Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-7290

Share with friends in SM

Новый учебник по истории СССР для 3-го и 4-го классов средней школы и постановление Жюри Правительственной комиссии, подводящее итоги конкурсу на лучший учебник по истории СССР, являются большим вкладом (партии и правительства) в дело строительства советской школы и в марксистско-ленинскую историческую науку в СССР.

Совет народных комиссаров, Центральный комитет партии большевиков и лично товарищ Сталин придают огромнейшее значение преподаванию истории в деле политического воспитания советского гражданина, сознательного строителя социализма и преданного своей родине советского патриота. Марксистско-ленинский учебник истории СССР - важнейшее орудие коммунистического воспитания в нашей школе. "Этим учебником, - пишет "Правда", - открывается широкое и плодотворное изучение и преподавание одной из важнейших наук в системе общего образования и политического воспитания советского гражданина - науки истории"1 .

Новый учебник истории написан на основе исторических указаний товарищей Сталина, Жданова и Кирова по поводу конспектов учебников по истории СССР и новой истории, в которых они поставили новые, важнейшие задачи перед исторической наукой вообще и преподаванием гражданской истории в школе.

Необходимо подчеркнуть органическую связь между заботами партии и правительства о создании нового учебника для школы и подъемом всего исторического образования в СССР, а также и самой истории как науки на высшую политическую ступень.

16 мая 1934 г. было опубликовано за подписью товарищей Сталина и Молотова решение Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) "О преподавании гражданской истории в школах СССР". В этом решении постановка преподавания истории в школе и учебники по истории были признаны неудовлетворительными.

Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) так охарактеризовали положение дела преподавания истории в школе: "Вместо преподавания гражданской истории в живой, занимательной форме с изложением важнейших событий и фактов в их хронологической последовательности, с характеристикой исторических деятелей - учащимся преподносят абстрактные определения общественно-экономических формаций, подменяя таким образом связное изложение гражданской истории отвлеченными социологическими схемами". В этом решении партия и правительство дали указания не только о том, как исправить положение в самой школе, но и как вывести историю кок науку на широкую марксистско-ленинскую дорогу из тупика, в который ее завела "школа" Покровского.


1 "Правда" N 231 от 22 августа 1397 года, передовая статья "Знать историю народов СССР".

стр. 142

Знать историю, понимать закономерность исторического процесса можно только на основе конкретного изучения фактов в их хронологической последовательности, на основе изучения реальных проявлений борьбы классов и деятельности определенных исторических лиц. Прекрасные образцы марксистско-ленинского изучения истории дали нам основоположники и учители коммунизма К. Маркс, Фридрих Энгельс, В. И. Ленин, И. В. Сталин. Марксистская история, как неоднократно подчеркивал товарищ Сталин, вовсе не отрицает роли личности в истории. Поэтому преподавание истории нельзя сводить к заучиванию общих формул, схем, оторванных от конкретных исторических событий, как это делали Покровский и его "школа".

Партия потребовала решительной перестройки преподавания истории, в школе на основе изучения фактов и хронологии, "чтобы не было верхоглядства", как говорил В. И. Ленин. Препятствием для выполнения этого указания партии и правительства явилась "школа" Покровского. Она широко культивировала ликвидаторские взгляды на историю; она пустила в оборот антиленинские оценки исторических событий; она выхолостила из истории конкретное политическое содержание, заменив его изложением абстрактных характеристик общественных формаций; она заменила изучение диалектического хода исторического развития вульгарными, механистическими и голыми, экономическими объяснениями.

Товарищи Сталин, Жданов и Киров в своих замечаниях по поводу конспектов учебников "Истории СССР" и "Новой истории", опубликованных 27 января 1936 г. по постановлению Совнаркома и ЦК ВКП(б), разоблачили ликвидаторскую и антимарксистскую роль "школы" Покровского. Эти указания товарищей Сталина, Жданова и Кирова явились переломным моментом в развитии советской исторической науки: они дали историкам руководящие указания, наметили большевистскую схему истории, ее периодизацию, дали ясный ответ на вопросы, запутанные врагами марксизма.

В отношении нового учебника по истории СССР товарищи Сталин, Жданов и Киров выдвинули следующие требования к его составителям: "Нам нужен такой учебник истории СССР, где бы история Великороссии не отрывалась от истории других народов СССР - это во-первых, - и где бы история народов СССР не отрывалась от истории общеевропейской, и, вообще, мировой истории, - это во-вторых".

Наконец, 4 марта 1936 г. партия и правительство вынесли специальное решение об организации конкурса на лучший учебник по истории СССР для 3-го и 4-го классов средней школы. Условия конкурса обязывали составителей учебника руководствоваться установками, которые были даны в предшествующих решениях ПК и СНК Союза ССР и замечаниях товарищей Сталина, Жданова и Кирова. Условия конкурса требовали: "Учебник должен быть конкретен и исторически правдив. Одновременно с этим изложение его должно быть ярким, интересным, художественным и вполне доступным для учащихся указанных возрастов".

Таков путь создания учебника по истории СССР для нашей школы.

22 августа 1937 г. опубликовано постановление Жюри Правительственной комиссии по конкурсу на лучший учебник для 3-го и 4-го классов средней школы по истории СССР. Это решение говорит о первой крупной победе на фронте истории, одержанной на основе сталинских указаний.

стр. 143

Эта победа одержана в результате разоблачения антиленинской концепции "школы" Покровского, засорявшей историческую науку. Советские историки положили в основу своей работы указания товарища Сталина и обобщения Маркса, Энгельса, Ленина, умышленно игнорировавшиеся и фальсифицировавшиеся "школой" Покровского и троцкистско-бухаринскими агентами фашизма.

Из 46 представленных на конкурс ряд учебников "отошел от прежнего типа учебников по истории, осужденных в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б)", пишет Жюри. В представленных на конкурс учебниках при всех их недостатках соблюдается уже историко-хронологическая последовательность изложения, дается описание важнейших событий, дат, исторических деятелей. Эти учебники коренным образом отличаются от учебников "школы" Покровского. Этот факт расценивается Жюри Правительственной комиссии "как достижение на фронте исторической науки". Жюри отмечает и другое "крупное достижение авторов учебников, тот факт, что их учебники перестали быть историей одного только великорусского народа", хотя ни одним из учебников не решена задача "ввести в качестве субъекта истории также и другие народы, порабощенные царской монархией и освобожденные от национального гнета Великой Социалистической революцией".

Среди представленных на конкурс учебников Жюри Правительственной комиссии признало лучшим учебник, составленный под редакцией проф. А. В. Шестакова. Этот учебник получил вторую премию. Он одобрен и рекомендован для 3-го и 4-го классов средней школы. Некоторые из авторов других представленных на конкурс учебников получили поощрительные премии.

Таким образом советская школа и сеть партпросвещения получили марксистско-ленинский учебник, который в основном удовлетворяет требованиям, предъявленным партией и правительством.

Новый учебник охватывает историю СССР начиная с древнейших времен, с характеристики образования классов и государства на территории Сибири, Средней Азии, Закавказья, задолго до образования Киевского государства. Учебник дает ясный ответ на запутанные и искаженные важнейшие вопросы истории, как например: создание русского национального государства, борьба с татарами, борьба с польскими интервентами, роль Петра и петровских реформ, крестьянские движения. Учебник рисует роль царской России как жандарма Европы, показывает развитие капитализма, развитие революционного движения, формирование рабочего класса, создание товарищами Лениным и Сталиным большевистской партии и ее роль в борьбе рабочего класса за победу социализма. Учебник показывает историческую обусловленность победы пролетарской социалистической революции в России, которой руководила партия Ленина - Сталина; в нем на конкретных исторических примерах показывается буржуазный характер партий меньшевиков и эсеров, предательство троцкистов и правых оппортунистов, выступавших против партии и рабочего класса на всем протяжении борьбы пролетариата. Простым, доступным детям языком учебник доводит изложение исторических событий до наших дней. Последняя его глава - "Социализм в СССР построен" - рассказывает о социалистической промышленности, о колхозном и совхозном строительстве, о Великой Сталинской Конституции, о товарище Сталине и его верных соратниках и учениках1 .


1 Подробный критический разбор учебника будет сделан в одном из ближайших номеров журнала.

стр. 144

Этот учебник показывает, что нам нужно для старших классов средней школы. Его создание поможет быстрее и лучше вооружить нашу школу в целом выдержанными марксистско-ленинскими учебниками по истории. Создание этого учебника поднимает роль истории в коммунистическом воспитании наших школьников и в системе политического воспитания масс. Однако учебник истории под редакцией проф. Шестакова представляет собой только первый шаг в деле очищения исторической науки от антибольшевистских, враждебных теорий, которыми она засорялась антиленинской "школой" Покровского и врагами рабочего класса из лагеря троцкистско-бухаринских фашистских предателей: Радеком, Бухариным, Ванагом, Фридляндом, Пригожиным, Пионтковским и другими. Поэтому историки не имеют никакого права успокаиваться на достигнутом и почивать на лаврах.

Жюри - не присудило ни одному учебнику первой премии. Это значит, что и лучший учебник под редакцией проф. Шестакова надо улучшать и совершенствовать. Кроме того, как сказано в решении Жюри, историки еще далеко не полностью выполнили свои обязательства перед страной: во всех учебниках содержалось много принципиальных недостатков. Эти недостатки свидетельствуют о том, что "борьба, начатая за марксизм-ленинизм в исторической науке, еще далека от своего завершения"1 .

В решении Жюри указывается на девять принципиальных недостатков в трактовке вопросов истории советского периода и ряд недостатков в трактовке вопросов досоветского периода в представленных учебниках. "Отрыжки взглядов антиисторических, немарксистских встречаются у авторов учебников, представленных на конкурс, почти на каждом шагу при описании СССР досоветского периода", - говорится в решении Жюри. С полным правом можно считать, что эта характеристика относится и к состоянию в данное время советской исторической науки в целом. Еще не покончено с антимарксистскими теорийками, по ряду вопросов еще отсутствует полная ясность в умах историков. Поэтому решение Жюри является в то же время боевой программой работ и для дальнейшего подъема исторической науки в СССР.

На основе решения Жюри должна быть перестроена работа всех историков и всех исторических научных учреждений. В первую очередь это относится к Институту истории Академии наук как ведущей в этой области научной организации Союза. Работа по составлению учебника для начальной школы прошла мимо Института истории Академии наук. Тем более сейчас, в связи с постановлением Жюри Правительственной комиссии, Институт истории должен на деле явиться организатором исторического фронта и возглавить начавшуюся перестройку работы. Необходимо признать, что работа Института истории ни тематикой, ни качеством выпускаемой продукции до сих пор не отвечала требованиям партии и правительства. В соответствии с решением Жюри необходимо перестроить весь план работы Института. В первую очередь должна быть организована научная разработка особенно актуальных тем. За основу при пересмотре тематики надо взять указания Жюри. В Институте истории должен быть написан ряд монографий, в которых на конкретном историческом материале необходимо дать марксистскую трактовку проблем, отмеченных в постановлении Жюри, и на деле до конца разгромить антибольшевистские взгляды, протаскивавшиеся до сих пор по этим вопросам в историче-


1 "Правда" N 231 от 22 августа 1937 года.

стр. 145

ской литературе. В частности, например, необходимо проиллюстрировать на конкретном историческом материале сталинское положение о зависимой роли русского капитализма и царизма от западноевропейского империализма; необходимо разработать вопрос о петровских реформах и роли Петра в государственном преобразовании России и т. п. Люди для разработки этих тем в Институте истории есть. Нужно только покончить с рутиной, смелее выдвигать и сплачивать вокруг Института истории молодые кадры историков, оперативно руководить их работой.

Начатую Институтом истории важную работу по составлению двух сборников с критикой исторической концепции "школы" Покровского и фашистских "теорий" в области истории необходимо выдвинуть на первый план и быстрее закончить. Между тем работа над этими сборниками ведется еще не достаточными темпами. Среди историков находятся все еще люди, которые игнорируют политическую актуальность и необходимость таких сборников и под разными предлогами уклоняются от участия в них. Руководству Института истории следует организовать и сплотить кадры советских историков, работающих и вне Института. Лишь при участии всех советских историков можно будет быстро издать указанные сборники, а также и организовать намеченную Институтом истории работу по подготовке академического издания истории СССР, всеобщей истории и пятитомного учебного курса истории СССР.

Схема истории СССР, почти год келейно разрабатывавшаяся в Институте истории Ф. Кретовым, оказалась совершенно негодной и вредной: она содержала грубейшие извращения марксизма и обнаружила полную неподготовленность автора в вопросах истории. Руководство и парторганизация Института осудили схему Кретова. Разработка новой схемы для подготовляемого пятитомного издания истерии СССР поручена другим работникам Института. Схема этого издания должна быть разработана на основе решения Жюри Правительственной комиссии от 22 августа 1937 г и учебника "Краткий курс истории СССР" под редакцией проф. Шестакова. Всю работу по изданию пятитомной истории СССР предположено закончить в течение двух лет.

В Институте истории нет делового разработанного проспекта издания и по всеобщей истории. Пора эти вопросы поставить на практические рельсы и вынести их на широкое обсуждение всех историков. В 1938 г. необходимо выпустить по 1 - 2 тома этих изданий. Это был бы ответ делом на решение Жюри и правительства.

Следующее мероприятие, которое Институту необходимо в ближайшее время организовать, - это выпуск ряда популярных брошюр и чтение массовых лекций по вопросам истерии. Такие лекции организуются по вопросам литературы, искусства, техники; только Институт истории Академии наук, располагая большим квалифицированным составом научных работников, почему-то не занимается массовой работой. Институт должен в ближайшее время наладить чтение этих лекций и организовать консультационную работу с преподавателями истории в своем научном кабинете по истории СССР.

Институт имеет два печатных органа: "Историк-марксист" и "Исторические записки". Они все еще не являются руководящими боевыми органами для советских историков. На страницах "Правды" работа редакции "Историка-марксиста" была подвергнута серьезной критике. Нужна деловая перестройка журнала в результате этой критики; сейчас же нам вправе предъявить обвинение, что журнал опаз-

стр. 146

дывает с "откликами на животрепещущие вопросы строительства социализма в нашей стране, на вопросы международной политики и т. д. Редакциям обоих журналов необходимо серьезно наметить для себя программу практических мероприятий, вытекающих из решения Жюри, и систематически реализовать ее. Одним их мероприятий должен быть цикл научных статей по вопросам, отмеченным Жюри, например по истории отдельных народов СССР. Такие статьи до сих пор были редкими гостями на страницах "Историка-марксиста". Проблемы истории Грузии, Белоруссии, Украины, Казахстана и т. д. до сих пор мало и плохо освещались на страницах наших журналов, а между тем интерес к ним со стороны широких масс народа огромный и изучение их является большим и важным делом. Можно указать много и других тем, касающихся разных вопросов исторической науки, по которым читатели этих журналов ждут более актуальных и политически острых статей.

В настоящей короткой статье мы указали только на ряд вопросов, на которые должен обратить особое внимание Институт истории, чтобы серьезно, по-деловому взяться за практическое выполнение указаний Жюри Правительственной комиссии.

Не словами и декларациями, а серьезной работой на всех участках исторической науки и в школе должны ответить историки и педагоги на постановление Жюри.

Страна ждет от советских историков марксистских учебников по истории СССР и всеобщей истории для средней школы и вузов, ждет научных монографий, популярных брошюр и массовых лекций.

Партия и правительство оказывают историкам постоянную помощь своими указаниями, архивы широко открыты для научно-исследовательской работы историков, широкие массы с огромным интересом читают каждую, новую, действительно научную историческую работу. Необходимо серьезной практической работой закрепить и умножить первые достижения на историческом фронте и в кратчайший срок добиться расцвета исторической науки в СССР.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Преподавание-истории-БОЕВАЯ-ПРОГРАММА-ДАЛЬНЕЙШЕГО-ПОДЪЕМА-ИСТОРИЧЕСКОЙ-НАУКИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Lidia BasmanovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Basmanova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Преподавание истории. БОЕВАЯ ПРОГРАММА ДАЛЬНЕЙШЕГО ПОДЪЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 22.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Преподавание-истории-БОЕВАЯ-ПРОГРАММА-ДАЛЬНЕЙШЕГО-ПОДЪЕМА-ИСТОРИЧЕСКОЙ-НАУКИ (date of access: 19.05.2019).

Found source (search robot):


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Lidia Basmanova
Vladivostok, Russia
364 views rating
22.08.2015 (1366 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Работа рассказывает об истинном месте планеты Луна в системе Мироздания и человеческих очах. The modern apprehension of the Universe as an dimensionless isotropic bag is not true. The truth is that the Universe is an Undivided Integral System — the Wheel which has the Axis and the border. Тhe mysterious Axis is the God, the Maker of existing, and the obvious Axis is the Moon, the God's throne and our sacred Origin.
Catalog: Философия 
18 hours ago · From Олег Ермаков
Вывод Coin (USDC) на карту Сбербанка – простая задача. Но, нужно знать, где финансовую сделку выполнить наиболее выгодно. Здесь лучшим помощником будет мониторинг сайтов по обмену криптовалют.
Catalog: Экономика 
Yesterday · From Россия Онлайн
POluavtobia
Catalog: Разное 
4 days ago · From Сергей Адамян
Суть и связь Огня, Света и Цвета. The essence and relation of Fire, Light and Color.
Catalog: Философия 
6 days ago · From Олег Ермаков
Учёные испокон веков были озабочены поиском во Вселенной системы отсчёта, которая могла бы однозначно определить, к примеру, Земля крутится вокруг Солнца, или наоборот. Ни система Птолемея, ни система Коперника не обладают такой однозначностью. Законы Кеплера также не проясняет этот вопрос. Теория относительности Эйнштейна предполагает равноправие обеих точек зрения. Но для многих исследователей вопрос оставался открытым. И вот, наконец, однозначность, как будто бы, появилось. Однозначность формируется разностью гравитационных потенциалов.
Catalog: Физика 
Первое, что меня сподвигло на это открытие это шок, который испытывают исследователи сверхпроводимости. И это понятно. Если ток проводимости формируется свободными электронами, то почему сверхпроводимость повышается, когда свободные электроны практически исчезают, примораживаясь к атомам. Второе, это упёртость российского учёного дтн Федюкина Вениамина Константиновича, который усомнился в том, что сверхпроводимость существует. Он пишет: "исходя из общенаучных, мировоззренческих положений и практики о том, что всякому действию есть противодействие и любому движению есть сопротивление, можно утверждать, что движению и электрического тока вдоль проводника должно быть сопротивление. Поэтому так называемой "сверхпроводимости" электрического тока нет, и не может быть". .
Catalog: Физика 
В данный момент существует множество специализированных средств для обозначения линий отреза, области производства работ, зоны прокладки инженерных коммуникаций. Одним из наиболее востребованных и универсальных являются строительные карандаши.
13 days ago · From Россия Онлайн
ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ О СОЦИАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ ЖЕНЩИНЫ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
15 days ago · From Россия Онлайн
УМБЕРТО МОНТЕОН Г. Мексика и Великая Отечественная война советского народа.
15 days ago · From Россия Онлайн
Рецензии. ЧЕРНЫЕ АМЕРИКАНЦЫ В ИСТОРИИ США. В 2-Х ТТ.
15 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Преподавание истории. БОЕВАЯ ПРОГРАММА ДАЛЬНЕЙШЕГО ПОДЪЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ
 

Support Forum · Editor-in-chief
Watch out for new publications:

About · News · Contacts · For Advertisers · Donate to Libmonster($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones