Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-8227

Share with friends in SM

1

Дореволюционное прошлое сильно интересует советских детей. Особенно привлекают их вопросы о жизни детей в дореволюционной России, о жизни рабочих и крестьян, об эксплуатации и угнетения народа, о революционной борьбе трудящихся, о борцах за освобождение судящихся.

Прошлое воспринимается советскими школьниками очень своеобразно.

В одной из своих речей в 1919 году В. И. Ленин говори: "Внуки наши, как диковинку, будут рассматривать документы и памятники эпохи капиталистического строя. С трудом смогут они представить тебе, каким образом могла находиться в частных руках торговля предметами первой необходимости, как могли принадлежать фабрики и заводы отдельным лицам, как мог один человек эксплуатировать другого, как могли существовать люди, не занимавшиеся трудом"1 .

Советские дети воспринимают старый мир действительно как диковинку, они удивляются ему, как фантастическому миру. Пионеры, описывая в своей книге "База курносых" инсценировку учащихся, говорят: "Появляется (на сцене), рыжий поп. Попов смотреть мы вообще любим; они для нас как животное доисторического периода..."2 .

В историческом, краеведческом, антирелигиозном музеях, в музее революции, в картинной галерее всегда можно видеть советских школьников, с любопытством и удивлением рассматривающих экспонаты, характеризующие прошлое нашей страны.

В своем стихотворении "Корона и кепка" Маяковский ярко и живописно изобразил свои наблюдения над поведением советских школьников, рассматривающих в Музее революции государственные регалии царской России:

"Головкой русея,
вижу, детям показывает шкрабица
комнаты ревмузея
......................................................................
- А этот... не разберешься - стул или 
                                                   стол,
С балдахинчиком со всех сторон?..
- Это, дети, называлось "престол 
 отечества" или "трон".
"Плохая мебель!"
Как говорил Бебель.
.......................................................
Корона - вот этот ночной горшок,
бриллиантов пуд - устанешь, носивши.
И морщатся дети: - Нехорошо!
Кепка и мягше и много красивше.
Очень неудобная эта корона.
.............................................
- Тетя, а это что за ворона?
- Двуглавый орел.
Тише, дети, руками не трогайте! - 
И смотрят с удивлением; Маньки да 
                                                        Ванятки
на истрепанные царские монатки".

Удивление советских школьников перед миром прошлого во всех его проявлениях вызывается тем обстоятельством, что советские дети не видели этого прошлого, а оно, это прошлое, необычайно резко отличается от их, советской современности и поэтому воспринимается детьми как нечто необычное, сказочное.

Удивляясь порядкам старого мира, советские школьники прямолинейно и резко осуждают прошлое.

Горький говорил, о советских детях: "Рост нового человека особенно ярко заметен на детях... Никогда еще дети не входили в жизнь такими сознательными и строгими судьями прошлого..."3 .

И действительно, трудно представить себе более строгих судей прошлого чем советские дети. Причем осуждают они, как


Статья представляет собой главу из подготовленной к печати книги "Очерки психологии советского школьника".

1 Ленин. Соч. Т. XXIV, стр. 270.

2 "База курносых (пионеры о себе)", стр. 153.

3 М. Горький "Советская литература", стр. 31.

стр. 123

это вообще присуще детям, главным образом не социальные, порядки, а людей, их носителей. Людей прошлого школьники разделяют на категорию людей симпатичных - это угнетенные и борцы - и людей антипатичных - эксплоататоров и их прислужников. Эту вторую категорию людей - эксплоататоров и их прислужников - советские школьники резко осуждают и проявляют к ним антипатию, доходящую до острой ненависти.

В своих сочинениях о прошлом ученики советских школ называют капиталистов, помещиков, царей, чиновников, попов, монахов грабителями и ворами. С презрением пишут о том, что "вообще эти буржуи любили покутить, погулять за счет эксплоатации", что жизнь помещиков и буржуа "проходила на балах и вечерах", что господа "ничего не делали, только ели, гуляли и спали", что, наживая средства на эксплоатации трудящихся, они транжирили эти средства "на разные финтифлюшки".

О купцах советские школьники пишут:

"Купеческие пословицы так и говорят: "Отсеки ту руку по локоть, что в свой рот добра не гребет". Это была основа жизни набухающего богатством купечества".

Неприязнь к господам прошлого у советских детей настолько велика, что слова "помещик", "буржуй", "кулак" стали самыми обидными, ругательными кличками в их среде. Презрение и ненависть к эксплоататорам и их защитникам у детей настолько велики, что дети даже в играх ни за какие блага не хотят выступать в роли "белых".

В одной газете передан интересный разговор советских школьников по поводу игры "в белых и красных".

"- Половина должна быть белыми. Понятно? Леша, ты иди в белые.

- Да, так тебе прямо в белые. Не пойду я в белые. У меня папа - пограничник. Что он скажет? Я не хочу, пусть Симка идет в белые. У него по физкультуре "пос"...

- Ну и что же, что "пос"... Если меня в белые, я совсем играть не буду. Можете, как хотите...

(Всхлипывает.)

Остальные школьники тоже отказываются играть в роли "белых": кто ссылается на то, что он "сильный, больше всех на турнике выжимается", кто на то, что он в пионерском галстуке...

Игра расстраивается"1 .

Из-за такого отношения советских детей к роли "белых" этот термин в играх детей теперь заменен "нейтральными" терминами: "синие", "зеленые".

Антипатия к господам прошлого доходит нередко у советских школьников до степени ненависти. Преподавательница Конституции в одной из московских школ описывает, как реагировали ученики на рассказ об эксплоатации рабочих в царской России: "Говоря об условиях труда в нашей стране, я прочла в классе документальный материал о слесаре Васильеве, работавшем на Прохоровской мануфактуре в царской России, - рабочий, изувеченный на производстве, был обречен на голодную смерть. Класс слушал эту страшную повесть, затаив дыхание. А когда чтение закончилось, кто-то явственно прошептал: "У, гады!" Я чувствовала: благородная ненависть к эксплоататорам загорелась в сердцах ребят"2 .

Эта острая ненависть к прошлому и господам прошлого у советских школьников формируется, во-первых, под влиянием родителей, которые являются живыми свидетелями и жертвами "свинцовых мерзостей" дореволюционной русской жизни. Эта ненависть к прошлому прививается и в школе. Наконец, она питается современной эпохой острой классовой борьбы между силами старого мира - капитализма - и силами нового мира - социализма.

Из людей прошлого советские школьники выделяют только угнетенных, которым они сочувствуют, и борцов за освобождение трудящихся, с которыми они солидаризируются. Причем советские дети, как это явствует из бесед с ними, из их сочинений, сочувствуют всем угнетенным: будь то рабы, крепостные, крестьяне и рабочие в буржуазном государстве, негры в Америке, китайские кули, еврейские ремесленники, гимназисты в старой школе, купеческие дочки в деспотически-патриархальной семье.

Советские школьники симпатизируют всем борцам против угнетения.

Чувство солидарности с историческими борцами доходит у советских школьников до того, что очень часто на уроках истории, литературы, в сочинениях и изложениях они называют всех их (и разинцев, и пугачевцев, и декабристов, и рабов-спартаковцев, и участников буржуазной французской революции) "красными", "нашими", а защитников старого порядка именуют "белогвардейцами".

Нередко советские школьники как бы перевоплощаются и отожествляют себя с теми борцами, о которых рассказывают или пишут. Тогда они пишут в своих сочине-


1 Воронежская газета "Коммуна" от 1 мая 1939 года.

2 "Учительская газета" от 5 декабря 1939 года.

стр. 124

ниях, считая себя по справедливости частью революционного народа: "Во время революции мы прогнали всех капиталистов, попов, чиновников и стали жить культурно". Или говорят на уроках: "В октябре мы устроили революцию и прогнали буржуев", "в гражданской войне нам пришлось трудно, но все же мы победили белых".

Эти симпатии советских школьников к угнетенным и борцам против угнетения основаны на классовой солидарности с ними, так как угнетенными были трудящиеся массы, к среде которых принадлежат и советские школьники. Сочувствие угнетенным личностям даже из враждебного класса (угнетенное положение женщины в буржуазной семье, зависимое положение всего населения в колониальных или побежденных странах и т. п.) основало на чувстве социалистического гуманизма, сильно развитого у советских детей.

Сравнивая нашу страну социализма с миром прошлого, с капиталистическими странами, советские школьники неизменно подчеркивают превосходство нашего строя над прошлым России, над строем современных капиталистических стран.

Это ярко проявляется и в разговорах учащихся и в детских газетах. Это же хорошо выявлено и в сочинениях школьников, особенно в тех, в которых ученики сравнивают жизнь детей до революции со своей жизнью. Описав тяжелую жизнь детей до Октябрьской революции, ученик противопоставляет ей жизнь советской детворы: "Теперь, в наше время, нам предоставлены все права учиться, отдыхать и работать". Другой ученик, закончив описание тяжелого, безрадостного, подневольного, наемного труда детей в прошлом, говорит: "Теперь уже никто нас не погонит на работу. Сейчас мы учимся и работаем на благо нашей великой родины. Год хорошо проучились - и отдыхай себе на здоровье".

Это же чувство своего превосходства, оказывается у советских школьников в их пренебрежительных кличках по адресу представителей эксплуататорских классов: "буржуйчик", "буржуенок", "царек", "царские монатки" и т. д.

Это чувство превосходства, чувство гордости за свою родину, вызывается у советских детей, у советской молодежи ощущением и осознанием того, что социалистический строй прогрессивнее капиталистического, жизнь в Советской стране более творческая, а советские люди лучше других. В этом советскую детвору особенно убеждают военные победы Советского Союза, выдающиеся успехи в социалистическом строительстве, героические подвиги и мировые рекорды советских людей.

Ученики дореволюционных школ не очень интересовались прошлым. Из всей истории дореволюционных учащихся более всего интересовала жизнь первобытных людей, жизнь дикарей, которая содержала в большей мере элементы новизны.

Но и те школьники, которые сильно интересовались прошлым, относились к нему пассивно, созерцательно.

Вот, например, что пишет о своем интересе к истории семнадцатилетняя гимназистка, которая после окончания учебы собиралась преподавать историю:

"Я желала бы быть учительницей истории в средней школе и преподавать ее со всем своим рвением. Причем я желала бы всю свою жизнь изучать все, что относится к истории, и собирать все памятники ее, одним словом, вникнуть в нее и всю душу отдать за какие-нибудь малейшие вещицы, чтобы приобрести их для коллекции. А чтобы знать историю еще лучше, я хотела бы побывать на Востоке и осмотреть все пирамиды, сфинксы, греческие и римские капища и все вообще, что относится к истории"1 .

Советские школьники, интересуясь прошлым, относятся к нему действенно: ненавидят, осуждают его, желают его уничтожить, переделать к лучшему, проникаются еще большей любовью к новому миру социализма и высказывают желание совершенствовать себя и благодаря этому возвыситься еще больше над миром прошлого.

Сравнивая прошлую жизнь детей с жизнью советской детворы, советские школьники чувствуют новый прилив любви к матери-родине и делают для себя действенные выводы.

Описав в сочинении жизнь детей трудящихся до революции, полную тяжелого труда, холода и голода, жизнь без света знания и под гнетом господ, ученица советской школы пишет: "Дети рабочих и бедных крестьян жили до Октябрьской революции так плохо, что мы, дети СССР, даже не можем представить себе эту жизнь. Наша жизнь совсем непохожа на жизнь ребят до революции: у нас о детях заботится вся страна. Нам даны все условия для учения и труда: мы живем в домах, а не в темных подвалах, ходим одетые, не голодаем, для нас строят много школ, институтов, дороги для нас везде открыты. Мы только учимся, резвимся да веселимся. А поэтому мы должны учиться на "отлично".


1 Рыбников "Идеалы гимназисток", стр. 20.

стр. 125

Сравнивая мир прошлого с современным, социалистическим строем, жизнь детей до революции с жизнью советских детей после Октября, советские школьники делают для себя выводы, пред'являют к себе огромные требования: "Советский школьник должен быть самым передовым, самым культурным школьником в мире". Этот лозунг можно увидеть в московских школах, причем в некоторых школах он написан в качестве эпиграфа на каждом договоре - и групповом и индивидуальном - по социалистическому соревнованию. В таких передовых школах этот лозунг является руководством к действию, девизом каждого школьника.

2

Так воспринимают советские школьники прошлое и так относятся к нему.

Но, наряду с этими положительными чертами восприятия исторического материала, в представлениях советских школьников о прошлом есть пробелы и из'яны.

Много необходимого о прошлом ученики советских школ не знают, о многих важных явлениях дореволюционной общественной жизни ее имеют никакого представления. Беседы с учащимися показывают, что многие деревенские школьники не знают, что такое "имение", "помещик", "соха", "батрак", "кабак", "ростовщик", "волостной старшина", "урядник", "знахарь" и т. п.

Знания о прошлом у многих учащихся общи, упрощенны. Эта ученики по некоторым важным историческим вопросам не имеют конкретных представлений, а ограничиваются запоминанием общих формул. Это можно видеть и при анализе ученических сочинений на темы о прошлом.

Характеризуя, например, в этих сочинениях жизнь рабочих в царской России, ученики нередко ограничиваются общей формулой: "До революции рабочим жилось очень плохо. Работали они почти целые сутки, а зарабатывали гроши".

Жизнь фабрикантов и помещиков некоторые ученики характеризуют также общо: "Эксплоатировали народ и наживались".

Представления о царе: "Царь - это правящий государством. Он живет в свое удовольствие". Или: "Царь только и делает, что выпускает манифесты".

О попах ученики тоже часто имеют представления такие же схематические: они ничего конкретного не рассказывают о жизни и деятельности попов, а указывают только на их функцию идеологического обмана: "Попы обманывают народ".

Наряду с сочинениями, в которых социальные порядки капиталистического строя, жизнь трудящихся и эксплоататоров изображены конкретно и обстоятельно, нередко встречаются и сочинения другого рода, где это прошлое изображено схематично.

Вот, например, отрывок из одного такого сочинения ученицы 7-го класса, написанного ею по ее свободному выбору на тему "Жизнь помещиков, фабрикантов, купцов, чиновников и лотов до революции":

"Купцы всю свою жизнь проводили в наживе от населения. Чиновники - это люди, которые жили на взятки от беднейшего населения. Попы занимались обманом и проповедывали населению, что бог все создал и что поэтому и мы должны жить по закону божьему. А на самом деле попы сами этого не знали, а только наживались". О помещиках и фабрикантах автор сочинения совсем ничего не говорит. Вероятно, представления об этих категориях людей у него еще более туманные.

Немало распространено среди учащихся неверных представлений о прошлом.

Например очень распространено приурочивание свержения царя и буржуазии к одной революции, т. е. смешение февральской революции с Октябрьской.

В сочинениях учеников 7-го класса на тему о жизни эксплоататоров до революции встречаются утверждения: "Помещики имели очень много крепостных крестьян".

Немало неверных представлений или обобщений единичных фактов высказано в сочинениях о жизни рабочих: "Рабочие работали по 20 часов в сутки" или даже "круглые сутки"; "рабочие одеты были в лапти"; "фабриканты били рабочих"; "рабочие не знали грамоты и не умели считать, а буржуазия этим случаем пользовалась, обсчитывала рабочих и на этом наживалась".

О школе и о жизни детей до революции в сочинениях также встречается немало неверных представлений: обучение во всех прежних школах, в том числе и начальных, советские школьники считают платным; утверждают, что "часто детям приходилось ходить в школу за 20 километров"; некоторые считают, что детям рабочих было вообще запрещено учиться в школе: "Если директор или учитель узнает, что в школе учится рабочий сын, то его сразу выгоняют из училища"; некоторые ученики считают, что "дети-рабочие работали на фабриках по 18 часов в сутки".

Эти же неточности и неверности в ряде исторических представлений советских школьников отмечали и другие исследователи, например профессор Н. А. Рыбников на материале массового обследования деревенских школьников.

стр. 126

В своих выводах, основанных на материале этого обследования представлений деревенских школьников в 1927 - 1928 учебном году, проф. Рыбников пишет:

"Массовый крестьянский школьник не всегда правильно и точно представляет исторические перспективы и основные движущие силы революции. Недостаточно ясно осознает отличие февральской революции от Октябрьской революции. Особенно грубо и схематично представляют себе ребята условия труда до революции (рабочие работали круглые сутки, фабриканты пороли рабочих и т. д.)"1 .

Неверности в изображении советскими школьниками прошлого ждут главным образом по линии гиперболизации отрицательных сторон прошлого или обобщения нетипичных, исключительных явлений.

Другая линия извращения исторических представлений заключается в модернизации явлений, часто очень искусственной и далеко отстоящей от истины.

Одна газета на своих страницах опубликовала разговор ребят в детском очаге:

"- Полицейские всегда на лошадях были, а сам царь в карете ездил.

- В какой карете, скорой помощи?

- Факт"2 .

Этот детский разговор показывает, что некоторые советские дети отождествляют царскую карету с каретой скорой помощи.

Ученики 8-го класса одной казахстанской средней школы так отвечали на вопрос учителя литературы при разборе "Слова о полку Игореве":

"Кто была Ярославна?"

На этот вопрос трое ответили, что Ярославна - "домохозяйка", а остальные говорили, что она "активная женщина"3 .

На уроках истории ученики начальной школы отвечали, что Николая I "выбрали царем"; митрополита, увещевавшего восставших декабристов, они называют "дедом" на том основании, что митрополит, по словам учителя, - это "самый старший из попов"4 .

Изображая картины прошлого только двумя красками: черной и красной, - многие учащиеся в сочинениях и в устных рассказах по истории охотно берут для описания только крайние, полюсные явления: буржуа и рабочие, революционеры и контрреволюционеры, самые мрачные стороны прошлого и самые светлые стороны современности и т. п. Что же касается явлений, которые не столь определенны, чтобы можно было ограничиться их противопоставлением, не столь односторонни, чтобы можно было рисовать их только красной или черной краской, таких сложных явлений многие советские школьники изображать не любят. Поэтому в их сочинениях о прошлом обычно не фигурируют ни крестьяне-середняки, ни служащие, ни интеллигенция, ни дети, живущие и работающие в своем крестьянском хозяйстве или хозяйстве ремесленника, ни прежняя школа, хотя это явления массовые в прошлом. Чувствуется большой пробел в знаниях по этим вопросам.

3

Таковы главные недостатки в представлениях советских школьников о прошлом: пробелы в исторических знаниях, схематические, упрощенные представления о многих явлениях прошлого, извращенные представления, вызванные обобщением нетипичных фактов, гиперболизацией отрицательных сторон прошлого и модернизацией исторических представлений.

Эти недостатки зависят главным образом от школы.

В чем же здесь вина школы и что должна сделать школа для того, чтобы эти недостатки устранить?

Преподавание ряда учебных предметов (истории, литературы, Конституции) было поставлено в ряде школ схематично, и этот схематизм в преподавании не изжит еще и теперь. Этот схематизм и создает неправильные, неконкретные, упрощенные представления о прошлом.

Схематизм в обучении вызывается двумя причинами: во-первых, недостаточностью знаний самих преподавателей; во-вторых, этот схематизм в преподавании вызывается тем обстоятельством, что социальный опыт учителей старшего поколения, видевших старый мир, и социальный опыт юного поколения - учащихся, - не видевшего дореволюционных порядков, сильно разнится, о чем учителя часто не думают или забывают. Схематичная беседа учителя, состоящая из общих положений и ссылок на явления прошлого, преподносится школьникам, не видевшим прошлого, и она ими прежде всего плохо понимается. При таких обстоятельствах учитель говорит о "ростовщиках", "сохе", "монастырях", а ученики недоумевают, о чем идет речь; преподаватель говорит о "Государственной думе", а школьники представляют с'езд советов; литератор красочно говорит о плаче-причитании княгини Ярославны об Игоре, а из учащихся одни


1 Рыбников "Крестьянский ребенок", стр. 61 - 62.

2 Воронежская газета "Коммуна" от 11 мая 1939 года.

3 "Учительская газета" от 29 ноября 1939 года.

4 "Учительская газета" от 1 ноября 1939 года.

стр. 127

жалеют бедную "домохозяйку" Ярославну, а другие удивляются "активной общественнице", третьи восторгаются пением артистки.

На уроке литературного чтения учительница читает учащимся сказки, в которых десятки старинных слов и выражений, непонятных современному школьнику ("девичьи терема", "холостые удальцы", "провещала щука", "утро вечера мудренее", "гой еси добрый молодец", "почто ты кручинен стал" и т. п.), совсем не об'ясняет их и удивляется, почему учащиеся слабо реагируют. А когда случайно спросила учеников, что значит встретившееся в сказке слово "ночник", то получила такие ответы: "спальня", "ночной сторож"1 .

* * *

Забывая одну из важнейших предпосылок для постановки правильного преподавания в советской школе - тот факт, что юное поколение социалистической страны не видело старого мира, в своем опыте не получило о нем никакого представления, что поэтому советским детям нужно конкретно об'яснять значение каждого слова о прошлом, всякого социально-исторического явления, начиная с самых элементарных, - забывая все это, педагоги своим отвлеченным, упрощенным, схематическим преподаванием прививают учащимся исторические представления схематические, неясные, туманные, неверные.

Чтобы исторические представления школьников стали конкретными, четкими и правильными, преподавание всех учебных предметов и все беседы учителей с учениками должны быть построены на учете того важнейшего факта, что юное поколение Советской страны дореволюционного прошлого не видело, а поэтому нуждается в максимально наглядном показе прошлого, в самом конкретном ознакомлении с ним, нуждается в конкретном об'яснении буквально каждого исторического термина.

Чтобы показать советским школьникам дореволюционное прошлое наиболее ярко, наглядно и правдиво, каждая советская шкода, но примеру лучших школ страны, должна, кроме организации доброкачественного преподавания на уроках по всем учебным предметам, проводить еще такие учебно-воспитательные мероприятия: как можно лучше использовать художественную литературу и кинофильмы для освещения прошлого; создавать в школе тематические исторические альбомы рисунков и исторических документов; в дни революционных праздников устраивать революционно-исторические художественные вечера на темы праздника; проводить экскурсии по историческим маршрутам, а также в музеи, особенно краеведческие и исторические; создать краеведческий музей при школе; пропагандировать среди родителей и учащихся необходимость бесед старших с детьми о прежней жизни; привлекать учащихся к сбору фольклора, экспонатов для школьного краеведческого музея и к составлению истории своего города, села, предприятия, школы.

При таком улучшении учебно-воспитательного процесса в школе исторические представления учащихся станут более яркими, конкретными, полными и правильными. А эта обстоятельство будет содействовать выработке у советских школьников четких исторических знаний, что явится залогом создания в будущем правильных, марксистских взглядов и научного образа мышления.

Только на таких путях будут осуществлены указания партии и правительства об улучшении общественно-исторического образования в советской школе.


1 "Учительская газета" от 15 декабря 1939 года.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРЕДСТАВЛЕНИЯ-СОВЕТСКИХ-ШКОЛЬНИКОВ-О-ПРОШЛОМ-И-ОТНОШЕНИЕ-К-НЕМУ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анастасия КольцоContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Kolco

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Т. ЧУГУЕВ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОВЕТСКИХ ШКОЛЬНИКОВ О ПРОШЛОМ И ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 31.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРЕДСТАВЛЕНИЯ-СОВЕТСКИХ-ШКОЛЬНИКОВ-О-ПРОШЛОМ-И-ОТНОШЕНИЕ-К-НЕМУ (date of access: 22.09.2020).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Т. ЧУГУЕВ:

Т. ЧУГУЕВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анастасия Кольцо
Saint-Petersburg, Russia
1048 views rating
31.08.2015 (1849 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Новый социализм нужно строить, опираясь на новую теорию социализма. Новая теория социализма отказывается от диктатуры пролетариата, ибо практика развития старого социализма показала, что диктатура пролетариата не может быть не чем иным, как только диктатурой кучки коммунистических чиновников, или, как очень остроумно назвала её Роза Люксембург «диктатурой НАД пролетариатом». А появление у руля этой диктатуры таких предателей как Ельцин, неизбежно ведёт социализм к краху. Новый социализм, построенный на старой теории, ждёт такая же участь.
Малоизвестные страницы истории Великой Отечественной войны. Сейчас, когда открылись как отечественные, так и зарубежные архивы, стало возможным воссоздать картину одного из драматических эпизодов самого начального периода войны..... Западный фронт, бои в июне-июле 1941 года на втором стратегическом рубеже..... 22-ая армия под командованием генерал-полковника Ф.А. Ершакова..... Бои армии в Белоруссии на берегах реки Западная Двина на участке Дрисса - Дисна - Полоцк..... Начало широкого наступления немцев на восток было положено с маленького плацдарма в районе города Дисна
Catalog: История 
В статье рассматривается отражение образа Соловья-разбойника в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в связи с эпизодом свиста Бегемота и Коровьева при прощании героев с Москвой, а также связь образа Бегемота с образом Соловья-разбойника и героя древнеиндийского эпоса - Панду, а шире - связь русской литературы через "Закатный роман" Булгакова и поэму "Руслан и Людмила" А. С. Пушкина с древнеиндийскими произведениями: "Махабхаратой" и "Рамаяной".
Солнечная система является фрагментом распада нейтронного ядра нашей Галактики Млечный путь. Выброс нейтронного фрагмента Солнца из нейтронного ядра нашей Галактики произошёл приблизительно 10млр. лет назад. Всё это время нейтронный фрагмент перемещается по одному из спиральных рукавов нашей Галактики. Расширение происходит примерно по гиперболической траектории, которая вращается вокруг центра. Полный оборот вокруг центра нейтронного ядра Галактики, Солнце совершает примерно за 230млн.лет. Удаление от центра Галактики до Солнечной системы \simeq27700св. ле
Catalog: Физика 
10 days ago · From Владимир Груздов
Раскрытие тайны диалектики идеального и материального в реальном мире и в сознании человека
Catalog: Философия 
20 days ago · From Аркадий Гуртовцев
Энергия частицы является ключевым объяснением расширения Вселенной. В процессе расширения Вселенной участвуют пять частиц. Четыре массовые - нейтрон, протон, электрон и позитрон. Пятая частица условно без массовая - фотон. Позитрон и фотон не являются строительными кирпичиками материи Вселенной. Эти частицы выполняют вспомогательные функции в процессах преобразования материи и расширения Вселенной. Окружающий материальный мир организован из нейтронов, протонов и электронов. Сочетания, комбинации и перестановки этих трёх частиц, образуют окружающий нас мир
Catalog: Физика 
24 days ago · From Владимир Груздов
При любом взаимодействии масс, на любом уровне, создаются потенциалы взаимодействия в любых процессах расширения Вселенной. Этим определением рассмотрим вопросы, связанные с массой и энергией взаимодействующих объектов. Когда объекты (частицы, молекулы) потенциально взаимодействуют, они создают градиенты потенциального взаимодействия. Эти градиенты регулируют энергию и массу объектов и Вселенной в целом.
Catalog: Физика 
40 days ago · From Владимир Груздов
Жан Ланн
Catalog: История 
44 days ago · From Россия Онлайн
Кризис муниципальных финансов в России в 1917 г.
Catalog: Экономика 
44 days ago · From Россия Онлайн
Благотворительная деятельность предпринимателей Парамоновых на Дону. 1914-1915 гг.
Catalog: История 
44 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 
Наталья Свиридова·jpg·25.22 Kb·132 days ago

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОВЕТСКИХ ШКОЛЬНИКОВ О ПРОШЛОМ И ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2020, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones