Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-8597
Author(s) of the publication: И.Г. КОРСУНЦЕВ

Share with friends in SM

Философские взгляды на пространство и время углублялись и развивались вместе с развитием естествознания и других наук. Однако за последнее время наметился ряд противоречий между некоторыми результатами и выводами научных исследований и философскими представлениями, которые требуют своего разрешения . Для рассмотрения вопроса по существу ниже дается краткий обзор существующих взглядов на пространство и время как философские категории .

Современная наука часто объединяет пространство и время в единый пространственно- временной континуум, который рассматривает преимущественно с материалистических позиций. Пространство представляет собой всеобщую форму сосуществования тел, а время - форму смены явлений. При этом пространство - это форма координации различных сосуществующих объектов и явлений, а время - форма координации явлений, сменяющих друг друга состояний материальных объектов. Пространственными характеристиками являются места объектов (расстояния, углы между различными направлениями, в которых располагаются объекты и т.д.). Временные характеристики включают моменты, в которых происходят явления, продолжительности процессов. Отношения между пространственными и временными характеристиками являются метрическими. Имеются и топологические характеристики - "соприкосновение" различных объектов или процессов, порядок их расположения, симметрия.

Протяженность объектов и длительность состояний (время жизни) выступают на первый план при рассмотрении их как целого. Единство пространства и времени выступает в движении материи. Для измерения пространственно-временных величин пользуются какой-либо системой отсчета.

Пространственно-временные отношения обладают не только общими закономерностями, но и специфическими, характерными для объектов того или иного класса. Такие закономерности особенно важны для биологического и общественного развития. В этих случаях можно говорить, например, о биологическом или социальном времени.

В проблеме пространственно-временных отношений главным является вопрос об их сущности и объективности. Еще древние атомисты ввели понятие пустого пространства - однородного и бесконечного. Евклид создал геометрию трехмерного пространства, а Декарт ввел прямоугольную систему координат. Пространство по Ньютону является пустым "вместилищем тел", непрерывным, неподвижным, однородным и изотропным, т.е. одинаковым во всех направлениях. Абсолютное пространство вследствие неразличимости своих частей неизмеримо и непознаваемо. Положения тел и расстояния между ними можно определять только по отношению к другим телам. Наука и практика имеют дело только с относительными пространством и временем. По концепции Ньютона эти категории независимы друг от друга.

Протяженность по Лейбницу не есть первичное свойство, обусловлено силами отталкивания, действующими внутри объекта, а время как порядок сменяющихся явлений отражает их причинно-следственную связь. Современная Лейбницу физика оказалась в противоречии с его концепцией пространства и времени.

В XIX в. Лобачевским, Бойяи и Риманом была создана неевклидова геометрия, которая сделала возможным применение различных геометрий и определения их областей применения на основании опыта, что отвергает априоризм.

Изменение физических представлений о материи привело к перестройке учения о пространстве и времени. Теория относительности ввела новое понятие "пространство-время" - единой формы координации явлений. Расстояния и длительности приобретают полную определенность только в той или иной системе отсчета. Теория относительности показала, что поле тяготения играет роль физического агента, посредством которого осуществляется пространственно-временная координация явлений. Поэтому можно говорить об "индивидуальных" или локальных пространстве и времени для каждой замкнутой системы. Поле тяготения проявляется в метрике пространства и времени. В частности, кривизна пространства-времени, определяющая их геометрию (риманову), зависит от распределения и движения материи. В поле тяготения имеет место разный ход времени (темп процессов) в разных точках поля. В нем невозможна синхронизация часов во всем пространстве.

Существует и проблема конечной или бесконечной делимости пространства и времени. Вместе с тем, все свойства пространства и времени не могут быть сведены к физическим. Например, Хайдеггер считает, что пространство не заключено в субъекте, а мир не заключен в пространстве. Существование является пространственным.

Пространство в математике - это собирательное наименование математических абстракций, допускающих интерпретацию совокупностей абстрактных объектов. Античная традиция несла в себе идеи формальной аксиоматизации. В качестве пространства в математике привыкли рассматривать "пространственно-подобные многообразия". После открытия неевклидовых геометрий дальнейшее развитие получили концепции многомерного и бесконечномерного пространства (Д. Гильберт). В последнее время термин "пространство" в математике воспринимается как родовой. Понятие абстрактного (точечного) пространства и его модификации (топологические, метрические) характеризуется аксиомами. Однако "физическая начинка" пространства (например, распределение масс в нем) существенно влияет на его свойства и тем самым на формальное описание.

Т.П. Лолаев подчеркивают, что материальные вещи, явления и процессы не являются функцией времени. Наоборот, само время является функцией образующих его процессов. Каждая конкретная форма времени возникает, развивается и исчезает.

Объективно существует не время, как считает Р.М. Айдинян , а изменения материальных вещей, материальные процессы, время же является мерой длительности этих изменений. Время есть понятие гносеологическое, онтологическим его референтом выступает длительность материального процесса.

Если в математике различные размерности пространства равноправны, то в физике трехмерность реального пространства является фундаментальным физическим законом, имеющим количественное выражение, считает Г.Е. Горелик .

Макроскопическое пространство по мнению А.М. Мостепаненко трехмерно, непрерывно и обладает евклидовой топологией, а макроскопическое время - одномерно, непрерывно, однонаправлено и линейно-упорядоченно. Упорядоченность пространственно-временного многообразия следует из подразделения его событий на более ранние и более поздние. Это разнообразие представляет собой многообразие событий мира - прошлых, настоящих и будущих. В нем основную роль играют причинные воздействия. А. Грюнбаум также формулирует причинный порядок при помощи временного . Временное становление, по его мнению, не является атрибутом физических событий и возникает только в присутствии наблюдателя. Однородность пространства предполагает равноправность всех его точек, а изотропность - всех его направлений. Автор отмечает, что в математике могут быть построены пространства со свойствами, отличающимися от рассмотренных, например пространства, в которых нет места понятию расстояния.

А.М. Мостепаненко сформулировал принцип неисчерпаемости материи ("вглубь" и "вширь"), заключающийся в том, что она бесконечно многообразна на уровне сущностей и законов. Поэтому формы существования пространства и времени также должны быть многообразными и неисчерпаемыми. Однако автор не выходит за пределы физических форм сущности пространства и времени. К этой проблеме мы вернемся позднее.

Основой квантовой теории является представление о квантовых полях, в которых квантами выступают элементарные частицы. Однако по мнению Мостепаненко, пространственно- временные представления и в этом случае продолжают оставаться макроскопическими. Это порождает парадоксы в виде возникновения виртуальных частиц, принципиально ненаблюдаемых. Если допустить, что пространство микромира не метризуемо, то ему будут присущи только топологические отношения. Такой ход событий допускали Б. Риман и А. Эйнштейн. А.Л. Зельманов предположил, что в микромире вообще отсутствуют метрические отношения. При очень малых масштабах и особых условиях (например, при сверхвысоких плотностях) теряют смысл и сами понятия длины и промежутка времени.

Однако отсюда не вытекает, что невозможна такая микрогеометрия, которая согласовывалась бы с принципом наблюдаемости, что как раз и является насущной задачей. По мнению Мостепаненко, пространственно-временное описание явлений не может ограничиваться лишь геометрическими моделями и может включать математические пространства с особым набором метрических и топологических характеристик. Микромиру могут быть свойственны свои специфические пространственно-временные отношения. По нашему мнению метрика и топология этих отношений также имеют свою онтологию, однако отличающуюся от геометрической. Тезис об универсальности макроскопических просранственно-временных отношений ошибочен даже для физического мира, что же говорить о других формах существования бытия?

Свои специфические пространственно-временные отношения существуют в социологии и общественных отношениях . Э. Жак считает время сформулированной концепцией восприятия событий, постоянства и трансформации объектов, как ощущение длительности между временными точками, чувством самого времени. Аналогично пространство - концепцией восприятия протяженности объектов в один и тот же момент и их размещение в этот же момент относительно друг друга. Дистанция между точками - это пространственная длина, а общее ощущение протяженности - чувство пространства. Понятие времени формируется в результате восприятия последовательности событий как во внешнем, так и во внутреннем психологическом мире.

П. Сорокин и Р. Мертон показали, что единицы времени часто фиксируются ритмом коллективной жизни. Часовое время накладывается на большинство человеческих действий, навязывая механические измерения человеческой деятельности.

Ж. Гурвич указывает на множественность типов социального времени. Часовое время является ценным ресурсом и способом организации жизни людей и разделяется на три элемента - синхронизацию, последовательность событий, их темп. Многие социологи выделяют два главных образа времени - линейный и циклический.

И.М. Савельева и А.В. Полетаев различают два образа времени, которые восходят к древнейшим историческим периодам . Первый из них представляется статическим, дискретным, гомогенным и казуально нейтральным: ряд состояний, каждое из которых неизменно (А. Бергсон), каждое движение происходит извне системы, т.е. является экзогенным. Во втором образе время динамично, континуально, гетерогенно и казуально эффективно. Оно необратимо и составляет созидательную эволюцию, порождает непредсказуемые изменения и задает неопределенность будущего.

Время как ресурс принадлежит субъектам в форме собственности и оказывает влияние на их поведение и социальные отношения. Оно используется также как инструмент власти и контроля. Время наряду с пространством выступает в качестве ограничителя человеческой деятельности (Хагерстранд).

По К. Манхейму существует прямая связь партийности истории с восприятием исторического времени. Лишь события настоящего полагаются как существующие. Прошлое и будущее определяется настоящим. Структура времени состоит из двух элементов-памяти и ожиданий. Виртуальное присутствие прошлого в настоящем придает восприятию времени воображаемую трехмерность.

Социалистическо-коммунистическое сознание отмечено безусловным устремлением в будущее, которое вытесняет настоящее и стирает прошлое. Оно оценивает все происходящее в настоящем с позиции представления о будущем. Для К. Маркса вся история человечества была лишь предысторией. Подлинная история должна была наступить после утверждения коммунистического общества.

В виртуальной модели Конуэя пространство существует в совершенно иной и специфической онтической форме.

* * *

Как видно из приведенного краткого обзора, не существует согласованных взглядов на пространство и время. Эти категории имеют совершенно разное и несводимое друг к другу "наполнение". Почему так происходит?

Для содержательного рассмотрения этого вопроса обозначим основные положения.

Все, что порождает человек в своем сознании, составляет субъектное (виртуальное) бытие. Это следует иметь в виду всегда. Автор уже неоднократно излагал свою точку зрения по этой проблеме . В познании невозможно избавиться от присутствия познающего субъекта, о чем говорили многие философы.

Субъект воспринимает окружающий мир, бытие, т.е. неживую природу, других людей, самого себя в форме реальности, которая независимо от типа субъекта, стадии развития и других характеристик имеет законченный вид и представляет особую целостность, что является необходимым условием его выживания и существования.

Реальность как представление, "переплав" бытия порождается рефлексией субъекта и является неотделяемым его признаком, как и та биологическая "подложка", на которой он сам "культивируется". Реальность ("кажимость" по выражению С.Л. Рубинштейна) всегда мыслимая, виртуальная. Структурно виртуальные реальности в основном состоят из образов, смыслов, знаний, имиджей, эмоций и иных подобных превращенных виртуальных конструкций. Всякая деятельность субъекта направлена в первую очередь на себя, на собственную пользу, на удовлетворение своих потребностей при помощи материальных и виртуальных ресурсов. Соотношения между этими ресурсами изменяются в зависимости от этапов и стадий развития и, что особенно важно, от поколения к поколению. Без любого из названных ресурсов субъект существовать не может.

Решающее влияние на формирование качественных характеристик виртуальных реальностей субъектов оказывают родовые качества их рефлексий, т.е. способности фиксировать и оценивать свои внутренние состояния и внешние воздействия с позиции необходимости выживания и безопасного существования, а также принимать решения и действовать. Можно сказать, что какова рефлексия, такова и виртуальная реальность субъекта.

Возможны ли иные формы сознания и виртуальной реальности? Да. Возможны ли разные представления одного и того же бытия и разные типы логик? По крайней мере такое не исключается. В представлении людей, например, физическая реальность раньше была иной, чем сейчас, однако, не имея современной теоретической базы, еще в глубокой древности люди могли ориентироваться в пространстве, предсказывать солнечные и лунные затмения, выплавлять металл, строить гигантские сооружения.

В виртуальной реальности виртуальным является буквально все - пространство, структуры, процессы, технологии, ресурсы, время. Но пространство и время типологически и онтологически могут быть самыми разными. По мере развития субъектов изменялось и субъектное (виртуальное) бытие, изменялись его представления о пространстве и времени.

Субъектное бытие - это не только бытие знаний, концепций, логик, но также и бытие рейтингов, котировок, оценок, престижей и т.д. Оно включает также моральные ценности, эмоции, имиджи. Человек как субъект потребляет и продуцирует разнообразные виртуальные ресурсы, что является совершенно необходимым для его существования и развития. Он порождает и законы, по которым живет сам, если ситуация противоречит по его оценкам условиям выживания и развития.

Однако это совершенно не значит, что все находится во власти субъекта. Большинство из того, что порождает субъект, не зависит от него, оно "объективно". Однако степень "объективности" может быть совершенно разной. Одни "объективные" знания (и реальности) являются более "объективными" по сравнению с другими, также "объективными" знаниями. Одни знания имеют референтов во внешнем бытии, тогда как для других человек вынужден сам создавать такие, но виртуальные референты.

Другим важным обстоятельством, влияющим на представления познающего субъекта, в частности о пространстве и времени, является неединство бытия. Обычно в философских рассуждениях в качестве очевидного факта принимается бытие как единственное и единое целое, хотя это ниоткуда не вытекает, что может приводить к искажениям и смазыванию сути явления, характерному для случаев, когда сложное и неоднородное явление рассматривается как простое и однородное. Неединство бытия проявляется в разных аспектах. Рассмотрим некоторые из них.

Бытие неедино и разное по онтологическим основаниям. Нельзя исследовать и делать обобщения по поводу материального (вещественного), энергетического и информационного типов бытия с единых позиций, так как каждый тип бытия имеет имманентные особенности, которые необходимо учитывать. Дело здесь не только в том, что каждая из этих "субстанций" развивается по разным закономерностям. Главное заключается в том, что каждые из этих форм разные и не сводимы друг к другу, хотя и взаимодействуют между собой. В них все разное - пространства, время, структуры, процессы, ресурсы. Например, в информационном бытии пространство существует в форме памяти, время измеряется алгоритмическими циклами информационных превращений, ресурсы - информационными структурами, в частности, образами, понятиями, смыслами и т.д. Эти категории никак не совмещаются с километрами физического пространства, секундами времени или тоннами водорода в материальном бытии и не являются "отражением" его аналогичных категорий, а существуют самостоятельно и независимо. Объединение их в некое "единое и единственное" целое в рефлексии субъектов порождает химеры и противоречия, которые трудно разрешать существующими методами формальной и диалектической логики, особенно с учетом результатов технологического развития. Существует ли какая-либо связь, например, информационного бытия в виде глобальной сети Интернет с биологическим развитием?,

При рассмотрении типов информационного пространства можно отметить их онтологическое и генетическое разнообразие. К примеру, Интернет, радиочастотный спектр, номерная емкость телекоммуникаций, пространство знания, множество математических функциональных пространств - это реальные типы виртуального пространства, своеобразные пространства в пространстве. Тот же радиочастотный спектр как тип виртуального пространства, даже в тех своих частях, которые пока не освоены человеком, активно разделяется и группируется, на его части оформляются права собственности, им торгуют , он приобрел ценность как ресурс. "Технологические" формы виртуального пространства продолжают интенсивно размножаться.

Некоторых типов пространств до возникновения субъектов не существовало. Это означает, что возникают не только новые типы пространств, но и фрагменты новых форм бытия, не связанные или слабо связанные между собой.

Если отношения фрагментов, в частности, физического пространства - это отношения части и целого, то отношения между онтически разными сущностями совсем иные: это отношения равноценных и равноправных сущностей. В частности, это означает, что пространства этих сущностей занимают независимые друг от друга "объемы", для них не существует пределов, накладываемых другими сущностями. Например, в конечном физическом пространстве Земли может существовать множество других пространств иной онтологической природы (информационных или энергетических) бесконечных объемов, чему ярким примером является глобальная информационная система Интернет. В них своя метрика и топология, в соответствии с которыми действуют свои ограничения и пределы. Это состояние существования пространства в пространстве.

И вряд ли кто сможет сказать сколько и какие формы обретут будущие типы бытия, особенно если принять во внимание также и ту необъятную массу сущего, еще не обработанного и не созданного рефлексией субъектов. В таком понимании, видимо, можно говорить о бытии, развивающемся, например, на "почве" модели Конуэя, или о множестве саморазвивающихся функциональных, например, математических типов бытия.

Бытие разное и масштабно. По этому критерию в настоящее время его разделяют лишь на три масштабно разных типа, хотя их, возможно, значительно больше: масштаб бытия человека, микромир и космический масштаб. Масштабность бытия проявляется и с другой стороны. Применительно к человеку можно говорить о внутреннем, ближнем и дальнем бытии, оказывающим разное влияние на его рефлексию. Отметим, что ближнее бытие - это та его часть, с которой субъект наиболее активно взаимодействует. В нем зарождается и развивается так называемое искусственное бытие во всех трех основных онтических формах. Ближнее бытие непрерывно расширяется и не имеет четких и стабильных границ. То, что ранее относилось к дальнему бытию (микромир и космос) постепенно, по мере вовлечения субъектом в ресурсооборот становится бытием ближним. Для субъектов (а именно для них только и существует бытие в форме виртуальной реальности) бытие разделяется на две принципиально разные части - рефлексивно освоенную, актуально существующую, и рефлексивно не обработанную и неосвоенную, неизвестную и, якобы, не существующую. Можно отметить, что первая, рефлексивно обработанная часть бытия непрерывно расширяется и углубляется, однако и вторая часть от этого, отнюдь, не становится меньше или определеннее, понятнее.

Бытие, как известно, существует в косном и развивающемся состояниях. Косным можно назвать такое бытие, в котором, хотя процессы и происходят, однако существенные изменения в нем отсутствуют. К нему следует отнести и бытие с циклически повторяющимися процессами. Такие процессы хорошо иллюстрируются упоминавшейся моделью Конуэя "Жизнь" в тех случаях, когда в ней возникают стабильные и циклические структуры.

В развивающемся бытии происходят непрерывные необратимые закономерные изменения, которые в рефлексии субъектов часто представляются в превращенных, псевдослучайных формах. Особенность развивающейся формы бытия заключается в том, что при большой длительности таких изменений оно способно переродиться в другую форму или породить новый тип бытия. Например, модель Конуэя, рожденная как инструмент познания, развивается самостоятельно без участия человека и при неограниченной длительности алгоритмических превращений может стать новой формой информационного бытия, размещенного в молекуле или кристалле вещества или на листе бумаги.

Большое влияние на представление пространства и времени оказывают способы, с помощью которых получены знания. Ю.А. Петров считает, что объективная действительность не дана в познании прямо и непосредственно . Поэтому физические законы описывают не физическую материю "саму по себе", а ее модели, т.е. системы теоретических объектов, более или менее приближающихся к системам объектов физической материи. Эти модели в отличие от оригинала - физической материи - получили название физической реальности, часто именуемой "объектом через призму теории". От себя добавим, что эти рассуждения справедливы не только для физической реальности.

Проблемам моделирования посвящена коллективная работа Б.А. Глинского, Б.С. Грязнова, Б.С. Дынина и Е.П. Никитина . Авторы подчеркивают важный феномен, заключающийся в том, что существование модели обусловлено абстрагирующей деятельностью мышления. Познавательная ценность модели состоит в том, что в конечном счете предметом модельного исследования является интерпретация модели. Формализованный язык, используемый в моделях, отличается однозначностью и не допускает никаких исключений. Логические рассуждения в этих случаях заменяются процедурой оперирования знаками и символами исчисления по заранее определенным правилам синтаксиса. Отмечается, что по мере развития научных знаний возможность непосредственного познания становится все меньше. В связи с этим все большее значение приобретают знаковые системы для исследования закономерностей развития. Отношения модели и оригинала - это отношения не физического, а гносеологического порядка. Понятия и логический аппарат мышления существуют в акте познания, но не в форме модели действительности, а в форме субъективного знания человека.

Математические формальные системы, по мнению этих авторов, являются моделями идеальных сущностей, независимыми от материального мира и его закономерностей. Например, математический аппарат теоретической физики сам может выступать как некоторая модель действительности. В знаковых моделях теория подобия неприменима. Знаковая модель функционирует не по законам физики, химии и т.д., а поэтому к ней не могут быть применены никакие процедуры измерения. Без человека, вне его деятельности не может существовать никакая знаковая система.

Авторы обоснованно считают, что за объектами действительности нельзя закрепить раз и навсегда свойство быть оригиналом или моделью независимо от того, являются ли они природными объектами или созданы человеком. Отношения модель - оригинал подвижны и изменчивы и зависят не от их свойств, а от тех функций, которые они выполняют в процессе познания. Природа, являющаяся естественной основой жизни человеческого общества, постепенно превращается из оригинала в модель, тогда как созданная людьми вторая природа, формирующая человека, его мышление, становится действительным оригиналом.

Отождествление и замена в рефлексии субъектов явлений моделями, по нашему мнению, приводит к тому, что познание осуществляется преимущественно через модели как одного из основных средств познания. Таким способом происходит подмена "подлинного бытия" абстрактным модельным бытием. С помощью моделей один тип информации перерабатывается в другой ее тип.

Как считает М. Вартофский , содержанием философии является систематизированное построение моделей, их логический и критический анализ. Под моделями понимаются формальные структуры, онтологические утверждения о природе вещей и эвристические конструкции, предлагающие варианты структурирования нашего понимания мира и самих себя. В науке знания приобретаются при помощи репрезентации, при этом люди сами создают средства своего познания. Модель - это не просто некая копия состояния дел, но и форма деятельности, репрезентация будущей практики и освоенных форм деятельности.

Модели служат средством, при помощи которого человеческое сознание может охватить свое собственное творение. По мнению М. Вартофского, без репрезентации нет никакого знания. Каждая модель фиксирует определенное отношение к миру или к моделируемому ею объекту своего творца или пользователя и вовлекает его в это отношение. Каждая модель в той или иной степени является "самоконцепцией" ее творцов. Познавая мир, субъект познает самого себя, а изменяя мир, изменяет и себя. Любая сущность может рассматриваться как модель любой другой тогда, когда мы можем выделить общие для них релевантные свойства, благодаря которым одна сущность похожа на другую.

Следует обратить внимание еще на одну важную особенность человеческого познания, которую, в частности Р.М. Айдинян, называет персонификацией представлений и понятий. Персонификация - это процесс и результат превращения вербализованных представлений и понятий в сущности с самостоятельным бытием в объективном мире. На это явление обратил внимание К. Маркс, который считал, что продукты человеческого мозга представляются самостоятельными существами, одаренными собственной жизнью, стоящими в определенных отношениях с людьми и друг с другом. Явление персонификации исследовал и А.Г. Спиркин. Р.М. Айдинян считает, что этот феномен обнаруживает себя с необходимостью естественного закона как на начальных этапах познавательного процесса первобытного человека, так и в мышлении современных людей. По нашему мнению, этот важный феномен оказывает большое влияние на формирование реальности субъекта. Каждое свойство объективного мира, отображаемое субъектом познания, абстрагируясь от самих вещей и получая наименование, тут же персонифицируются незаметно для самого субъекта познания. Вместе с тем, персонификация открывает широкие возможности и для приумножения недостоверных знаний и всевозможных заблуждений. Принцип персонификации является, по его мнению, всеобщим познавательным принципом, пронизывающим все мышление человека. Однако в философии пока не осознан этот важный феномен. Это приводит к тому, что, в частности, время онтологизируется, субстанционализируется, объявляется объективно существующим наряду с изменяющимися материальными вещами. Но не все философы считали время объективно существующим. Объективность времени отрицали Спиноза, Гоббс, Локк, Лейбниц, Кант. По мнению Р.М. Айдиняна, объективно существует не время, а изменения материальных вещей, материальные процессы, время же является мерой длительности этих изменений. Понятие времени есть гносеологическое понятие. Онтологическим референтом этого понятия выступает длительность материального процесса. Однако феномен персонификации, объективизируя понятия, может приводить к созданию живых универсалий и способствовать искажению научной картины мира. Аналогичное явление отмечает и А.М. Мостепаненко, считая, что если та или иная модель "работает" на практике, то субъект ее онтологизирует, т.е. превращает во фрагмент объективной реальности, соответствующий этой модели.

Мы также отмечали важный феномен превращения метода, средства и результата познания в "объективный фактор", в виртуальную сущность, но уже нового бытия, наблюдаемый повсеместно. Для этого в качестве инструмента познания субъект использует любые имеющиеся у него средства, т.е. всякое средство субъекта является его инструментом познания. В рефлексии субъектов происходит взаимная конвертация средств познания в сущности, которые являются их средствами познания и виртуальными ресурсами. Это фундаментальный факт, имеющий большое значение для понимания зарождения и генезиса виртуальных превращенных форм и технологии познания.

Важным является и то, что виртуальное развитие субъекта из-за того, что его средства познания и знания постепенно превращаются в компоненты виртуального бытия, приводит к усложнению этого бытия, а затем и бытия материального.

Внешнее по отношению к субъекту бытие представляется ему в виртуальной форме. Для субъекта оно существует лишь в качестве средства познания и знания. Возникает замкнутая саморазвивающаяся технологическая система познания:

субъекты средства познания ресурсы (знания) компоненты виртуального бытия субъекты средства познания и т.д.

Все, что происходит в познании, зависит от качественных характеристик рефлексии субъекта. Потенциально возможно существование множества типов рефлексии, в котором рефлексия, свойственная человеку как субъекту, является частным случаем. Следовательно и тип познания, свойственный человеку, также является частным случаем, формой познания.

Человек не имеет отношения к биологическому развитию, к природным процессам, происходящим в живой клетке, в частности, в собственном организме. Они не были неизменными и прошли длительный эволюционный путь. Нечто подобное существует и в информационном развитии. Наряду с биологическими (вещественными) технологиями одновременно и параллельно им существовали раньше, существуют и сейчас информационные процессы как технологически необходимые и равноценные, что наглядно демонстрирует модель Конуэя. Эти природные технологии человек также не создавал. Сначала они, как отмечалось, были алгоритмическими, а затем в связи с возникновением и развитием субъектов перешли в субъектные (рефлексивные) формы. К таким процессам, в последнем случае виртуальным по своей сути, человек также не имеет отношения, они возникли сами без его участия. Поэтому с технологической точки зрения процесс познания идет "сам собой", алгоритмически, подобно процессу развития в модели Конуэя, а его характеристики зависят исключительно от родовых качеств, свойственных рефлексии именно человека как частного случая множества возможных типов рефлексии.

Безрефлексивные (несубъектные) информационные превращения происходят совместно с материальными попеременными циклами и самостоятельного статуса не имеют. В качестве базовой служит материальная структура.

Рефлексивная (субъектная) форма информационного саморазвития отделилась от материальных изменений и обрела самостоятельный статус. В этом случае информационные превращения происходят также попеременными циклами, но совместно не с материальными, а с информационными превращениями. Развитие происходит на базе не материальных, а информационных структур, существующих, скорее всего, в виде некоторой виртуальной "модели". Отпадает необходимость иметь материальные прототипы, что очень важно.

В качестве мутирующих факторов следует рассматривать возмущающие сигналы, поступающие от сенсорных органов и приборов, а также результаты обобщающей и аналитической работы всей системы познания субъекта в виде прошлых знаний, с помощью которой происходит накопление в памяти значимых для субъекта факторов. Однако главным "мутатором" служит сам субъект, обладающий свободой воли и свободой выбора, принимающий и реализующий решения, в результате чего возникают новые векторы развития.

Таким образом, представляется достаточно очевидным, что процесс познания должен включать два основных компонента, накапливающих прежние и порождающих новые знания:

- Алгоритмические информационные превращения согласно логике и иным законам мышления, свойственным именно рефлексии человека, его виртуальной "модели", "заложенной" в нем от рождения и передаваемой по наследству. Эти правила (логики) сложны и разнообразны, но все же они включают лишь ограниченный состав, в пределах которого субъект алгоритмически порождает безграничное разнообразие информационных, теперь уже виртуальных структур, превращая информацию, сигналы (зрительные, звуковые и т.д.) в понятия, смыслы, знания, свойственные только ему. Этот процесс хорошо иллюстрируется моделью Конуэя, в которой действуют всего лишь три правила (рождение, гибель, существование элементов), но возникает безбрежное разнообразие структур, взаимодействующих между собой по множеству вновь возникших законов второго, третьего и т.д. порядков на всех технологически возможных уровнях.

- Мутантные нарушения общего процесса познания в виде принимаемых и реализуемых субъектом решений.

Следует обратить внимание на то, что "мощность" субъектов, их "веса" могут отличаться друг от друга на многие порядки, что прямо влияет на мощность мутирующих импульсов, на весомость и значимость технологических событий. Это вызвано, в частности, тем, что коллективные субъекты (например, государства) несравненно мощнее индивидуальных.

С учетом сказанного становится ясно, что пространство и время могут иметь различное представление в рефлексии субъектов в зависимости от их предметно-познавательной деятельности - экономическое, политическое, правовое, информационное пространство и время.

Более того, всякий вид деятельности субъектов порождает в рефлексии свой "частный" вид онтологии, бытия взамен прежнего, в котором все "свое" - пространство, формы иерархии, свойства и пределы делимости (квантования), технологии, ресурсы, время, метрическая и топологическая системы. Другими словами, субъект, познавая бытие, тем самым онтологизирует свой вид деятельности. В этом заключается смысл его существования, это и делает его субъектом.

Предположим, что в рамках модели Конуэя организован крупный эксперимент по длительному исследованию закономерностей развития. Модельное пространство организовано в виде большого тороида конечных размеров, и в качестве законов развития определены генетические правила Конуэя. Такая модель является виртуально "бесконечной". Можно предположить, что в начальной стадии развития, которая может иметь разную продолжительность, развитие в рамках модели будет происходить в режиме свободной ничем не ограниченной экспансии структур, а затем перейдет в другие переменные режимы, в которых возникнет конкуренция развивающихся структур за ресурсы модели. Это породит отбор структур, самых разных по сложности и размерам в виде множества эволюций, предсказать которые невозможно. При многократном прохождении виртуальной эволюции в пределах этого тороида произойдет раскручивание, "разгон" эволюции до некоторой интенсивности изменений, а также многократные качественные превращения. Само модельное бытие является эволюционирующим бытием.

В этом случае пространство модели (поверхность тороида) измеряется объемом памяти подключенного к модели компьютера, а время - количеством прошедших циклов превращений от некоторого начального момента.

Однако виртуальная "Вселенная" не ограничивается этим тороидом, а составляет множество онтически и генетически подобных, но совершенно разных структур, взаимодействующих между собой и являющихся своеобразными "квантами" такой "Вселенной". С другой стороны, каждая ячейка модельного тороида может быть развернута в свой тип виртуального бытия - тороида, шара, эллипсоида и т.д., но принципиально меньшего размера со своим типом и формой деления на кванты, законами развития и т.д. Такая мысленная мегамодель демонстрирует возможную иерархию пространств, которых пока нет, но которые может создать субъект, человек. В ней каждый тип "бесконечного" пространства входит в другой его "бесконечный" тип в качестве составной части. Наблюдается своеобразная иерархия квантования.

В этой мегамодели существует и иерархия "технологических" и онтологически родственных ритмов изменений, например, тороид может независимо вращаться вокруг некоторого центра виртуальных "масс" и т.д. Это позволяет создать систему времен и вычислять длительности изменений на разных "технологических" уровнях, т.е. искусственно онтологизировать и иерархизировать в ней время. Таким образом, время в модели - это "технологический" показатель, зависящий от типа, интенсивности и уровня изменений.

Рассмотренный мысленный эксперимент показал, что возможно существование множества онтологически разных и независимых друг от друга систем пространств и времен, которые не зависят от аналогичных категорий в физическом мире, в котором живет человек. Этот модельный эксперимент показал также, что субъект способен создавать виртуальные системы со статусом бытия, включая пространство и время.

Существует своеобразная генетическая (технологическая) иерархия сущностей: изменения первичного вещества (которое, отнюдь, не является первичным) породили биологическое развитие, которое, в свою очередь, породило информационное (субъектное) развитие. Далее субъект создал искусственное материальное бытие, а также виртуальные формы, не являющиеся конечными.

В связи с этим возникает интересный вопрос: какими могут быть представления субъекта, помещенного, например, в пространство модели Конуэя?

Как отмечалось, "объективная" реальность в рефлексии субъектов в большинстве случаев (кроме прямого опыта, эксперимента) представляется в виде множества разнообразных моделей. Другими словами, основой понимания явлений бытия служат модели, т.е. субъектное (виртуальное) бытие состоит преимущественно из разнообразных моделей, а развитие знаний также происходит в основном через развитие виртуальных моделей.

Аналогично бытию модели также разделяются на два вида - косные, работа которых возможна только при непосредственном участии субъекта, и развивающиеся. Если косные модели являются традиционным средством познающего субъекта, его инструментом, то роль развивающихся моделей гораздо сложнее. Такое "средство", подобно субъекту, при своей работе самостоятельно порождает новое бытие, становясь частью этого нового бытия. Можно предположить, что развивающиеся модели, обретая самостоятельность и онтологизируясь, в конечном счете в результате длительной эволюции могут стать субъектом или породить его. Другими словами, и сам субъект как тип и фрагмент информационного бытия может представлять собой подобную саморазвивающуюся информационную "модель".

Таким образом моделирование с использованием подобных саморазвивающихся средств и взаимных превращений в системе модель - оригинал может стать ключом к пониманию сути возникновения и генезиса субъекта.

* * *

Просуммируем сказанное.

Философские категории, в том числе пространство и время, прямо и непосредственно связаны с субъектом. Без учета его свойств и параметров проблему, в частности, пространства и времени рассматривать бессмысленно. Отметим лишь те характеристики субъектов, которые для этой цели особенно важны.

Для выживания, устойчивого и безопасного развития им необходимы ресурсы, удовлетворение потребностей в которых составляет суть и смысл выживания. "Ассортимент" ресурсов, потребляемые количества и средства их "добывания" - самые разнообразные, как разнообразны и сами субъекты. Они также продуцируют ресурсы. Эта сторона вопроса является доминирующей.

Виртуальные реальности субъектов, в которых они существуют, формируются под углом зрения необходимости добывания ресурсов (материальных и виртуальных), через "ресурсную призму", а не являются неким нейтральным "отражением" внутреннего и внешнего мира. Объекты познания, включая и других субъектов, интересны именно в качестве источников получения необходимых ресурсов, включая знания, а также установления, оценки и нейтрализации угроз существованию. Поэтому, с одной стороны, экспансивная направленность деятельности субъектов является их имманентным свойством, средством выживания, с другой - реальность субъектов не "сбалансирована", а искажена и заинтересована с позиции возможностей порождения ресурсов и борьбы за их сохранение, закрепление за собой и приумножение. Кроме того, реальности субъектов включают его оценки внешних и внутренних угроз. Выражаясь фигурально, для одних субъектов интересна мякоть яблока, тогда как для других - его сердцевина.

Сами субъекты разные по множеству сущностных характеристик. Как отмечалось, они существуют в индивидуальной или в коллективных формах и отличаются друг от друга сферами деятельности, размерами, методами добывания ресурсов и защиты от угроз, стадиями текущего развития (подъем, стабильность, спад) и др. Коллективные субъекты включают ресурсы входящих в них субъектов, и поэтому они внутренне противоречивы. Внутреннее и внешнее бытие каждого из субъектов разное качественно и количественно.

Пространство - это то, где все существует и происходит. Для субъектов - это среда их существования и развития, являющаяся ресурсной, где происходят взаимодействия (ресурсообмены), включая взаимодействия в партнерской или конкурентной формах между собой на разных уровнях. Коллективные субъекты высшего уровня - государства, межгосударственные формирования, транснациональные корпорации, религиозные органы и т.д. иерархизированы по разным основаниям и могут делиться до своеобразных субъектных "квантов", т.е. до отдельного индивида.

Соответственно и среды, т.е. внутреннее, ближнее и дальнее бытие, для них будут совершенно разными. Другими словами, каждый субъект существует в своем виде пространства, в границах, определяемых количественными и качественными характеристиками, свойственными именно ему. Принципиальной особенностью этих локальных "пространств" является то, что они - ресурсно-технологические, требующие более подробного рассмотрения.

На начальных этапах существования человека при наличии свободных территорий его экспансия имела преимущественно территориальную форму, т.е. освоение новых пространств суши и воды, способных прокормить увеличивающееся население. Затем, после исчерпания этого ресурса начались ресурсообмены и конкурентная борьба в самых разнообразных формах. Если субъекты используют разные ресурсы, то они "выстраиваются" в технологические цепи взаимодействий. Если же используются однотипные ресурсы, то возникает конкурентная борьба в разнообразных, включая насильственные, формах. Чаще всего между субъектами примерно одного "веса" и статуса по одним видам ресурсов устанавливаются партнерские взаимовыгодные отношения, а по другим - конкурентные. Эти отношения устанавливаются в категориях пространства и времени соответствующего статуса. Если для отдельного человека среда его обитания охватывает профессиональную сферу деятельности и некоторый регион, то, например, для государства или транснациональной корпорации - весь мир, космос или микромир и т.д.

Внутреннее бытие, внутреннее пространство субъектов геополитического масштаба требует поиска и освоения внутренних ресурсов за счет оптимизации отношений между входящими в их состав субъектами, внутренней самоорганизации и консолидации, совершенствования внутренних виртуальных технологий.

Пространство и время - категории развивающиеся, состояния которых зависят от вовлеченных в оборот ресурсов. Даже для природных ресурсов (и соответственно пространств, в которых они расположены) характерны различия по глубине залегания, расположению в средах (в водном и воздушном пространствах, на океаническом дне), глубине технологической переработки.

В этих условиях перечисленные виды пространств являются ресурсами соответствующих субъектов, по которым существовала ранее, существует и сейчас конкурентная борьба и стремление закрепить эти ресурсы-территории суши, водного и воздушного пространства, космоса (орбит спутников, высот, спектров радиочастот и т.д.).

С.А. Модестов отмечает, что в содержании геополитического соперничества усматривается растущая интеллектуализация, повышение роли знаний в освоении геополитического пространства. Вместе с тем, принципиально важным является и другое. Человек в процессе своей предметно-познавательной деятельности и последующей онтологизации ее результатов порождает новые ("искусственные") фрагменты и системы, новые типы бытия и в первую очередь бытия виртуального. Возьмем информационное пространство глобальной сети Интернет. Само это пространство увеличивается в объеме и разнообразится, в нем существуют необходимые виртуальные ресурсы, виртуальные субъекты, формируется правовая система, устанавливаются границы, идет раздел пространства, осуществляется ресурсообмен. Однако нельзя забывать, что указанные категории являются своеобразными "представителями" "настоящих" субъектов, существующих за пределами Интернет, и обслуживают не только их потребности в ресурсах, но и создают угрозы.

Или возьмем финансовое пространство. Современная экономика дифференцирована. В связи с этим в свободе предпринимательства проявилась патологическая линия поведения собственников капиталов. В финансовых операциях используется множество биржевых инструментов, позволяющих путем спекуляций получать прибавочную стоимость. Спекуляции фиктивным капиталом идут в отрыве от материального производства, значительно опережая его по темпам роста. Так, по данным Ю.Г. Волкова и В.С. Поликарпова с 1989 по 1994 гг. мировой рынок дериватов (вторичных ценных бумаг) вырос с 1,1 до 45 триллионов долларов, что составляет среднегодовой темп роста этой раковой опухоли 59%, на порядки опережая темпы роста материального производства. Множатся формы кредитования, возник удивительный феномен нелимитированного источника кредита. По сообщениям прессы, индекс Доу-Джонса, отражающий стоимость акций 24 крупнейших компаний США, превысил показатель 11000 и продолжает расти. Многие эксперты, в том числе известный специалист Уоррен Баффет, выражают глубокую тревогу в связи с ажиотажем на фондовых рынках.

Абстрактный характер манипулирования финансовыми инструментами ведет к тотальной спекуляции, к символической, виртуальной форме капитала, его отрыву от функционирования и движения реального материального производства. Растет опасность мирового финансового краха. Виртуальные технологии в сфере финансовой экономики обретают признаки независимого и самодостаточного фактора, несущего экологическую угрозу.

Потенциалы внешней экспансии геополитических субъектов в традиционных партнерских или насильственных формах по разным причинам практически исчерпываются. Развитие технологий приводит не только к увеличению общего количества и качества ресурсов, необходимых для удовлетворения увеличивающихся потребностей субъектов, но, и это главное, к перераспределению их между ними. Тот, кто первым создает новые технологии и новые ресурсы, тем самым временно создает для себя и новое пространство (или расширяет его границы) для собственной экспансии и благоприятные условия в борьбе с конкурентами, однако эти условия предстоит еще реализовать.

Естественные физические пространство и время постепенно теряют свою былую роль и актуальность в борьбе за природные ресурсы. Конкуренция субъектов постепенно перемещается в пространство технологий и порождаемых ими ресурсов и угроз. Пространство и время сами стали ресурсами развития. Характерным признаком настоящей и грядущих эпох является тотальная технологизация бытия, особенно в виртуальных формах. Вместе с тем не следует забывать, что это только часть бытия, являющаяся жизненным пространством человека, которая ограничена возможностями его рефлексии.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРОСТРАНСТВО-И-ВРЕМЯ-КАК-ФИЛОСОФСКИЕ-КАТЕГОРИИ-И-РЕСУРСЫ-РАЗВИТИЯ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Iosif LesogradskiContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Lesogradski

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

И.Г. КОРСУНЦЕВ, ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ КАК ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ И РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 09.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРОСТРАНСТВО-И-ВРЕМЯ-КАК-ФИЛОСОФСКИЕ-КАТЕГОРИИ-И-РЕСУРСЫ-РАЗВИТИЯ (date of access: 22.09.2019).

Publication author(s) - И.Г. КОРСУНЦЕВ:

И.Г. КОРСУНЦЕВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Iosif Lesogradski
Москва, Russia
600 views rating
09.09.2015 (1474 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Преграды к созданью Единой Теории Поля и путь одоления их. Barriers to the creation of the Unified Field Theory and the path of overcoming them.
Catalog: Философия 
3 days ago · From Олег Ермаков
ЯНТАРНЫЙ ПУТЬ
Catalog: География 
5 days ago · From Россия Онлайн
ПЕРВАЯ В РОССИИ КНИГА О ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XVIII ВЕКА
5 days ago · From Россия Онлайн
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БРУСИЛОВ
5 days ago · From Россия Онлайн
ЕГИПЕТ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
5 days ago · From Россия Онлайн
А. Т. БОЛОТОВ - УЧЕНЫЙ, ПИСАТЕЛЬ ЭНЦИКЛОПЕДИСТ
5 days ago · From Россия Онлайн
Несмотря на недолгое существование казино Crystal Casino на онлайн-рынке, сейчас оно является одним из самых развитых и уважаемых онлайн-казино. Это российское онлайн-казино предлагает несколько сотен различных игр, доступных на настольных компьютерах, а также на смартфонах и планшетах.
Catalog: Лайфстайл 
5 days ago · From Россия Онлайн
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
10 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
10 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ КАК ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ И РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones