Libmonster ID: RU-7465

Вопросы преподавания истории решением СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О преподавании гражданской истории в школах СССР" от 16 мая поставлены сейчас в центр внимания работников исторического фронта.

На страницах специального исторического журнала вряд ли нужно говорить о роли истории в воспитании и образовании новых поколений строителей и работников будущего бесклассового социалистического общества. Без специального изучения истории, без исторического подхода ко всем явлениям жизни не может быть марксистского воспитания и образования, не может существовать советская школа. История - не только предмет специального исторического образования, не только предмет, изучаемый будущим педагогом-историком или будущим научным работником, собирающимся посвятить себя исследованиям в этой области. История - неотъемлемая часть общего образования, обязательный предмет в нашей советской школе. Набрасывая свои заметки на тезисы Н. К. Крупской, Ленин, предлагая "составить программу по годам", писал:

"История вообще

История революций

История революции 1917 г.".

Эти заметки Ленина не оставляют никакого сомнения в том, какое значение он придавал истории в учебных планах нашей школы и каким конкретным содержанием он хотел заполнить эти планы. Однако на протяжении почти 17 лет существования советской школы положение в ней истории как учебной дисциплины менялось не раз. В зависимости от тех или иных установок органов народного образования в вопросе о роли истории в системе коммунистического воспитания и образования преподаванию истории уделялось больше или меньше места. За последние годы в школе независимо от типа ее главное, если не исключительное, внимание отдавалось вопросам социологии. Стержнем изучения истории стала проблема общественно-экономических формаций; вопросы, связанные с характеристикой этих формаций, выдвинулись на первое место; стало преобладать изучение экономической истории; конкретный же фактический материал классовой борьбы, события общественно-политической, культурной жизни в их хронологической последовательности отодвинулись на задний план, если не исчезли из преподавания совсем вместе с людьми, участниками этих событий Яркий конкретный факт, живой образ заменились схемой, тусклой, бледной, неспособной не только захватить учащихся, но и вызвать у них сознание необходимости изучения истории. В результате выходящей из школы молодежи недоставало исторических знаний или же эти знания окалывались отрывочными, отсутствовало представление о развертывании исторического процесса в целом. Эта практика противоречила основным принципам марксизма, всему тому, что писали об истории и значении ее изучения основоположники марксизма, противоречила всему тому, что говорили Ленин и Сталин, бесчисленное количество раз используя материал исторических фактов для тех или иных теоретических выводов.

стр. 85

Значение изучения истории в школе, значение изучения фактического материала еще два года назад решительно подчеркивал ЦК ВКП(б). В своем знаменательном постановлении "Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе", принятом 25 августа 1932 г., ЦК, указывая на "недостаточность исторического подхода, к программам по общественным предметам, выражающуюся в том, что в них крайне слабо дается представление об историческом прошлом народов и стран, о развитии человеческого общества и т. д.", предлагал Наркомпросу РСФСР при переработке программ "значительно усилить элементы историзма в программах по обществоведению, языку и литературе, географии, иллюстрируя основные разделы и темы этих дисциплин необходимым фактическим материалом, историческими экскурсами и сравнениями". И дальше: "Признать необходимым в учебные программы по обществоведению, литературе, языкам, географии и истории ввести важнейшие знания, касающиеся национальных культур народов СССР, их литературы, искусства, исторического развития, а также и элементы краеведения СССР (природные особенности, промышленность, сельское хозяйство, социально-экономическое развитие и т. д.)".

В другом своем постановлении - "Об учебниках для начальной и средней школы", принятом 12 февраля 1933 г., - ЦК нашей партии, признавая "совершенно нетерпимым" положение, при котором "не только отсутствует в советской школе стабильный общепринятый и удовлетворяющий требованиям науки учебник, но подобный пробел считается, оказывается, в руководящих кругах Наркомпроса РСФСР признаком "революционных достижений" последнего", поручил Наркомпросу и Огизу обеспечить к началу 1933/34 учебного года "издание стабильных учебников, рассчитанных на применение их в течение большого ряда лет". Изданные в связи с этим постановлением учебники для б-8 классов средней школы явились первыми стабильными учебниками по истории. Резкого перелома в положении с учебными пособиями их появление однако не вызвало. Первый же год работы средней школы по новым учебникам истории охарактеризовал их далеко не с удовлетворительной стороны. Недостаточность фактического материала, обилие общих мест, преобладание социологии над фактами, трудное изложение, - все это вынудило признать необходимым заменить эти учебники к началу 1935/36 учебного года новыми.

В таком положении преподавание истории оставаться больше не может и не должно. Решения XVII партийного съезда об общих задачах идейно-политической работы и прямые директивы СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О преподавании гражданской истории в школах СССР", опубликованные 16 мая, говорят о необходимости перестроить преподавание истории. Вместо голого социологизирования школа должна дать учащемуся конкретную историю древнего мира, средних веков, нового времени, историю СССР, новую историю зависимых и колониальных стран. Только при этом условии учащиеся будут вооружены знаниями, вплотную подводящими их к овладению марксо-ленинской теорией, без которой не может быть плодотворным их будущее участие в практике социалистического строительства. Только при этом условии преподавание истории будет поставлено на должную высоту. Курс истории в нашей школе прежде всего должен быть систематическим. Он должен давать знание исторического процесса в целом. Это требование в равной степени предъявляется как к средней школе, так и к высшей, подготовляющей педагога-историка и научного работника. Систематичность, разумеется, не предполагает механического деления курса на равные части, своеобразной плановой уравниловки: столько-то времени на изучение древнего мира, столько же - на изучение средних веков и столько же - на изучение нового времени. Задачи социалистического строитель-

стр. 86

ства, задачи пролетарской борьбы в капиталистических странах на первое место выдвигают конечно изучение наиболее близких к нам эпох - XIX и XX вв., в частности для курса истории СССР и изучение последних лет, эпохи пролетарской диктатуры.

Выли у нас методисты, с легкостью упразднявшие в школе систематический курс истории. Такой курс, по их мнению, якобы способен был только увести учащихся от современности. Истории в школьном преподавании они отводили более чем скромную, подсобную роль. В их планах и программах, которые к сожалению не оставались только проектами, место систематического изучения истории занимали отдельные эпизоды, "картины", предназначенные служить иллюстрацией к курсу обществоведения. Ретивые "реформаторы" нашей школы забывали главное, забывали, что прошлое должно служить в наших руках объяснением настоящего и что это прошлое познается не по разорванным клочкам, а лишь путем изучения исторического процесса в целом. В средней школе этот "эпизодизм" мог только отбить охоту к изучению истории. Упразднение целых разделов исторической науки в высшей школе, изгнание их из учебных планов вузов привели к тому, что еще сейчас в историческую аспирантуру приходит молодежь, которая например о феодализме рассуждает только как об общественно-экономической формации, не знает важнейших фактов из истории Древнего Востока, Греции, Рима, европейского средневековья.

Это время к счастью осталось уже позади. "Реформаторы"-методисты, заклавшие историю на алтаре обществоведения, давно подвергнуты жестокой критике, побиты и сошли со сцепы. Последние действующие в нашей школе программы по истории развертывают перед учащимися систематические курсы. Однако печальное наследие "эпизодизма" все еще окончательно не изжито. В программах средней и высшей школы есть еще отдельные провалы, неувязки между отдельными темами. Поэтому изучение систематического курса и сейчас еще остается для учащихся путешествием по географической карте с белыми пятнами неисследованных местностей. Так например, учащиеся средней школы, познакомившись на седьмом году обучения с крестьянской войной и реформацией в Германии, в конце того же года сталкиваются уже с Пруссией наполеоновской эпохи. Тридцатилетняя война, возвышение Пруссии, - все это совершенно исчезло из программы. На шестом году обучения учащиеся узнают кое-что об итальянских городах XIII-XV вв., но затем об Италии они ничего уже не слышат. Risorgimento, революция 1848 г. в Италии, объединение Италии, - все это в программе отсутствует. Программа не только для средней, но и для высшей школы историю России начинает с расселения славянских и финских племен и ни словом не упоминает о скифах, сарматах, о греческих колониях на юге России. Киевская Русь, которую исследователи все в большей степени признают "последним звеном древней исторической цепи и первым - новой", выступает таким образом перед учащимися односторонне, лить как первый этап феодального развития России. Подобное отсутствие в программах ряда важных исторических моментов уже само по себе ставит на очередь пересмотр всех программ, требует переработки их с тем, чтобы сделать исторические курсы в еще большей степени систематическими, излагающими исторические события в историко-хронологической последовательности.

Стоит проглядеть в программах средней школы некоторые темы для шестого года обучения ("Феодальный строй в Западной Европе IX-XI вв.", "Развитие феодализма в XIII-XV вв. в России" и др.) или темы педвузовских программ по истории России ("Развитие и рост феодальных отношений в Волжско-окском бассейне" и др.), чтобы убедиться в том, что программы по этим темам не содержат почти никаких указаний на конкретные факты,

стр. 87

вынуждая преподавателя заниматься разговорами на социологические темы. Голому социологизму, схематизму должна быть объявлена беспощадная война. Разумеется, никто не предлагает при изучении истории избегать выводов социологического порядка (это было бы перегибом в обратную сторону), но к этим выводам учащиеся должны подойти после тщательного изучения основных исторических фактов. Именно о таких фактах Ленин говорил: "Нам нужно развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основных фактов, ибо коммунизм превратится в пустоту, превратится в пустую вывеску, коммунист будет только простым хвастуном, если не будут переработаны в его сознании все полученные знания"1 . В частности, касаясь исторических фактов, Ленин в известном письме М. Н. Покровскому, написанном в 1920 г., в связи с выходом первых двух частей "Русской истории в самом сжатом очерке", писал: "Учащиеся должны знать и Вашу книгу, и указатель (хронологический - Ю. Б. ), чтобы не было верхоглядства, чтобы знали факты, чтобы учились сравнивать старую науку и новую".

Изучение фактов требует того, чтобы в курсах истории фигурировали живые люди, которые только и делают историю. Из наших программ, из нашего преподавания эти люди давно уже исчезли, исторический процесс за их отсутствием стал обезличенным. В особенности обезличенным рисуется классовый враг. На страницах наших учебников, в словах преподавателей революционная борьба масс часто развертывается как борьба против капитализма вообще, против самодержавия, против империалистов, но редко-редко выступает на сцену какая-либо фигура, являющаяся представителем капиталистов или русских самодержцев. Всякие упоминания о последних были почти изгнаны. Отсюда например негодующее заявление одного преподавателя истории на заседании в гороно: "В учебнике сказано, что это случилось при Павле. А я обязан что ли знать Павла?!". Многие молодые педагоги искренне держатся этого взгляда, и не их в том вина: их самих учили истории, тщательно вычеркивая из списка ее деятелей имена представителей российского самодержавия.

Изучение событий требует того, чтобы учащиеся представляли их и во времени и в пространстве. Отсюда необходимость в курсе истории отвести некоторое место попутному сообщению хронологии. Можно говорить о большем или меньшем количестве хронологических дат, но какая-то минимальная хронологическая сетка должна найти отражение в наших программах, служа для учащихся хронологическим минимумом. Только знание хронологии поможет учащемуся четко расположить события в исторической перспективе. Большое значение хронологии именно в учебнике придавал Ленин. В цитированном письме Покровскому он писал об его новой книге: "Чтобы она была учебником (а она должна им стать), надо дополнить ее хронологическим указателем". С другой стороны, учащиеся должны ясно представлять себе, на какой территории развертывались те или иные исторические события. Это требует ознакомления с исторической картой, усвоения основных сведений из области исторической географии.

Таким образом в преподавании истории мы должны провести учащегося (независимо от типа школы) от живых людей и исторических фактов, от конкретного материала к общим выводам, к овладению марксо-ленинской теорией.

Из этих общих установок вытекает ряд ближайших задач, на разрешении которых необходимо в настоящее время сосредоточить все силы работников исторического фронта.


1 Ленин, Задачи союзов молодежи, т. XXX, изд. 3-е, стр. 407.

стр. 88

Одной из таких очередных задач являются пересмотр существующих учебных планов и программ для школ разных типов, переработка их в связи с директивами СНК ССОР и ЦК ВКП(б), устранение из этих программ излишнего социологизма, заполнение их конкретным материалом.

Наряду с этим на очередь выдвигается задача - поднять на большую высоту педагогический процесс. Увлекшись отвлеченными социологическими схемами, подменяя, как это отмечает постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б), связное изложение истории абстрактными определениями формаций, педагоги забыли о том (а часть наиболее молодых из них и не представляет этого), что преподавание истории может и должно вестись в живой, занимательной форме. Стоит проглядеть стенографические записи уроков истории, сделанные в некоторых школах, или заглянуть в тетради учащихся, чтобы увидеть, как живая форма преподавания оказалась принесенной в жертву ничего не говорящим "общим местам", голым формулам, колонкам статистических данных. Конкретный исторический факт требует яркого показа его в слове. Изучение конкретного фактического материала требует значительно более широкого применения, чем это имело место до сих пор, документации, наглядности, экскурсий. Живые люди, участники исторических событий, должны заговорить с учащимися своим языком. Не ограничиваясь поневоле сухим пересказом учебника, преподаватель обязан дать ученикам возможность услышать подлинную речь минувших эпох. В преподавание должен быть введен документ, для чтения его должно быть уделено известное количество времени. Конечно различны и сами документы и объем предлагаемых текстов для учеников средней школы и для студентов, но знакомство с первоисточником в одних случаях поможет оживить и иллюстрировать преподавание, в других - даст возможность для учащихся старших возрастов и студентов приобретения критического подхода к историческому источнику, классового анализа его.

Эпоха должна жить перед учащимися и в произведениях изобразительного искусства. Никто и никогда у нас не отрицал необходимости наглядности преподавания, необходимости широко использовать для целей его картину, рисунок, модель, макет, кино; однако не все виды наглядных пособий мы применяли в большинстве наших школ, да к тому же по ряду причин сократили применение тех, которые наиболее доступны школе и изготовление которых является наиболее легким - печатных наглядных пособий. Сейчас только немногие школы и вузы располагают этими пособиями, уцелевшими в их кабинетах от прежних лет. Новых наглядных пособий по истории почти не появляется, и большинство учебных заведений, пытаясь хоть как-нибудь добиться наглядности, вынуждено изготовлять эти пособия у себя кустарным способом. Задача не только педагогической общественности, но в первую очередь издательств и других организаций, работающих над изготовлением наглядных пособий, придти в этом отношении на помощь школе.

Шире должна быть поставлена в учебных заведениях экскурсионная работа по истории. Сетки учебных часов обычно почти не оставляют времени на эту работу. Экскурсии поэтому являются случайными придатками к проработке курса, к классным занятиям, причем у преподавателя совершенно уже не остается времени для предварительной подготовки учащихся к экскурсии и для последующего разбора той же экскурсии в классе. Между тем правильно организованные экскурсии (музейные, уличные) являются громадным подспорьем в работе учащихся.

Третья очередная задача - создание в ближайшем же времени учебных пособий, соответствующих тем требованиям, которые предъявляются сейчас к преподаванию истории. На первом месте здесь стоят учебники для средней школы. Авторские коллективы, утвержденные постановлением СНК

стр. 89

СССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая, уже целиком ушли в работу над новыми учебниками. Для этих коллективов характерно то, что "они составлены из высококвалифицированных научных работников и практиков-педагогов. Это объединение гарантирует будущим учебникам высокое научное качество, идеологическую выдержанность и доступность для школьной аудитории. Для средней школы нужны однако не только учебники. Ей необходима также хрестоматии (вернее несколько - но отдельным годам обучения), содержащая ряд ярких отрывков из документов и небольших по объему высказываний классиков марксизма-ленинизма; наконец школа должна получить ряд книг для чтения (тоже по отдельным годам обучения). Такие книги, являясь дополнительным необязательным материалом для "внеклассного" чтения, включат ряд очерков, посвященных определенной эпохе. Среди них могут быть очерки и биографического и культурно-бытового содержания. Такие очерки должны давать точные знания, но должны быть написаны в легко усваиваемой, даже художественной форме. В свою очередь для вузов необходимо издание лекций по отдельным курсам, снабженных библиографическими указателями, хронологическими таблицами и рядом методических указаний. Наряду с этим высшей школе должны быть даны как сборники документов (и общего характера и тематические), так и пространно комментированные издания отдельных памятников. Вместе с тем не должны быть забыты всякого рода справочные пособия (исторические словари, хронологические таблицы, указатели и т. п.). В этом отношении издательствам предстоит развернуть широкую работу.

В средней школе при изучении истории широко может быть использована для "внеклассного" чтения русская и переводная художественная литература. К сожалению преподаватель средней школы не всегда в курсе вопроса об использовании беллетристики, поэтому, на помощь ему должен придти соответствующий указатель, рекомендующий художественную литературу, составленный компетентными работниками - литературоведами и историками.

И средняя и высшая школа не может больше оставаться без карт и наглядных пособий. Совершенно ненормально положение, при котором преподаватель истории, прорабатывая темы, относящиеся к различным эпохам, вынужден пользоваться одной и той же физической картой. На очереди - создание не только ряда стенных исторических карт, но и небольших учебных исторических атласов применительно к различным типам школ. Кое-какие шаги по подготовке таких карт и атласов в последние годы были предприняты, дело за картографическим издательством. Нельзя при этом забывать, с каким вниманием в свое время (в 1921 г.) Ленин отнесся к вопросу о создании учебного географического атласа, предусматривая в нем наличие исторических карт по истории Советской России и империализма2 .

Такой же ближайшей задачей является создание ряда наглядных пособий (стенных картин, раздаточного материала, атласов, картин, диапозитивов и т. д.). Одновременно должно быть обращено внимание на достаточный и соответствующий подбор хороших иллюстраций к подготовляемым учебникам.

Поднять преподавание истории на должную высоту - это значит поставить и разрешить вопрос и о преподавателе истории, в частности о преподавателе средней школы. Его лицо на сегодняшний день достаточно ясно. Есть слой квалифицированных, опытных преподавателей, часть которых начинала педагогическую работу еще в дореволюционной школе. Есть


2 См. "Ленинский сборник" XX. стр. 317 - 323; XXIII, стр. 207 - 208.

стр. 90

небольшая прослойка "обществоведов", попавших на школьную работу случайно, без специальной подготовки. Большинство же преподавателей истории в средней школе - молодежь, сравнительно недавно окончившая фоны, педвузы, педтехникумы. Она сидела на студенческой скамье в те годы, когда в области преподавания истории производились всякие эксперименты, когда проявлялись левацкие уклоны, когда вузы давали знания в лучшем случае только по некоторым - близким к нам - эпохам истории. Сейчас этой молодежи приходится трудно. Она должна говорить в классе о древнем Египте или о Москве XIV в., не зная ни того, ни другого; она должна сообщать конкретный фактический материал, сама получив в годы своей учебы только голые социологические схемы. Готовясь к уроку, эта часть преподавателей упорно учится сама, с жадностью проглатывая все, что она только разыщет из марксистской литературы по вопросу, набрасываясь на толстые тома Белоха, Моммзена, Фюстель де Куланжа, Ключевского и даже Соловьева. Она знает, что это "немарксисты", но критически подойти к сообщаемому ими отбору фактов не умеет, поэтому ищет помощи и руководства у старших, более квалифицированных, более опытных товарищей.

Обязанность наших исследовательских учреждений, наших педвузов, органов Наркомпроса, обязанность по отношению к преподавателям средней школы ясна. Это - расширение работы по повышению квалификации педагогических кадров. Созыве этой целью краткосрочных курсов и конференций, организация цикловых и эпизодических докладов в педагогических объединениях, расширение сети заочного обучения, организация консультаций, издание методических пособий, - все это должно быть использовано. Повышение квалификации не может быть ограничено узким сравнительно кругом преподавателей из числа более молодых. На данном этапе освежить свои знания, приобрести новые - обязанность всего коллектива историков средней школы.

Партия и органы советской власти сугубое внимание уделяют сейчас подготовке новых педагогических кадров в области истории. Огромная ответственность ложится сейчас на педвузы, которым предстоит выпускать преподавателей, вполне подготовленных к тому, чтобы вести преподавание истории, выполняя последние директивы партии. Ответственные задачи встают в частности перед педвузовской аспирантурой, перед ИКП, ИФИ и создаваемыми сейчас историческими факультетами, перед всеми учебными заведениями, подготовляющими как преподавательский состав для вузов, так и кадры научных работников. Пересмотр учебных планов уже существующих учебных заведений и составление новых планов для исторических факультетов уже начаты и ждать не могут. Вполне очевидно, что из стен названных учебных заведений должны выйти вполне квалифицированные историки, знакомые с историей во всем ее объеме, одновременно специализирующиеся в какой-либо одной ее области, подготовленные к самостоятельной научной и преподавательской работе. Это прежде всего вынуждает удлинить для исторических факультетов и ИФИ сроки обучения до пяти лет вместо обычных в вузе четырех. Это заставляет дать развернутый учебный план, предусматривающий достаточное количество часов для каждой из исторических дисциплин. Требуя от историка широкого кругозора, мы в стенах этих учебных заведений должны в обязательном порядке проводить ряд курсов по истории философии, истории религии, истории литературы, истории искусства и др., расширить преподавание иностранных языков, ввести (также в обязательном порядке) для специалистов по соответствующим разделам истории изучение древних языков. Вместе с тем указанные учебные заведения должны сообщать студентам навыки исследовательской работы. В соответствии с этой

стр. 91

задачей большое значение приобретают здесь семинары и просеминары, в особенности по избранной специальности.

Подготовка высококвалифицированных специалистов тем или иным учебным заведением требует постепенного втягивания студентов, а тем более аспирантов в научно-исследовательскую работу. А это в свою очередь делает необходимым широкое развертывание этой работы кафедрами наших вузов. Похвалиться в настоящее время сколько-нибудь удовлетворительными результатами этой работы нашей кафедры в большинстве еще не могут. Между тем нельзя обеспечить высокий уровень преподавание в вузе, если оно не будет самым тесным образом увязано с живой научно-исследовательской работой, проводимой преподавателями и под их руководством аспирантами и студентами. На ряду с индивидуальной работой при кафедрах может и должна быть поставлена и коллективная исследовательская работа. Она даст возможность провести те исследования, которые не под силу научному работнику-одиночке; она будет прекрасной школой для начинающего специалиста. Научно-исследовательская работа, отвечающая задачам нашей партии и Коминтерна, еще теснее свяжет вузы с грандиозным строительством социализма.

Огромной важности задачи, стоящие сейчас перед историческим фронтом, в частности на участке преподавания, требует дружной совместной работы всех научно-исследовательских учреждений, учебных заведений, всей исторической общественности. Нельзя ограничиваться в дальнейшем только разговорами о мобилизации всех сил на эту работу. На сегодняшний день во многих местах она идет уже полным ходом. Институт истории Комакадемии в лице отдельных его работников уже приступил к подготовке новых учебников для средней школы. Созданная в Институте комиссия по преподаванию истории (краткая информация об ее работе дается в настоящем номере журнала) также включилась в эту работу, поставив на очередь разрешение рядов вопросов, связанных с учебниками для средней школы. Начиная с настоящего номера, "Историк-марксист" открывает настоящий раздел, посвященный вопросам преподавания истории в школе. Не только специальная - историческая и педагогическая, но и общая пресса начала помещать материалы по вопросам преподавания истории, мобилизуя на них внимание всех интересующихся ими. Учебные заведения, редакции получают ряд откликов с мест. Эти отклики свидетельствуют о том, что директивы правительства и партии поняты правильно и встречают дружную поддержку. При этих условиях новый учебный год, до начала которого осталось уже немного, покажет, что советская школа большевистскими темпами перестроила свое преподавание, обеспечив ему высокое качество.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Преподавание-истории-ЗАДАЧИ-ПРЕПОДАВАНИЯ-ИСТОРИИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Lidia BasmanovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Basmanova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Ю. БОЧАРОВ, Преподавание истории. ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ // Moscow: Libmonster Russia (LIBMONSTER.RU). Updated: 22.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Преподавание-истории-ЗАДАЧИ-ПРЕПОДАВАНИЯ-ИСТОРИИ (date of access: 15.05.2025).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Ю. БОЧАРОВ:

Ю. БОЧАРОВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Lidia Basmanova
Vladivostok, Russia
1215 views rating
22.08.2015 (3553 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Фрагменты дискуссии на философско-экономическом сайте Альтернативы.ру между Гуртовцевым А.Л. и двумя оппонентами в апреле-мае 2025 года
11 hours ago · From Аркадий Гуртовцев
NON-PARTICIPATION SOULS SHOT
Yesterday · From Вадим Казаков
Концепция развития ветеринарной службы военного округа (далее – Концепция) представляет собой совокупность современных взглядов, подходов к управленческой деятельности, мероприятий по повышению уровня профессионализма работников ветеринарной службы, технической оснащенности Центра ветеринарно-санитарной экспертизы и лабораторной диагностики, направленных на совершенствование системы ветеринарно-санитарного обеспечения военного округа.
Для усиления подвоза грузов по грунту осенью 1942 года были сформированы несколько верблюжьих батальонов и воловьих рот. Подобные транспортные части для нас были новинкой. О верблюдах и волах как о транспортных животных военный ветеринарный состав знал мало, да и у командиров возникали вопросы, на которые не сразу находились ответы. Но потом дело наладилось. Были разработаны специальные наставления для руководства, а к верблюдам и волам в качестве повозочных поставили людей, умевших с ними обращаться. Сложнее решался вопрос с ковкой волов. Подков для них у нас, конечно, не было. И ковочным кузнецам пришлось на ходу осваивать технику изготовления подков и приобретать опыт подковывания волов. В целом верблюжьи и воловьи транспортные части себя оправдали.
Достойное место в тыловом обеспечении войск играла военно-ветеринарная служба, которая внесла значительный вклад в победу вооружённых сил над врагом. Конский состав служил надёжным транспортным средством в артиллерии, службах тыла. Ветеринарная служба в период Отечественной войны постоянно контролировала качество продуктов, поступающих на довольствие личному составу действующей армии. В Дагестане ветслужбу возглавил прекрасный человек, талантливый организатор Т. Б. Ассадулаев, ему помогали ветврачи И. Исхаков, А. Калмыков.
Россия была первой страной в мире, где в узаконенном порядке еще в начале XVIII в. начал применяться ветеринарно-санитарный предубойный осмотр скота и после убоя осмотр мяса, мясопродуктов, а также рыбы, контроль их на рынке. В деле распространения и пропаганды зоогигиены, ветеринарии и зоотехнии в России во второй половине XVIII в. важную роль сыграл А. Т. Болотов.
Russia through the centuries. Historical chronograph of the landmark. CENTURY X: From Oleg the Prophetic to Vladimir the Baptist.
5 days ago · From Вадим Казаков
В ЭПИЦЕНТРЕ БЕДЫ Курсантам нужен опыт ветерана Генерал-майор запаса Виталий Петрович Ветров работает на общественных началах в Военно-ветеринарном институте. В недавнем прошлом он возглавлял Ветеринарно-санитарную службу Вооруженных Сил РФ.Только на первый взгляд кажется, что эта служба должна была исчезнуть с уходом в историю конницы Буденного. Но еще неизвестно, когда была она важнее - во времена тачанок или ядерного оружия. Жизнь генерала Ветрова доказывает, что люди его профессии всегда востребованы в экстремальной ситуации. Достаточно почитать дневники Виталия Петровича, которые он вел на протяжении всей офицерской службы, чтобы в этом убедиться.
Заслуженный деятель науки и техники Республики Казахстан Шуклин Николай Федорович более сорока лет трудился в стенах Казахского национального аграрного университета, и здесь он всегда самый почетный гость. Им подготовлены десятки докторов и кандидатов наук, написаны сотни научных статей, пособий и учебников. Трое его воспитанников стали генералами ветеринарной службы. Один из них, генерал-майор ветеринарной службы Ветров Виталий Петрович.
7 мая, 15:07 Статья "Врач спасает человека, ветеринар — человечество": о роли ветслужбы в годы ВОВ За годы войны ветеринарные врачи вернули в строй около 90% раненых и больных лошадей и до 65% раненых служебных собак. Благодаря ветеринарам фронт обеспечивался продовольствием и вакцинами. Ветслужба боролась с распространением инфекций. На ее обеспечении находился и крупный рогатый скот, и трофейные, и брошенные животные. Таков далеко не полный перечень задач, которые выполняли ветеринары.

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

LIBMONSTER.RU - Digital Library of Russia

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners
Преподавание истории. ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: RU LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Libmonster Russia ® All rights reserved.
2014-2025, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android