Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-7422

Share with friends in SM

На научном фронте, как и на всех участках социалистического строительства, кадры решают все. Вопрос о выращивании кадров является решающим и для исторической науки в СССР.

Созванное Наркомпросом в мае 1935 г. всесоюзное совещание исторических факультетов государственных университетов имело в виду подвести итоги проделанной за год работы. Постановление Центрального комитета партии и Совета народных комиссаров СССР от 16 мая 1934 г. восстановило исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. Вслед за этим в ряде республиканских центров нашего Союза исторические факультеты, существовавшие раньше или вновь возникшие, попытались своими силами приступить к организации работ по подготовке научных кадров историков-исследователей. Исторические факультеты возникли в Белоруссии, в Грузии, на Украине (в Киеве и Харькове) и в Самарканде. Чтобы учесть опыт проделанной работы, чтобы проверить, насколько правильна поставлено учебное и научно-исследовательское дело, чтобы наконец договориться о стабильных учебных планах и программах для будущего учебного года, было созвано совещание; оно проделало большую и безусловно полезную работу.

Организация исторических факультетов - дело огромной политической важности - было связано с самого начала с рядом основных задач.

Первая: организаторы исторических факультетов должны были осуществить на практике указания товарища Сталина об изучении гражданской истории, не допустить подмены марксистско-ленинской исторической науки вульгарным эмпиризмом, а вместе с тем не заменять конкретно-исторические исследования "социологической" схемой. Эти указания должны были касаться как содержания учебного плана, так и программы и, наконец, конкретной постановки учебно-педагогического процесса.

Вторым, не менее серьезным вопросом был подбор профессорско-преподавательских кадров, которые могли бы обеспечить факультетам решение основной принципиальной задачи - преподавания марксистско-ленинской гражданской истории.

Наконец третий вопрос, не меньшего значения - создание организационно-материальных условий для развертывания учебной и научно-исследовательской работы факультетов (библиотеки, наглядные пособия и т. д.).

Особо стоит вопрос о подборе кадров аспирантуры и о работе этой аспирантуры.

Само собой разумеется, что учебная работа теснейшим образом-

стр. 164

связана с научно-исследовательской работой. Исторические факультеты, в отличие от других факультетов государственных университетов, до сих пор не имели своих научно-исследовательских институтов, что однако не должно было служить (препятствием для развертывания научно-исследовательской работы отдельных кафедр.

Необходимо было продумать и вопросы, связанные с созданием учебной литературы на исторических факультетах. Приходится констатировать полное отсутствие учебников по различным разделам истории для высшей школы. У нас нет учебников и даже необходимых учебных пособий; старая литература, имеющаяся в распоряжении наших библиотек в недостаточном числе, не может ни количественно, ни качественно удовлетворить студенческую аудиторию. Поставлен и разработан вопрос о переиздании классиков исторической науки, поднятый в прошлом году товарищем Сталиным.

Наконец огромное значение приобретает вопрос о методике преподавания в высшей школе, о характере построения лекций, просеминарских занятий и т. д.

Вся сумма этих практических вопросов, имеющих первостепенное значение, должна была быть разрешена всесоюзным совещанием исторических факультетов.

4 - 5 дней работы в отдельных секциях дали в этом смысле немало. Удалось окончательно договориться об учебном плане; первых трех лет. При построении учебного плана большое значение приобрела постановка лекционных курсов. Просеминары первого года обучения постепенно заменяются семинарами, приобретающими с третьего года научно-исследовательский характер в интересах успешной подготовки специалистов. В целом учебный план должен гарантировать историку общую подготовку, необходимую базу для его дальнейшей специализации с четвертого года обучения. На совещании договорились о том, чтобы усилить научно-исследовательские методы работы просеминаров, усилить применение документации в учебной работе, разработать вопрос о развитии у студента с первого же года обучения необходимых научно-исследовательских навыков.

Вторая большая работа, проделанная совещанием, - работа над программам и первые двух лет обучения. Работа в основном закончена. К началу учебного года исторические факультеты будут иметь программы по историческим дисциплинам. Перед нами стоит задача разработки программ по истории СССР, истории нового времени, истории эпохи империализма. Наконец огромное значение приобретает программа по истории Октябрьской революции и по истории советского периода. Работа над этой программой должна стать делом коллектива историков в течение ближайших же недель.

Кое-что было достигнуто и в смысле разработки программы издательской работы (создание исторического словаря, переиздание классиков исторической науки и т. д.).

Представители братских республик поставили перед Москвой и Ленинградом вопрос об активной помощи молодым кадрам историков отдельных республик. Договорено об организации зимних и весенних выездных сессий с участием соответствующих кадров исторических факультетов Москвы и Ленинграда.

Совещание исторических факультетов выявило также ряд значительных трудностей, ряд слабых мест работы, относящихся прежде всего к постановке массовой политико-воспитательной

стр. 165

работы среди студенчества и профессорско-преподавательских кадров.

Вопрос о бдительности на историческом фронте приобретает особое значение. События, связанные с преступным убийством товарища Кирова, деятельность зиновьевско-троцкистского охвостья показали, насколько засорены ряды историков. Усиление бдительности - основная политическая задача, стоящая перед нами, и эта задача требует от историков систематической политико-воспитательной работы с новыми подрастающими кадрами и кадрами специалистов.

Совещание исторических факультетов проделало только часть необходимой работы. Тесное сотрудничество всех исторических учреждений является предпосылкой к выполнению задач, намеченных постановлением от 16 мая 1934 г.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Преподавание-истории-К-ИТОГАМ-СОВЕЩАНИЯ-ИСТОРИЧЕСКИХ-ФАКУЛЬТЕТОВ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Lidia BasmanovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Basmanova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Ц. ФРИДЛЯНД, Преподавание истории. К ИТОГАМ СОВЕЩАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 22.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Преподавание-истории-К-ИТОГАМ-СОВЕЩАНИЯ-ИСТОРИЧЕСКИХ-ФАКУЛЬТЕТОВ (date of access: 01.10.2020).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Ц. ФРИДЛЯНД:

Ц. ФРИДЛЯНД → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Lidia Basmanova
Vladivostok, Russia
418 views rating
22.08.2015 (1867 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Новый социализм нужно строить, опираясь на новую теорию социализма. Новая теория социализма отказывается от диктатуры пролетариата, ибо практика развития старого социализма показала, что диктатура пролетариата не может быть не чем иным, как только диктатурой кучки коммунистических чиновников, или, как очень остроумно назвала её Роза Люксембург «диктатурой НАД пролетариатом». А появление у руля этой диктатуры таких предателей как Ельцин, неизбежно ведёт социализм к краху. Новый социализм, построенный на старой теории, ждёт такая же участь.
Малоизвестные страницы истории Великой Отечественной войны. Сейчас, когда открылись как отечественные, так и зарубежные архивы, стало возможным воссоздать картину одного из драматических эпизодов самого начального периода войны..... Западный фронт, бои в июне-июле 1941 года на втором стратегическом рубеже..... 22-ая армия под командованием генерал-полковника Ф.А. Ершакова..... Бои армии в Белоруссии на берегах реки Западная Двина на участке Дрисса - Дисна - Полоцк..... Начало широкого наступления немцев на восток было положено с маленького плацдарма в районе города Дисна
Catalog: История 
В статье рассматривается отражение образа Соловья-разбойника в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в связи с эпизодом свиста Бегемота и Коровьева при прощании героев с Москвой, а также связь образа Бегемота с образом Соловья-разбойника и героя древнеиндийского эпоса - Панду, а шире - связь русской литературы через "Закатный роман" Булгакова и поэму "Руслан и Людмила" А. С. Пушкина с древнеиндийскими произведениями: "Махабхаратой" и "Рамаяной".
Солнечная система является фрагментом распада нейтронного ядра нашей Галактики Млечный путь. Выброс нейтронного фрагмента Солнца из нейтронного ядра нашей Галактики произошёл приблизительно 10млр. лет назад. Всё это время нейтронный фрагмент перемещается по одному из спиральных рукавов нашей Галактики. Расширение происходит примерно по гиперболической траектории, которая вращается вокруг центра. Полный оборот вокруг центра нейтронного ядра Галактики, Солнце совершает примерно за 230млн.лет. Удаление от центра Галактики до Солнечной системы \simeq27700св. ле
Catalog: Физика 
18 days ago · From Владимир Груздов
Раскрытие тайны диалектики идеального и материального в реальном мире и в сознании человека
Catalog: Философия 
29 days ago · From Аркадий Гуртовцев
Энергия частицы является ключевым объяснением расширения Вселенной. В процессе расширения Вселенной участвуют пять частиц. Четыре массовые - нейтрон, протон, электрон и позитрон. Пятая частица условно без массовая - фотон. Позитрон и фотон не являются строительными кирпичиками материи Вселенной. Эти частицы выполняют вспомогательные функции в процессах преобразования материи и расширения Вселенной. Окружающий материальный мир организован из нейтронов, протонов и электронов. Сочетания, комбинации и перестановки этих трёх частиц, образуют окружающий нас мир
Catalog: Физика 
32 days ago · From Владимир Груздов
При любом взаимодействии масс, на любом уровне, создаются потенциалы взаимодействия в любых процессах расширения Вселенной. Этим определением рассмотрим вопросы, связанные с массой и энергией взаимодействующих объектов. Когда объекты (частицы, молекулы) потенциально взаимодействуют, они создают градиенты потенциального взаимодействия. Эти градиенты регулируют энергию и массу объектов и Вселенной в целом.
Catalog: Физика 
48 days ago · From Владимир Груздов
Жан Ланн
Catalog: История 
52 days ago · From Россия Онлайн
Кризис муниципальных финансов в России в 1917 г.
Catalog: Экономика 
52 days ago · From Россия Онлайн
Благотворительная деятельность предпринимателей Парамоновых на Дону. 1914-1915 гг.
Catalog: История 
52 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 
Наталья Свиридова·jpg·25.22 Kb·140 days ago

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Преподавание истории. К ИТОГАМ СОВЕЩАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2020, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones