Либмонстр - всемирная библиотека, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!
Иллюстрации:

Libmonster ID: RU-6936
Автор(ы) публикации: Л. П. Мамет

поделитесь публикацией с друзьями и коллегами

Бег на месте

(Ответ С. Дзюбинскому)

С. Дзюбинский недоволен работой методической секции О-ва историков-марксистов. Заглавие его статьи говорит о нас, тянущих "назад" С. Дзюбинского и его коллег по т. н. "московской школе", идущих "вперед" и фигурирующих в настоящей статье, в качестве представителей "воспитательно- трудового направления".

В выступлениях методической секции и отдельных ее членов указывалось на непонимание представителями этого пресловутого направления задач советской школы и марксистского обществоведения в ней. В частности, и автор этих строк на анализе методических работ Дзюбинского, Жаворонкова и др. показал, как происходит, выражаясь словами М. Н. Покровского, "мелкобуржуазное перерождение марксистской мысли"1 .

Но С. Дзюбинский в настоящий момент предпочитает умалчивать о тех своих писаниях, которые подвергались нашему критическому разбору и ссылается, главным образом, на "Очерки методики обществоведения в школе II ст." Дзюбинского, Жаворонкова и Сингалевича, которые будто бы являлись чуть ли не последним словом марксистской методической мысли. Как в предисловии к указанной книжке, так и в настоящей статье, он считает себя вполне удовлетворенным новыми программами ГУС'а и ставит знак равенства между точкой зрения ГУС'а и своей.

Когда писались наши "Методические очерки" нового труда трех авторов у нас еще не было. Но анализ этой книжки, данный т. А. Иоаниссиани в VI томе "Историка-марксиста", подтвердил, что ее авторы остались на прежних позициях. Мы не будем здесь заниматься этой книжкой2 .Только ввиду того, что С. Дзюбинский в настоящей статье клянется ГУС'ом, мы разрешим себе привести мнение об этой книжке официального органа Главсоцвоса.

"Они (указанные "очерки" 3-х авторов. Л. М.) прежде всего чрезвычайно суб'ективны, не прошли через какую-либо достаточно авторитетную общественно-педагогическую организацию. Они - или наброски, или неоконченные работы, или говорят только о некоторых излюбленных вопросах; к тому же, большинство их устарело в связи с выходом новых программ. Мало того, в них целый ряд основных вопросов обществоведения трактуется неверно, и тем самым отпадает их руководящее значение"3 .


1 См. Л. П. Мамет - "Методические очерки", изд. Ком. Академии.

2 Разбор этой книжки дан нами в вышедшем из печати сборнике "Основные вопросы преподавания истории в школе II ступени", изд. Ком. Акад.

3 "Обществоведение в трудовой школе. Методический журнал Гл. упр. соц. восп. и Института методов шк. работы РСФСР. Под общей редакцией М. Н. Покровского. N 2 (5) 1928 г., стр. 8.

стр. 141

Вместо ответа на ряд принципиальных разногласий, разделяющих нас с т. н. московской школой и довольно отчетливо сформулированных как в печатных выступлениях членов методической секции, так и на диспуте в Московском центр, доме рабпрос, С. Дзюбинский предпочел привести "Историю методики" и в этой "истории" - предподнести материал, лишь подтверждающий наше отношение к московской школе.

В начале своей статьи С. Дзюбинский утверждает, что между обществоведами шел спор о м е с т е обществоведения и истории и в этом, по его мнению, естественном споре видит спор "за" и "против" ГУС'а.

Но как раз этими-то словами С. Дзюбинский и расписывается в непонимании проблемы. В том-то и дело, что вместо вопроса о х а р а к т е р е истории и современности в советской школе, об их задачах и т. д. был выдвинут вопрос о м е с т е. Нужно или не нужно и т. д. Вместо проблемы история и современность была выдвинута проблема - история и л и современность.

Мелкобуржуазное извращение марксистских положений выразилось между прочим в том, что, не понимая ни истории, ни современности, они давали окаррикатуренное обществоведение, что они изгоняли исторические знания из школы, а современности придавали такую ужасную форму, которую не даром так ярко заклеймил М. Н. Покровский1 .

Что же по этому поводу имеет сказать С. Дзюбинский в своей "истории методики"? Для него ничего не изменилось. Существует московская школа, точка зрения которой совпадает с ГУСовской и существуют "противники" этих позиций, которые "известны".

Понимает ли С. Дзюбинский и его единомышленники место истории и исторических знаний в школе, понимают ли они, что такое марксистское, диалектическое обществоведение? Обоснованы ли наши обвинения в историоедстве?

Остановимся на наиболее отчетливой формулировке, вышедшей из недр "московской школы".

"Под обществоведением в трудовой школе следует понимать: во-первых, трудовую и общественную практику детей ради того, чтобы приобрести трудовые и общественные навыки (участие в управлении школой, в общественных работах школы, в учебных занятиях, в пионерских и комсомольских организациях, в клубной работе, во внешкольной работе и т. д.); во-вторых, осознание как своей общественной жизни, так и общественной жизни взрослых нашего времени и былых времен, чтобы выработать определенное мировоззрение"2 .

Эта смесь "всего понемножку", где в одну кучу свалены и общественная работа в школе, и навыки общественной жизни, и комсомол, и клуб, и общественная жизнь своя (детская), и общественная жизнь взрослых, и "элементы истории, политической экономии, экономической географии, юриспруденции и др."3 , - очевидно должна, по мнению С. Дзюбинского, служить выражением правильно понятого марксистского обществоведения в советской школе.

Новые программы ГУС'а отвели, несмотря на многолетнюю борьбу С. Дзюбинского и пр., значительное место историческим знаниям. С. Дзюбинский, который всегда "за ГУС", стал мягче по отношению к истории и даже считает, что "педагогически вполне целесообразно построение значительного марксистского курса истории"... в 10-летке, которая пока что... еще не существует.


1 "Историк-марксист", т. III, стр. 166 - 167.

2 Б. Н. Жаворонков - "Работа обществоведа", стр. 12.

3 Сборник 3-х авторов.

стр. 142

С. Дзюбинский приводит несколько цитат из об'яснительной записи к новым программам ГУС'а для школ II ст. и с великим торжеством констатирует: "коментарий, как говорят, излишни".

Нет нужды, что и содержание приведенной С. Дзюбинским цитаты противоречит его прежней точке зрения, но ведь он "всегда за ГУС".

Мы разрешим себе привести цитату из об'яснительной записки к программе по обществоведению для школ крестьянской молодежи и д е р е в е н с к и х с е м и л е т о к, утвержденной о д н о в р е м е н н о с программой для школ II ст.

"Программа по обществоведению в ШКМ и деревенской семилетке должна удовлетворять следующим требованиям:

1) Дать понимание основных вопросов с о в р е м е н н о с т и, соединив при этом изучение основных, движущих сил нашего общественного развития с разбором жгучих, злободневных вопросов сегодняшнего дня, наиболее интересных и важных вопросов текущей политики. Вот почему первая часть программы - с о в р е м е н н о с т ь.

2) Дать более или менее систематическое знание важнейших фактов из прошлого, из истории классовой борьбы, из истории рабочего класса и крестьянства. Вот почему мы даем вторую часть программы - и с т о р и ю.

Ряд товарищей возражал против выделения исторического материала в о с о б ы й р а з д е л обществоведческой программы. Они забывают, очевидно, что в школу теперь приходит уже новый ч е л о в е ч е с к и й м а т е р и а л, который начал жить сознательно уже после революции, даже после гражданской войны, который своими собственными глазами не видел ни живого помещика, ни царского строя, ни даже белогвардейского офицера. И в силу отсутствия своего собственного политического опыта насчет разницы между советским и помещичье-буржуазным строем этой молодежи труднее, чем взрослому поколению, разбираться в сегодняшних противоречивых процессах, в том числе и тех, что происходят в деревне.

Для нас, более старшего поколения, эти противоречия ясно представляются, как борьба двух общественных систем: капиталистической (старой отживающей, которая должна быть устранена) и социалистической (только что возникающей, крепнущей, на развитие которой должны быть отданы все силы пролетарского государства). Для нас это с т а р о е ("вчерашний день") в его остатках и элементах борется с н о в ы м ; а для молодежи, которая сама этого старого не перенесла, гораздо труднее научиться рассматривать эти общественные процессы в движении, в динамике, а не в статике, ей куда труднее понять всю сложную диалектику общественного развития нашей страны (и нашей деревни), всю сложность борьбы социалистических и капиталистических элементов, неизбежность противоречий и т. д.

Вот почему так необходимы и важны с и с т е м а т и ч е с к и е з н а н и я о н а ш е м п р о ш л о м (данные в марксистском освещении), вот почему нужно систематическое (и в известной мере самостоятельное) изложение исторического материала"1 .

О чем говорит эта цитата в сравнении с цитатой, приведенной С. Дзюбинским. О том, что ГУС в новых программах встал на правильный путь создания таких обществоведческих программ, в которых и история и современность получили бы и должное место, и должное содержание, чего не было в старых программах (для чего и потребовались новые); что у ГУС'а в этом отношении есть достижения, но есть еще и колебания (ср. программы для городских и для деревенских семилеток); что задачей партийной, советской"


1 "Обществоведение в трудовой школе". Сб. I, стр. 40 - 41.

стр. 143

педагогической и научной общественности является помочь ГУС'у преодолеть имеющиеся еще затруднения.

С. Дзюбинский же и др., подписываясь под каждой очередной программой ГУС'а, на деле, претворяя ее в жизнь, комментируя и популяризируя ее, превращают ее в нечто такое, от чего ГУС потом открещивается.

И происходит это от того, что и С. Дзюбинский, и Б. Жаворонков и пр. их единомышленники все еще не отрешились от своего мелкобуржуазного понимания обществоведения и вместо того, чтобы двигаться вперед, топчутся на месте, настаивают на своих ошибках и не находят выхода, из трех сосен, в которых они заблудились.

Orphus

© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

http://libmonster.ru/m/articles/view/Преподавание-истории-ОТВЕТ-С-ДЗЮБИНСКОМУ

Похожие публикации: LRussia LWorld Y G


Публикатор:

Vladislav KorolevКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Korolev

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Л. П. Мамет, Преподавание истории. ОТВЕТ С. ДЗЮБИНСКОМУ // Москва: Русский Либмонстр (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 15.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Преподавание-истории-ОТВЕТ-С-ДЗЮБИНСКОМУ (дата обращения: 19.01.2019).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Л. П. Мамет:

Л. П. Мамет → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Vladislav Korolev
Moscow, Россия
743 просмотров рейтинг
15.08.2015 (1253 дней(я) назад)
0 подписчиков

Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Позитрон, вращающийся в эфире, закручивает вокруг себя гравитонные сферы, которые увеличивают его массу и превращают его в протон. Гравитонные сферы позитрона притягивают к нему электрон, рождая нейтрон. Протон, потеряв часть своей энергии вращения, своими атомными гравитонными сферами – (в отличие от ядерных гравитонных сфер, которые притягивают к протону электрон, превращая его в нейтрон) – притягивает к себе электрон, превращая его в атом водорода. Электрон вращается вокруг ядра атома водорода по законам классической электродинамики, как и все электроны вокруг всех ядер всех атомов.
Каталог: Физика 
12 часов(а) назад · от Геннадий Твердохлебов
Превращение происходит посредством замены вектора движения заряда на противоположный вектор. Объясняется это тем, что все элементы магнитоэлектрической системы электрона противоположны всем элементам магнитоэлектрической системы позитрона. И эта противоположность определяется вектором их движения в пространстве. Поэтому, стоит только поменять вектор движения одного из зарядов на противоположный вектор, что можно сделать посредством диодного моста, механического выпрямителя или щёточного механизма генератора постоянного тока, так сразу же этот заряд превращается в своего антипода.
Каталог: Физика 
В работе исследуются с системных, философских и общебиологических позиций вопросы продолжительности жизни растений, животных и человека. Приводится статистика за последние 17 тыс. лет по росту мирового народонаселения, объясняются причины роста. Анализируются процессы изменения человеческой популяции по странам мира. Сравнивается видовая и индивидуальная, средняя и максимальная продолжительности жизни различных организмов в царствах растений и животных. Делается вывод о наличии в природе фундаментального закона, запрещающего бессмертие для любых материальных объектов, включая живые организмы и, в частности, человека. Дается философское, материалистическое, диалектическое обоснование этого закона. Рассчитываются два примера гипотетического бессмертия организмов (инфузории и человека), определяются их возможные последствия.
В конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в. Чечено-Ингушская Республика из оазиса политического благополучия превратилась в территорию острого политического противостояния. В 1987-1989 гг. произошла заметная активизация определенного слоя местной интеллигенции и отдельных маргинальных групп, консолидировавшихся в рядах «народных фронтов» и прочих формирований, а в 1990 г., особенно осенью, четко обозначилась линия непримиримого политического разлома между действующей властью и претендующими на власть. В статье идет поиск ответа на вопрос, как и почему произошел политический кризис, приведший к тяжелым последствиям.
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Абдула Бугаев
Речь не о мессианстве, исключительности или превосходстве бледнолицых США, которыми они наделили сами себя, дабы самовозвыситься над индейцами и неграми. И даже не о развитии ими платоновской идеи выведения ценной человеческой породы задолго до гитлеровской Германии. Речь о разоблачении мифа о высоком уровне благосостояния жителей США
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Виктор Кирсанов
Необходимо перестать без оглядки предаваться чужой теории и слепо копировать чужой опыт. Следует обращаться к своим корням, к своим истокам, к своим традициям, к своей культуре не только в периоды суровых испытаний и великих потрясений, ибо может статься, когда-нибудь противники России так заморочат головы россиян и так высушат их мозги, что будет поздно. Тогда и знаменитое «братья и сестры» не поможет, даже если кто и вспомнит о нём.
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Виктор Кирсанов
ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ И МИРНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ С ИТАЛИЕЙ В 1945 - 1947 ГОДАХ
Каталог: Право 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КРАХ МОНАРХИЧЕСКОЙ КОНТРРЕВОЛЮЦИИ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РОССИИ (1917 - 1920 гг.)
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
У ИСТОКОВ РУССКО-ИСПАНСКИХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ (80-Е ГОДЫ XV-XVI В.)
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Незнание истинного устройства Вселенной — главная беда человечества, которую оно должно одолеть. Ignorance of the true structure of the Universe is the main misfortune of mankind, which it must overcome.
Каталог: Философия 
4 дней(я) назад · от Олег Ермаков

Либмонстр, международная сеть:

Актуальные публикации:

Загрузка...
ПОСЛЕДНИЕ ЗАГРУЖЕННЫЕ ФАЙЛЫ ЕСТЬ СВЕЖИЕ ЗАГРУЗКИ!
 

Актуальные публикации:

Загрузка...

Россия, последние СТАТЬИ:

Россия, последние КНИГИ:

Актуальные публикации:

Загрузка...

Либмонстр - всемирная библиотека, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!
Преподавание истории. ОТВЕТ С. ДЗЮБИНСКОМУ
 

Форум техподдержки · Главред
Следите за новинками:

О проекте · Новости · Контакты · Реклама · Помочь Либмонстру

Русский Либмонстр ® Все права защищены.
2014-2019, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)


СЕТЬ ЛИБМОНСТР ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Узбекистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Германия Китай Индия Швеция Португалия Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для смартфонов