10 октября 1936 г. исполнилось 5 лет со дня постановления ЦК ВКП (б) о создании истории фабрик и заводов Советского союза. Постановлением, принятым по инициативе А. М. Горького, утвержден состав Главной редакции во главе с тт. Горьким, Кагановичем, Постышевым, Андреевым, Стецким и др. и поручено ей организовать разработку и издание марксистско-ленинской истории заводов, написанной в художественной
форме. Перед "Историей фабрик и заводов" ставилась задача - воссоздать детальную картину зарождения и развития крупнейших промышленных предприятий Союза. Роль заводов в хозяйстве страны, условия труда, возникновение революционных организаций, борьба заводов под руководством большевистской партии за власть советов, Великая пролетарская революция и развитие заводов - в условиях диктатуры пролетариата, соцсоревнование и ударничество - таковы лишь основные вопросы, которые должна осветить "История фабрик и заводов". Написанная в популярной и увлекательной форме, воссоздавая образы конкретных лиц, "История заводов" должна была совместить художественность с глубокой большевистской научностью.
Таким образом, "История заводов" должна была явиться совершенно новым типом исторического произведения. Главная работа по собиранию материалов, оформлению и написанию истории заводов отводилась самим рабочим. "Рабочие создали завод, они же и должны написать историю его создания - историю своей работы", - писал А. М. Горький, призывая советских пролетариев к этому важнейшему и увлекательнейшему труду.
16 октября 1931 г. Главная редакция утвердила список нескольких десятков предприятий, история которых должна была создаваться в первую очередь. Широкие слои советских рабочих горячо подхватили предложение партии и великого писателя. В Ленинграде и на Украине были организованы представительства Главной редакции. На самых заводах были образованы редакционные коллегии, проводящие под руководством партийных организаций практическую работу по составлению истории их предприятий. Устраивались специальные вечера, на которых выступали со своими воспоминаниями старые рабочие и подробно обсуждались планы книг и уже готовая продукция.
С какими итогами приходит "История фабрик и заводов" к своему пятилетнему юбилею?
С 1933 по 1936 г. было выпущено 16 произведений, не считая брошюр, информационных бюллетеней и пробных глав, предназначенных для массового обсуждения. В 1933 г. было выпущено 3 названия, в 1934 г. - 4, в 1935 г. - 6, в 1936 г. намечены к выпуску 8 названий. Общий объем изданной продукции равен 628 печатным листам, а считая повторные издания - 833 печатным листам. Книги по истории заводов привлекают большой интерес советского читателя. Например сборник, посвященный истории трудкоммуны имени Ягоды, был первоначально выпущен тиражом в 50 тыс. экземпляров, но этого оказалось недостаточно, и в настоящее время выходит в свет дополнительное издание с 50-тысячным тиражом. "Беломорстрой" имел тираж 150 тыс. экземпляров. Две книги о строительстве метро издавались 100-тысячным тиражом. Общее количество выпущенных книг достигает огромной цифры в 807 тыс. экземпляров.
Книга по истории заводов были встречены с интересом также и заграницей: "Беломорстрой" вышел в двух американских издательствах и в одном английском; "Люди Сталинградского тракторного" вышли во Франции, США и Испании; "Болшевцы" предполагается издать за рубежом на трех языках.
В согласии с заданием Главной редакции, выпущенные книги написаны не по определенному стандарту, они сильно отличаются друг от друга и по содержанию и по форме. Наряду с автобиографией уральской работницы Агриппины Коревановой имеется коллективный труд 36 авторов, посвященный строительству канала имени Сталина, и "Волжские ткачи" рабочего-историка Н. П. Паялина, основанные на богатейшем документальном материале XVIII, XIX, XX веков. В ближайшее время впервые выходит в свет рукопись немецкого инженера де Гения а "Описание уральских заводов", относящаяся к XVIII в., с предисловием акад. М. Павлова.
А. М. Горький, предложивший издание "Истории фабрик и заводов", неустанно и беспрерывно заботился о судьбе своего детища до самой своей смерти. Им были не только написаны предисловия к 4 из вышедших при его жизни книгам, но он изо дня в день занимался делами "Истории фабрик и заводов", просматривал планы, вел переписку с авторами, беседовал об "Истории" с писателями. Большинство рукописей испещрено сделанными им пометками и замечаниями. Такие книги, как "Люди Сталинградского тракторного", "Беломорстрой", "Моя жизнь", "Болшевцы", заслужили его высокую оценку.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Libmonster Russia ® All rights reserved.
2014-2025, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Russia |