Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-7885

Share with friends in SM

Ленину было всего 24 года, когда он написал свое первое крупное произведение "Что такое "друзья народа". Но уже в этой книге виден гений Ленина.

Работа Ленина произвела огромное впечатление своим глубоким анализом теоретических основ марксизма и их блестящей защитой в борьбе против народников. Мартов, прочитав "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?" писал: "Брошюра обнаруживала и литературное дарование и крепкую политическую мысль человека, сотканного из материала, из которого создаются партийные вожди".

Написанная в 1894 году и изданная нелегально, эта работа. Ленина явилась окончательным ударом по народничеству, решившим его судьбу, добившим его.

Но значение этого гениального труда не только в том, что он завершил окончательный идейный разгром народничества: его великое значение в том, что в нем уже 40 лет тому назад "Ленин правильно указал путь борьбы рабочего класса, определил его роль, как передовой революционной силы общества, определил роль крестьянства, как союзника рабочего класса"1 .

В тот период, когда Ленин писал эту книгу, капитализм в России пустил уже глубокие корни как в городе, так и в деревне. Шло расслоение, распадение крестьянства, выделявшего, с одной стороны, кулацкую верхушку, деревенскую буржуазию, с другой стороны, - бедноту, деревенских пролетариев и полупролетариев. Был уже налицо современный промышленный пролетариат, "в корне отличавшийся от рабочих фабрик крепостного периода и рабочих мелкой, кустарной и всякой иной промышленности, как своей сплоченностью на больших капиталистических предприятиях, так и своими боевыми революционными качествами"2 .

Исключительно тяжелое положение пролетариата в России, особо зверская эксплоатация, которой он подвергался, и его совершенно бесправное политическое положение поднимали его на борьбу против капиталистов и царского самодержавия. К началу 90-х годов в истории российского рабочего движения уже насчитывалось большое количество стачек. За одно только пятилетие, с 1881 до 1885 года, было более 48 стачек с 80 тысячами бастовавших рабочих. Морозовская стачка в 1885 году и стачки в Иваново-Вознесенске в том же году были первыми крупными проявлениями организованной борьбы. На почве роста рабочего движения и под влиянием западноевропейского рабочего движения начали создаваться первые марксистские организации. Возникла группа "Освобождение труда", основанная Плехановым в 1883 году; создавались марксистские кружки. Но ни группа "Освобождение труда", ни марксистские кружки того времени не были еще связаны практически с рабочим движением. Как сказано в Истории ВКП(б), "это был еще период возникновения и упрочения в России теории марксизма, идей марксизма, программных положений социал-демократии. Социал-демократия за десятилетие 1884 - 1894 годов существовала еще в виде отдельных небольших групп и кружков, не связанных или очень мало связанных с массовым рабочим движением. Подобно еще неродившемуся, но уже развивающемуся в утробе матери младенцу, социал-демократия переживала, как писал Ленин, "процесс утробного развития"3 .

Группа "Освобождение труда" "лишь теоретически основала социал-демократию и сделала первый шаг навстречу рабочему движению", - указывал Ленин.

Но, с одной стороны, рост численности рабочего класса в России, рост рабочего движения, особенно усилившегося в связи с промышленным под'емом 90-х годов, вызванным главным образом усиленным железнодорожным строительством; с другой стороны, успехи распространения марксизма в России, которые были достигнуты в результате деятельности группы "Освобождение труда", в первую голову Плеханова, нанесшего народничеству решающий удар, - все это сделало вполне назревшей задачу соединения марксизма с рабочим движением в России. Решение этой задачи в России выпало на долго Ленина, Созданный Лениным, петербургский "Союз борьбы за освобождение рабочего класса" явился зачатком революционной марксистской рабочей партии и


1 "История ВКП(б)", стр. 21.

2 Там же, стр. 7.

3 Там же, стр. 17.

стр. 34

начал осуществлять соединение социализма с рабочим движением.

Петербургский "Союз борьбы за освобождение рабочего класса" был создан в 1895 году, т. е. спустя год после появления книги Ленина "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?". Эта книга родилась, таким образом, в период начавшегося по инициативе Ленина и восторжествовавшего под его гениальным водительством соединения революционной теории марксизма с практической борьбой рабочего класса России.

Таково первое обстоятельство, вызвавшее появление книги Ленина и определившее ее историческое значение.

Другое, вытекавшее из первого обстоятельство, вызвавшее появление этой книги, заключалось в необходимости добить народническую идеологию, до конца идейно разгромить ее и обеспечить дальнейшее распространение марксизма и возможность создания социал-демократической партии.

Плеханов уже в 80-х годах нанес решающий удар народнической системе взглядов. Но с народничеством - этим злейшим врагом марксизма - не было еще полностью покончено. И в начале 90-х годов народнические взгляды имели еще хождение и все еще встречали сочувствие среди некоторой части революционной молодежи. Народнические писатели вроде Михайловского, Южакова, Кривенко, видя, как их "теории" безжалостно разбиваются самой жизнью и как действительность все более подтверждает правоту марксизма, приходили в своей ненависти к марксизму в еще большее ожесточение и предпринимали новые атаки на марксизм. Надо было нанести народничеству окончательный, смертельный удар. Это и было сделано Лениным главным образом в его работе "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?"

Ленин писал эту книгу на протяжении весны и лета 1894 года. Состояла она из 3 выпусков и в том же году была нелегально издана частью на гектографе, частью на автокописте, причем первый выпуск имел повторные издания. Первый выпуск содержал критику Михайловского, второй выпуск - критику Южакова, третий выпуск - критику Кривенко. До 1923 года все 3 выпуска считались утерянными. Лишь в 1923 году были найдены первый и третий выпуски. Второго выпуска, посвященного разбору взглядов Южакова, до сих пор найти не удалось.

* * *

Первый выпуск "Что такое "друзья народа", направлен, как уже сказано, против Михайловского, который считался признанным теоретиком народников и которого они величали "известным социологом". Свою критику Михайловский вел главным образом против теоретических основ марксизма - против исторического материализма и диалектики Маркса. Ленин поэтому сосредоточивает свои удары против "социологии" Михайловского, против его смешных потуг сразить диалектический материализм. Мастерски отражая все нападки Михайловского на теорию Маркса, Ленин вскрывает всю убогость мысли "известного социолога" и разоблачает жульнические приемы, к которым прибегал теоретический главарь народников в своей критике марксизма. Один из таких приемов, заимствованный народниками у западноевропейских врагов марксизма, состоял в намеренном приписывании марксизму того, чего марксизм никогда не утверждал. Не будучи в состоянии опровергнуть марксизм, его враги прибегали к этому приему, чтобы создать видимость "победы" над марксизмом. Но от разящего оружия ленинской критики не ускользнуло ни одно из многочисленных жульнических измышлений врагов марксизма, и вся их "критика", состоявшая в том, чтобы сначала переврать Маркса, а затем "поломаться над своим враньем", была развеяна вирах ленинской аргументацией.

Народники отстаивали так называемую "суб'ективную социологию", "суб'ектив-

В. И. Ленин

стр. 35

ный метод в типологии". Они ставили перед собою совершенно ненаучный вопрос о том, в чем цели и задачи общества вообще. Они выдвигали, далее, столь же ненаучное положение о том, что цели и задачи общества определяются суб'ектом в соответствии с его нравственным идеалом, с его "формулой прогресса" (отсюда название суб'ективная социология).

Против этих "устоев" народнической идеологии Ленин и выступил в своей книге, одновременно проводя блестящую защиту марксизма, давая глубокий анализ существа открытого Марксом и Энгельсом исторического материализма и развивая его дальше.

Исторический материализм представляет собой единственное научное понимание истории. Существо диалектического и исторического материализма Ленин раскрывает на анализе гениальнейшего произведения Маркса "Капитал".

Ленин, едко высмеивая нелепый вопрос Михайловского: "В каком сочинении Маркс изложил свое материалистическое понимание истории?", - остроумно возражает: "Всякий, знакомый с Марксом, ответил бы ему на это другим вопросом: в, каком сочинении Маркс не излагал своего материалистического понимания истории?"1 .

И Ленин с исчерпывающей глубиной показывает, как Маркс применил в "Капитале" диалектический материализм к анализу капиталистического общества. И в более поздних своих произведениях Ленин не раз подчеркивал, что именно в "Капитале" мы находим самое богатое и самое всестороннее применение диалектики. В своем "Плане диалектика (логики) Гегеля", написанном в 1915 году, Ленин делает такое замечание: "Если Marx не оставил "Логики" (с большой буквы) (речь идет о книге Гегеля "Наука логики", где Гегель дает систематическое изложение идеалистической диалектики. - Г. Г. ), то он оставил логику "Капитала"... В "Капитале" применена к одной науке логика, диалектика, и теория познания материализма..."2 .

В "Капитале" исторический материализм получил не только исключительно глубокое применение, но и замечательно яркое подтверждение: "Теперь - со времени появления "Капитала", - писал Ленин, - материалистическое понимание истории уже не гипотеза, а научно доказанное положение"3 .

Основная идея "Капитала", как указывает Ленин в работе "Что такое "друзья народа", заключается в следующих слонах: "Моя точка зрения состоит в том, - писал Маркс, - что я смотрю на развитие экономической общественной формации, как на естественно-исторический процесс". Это положение Маркса направлено своим острием против антинаучных теорий общественного развития, в том числе и народнической теории, которые вырывали пропасть между областью естественно-исторических явлений и областью явлений общественных и рассматривали общественные явления как лишенные внутренней связи и не подчиненные никакой закономерности. Общественная наука, по утверждениям Михайловского, не может быть подобно естественным наукам наукой о сущем (о том, что есть), а может быть лишь наукой о должном (о том, что должно быть). Но как можно определить то, что должно быть? На это суб'ективный социолог отвечает, что мир должного целиком определяется суб'ектом, "критически мыслящей личностью" в зависимости от ее нравственных идеалов. Михайловский так прямо и заявлял, что в области общественных явлений исследователь "провозглашает право нравственного суда над историей, право личности судить об исторических явлениях.., как о фактах, соответствующих или не соответствующих ее, личности, идеалам". И так как каждый волен сочинить себе такой "идеал", какой ему взбредет на ум, то может быть столько истолкований человеческой истории, сколько имеется этих "идеалов".

Конечно, такая, с позволения сказать, "социология" ничего общего с наукой не имеет. При таком взгляде, как указывает Ленин, "не может быть речи даже и о развитии, а только о разных уклонениях от "желательного", о "дефектах", случавшихся в истории..."4 . Но эта "теория" не только антинаучна: она построена целиком в интересах господствующих эксплоататорских классов, так как своим утверждением о множественности истин, множественности "правд", она служит эксплоататорским классам духовным оружием для освящения капиталистических порядков, как вполне соответствующих "идеалам" эксплоататоров. Правда, народники, повторяя зады социалистов-утопистов, ссылались в обосновании своих "идеалов" на человеческую природу, говорили, что "существенная задача социологии... состоит в выяснении общественных условий, при которых та или другая потребность человеческой природы получает удовлетворение"5 . Но ведь буржуазия как раз и об'явила буржуазную собственность и основывающуюся на пей эксплоатацию рабочих "естествен-


1 В. И. Ленин. Соч. Т. I, стр. 63.

2 Ленинский сборник XII, стр. 291 - 292.

3 В. И. Ленин. Соч. Т. I, стр. 63.

4 В. И. Ленин. Соч. Т. I, стр. 53 - 59.

5 Там же, стр. 63.

стр. 36

ным правом" человека, "соответствующим человеческой природе".

Легко понять, какое огромное не только научное, но и освободительное значение имел и имеет открытый Марксом и Энгельсом взгляд на общественную жизнь как на естественно-исторический процесс.

Что это значит и какие из этого вытекают революционные выводы, ярко сказано в следующих строках Истории ВКП(б): "Если связь явлений природы и взаимная их обусловленность представляют закономерности развития природы, то из этого вытекает, что связь и взаимная обусловленность явлений общественной жизни - представляют также не случайное дело, а закономерности развития общества.

Значит, общественная жизнь, история общества перестает быть скоплением "случайностей", ибо история общества становится закономерным развитием общества, а изучение истории общества превращается в науку.

Значит, практическая деятельность партии пролетариата должна основываться не на добрых пожеланиях "выдающихся лиц", не на требованиях "разума", "всеобщей морали" и т. п., а на закономерностях развития общества, на изучении этих закономерностей"1 .

Взгляд на историю как на естественно-исторический процесс подорвал вкорне буржуазную лженауку, претендовавшую на наименование социологии.

Буржуазная так называемая "наука" об "обществе вообще" всячески фальсифицировала действительный ход общественного развития и стремилась представить "научное" доказательство незыблемости и вечности устоев капитализма.

Характерный образец этого перенесения отличительных черт капитализма на все эпохи представляет, например, истолкование в буржуазной социологии вопроса о происхождении государства. Совершенно извращая фактическую историю, буржуазная социология изображает дело так, будто вначале была семья, которая затем разрослась в племя, а племя разрослось в государство, между тем как в действительности государство возникло тогда, когда общество разделилось на классы и явилось продуктом этого классового расчленения общества.

Ленин в "Что такое "друзья народа" высмеивает Михайловского, с "важным видом повторяющего этот ребяческий вздор" и обнаруживающего этим, помимо всего прочего, полное незнание хода хотя бы даже русской истории. Но Ленин этим не ограничивается: он вскрывает классовую основу народнических взглядов. "Нет ничего характернее для буржуа, - говорит он, - как перенесение черт современных порядков на все времена и народы"2 .

Маркс и Энгельс открыли новое понимание истории, в свете которого рухнула вся буржуазная социология, рухнули все многочисленные "теории" и "теорийки", которые так же далеки были от науки, как небо от земли. Маркс и Энгельс распространили созданный ими диалектический материализм на познание общественных явлений, создали исторический материализм, в свете которого все общественное развитие предстало как закономерный процесс смены одних общественных формаций другими, из которых каждая имеет свои особые законы развития. Ленин, характеризуя взгляды Маркса на общественно-экономическую формацию как на естественно-исторический процесс, пишет: "Каким же образом выработал Маркс эту основную идею? Он сделал это посредством выделения из разных областей общественной жизни области экономической, посредством выделения из всех общественных отношений - "отношений производственных", как основных, первоначальных, определяющих все остальные отношения"3 .

До Маркса социологи не в состоянии были проводить различия в сложной сети общественных явлений, не умели найти об'ективного критерия для такого разгра-

Обложка первого издания книги В. И. Ленина "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?"


1 "История ВКП(б)", стр. 109.

2 В. И. Ленин. Соч. Т. I, стр. 73.

3 Там же, стр. 59.

стр. 37

ничения ("это, - говорит Ленин, - корень суб'ективизма в социологии". - Т. I, стр. 61). Суб'ективисты сводили все к общественным идеям и целям человека и останавливались на этих идеях, не будучи в состоянии понять и даже не ставя перед собой вопроса о том, каково происхождение этих идей и целей. Поэтому они "не могли заметить повторяемости и правильности в общественных явлениях разных стран, и их наука в лучшем случае была лишь описанием этих явлений, подбором сырого материала"1 .

Суб'ективисты отрицали повторяемость в общественных явлениях, отрицали поэтому возможность обобщающего знания в области общественной жизни, противопоставляли теоретическим (обобщающим) наукам о природе науку об обществе как "науку о должном".

Но это отрицание суб'ективистами повторяемости в общественных явлениях свидетельствовало не о том, что ее будто бы действительно нет в общественной жизни, а об их идеалистическом взгляде на историю. Идеалистическая концепция заграждала им (да не только им) путь к правильному пониманию человеческой истории. Только открытое Марксом и Энгельсом материалистическое понимание истории дало возможность обобщить явления общественной жизни, поставить их изучение на рельсы науки, ибо анализ производственных отношений как основных "сразу дал возможность подметить повторяемость и правильность и обобщить порядки разных стран в одно основное понятие "общественной формации". Только такое обобщение и дало возможность перейти от описания (и оценки с точки зрения идеала) общественных явлений к строго научному анализу их, выделяющему, скажем для примера, то, "что" отличает одну капиталистическую страну от другой, и исследующему то, "что" обще всем им"2 .

Но что такое производственные отношения?

Производственные отношения складываются в зависимости от данной ступени развития материальных производительных сил. Производственные отношения и производительные силы суть две стороны способа производства материальных благ, составляющего главную силу в системе условий материальной жизни общества и определяющего физиономию общества, характер общественного строя, развитие общества от одного строя к другому.

История ВКП(б) говорит об этом в следующих замечательно ярких выражениях:

"Орудия производства, при помощи которых производятся материальные блага, люди, приводящие в движение орудия производства и осуществляющие производство материальных благ благодаря известному производственному опыту и навыкам к труду, - все эти элементы вместе составляют производительные силы общества.

Но производительные силы составляют лишь одну сторону производства, одну сторону способа производства, выражающую отношение людей к предметам и силам природы, используемым для производства материальных благ. Другую сторону производства, другую сторону способа производства составляют отношения людей друг к другу в процессе производства, производственные отношения людей... Следовательно, производство, способ производства охватывает как "производительные силы общества, так и производственные отношения людей, являясь, таким образом, воплощением их единства в процессе производства материальных благ...

На различных ступенях развития люди пользуются различными способами производства, или, говоря грубее, - ведут различный образ жизни. При первобытной общине существует один способ производства, при рабстве существует другой способ производства, при феодализме - третий способ производства и т. д. Сообразно с этим и общественный строй людей, их духовная жизнь, их взгляды, их политические учреждения - бывают различными.

Каков способ производства у общества, - таково в основном и само общество, таковы его идеи и теории, политические взгляды и учреждения"3 .

Исторический материализм представил, таким образом, общественное развитие как естественно-исторический процесс, в котором происходит закономерная смена одних общественных форм другими, показал, что в основе этой смены лежит смена способов производства.

Понятно, что исторический материализм не ставит перед собой вопроса, в чем "сущность, цели и задачи" общества "вообще", что ему пытались приписать народники, в частности Михайловский. Исторический материализм отвергает такую постановку вопроса как антинаучную. Раз общественное развитие представляет собой процесс смены общественно-экономических формаций, то речь может идти лишь о "сущности, целях и задачах" каждой данной общественной формы.


1 В. И. Ленин. Соч. Т. I, стр. 61.

2 Там же.

3 "История ВКП(б)", стр. 114 - 115, 110.

стр. 38

Ленин, едко высмеивая антинаучный вздор народников, обвинявших Маркса в том, что он показал только законы развития капиталистического общества, но не дал законов развития всякого общества, писал: "Гигантский шаг вперед, сделанный в этом отношении Марксом, в том и состоял, что он бросил все эти рассуждения об обществе и прогрессе вообще и зато дал "научный" анализ "одного" общества и "одного" прогресса - капиталистического"1 .

Выше уже указывалось, что один из приемов, к которому прибегали народники в своей "критике" марксизма и в применении которого они не отличались оригинальностью, состоял в том, что они намеренно перевирали те или иные положения марксизма и принимались затем их "разделывать" с победоносным видом.

Такого рода враньем было придуманное врагами марксизма намеренное изображение исторического материализма как теории, якобы сводящей на-нет значение личной деятельности человека перед лицом исторической необходимости.

Это "возражение" против марксизма Михайловский заимствует у своих западноевропейских коллег и говорит о "конфликте между идеей исторической необходимости и значением личной деятельности". Ленин пишет по этому поводу: "На самом деле, никакого тут конфликта нет: он выдуман г. Михайловским, опасавшимся (и не без основания), что детерминизм (т. е. признание обусловленности человеческой воли, ее зависимости от окружающих условий. - Г. Г. ) отнимет почву у столь любимой им мещанской морали"2 .

Марксизм, рассматривая человеческую историю как естественно-исторический процесс, рассматривает ее в то же время как продукт деятельности людей. Люди делают свою историю, учит марксизм, поэтому личная деятельность не может не иметь в ней значения. Ленин, борясь против Михайловского, указывает, что "идея исторической необходимости ничуть не подрывает роли личности в истории: история вся слагается идейно из действий личностей, представляющих из себя несомненно деятелей. Действительный вопрос, возникающий при оценке общественной деятельности личности, состоит в том, при каких условиях этой деятельности обеспечен успех?.."3 .

Признание исторической необходимости вовсе не означает призыва к пассивному преклонению перед ней или надежды на самотек. Марксизм, доказывая необходимость капиталистического строя, доказывает вместе с тем и необходимость другого общественного строя, социализма, который неизбежно должен придти на смену капитализму. А это означает именно необходимость деятельности людей, результатом которой и должен явиться этот высший строй. Историческая необходимость смены старых производственных отношений новыми вовсе не означает, что такой переход происходит гладко, без потрясений, без конфликтов. Наоборот, такой переход происходит обычно путем революционного свержения старых производственных отношений и утверждения новых. До известного периода развитие производительных сил и изменения в области производственных отношений протекают стихийно, независимо от воли людей. Но это только "до известного момента, - как подчеркивается в Истории ВКП(б), - до момента, пока возникшие и развивающиеся производительные силы успеют, как следует, созреть. После того, как новые производительные силы созрели, существующие производственные отношения и их носители - господствующие классы, превращаются в ту "непреодолимую" преграду, которую можно снять с дороги лишь путем сознательной деятельности новых классов, путем насильственных действий этих классов, путем революции. Здесь особенно ярко выступает громадная роль новых общественных идей, новых политических учреждений, новой политической власти, призванных упразднить силой старые производственные отношения"4 .

Марксизм открывает, таким образом, широкое поле для настоящей исторической деятельности тех, кто борется за торжество нового над старым, отжившим или отживающим свой век, для исторической деятельности тех, кто борется во имя осуществления новых, передовых идей. Марксизм не только не отрицает роли общественного сознания, роли разума и передовых идей, но рассматривает эти передовые идеи как великую мобилизующую, организующую и преобразующую силу. Марксизм возлагает поэтому на людей и великую обязанность и великую ответственность. "Идея детерминизма, - пишет Ленин, выступая против Михайловского, - устанавливая необходимость человеческих поступков, отвергая вздорную побасенку о свободе воли, нимало не уничтожает ни разума, ни совести человека, ни оценки его действий. Совсем напротив, только при детерминистическом взгляде и возможна строгая и правильная оценка, а не сваливание чего угодно на свободную волю"5 . В са-


1 В. И. Ленин. Соч. Т. I, стр. 65.

2 Там же, стр. 77.

3 Там же.

4 История ВКП(б)", стр. 125.

5 В. И. Ленин. Соч. Т. I, стр. 77.

стр. 39

Последняя страница гектографированного издания книги В. И. Ленина "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?" 1894 год.

мом деле, из того факта, что империалистическая война была порождена всем ходом развития империализма, отнюдь не следует, что предатели из II интернационала не несут ответственности за те бедствия, которые были причинены империалистической войной трудящемуся человечеству.

Ибо, как сказано в Истории ВКП(б), "война не имела бы такого разрушительного характера и, может быть, даже вовсе не развернулась бы с такой силой, если бы партии II Интернационала не изменяли делу рабочего класса, если бы они не нарушили решений Конгрессов II Интернационала против воины, если бы они решились активно выступить и поднять рабочий класс против своих империалистических правительств, против поджигателей войны"1 .

* * *

Ленин назвал свою книгу, направленную против народников, "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?" Уже в самом названии ясно виден метод борьбы Ленина против народников. Ленин не ограничивается тем, что разрушает дотла весь идейный арсенал народников; в самой критике народнической идеологии оп применяет острейшее материалистическое оружие. За словами и формулами народников, за их теориями и программами Ленин зорко разглядел те общественные силы, рупором которых явились народники 90-х годов. Ленин вскрыл классовое содержание народнической идеологии и политики, разоблачил их подлинное лицо, показал, что кличка "друзья народа", которую народники сами себе дали, - обманная кличка, что она не идет к ним, что они выступают, по сути дела, как выразители интересов кулачества. Защита народниками их ложной теория с неизбежностью привела их к роли знаменосцев кулачества. Ленин показал, как "идеи" народников чем дальше, тем больше посрамлялись, опрокидывались самой жизнью и логикой событий народники были поставлены в положение людей, которые на деле пошли против народа, в интересах кулачества.

Анализ классовой природы народников 90-х годов и процесса их вырождения Ленин дает в третьем выпуске своей ге-


1 "История ВКП(б)", стр. 173.

стр. 40

ниальной книги. Ленин показывает, что утверждения народников о том, что в России нет пролетариата, их противопоставление кустарной промышленности, которую они называли "нашей народной промышленностью", промышленности капиталистической выражали, как говорит Ленин, общую тенденцию "друзей народа", как и всех российских либералов, замазывать антагонизм классов и эксплуатацию трудящегося в России"1 . Яркими фактами Ленин доказывает, что в "народной промышленности" (т. е. кустарной. - Г. Г. ) налицо "преобладание домашней системы крупного производства, преобладание таких отношений, когда труд порабощен капиталу"2 , и что нельзя найти "в России такую мало-мальски развитую отрасль кустарной промышленности, которая бы не была организована капиталистически"3 .

На множестве цифровых данных и фактов Ленин показывает, как писатели-народники искажают действительное положение дел в деревне, отрицая самое наличие бедноты и всячески смазывая эксплоататорские отношения в деревне. Разоблачая фальсификаторские приемы народнических писателей, Ленин пишет: "...по отношению к массе бедноты мы видим уже прямую экспроприацию, сопровождающуюся притом концентрацией средств производства в руках меньшинства, владеющего сравнительно крупными и прочно стоящими хозяйствами... наглядно видим тут, как средства производства, от которых отделяются экспроприируемые крестьяне, превращаются в капитал"4 .

Яркий образец замазывания народниками классовых антагонизмов в царской России представляли и их рассуждения о русской интеллигенции, о ее роли и месте в царской России. Они доводили эта рассуждения до крайних пределов извращения и лжи, пытаясь представить интеллигенцию в роли руководительницы хозяйственной жизни страны. Народнический писатель Кривенко так и заявил, что "интеллигенция руководит предприятиями фабрикантов и может руководить народной промышленностью"5 .

Ленин дает резкую отповедь этой беспардонной лжи. "Неужели, - пишет он, - можно отрицать, что российские университеты и иные учебные заведения производят каждогодно такую "интеллигенцию"(??), которая ищет только того, кто ее прокормит? Неужели можно отрицать, что средства, необходимые для содержания этой "интеллигенции", имеются в настоящее время в России только у буржуазного меньшинства? Неужели буржуазная интеллигенция в России исчезнет оттого, что "друзья народа" скажут, что она "могла бы" служить не буржуазии? Да, "могла бы", если бы не была буржуазной. "Могла бы" не быть буржуазной, "если бы" не было в России буржуазии и капитализма"6 .

Ленин беспощадно срывает маску с "друзей народа", которые постоянно подчеркивали свою "бессословность" и якобы надклассовый характер своих "идеалов", пытались изображать себя в роли защитников так называемой "чистой" идеи.

Срывая маску с лица "демократической" интеллигенции, Ленин доказывал, что если "сопоставить идеи и еще более программы нашей "бессословной интеллигенции" с положением и интересами данных классов русского общества, то вывод "вытекает совершенно определенный: русская передовая, либеральная, "демократическая" интеллигенция была интеллигенцией буржуазной"7 .

Далее, Ленин подвергает разгрому политическую программу "друзей народа", рассчитанную на то, чтобы отвлечь эксплоатируемые массы от борьбы против капиталистов, помещиков и буржуазии. Народники докатились уже до того, что стали идеализировать царское правительство; о помещичье-буржуазном государстве они утверждали, что его естественная задача - "охранять экономически слабого". "Они просто думают, - писал Ленин о народниках, - что если попросить хорошенько да поласковее у этого правительства, то оно может все хорошо устроить"8 .

Замазывание классовых противоречий и отрицание классового характера государства ставили народников в раболепные отношения к царскому правительству. Ленин приводит характерную выдержку из "Русского богатства", где говорится о том, что, так как "Россия "к счастью" (sic!) отсталая страна, "сохраняющая элементы для обоснования своего экономического строя на принципе солидарности"... поэтому она в состоянии выступить "в международных отношениях проводником экономической солидарности" и что шансы на это увеличивает для России ее неоспоримое "политическое могущество "!!9 .


1 В. И. Ленин. Соч. Т. I, стр. 119.

2 Там же, стр. 120.

3 Там же, стр. 127.

4 Там же, стр. 136.

5 Там же, стр. 162.

6 Там же, стр. 144 - 145.

7 Там же, стр. 293.

8 Там же, стр. 161.

9 Там же, стр. 162.

стр. 41

По поводу этой гнуснейшей реляции органа народовольцев Ленин пишет с негодованием: "Это европейский-то жандарм, постоянный и вернейший оплот всякой реакции, доведший русский народ до такого позора, что, будучи забит у себя дома, он служил орудием для забивания народов на Западе, - этот жандарм определяется в проводники экономической солидарности!

Это уже выше всякой меры! Г. г. "друзья народа" за пояс заткнут всех либералов. Они не только просят правительство, не только славословят, они прямо-таки молятся на это правительство, молятся с земными поклонами, молятся с таким усердием, что вчуже жутко становится, когда слышишь, как трещат их верноподданнические лбы"1 .

Ленин показывает классовую природу народников в ее разнообразных проявлениях: в том, как народники относились к крестьянской реформе, в оценке ими русской действительности того времени, в их практической программе.

В то время как Чернышевский в эпоху самого совершения крестьянской реформы гениально понял ее основной буржуазный характер и вложил в уста своего героя Волгина слова: "Пусть дело освобождения крестьян будет передано в руки помещичьей партии. Разница не велика", - либеральные народники 90-х годов славословили реформу, усматривали в ней санкцию "народного" производства. Это отношение народников к крестьянской реформе - "самое, - пишет Ленин, - наглядное доказательство того, как наши демократы глубоко обуржуазились"2 .

Ленин с негодованием обрушивается на утверждения народников о том, что в России нет капитализма, нет пролетариата, что "русский капитализм ограничивается 1,5 миллионами рабочих". Ленин показывает, что все эти утверждения народников нужны были лишь для того, чтобы скрыть факты зверской эксплоатации массы народа кучкой капиталистов и невиданной нигде экспроприации крестьянства, что "постоянная и последовательнейшая тактика "друзей народа" - фарисейски закрывать глаза на невозможное положение трудящихся в России..."3 .

Политическая программа "друзей народа" сводилась к требованиям реорганизации Крестьянского банка, дешового кредита, улучшения техники и т. п. Народники 90-х годов говорили уже с издевкой о "хождении в народ", говорили и писали о том, что "о господах, только питавших хорошие чувства к мужику... даже памяти не сохранилось", а вот-де о садовнике Шмидте, научившем крестьян устраивать виноградники, которые дают доход рублей 75 - 100 в год, сохранилась "добрая намять".

Неизбежность этого вырождения коренилась во всей идеологии народничества.

"Всмотритесь, - писал Ленин, - в эту программу и вы увидите, что эти господа вполне и целиком становятся на почву современного общества (т. -е. на почву капиталистических порядков, чего они не сознают) и хотят отделаться штопаньем и починкой его, не понимая, что все их прогрессы - дешевый кредит, улучшение техники, банки и т. п. - в состоянии только усилить и развить буржуазию"4 .

Ленин называет "друзей народа" реакционерами, потому что они замазывают антагонизм русских общественно-экономических отношений, рассуждая так, как будто бы делу можно помочь общими, на всех рассчитанными мероприятиями по "под'ему", "улучшению" и т. д. Они реакционны, так как изображали государство чем-то над классами стоящим и утверждали, будто бы царское правительство способно оказать какую-либо серьезную и честную помощь эксплоатируемому населению. Они реакционны потому, что абсолютно не понимают необходимости борьбы, и борьбы отчаянной, самих трудящихся для их освобождения.

Ленин указывает, что народничество при самом своем зарождении исходило из неправильного представления об особом укладе народной жизни, верило в коммунистические инстинкты "общинного" крестьянина. Все внимание народников было сосредоточено на той форме землевладения, в которой они хотели видеть задатки коммунизма, т. е. на общине. Но они не видели экономики деревни, не видели и не хотели видеть расслоения в деревне, того факта, что общинное землевладение было лишь формальным, что фактически пользовались землей те члены общины, у которых были рабочий скот, инвентарь, семена, безлошадные лее крестьяне вынуждены были отдавать землю кулакам и наниматься в батраки. Идеализация народниками общины и ее защита, пренебрежение политико-экономической структурой деревни привели к выработке программы, явившейся выражением интересов тех слоев крестьянства, которые могли держаться и развиваться внутри общины, т. е. кулацких и зажиточных слоев.

Когда в результате "хождения в народ" народники убедились в наивности представления о коммунистических инстинктах мужика, они перенесли свою деятельность


1 В. И. Ленин. Соч. Т. I, стр. 162 - 163.

2 Там же, стр. 180.

3 Там же, стр. 107.

4 Там же, стр. 143.

стр. 42

на борьбу против правительства, притом осуществляемую силами одиночек. И если сначала эта борьба велась во имя социализма, опираясь на теорию, что народ готов для социализма и что простым захватом власти можно будет совершить не только политическую, но и социальную революцию, то теперь, при утрате веры в то, что общинный крестьянин - уже готовый социалист, борьба против правительства становилась борьбой буржуазных элементов за политическую свободу.

"Такое развитие народничества было совершенно естественно и неизбежно", - резюмирует Ленин1 .

Ленин в своей книге "Что такое "друзья народа" сорвал с народников маску "друзей народа", показал их истинное лицо выразителей интересов кулачества.

Ленин завершил идейный разгром народничества, окончательно добил его.

* * *

Но огромное значение этой книги состоит не только в блестяще выполненном Лениным окончательном разгроме народничества: книга Ленина - боевой программный документ. В этой книге Ленин развертывает программу борьбы рабочего класса, определяет его роль как единственного и естественного представителя всего трудящегося и эксплоатируемого населения России, определяет роль крестьянства как союзника пролетариата.

В то время как Плеханов не учитывал, что для победоносной борьбы с самодержавием пролетариат может и должен повести за собой крестьянство, и совсем скидывал крестьянство со счета, Ленин в "Что такое "друзья народа" прямо поставил вопрос о союзе пролетариата с крестьянством в борьбе против абсолютизма, сословности, бюрократии. Ленин подчеркнул, что крестьянство в России являлось прогрессивной силой, борющейся против остатков средневековой эпохи и крепостничества, в уничтожения которых оно кровно заинтересовано.

Ленин гениально предвидит, что в предстоящей революции роль гегемона должен будет играть рабочий класс России. Впротивовес Плеханову, который видел в либеральной буржуазии революционную силу, Ленин указывал, что русская буржуазия неспособна будет к последовательной борьбе против крепостнических порядков и сделается союзником царского самодержавия. Говоря о русской буржуазии, о русском капитале, Ленин указывает, что русский капитал "в России особенно склонен жертвовать своим демократизмом, вступать в союз с реакционерами для того, чтобы придавить рабочих, чтобы сильнее затормозить появление рабочего движения"2 .

Ленин развертывает в своей книге программу деятельности партии рабочего класса, говорит об "организации социалистической рабочей партии" как о первейшей задаче, определяет основные рычаги деятельности партии, характеризуя ее словами Либкнехта: "Studieren, Propagandieren, Organisieren".

Уже здесь Ленин подчеркивает великую силу революционной теории, необходимость единства теории и практики. Ленин говорит о марксистской теории: "Непреодолимая, привлекательная сила, которая влечет к этой теории социалистов всех стран в том и состоит, что она соединяет строгую научность (являясь последним словом общественной науки) с революционностью, и соединяет не случайно, не потому только, что основатель доктрины лично соединял в себе качества ученого и революционера, а соединяет в самой теории внутренне и неразрывно" (т. I, стр. 218).

Последние слова этой выдающейся книги Ленина говорят о пророческой прозорливости великого гения революции. Вот эти замечательные слова, с научной точностью предсказавшие будущее на несколько десятков лет вперед:

"Когда передовые представители его (т. е. рабочего класса России. - Г. Г. ) усвоят идеи научного социализма, идею об исторической роли русского рабочего, когда эти идеи получат широкое распространение и среди рабочих создадутся прочные организации, преобразующие теперешнюю разрозненную экономическую войну рабочих в сознательную классовую борьбу, - тогда русский рабочий, поднявшись во главе всех демократических элементов, свалит абсолютизм и поведет русский пролетариат (рядом с пролетариатом всех стран) прямой дорогой открытой политической борьбы к победоносной коммунистической революции" 3 .

"Таким образом, более 40 лет тому назад Ленин правильно указал путь борьбы рабочего класса, определил его роль, как передовой революционной силы общества, определил роль крестьянства, как союзника рабочего класса"4 .


1 В. И. Ленин. Соч. Т. I, стр. 175.

2 Там же, стр. 187.

3 Там же, стр. 194.

4 "История ВКП(б)", стр. 21.

 

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/РАБОТА-ЛЕНИНА-ЧТО-ТАКОЕ-ДРУЗЬЯ-НАРОДА-И-КАК-ОНИ-ВОЮЮТ-ПРОТИВ-СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анна СергейчикContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sergeichik

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Г. ГАК, РАБОТА ЛЕНИНА "ЧТО ТАКОЕ "ДРУЗЬЯ НАРОДА" И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?" // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 27.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/РАБОТА-ЛЕНИНА-ЧТО-ТАКОЕ-ДРУЗЬЯ-НАРОДА-И-КАК-ОНИ-ВОЮЮТ-ПРОТИВ-СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ (date of access: 12.12.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Г. ГАК:

Г. ГАК → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Russia
2410 views rating
27.08.2015 (1568 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Гравитация, как, свойство материи является постоянной проблемой во все времена во всём многообразии. Со времён Ньютона гравитация, так и остаётся сущностью притяжения. Как бы не были изобретательны мыслители в двадцатых годов двадцатого века, которые основывали свои мышления на замкнутой системе - звёзды, солнце, планеты, Земля. Галактики, расширение Вселенной, появились чуть позже.
Catalog: Физика 
15 hours ago · From Владимир Груздов
Гравитация, как, свойство материи является постоянной проблемой во все времена во всём многообразии. Со времён Ньютона гравитация, так и остаётся сущностью притяжения. Как бы не были изобретательны мыслители в двадцатых годов двадцатого века, основывали свои мышления на замкнутой системе - звёзды, солнце, планеты, Земля. Галактики, расширение Вселенной, появились чуть позже.
Catalog: Физика 
2 days ago · From Владимир Груздов
1600 ЛЕТ АРМЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
3 days ago · From Россия Онлайн
К ПРОБЛЕМЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТАТАРСКОГО АЛФАВИТА НА ОСНОВЕ ЛАТИНСКОЙ ГРАФИКИ
3 days ago · From Россия Онлайн
ЛОКАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЯН (ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕСЛАВЛЯ-ЗАЛЕССКОГО)
3 days ago · From Россия Онлайн
Медаль была учреждена Декретом № 30 Республики Куба от 10 декабря 1979 года. Она выполняется в металле с различными слоями на поверхности: со слоем золота — I степень, со слоем серебра — II. Награждение ею производится указом Государственного совета Республики Куба за соответствующие боевые заслуги. Медалью «Воин-интернационалист» I степени награждаются «военнослужащие Революционных вооруженных сил, находящиеся как на действительной службе, так и в запасе и на пенсии, которые отличились в высшей степени в совершении боевых действий во время выполнения интернациональных миссий».
Учебное пособие составлено автором из отдельных глав и лекций, предварительно опубликованных онлайн в 2018-2019 гг. В пособии рассматриваются физические основания ряда применяемых моделей; некоторые аспекты нерелятивистского формализма в неупругом рассеянии протонов; взаимодействие нуклонов в свободном пространстве; метод связанных каналов; нерелятивистские и релятивистские подходы в изучении процессов рассеяния и ядерной структуры; релятивистские и нерелятивистские эффекты в рассеянии протонов; деформационная модель в методе искаженных волн, практическое применение деформационных моделей к неупругому рассеянию протонов. оптическая модель ядра в неупругом рассеянии протонов; применение некоторых элементов формализма для анализа экспериментальных данных по неупругому рассеянию протонов.
Catalog: Физика 
6 days ago · From Анатолий Плавко
В 2019 году Российская Федерация и Вьетнам проводят «Перекрёстный год Вьетнама и России», посвященный 25-й годовщине подписания Договора об основах дружественных отношений и приуроченный к 70-летию установления дипломатических отношений между Вьетнамом и Россией (30/01/1950-30/01/2020). Участвуя в мероприятиях в рамках Перекрёстного года, парламенты двух стран играют важную роль в развитии российско-вьетнамского сотрудничества, а также в углублении всеобъемлющего стратегического партнерства между двумя странами.
Рецензии. РЕЦ. НА: Н. Ф. МОКШИН. МИФОЛОГИЯ МОРДВЫ: ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК
11 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
РАБОТА ЛЕНИНА "ЧТО ТАКОЕ "ДРУЗЬЯ НАРОДА" И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?"
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones