Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-9038

Share with friends in SM

Выдающийся ученый, лауреат Нобелевской премии И. Р. Пригожий, имея в виду необходимость выявления природы объективно-реального времени, писал: "Главное сейчас в науке - переоткрытие времени, выход его на первый план" [1]. Однако в философии и науке до наших дней принято считать, что на вопрос: что такое время? - ответа не существует. Более того, по мнению ряда исследователей, время умонепостигаемо. Так, выдающийся русский философ В. С. Соловьев в статье "Время" (Энциклопедический словарь издателей Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона) писал, что "время не допускает рационального определения его сущности". Американский ученый Липпинкот пишет: "Перед тайной времени все - способности разума, формулы логики, методы науки, - все делается бессильным. Время есть нечто, что недоступно познанию.... Все мыслители всех веков не смогли понять эту великую тайну - время. Не имеется реального решения этой проблемы" [2]. Эти высказывания имели место несмотря на то, что мысль о связи времени с движением выдвигалась в истории философии от Аристотеля до Гегеля. Она была поддержана и развита основоположниками диалектического материализма. А. Эйнштейн связал время с движением уже в физической теории. По мнению И. Пригожина, это было выдающимся достижением науки XX в. Однако механизм связи времени с движением не был раскрыт до конца и великим ученым. Дело в том, что Эйнштейн, на мой взгляд, неправомерно связал время с механическим движением. В этой связи время теории отно-


Статья печатается при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект N 06 - 03 - 37 - 301 а/Ю).

стр. 41


сительности, как и другие концептуальные времена, является постулированным, условным, придуманным человеком.

С моей же точки зрения, объективно-реальное, по моей терминологии, функциональное время [4], не зависит от воли человека и его сознания, Дело в том, что объективно-реальное, функциональное время образуется в результате последовательной смены качественно новых состояний конкретных материальных объектов, процессов (каждый объект - процесс). Иными словами, объективно-реальное, функциональное время образуется качественными изменениями как причиной становления (оно с механическим движением не связано). Понятие изменения здесь означает, что нечто случается, нечто происходит - в отличие от другого смысла слова "изменяться", когда речь идет только о различии, различии в значении некоторого параметра, характеризующего явление. Например, окраска стены изменяется от одного ее края до другого, - изменение есть, но это не временное изменение; изменение есть, но события не происходят. Как было уже сказано, объективно-реальное, функциональное время образуется исключительно в результате последовательной смены качественно новых состояний объектов и самих объектов. Последовательно сменяющиеся качественно новые состояния материального объекта образуют собственные временные длительности, в которых и существуют. Дело в том, что состояния материального объекта, как и сами объекты, не могут возникать и существовать, не образуя собственное время. Некоторая длительность, образуемая последовательно сменяющимися состояниями объекта, и является объективно-реальным, функциональным временем. Собственное время состояний объекта и самого объекта возникает и существует вместе с данным состоянием и данным объектом. На мой взгляд, объективно-реальное, функциональное время не имеет другой причины возникновения и существования. В этой связи, по моему мнению, в природе другого реального времени нет.

Не образуют функциональное время последовательно сменяющиеся дни и ночи, поскольку они - следствие механического вращения Земного шара вокруг своей оси. Не являются функциональным временем и последовательно сменяющиеся годы, так как год - результат полного оборота Земли по своей орбите вокруг Солнца, т. е. результат движения как простого перемещения.

Объекты и их состояния с момента своего возникновения до воплощения их материального содержания в последующие объекты и их состояния образуют свои собственные настоящие времена.

стр. 42


В этой связи функционирование объекта, пока он существует как таковой, осуществляется в его собственном настоящем времени. Следовательно, только настоящее время, образуемое конкретными, конечными материальными объектами, процессами, существует объективно, в реальной действительности. Так называемые прошлое и будущее времена статуса реальности не имеют. В природе не существует прошлого времени как некоторого рода вместилище, в которое бы переходили все существовавшие ранее, но исчезнувшие как таковые, материальные объекты. Связано это с тем, что их материальное содержание воплощается в последующие объекты. По указанной причине не существует и будущего времени, в котором бы находились материальные объекты до своего возникновения.

В связи со сказанным, функциональное время течет от настоящего, образуемого одними последовательно сменяющимися состояниями и объектами, к настоящему, образуемому последующими состояниями и объектами. Например, каждое из последовательно сменяющихся состояний образует свое собственное время, пока существует как таковое. По указанной причине свои собственные настоящие времена образуют и материальные объекты, так как каждый объект - процесс. Поскольку функциональное время образуется реально существующими материальными объектами и их состояниями, оно имеет физический смысл, физическое значение.

Функциональное время по причине своей несубстанциональности не является ни веществом, ни полем, ни особой субстанцией, не зависящей от вещей и явлений. Для того, чтобы существовать, длиться, оно должно возникать и исчезать вместе с материальными объектами, процессами. Мир в целом несотворим и неуничтожим, не возникает и не исчезает как таковой, поэтому понятие времени к нему не применимо. Именно сказанным обусловлена причина отсутствия единого мирового времени, а не конечностью распространения материальных взаимодействий. Функциональное время образуют и циклы расширения, и сжатия Вселенной (если она пульсирует).

В связи с тем, что время образуется конкретными, конечными материальными объектами, процессами, оно всегда конечно. Следовательно, вечность не является бесконечным временем. Несмотря на это, в философской литературе и справочных изданиях вечность ошибочно называется бесконечностью времени существования материального мира или течением времени, не имеющим начала и конца.

стр. 43


Функциональное время, как уже было сказано, - несубстанционально. В этой связи оно принципиально необратимо. Функциональное время не повернуло бы вспять, если бы даже материальные процессы стали протекать обратно. Несмотря на сказанное, законы физики допускают обратный ход времени.

Несубстанциональное функциональное время не может ни замедляться, ни ускоряться. Замедляться и ускоряться могут лишь процессы, образующие время. В этой связи замедление времени, считающееся в физике экспериментально доказанным фактом, следует считать ошибочным. По указанной причине нельзя признать корректным и сенсационное сообщение о том, что американским ученым удалось остановить время [5].

Поскольку функциональное время несубстанционально, оно не имеет собственных свойств, а лишь специфически отражает свойства процесса, образующего его. Так, например, временной ритм и временные длительности, образуемые последовательно сменяющимися состояниями данного процесса, всецело зависят от характера протекания процесса, т. е. от того, как часто возникают и как долго длятся его состояния.

Из всего сказанного следует, что в объективной действительности время является функцией процесса, а не процесс - функцией времени, как принято считать в науке. В этой связи необходимо в корне поменять подходы к исследованию процессов во всех сферах науки и практики. Только таким путем можно выявлять ранее неизвестные закономерности и использовать их для решения возникающих перед человеком проблем.

Как известно, термин "собственное время" используется и в теории относительности. Однако между собственным временем теории относительности и собственным временем функциональной концепции существует коренное различие. Собственное время теории относительности измеряется "хорошими часами", связанными с движущимся телом. Собственное время функциональной концепции могло бы быть измерено лишь "идеальными часами", способными точно повторять ритмы и длительности, образуемые последовательно сменяющимися состояниями материального объекта.

Различие между функциональным временем и концептуальными временами можно проиллюстрировать и на примере цезиевых часов, выбранных в качестве эталона времени. Известно, что секунда равна интервалу времени, в течение которого электромагнитная волна, испускаемая атомом цезия-133, совершает 9.192.631.720 ко-

стр. 44


лебаний, соответствующих частоте перехода между двумя энергетическими уровнями атома цезия. Однако секунда является единицей условного, постулированного времени, а не объективно-реального, функционального времени. Единицей функционального времени, образуемого атомом цезия, является интервал времени, за которое он переходит от одного энергетического уровня к другому. Все сказанное позволяет сделать функциональное время объектом изучения.

Следует заметить также, что ряд биологов (Т. А. Детлаф, Г. М. Игнатьева и др.) уже пользуется новыми подходами к изучению пространственно-временной организации биологических систем. Благодаря этому они обнаружили и используют на практике ранее не известные закономерности развития животных. Они хронометрируют исследуемые ими процессы не в астрономических единицах (сутки, часы, минуты, секунды), а в единицах длительности, отмеряемых при помощи тех или иных процессов самого изучаемого живого организма [6], т. е. они являются единицами функционального времени! По мнению самих биологов, широко используемые единицы астрономического времени дают очень ограниченную информацию, справедливую в каждом случае только для данного вида организмов и данных конкретных условий. Только исследование временных закономерностей развития животных указанным методом впервые позволило биологам ввести параметр времени в сравнительно-эмбриологические исследования и сделать само время объектом изучения. По справедливому мнению исследователей, лишь при использовании этого метода обнаруживается удивительное единообразие в развитии организмов, говорящее о существовании внутренних динамических законов развития, которые не могут быть выявлены при использовании общепринятых единиц измерения времени.

Все сказанное, как мне представляется, убедительно свидетельствует о том, что можно вести речь о выявлении причины объективно-реального, функционального времени, а следовательно, о получении ответа на вопрос - что такое время?

Выше речь шла о физическом времени, преимущественно являющимся объектом исследования в философии. Однако за последнее время объектом исследования в философии и науке становятся так называемые нефизические формы времени: историческое, социальное, биологическое, географическое и др. И хотя нефункциональное время при строгом подходе не может быть, например, ни физическим, ни историческим, время, образуемое физическими

стр. 45


процессами, целесообразно называть физическим, а время, образуемое историческими процессами, - историческим.

Рассматривая проблему исторического времени, следует заметить, что в истории, как и в естествознании, ряд исследователей связывает время с движением, процессами. Речь идет прежде всего об исследователях, которые связывали или связывают время с событиями7, например, о Ф. Броделе, который писал, что время можно измерять событиями. Он же отмечал, что "с одной стороны, время можно измерять событиями, с другой - событие само измеряется астрономическим временем ("битва длилась до захода солнца")" [8].

Савельева И. М. и Полетаев А. В. пишут: "Роль события как исходного элемента исторического времени связана, прежде всего, с датировкой. Сама природа события такова, что событийная история привязана к хронологии. Именно хронология задает рамки, в которых располагаются происшествия, из которых и отбираются события. На оси времени откладываются события - собственно, ничего другого там и нет" [9]. В этой связи заметим, во-первых, что каждое историческое событие, каждый исторический процесс (каждое событие тоже - процесс) в результате последовательной смены его качественно новых состояний образует собственное время. Во-вторых, нельзя согласиться с утверждением - "сама природа события такова, что событийная история привязана к хронологии". Скорее всего, хронология привязана к событиям, поскольку она придумана человеком для того, чтобы реальные исторические события можно было расположить на условной временной оси, каковой является хронология. Под углом высказанной мной точки зрения следует рассматривать и следующее высказывание тех же авторов: "Проще говоря, датировка как маркировка времени означает, что когда нас спрашивают, что происходило в таком-то году, мы называем некие события, придавая этому времени определенные качественные характеристики. В свою очередь датировка как темпоральная организация истории означает, что при ответе на вопрос о каком-либо событии мы прежде всего называем время, когда оно произошло, тем самым помещая это событие в общую историческую канву" [10].

При ответе на вопрос о каком либо событии мы прежде всего действительно называем время, когда оно произошло. Однако время, которое мы называем, является постулированным, придуманным человеком временем. В этой связи постулированным является и так называемая общая историческая канва, в которую помещаем

стр. 46


событие. И по мнению Г. Зиммеля, "мы помещаем событие в объективно протекающее время не для того, чтобы оно соучаствовало в его протяженности, но для того чтобы каждое событие получило соотносимое с другими местоположение" [11]. В этой связи подчеркнем еще, что объективно протекающее время образуют сами события, сами исторические процессы (точнее, они образовывали время, когда еще существовали как таковые). Другое дело, что мы должны расположить событие на условной временной оси для того, чтобы оно получило соотносимое с другими событиями местоположение.

Когда исследователи овладеют объективно-реальным, функциональным историческим временем и начнут учитывать фактор этого времени, более достоверной станет прошлая история, уроки которой будут использоваться эффективней, а на этой основе точнее станет прогноз на будущее. В связи со сказанным можно сослаться на К. Ясперса, который писал: "Прошлое содержится в нашей памяти лишь отрывками, будущее темно. Лишь настоящее могло бы быть озарено светом. Ведь мы полностью в нем. Однако именно оно оказывается непроницаемым, ибо ясным оно было бы лишь при полном знании прошлого, которое служит ему основой, и будущего, которое таит его в себе" [12].

Савельева И. М., Полетаев А. В. пишут: "События, следующие одно за другим, образуют временной ряд, который не является простой совокупностью несвязанных событий. Историческое мышление как раз и основывается на предположении (или априорном принципе, как сказали бы Кант и Фихте) о существовании внутренних, или необходимых, связей между событиями во временном ряду, так что одно событие необходимо ведет к другому, и поэтому возможно вести исследование от настоящего к прошлому" [13]. События, следующие друг за другом, действительно образуют временной ряд объективно-реального, функционального времени. Однако этот временной ряд только для удобства исчисляется часами, днями, месяцами, годами и т. д., т. е. единицами постулированного, условного астрономического времени.

Исследователи связывают события и со структурированием исторического времени. По их мнению, событие - это разрыв исторического времени, перерыв в постепенности. Так, Т. Карлейль писал: "Вещь, событие, о которой или о котором говорят или что-то написано, не есть ли во всех случаях своего рода срыв, своего рода нарушение непрерывности? - Ведь даже когда происходит какое-то радостное событие, оно все-таки несет с собой изменение, несет с собой убыток... - этак было всегда, и раньше, и теперь, -

стр. 47


оно несет с собой нерегулярность..." [14]. Вещи и события действительно конечны, но они не являются перерывом или разрывом в непрерывном историческом времени, поскольку объективно-реальное, функциональное время образуется конечными событиями, а потому всегда конечно. Известно: "Представители школы "Анналов", и прежде всего Ф. Бродель, предпринимали попытки "несобытийного" структурирования исторического времени, в основе которого лежала классификация исторических процессов. Акцент на структуры подразумевал упорядоченность причинных факторов и постулировал, что репрезентация событий подчиняется ментальным и идеологическим конструкциям, в основе которых лежат экономические функции, социальные иерархии или другие элементы структуры, а не временная последовательность" [15]. Такого рода попытки едва ли стоят одобрения, поскольку из сказанного выше следует, что неправомерно располагать события как точки на оси исторического времени. События порождают время, а не наоборот.

В этой связи можно согласиться со следующим мнением: "Надо сказать, что периодизация истории на основе структурных характеристик все равно имеет связь с событием, поскольку выбор исторического периода формирует последующий отбор и интерпретацию событий. В рамках структурного подхода объектом исследования может быть период времени, наполненный определенным содержанием" [16]. Здесь представляет определенный интерес и мнение К. Леви-Стросса: "Не только иллюзорно, но и противоречиво мыслить историческое становление как непрерывное развертывание, начатое с доистории, закодированной десятками или сотнями тысячелетий, развивающейся в шкалу из тысяч, начиная с четвертого или третьего, а затем продолжаясь в виде секулярной истории, нашпигованной, по прихоти каждого автора, ломтями годичной истории в рамках столетия или по дням в рамках года, если даже не по часам в течение дня. Все эти даты не образуют одного ряда: они принадлежат различным видам... События, которые являются значащими по одному (временному) коду, не остаются таковыми по другому. Закодированные в системе доистории, наиболее известные события новой и современной истории перестают быть существенными; за исключением, возможно (и опять-таки мы об этом ничего не знаем), некоторых мощных аспектов демографической эволюции, осуществляемой в глобальных масштабах, открытия парового двигателя, электричества и ядерной энергии" [17]. Дело в том, что сказанное К. Леви-Строссом свидетельствует о том, что,

стр. 48


как справедливо констатируют Савельева И. М. и Полетаев А. В.: "Наряду с наглядным представлением о точках-событиях на оси времени, у историков существует представление о некоем "историческом континууме" прошлом, настоящем, а затем будущем, в котором события вступают между собой в отношения последовательности, причинности и взаимозависимости и по воле историка образуют самые разнообразные структуры и комбинации" [18].

Таким образом, событие - явление общественной жизни, как и любое другое изменение, происходящее в ней. В любом обществе имеет место последовательная смена его качественно новых состояний. И такая последовательная смена состояний общественной жизни необходимо образует историческое время, когда речь идет о событиях прошлого. Историческое время образуют и последовательно сменяющиеся состояния исторического процесса. Причем под последовательно сменяющимися состояниями исторического процесса следует подразумевать как события, так и любые другие изменения, происходящие в обществе. Следует еще только заметить, что речь идет об изменениях в обществе как едином целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. "Поиск". 1993. 5 - 10 марта. N 10.

2. Lippincott H. H. Eternal Life // The Personalist. Los Angeles, 1960. Vol. 41. N 1. P. 39 - 40.

3. См.: "Поиск". 1993. 5 - 10 марта. N 10.

4. См.: Лолаев Т. П. Время: новые подходы к старой проблеме. Орджоникидзе, 1989; он же. Время в природе. Владикавказ, 1991; он же. Пространство и время, их связь с движением. Владикавказ, 1992; он же. Концептуальные времена: степень их адекватности объективно-реальному времени. Владикавказ, 1993; он же. Функциональная концепция времени. Владикавказ, 1994; он же. О "механизме" течения времени // Вопросы философии. 1996. N 1; он же. Почему вечность не бесконечное время // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1998. N 2; он же.Функциональное время // Концепции современного естествознания: философское осмысление. Москва-Владикавказ, 2003 и др.

5. См.: "Nature". 26. 01. 2001.

6. Детлаф Т. А. Изучение временных закономерностей развития животных // Онтогенез. 1989. Т. 20. С. 647.

7. Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность // Философия и методология истории. М., 1977. С. 119.

8. Там же.

9. Савельева И. М., Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997. С. 151.

стр. 49


10. Там же.

11. Зиммель Г. Избранное в 2-х т. М., 1996. Т. 1. С. 524.

12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 141.

13. Савельева И. М., Полетаев А. В. Указ. соч. С. 153.

14. Карлейль Т. Французская революция. История. М., 1991. С. 25.

15. Савельева И. М., Полетаев А. В. Указ. соч. С. 157.

16. Там же. С. 158.

17. Леви-Стросс К. М. Первобытное мышление. М., 1994. С. 319.

18. Савельева И. М., Полетаев А. В. Указ. соч. С. 159.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРОБЛЕМА-ВРЕМЕНИ-В-ФИЛОСОФИИ-И-ИСТОРИИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Galina SivkoContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sivko

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Т. П. Лолаев, ПРОБЛЕМА ВРЕМЕНИ В ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРОБЛЕМА-ВРЕМЕНИ-В-ФИЛОСОФИИ-И-ИСТОРИИ (date of access: 17.09.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Т. П. Лолаев:

Т. П. Лолаев → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Galina Sivko
Краснодар, Russia
1416 views rating
14.09.2015 (1464 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
5 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
5 days ago · From Россия Онлайн
Российское онлайн-казино предлагает нам игры производства NetEntertaiment, Microgaiming и других менее известных разработчиков.
Catalog: Лайфстайл 
5 days ago · From Россия Онлайн
Рассматривается гравитационное поле, как энергетическая структура взаимодействия гравитирующих объектов. Предлагается расчёт гравитационных взаимодействий с точки зрения гравитационного потенциала взаимодействия частиц. Даны определения потенциала гравитационного пля. Вводится понятие ГРАДИЕНТА гравитационного потенциала взаимодействующих частиц. Вычислена энергия Вселенной, которая является постоянной величиной.
Catalog: Физика 
6 days ago · From Владимир Груздов
В событиях электорального Майдана 2019 года, приведшего к власти команду Зеленского, прямо явила себя Мать живущих Луна, устремив Украину, корабль наш, стезею Добра.
Catalog: Философия 
7 days ago · From Олег Ермаков
Симультанный синестетический образ "Музыка красоты", созданный Ириной Мирошник для синестетической музыкотерапии, объединяет комплементарные (взаимодополняющие) и скоординированные художественные образы: изобразительный — картина «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и музыкальный — «Музыка Первичного Океана» Ирины Мирошник. Создание симультанных (от франц. simultane — одновременный) художественных образов в синестетических композициях — это новая тенденция персоналистической культуры будущего — синестетический симультанизм. Синестетический симультанизм основывается на законах и принципах Координационной парадигмы развития (КПР), как общенаучной теории координации, альтернативной диалектике и метафизике.
Причина утраты людьми смысла древних имен. The reason of loss of the meaning of ancient names by people.
Catalog: Философия 
15 days ago · From Олег Ермаков
За последние месяцы международным общественным мнением очередной раз была выражена крайняя обеспокоенность напряженностью в споре о суверенитете в Южно-Китайском море, внезапно обострившемся после ряда внезапных и необоснованных действий Китая в районе ЮКМ
20 days ago · From Марина Тригубенко
3 июля 2019 года крупнейшее исследовательское судно Китая «Морская геология 8» в сопровождении двух тяжелых кораблей береговой охраны и целой флотилии вспомогательных судов незаконно вошла в район отмели Ты Тинь в блоке 06-01 в юго-западной части архипелага Спратли, расположенный в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) и континентальном шельфе в Южно-Китайском море. Ряд китайских морских судов спровоцировали действия против вьетнамской береговой охраны вокруг буровой установки проекта Нам Кон Шон - проект совместного предприятия Вьетнама с Россией. Китайские морские геологи сразу начали проводить сейсмические исследования дна. Одновременно они потребовали вывода оттуда японской буровой платформы Хакури 5, которая по контракту с «Роснефтью» и «Петровьетнам» уже более месяца ведёт разведочное бурение в этом же месте.
26 days ago · From Марина Тригубенко

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ПРОБЛЕМА ВРЕМЕНИ В ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones