Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Libmonster ID: RU-16235

Share this article with friends

Одной из буржуазных реформ, начатых в России в 60-х годах XIX в., стала земская реформа. Согласно "Положению о губернских и уездных земских учреждениях" 1864 г. в губерниях Российской империи стали вводиться органы земского самоуправления, одним из важнейших направлений деятельности которых была забота о "народном здравии". Земские учреждения должны были разрешить задачу подготовки медицинского персонала для работы в сельских больницах и на фельдшерско-акушерских пунктах, при этом необходимо было учесть универсальный характер земской медицинской помощи и участковую систему земского медицинского обслуживания.

Земские учреждения были созданы на территории Уфимской губернии в 1875 г., а на территории соседней с ней Оренбургской - лишь в 1913 году. Как и в других губерниях России, здесь получила развитие земская медицина, в связи с чем возникла острая потребность в медицинских кадрах для обслуживания созданных земствами врачебных участков.

Вопрос об открытии фельдшерско-акушерской школы на территории Уфимской губернии обсуждался уже на первом очередном губернском земском собрании, проходившем в феврале-марте 1875 года. Однако длительное время, из-за нехватки средств для ее открытия, подготовка среднего медицинского персонала осуществлялась при губернской земской больнице. Желающие получить звание фельдшера занимались под наблюдением старшего врача больницы от 6 месяцев до 2-х лет.

На XXXIII очередной сессии Уфимского губернского земского собрания 17 декабря 1907 г. было принято решение открыть в Уфе с начала учебного года "женскую акушерско-фельдшерскую школу нормального типа", что и было сделано1.

Она должна была обеспечивать земские медицинские учреждения грамотными и опытными фельдшерицами-акушерками. Школа находилась в ведении Министерства внутренних дел, но учреждалась при Уфимской губернской земской больнице и содержалась на средства Уфимского губернского земства2.

Срок обучения в ней составлял 4 года. В школу принимали лиц женского пола "всех состояний, без различия звания, национальности, вероисповедания, места происхождения в возрасте от 16 до 36 лет". С 1909 г. были введены ограничения для приема в школу девушек еврейской национальности с соблюдением 10% от нормы согласно "особому журналу Совета Министров об условиях приема в средние учебные заведения"3.

Образовательный уровень поступающих должен был быть не ниже 4-х классов женской гимназии. Конкурс при поступлении в школу был достаточно высоким: 2 - 3 человека на место. При равенстве баллов преимущество отдавалось жительницам Уфимской губернии. Они обучались бесплатно, но с обязательством прослужить по


Шуляк Екатерина Павловна - аспирант Челябинского государственного педагогического университета.

стр. 143

направлению земства по 6 месяцев за каждый год обучения; приехавшие в школу из других губерний должны были вносить плату в размере 40 руб. в год. Социальный состав поступающих был неоднородным, так в 1910 г. из 27 воспитанниц первого класса 11 принадлежали к мещанскому сословию, 5 - к дворянскому, 4 - к чиновничеству, 5 - к крестьянскому сословию, 2 - к духовенству. Большую роль в жизни школы играл попечительский совет, во главе которого стоял председатель губернской земской управы П. Ф. Коропачинский, а его членами были представители губернской земской управы А. Д. Гачечиладзе, Н. П. Товарищев, губернские гласные Г. И. Миклашевский, Н. Н. Хасабова, губернский врачебный инспектор А. О. Афиногенов, директор школы А. И. Подбельский, преподаватели школы М. М. Шерстенников и Л. А. Лисовский4.

Совет принимал активное участие в организации учебного процесса, в разрешении финансовых проблем, а также проявлял заботу о малообеспеченных учащихся школы. По его инициативе Уфимское общество пения, музыки и драматического искусства в феврале 1914 г. поставило благотворительный спектакль, выручка от которого была передана акушерско-фельдшерской школе в пользу нуждающихся учениц5.

Попечительский совет работал совместно с педагогическим советом, куда входили педагоги школы. Педагогический коллектив состоял из квалифицированных специалистов. Среди 19 педагогов, работавших в школе в 1912 г., было 4 доктора медицины, 8 врачей, 2 кандидата богословия, прозектор, провизоры. Преподавателем анатомии являлся состоящий на службе в губернском земстве врач губернской земской больницы Ч. Ф. Ястржембский6.

Учебный процесс был регламентирован уставом, учебным планом, программами, правилами поведения учениц и другими документами. Учебная программа школы строго соответствовала программе преподавания в акушерско-фельдшерской школе, утвержденной Министерством внутренних дел 16 мая 1903 года7.

Уфимский попечительный комитет о бедных передал в дар акушерско-фельдшерской школе гистологическую и анатомическую коллекции, а также некоторый инвентарь. В школе преподавались общеобразовательные и специальные дисциплины, практические занятия с ученицами проводились в фармацевтической, химической и гигиенической лабораториях, в анатомическом и зоологическом музеях. Практические навыки учащиеся школы получали в больницах, родильных приютах, амбулаториях и аптеках, лучшие из них направлялись для последующего обучения в российские университеты. Администрация школы проявляла заботу о трудоустройстве выпускниц, для чего вела переписку с земствами о назначении учениц на вакантные должности. Так на службе в Стерлитамакском уездном земстве состояли выпускницы 1914 г. Полосухина, Крылова, Супхангулова, Грязева и Васильева8.

Деятельность акушерско-фельдшерской школы заметно сказалась на росте вспомогательного медицинского персонала в губернии, с 1906 по 1913 г. численность фельдшерско-акушерского персонала в Уфимской губернии увеличилась со 163 до 292 человек, то есть в 2,4 раза9.

В годы первой мировой войны преподаватели и выпускники школы оказывали помощь больным и раненым воинам на театре боевых действий и в эвакогоспиталях; на базе школы велась подготовка сестер милосердия, для чего по инициативе педагогического совета были организованы шестинедельные курсы. Обучение на них проходило в соответствии с программой, утвержденной Главным Управлением Российского общества Красного Креста. Согласно учебному плану на курсах читались лекции по таким предметам, как анатомия с физиологией, патология и терапия, хирургия с десмургией, гигиена, уход за больными и ранеными, оказание первой медицинской помощи, фармакология. Практические занятия проводились в губернской земской больнице под руководством старшего врача и трех ординаторов, а в аптеке - под руководством фармацевта10.

Земский фельдшерско-акушерский медицинский персонал имел возможность повышать свою квалификацию и делиться практическим опытом на профессиональных съездах. В феврале 1913 г. состоялся первый губернский съезд фельдшеров и акушерок, на котором прозвучало 18 докладов. Большой интерес у участников съезда вызвали доклады Д. П. Михина "Условия труда и быта фельдшерско-акушерского персонала в Уфимской губернии", В. Р. Лазорина "Роль и значение фельдшерско-акушерского персонала в общественной медицине", "О помощниках санитарных врачей в земствах Уфимской губернии"11.

Еще до введения земства на территории Оренбургской губернии проблема обеспечения населения квалифицированным медицинским персоналом рассматривалась на уровне губернского врачебного отделения губернским врачебным инспектором

стр. 144

Л. П. фон Шлихтингом. Это было связано с тем, что в Оренбургской губернии проблема обеспечения медицинским персоналом всегда была очень актуальна. Оренбургское село было хронически обделено кадрами, причем не хватало не только врачей и фельдшеров, но и повивальных бабок, которые часто являлись единственными помощниками женщинам при родах.

В своей работе "О современной организации сельско-врачебной части в Оренбургской губернии и о ближайших ее задачах" фон Шлихтинг указал среди ближайших задач, которые предстояло решать будущим органам земского самоуправления, открытие в Оренбурге фельдшерско-акушерской школы, устав которой был выработан уже в 1908 году. По его мнению "фельдшерский персонал за редким исключением совершенно не удовлетворял своему назначению... Из 93 фельдшеров, состоящих на службе в сельско-врачебной медицинской части школьных фельдшеров только 19 было школьных, остальные 74 являлись ротными"12.

Необходимость открытия собственной фельдшерско-акушерской школы была признана губернским земским собранием в 1913 году. Ее планировалось открыть за счет средств губернского земства.

Оренбургская фельдшерско-акушерская школа начала свою работу 1 сентября 1915 года. В ней было предусмотрено обучение по общим и специальным дисциплинам. В школе велись занятия по Закону Божьему, латинскому языку, геометрии, анатомии, физиологии, ботанике, зоологии, физике, химии, фармакологии, фармакогнозии, десмургии, механургии и массажу, уходу за больными, гигиене, глазным, ушным и детским болезням, акушерству и гинекологии, бактериологии. Кроме того, проводились практические занятия по анатомии, аптечному делу, уходу за больными и медицинской отчетности.

В соответствии с уставом в школу принимались лица мужского и женского пола, проживающие на территории губернии, без различия в звании и вероисповедании в возрасте не моложе 16 лет с образованием не ниже 2-х классов училища Министерства народного просвещения. Ежегодный план набора составлял 50 человек. Обучение было рассчитано на 4 года. Учебный год начинался 1 сентября и заканчивался 1 июня. Программы преподавания предметов составлялись педагогическим советом школы в соответствии с программами и учебными планами, утвержденными Министерством внутренних дел. Ежегодные экзамены принимала комиссия в составе директора школы, преподавателя, ассистента, члена губернской земской управы. Выпускные экзамены принимались комиссией под председательством губернского врачебного инспектора. Школа находилась под постоянным надзором губернатора и врачебного отделения Оренбургского губернского правления. В фельдшерско-акушерскую школу первого набора поступило 53 человека, в 1916 г. в ней обучалось уже 113 человек из разных городов и уездов Оренбургской губернии. Среди них были дети крестьян, мещан, чиновников, священнослужителей, купцов, фельдшеров, казаков, почетных граждан и учителей. В школе обучалось 94 женщины и 19 мужчин. Занятия проводились в здании второй женской гимназии, в губернской земской и городской больницах, а также в родильном приюте Губернского попечительства о больных. За лето 1916 г. для занятий по анатомии было построено специальное здание13.

Вопросы, касающиеся учебного процесса, разрешались педагогическим советом. В него входили все преподаватели школы, члены губернской земской и городской управ, заведующие заведениями общественного призрения.

Подготовка земского фельдшерско-акушерского персонала могла значительно улучшить качество медицинского обслуживания. 1 января 1915 г. 90% фельдшеров, состоящих на службе в Оренбургском земстве, являлись ротными и лишь 10% - школьными14. Зачастую ротные фельдшеры, имеющие слабую профессиональную подготовку, брали плату за лечение и лекарства, чем вызывали недовольство населения и подрывали авторитет органов земского самоуправления.

Организация земских акушерско-фельдшерских школ в Уфимской и Оренбургской губерниях позволила изменить в лучшую сторону подготовку среднего медицинского персонала. Их образовательная деятельность была направлена на обеспечение земских лечебных учреждений квалифицированным фельдшерско-акушерским персоналом и улучшение медицинского обслуживания населения. Выпускники этих школ получали возможность трудоустройства в земских и других лечебных учреждениях. Кадры, подготовленные в этих школах, сыграли большую роль в годы первой мировой войны, оказывая помощь раненым и больным воинам русской армии.

стр. 145


Примечания

1. Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (ЦГИАРБ), ф. И-121, оп. 1, д. 2, л. 7.

2. Там же, л. 24.

3. Там же, л. 13, 49.

4. Там же, д. 1, л. 4.

5. Там же, д. 10, л. 30.

6. Там же, д. 334, л. 1 - 22.

7. Там же, д. 2, л. 7.

8. Там же, д. 10, л. 12; д. 32, л. 21.

9. Историко-статистические таблицы деятельности Уфимского земства к 40-летию существования земств Уфимской губернии 1875 - 1914. Уфа. 1915, с. 340.

10. ЦГИА РБ, ф. И-121, оп. 1, д. 28, л. 39.

11. Первый губернский съезд фельдшериц и акушерок Уфимской губернии. Уфа. 1913, с. 2.

12. ШЛИХТИНГ Л. П. О современной организации сельско-врачебной части в Оренбургской губернии и о ближайших ее задачах. Оренбург. 1913, с. 16.

13. Доклады Оренбургской Земской Управы четвертому очередному Оренбургскому губернскому земскому собранию. Оренбург. 1917, с. 25.

14. Доклады Оренбургской Земской Управы третьему очередному Оренбургскому губернскому земскому собранию. Оренбург. 1917, с. 19.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Подготовка-земского-фельдшерско-акушерского-персонала-в-Башкирии-в-начале-XX-в

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Россия ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Е. В. Шуляк, Подготовка земского фельдшерско-акушерского персонала в Башкирии в начале XX в. // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 13.11.2020. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Подготовка-земского-фельдшерско-акушерского-персонала-в-Башкирии-в-начале-XX-в (date of access: 21.01.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Е. В. Шуляк:

Е. В. Шуляк → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
103 views rating
13.11.2020 (69 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Основное направление деятельности ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил на данном этапе, от положительного решения которого зависит дальнейшая сфера влияния и деятельности службы, в сложившейся системе материально-технического обеспечения войск – это совершенствование системы ветеринарно-санитарного контроля и надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов и продовольственного сырья
В данной статье рассматриваются структурные составляющие профессионального имиджа современного учителя, способствующие преодолению психологических барьеров. В статье, на основе проведенного автором исследования, выделен ряд обобщённых индивидуально-психологических особенностей учителя: стремление к саморазвитию, развитые организаторские способности, способность к саморегуляции, адаптивность личности, коммуникативные способности, умение преодолевать жизненные трудности, способность к рефлексии, которые обеспечивают успешность преодоления возникающих психологических барьеров педагогической деятельности.
Крадин Н. П. Харбин - русская Атлантида
Catalog: Разное 
Yesterday · From Россия Онлайн
Вклад в российское корееведение. Сотрудничество. Материалы международной конференции
Yesterday · From Россия Онлайн
VIII Всероссийская научная конференция "Философии стран Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация"
Catalog: Философия 
Yesterday · From Россия Онлайн
В обществе российско-китайской дружбы. Празднование первой годовщины подписания российско-китайского договора
Catalog: Право 
Yesterday · From Россия Онлайн
Экономическая деятельность китайцев в дальневосточном регионе России в XIX - начале XX вв.
Catalog: Экономика 
Yesterday · From Россия Онлайн
Столкновение и урегулирование интересов в процессе переговоров о китайско-советском Договоре 1950 года
Catalog: Право 
Yesterday · From Россия Онлайн
Из недавней истории военной ветеринарии и в качестве напоминания нынешнему поколению руководителей военной ветеринарной службы силового блока. Генерал-полковник ветеринарной службы — высшее воинское звание для военнослужащих, имеющих военно-учётную специальность ветеринарного профиля в Вооруженных Силах СССР и Вооруженных Силах Российской Федерации в 1943—1971, 1993—1998 годах (гг.).
РЕСУРСНАЯ БАЗА РОССИЙСКИХ БАНКОВ
Catalog: Экономика 
2 days ago · From Россия Онлайн


Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Подготовка земского фельдшерско-акушерского персонала в Башкирии в начале XX в.
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones