в ответ "немилостивно наступаху на конех, копейным поражением и острыми стрелами казаков уязвляют велми". Русские казаки "нача стреляти из пищалей своих и из пушечек скорострельных, и из дробовых и из затинных". В результате жестокой брани татары не выдержали; и "вдашася бегству"2 . Войско Маметкула понесло огромные потери.

Недалеко от Иртыша, у Карачина улуса, слова произошла крупная битва. Казаки быстро разбили татар и 1 августа 1582 года овладели улусом Карачина. Но, когда казаки отошли от улуса к Иртышу, на них снова напал отряд карачи, "овии на конех, и инии пешии", и началось "сражение велие обоим странам до смертного сечения". В этом бою русские потеряли немного убитыми, но почти все были ранены. Карача вновь обращен был в бегство.

Вслед за тем казаки овладели городком татарского мурзы Атика и остановились в нем до октября.

Тем временем Кучум сильно укрепился на мысе под Чувашевым. 23 октября 1584 года Ермак собрал дружину и "учинил круг", т. е. совет. На кругу решался вопрос: "Отойти ли нам места сего, или стояти единодушно"3 . Все решили "стояти единодушно" и 23 октября вышли из города Атака на бой. Мужественно и храбро

1 Сибирские летописи, стр. 17.

2 Там же, стр. 19 - 20.

3 Там же, стр. 21.

стр. 99
начали наступление казаки на засеки под Чувашевым. Татары сверху из бойниц пускали на казаков тучи стрел. Видя, как падают первые рады наступающей ермаковой дружины, татары перешли в контратаку: они сами разломали засеку в трех местах и бросились на казаков, и "в то время на вылазке составишася брань велия". Нападающие стороны подошли так близко, что хватали друг друга за руки ("сечахуся").

В конце концов казаки одолели татар. Они захватили засеки и укрепили на них свои знамена. Во время боя Маметкул был ранен; раненого его увезли на лодке за реку Иртыш. Все войско Маметкула бежало.

Бой под Чувашевым, на подступах к столице Сибирского царства, являлся решающим. В войске царя Кучума после поражения под Чувашевым начались паника и развал. Остяцкие князья немедленно же отошли от Кучума "каждо во свояси".

После этого Кучум не решился уже защищать свою столицу и, захватив, что успел, бежал.

26 октября 1582 года Ермак занял покинутый Кучумом город Сибирь.

Так, в отважной борьбе Ермак сломил Кучума, нанеся ему непоправимый удар. Ермак теперь надолго обосновался в городе Сибири, производя отсюда отдельные походы против остатков войска Кучума, которые не переставали нападать на казаков.

Окрестное население признало власть Ермака. Летописи рассказывают нам, что на 4-й день занятия Ермаком Сибири "придоша во град к Ермаку з дружиною остяцкой князь, именем Бояр, со многими остяки и привезоша с собою многие дары и запасы; и по сем учали приходити многие татарове с женами и з детми и учали жити в прежних своих юртах"1 .

Зимой, в начале декабря 1582 года, Ермака постигло первое несчастье. Небольшой отряд его дружины отправился под урочище Яболак на рыбную ловлю. Царевич Маметкул проследил их и всех перебил. Это заставило Ермака выступить из города. Он догнал Маметкула и под Яболаком разбил его, а сам возвратился снова в город.

Весной 1583 года Ермак снова одержал серьезную победу. Узнав от одного татарина, Сейбохта, что царевич Маметкул остановился лагерем на реке Вагае, он собрал дружину и, внезапно напав на татарский стан, разбил его, а царевича Маметкула взял в плен. Пленение храброго Маметкула было крупной победой Ермака и страшным ударом для Кучума.

Одновременно Кучума поразила и другая весть: из степей Казахстана, на него войной шел царевич Сейдак, сын убитого Кучумом царя Бекбулата.

Пользуясь замешательством Кучума, Ермак лето 1582 года употребил на покорение татарских и остяцких городков и улусов по Иртышу и Оби. Он взял остяцкий городок Казым и пленил князя этого городка. Но здесь же, в боях под Казымом, "на приступе" Ермак потерял своего атамана Никиту Пана.

Войско Ермака заметно убывало. Окруженный со всех сторон неприятелями, Ермак задумал направить посольство в Москву известить царя о завоевании Сибири и одновременно просить помощи.

Такое посольство из казаков отправилось в Москву 22 декабря 1582 года. Царь принял послов и наградил их подарками. В числе послов в Москву, как указывает Ремезовская летопись, был ближний атаман Ермака, Иван Кольцо, с 40 казаками.

На помощь Ермаку 10 мая 1583 года из Москвы был выслан отряд в 500 человек под командованием князя Волховского, Но отряд Волховского находился очень долгое время в пути, зимовал в Перми и прибыл в Сибирь только в ноябре 1584 года

Новый отряд не только не принес улучшений, но, наоборот, стал до некоторой степени обузой для Ермака. Дело в том, что отряд не взял с собой продовольствия и питался за счет ермаковой дружины. Следствием этого явился сильный голод, от которого "изомроша московстии вои и казацы"; от голода погиб и Волховской.

Только весной 1584 года голод прекратился.

Казак из отряда Ермака.

Этюд Сурикова.

1 Сибирские летописи, стр. 28.

стр. 100

Битва казаков с татарами. Миниатюра из Кунгурской летописи.

Но вслед за этим Ермака, постигло несчастье. Летом того же года к Ермаку пришли послы от Карачи и просили, оборонить их от ногайской орды. Ермак поверил им и отправил к караче атамана Кольцо с 40 человеками. Карача изменнически истребил весь отряд, Кольцо был убит. Посланный в разведку, другой атаман, Яков Михайлов, около улуса Карачи был также убит.

После этого карача не давал покоя казакам. Он в марте 1585 года обложил малочисленный отряд Ермака в городе, думая уморить его голодом, и долго держал казаков в осаде. Но в одну летнюю ночь атаман Мещеряк вышел из города и внезапно ударил на неприятельский стан. В бою карача потерял двух сыновей и бежал из стана. Однако на рассвете он вновь собрал свои силы и начал наступление на казаков. До полудня отбивались казаки от больших войск карачи и заставили его отступить за Ишим.

Вскоре после этого последовала трагическая гибель и самого Ермака и его дружины.

Дело обстояло так. Подосланные, повидимому, Кучумом, бухарские купцы пришли к Ермаку и сказали, что Кучум не пропускает их в город Сибирь. Ермак с небольшим отрядом, в 50 человек, отправился по Иртышу навстречу бухарским купцам, чтобы охранять их. На деле никаких купцов не оказалось. Возвращаясь обратно в город, Ермак с 5 на 6 августа 1585 года расположился ночевать на берегу Иртыша. Казаки, утомленные походом, крепко заснули. Была глубокая ночь. Шел проливной дождь. Кучум со своим отрядом выследил казаков, напал на сонных и истребил их. Ермак бросился к лодкам, но не успел достигнуть их и утонул в Иртыше.

Так, в неравном бою сложили свою голову казаки и их славный атаман Ермак Тимофеевич.

Слава о подвигах Ермака прошла по всей Руси, русский народ сложил об ермаковой дружине много песен.

В одной из них поется:

"Ой вы гой еси, атаманы!
Эй вы, делайте лодочки-коломенки,
Забивайте вы кочета еловые,
Накладывайте бабайчики сосновые:
Мы пойдемте, братцы, с божьей
помощью,
Мы пригрянемте, братцы, вверх
по Волге-реке,
стр. 101
Перейдемте мы, братцы, горы
крутые,
Доберемся мы до царства бусур-
манского,
Завоюем мы царство Сибирское"1.
Только небольшой уцелевшей части казаков из ермаковой дружины с атаманом Матвеем Мещеряком удалось вернуться из Сибири на Русь. Казаки эти, невидимому, вернулись к Строгановым и там рассказали о своем знаменитом походе, а затем этот рассказ записал неизвестный летописец, оставив таким образом нам ценный исторический памятник.

5

Ермак первый проложил путь к завоеванию Сибирского царства Кучума. Его поход показал, что Московское государство может окончательно избавиться от татарских нашествий из Сибири и покорить Сибирское царство. Это завоевание облегчалось тем, что в результате похода Ермака в Сибирском царстве начались разброд, смута, междоусобица.

После ухода ермаковой дружины из города Сибири туда пришел сын Кучума - царевич Алей. Но вскоре Сейдак, пришедший из степей Казахстана, прогнал его и обосновался в Сибири. А Кучум с оставшимися ему верными князьцами и мурзами долго еще бродил по степям Барабы.

Летом 1586 года московское правительство выслало против Кучума отряд "со многими воинскими людьми" под руководством воеводы Мансурова. На следующий год в Сибирь были отправлены войска под командой воеводы Сукина. Русские войска продвинулись на юговосток; для закрепления завоеванных земель был укреплен город Тюмень. В 1589 году, по приказу из Москвы, письменный голова Данило Чулков из Тюмени был послан для дальнейших завоеваний. Как сообщает летопись, Данило Чулков двинулся "со многими ратными людьми внутрь Сибирского царства вниз Туры-реки и до города Сибири"2 . Но еще за год перед этим, что поручению из Москвы, воевода Андрей Воейков с четырехсотенным отрядом преследовал остатки кучумовых войск, отходивших по реке Оби.

Московские войска, вооруженные огнестрельным оружием, всюду побеждали татар и других сибирских жителей. Окончательно Кучум был разбит только в 1595 году воеводой Борисом Доможировым3 . В битве при Оби, недалеко от озера Ика, Кучум потерпел страшное поражение: " бою пали 6 его князей, 10 мурз, 150 служилых людей, 100 человек утонуло в Оби, 50 человек было взято в плен. В плен было взято 5 сыновей Кучума, Рассказывают, что сам Кучум бежал в Казахстан и там был убит бухарцами.

Так был уничтожен самый воинственный сибирский царь Кучум, который своими страшными набегами наводил ужас на сибирских жителей и опустошал русские пограничные владения.

Завоевание Сибири русскими властями после изгнания Кучума приняло известную систему. В Сибирь обычно направлялись воинские отряды (ружейники), стрельцы, казаки, отряды ясачных сборщиков (сборщиков дани), военные и гражданские власти. В завоеванных областях строились городки и острожки, которые служили местом для военных отрядов, для сбора ясака и для торговли с местными жителями.

Сибирские народы оказались под повой зависимостью, под зависимостью русских феодалов и купцов.

Но по сравнению с господством татаро-монголов, установивших в Сибири нестерпимый гнет, власть русских феодалов была меньшим злом.

"На востоке Европы, наоборот, образование централизованных государств, ускоренное потребностями самообороны (нашествие турок, монголов и пр.), произошло раньше ликвидации феодализма, стало быть, раньше образования наций. Ввиду этого нации не развились здесь и не могли развиться в национальные государства, а образовали несколько смешанных, многонациональных буржуазных государств, состоящих обычно из одной сильной, господствующей нации и нескольких слабых, подчиненных"4 .

Россия и оказалась таким многонациональным: государством, вокруг которого, как вокруг более сильного, об'единялись другие, более слабые, нуждавшиеся в помощи Русского государства народы.

В XVII веке власть московских царей и феодалов распространилась не только на Западную, но и на Восточную Сибирь. Московское государство в результате завоевания Казани, Астрахани и Сибири стало одним из крупнейших государств в мире.

1 См. книгу Н. Н. Фирсова "Чтения по истории Сибири". Вып. 1-й, стр. 18- 19. М. 1920.

2 сибирские летописи, стр. 223, 226 - 227.

3 С. В. Бахрушин окончательный разгром Кучума относит к 1598 году (см. его примечание к § 86 книги Миллера, по истории Сибири).

4 И. Сталин "Марксизм и национально-колониальный вопрос, стр. 65.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПОХОД-ЕРМАКА-И-ЗАВОЕВАНИЕ-СИБИРСКОГО-ЦАРСТВА

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анна СергейчикContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sergeichik

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

С. ТОКАРЕВ, ПОХОД ЕРМАКА И ЗАВОЕВАНИЕ СИБИРСКОГО ЦАРСТВА // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 28.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПОХОД-ЕРМАКА-И-ЗАВОЕВАНИЕ-СИБИРСКОГО-ЦАРСТВА (date of access: 18.06.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - С. ТОКАРЕВ:

С. ТОКАРЕВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Russia
2139 views rating
28.08.2015 (2120 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Энергия Дао как суть НЛО. Tao energy as the essence of UFO.
Catalog: Философия 
8 hours ago · From Олег Ермаков
ИСТФАК МГУ 1947-1952 гг. (Окончание)
Catalog: История 
18 hours ago · From Россия Онлайн
ПОСЛЕ РОСПУСКА КОМИНТЕРНА
18 hours ago · From Россия Онлайн
ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ 1989-1990 гг.: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
18 hours ago · From Россия Онлайн
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ИСТОРИИ
Catalog: История 
18 hours ago · From Россия Онлайн
При любом взаимодействии масс, на любом уровне, создаются потенциалы взаимодействия масс в любых процессах расширения Вселенной. Этим определением рассмотрим вопросы, связанные с массой и энергией взаимодействующих объектов. Когда объекты (частицы, молекулы) потенциально взаимодействуют, они создают градиенты потенциального взаимодействия. Эти градиенты регулируют энергию и массу объектов и Вселенной в целом.
Catalog: Физика 
ПЕТР I В ДАНИИ В 1716 году
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
РОССИЙСКОЕ ПОСОЛЬСТВО В КОНСТАНТИНОПОЛЕ И ЕГО РУКОВОДИТЕЛЬ Н. П. ИГНАТЬЕВ (1864-1876 гг.)
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ В СИСТЕМЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2 days ago · From Россия Онлайн
В оптике фундаментальной онтологии М. Хайдеггера рассматривается триада Единого «культура – цивилизация – язык». Ключевым является понимание культуры как Ответа на Вызов бытия/Бытия, что предполагает сущностное форматирование сопряженных с культурой цивилизации и языка. Исследуется состояние триады в фокусе первого и другого начал фундаментальной онтологии и возможных для них социально-политических систем. / In the optics of M. Heidegger's fundamental ontology, the triad of the Unified «culture – civilization – language» is viewed. The key thing is to understand culture as the Response to the Challenge of being/Being, which implies the essential formatting of civilization and language associated with culture. The state of the triad in the focus of the first and the other beginnings of fundamental ontology and socio-political systems possible for them is considered.
Catalog: Философия 
2 days ago · From Алекс Ральчук

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ПОХОД ЕРМАКА И ЗАВОЕВАНИЕ СИБИРСКОГО ЦАРСТВА
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones