Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-9041

Share with friends in SM

Целое больше, чем сумма его частей.

Аристотель "Метафизика"

Выступая в 1832 г. на открытом заседании Мюнхенской Академии в честь основания Баварской академии наук, Ф. В. Й. Шеллинг, будучи ее президентом, сообщил собравшимся об открытии Фарадеем1 возникновения электрического тока под воздействием магнита: "Первое бросавшееся в глаза каждому наблюдателю при сравнении этих трех явлений [магнитные, электрические и химические явления] было сходство магнитных и электрических явлений. Рассматривать их как родственные феномены можно было уже вследствие того обстоятельства, что в обоих выступали противоположные и как бы уравновешивающие друг друга потенции, в обоих противоположные стороны искали друг друга, а одинаковые избегали... не менее сильная только более многообразная, как бы замаскированная противоположность проявляется в притяжении и отталкивании химических материалов, что и здесь противоположные элементы стремятся объединиться, так же как оба типа электричества или магнетизма снимают по отношению друг к другу свои односторонние свойства. Связь или, вернее, единство электриче-


1 Фарадей Майкл (1791 - 1867) - английский физик, основоположник учения об электромагнитном поле. В 1831 г. открыл электромагнитную индукцию - явление, которое легло в основу электротехники. Установил законы электролиза, доказал тождественность различных видов электричества, высказал идею существования электромагнитных волн.

стр. 114


ской и химической противоположности стало благодаря вольтову столбу несомненным фактом; а так как родственность электрических и магнитных явлений с давних пор становилась очевидной наблюдателю, то уже согласно аксиоме, что две вещи, равные друг другу, равны между собой, неизбежно было заключение, что такая же связь должна существовать и междумагнитными и химическими явлениями"2. Это означало, что теперь наука экспериментально доказала то, что Шеллинг предсказывал априори еще в 1797 г. в работе "О мировой душе. Гипотеза высшей физики для объяснения всеобщего организма, или разработка первых основоположений натурфилософии на основе начал тяжести и света", а в 1806 г. уже для второго издания этой работы он напишет: "Если облекающая связанное связь стремится постигнуть во временном вечное, в нецелостности - целостность, то выражением этого стремления служит магнетизм. Связь, посредством которой временное вводится в вечное, различие - в единство, есть всеобщая связь электричества. Временная связь (в магнетизме) ведет к единству в множестве [конечное]; вечная связь (в электричестве) открывает в единичности всеполноту [бесконечное]; там же, где обе уравновешивают друг друга и из обеих связей возникает нечто третье, продуктивность вновь выступает в химических созданиях, посредством которых теперь каждая часть материи, принося в жертву собственную жизнь, вступает в жизнь целого и обретает более высокое, органическое наличное бытие"3. Можно представить радость и гордость ученого, который в молодые годы посредством самостоятельного исследования предположил то, что ныне получило точное подтверждение: "В мгновение, когда тело принимает магнитные свойства, оно становится не только на всей своей поверхности, но при более глубоко проникающем действии во всей своей внутренней глубине и в каждой точке своей протяженности как бы двойным существом, в котором, не исключая друг друга, два - как бы их назвать? ведь нельзя сказать два тела, это два духа или две потенции, - несмотря на их противоположность, более того, именно из-за этой противоположности взаимно удерживают друг друга, подобно двум одновременно рожденным и как бы сросшимся братьям-близнецам, причем удерживают таким образом, что, если один как будто в


2 Шеллинг Ф. В. Й. О новейшем открытии Фарадея // Шеллинг Ф. В. Й. Соч. в 2-х т. М., 1989. Т. 2. С. 564.

3 Шеллинг Ф. В. Й. Об отношении реального и идеального в природе // Указ. соч. Т. 2. С. 47.

стр. 115


одном направлении перевешивает, это происходит лишь в силу своего рода молчаливого согласия, благодаря которому в противоположную сторону на столько же выступает другой"4.

Уже тогда трактат "О мировой душе" принес автору славу выдающегося философа, и впоследствии Гете напишет Шиллеру: "Сочинение Шеллинга окажет мне великую услугу". Сам же Шеллинг, "богом упоенный пророк" (Ф. Энгельс), вряд ли в полной мере осознавал значение, которое он окажет на последующее развитие науки (открытия Х. К. Эрстеда) и философии (Г. В. Ф. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Ницше, О. Шпенглер, М. Хайдеггер, К. Ясперс), заявленный им тогда впервые принцип двойственности. К сожалению, ни в этой, ни в последующих работах Шеллинг, кроме смутной идеи принципа двойственности, не дает ее четкой формулировки, и вдумчивому читателю приходится самостоятельно идти в направлении, который указал гений интеллектуального интуитивиста Шеллинга. Итак, в чем же заключалась догадка? Попытаемся прояснить то движение, содержание мысли ученого, которое позволило ему предварить столь великие открытия.

Первые начала всеобщей двойственности природы образуются от столкновения света, излучаемого Солнцем, с противоположными ему материями вблизи Земли, но свет сам по себе тоже обладает двойственной природой: "В свете, несмотря на то что он кажется простейшим элементом, следует принять наличие изначальной двойственности; во всяком случае свет Солнца служит, по-видимому, единственной причиной, возбуждающей и поддерживающей всякую двойственность на Земле"5ибо сложно возбуждать двойственность, полярность в другом, не будучи двойственным самому. Таким образом, изначальная двойственность света, его способность к раздвоению ведет к двойственности на Земле. Но здесь же Шеллинг оговаривает, что считать свет причиной жизни вообще и растительной жизни, в частности, тем не менее было бы заблуждением, ибо при тех же условиях в растении прекращается всякое движение, оно внезапно, неизвестно почему, погибает, следовательно, свет относится только к числу возбуждающих положительных потенций.


4 Шеллинг Ф. В. Й. О новейшем открытии Фарадея // Указ. соч. Т. 2. С. 566.

5 Шеллинг Ф. В. Й. О мировой душе // Указ соч. М., 1987. Т. 1. С. 89 - 181, С. 100.

стр. 116


То, что задерживает свет в пределах материи, делает его движение конечным и доступным восприятию, - это сила притяжения. Тяжесть в свете, как и в каждой материи, можно рассматривать как исчезающую, стремящуюся к минимуму, но нельзя ее полностью отрицать. Если положительное мы непосредственно созерцаем, то об отрицательном, в качестве причины лишь ощущаемой, можно только умозаключать. Шеллинг не боится признания в том, что пока нет физического объяснения, доказательства всеобщей борьбы положительных начал с отрицательными, что отрицательное им было выведено из положительного, постулировано им так же, как Ньютоном когда-то было установлено отрицательное начало всеобщего движения, сила притяжения. Идеализм, который философская дедукция постепенно ввела во все науки, в математике стал господствующим еще со времен Лейбница: "Первый принцип естествознания заключается в том, чтобы не рассматривать ни одно начало как абсолютное и считать, что каждая сила в природе действует посредством материального начала. Естествознание, как бы счастливо руководствуясь инстинктом, твердо следовало этой максиме6 и испокон веку предпочитало допускать для объяснения явлений природы неизвестные материи, прежде чем оно обратилось к абсолютным силам"7.

Даже если увеличить любую из этих сил до высочайшей мыслимой степени, невозможно будет достичь абсолютного отрицания противоположной силы, т. е. любую силу необходимо рассматривать как составленную из обеих: "абсолютный покой в мире - бессмыслица, покой в мире всегда только кажущийся и по существу только минус, а отнюдь не полное отсутствие движения (=0)8. Каждая материя наполняет свое определенное пространство только посредством взаимодействия противоположных сил... Покой, следовательно, и каждое устойчивое пребывание тела всегда относительны. Что и свет достигает относительного покоя, можно вы-


6 Максима (лат.) - основное правило, принцип, краткое изречение нравственного, этического характера, которым человек руководствуется в своей деятельности.

7 Там же. С. 97.

8 "Существенное во всех вещах есть жизнь; акцидентальное - лишь характер их жизни, и даже мертвое в природе не мертво само по себе, а есть лишь угасшая жизнь" (Шеллинг Ф. В. Й. О мировой душе // Указ соч. Т. 1. С. 125) или "Пассивность по отношению к какой-либо причине означает лишь уменьшение сопротивления этой причине" (там же. С. 127).

стр. 117


вести уже из того, что свет бесконечного числа звезд не доходит до нас в своем движении"9. Для каждой возможной степени силы можно мыслить еще более высокие, а между каждой данной степенью и ее полным отрицанием - бесчисленное количество промежуточных степеней, и каждую в свою очередь можно рассматривать как нечто среднее между более высокой и более низкой.

Руководствуясь идеей двойственности, Шеллинг предлагает объяснять свет ни как простой элемент, а видеть в нем результат двух начал, одно из которых, более эластичное, чем свет, - эластичная жидкость, с большой расширяющей силой, - что можно считать положительной материей света, и другое, менее эластичная по своей природе, - весомая материя - отрицательнойматерией света: "Когда я утверждаю материальность света, я не исключаю этим противоположного мнения, а именно что свет представляет собой феномен движущейся среды. Я думал, нельзя ли объединить теории света Ньютона и Эйлера... Разве не лучше было бы поэтому рассматривать эти мнения не как противоположные, а как взаимодополняющие и таким образом соединить преимущества обоих в одной гипотезе?"10.

Но допустим, что приходящее от Солнца есть положительное, поскольку оно извне поддерживает движение, а то, что противополагает этой силе Земля в качестве только реагирующей, естьотрицательное, то если свет возбуждает всеобщую двойственность на Земле, воздух - та сила, которую Земля противопоставляет свету: "Так как воздух есть сложная материя и так как все жидкости следует рассматривать как составленные из изначально эластичной жидкости и весомой материи, то... мы можем рассматривать так называемый кислород как отрицательную материю воздуха, которая при сгорании соединяется с телом, тогда как положительная материя исчезает в образе света. Для краткости мы обозначим свет как + O, кислород как - O. Если воздух является источником света, а - O есть весомая материя..."11, кислороду как весомой материи воздуха, по всей видимости, будет противостоять азот как эластичная материя воздуха, обладающая большой расширяющей силой.

Так как на Земле положительное по своему характеру есть со-


9 Шеллинг Ф. В. Й. О мировой душе // Указ. соч. Т. 1. С. 95.

10 Там же. С. 98. В 1923 г. Л. де Бройль создаст синтетическую теорию света, объединившую идеи корпускулы и волны.

11 Там же. С. 100.

стр. 118


ставная часть света, то вместе со светом к нам приходят положительные элементы электричества и магнетизма: "Первым действием Солнца на Землю было, несомненно, пробуждение ее магнетического свойства; таким образом, закон полярности есть всеобщий закон мироздания... магнитная полярность Земли, несомненно, есть самое изначальное явление всеобщего дуализма, который в физике до конца выведен быть не может, а должен быть просто принят в качестве предпосылки и который в электрической полярности выступает уже на значительно более глубокой ступени, пока наконец не исчезает в разнородности двух видов воздуха вблизи Земли и, наконец, в одушевленных организациях (где он формирует новый мир)"12.

Шеллинг выдвигает также гипотезу о происхождении и развитии жизни на Земле: "...иерархия всех органических существ сложилась посредством постепенного развития одной и той же организации. То, что наш опыт не дает нам данных о преобразовании природы, о переходе одной формы или одного вида в другие формы или виды, не является доводом против такой возможности; ибо изменения могут охватывать все более длительные периоды, для которых наши маленькие периоды не способны служить масштабом"13. Предполагается, что "природа не могла совершить переход от растений к животным посредством скачка, в этом переходе от вегетации к жизни к элементам вегетации постепенно должно было присоединяться некое вещество, которое позволило им удерживать отрицательное начало жизни. Это вещество - азот, который в атмосфере соединен с кислородом; это вещество, будучи до известной степени окислено, столь сильно притягивает кислород"14. Таким образом, животная материя должна пройти ряд ступеней до появления раздражимости: 1. свертываемость (переход из жидкого состояния в твердое) жидких частей благодаря присутствию азота, 2. сокращаемость клеточной ткани, 3. раздражимость мышц.

Ученый представляет, что пар, который окружает земной шар, соединяет в себе оба элемента - азот и кислород, столкновение которых составляет жизнь, и что все в природе составилось из пара. Если одно из начал как будто борется против жизни - азот,


12 Шеллинг Ф. В. Й. Указ. соч. С. 119.

13 Там же. С. 90. Через 60 лет Ч. Дарвин (1809 - 1882) создаст эволюционную теорию природы - "Происхождение видов путем естественного отбора" (1859).

14 Там же. С. 145.

стр. 119


а другое - кислород - все время возбуждает ее вновь, то можно считать, что в атмосфере природа уже создала набросок всеобщей жизни на Земле, и человек, если он не хочет считать себя созданным из комка земли, может верить в свое происхождение из эфира вместе со всеми другими творениями. Шеллинг для наглядного представления предлагает таблицу соотношений основных элементов жизни: "Горючая составная часть воды есть изначально отрицательное начало вегетации, из чего по аналогии следует, что распространенная по всей Земле водасодержит в себе первый набросок вегетации, так же как повсюду разлитый воздух содержит в себе первый набросок всей жизни"15.

Демонстрируя действие принципа двойственности на примере с теплопроводимостью тел, Шеллинг задает риторический вопрос: "...как тело может с помощью свойственной ему силы отталкивать тепло, если сама эта сила не возбуждается теплом, если в нем самом не заключено начало, которое родственно тепловой материи и одно способно остановить ее в ее движении или придать ей движение в противоположном направлении"16 и потому проводниками тепла, по Шеллингу, будут только "флогистические"17 тела, так как только они возбудимы посредством тепла, т. е. в теле изначально должно существовать тепловое начало, способное реагировать, возбуждаться другим тепловым началом, приходящим извне, быть родственно ему и, таким образом, только тогда оно действительно (например, в градуснике ртуть) способно отталкивать внешнее тепло.

По мере того, как тело отталкивает тепловую материю, т. е. нагревается, оно притягивает кислород с его "дефлогистической" структурой, и как только тело достигает максимального притяжения кислорода, одновременно наступает минимально возможное для него отталкивание теплорода: "...теплород и кислород повсюду противоположны друг другу и в каждом явлении как бы сменяют друг друга. Совершенно очевидно, что представления такого рода ведут к значительно более философским понятиям, чем представ-


15 Шеллинг Ф. В. Й. Указ. соч. С. 136.

16 Там же. С. 110.

17 Флогистон (гр. "горючий") - по господствовавшим в естествознании XVIII в. представлениям "огненная материя", содержащаяся во всех горючих веществах и выделяющаяся из них при горении; в конце XVIII в. ошибочную флогистонную теорию сменила кислородная теория горения.

стр. 120


ления антифлогистического направления, которые полностью устраняют из химии всякий дуализм"18.

В природе процессы "дефлогистизирующего" характера постоянно уравновешиваются "флогистизирующими" процессами: "Там, где природа поддерживает процесс редукции, или раскисления,будет непрерывно создаваться флогистическая материя, что относится к растениям... Оно (в качестве отрицательного) выступает, как только исчезает положительное и наоборот. Таким образом, во всей природе ни одно из этих начал [раскисление и окисление, флогистизация и дефлогистизация] не существует само по себе или вне взаимоотношения с противоположным ему"19. Изначальное внутреннее различие между двумя организациями - растениями и животными - в том, что растения под действием света выделяют жизненный воздух, кислород, а животные, напротив, в процессе дыхания этот воздух разлагают и выдыхают уже непригодный для дыхания, т. е. в растении природа разделяет то, что она в животном объединяет. Если вегетация заключается в постоянном раскислении (восстановление кислорода из воздуха и воды) - "флогистизация", то животный процесс состоит в непрерывном окислении (разложение пищи) - "дефлогистизация".

В теле животного также должно непрерывно нарушаться и восстанавливаться вновь равновесие двух противоположных начал жизни - "флогистической материи", поступающей в тело с пищей, и "дефлогистической материи", кислород. Следовательно, сначала должна быть разложена "флогистическая материя" и остаться должны только те ее составные части, которые сохраняют более устойчивое равновесие с кислородом: "В здоровом организме природа должна была бы достигать этого равновесия по совершении процесса ассимиляции. Таким образом, намерение природы при увеличении азота в теле состоит только в том, чтобы восстановить динамическое равновесие отрицательных [т. е. обратный по отношению к предыдущему] жизненных начал в теле, так как это вещество превосходит все остальные способностью удерживать кислород"20.

Непрерывное восстановление и нарушение равновесия противоположных начал жизни сохраняется посредством постоянного чередования в преобладании одного над другим, где ни один не


18 Там же. С. 112.

19 Там же. С. 120.

20 Там же. С. 135.

стр. 121


может без другого и оба составляют одно целое: "...он [кислород] должен привести к перенасыщенности им органов; тем самым соединение твердых частей, т. е. процесс питания, прекратиться, если бы кислород не выводился посредством обратного процесса и емкость органов не восстанавливалась. Следовательно, мы можем априорно доказать, что процессу окисления, который постоянно идет в животном теле, должен быть противопоставлен постоянный процесс раскисления... можно ли апостериорно обнаружить подобный постоянный процесс раскисления в живом теле?"21. Окисление - это процесс питания, который ведет к расширению органа, после окончания процесса переваривания мышцы сокращаются и орган восстанавливается - раскисление. Таким образом, считает ученый, в основе раскисления лежит мышечная раздражимость22: "...всякое раздражение вызывает в органе увеличение емкости по отношению к отрицательному жизненному началу, связанному с кровью [кислород], примерно так, как в системе тел при нарушении температурного равновесия тепловая материя переходит в то тело, емкость которого увеличилась. Лишь благодаря этому живое тело становится системой, т. е. замкнутым в себе самом целым. Значит, кровообращение зависит от постоянного чередования противоположных процессов, один из которых поддерживается посредством положительного начала с помощью нервов, другой - посредством крови в качестве отрицательного начала"23.

Таким образом, раздражимости противопоставлена чувствительность24 и тем самым установлено противостояние сил, которые


21 Там же. С. 158.

22 Кровь, вытекая из сосудов, делится на две составные части: кровяные сгустки и плазму. При соприкосновении с кислородом нейтральное соотношение этих двух субстанций крови нарушается и следует свертывание красной (кровяные сгустки) и волокнообразной части (плазма, в которой содержится чистая щелочь): "Волокнообразная часть крови, основа мышц, содержит наибольшее количество азота, вследствие чего они достигают особой емкости по отношению к кислороду и становятся местонахождением раздражимости" (Шеллинг Ф. В. Й. О мировой душе // Указ. соч. Т. 1. С. 168).

23 Там же. С. 164.

24 "Для животного сферой возможных движений определена и сфера возможных ощущений. Сколько произвольных движений [раздражимость] способно совершать животное, столько же оно способно воспринимать и чувственных впечатлений, и наоборот. Живое отличается от мертвого тем, что одно способно испытывать любое воздействие, другому же его собственной природой заранее определена сфера дос-

стр. 122


держат друг друга в равновесии: "...понятие жизни может быть сконструировано только как абсолютное соединение активности и пассивности в каждом индивидууме природы"25.

Итак, жизненный процесс составляют разъединение и соединение26 материальных начал, где каждый организм, организация есть замкнутое в себе целое, где все одновременно: - "Жизньзаключается в круговороте, в последовательности процессов, которые непрерывно возвращаются к самим себе, и поэтому невозможно указать, какой именно процесс возбуждает жизнь, какой из них протекает раньше, какой позже"21. Противоположные процессы определяют друг друга, каждый из которых есть обратный, или отрицательный, по отношению к предыдущему.

Животные

Растения

Окисление

(питание, расширение мышц)

Раскисление (восстановление кислорода из воздуха и воды, сокращение мышц28)

Чувствительность (нервы)

Раздражимость (мышцы)

Кислород

Азот

Красная часть крови (кровяные сгустки)

Волокнообразная часть крови (плазма)

Табличное представление противоположных (отрицательных) начал, которые образуют двойственность жизненного процесса.

Однако самим противоположным силам присуще постоянное стремление полагать себя в равновесие, т. е. в отношение наимень-


тупных ему впечатлений" (Шеллинг Ф. В. Й. О мировой душе // Указ. соч. Т. 1. С. 174).

25 Шеллинг Ф. В. Й. О мировой душе // Указ. соч. Т. 1. С. 128.

26 Еще Эмпедокл (484 - 424 до н. э.) замечал, что природа, которая любит смешения, разъединяя на одной стороне то, что связывает на другой, и соединяя здесь то, что разъединила там, сохраняет себя в вечном круговороте, а Анаксагор (500 - 428 до н. э.) вторил: "одинаковое не воздействует на одинаковое"! Шеллинг: "Если природа в мертвых субстанциях (в воде или атмосферном воздухе) достигла соединения противоположных начал, то в организованных существах она это соединение вновь устранила; однако вегетация и жизнь существуют только в самом процессе разъединения и соединения, и совершенное разъединение, так же как и совершенное соединение, есть начало смерти" (Шеллинг Ф. В. Й. О мировой душе // Указ. соч. Т. 1. С. 136).

27 Там же. С. 165.

28 "Раздражимость [сокращение мышц, раскисление] как отрица-

стр. 123


шего взаимодействия29: "Материя сама есть только продукт двух противоположных сил; если они достигают в материи равновесия, то всякое движение будет либо положительным(отталкиванием), либо отрицательным (притяжением); только если это равновесие нарушено, движение становится положительным и отрицательным одновременно; тогда возникаетвзаимодействие двух изначальных сил. Подобное нарушение изначального равновесия происходит при химических действиях, поэтому каждый химический процесс есть как бы становлениеновой материи, и то, чему философия нас учит априорно, - что всякая материя есть продукт противоположных сил, становится в каждом химическом процессе наглядными, и если бы равновесие непрерывно не нарушалось или если бы в универсуме изначально силы не были распределены неравно, как мыслит ученый, то замерло бы всякое подобие жизни, природа в собственном созидании пришла бы к всеобщей нейтрализации. Таким образом, даже в самой природе двойственность проявляется в колебании между двумя различными целями - стремлением противоположных начал к равновесию, ибо "там, где равновесие достигнуто, царит покоив и вместе с тем к сохранению самого процесса жизни, ее непрерывного становления и движения, ибо конечный продукт есть всегда мертвый.

В неорганической природе отдельные последовательности причин и действий, следствий необходимо текут по прямой линии и создают механическое движение, но вдруг, случайно этот поток задерживается в определенных границах и, совершая круг, возвращается к самому себе, получается организм, организация, возникает органическая природа, которая создает собственный мир. И если необходимое - это всеобщие силы природы, участвующие в процессе, то случайное должно быть особенным, организующим началом, которое бы задавало этим силамнаправление, поддерживающее и сохраняющее эту игру сил своим влиянием, которое они, будучи предоставленные самим себе в свободном беспрепятственном фор-


тельный процесс питания [окисление]" (Шеллинг Ф. В. Й. О мировой душе // Указ соч. Т. 1. С. 159) или "раздражимость лишь постольку необходима в системе жизни, поскольку она состоит в процессе раскисления" - (там же. С. 162).

29 Подобную идею впоследствии развивали мыслители разных направлений - от Р. Авенариуса до З. Фрейда.

30 Шеллинг Ф. В. Й. О мировой душе // Указ. соч. Т. 1. С. 123.

31 Там же. С. 137.

стр. 124


жировании, не приняли бы. Таким образом, именно случайному началу, которое, модифицируя формирующие силы материи, одновременно заставляет принимать их определенный,индивидуальный образ, мы обязаны происхождением животной материи в жизненном процессе: "Прежде всего мы познаем в вещах саму чистую сущность, которая далее объяснена быть не может... Однако мы никогда не видим эту сущность для себя [саму по себе], но всегда и повсюду в единении с тем, что своими силами не могло бы быть и, не способное когда-либо само стать сущностным для себя... Мы называем это конечным или формой"32, т. е. материальная, конечная форма - это то, в чем мы представляем идеальную, бесконечную идею.

Когда природа удерживает поток явлений или заставляет действовать материальные начала внутри определенной сферы, эта сфера начинает выражать нечто неизменное, постоянное. Постоянными были бы не явления внутри этой сферы, ибо они и здесь возникали бы и исчезали, - постоянной была бы сама сфера, возникшая в борьбе этих явлений как продукт и как быостающееся понятие этих явлений. У организации есть части, которые ее делают реальным целым, но в свою очередь для этих частей организация есть идеальное целое, их формо-, смыслообразующая причина, т. е. части есть причины реального целого, а идеальное целое есть действие этих частей - абсолютное соединение понятия и явления (идеального и реального) в каждом продукте природы, который по сути своей двойственен: "Продукт должен быть неделимым (согласно понятию) лишь постольку, поскольку он делим (в своей явленности)"33.Такое существо называется организованным и носит характер индивидуальности, что является сущностью организующего процесса.

В природе все непрерывно стремится вперед, основание этому находится в неизмеримом и абсолютном начале, которое является неисчерпаемым источником положительной силы, все время вновь возбуждающим движение. Это всеобщее начало жизни, будучи само едино и однородно, как ответвления проявляется в каждом явлении, обнаруживается по всему мирозданию в виде отдельных, различных материй: "Положительное само по себе абсолютно едино и как праматерия, которая, как бы дробясь в бесконечной призме,


32 Шеллинг Ф. В. Й. Об отношении реального и идеального в природе // Указ. соч. Т. 2. С. 35.

33 Шеллинг Ф. В. Й. О мировой душе // Указ. соч. Т. 1. С. 140.

стр. 125


распространяется в виде бесчисленных материй (отдельных лучей)"34. Это положительным начало как постоянное, неизменное присутствует в каждом отдельном существе и организуется в нем, как в особом мире, в зависимости от степени его рецептивности: "...подобно магниту, обнаруживает незаметную иглу и в открытом, вольном море, и в закрытом помещении, и там, где он ее находит, он придает ей направленность к полюсу"35, т. е. всеобщее начало жизни, его поток, распространен повсюду, во всем творении и находится вне сферы индивидуальности. Этоположительное начало есть первая сила природы.

Там, где есть положительное, поэтому есть и отрицательное; ни то, ни другое не есть абсолютно и само по себе. Если бы изначально положительная сила не ограничивалась противоположной силой, она была бы бесконечной, однако есть сила, которая заставляет все явления мира совершать вечный круговорот - отрицательная сила, непрерывно ограничивающая воздействие положительного начала, благодаря чему она становится конечной величиной - начинает быть объектом восприятия и открывается в явлениях. Это отрицательное начало есть вторая сила природы.

В природе встречается столько отдельных вещей, сколько существует различных степеней реакций отрицательных сил, т. е. все многообразие мира возникает только благодаря различнымграницам отрицательного, внутри которых действует положительное. Повсюду, где сила природы встречает сопротивление, она образует особую сферу, как бы отдельную сферу всеобщих сил природы - продукт ее собственного сопротивления. Сколько возможных соединений этого многообразного в единое целое, столько же и особенных организаций, каждая из которых представляет собой особый мир.

Итак, исследования всеобщих изменений в природе приводят ученого к пониманию того, что есть некое единство начал, которое содержит первопричину, основание всех изменений в природе. И если изначальная граница мира эмпирически необъяснима и может быть только постулирована или трансцендентально дедуцирована, то прежде чем допускать некоторое безграничное начало мира, бесконечное основание мира, следует предположить и наличие конечного, ибо каждая сила есть только как сосуществующая с противоположной ей силой.Если сущность бесконечного (изна-


34 Шеллинг Ф. В. Й. Указ. соч. С. 105.

35 Там же. С. 180.

стр. 126


чального, абсолютного, существенного) состоит в бесконечном желании открывать себя, в этом самого-себя-утверждении, самого-себя-волении, то это одновременно есть волениебесконечным образом во всех конечных формах, степенях и потенциях тяжелой реальности: "Бесконечное как абсолютное утверждение самого себя во всех формах"36Поскольку мир бесконечен только в его конечности, ибо чистая бесконечность только идеальна, то и возвращение всеобщего движения к его источнику, торможение всеобщего потока причин и следствий должно уходить в бесконечность, т. е. конечных организмов, образованных в результате этого торможения, будет столько же, сколько раз, бесконечное число раз, всеобщий механизм возвращался к самому себе.

Конечное есть нечто, становится чем-то, ибо само по себе ничего не значит, из ничего в нечто только благодаря бесконечному, только благодаря связи с бесконечным; конечное сообщается, связывается с бесконечным. Благодаря конечному бесконечное являет себя, осуществляет - это есть "реально бесконечное": "...для того чтобы вообще являться связанными, оба они должны быть объединены некоей изначальной и абсолютной необходимостью. Эту необходимость мы называем абсолютной связью"37, таким образом, бесконечное и конечное нуждаются друг в друге.

Связь и то, что связывается - бесконечное и конечное, - не составляют различное реальное, ибо то, что есть в одном, есть и в другом; то, посредством чего связанное не равно связи, ничтожно мало. Единственная разница между связью и связанным - это та, которая присутствует или, точнее, отсутствует в законе тождества, т. е. абсолютная связь определяющего и определяемого. Связка - "есть", когда субъект и предикат равноположены, а мы рефлексируем эту связь, констатируем это отношение "есть", только тогда появляется разница между связью и связанным, когда мы сосредоточены на "есть", но и здесь связка и связанное нераздельны. Различие между сущностью, субъектом (S) и формой, предикатом (P) здесь идеальное, но не реальное, следовательно, связь и связанное тождественны: "Отпечаток этого вечного и бесконечного самого-себя-воления есть мир. Если же мы взираем в этом отпечатке мира на то, что у него от связи [с бесконечным] и посредством чего он ей равен, на положительное в нем, а не на свойства, которые являются


36 Шеллинг Ф. В. Й. Об отношении реального и идеального в природе // Указ. соч. Т. 2. С. 35.

37 Там же.

стр. 127


несущественными, то он окажется не отличным от самого абсолютного, а лишь полной и расширяющейся в прогрессивном развитии связкой"38, а значит, бесконечное и конечное также тождественны.

Конечное, связанное как таковое, голая материя как она есть, только в качестве выражения связи с бесконечным материя обретает свой смысл, поэтому она все время меняется, тогда как сама связка, сама идея остается всегда одним и тем же. Посредством полного вытеснения связанного в качестве связанного и развития, осуществления связи идея достигает полного выражения: "По мере того как связанное исчезает, а связь выступает в своей жизненности, появляется в том же соотношении в качестве существенного именно то, что на более низкой ступени еще являло себя как случайное, ибо особенность связанного существенна и вечна только лишь в связи; поэтому если связь становится объективной, действительно положенной, то действительное, которое до того казалось несущественным, само становится существенным или необходимым. Поэтому наличное бытие организма покоится не на материи как таковой, а на форме, т. е. именно на том, что являет себя в другом отношении случайным (курсив наш. - Авт.), но здесь существенно для существования целого"39.

Уже в первом творении бесконечная сущность природы, утверждая саму себя в конечном, полагает его как случайное и временное, т. е. связанное подавляется тяжестью замыслабесконечного, что делает вещи конечными. В каждом теле, в котором происходит жизненный процесс, образуется осадок мертвой материи, который своей тяжестью в конце концов подавляет саму жизнь, если она не прерывается прежде другими случайными обстоятельствами. Мертвый осадок есть лишь явление, сопутствующее жизненному процессу - не что иное, как слепое действие природы; то, что как бы исподволь проистекает из необходимых, господствующих законов. Однако, одновременно с этим возникающим следствием, которое невозможно предотвратить, благодаря преодолению светом конечное просветляется, обретает способность к выявлению существенного, к проявлению вечной сути и смысла связанного: "...связь целого есть и сущность единичного связанного, она его непосредственно одушевляет; одушевление есть облечение целым... Это одушевление


38 Шеллинг Ф. В. Й. Указ. соч. С. 37.

39 Там же. С. 48. Лосев А. Ф. впоследствии в "Диалектике мифа" и в "Диалектике художественной формы" эту идею "изваяет" в тетрактиде смыслового выражения!

стр. 128


единичного посредством связки целого можно сравнить с одушевлением точки, мыслимой при ее вступлении в линию, причем она проникается понятием целого, содержащего больше, чем она (точка) может содержать для самой себя, но и в этом проникновении теряет свою независимую жизнь. Сущность связи есть сама по себе вечность, а бытие связанного - длительность, ибо его природа, с одной стороны, состоит в том, чтобы быть, но только служа целому, тем самым, следовательно, и в том, чтобы не быть. Соединяющее же это противоречие в нем самом есть время. Сущность во времени - повсюду центр, но нигде не окружность. Поэтому каждое мгновение столь же вечно, как и целое. Из этого ясно, что временная жизнь каждой вещи, рассмотренная сама по себе, не отличается от вечной, но сама есть своя вечная жизнь"40.

Бесконечность форм, в которых утверждает саму себя вечная связь - это универсум, "действительная целостность", которая есть только благодаря связи и без нее не может быть мыслима, ибо любая целостность требует единства, единства во множестве, без которого нет и этого множества. Только благодаря связи существует все это многообразие форм, происходит оформление множества, ибо множество есть свойство вещей, но связь во множестве вещей есть их единство и тем самым отрицание множества как такового. Таким образом, мы имеем "единство в целостности", которое представлено такой характеристикой, как тяжесть. Далее, подобно тому как благодаря тяжести творения, вещи составляют единство, они благодаря свету или внутреннему центру природы, развертывая свое тотальное различие, индивидуальность, одновременно возвращаются в единство, сохраняя при этом свою особенность. Связь бесконечного и конечного остается единой и не становится во множестве множеством не только благодаря единству, но и из-за своей тотальной целостности и во множестве, и в единичном. "Целостность в единстве" представляет свет. "В каждом из них заключена вечная связь; каждое для себя абсолютно; однако сами и то, посредством чего они соединены, составляют лишь одно и то же нерасторжимое абсолютное. Одна и та же природа полагает единичное в


40 Шеллинг Ф. В. Й. Об отношении реального и идеального в природе // Указ. соч. Т. 2. С. 39. Ср. у Кузанца: "...поскольку ему ничто не противоположно, с ним совпадает и минимум. Тем самым он пребывает во всем..." (Об ученом незнании // Кузанский Н. Соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1979. С. 51) или "Вселенная есть сфера, центр которой всюду, а окружность нигде" (там же).

стр. 129


целое и целое в единичное... Лишь вечная противоположность и вечное единство обоих принципов порождают в качестве третьего и в качестве совершенного отпечатка всей сущности - материю"41. Таким образом, связка бесконечного и конечного есть одновременно и единство в целостности, и целостность в единстве и составляют двойственную сущность связи.

Бесконечное

Конечное

1. Свет (целостность в единстве)

1. Тяжесть (единство в целостности)

2. Вечность, одновременность

2. Время, последовательность

3. Реальное пространство, протяженность

3. Идеальное пространство

4. Мир для себя

4. Отрицание для-себя-пребывания

5. Движение

5. Покой

6. Животный мир

6. Растительный мир

7. Мужское

7. Женское

Табличное представление двух начал (или сущностных принципа) универсума

Обе эти борющиеся силы, представляемые одновременно, ведут к идее двойственности организующего начала, формирующего мир в систему. Свет и тяжесть есть лишь абстракции, феномены единой и целостной связи бесконечного и идеального с конечным, и реальным; ни в одной вещи мы не видим тяжесть или свет в отдельности, самих по себе, в деятельности для себя, но подлинная сущность вещей всегда есть тождество обоих. "Ни из того [тяжесть], ни из другого [свет] в отдельности не может быть постигнуто возникновение вещей, но только из необходимого единения обоих во всем и в каждом в отдельности, как и в самой связи"42.

Мир как калейдоскоп, где каждая отдельная часть материи есть отпечаток целого, посредством чего всеобще положена бесконечность вещей в качестве вечности и их конечность в качестве временного. В природе фундаментальные начала также не обособлены: "Все формы, возможные в соответствии с сущностью абсолютного,


41 Шеллинг Ф. В. Й. Об отношении реального и идеального в природе. С. 44.

42 Там же. С. 37.

стр. 130


должны действительно быть (ибо вместе со связью необходимо есть и связанное), и так как каждое из этих трех - всеполнота [1. свет], единство [2. тяжесть] и тождество обоих - есть для себя все абсолютное и вместе с тем не есть без другого, то очевидно, как в каждом из них должно содержаться и быть выражено целое, а именно всеполнота, единство и тождество обоих"43.

В царстве света три сущностные формы представлены в единичном: "источник жизни всеобщей природы есть связка между тяжестью и светом [конечным и бесконечным]. Повсюду, где эта высшая связка утверждает саму себя в единичном, есть микрокосм, организм, совершенное отражение всеобщей жизни субстанции в особенной жизни"44. Отсюда любовь всего живого к свету, ибо именно "Свет ищет в связанном существенное, т. е. связь; в той мере, в какой он ее развертывает, он сам может выступить в качестве всеполноты в едином и представить мир совершенным в малом образе"45.

В царстве тяжести отпечатком тяжести является общая твердость [2], или закостенелость. Свет ведет к тому, чтобы и в единичном было целое, поэтому в тяжести отпечаток света есть воздух [1], так как каждая его часть абсолютно сопричастна природе целого. В царстве тяжести отпечаток связи, подлинного единства есть вода [3]; от тяжести в качестве принципа конечности она получает капельность, а от света - то, что и в ней часть не отличается от целого: "Так живет сущность, замкнутая в себе, порождая единичное, меняясь, чтобы тем самым отразить во временном вечность, между тем как она сама - сила, содержание и организм всех форм - полагает в себя время как вечность и остается недоступной какому бы то ни было изменению"46.

Только существа, принадлежащие одному физическому виду, в своем соединении способны к воспроизведению, ибо там, где нет единства, нет и реального противоположения, соответственно, нет и порождающей силы. Свое обособленное существование начала обретают лишь в момент борьбы, из которой гармонически развивается вся система природы, а там, где борьба прекращается, они теряются друг в друге. Там, где природа достигла крайнего предела разнородности, нарушенного равновесия, она возвращается к однород-


43 Шеллинг Ф. В. Й. Указ. соч. С. 45 - 46.

44 Там же. С. 47.

45 Там же.

46 Там же.

стр. 131


ноши, к восстановлению равновесия. Поскольку природа не терпит в органическом мире нейтрализации, посредством соединения противоположных начал пробуждается стремление к индивидуализации, что ведет вновь к разделению на два пола; некоторые же насекомые, которые, подобно растениям, обретают органы размножения лишь посредством метаморфозы47 и погибают сразу после того, как совершен акт размножения. Когда жизненные начала в отдельных существах индивидуализированы до противоположности друг другу, природа опять торопится восстановить однородность посредством соединения полов. "Закон, по которому головка, оплодотворяющая цветок, приближается к женскому рыльцу и после отталкивается им, есть лишь модификация всеобщего закона природы, по которому и частицы противоположного электрического заряда сначала притягивают друг друга, а затем, возбудив друг в друге однородное электричество, отталкиваются"48.

И только в человеке свет и тяжесть представлены самостоятельно, а не как частичное целое, в снятом виде, и благодаря этому в единстве и противоположности полов можно наблюдать отношения высших божественных начал самих по себе, в своей самости: "Абсолютная связка, единство и средоточие того и другого, может обрести саму себя только в одном. Это одно есть человек. ...истинное единство обоих начал есть то, в котором одновременно пребывает их сущностность. ...великое дело размножения. Связанное становится здесь, подобно связи, созидающим, порождающим, самого себя утверждающим"49.

Шеллинг мыслит двойственность только там, где противоположные стороны положены в одном и том же субъекте (или объекте), принадлежат одной природе, имеют общее происхождение, причем ни одна из этих сторон не превалирует над другой постоянно, равновесие непрерывно нарушается то одной, то другой силой: "Изначальные силы... не были бы противоположны друг другу, если бы они не были изначально деятельностью одной


47 Метаморфоз (гр. "превращение") - переход одной стадии или формы послезародышевого развития некоторых животных в другую, выражающийся нередко в резком изменении строения развивающегося животного (напр., личинки насекомого - в куколку, куколки - во взрослое насекомое).

48 Шеллинг Ф. В. Й. О мировой душе. С. 155.

49 Шеллинг Ф. В. Й. Об отношении реального и идеального в природе. С. 49.

стр. 132


и той же природы, только направленной в противоположные стороны. Именно поэтому всякую материю необходимо мыслить как однородную по своей субстанции; ибо только потому, что она сама с собой однородна, она способна к раздвоению, т. е. к реальному противоположению. Каждая действительность уже предполагает раздвоение. Следовательно, учение о природепредполагает в качестве непосредственного принципа всеобщую двойственность"50.

Идея двойственности мира, наличие в нем динамических противоположностей позволяет Шеллингу сделать вывод о том, что все многообразие жизни заключено в единстве положительного начала для всех и в различии отрицательных начал в каждом отдельном существе. Жизнь как таковая, основание жизни, заключенное в противоположных началах, присуще всем живым индивидуумам, отличает их друг от друга только характер их жизни, отрицательное, индивидуализирующее начало в каждом из них.

Ф. Энгельс в работе "Анти-Дюринг" справедливо отмечал: "Гораздо легче вместе со скудоумной посредственностью обрушиваться на старую натурфилософию, чем оценить ее историческое значение. Она содержит много нелепостей и фантастики, но не больше, чем современные ей нефилософские теории естествоиспытателей-эмпириков, а что она содержит также и много осмысленного и разумного, это начинают понимать с тех пор, как стала распространяться теория развития"51. Действительно, Шеллинга можно упрекнуть в том, что система трансцендентального идеализма так и не была создана, но, по свидетельству современников, он был скорее виртуозом слова, чем мастером филигранного пера! И как можно изложить озаренье, ведь Шеллинг сам считал, что наподобие того, как роком именуется та сила, которая осуществляет цели, нами не выставлявшиеся в нашем свободном поведении, вызывая действия без нашего ведома и даже наперекор нашему желанию, так гениальностью зовем мы то непостижимое, что придает объективность осознанному. И там, где художник мог себе позволить умолчать, мы вынуждены достраивать, ибо концепция, построенная на постулировании двух рядов, в которых конкретизируется абсолют - идеальное, бесконечное и реальное, конечное, т. е. принцип двойственности Шеллинга может выступить как методологический принцип неклассической науки и необходимо имеет злободневное значение для парадигмы постмодернизма.


50 Шеллинг Ф. В. Й. О мировой душе. С. 101.

51 Энгельс Ф. Анти-Дюринг. М., 1988. С. 7.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРИНЦИП-ДВОЙСТВЕННОСТИ-В-НАТУРФИЛОСОФИИ-Ф-В-Й-ШЕЛЛИНГА

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Galina SivkoContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sivko

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. А. Ашимова, В. В. Попков, ПРИНЦИП ДВОЙСТВЕННОСТИ В НАТУРФИЛОСОФИИ Ф. В. Й. ШЕЛЛИНГА // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРИНЦИП-ДВОЙСТВЕННОСТИ-В-НАТУРФИЛОСОФИИ-Ф-В-Й-ШЕЛЛИНГА (date of access: 22.09.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - В. А. Ашимова, В. В. Попков:

В. А. Ашимова, В. В. Попков → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Galina Sivko
Краснодар, Russia
676 views rating
14.09.2015 (1468 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Преграды к созданью Единой Теории Поля и путь одоления их. Barriers to the creation of the Unified Field Theory and the path of overcoming them.
Catalog: Философия 
3 days ago · From Олег Ермаков
ЯНТАРНЫЙ ПУТЬ
Catalog: География 
4 days ago · From Россия Онлайн
ПЕРВАЯ В РОССИИ КНИГА О ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XVIII ВЕКА
4 days ago · From Россия Онлайн
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БРУСИЛОВ
4 days ago · From Россия Онлайн
ЕГИПЕТ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
4 days ago · From Россия Онлайн
А. Т. БОЛОТОВ - УЧЕНЫЙ, ПИСАТЕЛЬ ЭНЦИКЛОПЕДИСТ
4 days ago · From Россия Онлайн
Несмотря на недолгое существование казино Crystal Casino на онлайн-рынке, сейчас оно является одним из самых развитых и уважаемых онлайн-казино. Это российское онлайн-казино предлагает несколько сотен различных игр, доступных на настольных компьютерах, а также на смартфонах и планшетах.
Catalog: Лайфстайл 
4 days ago · From Россия Онлайн
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
10 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
10 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ПРИНЦИП ДВОЙСТВЕННОСТИ В НАТУРФИЛОСОФИИ Ф. В. Й. ШЕЛЛИНГА
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones