Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-16218

Share with friends in SM

В течение нескольких столетий социально-правовая культура горских народов Кавказа, в том числе и карачаевцев, ориентировалась на юридические нормы старинного обычного права, которые являлись гарантом стабильности в течение длительного исторического становления.

Первые достоверные сведения о социальной структуре карачаевцев начали поступать в Россию в XVI - XVII вв. от русских служилых людей, посольств и дипломатических миссий, посылаемых на Кавказ с целью установления политических отношений между русским и горскими народами. В этом плане, одним из содержательных документов, раскрывающим социальную стратификацию карачаевского общества, являются записи посольства дьяка Ф. Елчина и священника П. Захарьева (1639 г.) в Менгрелии. В документе сообщается о том, что в 1639 - 1640 гг. московские послы встретили там приезжего "карачайского мурзу Ходьзяку" 1, а в самом Карачае посещали двух других мурз - Ельбуздука и Галистана. Елчин "торговал и по пирам ходил к мурзам к карачайским... и гостинцы их женам носил, и за торгом жил в Карачаех пятнатцет дней" 2. Анализ документа позволяет сделать вывод о том, что карачаевское общество в первой половине XVII в. являлось сословно-классовым, состоящим из лиц, далеко не равных в своих правах и обязанностях. Зависимое от феодалов крестьянство упоминается в источниках XVII - XVIII вв. под именем "мужиков" и "крепостных". Так, в 1639 г. московские послы нанимали "карачаевских мужиков" для переноски тяжестей через Кавказский хребет" 3.

Л. И. Лавров считает, что "феодалов в Карачае и Балкарии источники упоминают лишь с XVII в., но они были известны половцам и аланам еще в XI - XII вв.". Далее автор пишет, что "в XVII - XVIII вв. в Карачае и Балкарии упоминаются феодалы, крестьяне, покупные рабы и, что класс феодалов обозначается в документах по-разному: князья, мурзы, владельцы, старшины, знатные, помещики, басияты и уздени..." 4.

Ученые В. П. Невская и Е. Н. Студенецкая 5 доказали, что к началу XVIII в. у карачаевцев существовали феодальные отношения, тормозившиеся наличием сильной общины. Другим исследователем, Х. О. Лайпановым, выявлено, что "в XV - XVII вв. карачаевские и балкарские общества находились на стадии разложения родового строя и становления феодальных отношений" 6.

Согласно данным Е. Н Кушевой, "источники XV - XVIII вв. не оставляют сомнения в том, что в это время феодальные отношения в Балкарии и Карачае уже имели место" 7.

По мнению И. Тамбиева, имущественная и социальная дифференциация карачаевского общества была обнаружена еще в эпоху раннего среденевековья. Однако утверждение автора о том, что в результате разложения родового строя в Карачае возникла "рабовладельческая эпоха" следует считать ошибочным 8.


Магаяева Патия Исмаиловна - кандидат исторических наук, доцент Карачаево-Черкесского государственного университета.

стр. 143

В дореволюционной и современной отечественной историографии бытует мнение, что "... карачаевцы в XVIII - начале XIX века жили традиционным обществом с чертами патриархальных и феодальных отношений... Их быт отличался особой пестротой. Отсталость производственных отношений, незавершенность процесса феодализации обусловили специфические черты классовой структуры и стратификации горских обществ Карачая..." 9.

Есть и другое мнение, что в конце XVIII - начале XIX в. "на территории Карачая и Балкарии, судя по княжеским фамилиям, существовали феодальные княжества Крымшамхаловых, Дуловых и др. Внутри феодальных княжеств располагались владения дворян - вассалов князей" 10, - отмечает Р. С. Джендубаев.

Под другим углом зрения рассматривает эту же проблему И. Арсанов, считающий, что "...феодальные сословия Карачая, имея относительно сложную структуру, состояли из двух основных категорий - дворян-таубиев и князей. Карачай в XIX в. представлял собой ряд небольших феодальных владений, составляя в совокупности территориально-политическое объединение большого порядка, во главе которого стояла старшая княжеская фамилия Крымшамхаловых" 11.

В начале XIX в. в целях изучения Кавказа было совершено последнее путешествие, предпринятое Академией наук, порученное иностранцу. Совершил его немецкий языковед-ориенталист Г. Ю. Клапрот, который описывает привилегии карачаевских князей так: "Карачаевцы называют своих князей "бей" и тремя наиболее знатными семьями из них являются Крымшохали, Урусби и Мудари". По мнению Клапрота, права биев и обязанности узденей заключались в следующем: "Хотя карачаевцы ничем особенно не выделяют своих князей, однако уздени должны сопровождать верхом своих князей во время их экспедиций. Когда бий покупает что-нибудь, он обычно отдает часть свите, которая в ответ обязана как можно лучше его кормить и прислуживать ему за столом, угощая его подходящими для его ранга едой и питьем... отдельные горские селения управлялись старейшинами и подчинялись феодалам"12.

По свидетельству ФИ. Леонтовича карачаевское общество состояло из пяти сословий: старшины, каракиши, кулы, казаки и караваш 13.

По характеристике, приведенной в рапорте начальника Эльбрусского округа Н. Г. Петрусевича от 1867 г., в первой половине XIX в. у карачаевцев насчитывается семь социальных групп: бии (ак сюек - белая кость); чанка - полукнязья; кара киши - черный народ; муллы - духовенство; азаты - вольноотпущенники; правные крестьяне - джоллу кулы; бесправные крестьяне - джолсузкулы или башсызкулы 14.

Привилегированное сословие карачаевцев состояло из князей (биев). Оно включало в себя незначительную часть населения, но пользовалось большими правами и привилегиями. В руках князей была сосредоточена большая часть земли и скота, "бии были полные господа, и от них зависели все внутренние распорядки общины" 15.

В Карачае биев называли "белой костью", в отличие от "черного" народа. В русских документах первой половины XIX в. они упоминаются как "старшины". Это же выражение встречается и в адатах (нормах обычного права горцев Северного Кавказа), что на наш взгляд неправомерно. Старшинами обычно именуют феодализирующуюся верхушку так называемых "демократических племен", которая не успела получить официального юридического признания. Карачаевские же бии, безусловно, являлись феодальными владельцами, так как права и привилегии их были узаконены нормами обычного права.

Статьи карачаевских адатов, выражающие интересы знатного сословия, строго защищали неприкосновенность князя и возносили его личность настолько высоко, что "за убийство князя в древнем народном обычае не полагалась даже и мера наказания, ибо положение князя, в народном понятии, было так высоко поставлено, что не могло быть и мысли о совершении этого преступления и не существовало и меры наказания".

Наиболее весомой из знатных фамилий в Карачае была фамилия Крымшамхаловых. Их знатность определялась большим, чем у других, количеством скота, земли и крепостных крестьян. Крымшамхаловы обладали и огромной политической властью. До 1928 г. они всячески поддерживали турецкого пашу на Кавказе, и только после вхождения Карачая в состав России сменили политическую ориентацию в пользу русского правительства. Именно представителю фамилии Крымшамхаловых в Карачае был присвоен турецкий титул вали (у карачаевцев - олий).

Карачаевские бии выдавали себя за покровителей народа, а княжеское положение свое рассматривали как священное, воля их считалась законом. В этой связи

стр. 144

представитель любого другого сословия, в том числе и свободного, должен был поступиться не только своей собственностью, но и жизнью, если это совпадало с интересами князя. Бесспорные и неограниченные права князей выражались во всех сферах жизни общества и требовали их вмешательства во все текущие дела социума "как представителей высшей власти, умиротворяющих врагов и сводящих их на выкуп", - говорится в адатах 16.

Пользуясь экономическим могуществом, бии держали в руках всю политическую, военную и судебную власть. Не только в суде по адату, но и в шариатском суде, проходившем при обязательном участии эфенди (духовного судьи), первое место принадлежало бию, и его решение могло быть окончательным 17. Даже чтобы начать пятничную молитву, требовалось обязательное присутствие хотя бы одного представителя знатного рода (независимо от возраста и чина) 18.

Материальные блага карачаевских феодалов составляли наследственные и узурпированные общинные земли и солидное количество крупного рогатого скота, лошадей и овец. К примеру, один из представителей знатной фамилии Каншаубий Крым-шамхалов имел 400 лошадей, 75 голов крупного рогатого скота, 2500 овец 19.

Хозяйство карачаевских феодалов носило в большей степени скотоводческий характер. Основная тяжесть ложилась на плечи социальной категории - юльгюлюкулы (образцовые рабы). В меньшей степени к работе были привлечены башсызкулы (патриархальные рабы) и лично свободные уздени.

Высокое социальное положение карачаевских князей выражалось в сосредоточении в их руках гражданской и военной власти. "Управление внутренними и внешними делами Карачая находилось в руках сословия биев, из которых выбирался народный валий и притом всегда из одной только фамилии Крымшамхаловых... Лица, принадлежавшие к этому сословию, стояли во главе народного ополнения в военное время"20.

Источники доходов биев были многообразны. Их экономическое могущество складывалось из податей, штрафов, военной добычи во время войн и набегов. Растущее поголовье скота вынуждало карачаевских феодалов совершать новые захваты общинных земель для его содержания. Согласно данным Пояснительной записки о личных правах туземного населения Кубанской области, "бии пользовались правами взимания торговых пошлин с приходящих в Карачай из Кумыка, Грузии, Ахалцыха и других мест торговцев по 1 руб. и за продажу холопей, продаваемых в Карачае, брали с продавцов одного быка; кроме того, с карачаевцев, оказавшихся виновными в краже, драке, обнажении оружия и т. п. проступках и преступлениях, бии взыскивали в свою пользу по 50 рублей" 21.

Князь имел на народном собрании решающий голос. Решение, принятое бием, рассматривалось на уровне закона, которому должны были подчиняться все члены общества. Это могли быть вопросы, связанные с началом войны или установлением мира. Согласно правовым нормам, одним из средств, служивших для утверждения княжеской воли и власти над другими сословиями, являлся суд. Князь мог осудить, князь мог помиловать. Правовой основой всех видов эксплуатации, взимания и присвоения разнообразных штрафов, пошлин за проезд через территорию феодала и т. д. являлись нормы, установленные адатом.

К середине XIX в. четче стало проявляться имущественное расслоение среди княжеских фамилий 22. Одни семьи владели сотнями голов скота и фактически захватили все фамильные земли, другие, потеряв свои земли и имущество, постепенно теряли высокое положение в обществе. Во второй половине XIX в. внутри Крымшамхаловых выделился атаул Ачахматовых, который, сосредоточив в своих руках значительную часть фамильной и общинной земли, претендовал на верховное старшинство в обществе.

Адаты фиксировали не только права и обязанности различных сословий, но также отражали и социальные процессы, имевшие место в горских обществах. К примеру, статьи адатов показывают процесс обеднения княжеских семей и уменьшение калыма среди знатных фамилий с 2000 - 1500 руб., что являлось в первой половине XIX в. нормой для Крымшамхаловых и Дуловых, до 600 - 400 руб. во второй половине XIX в. у обедневших князей 23. Разорение не лишало знатных семей их привилегий, но значительно ограничивало их возможности вступать в брачные союзы с могущественными биями.

Определением неполноправности сословия биев и узденей была различная цена за кровь, увечье, воровство, разный размер калыма. Калым за девушку высшего сословия полагался не менее чем 600 - 800 руб. деньгами или скотом на эту сумму и вдвое меньше, в пределах 300 руб. серебром, за дочь узденя 24.

стр. 145

Сословное положение и экономическое могущество позволяли феодальной знати держать в экономической зависимости не только юльгюлюкулов и башсызкулов, но и свободных общинников - узденей. Это подтверждается рядом обязанностей, которые уздени несли в пользу бия. Так, согласно адатам, обязанности, казавшиеся на первый взгляд добровольной подмогой, затем выливались в натуральную и отработочную ренту. К примеру, бию полагалось из калыма дочерей подвластных узденей по две скотины ко дню свадьбы и 3 - 4 барана по случаю смерти. В период сенокоса уздени выделяли по одному барану косарям, работавшим на бия 25.

Помимо натуральных приношений в хозяйстве биев широко использовались другие виды повинностей, как, например, приготовления торжественных угощений по случаю рождения ребенка или свадьбы и специальных блюд по случаю смерти. Бию также преподносили различного рода подарки, продукты, варили бузу (напиток из кукурузы)26. Помимо этого, князь "для произведения хлебопашества и сенокоса" обязывал каждого узденя выделить одного работника с необходимыми орудиями труда и быками. В зимние месяцы бии отдавали узденям на пропитание по одной голове скота. Жены узденей оказывали необходимую помощь прислуге бия в ведении домашнего хозяйства.

С разделением общества на сословия изменились и повинности. Теперь, согласно статьям карачаевских адатов, эти же обязательства выполнялись общинниками в качестве обязательных повинностей в пользу князей. К примеру, такие обычаи как "тигим", то есть уважительное отношение к старейшине, угощение его лучшей пищей и т. д. можно было встретить между биями и представителями подвластного им населения. "Когда кул зарежет скотину себе в пищу, то отделяет от нее шею и половину спины; верхнюю часть спины с половинами боков он отдает старшине... Из сваренного пива господину следует один кувшин", - зафиксировано в ст. 22 норм обычного права карачаевцев.

Трансформацию некоторых традиций в первой половине XIX в. позволяет проследить древнейший обычай, согласно которому старейшина рода, выдавая замуж дочь, "дарил старшему в роде из семей, признававших его за своего старейшину, лошадь", а затем с каждой семьи из этого рода забирал по быку. К середине XIX в., с дальнейшей модернизацией общества этот обычай постепенно был изменен в интересах высшего сословия. Согласно адатам карачаевцев, записанным в первой половине XIX в., князья опускали первую часть этого обычая, лишив тем самым подарка в качестве лошади своих подвластных. Но, в обязательном порядке, в случае выдачи дочерей замуж, или при женитьбе сыновей, брали с них (то есть с кулов и узденей) по одной скотине под видом другого древнего обычая "алгъыш", что означает "здравница" - особый вид приношения в качестве помощи только в торжественных случаях, таких как рождение ребенка или свадьба. "Когда старшинский сын приведет себе жену, то берет с каждого кула по одной скотине, а с калыма дочери узденей - 2 скотины, с кула - 3 скотины"- свидетельствует ст. 10 карачаевских адатов 27.

Широко применялся в интересах знати и такой вид приношений, как "къайгь-ыаш", что буквально означает "кьайгъы" - скорбь, "аш" - пища. Это приношение делалось по случаю смерти, в виде материальной поддержки пострадавшей семьи.

Некогда фамильные старейшины, сконцентрировав в своих руках огромное количество скота, распределяли его между своими родичами в период особой нужды. Такой обычай в Карачае именовался "ортакъ болгьан", то есть "пользоваться чужой собственностью, в частности скотом, на равных правах". Скот отдавался нуждающимся родичам безвозмездно и безвозвратно. Этот же обычай к середине XIX в. приобрел совершенно иную форму. Князья и верхушка узденей также отдавали свой скот в ортак, но уже с другой целью. Это не было как раньше помощью нуждавшимся бедным родственникам, а стало использованием дешевого труда крестьян, берущих скот в ортак, то есть испольный выпас, за низкую плату натурой.

Среди биев был широко распространен еще один обычай - "эркелеген" ("ласкаться"), то есть любой мог взять у своих родственников или друзей понравившуюся ему вещь в подарок К середине XIX в. изменилось содержание и этого обычая. Оно теперь заключалось в том, что знать под видом "эркелеген" могла присвоить себе любую вещь на свое усмотрение из имущества зависимого населения.

Наряду с этим, князья были вправе в любое время собрать общинников на маммат. Этот обычай заключался в добровольной помощи общинников в период посева, уборки урожая, сенокоса, или строительных работ. Согласно рассказам старожилов, один из представителей низшего сословия поднимался на минарет для оповещения

стр. 146

населения о созыве на маммат. Кто слышал должен был передать другому. После этого все трудоспособные жители аула собирались со своими орудиями труда в назначенном месте и выходили на работу.

На положении, близком к князьям, находились другие привилегированные сословия, которых современники, смотревшие на горское общество извне, привычно отождествляли с дворянством, хотя у карачаевцев дворянство как отдельное сословие не выделялось. Как и князья, горские "дворяне" владели землями на основе вотчинного права, имели аулы в пределах принадлежавшей им территории.

Анализ социально-экономических отношений карачаевского традиционного общества на основе обычного права позволяет проследить феодализацию карачаевского общества и трансформацию общинных обычаев в интересах князей и зажиточной верхушки узденей. Являясь своеобразным юридическим измерением, устная правовая система в течение многих веков закрепляла юридические права сословий и определяла отношения между индивидом и социумом.

Примечания

1. Посольство дьяка Федора Елчина и священника Павла Захарьева в Дадианскую землю (1639 - 1640). Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете. М. 1887, с. 341.

2. Там же, с. 305, 318.

3. Кабардино-русские отношения в XVI - XVIII вв. Т. II. М. 1957, с. 205.

4. ЛАВРОВ Л. И. Карачай и Балкария до 30-х годов XIX века. Кавказский этнографический сборник. Т. IV. М. 1969, с. 85.

5. НЕВСКАЯ В. П. Социально-экономическое развитие Карачая в XIX в. Дореформенный период. Черкесск. 1960, с. 78; СТУДЕНЕЦКАЯ Е. Н. К вопросу о феодализме и рабстве в Карачае в XIX в. - Советская этнография. 1937, N 2 - 3, с. 45 - 72.

6. ЛАЙПАНОВ Х. О. К вопросу происхождения карачаевцев и балкарцев. Материалы научной сессии по проблеме происхождения балкарского и карачаевского народов. Нальчик. 1960, с. 78.

7. КУШЕВА Е. Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией (вторая половина XVI - 30-е годы XVII в.). М. 1963, с. 72.

8. Тамбиев И. Рабство и феодализм в дореволюционном Карачае. - Революция и горец. 1933, N 1 - 2, с. 32.

9. КОКИЕВ Г. А. Материалы по истории Осетии (XVIII в.). Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института. Т. IV. Орджоникидзе. 1934, с. 31.

10. ДЖЕНДУБАЕВ Р. С. Общественные отношения на Западном Кавказе: зарождение и развитие. Ростов-на-Дону. 1993, с. 161.

11. АРСАНОВ И. Очерки чеченской диалектологии. Грозный. 1986, с. 148.

12. КЛАПРОТ Г. Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807 - 1808 гг. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XVIII - XIX вв. Нальчик. 1974, с. 247.

13. ЛЕОНТОВИЧ Ф. И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Одесса. 1882, с. 273 - 274.

14. Государственный архив Краснодарского Края (ГАКК), ф. 774, оп. 1, д. 650, л. 1 - 3.

15. СЫСОЕВ В. М. Карачай в географическом, бытовом и историческом отношениях. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис. 1913, с. 53.

16. ЭДИЕВА Ф. Д. Обычное право в системе общественных отношений карачаевцев в дореволюционный период. Проблемы общественной жизни и быта народов Северного Кавказа в дореволюционный период. Ставрополь. 1985, с. 139.

17. Там же, 140.

18. Государственный архив Ставропольского Края (ГАСК), ф. 348, оп. 1, д. 9, л. 44.

19. ГАКК, ф. 774, оп. 1, д. 194, л. 43.

20. НЕВСКАЯ В. П. Карачай в XIX веке. - Ас-Алан. 2002, N 1 (6), с. 247.

21. ГАКК, ф. 348, оп. 1, д. 9, л. 44.

22. ЭДИЕВА Ф. Д. Ук. соч., с. 140.

23. Там же.

24. ЛЕОНТОВИЧ Ф. И. Ук. соч., с. 246.

25. ГАКК, ф. 348, оп. 1, д. 9, л. 44.

26. Полевой материал 1958 г. (Крымшамхалова Л. К.). Цит. по: НЕВСКАЯ В. П. Карачай в XIX веке, с. 145.

27. ЛЕОНТОВИЧ Ф. И. Ук. соч., с. 246, 249; ЭДИЕВА Ф. Д. Ук. соч., с. 142.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Привилегии-карачаевской-знати-в-первой-половине-XIX-в

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Россия ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

П. И. Магаяева, Привилегии карачаевской знати в первой половине XIX в. // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 23.10.2020. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Привилегии-карачаевской-знати-в-первой-половине-XIX-в (date of access: 28.11.2020).

Found source (search robot):


Publication author(s) - П. И. Магаяева:

П. И. Магаяева → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
155 views rating
23.10.2020 (36 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Многими авторами рассматривался “парадокс близнецов” и большинство из них придерживаются выводов А. Эйнштейна по этому вопросу в той или иной форме видоизменяя его. Поэтому в данной статье рассмотрены некоторые вопросы, по теории относительности А. Эйнштейна и показаны ряд неточностей и ошибок, которые, в конечном итоге, привели к неверным выводам и постулатам этой теории. Показано, что положение А. Эйнштейна о влиянии движения системы на возраст живых, заключенных в футляр, является не верным, т.к. оно противоречит постулату о равенстве физических законов в инерциальных системах
Catalog: Физика 
7 hours ago · From джан солонар
Реликтовое излучение можно рассматривать как элементарные волны возмущения эфирной среды, фотонов и гравитонов, состоящих из микроэлементарных частичек - реликтов и фононов, которые являются квазистабильными частицами, не распадающимися на более мелкие частицы.
Catalog: Физика 
7 hours ago · From джан солонар
Вьетнам принимал 37-й Саммит АСЕАН с 12 по 15 ноября 2020 года. В условиях беспрецедентной региональной и глобальной неопределенности под председательством Вьетнама АСЕАН проявила решимость и стойкость, став сильнее, чем раньше.
9 hours ago · From Марина Тригубенко
Выдающийся успех в организации саммита АСЕАН 2020 помог Вьетнаму стать специальным гостем саммита G20 По приглашению Короля Саудовской Аравии Салмана ибн Абдул-Азиза Аль Сауда Премьер-министр Вьетнама Нгуен Суан Фук принял участие в Саммите «Большой двадцатки» (группа двадцатки, G20), который состоялся в онлайн-формате. Это важная многосторонняя дипломатическая деятельность Вьетнама в этом году в качестве Председателя АСЕАН-2020 и непостоянного члена Совета Безопасности ООН на срок 2020-2021 гг., что демонстрирует конструктивный дух, ответственный вклад Вьетнама в решение глобальных вопросов.
9 hours ago · From Марина Тригубенко
Мир глаз наших как бездна без центра — рознь Истине. Древние зрили его Колесом на Оси, Боге и парой Вечности, Огня, и бренья, его тени, в сцепке колец сих Луною как осью в восьмерку ∞. Разъяв их и Вечность поправ как пустяк, гонцы Зла, нас губя, сняли тем Луну с неба — и, скрепы лишась, Мир распался в очах, став той прорвой, что зрим мы сейчас.
Catalog: Философия 
2 days ago · From Олег Ермаков
Во время ковида популярность онлнай игр только возросла. По статистике Ассоциации производителей интернет-игр, в 2020-м году нагрузка на сервера возросла на 170% в сравнении с аналогичным периодом в 2019-м году.
Catalog: Разное 
2 days ago · From Россия Онлайн
Жизнь во время ковида. "Лев" рекомендует "Суши-бар" (обзор слота)
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Атмосферы планет определяются величинами «постоянных», коэффициентов, Больцмана и Планка и все физические процессы, происходящие на этих планетах или вблизи них, должны протекать при разных значениях физических констант но, очевидно, по одним и тем же физическим законам
Catalog: Физика 
2 days ago · From джан солонар
Потенциалы взаимодействия всех масс Вселенной, образуют энергетическую структуру Вселенной во всей сфере Вселенной однородным физическим потенциалом взаимодействия всех масс Вселенной Ф_UV. Каждая единичная масса создаёт потенциал взаимодействия.
Catalog: Физика 
3 days ago · From Владимир Груздов
В санаториях Крыма накоплен более чем 20-летний позитивный опыт оказания комплексной медико-психологической помощи с применением инновационных методов и технологий российской научной школы координационной психофизиологии и психологии развития (РНШ КППР) И.М.Мирошник, который может оказаться полезным для повышения эффективности здоровьесбережения населения РФ в изменившихся условиях жизнедеятельности человека, связанных с рядом биологических (природных), социальных и духовных факторов, в том числе, с последствиями пандемии COVID-19. Координационная парадигма развития И.М.Мирошник определяет кардинальное изменение вектора эволюции Человека будущего: от трансгуманизма (выхода «постчеловека» за пределы видовой и культурной идентичности) – к гомопоэзису (человекотворению, от лат. Homo - человек и poiesis - творение), то есть творческому самосозиданию, гармоничному развитию и преображению человека в персоналистической культуре комплементарности.

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 
Наталья Свиридова·jpg·25.22 Kb·198 days ago

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Привилегии карачаевской знати в первой половине XIX в.
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2020, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones