Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-7936

Share with friends in SM

1

27 ноября 1938 года в редакции "Исторического журнала" состоялось совещание, посвященное вопросу о задачах журнала, вытекающих из постановления ЦК ВКП(б) "О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском "Краткого курса истории ВКП(б)". На совещании, кроме работников редакции, присутствовал авторский и читательский актив журнала, представители исторических учреждений (Исторический музей, "История гражданской войны", Исторический кабинет Мосгороно, Пединститут, Историческая библиотека) и группа преподавателей истории средних школ города Москвы и области.

В своем вступительном докладе ответственный редактор журнала тов. Волин, подчеркнув исключительное значение для исторического фронта в целом и для "Исторического журнала" в частности выхода в свет "Краткого курса истории ВКП(б)" и постановления ЦК ВКП(б) о постановке пропаганды, остановился на тех мероприятиях, которые редакция наметила в целях перестройки журнала в соответствии с этим постановлением.

Постановление ЦК подчеркивает решающую роль печати в деле пропаганды марксизма-ленинизма, специально останавливаясь в связи с этим на теоретических журналах, отмечая их недостатки и выдвигая перед ними целый ряд серьезнейших задач. Основными кадрами читателей "Исторического журнала" является советская интеллигенция, в первую очередь партактивисты и учителя, преподаватели истории, учащиеся высших учебных заведений. Поэтому центральной задачей "Исторического журнала" является помощь этим кадрам в их самостоятельном изучении истории ВКП(б), международного революционного движения, проблем гражданской истории, в их работе над глубоким усвоением основ диалектического материализма и применением этих основ при изучении истории общественной жизни.

В связи с этим редакция дополнила свой план статей по истории ВКП(б) и истории СССР с учетом тех тем, которые освещены в главах "Краткого курса истории ВКП(б)", и начала уже опубликование этого материала в журнале с N 10 за 1938 год.

Далее, редакция приступила к печатанию статей, посвященных основным произведениям основоположников марксизма-ленинизма: Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. В этих статьях, задача которых - облегчить читателям журнала самостоятельное изучение произведений классиков марксизма, - должен быть дан анализ той исторической обстановки, в которой возникло соответствующее произведение, должны быть охарактеризованы те работы, которые атому произведению предшествовали, подготовляя его, должна быть дана характеристика самого произведения и указано значение, которое оно имело в истории развития революционного движения пролетариата.

Ряд статей по истории самой исторической науки, об ее задачах должен помочь читателям глубоко понять исторический материализм - этот единственно научный взгляд на историю. Журнал намечает статьи с критикой лжемарксистской, антиисторической концепции Покровского и его "школы", которая извращенно толковала исторические факты, вопреки историческому материализму, с точки зрения сегодняшнего дня, а не с точки зрения тех условий, в которых те или иные исторические события происходили. До сих пор работа журнала в этой области была недостаточна. Перед журналом стоит задача разоблачения всяких проявлений вульгаризации, опошления исторической науки, задача поднятия идейно-теоретического уровня помещаемых в журнале статей.

Из постановления ЦК прямо вытекает, что обязанностью "Исторического журнала" как журнала теоретического является освещение не только тех исторических фактов, которые уже марксистски разработаны, но и выдвижение новых, еще не разработанных в марксистской литературе проблем. В этих случаях полезно открывать творческую дискуссию на страницах журнала; отсутствие таких дискуссий в предыдущей работе журнала является также одним из его недостатков. Двигать историческую науку вперед - прямая обязанность "Исторического журнала".

То же относится и к постановке методических вопросов. В отделе "История в школе" редакция в дальнейшем предполагает давать не только статьи, в которых отдельные преподаватели делятся опытом своей работы, но и обобщать этот опыт, выдвигать и ставить на обсуждение учительских кадров отдельные вопросы методики преподавания истории. Редакция должна приложить все усилия к тому, чтобы этот отдел журнала, как и всю работу

стр. 121

журнала, поднять на большую теоретическую высоту.

Перед журналом поставлена важнейшая задача - выращивание новых авторских кадров; работа журнала и в этой области далеко отстает от тех требований, которые перед ним стоят, и от тех возможностей, которыми он располагает. Редакция должна развернуть работу по консультированию авторов, по конкретной помощи своим авторам. С этой целью журнал открывает отдел консультации, в котором будут даваться ответы на вопросы читателей.

Редакция должна установить тесную связь с историческими учреждениями и освещать на своих страницах работу этих учреждений, подвергая ее критическому разбору.

Отдел библиографии ставит своей задачей отражать всю выходящую в свет историческую литературу.

Наконец, журналу необходимо добиться улучшения языка печатаемого материала, имея перед собой в качестве образца предельно ясный, научный и в то же время популярный и образный язык "Краткого курса истории ВКП(б)".

2

По докладу открылись прения, в которых приняло участие 20 человек. Выступавшие товарищи признавали критику, данную тов. Волиным, правильной и в свою очередь указывали на недостатки журнала, внося свои предложения по перестройке его работы.

Прежде всего был подвергнут критике теоретический уровень статей "Исторического журнала". Указывалось на то, что в журнале не разрабатывались новые вопросы с привлечением свежего исторического материала. В журнале замечалось неправильное понимание того, что собой должна представлять хорошая популярная статья. Популярность подчас граничила с упрощенчеством; есть неряшливо, небрежно написанные статьи. Неправильно думать, что популярная статья - это статья компилятивная, что она не требует глубокой работы над первоисточником, над архивным документальным материалом. Серьезное изучение темы, всестороннее знание вопроса - важнейшее условие научно-популярной статьи.

Серьезным недостатком журнала, по мнению участников совещания, является и то, что в нем имеются статьи, в которых события из гражданской истории описываются оторванно от условий, в которых они протекали, что в них перечисляются лишь конкретные факты без необходимого марксистского анализа.

В постановлении ЦК ВКП(б) подчеркнуто, что в исторической науке до последнего времени имели место антимарксистские извращения и вульгаризаторство, связанные с так называемой "школой" Покровского, а журнал, как указывали выступавшие в прениях, сделал недостаточно для борьбы с этими извращениями. Хотя в ряде статей на соответствующие темы и указывалось, что по данному, конкретному вопросу у Покровского неправильная историческая концепция, и давалась критика ее, однако не была до конца разоблачена методология Покровского.

Журнал не давал теоретических статей, ставящих большие проблемы. Вместо этого он в ряде случаев освещал мелкие исторические факты без широкого обобщения и необходимого анализа.

Товарищи настойчиво подчеркивали необходимость ряда статей, разрабатывающих теоретические темы (об исторической науке, ее задачах, о материалистической диалектике и исторической науке и т. п.). Такой материал крайне необходим читательским кадрам "Исторического журнала", основная масса которых - советская интеллигенция, учителя истории - с большой энергией и под'емом начала работу над изучением основ марксистско-ленинской теории, над изучением "Истории ВКП(б)", отдельных произведений классиков марксизма-ленинизма и которые ждут в этом деле помощи от "Исторического журнала".

Особо был подвергнут критике отдел библиографии журнала, в котором даются случайные рецензии. Указывалось, что библиография тогда ценна и достигает своей цели, когда осведомляет читателя о всей выходящей исторической литературе.

Выступающие критиковали журнал и за то, что он боится смело обсуждать выходящую в свет историческую литературу, видимо, ожидая готовой оценки в других журналах.

Совещание внесло целый ряд дополнений в тематику, предложенную редакцией. Было отмечено, что вопрос об истории колониальных стран, особенно актуальный в свете сегодняшней международной обстановки, должен найти большее отражение в журнале. Необходимо также журналу расширить свой план и за счет освещения послеоктябрьского периода всеобщей истории, особенно тех вопросов, по которым нет почти никакой литературы, например период революции в Финляндии, Литве, Эстонии, революционное движение в 1923 году в Болгарии и т. п. Продолжает также оставаться важной и далеко еще не разрешенной журналом задачей разработка истории испанской революции 1931 года.

стр. 122

Выступавшие товарищи указывали также на необходимость усилить освещение вопросов международного революционного движения и дать больше статей по вопросам истории народов, входящих в состав СССР.

На совещании был поставлен вопрос о том, чтобы журнал в своей работе по освещению материалов в помощь изучающим "Историю ВКП(б)" не дублировал другие журналы. Все статьи в "Историческом журнале" должны появляться в специфически историческом разрезе: они должны давать развернутый конкретно-исторический, фактический материал. Так например "Исторический журнал", давая статью о работе Ленина "Что делать?", вскрывая все ее исключительное значение для идеологической подготовки большевистской партии, должен больше уделить внимания по сравнению с журналами общего типа той исторической обстановке, в которой она писалась.

Указывалось, что в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) журнал должен дать ряд статей, направленных против упрощенчества и вульгаризации в толковании ряда вопросов теории марксизма-ленинизма и истории партии (в вопросе о роли личности в истории, о большевистской оценке характера войн в современную эпоху, о неправильности трактовки большевиков как своего рода "пацифистов" и др.). При этом задачей редакции является освещение всех этих вопросов в специфическом для "Исторического журнала" разрезе. Так, в этом разрезе должен быть освещен вопрос о двух типах войн, справедливых и несправедливых, вопрос о построении социализма в одной стране, вопрос о государстве при социализме и коммунизме и др.

Был выдвинут вопрос и о форме подачи материала в журнале. Выступавшие товарищи указывали на то, что редакция неправильно добивается стандарта статей, как по размерам, так и по подходу к вопросам.

Журнал должен использовать разнообразные формы научно-популярной работы. Необходимо, в частности, наряду с научно-популярными статьями давать и историческую публицистику.

Особенно много внимания совещание уделило вопросу о кадрах, о необходимости редакции "Исторического журнала" проявить в этом отношении смелость и решительность. Выступавшие в прениях учителя средней школы говорили о том, что среди учителей-историков многие работают над отдельными вопросами истории и могли бы и хотели бы давать статьи в "Исторический журнал". Надо суметь разыскать эти кадры и помочь им. То же относится и к студенчеству и к аспирантуре, из среды которых может быть образован квалифицированный авторский актив.

Указывалось и на необходимость освещать на страницах "Исторического журнала" работу музеев и других исторических учреждений, давать сообщения о новых экспозициях и т. п.

Совещание показало, что читательский и авторский актив пред'являет журналу большие и серьезные требования. Состоявшееся после этого совещания заседание редакции наметило план работы журнала с учетом всех высказанных участниками совещания пожеланий, с тем чтобы в кратчайшие сроки реализовать те задачи, которые поставлены перед журналом, как и перед всей печатью, историческим постановлением ЦК ВКП(б) "О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском "Краткого курса истории ВКП(б)".

О. С.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/По-историческим-учреждениям-РАСШИРЕННОЕ-СОВЕЩАНИЕ-РЕДАКЦИИ-ИСТОРИЧЕСКОГО-ЖУРНАЛА

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анна СергейчикContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sergeichik

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

По историческим учреждениям. РАСШИРЕННОЕ СОВЕЩАНИЕ РЕДАКЦИИ "ИСТОРИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА" // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 28.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/По-историческим-учреждениям-РАСШИРЕННОЕ-СОВЕЩАНИЕ-РЕДАКЦИИ-ИСТОРИЧЕСКОГО-ЖУРНАЛА (date of access: 01.10.2020).

Found source (search robot):


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Russia
333 views rating
28.08.2015 (1860 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Новый социализм нужно строить, опираясь на новую теорию социализма. Новая теория социализма отказывается от диктатуры пролетариата, ибо практика развития старого социализма показала, что диктатура пролетариата не может быть не чем иным, как только диктатурой кучки коммунистических чиновников, или, как очень остроумно назвала её Роза Люксембург «диктатурой НАД пролетариатом». А появление у руля этой диктатуры таких предателей как Ельцин, неизбежно ведёт социализм к краху. Новый социализм, построенный на старой теории, ждёт такая же участь.
Малоизвестные страницы истории Великой Отечественной войны. Сейчас, когда открылись как отечественные, так и зарубежные архивы, стало возможным воссоздать картину одного из драматических эпизодов самого начального периода войны..... Западный фронт, бои в июне-июле 1941 года на втором стратегическом рубеже..... 22-ая армия под командованием генерал-полковника Ф.А. Ершакова..... Бои армии в Белоруссии на берегах реки Западная Двина на участке Дрисса - Дисна - Полоцк..... Начало широкого наступления немцев на восток было положено с маленького плацдарма в районе города Дисна
Catalog: История 
В статье рассматривается отражение образа Соловья-разбойника в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в связи с эпизодом свиста Бегемота и Коровьева при прощании героев с Москвой, а также связь образа Бегемота с образом Соловья-разбойника и героя древнеиндийского эпоса - Панду, а шире - связь русской литературы через "Закатный роман" Булгакова и поэму "Руслан и Людмила" А. С. Пушкина с древнеиндийскими произведениями: "Махабхаратой" и "Рамаяной".
Солнечная система является фрагментом распада нейтронного ядра нашей Галактики Млечный путь. Выброс нейтронного фрагмента Солнца из нейтронного ядра нашей Галактики произошёл приблизительно 10млр. лет назад. Всё это время нейтронный фрагмент перемещается по одному из спиральных рукавов нашей Галактики. Расширение происходит примерно по гиперболической траектории, которая вращается вокруг центра. Полный оборот вокруг центра нейтронного ядра Галактики, Солнце совершает примерно за 230млн.лет. Удаление от центра Галактики до Солнечной системы \simeq27700св. ле
Catalog: Физика 
19 days ago · From Владимир Груздов
Раскрытие тайны диалектики идеального и материального в реальном мире и в сознании человека
Catalog: Философия 
29 days ago · From Аркадий Гуртовцев
Энергия частицы является ключевым объяснением расширения Вселенной. В процессе расширения Вселенной участвуют пять частиц. Четыре массовые - нейтрон, протон, электрон и позитрон. Пятая частица условно без массовая - фотон. Позитрон и фотон не являются строительными кирпичиками материи Вселенной. Эти частицы выполняют вспомогательные функции в процессах преобразования материи и расширения Вселенной. Окружающий материальный мир организован из нейтронов, протонов и электронов. Сочетания, комбинации и перестановки этих трёх частиц, образуют окружающий нас мир
Catalog: Физика 
32 days ago · From Владимир Груздов
При любом взаимодействии масс, на любом уровне, создаются потенциалы взаимодействия в любых процессах расширения Вселенной. Этим определением рассмотрим вопросы, связанные с массой и энергией взаимодействующих объектов. Когда объекты (частицы, молекулы) потенциально взаимодействуют, они создают градиенты потенциального взаимодействия. Эти градиенты регулируют энергию и массу объектов и Вселенной в целом.
Catalog: Физика 
48 days ago · From Владимир Груздов
Жан Ланн
Catalog: История 
53 days ago · From Россия Онлайн
Кризис муниципальных финансов в России в 1917 г.
Catalog: Экономика 
53 days ago · From Россия Онлайн
Благотворительная деятельность предпринимателей Парамоновых на Дону. 1914-1915 гг.
Catalog: История 
53 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 
Наталья Свиридова·jpg·25.22 Kb·140 days ago

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
По историческим учреждениям. РАСШИРЕННОЕ СОВЕЩАНИЕ РЕДАКЦИИ "ИСТОРИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА"
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2020, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones