Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-7857

Share with friends in SM

(На основании наблюдений в течение учебного года и проверочных испытаний)

Одной из важнейших особенностей преподавания истории СССР в истекшем учебном году было то, что благодаря изданию "Краткого курса истории СССР" под редакцией проф. А. В. Шестакова школа получила, наконец, возможность работать по марксистско-ленинскому учебнику. Это обеспечило верную историческую и политическую направленность преподавания курса истории.

Преподавание истории началось со второй половины 1-й четверти. Поэтому бюджет времени оказался очень жестким и потребовал от учительства четкого планирования курса в учебном году. Передовые учителя прошли с учениками программу курса целиком, некоторые успели и повторить его. Только небольшая часть из них не сумела уложиться в предоставленное им количество часов и прошла программу - кто до "Великой Октябрьской революции", кто до "Гражданской войны" включительно.

В третьих классах только в единичных случаях программа осталась непрощенной до конца либо не была повторена. В четвертых классах большинство преподавателей не успело пройти весь материал программы. Зато качество выполнения программы и усвоение знаний в четвертых классах значительно выше чем в третьих. Одной из причин невысокого качества выполнения программы является относительно слабая подготовка по истории многих преподавателей начальной школы.

Несмотря на ряд трудностей многие начальные школы достигли хороших результатов.

Прежде всего нужно отметить как достижение в преподавании соблюдение историко-хронологической последовательности. Наибольшие затруднения имели место при прохождении древнего периода, а именно: от рода к государству и древнейшие государства нашей страны. Можно сказать, что усвоение учащимися 3 - 4-х классов первого раздела учебника "Наша родина в далеком прошлом" недостаточно прочное. Наиболее ясно были восприняты детьми история расширения Московского государства, последовательный рост Москвы и царствование Петра I. Что касается хронологических дат, то в тех школах, где преподаватель неизменно на каждом уроке упражнял учащихся в запоминании дат отдельных событий и связывал их с содержанием, хронология истории СССР запечатлелась твердо и прочно.

Однако в значительном числе школ хронология заучена учащимися механически: в ответах были ошибки на целые столетия. Очень трудным оказалось для учеников третьих и четвертых классов понимание характеристик исторических деятелей. Воспроизводя характеристику того или иного прогрессивного исторического деятеля, они не выходили за пределы трафаретных эпитетов: "храбрый, мужественный" а в отношении отрицательных личностей ограничиваются определением "был очень жестокий".

Слабым местом на уроках истории являются разбор и обобщение исторических событий. Правда, благодаря учебнику многие учащиеся делают правильные выводы о роли христианства (принесло культуру и помогло князьям править народом) и о значении Куликовской битвы (показала, что русские могут победить татар); в достаточной мере верно делался вывод о классовой сущности деятельности Петра I (Петр все делал для дворян и купцов, снимая по три шкуры с крестьян); достаточно ясно понято значение войны 1812 года как народной войны против иностранных захватчиков; хорошо уяснили себе ученики роль и значение партии и ее вождей Ленина и Сталина; так же ясно представление учащихся о великом значении Вейкой Октябрьской социалистической революции.

Работа по разбору и обобщению исторических фактов тесно связана с одной из важных и основных задач, которая должна осуществляться преподавателем на уроках истории, - с задачей политического воспитания на уроках истории родной страны. В известной мере эта задача осуществлялась на уроках истории передовых преподавателей: Борисовой (Щелковская средняя школа), Мартьянова (Орехово-Зуевская средняя школа), Муругова (Коломенская средняя школа) и ряда других. Однако не раз случалось, что, увлекшись сообщением конкретного материала, преподаватель забывал разъяснить и подчеркнуть политическое значение того или иного события. Во многих школах политическое воспитание проводилось при прохождении лишь

стр. 97

отдельных тем (Ледовое побоище, Куликовская битва и т. п.), но не сопровождало все прохождение курса. Следствием этого явилось то, что многие темы были только заучены, но не осмыслены учащимися. Смутно восприняты роль и политическая сущность опричнины Ивана Грозного, плохо уяснена роль Лжедмитрия и вообще польской интервенции.

Опыт истекшего учебного года показал, что в ряде случаев доступность и наглядность исторического материала были недостаточными. Особенно это касается третьих я четвертых классов, для которых вследствие недостаточной наглядности преподавания усвоение ряда вопросов и их трактовки оказалось непосильным. Наименее доступными для понимания учеников 4-х классов, а тем более 3-х было установление взаимосвязи, причины и следствия в развитии исторических событий в нашей стране и связь последних с событиями в других странах. Характерным примером этого может служить то, что ученики часто путают декабрьское вооруженное восстание с восстанием декабристов. Непонятны детям классовые взаимоотношения в революции 1905 года как революции буржуазно-демократической.

Существенной помехой успешности преподавания, особенно в младших классах, было отсутствие в школе наглядных пособий по истории. В редких школах имеются исторические карты, в некоторых-карты появились только к концу учебного года. В школы отдаленных районов Московской области карты вовсе не дошли. Даже в такой близкой от Москвы школе, как Владычинская начальная школа, весь год изучали историю по географической карте.

Стремясь выйти из этого тяжелого положения, многие преподаватели, особенно передовые учителя (специалисты-историки), сами делали наглядные пособия. К таким педагогам-передовикам относятся преподаватели: Красногорской школы, тт. Потемкин и Павловская, школы N 2, Ленинского района, - Голубев, Воскресенской школы - Богатько и другие. Но изготовление самодельных наглядных пособий - не выход из положения. В следующем учебном году школы должны быть обеспечены ими.

В этом году учащиеся 4-го класса начальной школы впервые держали испытания по истории СССР. Испытаниям предшествовал подробный и тщательный инструктаж учителей. Благодаря инструктажу, проведенному Научно-исследовательским институтом, отдельными районами и кустовыми объединениями на местах, и индивидуальным консультациям подготовка к испытаниям была проведена неплохо. Были разосланы программы и образцы билетов, по которым преподавателя на- местах составляли сами билеты для своей школы. В большинстве школ билеты были составлены удовлетворительно. Встречались, конечно, и неудачные формулировки вопросов. Так, по Владычинской начальной школе Ухтомского района тема о революции 1905 года была сформулирована слишком обще: "Расскажи о революции 1905 года". Не имея конкретного вопроса, ученики давали очень расплывчатые ответы и путались. На дополнительный вопрос: "Каковы были причины поражения революции 1905 года?" - также не дано было достаточно ясного ответа. Задание "Расскажи о Лжедмитрии I" оказалось совершенно непосильным для многих учеников. Были случаи неправильного конструирования самого билета: вместо того чтобы предложить в билете сначала тему для рассказа, преподаватель сначала ставил дополнительные вопросы, а на втором или третьем месте - тему для рассказа. Так, в Люберецкой школе N 4 был предложен билет, в котором на первом месте стоял вопрос: "Как Екатерина II относилась к французской революции", а на втором месте - задание: "Расскажи о войнах Екатерины II". Во-первых, здесь нарушено было требование давать вопросы (три) из разных разделов; во-вторых, рассказ, т. е. основное задание, был неправильно поставлен на второе место.

Во многих случаях вместо связного рассказа учащиеся давали краткие, односложные ответы на отдельные вопросы учителя. Примером неплохого рассказа может служить рассказ учеников 4-х классов Мытищенской средней школы и др. на тему о славянах: "Славяне жили по берегам Днепра. Они воевали с греками, которые были хорошо вооружены. Но храбрые и мужественные славяне били греческие войска и напали на Царьград. Занимались славяне главным образом земледелием, обрабатывали землю родом. Также собирали мед от диких пчел".

Испытания показали, что знание конкретного материала у учащихся есть, хронологические даты запомнились, но нет уменья связно построить ответ на всю поставленную перед учеником тему.

В заключение надо сказать, что преподавание истории СССР в 3 и 4-х классах возбудило у учащихся большой интерес к прошлому нашей страны, к ее мощному расцвету в настоящем.

Пробуждение в учащихся любви к родной стране и интереса к ее прошлому, является залогом дальнейших успехов в преподавании истории и для усиления на этой основе политического воспитания учащихся.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРЕПОДАВАНИЕ-ИСТОРИИ-СССР-В-НАЧАЛЬНЫХ-ШКОЛАХ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анна СергейчикContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sergeichik

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Е. ХАЗАНОВА, В. КЛАССЕН, ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ СССР В НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛАХ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 26.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРЕПОДАВАНИЕ-ИСТОРИИ-СССР-В-НАЧАЛЬНЫХ-ШКОЛАХ (date of access: 10.12.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Е. ХАЗАНОВА, В. КЛАССЕН:

Е. ХАЗАНОВА, В. КЛАССЕН → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Russia
894 views rating
26.08.2015 (1567 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Гравитация, как, свойство материи является постоянной проблемой во все времена во всём многообразии. Со времён Ньютона гравитация, так и остаётся сущностью притяжения. Как бы не были изобретательны мыслители в двадцатых годов двадцатого века, основывали свои мышления на замкнутой системе - звёзды, солнце, планеты, Земля. Галактики, расширение Вселенной, появились чуть позже.
Catalog: Физика 
8 hours ago · From Владимир Груздов
1600 ЛЕТ АРМЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
Yesterday · From Россия Онлайн
К ПРОБЛЕМЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТАТАРСКОГО АЛФАВИТА НА ОСНОВЕ ЛАТИНСКОЙ ГРАФИКИ
Yesterday · From Россия Онлайн
ЛОКАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЯН (ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕСЛАВЛЯ-ЗАЛЕССКОГО)
Yesterday · From Россия Онлайн
Медаль была учреждена Декретом № 30 Республики Куба от 10 декабря 1979 года. Она выполняется в металле с различными слоями на поверхности: со слоем золота — I степень, со слоем серебра — II. Награждение ею производится указом Государственного совета Республики Куба за соответствующие боевые заслуги. Медалью «Воин-интернационалист» I степени награждаются «военнослужащие Революционных вооруженных сил, находящиеся как на действительной службе, так и в запасе и на пенсии, которые отличились в высшей степени в совершении боевых действий во время выполнения интернациональных миссий».
Учебное пособие составлено автором из отдельных глав и лекций, предварительно опубликованных онлайн в 2018-2019 гг. В пособии рассматриваются физические основания ряда применяемых моделей; некоторые аспекты нерелятивистского формализма в неупругом рассеянии протонов; взаимодействие нуклонов в свободном пространстве; метод связанных каналов; нерелятивистские и релятивистские подходы в изучении процессов рассеяния и ядерной структуры; релятивистские и нерелятивистские эффекты в рассеянии протонов; деформационная модель в методе искаженных волн, практическое применение деформационных моделей к неупругому рассеянию протонов. оптическая модель ядра в неупругом рассеянии протонов; применение некоторых элементов формализма для анализа экспериментальных данных по неупругому рассеянию протонов.
Catalog: Физика 
4 days ago · From Анатолий Плавко
В 2019 году Российская Федерация и Вьетнам проводят «Перекрёстный год Вьетнама и России», посвященный 25-й годовщине подписания Договора об основах дружественных отношений и приуроченный к 70-летию установления дипломатических отношений между Вьетнамом и Россией (30/01/1950-30/01/2020). Участвуя в мероприятиях в рамках Перекрёстного года, парламенты двух стран играют важную роль в развитии российско-вьетнамского сотрудничества, а также в углублении всеобъемлющего стратегического партнерства между двумя странами.
Рецензии. РЕЦ. НА: Н. Ф. МОКШИН. МИФОЛОГИЯ МОРДВЫ: ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК
9 days ago · From Россия Онлайн
ВЫДАЮЩИЙСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ (К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В. И. ИОХЕЛЬСОНА)
9 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ СССР В НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛАХ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones