Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Libmonster ID: RU-16416
Author(s) of the publication: М. Мещанинов

На протяжении многих десятилетий Монголия остается для России важным торговым партнером в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Давние традиции добрососедских отношений, экономических связей содействуют дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества.

Особое место Монголия занимает во внешнеторговой деятельности приграничных регионов России, таких как Республика Бурятия, Республика Тыва (ранее - Тува), Республика Алтай, Алтайский край, Иркутская, Кемеровская, Читинская области и другие российские территории (протяженность российско-монгольской границы составляет 3543 км). Так, Читинская область (Забайкалье) имеет довольно протяженный участок границы с Монголией и поддерживает связи с тремя соседними аймаками - Селенгинским, Хэнтэйским и Восточным. Общая граница связывает Баян- Ульгийский, Кобдоский и Убсанурский аймаки с Бурятией, Иркутской областью, Алтайским краем, Республикой Алтай, Республикой Тыва. Монголия является традиционным поставщиком разного рода сырья для предприятий соседних российских территорий. Вместе с тем она налаживает и развивает связи с другими регионами России.

До 1990 г. торгово-экономическое сотрудничество между СССР и Монголией осуществлялось в централизованном порядке - на общегосударственном уровне, когда взаимные поставки товаров регулировались пятилетними планами, а в их рамках - годовыми планами. Но оно постоянно дополнялось торгово- экономическими связями на межрегиональном и приграничном уровнях. Оборот регионального сотрудничества был частью общего советско- монгольского товарооборота. Наиболее яркими примерами приграничной торговли можно назвать поставки Гусиноозерской гидроэлектростанцией электроэнергии в Монголию и монгольские поставки мяса на Иркутский мясокомбинат. В 1980-х гг. приграничное сотрудничество двух стран набирало заметные темпы, закладывая, таким образом, основы для дальнейшего укрепления советско-монгольских отношений. Так, Читинская область, с советской стороны, и Восточный и Хэнтэйский аймаки Монголии, с другой, установили между собой непосредственные и весьма разнообразные контакты: прямые связи с родственными коллективами двух соседних аймаков Монголии поддерживали более сорока промышленных предприятий и учебных заведений. Наиболее успешным было сотрудничество между животноводами. К примеру, несколько тысяч голов тонкорунных овец, переданных Читинской областью Восточному аймаку, позволили начать там весьма перспективное разведение этой породы. При помощи Читинской области в окрестностях монгольского города Чойбалсана было создано крупное откормочное хозяйство на полторы тысячи голов скота. Кроме того, в монгольских аймаках стали довольно широко использоваться методы


Мещанинов Максим Борисович, аспирант Института востоковедения РАН.

(c) 2003

стр. 56


читинских земледельцев по улучшению кормовой базы животноводства, в частности, технология выращивания многолетних трав - рапса и люцерны 1 .

Развитие земледелия в Монголии вызвало к жизни сотрудничество монгольских приграничных полеводческих госхозов Селенгинского аймака МНР и колхозов Бурятской АССР. Пионерами в этой области стали колхоз "Мир" Джидинского района Бурятии и госхоз "Зэлтэр" Селенгинского аймака, расположенные в непосредственной близости от границы.

При помощи СССР в приграничных аймаках МНР сооружались промышленные предприятия, жилые поселки, устанавливались средства связи, в том числе, телевизионные антенны и т.д.

После окончания "холодной войны" и распада Советского Союза условия торгово-экономического сотрудничества между Россией и Монголией изменились.

Во-первых, в начале 1990-х гг. и в России, и в Монголии произошли события, направившие развитие этих государств по пути создания современной демократической политической системы и рыночной экономики. "Российско- монгольские отношения в то время определялись не только общностью целей, но и состоянием российской и монгольской экономик, все еще не вышедших на прямую стабильного экономического роста. Поэтому экономический кризис в России временно привел к фактическому прекращению с ее стороны материально-финансовой и других видов помощи развивающимся странам, в том числе и Монголии, во многом предопределив резкое ухудшение внутриполитической обстановки в тогдашней МНР" 2 . В результате, в самом начале переходного периода Монголия, если и не выпала из системы внешнеполитических приоритетов РФ, то столкнулась с резким падением объемов экономического взаимодействия и разрывом многолетних интеграционных связей между двумя странами в целом, регионами и областями, в том числе.

Во-вторых, поспешный перевод внешнеторговых сделок на расчеты в твердой валюте, острый недостаток которой испытывали обе стороны, пагубно сказался на выполнении взаимных обязательств и привел к резкому падению товарооборота и сужению других форм экономического сотрудничества. Так, в конце 1980-х - начале 1990-х гг. поставки мяса в Россию были прекращены и возобновились только в 1994 г. 3 .

В-третьих, ухудшение экономического положения приграничных российских и монгольских регионов породило бартерную торговлю, что не дает возможности произвести точную стоимостную оценку взаимного товарооборота, особенно до 1995 г. В общем Россия утратила прежние позиции на монгольском рынке, подобно тому, как это произошло на рынках других бывших социалистических государств.

В-четвертых, возобновление торгово-экономического сотрудничества происходило в обстановке острой конкуренции со стороны появившихся у Монголии новых серьезных торгово-экономических партнеров в лице Китая, Японии, США, Республики Корея, стран-членов Европейского Союза. Приграничное сотрудничество также перестало быть монополией России, так как восстановление монгольско-китайских отношений, последовавшее за выводом советских войск с территории МНР, стимулировало не только активную приграничную торговлю Монголии с Китаем, но и быстрое завоевание китайским бизнесом монгольского рынка в целом. В этом случае России, еще только начавшей переходить на рыночные принципы хозяйствования, пришлось столкнуться с достаточно мощным конкурентом, значительно опередившим ее на этом пути. В целом двусторонняя торговля России и Монголии как основная форма их сотрудничества в течение последнего десятилетия развивалась нестабильно, а объемы ее оставались на низком уровне. Желанная тенденция к устойчивому росту устанавливается медленными темпами. В 2001 г. в структуре монгольского экспорта на долю России приходилось 10,3%, тогда как на Китай - 55,1%. В монгольском импорте удельный вес России составлял менее

стр. 57


40% 4 . Товарооборот за 2000 г. равнялся 1241,4 тыс. долл. США, а российский экспорт в Монголию - 1182,8 тыс. долл. США 5 По другим данным, на начало 2002 г. доля России составляла менее четверти торгового оборота Монголии, в том числе немногим более 20% импорта и всего 8% экспорта 6 . Но, так или иначе, несмотря на некоторые расхождения в статистических данных, вероятно, следует согласиться с тем, что в целом уровень внешнеэкономических связей между РФ и Монголией к началу 2000-х гг. фактически соответствовал уровню и темпам развития их национальных экономик, отражающих специфику переходного периода на данном этапе 7 .

Обоюдная заинтересованность в возобновлении и развитии двусторонних отношений России и Монголии проявилась как на общегосударственном, так и на региональном уровнях. Первым шагом в этом направлении стал официальный визит в Москву первого президента Монголии П. Очирбата в январе 1993 г., в ходе которого монгольским президентом и президентом РФ Б. Ельциным 20 января был подписан Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Монголией. В статье 8-й этого Договора было записано, что стороны будут проводить в отношении друг друга открытую экономическую политику и развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество. В этих целях они обязуются взаимно предоставлять для участвующих в коммерческой, промышленной и финансовой деятельности государственных и негосударственных предприятий, индивидуальных лиц и других субъектов режим наибольшего благоприятствования. Стороны будут поощрять инвестиционное сотрудничество, в том числе с участием партнеров из третьих стран 8 . При этом особой строкой выделено положение о том, что "Стороны всемерно будут содействовать развитию приграничной торговли и сотрудничества (подчеркнуто автором)" 9 . Таким образом,. Договор от 20 января 1993 г. создал правовую основу для всех форм торгово- экономического сотрудничества России и Монголии, активизировал налаживание торговли между регионами двух стран. В ходе рабочих визитов глав российских регионов - Бурятии, Алтайского края, Тывы, Иркутской, Читинской, а также Свердловской областей с монгольской стороной были подписаны протоколы и соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Большую роль в приграничном сотрудничестве играет транспортная инфраструктура. Прямые связи были установлены между Улан-Баторской и Восточно-Сибирской железными дорогами.

Таким образом, началось формирование новой правовой среды для приграничного сотрудничества; оживилась работа Российско-монгольской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно- техническому сотрудничеству (МПК). В ее рамках стала активнее действовать подкомиссия по региональному и приграничному сотрудничеству, в задачи которой входит координация внешнеэкономической деятельности прилегающих к границе с Монголией российских регионов. На первом заседании подкомиссии, состоявшемся в Улан-Удэ 9 - 10 мая 1997 г., была принята Программа регионального и приграничного сотрудничества между Россией и Монголией, которая затем была обсуждена администрациями заинтересованных субъектов РФ. На заседании подкомиссии были одобрены прямые связи между субъектами РФ и аймаками Монголии, подписанные ими двусторонние протоколы о сотрудничестве и обмене рабочими визитами. Отношения между приграничными регионами России и Монголии регулируются Протоколом первого заседания подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству МПК от 10 мая 1997 г. и Перечнем проектов регионального и приграничного сотрудничества между Россией и Монголией. В декабре 1998 г. в г. Барнауле состоялось заседание Координационного совета по внешним связям ассоциации "Сибирское соглашение", которое рассмотрело состояние торгово-экономического сотрудничества сибирских регионов с Монголией. Необходимо также отметить, что и Россия, и Монголия предприняли необходимые меры, в результате которых

стр. 58


было создано более двух десятков пограничных пропускных пунктов, в том числе действующих круглогодично. Это позволяет регулировать трансграничные торговые потоки, упорядочить и ускорить передвижение грузового и другого автомобильного транспорта.

Правовая среда, в которой развивается региональное сотрудничество двух стран, продолжает пополняться новыми законами. К примеру, в 2002 г. Великий государственный хурал Монголии (парламент) принял закон о создании на северной границе Монголии свободной экономической зоны Алтанбулак 10 .

Согласованная политика в области торгово-экономических отношений России и Монголии в целом и в области приграничного сотрудничества, в частности, отражена в Уланбаторской декларации 2000 г., подписанной президентом РФ В. Путиным и президентом Монголии Н. Багабанди во время визита российского президента в Монголию. В пункте третьем данного документа было сказано, что стороны приветствуют развитие региональных и приграничных контактов и приложат усилия для совершенствования правовых основ дальнейшего их расширения и углубления. Монгольская сторона заинтересована также в активном взаимодействии с региональными структурами Российской Федерации, в том числе с ассоциацией "Сибирское соглашение".

После этого приграничное сотрудничество двух стран получило новый импульс. В ноябре 2001 г. в Иркутске состоялась встреча сибирских губернаторов и президентов республик РФ, граничащих с Монголией, с представителями монгольских правительственных и деловых кругов. На повестке дня стоял вопрос о расширении торгово-экономического сотрудничества России и Монголии и участии в нем регионов двух государств. По итогам встречи был подписан меморандум. Особое внимание интенсификации регионального, в том числе приграничного сотрудничества, было уделено на девятом заседании МПК, которое состоялось в Москве 17 - 21 декабря 2001 г. На нем были рассмотрены выполнение решений 8-го заседания МПК, региональное и приграничное сотрудничество, ход работы над либерализацией двусторонней торговли, сотрудничество в области сельского хозяйства, геологии, инфраструктуры, науки и образования. Были выработаны соответствующие решения о взаимодействии совместных предприятий, о сотрудничестве в 2002 г., уделено внимание урегулированию вопроса, связанного с российской недвижимостью в Монголии. В числе приоритетных рассматривались перспективы совместного участия в международном геологическом проекте по оценке залегания руд в Центральной Азии, проведение картографической съемки, геоэкология. Особо указывалось на необходимость развития сотрудничества в области геологии на региональном уровне. Первые результаты претворения на практике решений 9-го заседания МПК уже достигнуты. Во время форума инвесторов (сентябрь 2002 г., г. Улан-Батор) представители иркутского бизнеса выдвинули предложение о создании туристического центра в окрестностях монгольского озера Хубсугул. А 30 сентября того же года министр промышленности и торговли Монголии Ч. Ганзориг и председатель правительства Республики Алтай РФ М. Лапшин подписали Протокол о совместном освоении на территории Монголии Асгатского месторождения серебра (разведанные ресурсы месторождения оцениваются в 12 тыс. тонн серебра) 11 . У Республики Алтай особый интерес к Асгату, поселку, с которым связан общей судьбой поселок Акташ в Горном Алтае. Освоение Асгатского месторождения даст возможность наладить переработку серебряного концентрата на бездействующем металлургическом заводе Акташа.

В настоящее время Монголия является поставщиком для предприятий, ориентированных на монгольское сырье, а также представляет собой рынок сбыта товаров упомянутых выше российских регионов. В 2000 г. более половины торгового оборота с Монголией приходилось именно на приграничные регионы (более 70%) 12 , и эта доля продолжает увеличиваться.

стр. 59


В приграничном сотрудничестве задействованы такие отрасли как сельское хозяйство (переработка мяса, зерно и удобрения, ветеринария), транспорт, энергетика, добыча и разведка полезных ископаемых, машиностроение и производство товаров широкого потребления. Наиболее активно Монголия сотрудничает с Бурятией, Алтайским краем и Иркутской областью. В Монголии открыты представительства этих регионов.. По данным представителя Иркутской области в Монголии (представительство области открылось в Улан- Баторе в марте 2001 г.), от 38 до 40 процентов российского экспорта в Монголию приходится на этот российский регион 13 . Еще в годы второй мировой войны крупнейший в Азии Иркутский мясоперерабатывающий комбинат принимал монгольский скот и направлял изготовленную из него продукцию на фронт. В настоящее время Иркутский мясокомбинат поддерживает деловые отношения со многими монгольскими партнерами, включая "Мах импэкс", "Разноимпэкс", "Буян". В 1996 г. Иркутская торгово- промышленная палата заключила договор о сотрудничестве с Монгольской торгово-промышленной палатой. На ежегодной ярмарке в Иркутске по старой традиции принимают участие и монгольские бизнесмены. Иркутская область приобретает в соседней Монголии мясо, шерсть, кожи и реализует нефтепродукты, электроэнергию, оборудование для горнодобывающей промышленности. В 1997 г. взаимный торговый оборот составил 47 млн. долл., а за первые восемь месяцев 1998 г. - 29,6 млн. долл. 14 Последнее время возник обоюдный интерес к развитию туризма, к сотрудничеству в области химической промышленности и производства некоторых видов продовольствия.

Так, на основе подписанного в сентябре 1997 г. Соглашения о торгово- экономическом сотрудничестве между Министерством сельского хозяйства и промышленности Монголии и администрацией Алтайского края существенно вырос экспорт в Монголию муки, алкогольных напитков, табачных изделий, взрывчатых веществ. В свою очередь из Монголии возобновились поставки мяса и сырьевых материалов. В 1999 г. в г. Улан-Баторе организовано монголо- российское совместное предприятие для торговли продукцией края, в г. Кобдо (Кобдоский аймак) - совместное предприятие по заготовке и переработке мяса. По контрактам в Монголию поставляются рубероид, семена, дизельные генераторы. Кроме того, контракты на экспорт в Монголию комбикормов и сена заключены между компаниями Алтайского края и Баин-Ульгийским аймаком. Перспективным считается и такое направление сотрудничества как поставки Алтайским краем горюче-смазочных материалов и запасных частей для тепловой дизельной электростанции в г. Ульгий. С Алтайским краем Монголия ведет переговоры о создании свободной экономической зоны.

В апреле 1993 г. в г. Горно-Алтайске (административный центр Республики Алтай) был подписан Протокол о намерениях по развитию прямых связей между Монголией и Республикой Алтай, которая вместе с Алтайским краем является с российской стороны участником промышленной разработки угольных месторождений в Дзабханском аймаке Монголии.

Большую роль в сотрудничестве приграничных регионов России и Монголии играет Республика Бурятия. Развитие Республикой Бурятия внешнеэкономических связей с Монголией получило поддержку на федеральном уровне. Только за 2001 г. объем двусторонней торговли двух регионов увеличился на 35% по сравнению с 2000 г. и достиг почти 26 млн. долл. США, что составило 14% всего товарооборота внешней торговли Бурятии. Доля последней в торговле России с Монголией составит более 11% в том числе в импорте - более 30%. Экспорт республики в Монголию имеет для последней стратегическое значение. Это - электроэнергия, продукция машиностроительного комплекса и продукты питания. В 2001 г. Бурятия экспортировала в соседнюю страну более полутора тыс. тонн макаронных и кондитерских изделий и более 3 тыс. тонн муки, а в 2002 г. ожидалась поставка в Монголию 2 тыс. тонн семян рай-

стр. 60


онированных и качественных зерновых 15 . Монголия поставила Бурятии в 2001г. около 16 тыс. тонн мяса. По предварительным расчетам, в ближайшее время Монголия сможет ежегодно экспортировать 40 тыс. тонн мяса. Правительство Бурятии считает торгово-экономическое сотрудничество с Монголией приоритетным и перспективным 16 . Республика Бурятия и Монголия сейчас заинтересованы в создании свободной таможенной зоны, которая могла бы привлечь отечественных и иностранных инвесторов к развитию производительных сил Бурятии и северных аймаков Монголии и в известной степени внести вклад в решение проблемы, тормозящей рост монгольско-российской торговли, - смягчения российского таможенного режима.

Укрепляются взаимоотношения между Монголией и Республикой Тыва. Это закономерно, так как протяженность их границы составляет 1 тыс. км - едва ли не четверть всей российско-монгольской границы. В приграничных районах Тывы говорят по-монгольски, а до Второй мировой войны в Туве было посольство МНР. Его отозвали, после того как Тува вошла в состав СССР. Сейчас со стороны Монголии широкие связи с Тывой поддерживает Убсанурский аймак 17 . О росте значимости связей сторон свидетельствует открытие 12 октября 2001 г. генерального консульства Монголии в административном центре республики - г. Кызыле (новое консульство одновременно обслуживает Республику Алтай, Алтайский край и Республику Хакасия). Торговый оборот Тывы и Монголии в 2001 г. составил 5 млн. долл. США 18 . Обе стороны неизменно подчеркивают, что у них имеются общие интересы в области экономики и экологии. К ним относятся, например, установление режима судоходства и защита уникальной природной среды в бассейне приграничного с Тывой монгольского озера Убса-Нур (по размерам оно больше Рыбинского водохранилища и немногим меньше Онежского озера). Есть данные о том, что правительство Республики Тыва приглашает монгольских специалистов для изучения опыта строительства микрогэс в поселке Кызыл-Хая.

Налаживается сотрудничество Монголии с Читинской областью В частности, сторонами изучается вопрос о возможности экспорта угля в Читинскую область и регионы Дальнего Востока из каменноугольного разреза Адуунчулуун, расположенного на территории Восточного аймака Монголии.

Кемеровская область также проявляет значительный интерес к сотрудничеству с Монголией в области торговли и экономики. Действует Соглашение о сотрудничестве между Баян-Ульгийским аймаком Монголии и Кемеровской областью. Дальнейшие перспективы выявились в ходе проведения в январе 1999 г. в г. Кемерово заседания ассоциации "Сибирское соглашение", а также во время вскоре последовавшего за ним визита в Улан-Батор по приглашению правительства Монголии кемеровского губернатора А. Тулеева. Сторонами было определено, что эффективными направлениями сотрудничества могут стать совместное предпринимательство в области переработки мяса, выделки шкур, первичной переработки шерсти, производства одежды и обуви. Была также высказана заинтересованность сторон в совместном освоении месторождений угля, вольфрама, драгоценных металлов, в реализации проектов дорожного строительства между Сибирью и Западными аймаками Монголии. В целях расширения приграничной торговли стороны договорились об открытии торговых домов, создании сети магазинов розничной торговли в Западных аймаках Монголии. Монгольская сторона одобрила предложение об открытии в Улан-Баторе представительства Кемеровской области, глава которого, будучи наделенным большими властными полномочиями (в ранге вице-губернатора области), станет непосредственно участвовать в организации партнерских отношений между Кузбассом и Монголией 19 .

Дальнейшее расширение межрегионального сотрудничества РФ и Монголии связано с увеличением числа российских регионов, проявляющих интерес к участию в этом процессе. К ним относится, например, Новосибир-

стр. 61


ская область. В г. Новосибирске, который представляет собой не только административный центр Сибирского федерального округа, но и один из крупнейших промышленных, научных и образовательных центров России, открыт Монгольский центр культуры и сотрудничества. Среди других регионов можно назвать Красноярский край. В марте 1998 г. представители администрации г. Красноярска посетили Монголию, заложив основы для организации двустороннего сотрудничества. К настоящему времени представители Красноярска провели переговоры с руководством министерства внешних сношений Монголии, министерства сельского хозяйства, министерства развития инфраструктуры. Конкретные предложения сибирских предпринимателей были переданы в Торгово-промышленную палату Монголии для изучения.

Россия и Монголия прилагают значительные усилия для дальнейшего упорядочения и расширения взаимной приграничной торговли. В Монголии действуют утвержденные Великим государственным хуралом Концепция внешней политики, Концепция национальной безопасности, Концепция зонального развития и ряд других документов, имеющих непосредственное значение для развития приграничных монгольских аймаков. В Концепции зонального развития ставится задача детального изучения и учета особенностей потребности каждого аймака, налаживания инфраструктуры, необходимой для развития производства, запасов сырья и рабочей силы, активизации сотрудничества с российской стороной в области ветеринарной науки, продолжения работы по созданию благоприятных условий для экспорта в Россию живого скота и мяса промышленного забоя. В 1997 г. президентом Монголии Н. Багабанди была выдвинута Концепция развития трех Западных аймаков, удаленных от основных развитых регионов и примыкающих к монгольско-российской границе. Концепция предусматривает разумное распределение перспективных отраслей по аймакам с целью обеспечения ускорения развития западного региона Монголии. Обращается внимание на возможности интенсивного развития в Кобдоском аймаке земледельческой отрасли, предприятий по производству цемента, строительных материалов, в Баян-Ульгийском аймаке - предприятий по переработке мяса, шерсти, кожи, освоению месторождений золота, серебра, вольфрама, в Убсанурском аймаке - предприятий по выпуску строительных и химических материалов, переработке фруктов и ягод. В Концепции развития трех Западных аймаков особое внимание уделяется ускоренному развитию инфраструктуры западного региона. Очевидно, что такая политика способна сыграть большую роль в обеспечении стабильности экономического и политического развития Монголии, поскольку способствует взаимодействию ее предприятий и отраслей с хозяйственными единицами на российской территории. В условиях, когда цены на медный концентрат и кашемир (основные статьи монгольского экспорта на мировой рынок), в настоящее время имеют тенденцию к падению, поставки в Россию животноводческого сырья на постоянной контрактной и долгосрочной основе могут стать определенной гарантией экономической безопасности Монголии.

Общим результатом обоюдных усилий России и Монголии в развитии сотрудничества стало подписание 14 ноября 2000 г. Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о принципах сотрудничества между местными администрациями Монголии и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В развитие этого соглашения был подписан Меморандум о сотрудничестве между Советом Сибирского федерального округа, ассоциацией "Сибирское соглашение" и монгольской частью Российско-монгольской межправительственной комиссии.

Однако развитию взаимовыгодных связей между регионами и предприятиями препятствуют многие еще не решенные проблемы. Они обсуждались в процессе переговоров в Улан-Баторе между представителем президента РФ в Сибирском федеральном округе Л. Драчевским и президентом Монголии Н.

стр. 62


Багабанди, в том числе вопрос о снижении транспортных тарифов, таможенных пошлин, о льготах для приграничного сотрудничества.

Кроме того, представители администраций российских регионов в качестве одной из причин, тормозящих приграничное сотрудничество, часто называют неплатежеспособность и ненадежность расчетов во взаимной торговле и по объектам экономического сотрудничества. Вместе с тем, существуют недостатки и в организации сотрудничества. Посол Монголии в РФ Санжаа Баяр приводит убедительные доводы, подкрепляя их конкретными примерами: "В Монголии чуть ли не переизбыток скота, - говорит он, - огромные стада которого уже не уменьшаются на наших пастбищах. Мясо не только дешевое, но и экологически чистое, без всякой химии. А в соседних сибирских областях, не говоря уже об остальной России, не каждый может себе позволить иметь мясо к столу, потому что оно здесь дорогое. Или другой пример. В Иркутской области самая дешевая в мире электроэнергия, ее иногда некуда девать. А в Монголии энергетическая проблема - одна из самых острых. Мы считаем, что надо устранить все препоны, все бюрократические и прочие рогатки, мешающие нашим взаимовыгодным отношениям" 20 . Добавим, что такую точку зрения разделяют и представители российских регионов. Так, администрация г. Бийска, где в расчете на поставки монгольского скота был сооружен крупный мясоперерабатывающий комбинат, считает, что импорт монгольского мяса тормозится тем, что он квотируется и лицензируется в Москве, что послужило одной из причин снижения объема торговли РФ и Монголии 21 .

По нашему мнению, неблагополучное положение дел складывается во многом из-за того, что реализация формально предоставленных регионам РФ широких прав в области их экономической политики на практике часто тормозится из-за несогласованных действий центральной и местных властей. Видимо, эта и другие проблемы приграничного сотрудничества еще ожидают решения на правительственном уровне. Сейчас Россия отводит Монголии важную роль в своей внешней политике на азиатском континенте. Успех этих отношений во многом будет зависеть от внутрироссийских отношений (регионы - центр - регионы) и собственной политики местных властей, как в России, так и в Монголии.

Уже имеющийся опыт приграничного сотрудничества Монголии и РФ дает основания для некоторых предварительных выводов.

1. Внешняя торговля двух государств на сегодняшний день является основной формой их сотрудничества в экономической области, приграничные связи являются главным торговым каналом для всей Монголии в целом.

2. Приграничные связи России и Монголии представляют собой сотрудничество двух государств, которые находятся в переходном периоде и испытывают во многом схожие проблемы - недостаток валюты, слабое развитие инфраструктуры и сферы услуг, неустойчивость внутренних рынков и т. д. Этим определяются организационные неполадки в налаживании более эффективных торгово-экономических связей приграничных территорий двух стран. В данном отношении у обеих сторон имеются значительные резервы для их улучшения.

3. Приграничное сотрудничество РФ и Монголии наталкивается на серьезную конкуренцию со стороны Китая, который также стремится укрепить свои позиции на внутреннем рынке Монголии через приграничные связи.

4. Перспективы сотрудничества российских приграничных регионов с Монголией в целом и с соседними монгольскими аймаками, в частности, зависят от следующих обстоятельств:

- от успехов в развитии экономики и решении задач переходного периода, стабилизации и эффективности экономического роста;

- от политической воли российского и монгольского народов и их руководства;

стр. 63


- от решения вполне конкретных проблем, препятствующих расширению двустороннего торгово-экономического сотрудничества (задолженность Монголии перед Россией, железнодорожные тарифы на перевозки монгольских грузов по российской территории, установление более тесных связей между отраслями промышленного и сельскохозяйственного производства).

5. Планируя дальнейшее развитие приграничного и регионального сотрудничества (первое выступает как органичная часть второго), Монголия, на наш взгляд, могла бы использовать некоторые свои существенные преимущества с немалой выгодой для себя. Результаты последних геологических исследований свидетельствуют о наличии на монгольской территории крупных залежей полезных ископаемых: флюорита, золота, меди, молибдена и др. Причем, одно из недавно открытых месторождений медно- молибденовых руд в Монголии по своим запасам превосходит знаменитое месторождение, эксплуатируемое ГОК "Эрдэнэт", входящее в первую десятку объектов такого рода в Азии. В то же время многие регионы Сибири, получив в начале 1990-х гг. свою долю суверенитета и пытаясь ее использовать, столкнулись с пассивностью иностранных инвесторов. Дело в том, что среди неосвоенных месторождений этих регионов богатых месторождений не так уж немного, а те, которые разрабатываются, имеют аналоги в других странах с более благоприятными природно-климатическими условиями 22 . Следовательно, сибирские регионы могли бы принимать участие в разработке более крупных месторождений на территории Монголии с участием третьих стран.

1 Новости Монголии. Улан-Батор. 1984. 28 сентября.

2 Яскина Г. С. Монголия и внешний мир. М. Институт востоковедения РАН. 2002. С. 139.

3 Азия и Россия. Экономические связи в 2000 году // Ежегодный статистический справочник. М.: Бизнес-пресс. 2001.

4 Интервью заместителя министра промышленности и торговли Монголии О. Эрдэнэ // Зууны мэдээ. 2002. 28 ноября.

5 Интервью посла Монголии в Российской Федерации Санжаа Баяра корреспонденту "Красной Звезды" Ярославу Ястребову // Пульс планеты 2002. 15 марта.

6 Яскина Г. С. Монголия и внешний мир. С. 139.

7 Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Монголией // Дипломатический вестник, 2000, N 3.

8 Там же.

9 Монголия сегодня. Еженедельная независимая газета. Улан-Батор. 2002. 3 августа.

10 Агентство BnC\WPS, Бюллетень N 20(1370). 2002. 29 мая.

11 По данным Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

12 Новости Монголии. Улан-Батор. 2002. 29 июля.

13 Засгийн газрын мэдээ. 1998. 31 октября.

14 По материалам "АМИ-Центр".

15 Интернет: http:// www.buryatia\ gov\isp-vlass\press.

16 РИА "НОВОСТИ". 2001. 11 февраля.

17 Одрийн сонин. 2002. 28 сентября.

18 По материалам Медиахолдинга "Пионер". Все СМИ Иркутской области ОИЦ "Сибирь".

19 Азия и Россия. Экономические связи в 2000 году // Ежегодный статистический справочник.

20 Интервью посла Монголии в Российской Федерации Санжаа Баяра корреспонденту "Красной Звезды" Ярославу Ястребову // Пульс планеты 2002. 15 марта.

21 Интернет: http://www.amic.ru\data\2000\09\27\news\2913/shtml.

22 ЭКО. 1998. N 9. С. 98 - 100.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Проблемы-приграничного-сотрудничества-между-Россией-и-Монголией

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Россия ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

М. Мещанинов, Проблемы приграничного сотрудничества между Россией и Монголией // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 23.01.2021. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Проблемы-приграничного-сотрудничества-между-Россией-и-Монголией (date of access: 09.03.2021).

Publication author(s) - М. Мещанинов:

М. Мещанинов → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Россия Онлайн
Москва, Russia
89 views rating
23.01.2021 (45 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Можно предположить гипотезу, что нуклоны обладающие массой в системе СИ в кг, обладают способностью создавать потенциалы взаимодействия собственной массой. Нуклоны имеют фиксированную однородную субстанцию массы в свободном состоянии и создают потенциал взаимодействия. Так же, как электрон своей массой создаёт электрический потенциал взаимодействия. Природа наделила Вселенную двумя типами зарядов – отрицательный и положительный. Роль электрона и позитрона преобразовывать некоторые процессы взаимодействия в структуры, которые расширяют Вселенную.
Catalog: Физика 
ОФИЦЕРСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА В ГОДЫ РУССКО-ЯПОНСКОЙ И ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙН
Catalog: Экономика 
3 days ago · From Россия Онлайн
АГРАРНЫЙ КРИЗИС В РОССИЙСКОЙ ДЕРЕВНЕ НАЧАЛА XX ВЕКА
Catalog: Экономика 
3 days ago · From Россия Онлайн
ПРИЧИНЫ ЗАКРЕПОЩЕНИЯ КРЕСТЬЯН В РОССИИ В КОНЦЕ XVI в.
Catalog: История 
4 days ago · From Россия Онлайн
Могучая Америка, доставившая человека на Луну, вправе гордиться своим великим сыном Джоном Кеннеди, ставшим для Америки тем, чем был бог Аполлон для Эллады. Небо послало нам яркие знаки, подтверждающие это.
Catalog: Философия 
5 days ago · From Олег Ермаков
ЗОЛОТО В ПОЛИТИКЕ РОССИИ (1917-1921 годы)
Catalog: Экономика 
5 days ago · From Россия Онлайн
КАК СТАЛИН КРИТИКОВАЛ И РЕДАКТИРОВАЛ КОНСПЕКТЫ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ПО ИСТОРИИ (1934-1936 годы)
5 days ago · From Россия Онлайн
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЧЕЛНОКОВ
Catalog: История 
5 days ago · From Россия Онлайн
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА
5 days ago · From Россия Онлайн
РОССИЯ: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ВОЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В СЕРЕДИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА. Очерки
5 days ago · From Россия Онлайн


Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Проблемы приграничного сотрудничества между Россией и Монголией
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones