Libmonster ID: RU-9184

Многообразие подходов к разрешению "проблемы сознания", как известно, изобильно[2]. Однако среди них нет единственного и самого главного, рассматривающего сознание как элемент целостной Вселенной. Осуществить эту идею далеко непросто из-за отсутствия общепринятого представления Вселенной в виде целостного объекта. Впрочем, ситуация постепенно меняется. Есть, по крайней мере, одно предложение - СМВ-теория, которая снимает (пока в качестве паллиатива) остроту недостатка целостного представления Вселенной[1]. Данная теория содержит основания для рассмотрения "проблемы сознания" в самом общем контексте. Подтверждение этому можно найти в моей статье [3], где сознание рассматривалось в контексте СМВ-теории. В виду малой известности теории, я рекомендую предварительно коротко ознакомиться с ней по статье [3]. Настоящая статья - это попытка развить тему.

Начнём с предположения, что интуитивно каждый из нас отдаёт себе отчёт в том, что такое человеческое сознание. Это даёт мне возможность не начинать рассуждения с академического определения сознания, а постепенно подойти к его формулировке в форме, приемлемой для контекста рассмотрения.

Намного чаще, чем мы задумываемся на тему о собственном сознании, мы имеем дело с осознаванием чего-либо или кого-либо. Под осознанием будем понимать процесс соотнесения наблюдаемого явления или мыслимой абстракции с уже имеющейся у субъекта ментальной схемой мироустройства или абстракции с целью автопозиционирования, а также для корректировки исходной формы. С этой точки зрения сознанием можно считать процесс расширения представления данного Я в оппозиции к собственной,

стр. 174

прежде сформированной картины мироздания (апперцепция в современном понимании). Тогда, если не включать в номенклатуру сознания элементы, обусловленные генетикой, обеспечивающие рефлекторные, а позднее и подсознательные, процессы, то следует считать, что человеческое сознание начинает развиваться с момента рождения младенца, являясь важнейшим (прежде всего) адаптивным механизмом введения человека в жизнь. Если же не разделять эти генетически имманентные процессы и процессы психического формообразования исходного ментального мировоспроизведения, то возможна "турбулентная каша" из имманентных инструментов формирования сознания и собственно этих процессов. В то же время, разделяя, следует понимать и роль и функции инструментов формирования сознания как механизмов его привязки к реальности. Помещение сознания в контекст системной модели [1] приводит к разделению апперцепции по крайней мере на два уровня: обслуживания реальности Подсистемы и обслуживания реальности Антиподсистемы. Эти уровни функционирования сознания можно определить как макросостояния сознания.

В число реальностей системной модели входят не только материальные подсистемы, но и духосфера, которая является "пристанищем" нашего Я и которая также обладает собственными законами функционирования. Поэтому нашему сознанию необходим процесс апперцепции и во взаимодействии с духосферой. Таким образом, явлен ещё один уровень сознания (третий), который может быть определён как макросостояние.

Понизим уровень абстракции рассуждений, приблизив их к бытовым. Состояние сознания, реализуемое в подсистеме, это в основном бодрствование в дневной реальности, а состояние сознания, реализуемое в антиподсистеме - это сон (большая часть сновидений). Самое сложное - это идентификация состояния сознания, целиком погружённого в духосферу - третье состояние, которое можно "поймать" в полусне, когда человек находится в состоянии перехода от бодрствования ко сну и наоборот. Это состояние также вызывается различными духовными практиками - молитвой, медитациями или гипнозом. В случае молитвы человеческое Я обращается напрямую к субъекту молитвы. Хорошим примером погружения в третье состояние сознания может служить практика визуальной концентрации внимания на чёрной точке, помещённой в центр большого листа белой бумаги. В чистом (снятом) виде погружение в это состояние не приведёт к "объектному" миру, так как духосфера не наделена свойством собственного существования,

стр. 175

независимого от действующей личности. Для того чтобы погружение в духосферу оказалось информативным, необходимо обратиться к объекту или субъекту, или чтобы соответствующий субъект обратился к вам. Наконец, это состояние знакомо многим по случаям полного погружения в проблему, когда как бы отключаются все сенсорные каналы связи человека с данной реальностью.

Чтобы глубже понять явление человеческого сознания, полезно попытаться поискать его истоки, например, оттолкнувшись от хорошо известных рассуждений. С чего, собственно, сознание начинается? С какого момента собственной организации объекта можно говорить о сознании? Быть может, ключевым понятием следует принять понятие самосознания? Вот - камень, он лежит на земле. Сознаёт ли, чувствует ли он это, чувствует ли он, что он - камень, лежащий на земле? Разумеется, чувств у камня нет - отсутствуют специфические органы чувств. Есть реакция, выраженная деформацией внутренней структуры камня, образовавшей внутреннее напряжение. Здесь, похоже, ещё нет сознания. Вряд ли можно говорить о наличии сознания и у микроорганизмов и растений - скорее, работает определённая достаточно жёсткая программа, "зашитая" в биологическую структуру.

Любой материальный объект (с точки зрения СМВ-теории), являясь, по сути, пополняемой с определённой скоростью, памятью, склонен сохранять свою форму в заданных условиях. Для разных объектов это фундаментальное свойство подкрепляется различными механизмами. Так, минеральное царство поддерживает себя повышенной прочностью и обратимостью, а биосфера наделена свойствами приспосабливаемости к области собственного существования и воспроизводимости (размножением). Приспосабливаемость биологических объектов реализуется через формирование некоторой идеальной картины ареала существования данного вида в качестве "банка сравнения". Материалисты называют это явление свойством отражения. Способность к воспроизводству также можно считать частью приспособительной функции. Это наглядно проявляется в скорости воспроизводства видов, зависящих от сложности организации данной формы. Чем сложнее организация, тем ниже скорость воспроизводства. В случае микроорганизмов на уровне отдельных экземпляров не приходится говорить даже о подсознании. Элементы подсознания проявляются только на уровне колоний микроорганизмов. Определённую регуляторную функцию выполняет время жизни отдельного экземпляра микроорганизма такой колонии. Роль "банка данных" в колонии играют собственно микроорганизмы,

стр. 176

точнее их чувствительность к условиям существования. Хорошие условия - колония размножается в эту сторону; плохие условия (микроорганизмы гибнут) - колония размножаться в эту сторону не станет.

Похоже, мы "улавливаем" принцип формирования сознания (пока на уровне приспособительной функции) как системноорганизованный механизм. Развитие этого принципа в биологических объектах последующих уровней приводит к образованию таких механизмов приспособления, которые формируют у животных её высшую форму - обучение молодого поколения специфическому отношению с окружающей средой. Здесь уже можно говорить о развитии у животных индивидуального протосознания. Говорить о самосознании в этом случае я бы поостерёгся. В лучшем случае речь может идти о его зачатках.

Какова же природа сознания человека, где (или в чём) ее корни? Здесь уместно привести недлинную цитату из СМВ-теории: "... Личность - Я - является следствием системных отношений и изначально вырастает из потребностей эмбриона (по сути, генетически обусловленная). Впоследствии биологическая потребность на стадии образования социального Я преобразуется в потребность осознаваемую - желание, а требование биологической обеспеченности на осознаваемом уровне становится волей. Таким образом, создаётся некоторая системная целостность, которая активно и избирательно взаимодействует с окружающей материей и духосферой, что и продолжается всю оставшуюся жизнь человека. После выхода из материнского лона на фоне подсознательной личности начинает развиваться то, что мы, собственно, и называем сознанием. Таким образом, Я, или сознание - это всегда ОТНОШЕНИЕ. Термин отношение в данном случае приемлем, и заменяет термин взаимодействие. Сознание в таком освещении предстаёт системной целостностью, которая в некоторых случаях может рассматриваться состоящей из отдельных подсистем.

Сознание - это оформление личности, позиционирующей себя как отношение к чему, или к кому-либо. Сознание, возникая и развиваясь вместе с личностью, представляет и форму и содержание личности. Сознание - это элемент духосферы. Приспособительная функция (в частности) человеческого сознания может выражаться в формировании творческого отношения человека к Миру, к окружающей действительности. Природа творчества связана с широтой и подвижностью сознания. Существует сильная связь сознания и мировоззрения. Часто их невозможно разделить. Хотя, можно про-

стр. 177

следить в динамике мысль, что мировоззрение является функцией сознания [1. С. 144]" .

Итак, мы установили, что сознание, являясь оформлением нашего Я в духосфере призвано адаптировать нас к окружающей действительности, определяя форму отношения Я с миром. Эта функция осуществляется опосредовано - через духосферу, "материей" которой является вербальная информация. Можно сказать иначе: сознание представляет собой гибкую развивающуюся программу взаимодействия нашего Я с миром, действующую на базе памяти субъекта.

Сознание животных ограничено и служит для приспособления к жизни в некотором, ограниченном природном ареале. Кроме того, оно обслуживает системные отношения как внутривидовые, так и развёрнутые вовне и ориентировано на регуляцию питания и размножения. Для понимания принципиального отличия человеческого сознания от сознания животных следует подробнее разобраться с вербальной информацией.

Единица вербальной информации включает в себя кроме чисел логику их внутренней связи (элементарную ячейку как систему), определяя в то же время форму (закономерности) её взаимодействия как целого. Проще говоря, речь идёт о слове в широком смысле как ментальном системном конструкте духосферы. Вербальную информацию нельзя представить как количество информации, образующееся при взаимодействии материальных объектов как результат изменения состояния системы как следствие изменения её энтропии. Вербальная информация представляет собой результат изменений в материальном объекте потенциального уровня, образованный избранной группой взаимодействий, регламентированных некоторой программой - словом. Здесь надо дать пояснения. Физический мир - это тоже вид вид вербальной информации, точнее, язык со всеми имманентными ему принципами и законами. Имеются и другие языки, совместимые с языком физики, а также, вероятно, существуют языки, несовместные со знакомыми нам формами, например, неизвестная нам форма (скорее - формы) физики "тёмной материи".

Из контекста системной модели следует, что наша Вселенная началась со слова, по сути - с акта рождения, обусловленного явлением вербальной информации. Далее на субстанциальном уровне "власть" перешла к теории информации для объектов с вырожденной вероятностью состояний. В свою очередь, сразу после образования потенциального уровня в системе вновь

стр. 178

появилась необходимость в вербальной информации. Этот вид информации потребовался для дальнейшего развития структурирования монотонного потока первоэлементов, вырабатываемых на субстанциальном уровне. По мере развития потенциального уровня и накопления массы, прежних видов вербальной информации для продолжения структурирования потока перестало хватать и возникла потребность в использовании её новых видов. Таким образом, мир, наблюдаемый нами, представляет собой непрерывно меняющуюся память, оформленную разными видами вербальной информации. В результате мы теперь можем наблюдать материю, сгруппированную по принципу совместимости разных форм вербальной информации. Образовался так называемый модульный принцип сегрегации материи, частной формой которого можно считать Антропный принцип толка [3]. В итоге оказывается, что на потенциальном уровне во всех подсистемах и в духосфере владычествует вербальная информация, она неоднородна. В таких условиях сознание может быть воспринято как программа перевода разных видов вербальной информации на собственный, внутренний язык субъекта. Понятно, что сознание в этом случае надо понимать как адаптивный механизм со всеми сенсорными каналами, обеспечивающими поступление внешней информации. Хорошим подспорьем в осознании высказанных положений (пожалуй, даже подтверждением) могут служить принципы-основания гештальт психологии, вполне коррелирующие с определённой выше системной организацией вербальной информации.

Очень важным элементом рассуждений о сознании является представление о природе вербальной информации. Если информация от взаимодействия объектов с вырожденной вероятностью состояний исчерпывающе описывается очень простыми математическими закономерностями, то вербальная информация, очевидно, выходит за рамки такой возможности. Рискну высказать (многим покажется, крамольной) мысль, что "количество информации", являясь, по сути, эпистемой, в текущем контексте должно быть идентифицировано как форма вербальной информации. К природным формам информации (априорным человеческому сознанию) относится только вербальная информация. Действительно - Вселенная началась со слова, запустившего процесс наработки массы и пространства. Причём, для поддержания этого грандиозного процесса оказалось достаточным всего трёх значений величины информации (-1, +1, 0), хотя для самого запуска потребовалось очень "квалифицированное" слово, по сути, своего рода, зародыш

стр. 179

будущей Вселенной [ 1 ]. Развитие зародыша дало начало непрерывной и бесконечной наработке огромного (практически бесконечного числа) одинаковых первоэлементов с единичной массой, распределённой в пространстве, которые, в силу запущенного процесса, заданного словом значения единичной массы, формировались в исходные группы семантически несвязанных разномассовых объектов. Такое состояние при непрерывном пополнении памяти всё новыми порциями первичных частиц не могло привести к развитию дифференцированной среды, которая в состоянии самостоятельно превратиться в то великолепие космоса, которое мы теперь наблюдаем. Для того, чтобы превратить бесформенную "кучу" первичных частиц в организованную систему снова потребовалось слово [4], и не одно. Из сказанного можно сделать вывод, что априори (до начата нашей Вселенной) существовала некоторая структура (мне удобен термин - Иной мир), которой было целесообразно сформировать слово для осуществления рождения нашей Вселенной. Здесь важно выделить, что слово настолько сложно и изощрённо, что приписать его появление бездушному процессу - "рука не поднимается". Образование слова - явление осознанное. Такая позиция фактически устанавливает природу вербальной информации как преемственной и априорной формы информации, как продукта сознательной деятельности.

Есть очень важный аспект в признаках наличия сознания - это отношение к вербальной информации. Так, камень, лежащий на земле, и Земля образуют взаимодействующую пару, создающую вербальную информацию. Их взаимодействие описывается хорошо известными физическими законами, общими для всех камней на Земле. В данном случае физика рассматривается как определённый вид вербальной информации. Камень и Земля производят слово, точнее, по-видимому, фразу на языке физики. Объекты биосферы к языку физики прибавляют свод, определяемые их конституцией, производя определенную вербальную информацию, в том числе в виде коммуникативных сигналов. Заметим, что объекты биосферы используют только языки, данные им от природы. Очевидным исключением из этого ряда является человек, который сам творит и язык (в составе социума), и оригинальную вербальную информацию.

С этой точки зрения, становится вполне понятна неудача аналитической философии [5] в разработке механизмов (физических) функционирования сознания, которая может быть легко объяснена недостаточностью языка физики для этих целей. Оче-

стр. 180

видно необходима более развитая форма языка для построения биологических форм, нередуцируемая к языку физики. Эта же мысль в контексте СМВ-теории звучит более общо: сознание (даже человеческое) - это явление онтологического ряда, в то время как физика (в её нынешнем виде) - это очевидно группа эпистемологических теорий. Сознание возможно отчасти (например, сенсорные каналы) редуцировать к физике, но только в случае приведения физики к онтологически приемлемому виду. Системная модель в её нынешнем состоянии задаёт основу такой физики. Однако заданного контекста онтологизированной физики явно недостаточно, чтобы детализировать процесс образования и функционирования человеческого сознания, нужна её развитая система. Это на уровне индивидуального сознания, вписанного в контекст целостной Вселенной. Однако даже такого обобщённого и в тоже время детализованного взгляда на природу человеческого сознания недостаточно для понимания этого явления.

Само по себе отдельно взятое человеческое сознание, являясь целостностью системы-человека, не может быть выстроено путём мозаичного соединения свойств некоторых функционально связанных элементов. Система (любая) вообще не может быть построена "снизу" без предварительного общего плана, так как она обладает свойством целостности, несводимым к сумме свойств элементов её составляющих.

Известная нам форма человеческого сознания, выросшая вместе с желанием и волей, позволяет человеку (в известных пределах) строить произвольные системы не только в духосфере, но и переносить эти построения в материальные подсистемы. Такая данность ставит человека в привилегированное положение, позволяя приспосабливать мир к себе. Причём, делать это человек может не только путём перемещения по миру, но и формируя внешний мир по собственному усмотрению. Отсюда следует возможность творчества, основой которого является приспособление к формам и условиям окружающего мира. Зачатки последнего свойства есть и у животных, но без известного разнообразия проявлений, характерного для человека, животные действуют по более простой программе. Человек же, решая свои задачи творчески, постепенно расширял сферу необходимых ему представлений о всё более расширяющемся мире. Этот процесс постепенно привёл человеческое сознание к познаванию вне опытной части мира, предопределив его метафизическое освоение. Возникла новая ситуация - человек вышел за пределы необходимого для выживания приспособления

стр. 181

к миру - он стал заниматься информацией ради самой информации.

В этой статье мы не рассматриваем важнейшую функцию сознания - принятие решения, хотя обойти её стороной невозможно. Действительно, автопозиционирование должно рассматриваться как предпосылка к принятию решения, а поведение колоний микроорганизмов, описанное нами выше, включает и принятие решения, и соответствующие действия. Неявно эта функция сознания красной нитью проходит через все наши рассуждения, как фактическая, первая и и важнейшая цель семантического ряда, имманентного сознанию - определение и обеспечение условий собственного существования. Вопросу принятия решений должна быть посвящена отдельная работа.

Природа возникновения человеческого сознания не может быть доподлинно познана, если априори приписывать её только процессам, порождённым "внутри" нашей Вселенной. Это положение следует из условий её рождения. Наша Вселенная, начавшись со слова, по сути, явилась следствием акта творчества иного разума. Вполне уместным будет определить это явлением иного сознания. В этом случае нам следует искать не природную причину возникновения сознания, а перечень условий при которых сознание становится проявленным в нашей Вселенной. Нам следует искать резоны рождения сознания, исходя из целесообразности в контексте функционирования той формы Вселенной, которую мы теперь себе представляем. С этой позиции СМВ-теория позволяет сформировать точку зрения на человеческое сознание как элемент творческого управления постоянно нарабатываемой новой массы и пространства Вселенной. Так, человеческое сознание, представляя собой общий продукт развития от взаимодействия сразу двух тел, принадлежащих, соответственно подсистеме и антиподсистеме, после завершения активного жизненного цикла человека в подсистеме переносит собственную активность в антиподсистему, где и продолжает действовать как личность [1, глава "О Душе"].

Исходя из представления о существовании иного разума, бывшего причиной начала нашей Вселенной, легко предположить, что источником вербальной информации, ставшей причиной структурирования субстанциально нарабатываемой материи, был именно этот разум. Со временем, по мере разрастания Вселенной и накопления необходимых условий, могли быть созданы некоторые субъектные сущности (например, в христианской традиции называемые ангелами) с ограниченным суверенитетом для более

стр. 182

"тонкого" структурирования продолжающей нарабатываться материи. Позднее создались условия для организации полуавтономного массового "производства" субъектов управления разрастающимся "хозяйством" - людей. В качестве косвенной поддержки высказанного положения, приведу коротенькую выдержку-вывод из статьи М. И. Ненашева: "...Можно согласиться с формулировкой сильной версии [Антропного принципа] Картера, правда, с некоторым уточнением: Вселенная (и, следовательно, фундаментальные параметры, от которых она зависит) должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции все же допускалось существование наблюдателей" [6].

Возможен и ещё более общий взгляд на природу сознания в нашей вселенной. Его можно представить себе в качестве продукта, который, однажды образовавшись, непрерывно воспроизводит себя через образование и развитие новых Вселенных. Наконец, в том числе в качестве оправдания за не всегда корректное применение термина сознание, полезно ещё раз подчеркнуть, что "сознание" всегда индивидуально и принадлежит конкретному Я, оформляя его. Я - это индивидуализированное системное целое очень сложной биологической структуры (известное нам по этой форме), которое обладает способностью к неограниченному расширению пределов автопозиционирования по собственной воле. Системная модель предполагает существование иных материальных (кроме биологической) форм, системная организация которых, обладает свойством субъектной целостности. Субъектную целостность всех целостностей системы мы называем духом, образующим духосферу, "материей" которой является вербальная информация.

ЛИТЕРАТУРА

Никитенко Л. К. Принципиальные основы системной модели Вселенной. М., 2011.

2. Винник Д. В. "Проблема сознания": метафизическое и естественнонаучное содержание //Философия науки. 2011. N 2. (49).

3. Никитенко Л. К. К вопросу о проблеме человека. http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/11541.html

4. Никитенко Л. К. Системность стандартных элементов. http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/10775.html

5. Юдина Н. С. Физикализм: дивергентные векторы исследования сознания// Вопросы философии. 2011. N 9.

6. Ненашев М. М. Антропный принцип и проблема наблюдателя // Вопросы философии. 2012. N 4.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРОБЛЕМА-СОЗНАНИЯ-В-КОНТЕКСТЕ-СМВ-ТЕОРИИ-нестрогие-рассуждения

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Tatiana SemashkoContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Semashko

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Л. К. Никитенко, ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СМВ-ТЕОРИИ (нестрогие рассуждения) // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 15.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРОБЛЕМА-СОЗНАНИЯ-В-КОНТЕКСТЕ-СМВ-ТЕОРИИ-нестрогие-рассуждения (date of access: 03.08.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Л. К. Никитенко:

Л. К. Никитенко → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Tatiana Semashko
Казань, Russia
850 views rating
15.09.2015 (2149 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Творцы Сфинкса и Пирамид, его свиты — Атланты, Луны древний люд.
Catalog: Философия 
2 hours ago · From Олег Ермаков
КРУГЛЫЙ СТОЛ" НА ИСТОРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ МГУ
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
Р. В. Долгилевич. СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И ЗАПАДНЫЙ БЕРЛИН (1963-1964 гг.)
Catalog: Право 
Yesterday · From Россия Онлайн
Анонс Изучение новой теории электричества, пожалуй, нужно начинать с анекдота, который актуален до сих пор. Профессор задаёт вопрос студенту: что такое электрический ток. Студент, я знал, но забыл. Профессор, какая потеря для человечества, никто не знает что такое электрический ток, один человек знал, и тот забыл. А ларчик просто открывался. Загадка электрического тока разгадывается, во-первых, тем что, свободные электроны проводника не способны
Catalog: Физика 
Как нам без всякой мистики побеседовать с человеческой душой и узнать у нее тайны Мира.
Catalog: Философия 
5 days ago · From Олег Ермаков
АВГУСТ ФОН КОЦЕБУ: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБИЙСТВА
5 days ago · From Россия Онлайн
ОТТО-МАГНУС ШТАКЕЛЬБЕРГ - ДИПЛОМАТ ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ
Catalog: Право 
5 days ago · From Россия Онлайн
ПРОТИВОБОРСТВО СТРАТЕГИЙ: КРАСНАЯ АРМИЯ И ВЕРМАХТ В 1942 году
5 days ago · From Россия Онлайн
ИСТОРИЯ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИИ РОССИИ И БОЛГАРИИ В XVIII-XXI веках
Catalog: История 
5 days ago · From Россия Онлайн
Г. С. Остапенко, А. Ю. Прокопов. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ XX - начала XXI века.
Catalog: История 
6 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СМВ-ТЕОРИИ (нестрогие рассуждения)
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones