Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-6690

share the publication with friends & colleagues

(По поводу статьи т. Рахметова "Пролетарская революция в Азербайджанской деревне" в журнале "Большевик Закавказья", Орган ЗКК ВКП(б), июнь 1931 г)

Победа азербайджанского пролетариата в апреле 1920 г. была обусловлена влиянием Октябрьской революции в России и предшествующей классовой борьбой бакинского пролетариата против буржуазно-помещичьего господства в стране. Уроки бакинской коммуны 1918 г. как начала "Октября" в Азербайджане 1 , были учтены бакинскими рабочими в новой революционной борьбе против муссаватского господства. И если бакинская коммуна погибла, не сумев привлечь на сторону революции крестьянство, то на подступах революции в апреле 1920 года под руководством большевиков бакинский пролетариат, при поддержке беднейших слоев азербайджанского крестьянства уже выступил в качестве организатора захвата власти.

В Азербайджане, так же как и в других частях старой царской России, пролетариат боролся за социалистическую революцию. Здесь задачи буржуазно-демократической революции должны были быть разрешены "походя и "мимоходом", ибо в азербайджанской деревне, в силу происходящей там классовой дифференциации, беднота и сельский пролетариат выступали как основные резервы ведущего борьбу за советскую власть бакинского "пролетариата". Кто этого не хочет понять, тот ничего не понимает в ленинизме, тот отрицает социалистический характер революции в азербайджанской деревне. Но, признавая и подчеркивая социалистический характер революции в азербайджанской деревне, необходимо учитывать своеобразие и отличительные черты этой революции в Азербайджане.

Тов. Рахметов - автор помещенной в июньском номере 1931 г в журнале "Большевик Закавказья" статьи "Пролетарская революция в азербайджанской деревне" - обошел это своеобразие и извратил, в силу антиленинского понимания движущих сил апрельской революции в Азербайджане, характер социалистической революции в азербайджанской деревне.

Как же интерпретирует борьбу классов в азербайджанской деревне т. Рахметов? По его схеме противоречие между всем крестьянством и классом помещиков-землевладельцев является "самым крупным и основным", в то время как противоречие между деревенской беднотой и растущей сельской буржуазией, "хотя и не столь важное в то время (!) как первое, но также игравшее (!!) значительною роль". Почему же понадобилось т. Рахметову так принижать роль классовой борьбы между деревенской беднотой и сельской буржуазией и утверждать, что эта борьба является не столь важной и разве только играющей второстепенную роль? Все это нужно ему для того, чтобы доказать политическую незрелость бедноты, чтобы принизить политическую роль основного резерва бакинского пролетариата!


1 Находятся историки (в том числе т. Ротгаузер), которые доказывают, что бакинская коммуна не является "Октябрем" в Азербайджане.

стр. 177

Это видно особенно из следующего тезиса т. Рахметова "Моссватская диктатура с ее защитой крепостнических пережитков, налогами и грабежами больно била не только по бедноте, но и по зажиточным слоям крестьянства, против муссаватистов выступало единым фронтом все крестьянство, включая его зажиточные слои". И дальше: "Декрет, о земле от 5 мая 1920 г., уничтожающий навсегда частную собственность на землю... и передавший всю землю ханов, беков и помещиков со всем инвентарем в руки трудового народа на началах уравнительного землепользования, отражал только первый общедемократический этап социалистической революции, но не затрагивал еще глубочайших противоречий между зажиточным крестьянством - кулаком и бедною и, а исходил из того, что объединяет все крестьянство в целом прочив ханов и беков".

Прежде всего отметим односторонний недиалектический подход т. Рахметова к анализу классовой борьбы в Азербайджане; т. Рахметов, говоря об общности интересов всею крестьянства в целом против ханов и беков, за тождеством не видит различия. Ленинизм учит нас различать двойственную природу зажиточного и среднего крестьянства. Еще в 1905 г. Ленин упрекал меньшевиков и социалистов-революционеров в том, что они "не выдерживают классовой точки зрения и, отыскивая одинаковое для всяких комбинаций решение задачи, забывают о двойственной природе зажиточного и среднего крестьянства"2 . В чем же заключается двойственность природы зажиточного крестьянства в Азербайджане? Во-первых, в том, что оно враждебно хану, беку, муссаватскому чиновничеству, но еще более несомненна его враждебность по отношению к сельскому пролетариату: "А всякая попытка затушевать, обойти эту классовую враждебность в аграрной программе и тактике, - по утверждению Ленина, - есть сознательное и бессознательное оставление социалистической точки зрения" 3 .

Нет слов, большевики в Азербайджане поддержали в апреле 1920 г. борьбу всего азербайджанского крестьянства против помещиков, но наряду и попутно с подготовкой социалистической революции в деревне. Вот в чем здесь суть Неправильная антиленинская установка т. Рахметова по вопросу о зажиточном крестьянстве логически приводит его к тому, что декрет о земле, по его схеме, объявляется продуктом общности интересов всего крестьянства в целом против ханов и беков. А раз в качестве основной движущей силы в борьбе против муссавата и в борьбе за землю объявляется все крестьянство в целом, а не пролетариат в союзе с беднейшим крестьянством под руководством и гегемонией первого, то меняется социалистический характер апрельской революции в деревне и ставится вопрос о двойственности этой революции. Тов. Рахметов не смог понять, что декрет с земле является как раз продуктом классовой борьбы между беднотой и кулачеством.

Попробуем теперь разъяснить, согласно ленинской методологии, как следует разрешать вопросы, поставленные т. Рахметовым. "Разве свержение власти буржуазии и установление диктатуры пролетариата, - говорит т. Сталин, - можно уместить в рамках буржуазной революции? Разве завоевание диктатуры пролетариата не есть выход из рамок буржуазной революции? Как можно утверждать, что кулаки (тоже ведь крестьяне) могли поддерживать свержение буржуазии и переход власти к пролетариату? Как можно отрицать, что декрет о национализации земли, отмене частной собственности на землю, запрещении купли-продажи земли и т. д., несмотря на то, что он не может быть признан декретом социалистическим, проводился у нас в борьбе с кулачеством, а не в союзе с ним? Как можно утверждать, что кулаки (тоже крестьяне) могли поддерживать декреты Советской власти..?"4 . Нетрудно заметить, что указавшая выше точка зрения т. Рахметова не имеет ничего общего с этими подлинно ленинскими положениями.


2 Ленин, Соч., т. VII, стр. 160.

3 Там же, стр. 161.

4 И. Сталин, Вопросы ленинизма, 7 изд. 1931 г., стр. 345 - 346, разрядка моя. Ю. Ш.

стр. 178

Далее т. Рахметов утверждает, что декрет о земле только "отражал" общедемократический этап социалистической революции, в азербайджанской деревне. Он критикует "левых" за то, что они "пытались перескочить через этот общекрестьянский этап революции и перейти прямо и непосредственно к задачам организации комитетов бедноты".

Нетрудно заметить, что т. Рахметов, обвиняя "левых", пытавшихся перескочить через общекрестьянский этап революции, сам скатывается к правым, стремившимся всячески ослабить классовую борьбу в деревне не желавшим ссориться с кулаком и соблюдавшим "обще- крестьянские" интересы во имя буржуазно-демократической революции в деревне. "Победа пролетарской революции в азербайджанской деревне стала возможной", - пишет т. Рахметов, - только благодаря преодолению "левых" настроений..." Иначе говоря, пролетарская революция в азербайджанской деревне стала возможной только благодаря тому, что мы шли вместе со всем крестьянством против помещиков в деревне. Тов. Рахметов забывает, что завоевание диктатуры пролетариата "есть выход из рамок буржуазной революции" (Сталин) и хотя Рахметов и говорит о социалистическом характере революции в азербайджанской деревне, но ставит этот социалистический характер апрельской революции под сомнение, понимая эту революцию в сущности как буржуазно-демократическую. В защиту своего политически-ошибочного положения он ссылается на следующее место из Ленина "Ни в коем случае не обгонять развития масс, а дожидаться пока из собственного опыта этих масс вырастет движение вперед. Мы ограничивались в Октябре тем, что старого, векового врага крестьян - помещика-крепостника, собственника латифундий, смели сразу"5 . Эта мысль Ленина остается конечно верной. Беда т. Рахметова заключается в том, что он из этой цитаты выхолащивает все ее революционное, диалектическое содержание. Оправдывает ли сколько-нибудь этот ленинский тезис необходимость "единого фронта" всего крестьянства в целом против мусавата и смазывание классовой борьбы внутри самого крестьянства? Никто не отрицает того, что в Октябре мы ограничивались тем, что помещика "смели сразу". Но ведь факт устранения помещика в деревне был подготовлен ходом развития классовой борьбы, "в борьбе с кулаком, а не в союзе с ним" (Сталин). Вот в чем суть. Использование революционной энергии всего крестьянства, о котором пишет т. Рахметов, необходимо было именно для того, чтобы завершить буржуазно-демократическую революцию в деревне, "походя", "мимоходом", как "побочный продукт нашей главной, основной социалистической работы" (Сталин).

Тов. Рахметов, критикуя позицию правых оппортунистов в АКП(б), чрезвычайно оригинально характеризует их позицию на II съезде АКП(б) через пять с половиной месяцев после апрельской революции. Поверив правым на слово, он пишет. "Все выступающие на съезде в один голос отмечали, что пролетарская революция в азербайджанской деревне, по существу говоря, еще не произошла, что в земельных комитетах определенное засилие кулаков, и отобранная у помещиков земля распределяется между "бедными" родственниками тех же помещиков и среди наиболее активного слоя деревни, т. е. кулаков. Представитель Ганджи заявил тогда же на заседании бакинского совета "У беднейшего крестьянина и до сих пор нет земли. Крестьяне заявляют как можем мы взять землю, когда земкомы и ревкомы, в которых сидят кулаки, говорят нам подожди". Общее положение в деревне осенью 1920 г. "Коммунист", орган ЦК и БК АКП(б), характеризовал следующим образом: "В продолжение пяти месяцев со дня переворота в азербайджанской деревне не произошло настоящего революционного сдвига, азербайджанская деревня и по сей день в отношении к советскому строю и к пролетарской столице - Баку - является чем-то вроде крестьянской "заграницы". Дальше так продолжаться не может... Наше крестьянство, являясь единственным хозяином (по декрету) всего земельного богатства страны, фактически до сих пор земли не имеет... Советские учреждения провинции все это время были в плену у помещиков и кулаков, перекрасившихся в цвет


5 Ленин, Соч., т. XXIII, стр. 52.

стр. 179

революции и искусным образом скрывающих от (беднейшего) крестьянства истинное положение вещей в надежде на контрреволюционный переворот".

Мы сознательно привели эту длинную цитату из статьи т. Рахматева, чтобы показать, как не следует иллюстрировать на страницах партийной печати взгляды правых оппортунистов, ибо эта правые взгляды извращают положение вещей на местах, не отражают действительности, сгущают краски и рисуют работу II съезда АКП(б) сплошным черным пятном. Опубликовывая выступления правых в такой пространной и тенденциозной форме и не давая соответствующих комментариев к их выступлениям, т. Рахметов конечно льет воду на мельницу тех же правых группировок. Ясно, что в данном вопросе т. Рахметов (взяв на себя инициативу разоблачать правые взгляды на съезде) оказал партии медвежью услугу. Надо было наглядно показать, что правые взгляды на съезде являлись, по существу говоря мелкобуржуазным националистическим уклоном в партии, либеральным отношением к задачам классовой борьбы, затушевыванием огромного процесса исторической ломки старых производственных отношений в экономически отсталой азербайджанской деревне. Надо было в противовес взглядам правых показать, как конкретно развернулась борьба за социализм в азербайджанской деревне, а не ограничиваться простым обывательским изложением фактов, ни в какой степени не соответствующих реальной исторической действительности.

Лозунг партии, идущей к власти, включает в себя момент нейтрализации середняка. Вопросу о середняке как об особой группе партия уделяла огромное внимание при определении тактики пролетариата в деревне. В первый период диктатуры пролетариата партия ограничивалась задачей нейтрализовать среднее крестьянство, т. е. "заставить его не оказывать активную поддержку буржуазии в ее борьбе с пролетариатом" (Ленин). На последующем этапе диктатуры пролетариата тактикой нашей партии предусматривалась необходимость прочного союза пролетариата с средним крестьянством. Тов. Рахметову нет дела до этих основных положений, ленинизма: в своей статье он выбрасывает за борт середняка как лишнее средостение. Это указывает на политическую недооценку роли середняка, это роднит взгляды т. Рахметова с троцкистской установкой по вопросу о социальных группировках в деревне. Что это - досадная ошибка или злой умысел? Или т. Рахметов растворил середняка в среде борющихся противоположных классов или очевидно счел, что эта фигура не заслуживает внимания в условиях социалистической революции в национальной республике?

В статье т. Рахметова также совершенно исчезла роль Закавказского краевою комитета партии и в частности того большевистского ядра, которое сплотилось тогда вокруг т. Орджоникидзе в борьбе как с правыми, так и с "левыми" оппортунистами в Азербайджане.

Тов. Рахметов в своей статье не дает нам стройного, последовательного изложения своих взглядов. В основном его взгляды необходимо квалифицировать как правооппортунистические, что не исключает эклектической путаницы и ряда ошибок троцкинского порядка. Его ошибки вне всякого сомнения льют воду на мельницу великодержавного шовинизма и местного национализма. Направляя огонь по тем кто извращает ленинизм, необходимо со всей серьезностью приступить к изучению борьбы и победы большевизма в национальных республиках. К этому обязывает нас письмо т. Сталина в редакцию журнала "Пролетарская революция". Письмо это призывает нас к большевистской бдительности на теоретическом фронте и настойчиво выдвигает вопрос о воинствующей партийности в деле изучения и пропаганды истории нашей партии на опыте, национальных республик Советского союза.

Мусейб Шахбазов.

 

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРОТИВ-ИСКАЖЕНИЯ-ЛЕНИНИЗМА-В-ВОПРОСАХ-СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ-РЕВОЛЮЦИИ-В-АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ-ДЕРЕВНЕ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Vladislav KorolevContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Korolev

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Мусейб Шахбазов, ПРОТИВ ИСКАЖЕНИЯ ЛЕНИНИЗМА В ВОПРОСАХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ДЕРЕВНЕ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 14.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРОТИВ-ИСКАЖЕНИЯ-ЛЕНИНИЗМА-В-ВОПРОСАХ-СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ-РЕВОЛЮЦИИ-В-АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ-ДЕРЕВНЕ (date of access: 24.04.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Мусейб Шахбазов:

Мусейб Шахбазов → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Vladislav Korolev
Moscow, Russia
347 views rating
14.08.2015 (1349 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Мистическая суть победы Владимира Зеленского на выборах Президента Украины. The mystical essence of the victory of Vladimir Zelensky in the election of the President of Ukraine.
Catalog: Философия 
Yesterday · From Олег Ермаков
Революция Коперника, поставившая Землю в безличный ряд небесных тел, лишив ее исключительности, порвала тем в лохмотья исконную слитность Вселенной и Зрящего. В час этот в наших очах рухнул Мир.
Catalog: Философия 
7 days ago · From Олег Ермаков
Мы и звездные Братья в едином строю. We and our star Brothers are in one line. The Anthrops of the Universe, to which belong the anthrops of the Earth humans, constitute a single order. This article of mine tells about principles of its composition.
Catalog: Философия 
13 days ago · From Олег Ермаков
Рецензии. Е. В. АНИСИМОВ. РОССИЯ В СЕРЕДИНЕ XVIII ВЕКА. БОРЬБА ЗА НАСЛЕДИЕ ПЕТРА
Catalog: История 
15 days ago · From Россия Онлайн
400-ЛЕТИЕ ПЕРВОГО РУССКО-ГРУЗИНСКОГО ДОГОВОРА
15 days ago · From Россия Онлайн
ПРАВДА ОБ А. Г. ШЛЯПНИКОВЕ
Catalog: История 
15 days ago · From Россия Онлайн
ДОБРОВОЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА ЛЕНИНГРАДА 1920-Х ГОДОВ
15 days ago · From Россия Онлайн
Рецензии. Ю. А. ПОЛЯКОВ. СОВЕТСКАЯ СТРАНА ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ: ТЕРРИТОРИЯ И НАСЕЛЕНИЕ
Catalog: История 
15 days ago · From Россия Онлайн
Металлы как слуги землян в их возврате в Луну, Лоно их. Metals as servants of earthlings in their return to the moon, their Bosom.
Catalog: Философия 
16 days ago · From Олег Ермаков
В. И. ПЕТУХОВ. У истоков борьбы за единство и независимость Кореи. М. Наука. 1987. 236 с.
21 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ПРОТИВ ИСКАЖЕНИЯ ЛЕНИНИЗМА В ВОПРОСАХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ДЕРЕВНЕ
 

Support Forum · Editor-in-chief
Watch out for new publications:

About · News · Contacts · For Advertisers · Donate to Libmonster($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones