Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-7451
Author(s) of the publication: Ц. Ш.

Share with friends in SM

17 - 20 октября 1935 г. в большом зале Коммунистической академии состоялось совещание преподавателей институтов красной профессуры, созванное Отделом партийной пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) и Ученым комитетом ЦИК СССР.

Совещание открыл заведующий Отделом партийной пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) тов. Стецкий. В своей речи тов. Стецкий указал на то, что стоящая перед нами задача преодоления пережитков капитализма в сознании людей открывает широкое поле в области пропагандистской и воспитательной работы. Мы имеем ряд решений ЦК о пропаганде, решения ЦК о комсомоле, указания товарища Сталина об усилении воспитательной работы среди молодежи. ЦК со всей силой ставит вопрос о расширении и улучшении качества подготовки коммунистических кадров. Институты красной профессуры как высшая партийная школа, готовящая квалифицированные научные и пропагандистские кадры, приобретают теперь особенно большое значение. Поэтому ЦК дал ряд указаний по набору в ИКП и принял специальные меры по укреплению и улучшению всей работы в ИКП. В связи с тем, что в настоящее время колоссально возрастают требования к качеству наших научных и пропагандистских кадров, ИКП должны стать образцовыми учебными заведениями. За последние годы сделано многое в отношении улучшения учебной работы в ИКП и создан твердый учебный режим, но все же в учебной жизни еще имеется ряд крупных недостатков. Например, до сих пор нет напечатанных программ этого элементарного условия нормальной учебной работы. В преподавании все еще есть значительные элементы схематизма, слушатели зачастую усваивают лишь общие вопросы, нет должной заботы об изучении фактического материала. Тов. Стецкий указал, далее, на ряд конкретных недостатков в преподавании отдельных дисциплин и поставил перед совещанием задачу по устранению этих недочетов и реализации указаний ЦК ВКП(б) и товарища Сталина.

После вступительного слова тов. Стецкого был заслушан ряд докладов о постановке преподавания отдельных общественно-политических дисциплин. Тов. Поспелов в докладе о преподавании истории ВКП(б) подчеркнул необходимость заострения внимания на вопросах борьбы и разгрома народничества большевистской партией, на изучении роли Ленина и Сталина в революции 1905 года, на тщательном изучении Великой пролетарской революции и борьбы большевиков с врагами марксизма-ленинизма - троцкистами, зиновьевцами и др.

Тов. Юдин в докладе о преподавании философии указал на ряд крупных недостатков в преподавании диалектического и исторического материализма. Тов. Юдин подчеркнул необходимость изучения истории философии и особое внимание обратил на необходимость при постановке курса исторического материализма шире привлекать конкретный исторический материал.

С докладом о замечаниях и исправлениях главной редакции, с участием товарища Сталина, при редактировании I тома "Истории гражданской войны" выступил тов. Минц. Исправления и замечания товарища Сталина дают ценнейшие методологические и исторические указания по изучению истории Великой пролетарской революции

стр. 119

и являются блестящим образцом ленинско-сталинского стиля исторического исследования. Эти замечания и поправки, заявляли выступавшие на совещании товарищи, являются новым этапом в научной исторической работе и путеводной нитью для каждого работника теоретического фронта.

Тов. Борилин выступил с докладом о постановке преподавания экономических дисциплин.

С докладами о задачах, стоящих в области преподавания исторических дисциплин, выступили тт. Дубыня1 и Козлов. Указав на недостатки в области преподавания истории, тов. Дубыня подчеркнул необходимость построения исторического курса таким образом, чтобы он освещал весь мировой исторический процесс. Особое внимание тов. Дубыня уделил вопросу истории Великой пролетарской революции и периоду 1917 - 1935 годов.

После пленарного заседания совещание разбилось на секции по отдельным дисциплинам. На секционных заседаниях развернулись прения по заслушанным докладам.

РАБОТА СЕКЦИИ ИСТОРИИ

Секция по истории заседала два дня. Работа секции была посвящена вопросам постановки преподавания истории в ИКП, критическому анализу учебных планов и программ и обсуждению путей к улучшению работы и к выполнению задач, поставленных перед историческим фронтом товарищем Сталиным. Наряду с этим на заседаниях секции был выдвинут ряд вопросов об организации научно-исследовательской работы, вопросов организационного характера, вопросов, связанных с работой исторических журналов, о помощи местам, и т. д.

Тов. Дубровский, выступавший первым в прениях, указал, что отсутствие стабильного учебного плана создавало разнобой в программах, понижало качество преподавания и, в конечном счете, отражалось на знаниях слушателей. Останавливаясь на последнем варианте учебного плана, тов. Дубровский заявил, что и этот план требует известных коррективов. Тов. Дубровский считает, что количество часов, предоставленное для истории СССР на всех трех курсах, недостаточно. Ссылаясь на постановление СНК о подготовке научных работников, тов. Дубровский предлагает строить учебный план так, чтобы 75% времени слушателя отводилось на предмет по специализации, а 25% - на все остальные предметы.

О необходимости перестройки учебного плана по линии дальнейшей специализации говорил и тов. Дроздов. Тов. Дроздов считает, что слушатель исторического ИКП должен определить свою специализацию: история СССР, история Запада или история Востока - уже на первом курсе. Это даст возможность усилить специализацию. Тов. Дроздов указывает на то, что количество лекций, которое отводится, по учебному плану ИКП, для отдельных исторических дисциплин, совершенно недостаточно. Дать слушателям в лекциях полный объем знаний, когда, например, на Киевскую Русь отводится две лекции, невозможно. В постановке работы семинаров у нас взят правильный курс: работать по более узким темам, с привлечением в качестве учебного материала первоисточников. В конце своего выступления тов. Дроздов указывает, что мы в настоящее время жестоко расплачиваемся за то пренебрежительное отношение к изучению ранних периодов истории, которое существовало у нас в прошлом. Результатом такого пренебрежительного отношения являются от-


1 Доклад тов. Дубыни будет помещен в ближайшем номере нашего журнала.

стр. 120

сутствие доброкачественной литературы и недостаток преподавательских кадров по этим периодам. Эту же мысль - об усилении в ИКП работы по специализации - отстаивал и тов. Минц.

О трудностях в подготовке историков-западников в Ленинградском и Московском институтах красной профессуры говорил тов. Бантке. Он указывал, что незнание слушателями с самого начала учебы своей специальности особенно неблагоприятно отражается на подготовке западников, не стимулирует их к достаточному усвоению иностранных языков, что мешает продуктивной работе в изучении истории Запада. Все это приводит к тому, что на третьем курсе подавляющее большинство слушателей избирает своей специальностью историю СССР, для которой они считают свои знания иностранных языков достаточными. Тов. Бантке указывает, что ни в Ленинградском, ни в Московском институтах красной профессуры в этом году нет ни одного западника. Чтобы исправить крупнейшие недостатки в подготовке кадров по истории Запада, тов. Бантке считает необходимым поставить перед ЦК ВКП(б) вопрос о создании в ИКП специального западного отделения, в котором должны изучаться различные периоды западной истории: древняя, средняя и новая история. Слушатели, поступающие на это отделение, должны с начала учебы избрать определенный период, по которому они будут специализироваться.

Тов. Годес поддержал предложение тов. Бантке и указал, что специализация, вводимая в Толмачевской академии с первого курса, дает положительные результаты.

Оживленные прения развернулись по вопросу о программах. Подчеркивая, что подготовка программ для нынешнего учебного года является серьезным достижением, все выступающие указывали, однако, на то, что с работой по программам запоздали и учебный год, фактически начат без программ.

Тов. Ванаг указал на большие недостатки, имеющиеся в программах. В программе по истории ССОР история мирового исторического процесса не увязана целиком и полностью с историей народов СССР, нет ясного представления о том, как должны сочетаться элементы истории отдельных народов, нет систематического освещения истории каждого народа на протяжении всего курса истории СССР. Так например история Украины дается особо выпукло лишь в связи с крестьянскими войнами и периодом борьбы Польши и Московии, а в XIX в. история Украины дается расплывчато. Такое же положение с Закавказьем, и т. д. Для создания программы, действительно освещающей историю народов СССР, необходимо привлечь ряд товарищей, работающих в национальных республиках.

Характеристику общих принципов, положенных в основу программы по истории СССР, дала тов. Панкратова. Тов. Панкратова указала, что в основу программы положены те положения и замечания, которые даны были товарищем Сталиным на конспекты учебников. По-новому дана периодизация истории СССР. Тов. Панкратова особенно подробно остановилась на принципах построения программы по истории СССР после победы Великой пролетарской революции.

С критикой программы по всеобщей истории выступил тов. Ростовский. Он указал, что программа, по существу, не является программой "всеобщей" истории, ибо она охватывает только европейско-американские народы, и то неполностью; истории колониальных и зависимых стран нет. Считая затруднительным включить сейчас эти страны в программу, тов. Ростовский предложил как паллиативное мероприятие вместо истории колониальных и зависимых стран

стр. 121

ввести хотя бы историю колониальной политики, лекций на 30, а в конце программы дать общую сводку литературы, касающейся колониальных и зависимых стран, а также и тех европейских стран (балканские страны и др.), которые не включены в программу.

Тов. Левицкий (Свердловск) сообщил, что и на местах ведется интенсивная работа по реорганизации и улучшению постановки преподавания исторических дисциплин. Основные трудности представляет преподавание истории античного мира и феодализма, которые до последнего времени мало изучались историками-марксистами. Высказывания классиков марксизма - Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина - очень недостаточно, а зачастую и совершенно не привлекались при прохождении курса. Тов. Левицкий говорил, что и в новых программах марксистская литература исчерпывающе не привлечена, а в ряде тем отсутствует критика антимарксистских теорий Каутского (по вопросам истории Греции и стран древнего Востока). Тов. Левицкий предлагает до утверждения программ разослать их для обсуждения на места.

О больших трудностях в проведении курсов по античному миру и средневековью выступила тов. Гостинская (г. Горький). Тов. Гостинская указала на то, что до сих пор нет не только марксистской работы, но даже высказывания классиков марксизма не изданы. Ряд тем, имеющих актуальное значение (образование Пруссии), опущен. Тов. Гостинская считает необходимым привлечь к разработке курсов по античному миру и средневековью новые кадры историков-марксистов.

Ряд товарищей выступал с указанием о недостаточном количестве часов, предоставляемых программами для лекционных курсов. Предложения о распределении учебного материала таким образом, чтобы предмет, избранный специальностью, на протяжении всей учебы проводился семинарским способом, а остальные курсы и предметы - лекционным способом, встретили всеобщую поддержку. Тов. Дроздов считает, что постановку курса философии в историческом ИКП надо реорганизовать. При поступлении в Институт красной профессуры от слушателей необходимо требовать определенный минимум знаний по философии. В Институте красной профессуры изучение философии должно быть связано с изучением исторических дисциплин, в частности, слушателей необходимо познакомить с основными направлениями социологической мысли.

О сроках учебы мнение всех выступавших свелось к необходимости доведения срока учебы до 4 лет.

Товарищи Минц, Дубровский, Бантке высказались за предоставление слушателям Института красной профессуры специального учебного года для предварительной проработки материала и составления плана диссертационной работы. Тов. Бантке указывал на желательность посылки оканчивающих ИКП отличников в заграничные научные командировки, включая сюда и ряд преподавателей Института красной профессуры. Тов. Бантке подчеркнул, что изучение ряда проблем по вопросам всеобщей истории требует непременного изучения архивных материалов заграницей.

Большое место в секционной работе занял вопрос о подготовке преподавателей-историков для Института красной профессуры. Тов. Ванаг выдвинул предложение об оставлении специальной группы товарищей из числа успешно оканчивающих Институт красной профессуры для участия в течение года в научно-педагогической работе кафедр и последующего привлечения их к самостоятельной педагогической работе в Институте красной профессуры.

Тов. Бантке внес предложение - вернуть с мест ряд товарищей,

стр. 122

проявивших себя неплохо на преподавательской работе и сумевших в не всегда благоприятных для научной работы условиях написать ценные статьи и книги; вернуть на научно-преподавательскую работу товарищей, окончивших Институт красной профессуры и работающих в других областях; привлекать к преподавательской работе в Институте красной профессуры товарищей из числа отличников, оканчивающих Институт красной профессуры.

Ряд товарищей (Дубровский, Годес и др.) указал на недостаточное внимание мест к вопросу о комплектовании Института красной профессуры. Самотек, имеющий место в комплектовании, заявил тов. Годес, особенно тяжело отражается на подготовке квалифицированных кадров для восточных вузов. Тов. Дубровский внес предложение о необходимости немедленного принятия ряда мер к комплектованию И-та красной профессуры на 1936 - 1937 учебный год.

Большое внимание в работе секции было уделено вопросам организации научной работы, концентрации исторических сил для оказания помощи многочисленным преподавателям истории в высшей и средней школе и т. д.

Ряд товарищей с мест (Миллер, Гостинская, Добротвор) подчеркнул в своих выступлениях необходимость организации систематической помощи местам, которая до сих пор отсутствовала. Для этого должны перестроиться в первую очередь исторические журналы ("Историк-марксист", "Красный архив"), которые до сих пор не организовали свою работу таким образом, чтобы быстро реагировать на животрепещущие запросы мест.

Тов. Добротвор ставит вопрос о необходимости создания специальной исторической газеты.

Был выдвинут вопрос о необходимости созыва съезда историков.

Ряд выступавших товарищей указал на необходимость организации изданий наглядных учебных пособий, кинофильмов на исторические темы, и т. д. Было также внесено пожелание о переиздании имеющейся иностранной и русской художественно-исторической литературы.

Центральным пунктом, вокруг которого группировались выступления участников секции, были указания тов. Стецкого о работе исторических ИКП. Тов. Стецкий в своем выступлении на совещании уделил большое внимание их работе и поставил ряд задач и требований. Тов. Стецкий указал, что мы имеем ряд указаний товарища Сталина относительно недостатков преподавания и изучения истории, постановление Ленинградского горкома ВКП(б) от 29 марта 1935 г. о том, что советскому периоду, являющемуся особенно важным, уделяется мало внимания; мы имеем замечания товарища Сталина о недостатках учебников по истории. Теперь уже созданы программы и твердые учебные планы, ИКП имеют все условия, чтобы как следует поставить работу.

При этом многое зависит от преподавателей и от директора, но очень многое зависит от самих слушателей, так как в ИКП огромный процент падает на самостоятельную работу. Слушатели ИКП должны дать соответствующее качество в учебе. Но вместе с тем эта учеба не должна быть "академичной". Икаписты - не "академики", а коммунисты-бойцы и должны помнить указания товарища Сталина о соединении теории с практикой. Идеалом для всех нас в этом отношении является товарищ Сталин, который как никто умеет соединять теорию и практику. Все положения, выдвинутые тов. Стецким, нашли горячий отклик участников секции и совещания в целом и явились направляющим стержнем в работе секции и совещания и в принятых на них решениях.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Преподавание-истории-СОВЕЩАНИЕ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-ИНСТИТУТОВ-КРАСНОЙ-ПРОФЕССУРЫ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Lidia BasmanovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Basmanova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Ц. Ш., Преподавание истории. СОВЕЩАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНСТИТУТОВ КРАСНОЙ ПРОФЕССУРЫ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 22.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Преподавание-истории-СОВЕЩАНИЕ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-ИНСТИТУТОВ-КРАСНОЙ-ПРОФЕССУРЫ (date of access: 21.05.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Ц. Ш.:

Ц. Ш. → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Lidia Basmanova
Vladivostok, Russia
340 views rating
22.08.2015 (1368 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Работа рассказывает об истинном месте планеты Луна в системе Мироздания и человеческих очах. The modern apprehension of the Universe as an dimensionless isotropic bag is not true. The truth is that the Universe is an Undivided Integral System — the Wheel which has the Axis and the border. Тhe mysterious Axis is the God, the Maker of existing, and the obvious Axis is the Moon, the God's throne and our sacred Origin.
Catalog: Философия 
3 days ago · From Олег Ермаков
Вывод Coin (USDC) на карту Сбербанка – простая задача. Но, нужно знать, где финансовую сделку выполнить наиболее выгодно. Здесь лучшим помощником будет мониторинг сайтов по обмену криптовалют.
Catalog: Экономика 
3 days ago · From Россия Онлайн
POluavtobia
Catalog: Разное 
6 days ago · From Сергей Адамян
Суть и связь Огня, Света и Цвета. The essence and relation of Fire, Light and Color.
Catalog: Философия 
8 days ago · From Олег Ермаков
Учёные испокон веков были озабочены поиском во Вселенной системы отсчёта, которая могла бы однозначно определить, к примеру, Земля крутится вокруг Солнца, или наоборот. Ни система Птолемея, ни система Коперника не обладают такой однозначностью. Законы Кеплера также не проясняет этот вопрос. Теория относительности Эйнштейна предполагает равноправие обеих точек зрения. Но для многих исследователей вопрос оставался открытым. И вот, наконец, однозначность, как будто бы, появилось. Однозначность формируется разностью гравитационных потенциалов.
Catalog: Физика 
Первое, что меня сподвигло на это открытие это шок, который испытывают исследователи сверхпроводимости. И это понятно. Если ток проводимости формируется свободными электронами, то почему сверхпроводимость повышается, когда свободные электроны практически исчезают, примораживаясь к атомам. Второе, это упёртость российского учёного дтн Федюкина Вениамина Константиновича, который усомнился в том, что сверхпроводимость существует. Он пишет: "исходя из общенаучных, мировоззренческих положений и практики о том, что всякому действию есть противодействие и любому движению есть сопротивление, можно утверждать, что движению и электрического тока вдоль проводника должно быть сопротивление. Поэтому так называемой "сверхпроводимости" электрического тока нет, и не может быть". .
Catalog: Физика 
В данный момент существует множество специализированных средств для обозначения линий отреза, области производства работ, зоны прокладки инженерных коммуникаций. Одним из наиболее востребованных и универсальных являются строительные карандаши.
15 days ago · From Россия Онлайн
ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ О СОЦИАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ ЖЕНЩИНЫ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
17 days ago · From Россия Онлайн
УМБЕРТО МОНТЕОН Г. Мексика и Великая Отечественная война советского народа.
17 days ago · From Россия Онлайн
Рецензии. ЧЕРНЫЕ АМЕРИКАНЦЫ В ИСТОРИИ США. В 2-Х ТТ.
17 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Преподавание истории. СОВЕЩАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНСТИТУТОВ КРАСНОЙ ПРОФЕССУРЫ
 

Support Forum · Editor-in-chief
Watch out for new publications:

About · News · Contacts · For Advertisers · Donate to Libmonster($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones