Libmonster ID: RU-10583
Author(s) of the publication: О. М. РАПОВ

В N 1 журнала "Вопросы истории" за 1990 г. опубликована рецензия С. А. Мезина на мою книгу "Русская церковь в IX - первой трети XII в. Принятие христианства" (М. Высшая школа. 1988. 416 с). Свою работу я рассматривал, как комплексное исследование процесса введения христианской религии в Киевском государстве, уделив главное внимание вопросу о том, как, почему и когда насаждалась новая религия в различных регионах Руси в течение IX - первой трети XII века. К сожалению, рецензент только слегка коснулся этой основной проблемы и предпочел остановиться на отдельных аспектах, которые его не удовлетворили.

Касаясь причины принятия Русью христианства, С. А. Мезин утверждает, что в книге недооцениваются внешние факторы. На самом же деле в монографии на с. 58 говорится о том, что языческое мировоззрение пагубно сказывалось на связях Руси с другими государствами, поскольку мешало заключению родственных союзов.

стр. 189


"А ведь с помощью династических браков в средние века и утверждались близкие отношения между отдельными странами. Эти браки способствовали заключению мирных договоров и военных союзов, развитию торговых и культурных Связей". В книге говорится и о том, как конкретно языческая религия задерживала развитие торговых связей, привлечение на Русь иностранных специалистов.

Рецензент уверяет читателя: "По мнению Рапова, христианство начинает широко распространяться на Руси уже в первой половине IX в." (с. 166). Однако в моей книге говорится о том, что в это время возникают первые очаги христианства на Руси, появляется немногочисленная группа русов, исповедующих христианскую религию, а отнюдь не о широком распространении новой религии среди населения (с. 73 - 76 и 392).

С. А. Мезин возражает против моего утверждения, что в 866 и между 874 и 877 годами имели место два массовых крещения русов. Он считает, что данные источников могут иметь другую интерпретацию, то есть, что речь идет лишь "об отдельных случаях крещения славян, главным образом дружинников и купцов" (с. 166). Мне не известны источники, свидетельствующие об обращении в христианство в указанные годы именно русов-купцов и дружинников, а вот в "Окружном послании" константинопольского патриарха Фотия, в хронике Георгия Кедрина, у Продолжателя Феофана прямо говорится о крещении в 60 - 70-е годы IX в. "народа россов". Эти данные упомянутых авторов и приведены в моей книге (с 78, 87, 91).

Рецензент ошибается, утверждая, что "об обязательности сожжения жены (после смерти мужа. - О. Р.) не говорит ни один известный историкам источник" (с. 166). Вот что, например, писал выдающийся арабский географ X в. ал-Масуди: "Славяне и русы... сжигают своих мертвецов с их вьючным скотом, оружием и украшениями. Когда умирает мужчина, то сжигается с ним жена его живою... Женщины их желают своего сожжения для того, чтобы войти с ними (мужьями) в рай"1 . Можно привести и другие Примеры.

С. А. Мезин заявляет, что я "всю политическую историю Руси второй половины X в. (до 980-х годов)" изображаю "как историю борьбы язычества и христианства" (с. 166). Однако в своей книге я касаюсь только сюжетов, относящихся к взаимоотношениям язычников и христиан в Киевском государстве.

Рецензент ставит под сомнение выявленную мною дату крещения киевлян, но никаких аргументов, отвергающих эту датировку, не приводит. С. А. Мезину представляются "фантастическими" подробности крещения новгородцев, содержащиеся в Иоакимовской летописи, однако эту свою оценку он не подкрепляет соответствующими соображениями.

Я вовсе не утверждаю, что в правление Владимира завершился процесс христианизации Руси. На с. 402 моей монографии говорится: "Итак, можно констатировать факт, что в правление князя Владимира огромное большинство населения Руси подверглось христианизации. Тем не менее, осталось немало и язычников. Одни из них бежали из городов в глухие места, другие (например, ростовцы или муромцы) продолжали исповедовать язычество даже в областных центрах, оказывая серьезное сопротивление церкви и христианизации". А на с. 404 я говорю о том, что христианство на Руси впоследствии фактически слилось с язычеством, возникло двоеверие, которое было характерным даже для XIX столетия.


1 Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. Собрал, перевел и объяснил А. Я. Гаркави. СПб. 1870, с. 129.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПО-ПОВОДУ-РЕЦЕНЗИИ-С-А-МЕЗИНА

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

German IvanovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Ivanov

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

О. М. РАПОВ, ПО ПОВОДУ РЕЦЕНЗИИ С. А. МЕЗИНА // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 15.11.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПО-ПОВОДУ-РЕЦЕНЗИИ-С-А-МЕЗИНА (date of access: 04.08.2021).

Publication author(s) - О. М. РАПОВ:

О. М. РАПОВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
German Ivanov
Moscow, Russia
1092 views rating
15.11.2015 (2089 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Творцы Сфинкса и Пирамид, его свиты — Атланты, Луны древний люд.
Catalog: Философия 
3 hours ago · From Олег Ермаков
КРУГЛЫЙ СТОЛ" НА ИСТОРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ МГУ
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
Р. В. Долгилевич. СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И ЗАПАДНЫЙ БЕРЛИН (1963-1964 гг.)
Catalog: Право 
Yesterday · From Россия Онлайн
Анонс Изучение новой теории электричества, пожалуй, нужно начинать с анекдота, который актуален до сих пор. Профессор задаёт вопрос студенту: что такое электрический ток. Студент, я знал, но забыл. Профессор, какая потеря для человечества, никто не знает что такое электрический ток, один человек знал, и тот забыл. А ларчик просто открывался. Загадка электрического тока разгадывается, во-первых, тем что, свободные электроны проводника не способны
Catalog: Физика 
Как нам без всякой мистики побеседовать с человеческой душой и узнать у нее тайны Мира.
Catalog: Философия 
5 days ago · From Олег Ермаков
АВГУСТ ФОН КОЦЕБУ: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБИЙСТВА
5 days ago · From Россия Онлайн
ОТТО-МАГНУС ШТАКЕЛЬБЕРГ - ДИПЛОМАТ ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ
Catalog: Право 
5 days ago · From Россия Онлайн
ПРОТИВОБОРСТВО СТРАТЕГИЙ: КРАСНАЯ АРМИЯ И ВЕРМАХТ В 1942 году
5 days ago · From Россия Онлайн
ИСТОРИЯ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИИ РОССИИ И БОЛГАРИИ В XVIII-XXI веках
Catalog: История 
5 days ago · From Россия Онлайн
Г. С. Остапенко, А. Ю. Прокопов. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ XX - начала XXI века.
Catalog: История 
6 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ПО ПОВОДУ РЕЦЕНЗИИ С. А. МЕЗИНА
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones