При всех изменениях и сложнейших превращениях философии (переход от классической и неклассической и постклассической, от модерна к постмодерну), при всей ее удаленности от эмпирии, обыденности, повседневности она не может окончательно порывать с жизнью, утрачивать какое бы то ни было практическое применение. "Наш разум естественно уносится в область знаний так далеко, что ни один предмет, который может быть дан в опыте, никогда не может совпасть с этими знаниями, и, тем не менее, они обладают реальностью, не есть химеры"1. Предельными основаниями, которые служат предметом философской рефлексии, являются бытие и сознание. Как теоретическая форма мировоззрения философия не может уйти от вопроса об отношении человека к миру. В своей мировоззренческой функции философия объективно не противостоит отдельному человеку как реальному эмпирическому индивиду.
Вся история философии демонстрирует невозможность исключить понятие бытия из категориального аппарата философии. С другой стороны, тенденция денатурализации бытия уходит своими корнями уже в античность (Платон). От господства онтологической аристотелевской парадигмы бытия как бытия процесс развития в ХХ в. приводит к деонтологизации. Уже в ХIХ в. Ницше заговорил о необходимости оправдания бытия. Деонтологизация в
1 Кант И. Соч. в 6 т. Т. 3. М., 1964. С. 350.
стр. 194
ХХ в. приобретает различные оттенки. Наука ставит перед фактом открытия виртуальной реальности, явления виртуализма, что ведет к мысли о превращении онтологии в нигитологию, бытия в ничто2 . В философии ХХ в. возникает направление, которое представляет бытие не иначе как бытие сознания (феноменология).
Эстетика как философская наука, а именно так она проявляет себя в истории философии от античности до наших дней, принимает на себя происходящие в философии превращения, поскольку философская парадигма определяет парадигму эстетическую и в конечном счете художественно-эстетическую картину мира. В постклассической философии ХХ в. положение вещей принципиально меняется. "Искусство становится... генеративной моделью, источником конструктивных идей гносеологии и метафизики: онтологический статус искусства абсолютизируется, обретает несвойственную ему функцию онтологической матрицы истины"3 . Критическая философия Канта, в особенности его третья "Критика", потенциально содержала процесс нарастания "эстетизации современного философского знания"4 . По мысли Б. Пастернака, "не философия, а искусство призвано схватывать и осязаемо выражать суть жизни"5 .
Если искусство способно служить в неклассической философии моделью философствования, то его онтологический статус в исследовании эстетического, в области эстетической теории не может быть подвергнут сомнению. "Современный неклассический тип рациональности ориентирован на выявление бытийственного измерения творчества"6 . Возрождается культ художника-гения, апофеоз художественного творчества. "В истоке произведения искусства лежит акт инициации, обращения в мир из небытия, из хаоса, из ничто, из субъективности"7 . Искусство обволакивается мистическим туманом, а художник свободно творит наравне с Богом. Весь этот пафос относительно искусства скорее языкового плана и мало прибавляет к анализу его содержания. В неклассической филосо-
2 Кутырев В. А. Оправдание бытия // Вопросы философии. 2000. N 5.
3 Долгов К. М. И. Кант. Критика вкуса и эстетическая критериология // Вопросы философии. 2005. N 8. С. 42.
4 Там же. С. 55.
5 Кормин Н. А. Онтология эстетического. М., 1992. С. 7.
6 Там же. С. 5.
7 Ахутин А. В. Понятие "природа в Античности и в Новое время ("фюсис" и "натура"). М., 1988. С. 183.
стр. 195
фии и эстетике при анализе художественного творчества затушевывается его понимание как вида социальной деятельности, художника-гения как общественного человека, реальной личности, реального общества, понимание искусства как элемента культуры. Игнорируется мир культуры как посредник между художником и Универсумом, мирозданием. "Идея онтологии искусства касается, перефразируя Мамардашвили, того, под какими формами искусство задает место и возможности человека в мире, какие последствия вызывает волна искусства в океане жизни, какие последствия имеет оно для того, во что и в какую форму отольется структура мира"8 .
В литературе нередко противопоставляется природо- и социоцентристские трактовки эстетического. Некоторые авторы, желая отыскать золотую середину в решении данной проблемы, заявляют, что "эстетическое, постигнутое философски, должно стать вселенским"9 . Говорят о некоторой гармонической встроенности человека в мир природы, об особой эстетической интуиции единства человека и мира. Как природное существо человек встроен в процесс биологической эволюции, как социальное становится человеческим индивидом, личностью в процессе культурации (Каган) и социализации. Человеческий индивид - природно-общественное, биосоциальное существо, и это единство в нем органично и нерасторжимо, и только в абстракции оно может быть расчленено.
Постановка вопроса об эстетическом в структуре человеческого бытия10 весьма характерна для принципиальной антисистемности и специфического языка постклассической философии и эстетики. Явление эстетического несамодостаточно; это свойство предмета, объекта, вещи, определения понятия. Человеческое бытие всегда есть бытие общественное, хотя человек как индивид, личность индивидуален, уникален. В данной статье рассматривается эстетическое сознание, онтология которого должна быть определена как общественное бытие, общественные отношения, предметно-чувственная деятельность, продуктами которой являются ценности культуры, в том числе и эстетические, и художественные ценности.
В статье предлагается антропологический подход к анализу эстетического сознания; при этом предмет антропологии составляет человек не только как биосоциальное существо, но прежде всего как автономная человеческая личность, личностная индивидуаль-
8 Кормин Н. А. Ук. соч. С. 7.
9 Там же. С. 40.
10 Там же. С. 59.
стр. 196
ность, уникальность человеческой личности. Уникальность автономной, развитой современной личности, таким образом, полагается как онтологическое основание эстетического сознания.
Трагизм бытия становится неизбежным следствием допущения чистой субъективности изолированного индивида в качестве подлинного бытия в философии экзистенциализма. Этот трагизм преодолевается на пути осмысления внутренней связи бытия автономной личности с бытием общества, общественным бытием. Автономная личность возможна только в обществе, в процессе интериоризации отдельным индивидом ценностей культуры, социального опыта, интеграции богатого спектра общественных связей и отношений. Следовательно, индивидуальность человеческой личности может быть раскрыта как индивидуально-личностное бытие многообразных общественных отношений, безличных или надличностных, не сводящихся к непосредственным межличностным контактам. Вступая в жизнь, каждый эмпирический индивид сталкивается с определенной данностью и заданностью условий собственной деятельности, поведения, жизни, с большей или меньшей степенью несвободы.
Отношение человеческого индивида, личности к природе, Универсуму, Космосу не может быть непосредственным; оно всегда опосредовано культурой, социальными связями, общественным бытием как важнейшей сферой бытия как целого. Эстетическое сознание поэтому не есть просто осознание красоты природы, Универсума. Оно представляет одну из форм общественного сознания, которая соотносительна с бытием общества. Индивидуально-личностное проявление общественного бытия и составляет онтологическую основу эстетического сознания. Иначе говоря, эстетическое сознание обнаруживает свою человечески-личностную антропологическую природу, сущность уже на уровне анализа его онтологии, на его бытийном уровне.
Эстетическое сознание рождается из потребности человеческой личности не уйти бесследно, не потерять себя в безликой реальности истории и природы, культуры и цивилизации, из потребности оставить свой след, запечатлеть себя в чуждом, безразличном, противостоящем мире.
Благодаря своей специфической художественно-образной форме искусство является той областью культуры, где человек может выразить, воплотить, запечатлеть себя наиболее индивидуально и уникально. Выражаясь метафорически, искусство - это живая душа эстетического сознания. Сопоставление эстетического сознания и
стр. 197
искусства с нормами морали, юридическими законами убедительно показывает безличный характер как моральных, так и юридических норм. Художественное произведение неотделимо от индивидуальности его создателя, творца, гения. Только Толстой мог написать "Войну и мир", только Чайковский мог создать оперу "Евгений Онегин". А вот законы механики, открытые Ньютоном, периодическая система химических элементов Менделеева не носит на себе отпечатка индивидуальности.
Общественное бытие как индивидуально-личностное проявление безличных общественных отношений в качестве методологического принципа обеспечивает теоретический анализ сущности эстетического сознания, его онтологии в традициях классики, основных категорий и понятий эстетики. Антропологический подход к рассмотрению эстетического сознания позволяет выявить глубинные причины происходящих изменений в эстетике и искусстве, а также критерии принципиальных различий культуры и посткультуры, классики и нонклассики. По мысли В. В. Бычкова, эстетика не стала антиэстетикой, но превратилась в параэстетику с соответствующими паракатегориями: жестокость, телесность, вещь, лабиринт, заумь, абсурд и т.п. Идущие от античной эстетики категории прекрасного, трагического, возвышенного, по его мнению, уже не работают в неклассической эстетике. Смерть культуры, утверждение нонклассики в философии, эстетике, искусстве, художественной деятельности объясняются отказом от Великого Другого, а также развитием научно-технического прогресса, материализма в философии, реализма в искусстве. Исторически культура формировалась и развивалась в русле христианской культуры, "в русле религиозного или околорелигиозного миропонимания, ориентировалась на веру в высшую духовную реальность... Первоединого, Бога, Абсолюта, некоего Великого Другого"11 . Из этого рассуждения напрашивается вывод, что расцвет европейской культуры относится к Средневековью, что лучшим жанром в живописи является иконопись. Расшатывание устоев культуры, как считает Бычков, начинается с ХVI в., а в ХХ в. утрата Бога и развитие цивилизации приводят к слому культуры, ее деградации, вырождению. Посткультура - творение "одномерного человека", а в социальном плане - это культура нулевого цикла (Маркузе).
Выделение классического периода в культуре является доста-
11 Бычков В. В. Феномен неклассического эстетического сознания // Вопросы философии. 2003. N 10. С. 61.
стр. 198
точно условным. Подлинные ценности культуры в различных ее сферах: в эстетике, философии были созданы не только в официально выделенный период классики, но и за его рамками. Философия Платона, Аристотеля, эллинизма выходит за исторические рамки древнегреческой классики, но без нее древнегреческая культура утратила бы свою полноту и целостность.
Выделение в культуре, философии, эстетике классического и неклассического периодов во многом зависит от того, что принять в качестве критерия периодизации. В данном исследовании таким критерием служит не Бог или духи, Абсолют, Первоединый, Великий Другой, а человек, личность, индивидуальность как онтологическое основание эстетического сознания, составляющего предмет эстетики.
Зрелость и развитость эстетического сознания, его автономия в целостной, синкретической системе общественного сознания, форм духовной жизни общества определяется уровнем автономии личности в обществе. В эпических поэмах Гомера, в поэзии Гесиода еще не проявляется автономность человеческой личности, личностное самосознание, внутренняя жизнь отдельного индивида. Искусство здесь органически вплетено в производство. На первый план выступает его утилитарно-практическая сущность. Эта мысль получает подтверждение в развитии таких видов искусства, как декоративно-прикладное искусство, архитектура, где находит свое выражение скорее индивидуальность эпохи, чем отдельной человеческой личности. Цеховая и сословная регламентация, неприятие официальным сознанием ценностей светского образа жизни и культуры ограничивает свободу личности, тормозит процесс ее автономизации в обществе. Религиозное искусство средних веков: иконопись, церковная музыка, строительство храмов, а также народное искусство сдерживают возможности индивидуальной самореализации в художественном творчестве.
Гуманизм Возрождения обусловил эстетический характер этой эпохи, расцвет искусства, апофеоз художественного творчества, культ художника-творца. Это был качественный скачок в процессе автономизации индивида, которого не знала ни одна другая из прошлых исторических эпох.
В антропоцентристской ренессансной философии и эстетике человек теоретически осмысливается и осознает себя прежде всего как природное существо. Утверждается пантеистическая художественно-эстетическая картина мира. Природа обретает эстетическую ценность не только как творение Бога, но и сама по себе, как
стр. 199
самостоятельное начало, как чувственный мир. Бог - душа природы; он как бы разлит в ней и вездесущ.
Основным видом искусства является живопись. Именно она, по Гегелю, характеризует классический этап в развитии искусства. Важнейшим критерием художественности в этот период является близость к природе, подражание ей.
Коренное изменение в развитии эстетического сознания связано с отделением искусства от ремесла. Поступательность в развитии эстетического сознания не является безусловной. Машинное производство, которое разрушило ремесло, привело к деэстетизации производства, к поляризации искусства и неискусства, эстетического и утилитарно-практического. В ремесленных изделиях, как правило, эстетическое и неэстетическое, красота и польза гармонически сочетались; ремесленник и художник соединялись в одном лице; эстетическое начало проникало глубоко в жизнь. В ручном труде, несмотря на его рутинность, ремесленник является универсальным. Разделение труда приводит к утрате целостности индивида и ограничению его самовыражения в фундаментальной сфере жизнедеятельности, в труде.
Устойчивый стереотип противопоставления ремесла и творчества искажает реальное, исторически сложившееся отношение ремесла и искусства. В продуктах ремесла эстетическая ценность по необходимости подчинена практическому назначению, полезности созданного предмета. Но сохранение целостности индивида в процессе его деятельности открывает значительные возможности творческого самовыражения. Разделение труда как закономерный этап общественного производства, неизбежно ведет к утрате творческой индивидуальной самореализации в сфере организации предметной среды. Возможности творческого самовыражения индивида как целостной личности концентрируются в области искусства, которое обретает свою самостоятельность и независимость от основной сферы жизнедеятельности.
Разделение труда вырыло пропасть между "частичным рабочим" (К. Маркс) в материальном производстве и целостной личностью художника-гения в художественном творчестве. В этой исторической ситуации индивид, оставаясь субъектом эстетического сознания в области вкуса, чувства, оценки, восприятия, перестает быть субъектом эстетической деятельности. Этот атрибут человеческого индивида превращается в модус, становясь монополией художника. Художник в этих условиях предстает как автономная, целостная личность. При этом история приносит в жертву толпу
стр. 200
нехудожников, предоставляя ей, однако, возможность воспринимать и оценивать, быть потребителем эстетических и художественных ценностей. Эта мысль получает гениальное выражение и обоснование в эстетике Канта. Проблема вкуса и гения является центральной, а вкус как способность суждения служит объектом философской рефлексии в его эстетике.
Вкус - это деятельность эстетического субъекта, конгениального художнику; она может подниматься до вершин творчества, где произведение искусства служит лишь поводом для воображения и творчества художественного критика. Образцом служит "просвещенный" вкус XVIII в. ("Салоны" Дидро).
К проблеме вкуса обращается подавляющее большинство философов и эстетиков эпохи Просвещения. Верой в разум, а также "просвещенным" вкусом отмечена духовная атмосфера этого времени. Эстетический вкус, эстетическая способность суждения занимают важное место не только в художественной практике, критике, но и служат принципом конституирования философско-эстетической парадигмы Просвещения. Если моделью философско-эстетического мышления в античности служит Космос, в средние века - Бог, в эпоху Возрождения - человек, в Новое время - наука, знание, то в эпоху Просвещения на эту роль претендует эстетический вкус. По мысли В. С. Библера, культуру ХУIII в. в определенном, узком смысле можно понимать как культуру "просвещенного вкуса". Во вкусе человек проявляет себя индивидуально. "В своем суждении человек больше всего выступает как индивидуальность, как, говоря словами Гегеля, этот, данный человек"12 .
В "просвещенном вкусе" художественный критик в качестве субъекта эстетического сознания проявляет свою свободную творческую индивидуальность во всей ее целостности и богатстве, но свобода осуществляется только как свобода творческого воображения. Правда, она ограничена произведением гения-творца, если даже это произведение служит только поводом для рефлексии. Неограниченная свобода достигается только в творческом воображении художника-гения.
Таким образом, в условиях разделения труда в крупной машинной промышленности, вытеснившей ручной труд, ремесло, самоосуществление человека как целостной личности возможно только в искусстве, художественном творчестве, художественной критике.
12 Библер В. С. Век Просвещения и критика способности суждения. Дидро, Кант. М., С. 152.
стр. 201
Но эстетическое сознание выходит далеко за пределы искусства, а эстетическая деятельность распространяется за рамки художественного творчества. Потребность в индивидуально-личностном измерении социальной среды сохраняется всегда, во все исторические периоды жизни общества. Вкус и стиль - вот в чем на поверхности поражает век Просвещения: вкус в искусстве, стиль - в сфере быта. Творческая целостная индивидуальность проявляет себя в эстетической деятельности по производству интерьера, мебели, парков, в игре воображения при оформлении празднеств. Вкус, переходящий в стиль в сфере быта, "разыгрывает в бесконечных вариациях все свои возможности, находя наиболее полное выражение каждый раз и в каждое десятилетие в каких-то формах значимой "пустоты""13 .
Углубление автономии личности - это сложный, противоречивый процесс, связанный с развитием социальных связей, их состоянием на каждой исторической ступени, например, с разделением труда (мануфактура, конвейер), которое приводит к духовной нищете, односторонности, отчуждению индивида от своей специфически человеческой сущности.
Преодоление рутинного, ручного труда в машинном производстве для общества в целом обернулось его процветанием и прогрессом, тогда как отдельный индивид, его творческое, целостное развитие надолго было принесено в жертву неотвратимости поступательного развития. Если механизация производства заводит во временный тупик развитие отдельного индивида, то дальнейшее совершенствование техники, автоматизация как бы возвращает индивиду универсальность ремесленника, но на качественно ином, более высоком уровне, на уровне высококвалифицированного работника современного производства.
Этот процесс универсализации индивида в материальном производстве дополняется его освобождением от всякого рода феодальной регламентации жизни. Это ведет к существенным сдвигам в эстетическом сознании, в эстетической деятельности, в искусстве. Сближение искусства и производства, сокращение дистанции между ними вызвало к жизни дизайн, художественное конструирование, промышленное искусство, художественную промышленность, техническую эстетику как прикладную науку.
В XXI в. достигает небывалого расцвета такой жанр художе-
13 Библер В. С. Век Просвещения и критика способности суждения. Дидро, Кант. М., С. 153.
стр. 202
ственной литературы, как роман. В нем автономная, универсальная, творческая личность художника предметом изображения делает реальную, автономную индивидуальность - достижение исторического развития.
Антропологический подход позволяет раскрыть основные этапы развития эстетического сознания и искусства: художественный характер ремесла, выделение искусства в самостоятельную область эстетического сознания, сближение искусства с производством, эстетизация социальной среды с процессом углубления автономии личности. В небольшой статье эту связь можно проследить лишь в самых общих чертах, раскрыть лишь основные тенденции, направление, закономерность.
Концепция личностной сущности эстетического сознания, последовательный антропологический подход к исследованию эстетически художественного развития позволяют понять и раскрыть глубинные социальные и социокультурные основания перехода от классической философии, культуры, эстетики, искусства к неклассической, постклассической, постнеклассической, модернистской и постмодернистской. Автономия личности в обществе не может не натолкнуться на некие ограничения. Личность не может вырваться за внешние по отношению к ней социальные условия ее собственного бытия, оказаться вне конкретной исторической ситуации, социальных связей, хотя она активно формирует микросреду, индивидуально интегрирует общественные отношения, несет ответственность за осуществляемый ею выбор поступков, поведения, системы ценностных ориентаций.
Если в качестве основания классификации периодов общественного развития взять технологические отношения общества к природе, то современное западноевропейское общество можно квалифицировать как постиндустриальное, информационное. В этом процветающем обществе наметился и углубился глобальный кризис личности, лишенный позитивного смысла. Внешне он выражается в господстве массовой культуры, в свободе усредненного, стандартного индивида в неограниченном потреблении, в отчуждении индивида от специфически человеческой сущности, утратившего потребность в созидательной деятельности. Такое состояние бытия и сознания, общественного и индивидуального чревато гибелью культуры и искусства. Постмодернистское искусство неспособно выполнять свою коммуникативную функцию, перестает быть "общеинтересным", теряя в качестве основного ориентира человеческую индивидуальность. Искусство постмодерна служит лишь сред-
стр. 203
ством самовыражения художника как ущербной, больной, изломанной личности.
Развитие искусства и культуры в целом не является однолинейным, однонаправленным. Интерес к классическому реалистическому искусству не исчезает в условиях нонклассики. В романах Джойса, Пруста, Кафки, Маркеса, Гофмана тесно переплетаются реальное и нереальное, действительное и фантастическое, возможное и невозможное. Реальность изображается во всей причудливости, призрачности, эфемерности. Потребление этого искусства интеллектуальной и художественной элитой совмещается с предпочтениями более реалистических произведений, где изображается подлинная жизнь людей, их чувства и переживания, радости и драмы, любовь и ненависть, надежды и страхи. К творчеству Бальзака и Толстого, Достоевского и Золя, Хемингуэя и Пастернака не может быть утрачен интерес в условиях современного кризиса искусства, экспансии модерна и постмодерна. Это непреходящие ценности, общезначимые, общечеловеческие, общеинтересные.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Libmonster Russia ® All rights reserved.
2014-2024, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Russia |