В августе 1598 года воевода Андрей Воейков на реке Ирмень разгромил остатки войска хана Кучума, тем самым поставив точку в беспримерной экспедиции атамана Ермака. Этот бой исторически утвердил господство русского царя над огромными территориями Сибири, присоединение которой к Российскому государству стало наконец-то свершившимся фактом.
К сожалению, важное событие, 400-летие которого мы отметили в 1998 году, прошло почти незамеченным в обществе, охваченном экономическим кризисом и политическими баталиями. И в который раз приходится констатировать, что многие наши современные беды от беспамятливости, от небрежного отношения к прошлому. Спасает в таких случаях только одно - энтузиазм простых русских людей, их бескорыстное желание послужить своему народу и Отечеству, напомнить самим себе, кто мы есть и откуда берут начало наши корни.
Конный поход, о котором пойдет далее речь, по маршруту воеводы Андрея Воейкова, коим прошел он осенью 1598 года от острожка Тара до реки Ирмень через Барабинские степи, стал завершающим этапом ряда мероприятий, посвященных 400-летию разгрома хана Кучума. В нем участвовали новосибир-цы из общественно-исторической организации "Ермак", казаки и энтузиасты, любящие свою историю и свой край.
Прежде, чем описать это событие, хочу заметить, что в Сибири, да и на Урале, откуда с реки Чусовой отправился Ермак Тимофеевич к Кучумовой столице - Кашлыку, никогда не ослабевал и не ослабевает интерес к этому подвигу. Вслед за историками и археологами по маршрутам легендарного атамана и его последователей почти каждое лето идут группы самодеятельных исследователей. Особенно заметны экспедиции клуба "Аргонавты Сибири", который много лет существует при Сибирском кадетском корпусе. Бессменный руководитель клуба Андрей Михайлович Некрасов не только учит кадетов морскому делу, что само по себе экзотика в сибирских краях. В шлюпочных походах по местным рекам идут исторические изыскания, прививается любовь к прошлому края. Так, в свою третью навигацию аргонавты-кадеты прошли путем, проложенным дружиной Ермака Тимофеевича через город Тару к устью Вагая, где воздвигли православный крест на месте гибели атамана.
Понятно, что экспедиции сибирских кадетов-аргонавтов были тщательно спланированы и разработаны. Ребята увлеченно читали сибирские летописи, исторические труды, посвященные этому периоду, ученых Р.Г. Скрынникова, B.C. Синяева, Г.Ф. Миллера, работы современных историков, в частности
Сергея Владимировича Колонцова, археолога, ведущего специалиста центра по сохранению исторических памятников Новосибирска и области. Его труды особенно интересовали ребят, ибо следующая часть похода, который они замышляли, должна была проходить по местам разгрома войска Кучума. Заглянем и мы с помощью С.В. Колонцова в конец XVI века на территории Сибири.
"...Сибирь, конец XVI века. Ханом Кучумом убит хан Едигер, который исправно платил Москве ясак. Изгнанный Ермаком из столицы Кашлык, Кучум уходит в верхнеиртышские степи и там продолжает борьбу. Гибель Ермака как будто придала глухому и слепому старику силы. Однако бескрайние сибирские просторы с каждым годом становились теснее и опаснее для Кучума..."
"В 1598 году в город-крепость Тару (ныне Омской области) прибыл новый воевода князь Иван Массальский-Кольцов, который получил в августе царский указ, предписывающий ему собрать достаточное количество ратников и направить их против беглого салтана Сибири - Кучума. И уже 4 августа 1598 года из Тары выступил отряд в 400 человек, состоявший из стрельцов, казаков и служивых татар во главе с воеводами Кузьминым и Воейковым. При отряде находился воинский голова Черкас Александров - бывший участник экспедиции Ермака, "да три сына боярских, да три атамана".
"В Турашском улусе в пределах барабинской лесостепи отряду удалось захватить двух кучумовичей, которые с дознания и пытки показали, что хан кочует на Черных водах (современная река Карасук в Новосибирской области), а с ним 500 его людей да 50 бухарских купцов. Получив это известие, отряд стал быстрым маршем двигаться по правому берегу Оми, затем свернул на северо-восток и уже пятнадцатого августа внезапно появился на берегах Уби- озера (Уоинское озеро Чулымского района Новосибирской области) и захватил татар, служивших хану. Через них Воейков дознался, что Кучум вместе с детьми и со своими людьми с Черных вод ушел на Обь-реку, где у него "хлеб сеян" и бродят овечьи отары.
День и ночь спешили запыленные, потные, усталые воины по сожженному солнцем Приобью, делая лишь короткие остановки для отдыха и кормления лошадей. И наконец, после многих лишений отряд вышел к реке Ирмень (ныне Ордынский район Новосибирской области). А сам я холоп твои, - напишет позднее царю Воейков, - покиня кош свой на Ике озере, и пришел на Кучума царя, наспех и день, и ночь, и сшол Кучума, царя же, на Оби на реке выше чат три днища на лугу Ормени (р. Ирмень)..."
Прервем на время рассказ историка Сергея Колонцова. Вернемся в наши дни. Именно на этом месте, которое описано выше, и состоялся решительный бой Воейкова с Кучумом. Именно сюда были устремлены взоры многих историков, исследователей и тех, кто неравнодушен к нашему славному далекому прошлому. Выше мы уже рассказывали об "Аргонавтах Сибири" из кадетского корпуса, которые установили девятиметровый крест на месте гибели Ермака. Еще раньше, четыре года назад, подобное священное деяние, по-другому я это назвать не могу, они свершили на берегу небольшой реки Ирмень, о которой мы уже неоднократно говорили. Вот что написал по этому поводу в местную газету участник Великой Отечественной войны генерал-майор в отставке из Санкт-Петербурга Анатолий Дмитриевич Шевелев: "Не могу не порадовать сибиряков своей находкой, которую обнаружил в прошлом году во время поездки в родное село Пичугово Ордынского района Новосибирской области. Я знал, что само село находится на дне Обского моря, но, приехав на место, увидел на берегу четырехметровой высоты крест с надписью: 20 августа 1598 года в устье реки Ирмень произошла битва сибирского хана Кучума с казачьим войском под предводительством полковника тарского воеводы Андрея Воейкова. В результате этого сражения Западная Сибирь стала частью Российского государства. Сей крест был водружен и освящен 14 июля 1993 года". Событие это (установка и освящение креста и факт почти 400-летнего присоединения Западной Сибири к Российскому государству) заслуживает широкой популяризации не только в Сибири, но и в России в целом. Хотелось бы узнать, кто же все-таки инициатор установки креста?
На этот вопрос мы уже ответили. Добавим только, что добрые историко-патриотические деяния кадетов носят не разовый, кампанейский характер. Это целая линия воспитания, проповедуемая славным учебным заведением. Кстати, за полгода до четырехсотлетней годовщины описываемого нами события, в Сибирском кадетском корпусе в связи с этим была составлена целая программа. 20 февраля, например, прошедшего года одиннадцатый класс Сибирского кадетского корпуса "Аргонавты Сибири", за плечами которых походы на шлюпках по рекам Томь, Обь и Иртыш, ходили на лыжах к тому самому памятному кресту, который был установлен на берегу Ирмени...
Не менее значимым было и событие, которое завершало программу мероприятий к 400-летию сражения Воейкова с Кучумом. Речь идет о конном переходе по маршруту славного воеводы, с чего мы и начали наш рассказ. Но об этом позднее. Давайте еще раз вернемся в прошлое.
Историк Сергеи КОЛОНЦОВ:
"...Перед взором казаков открылся обширный стан Кучума. По всему берегу широким кольцом рассыпались татарские юрты и шатры. Далеко, среди зеленой лужайки, высился шатер Кучума с длинным шестом, наверху которого развевался белоснежный конский хвост...
Прозвучал приказ Воейкова проверить брони и приготовить оружие к бою. Через минуту под копытами лошадей заклубилась степная пыль. Ратники неудержимой лавиной мчались на становище Кучума. Со страшным монгольским кличем "Хуррра'" они ворвались в ряды шатров и юрт, опрокидывая выбежавших на шум людей, прыгая через разбросанные вьюки и седла, втаптывая в землю нехитрую домашнюю утварь кочевников-скотоводов...
Всего двадцатого августа пало в бою со стороны татар: 10 мурз, 150 воинов, более 100 человек утонуло в Оби, 50 взято в плен. Были захвачены почти все сыновья сибирского хана в возрасте от 5 до 20 лет: Шаим, Асманак, Бибадша, Кумыш, Мола, восемь цариц - жен Кучума, жены старших сыновей Кучума, восемь царевен - его дочерей.
Но среди убитых и пленных не было самого Кучума и еще трех его сыновей. Ни с чем вернулась казачья сотня сына боярского Моисея Глебова и атамана Третьяка Жареного, преследовавшая и насмерть побившая полсотни татар, пытавшихся уйти вниз по Оби.
А между тем хан Кучум был жив. Двое преданных ему слуг в самый разгар боя усадили его в лодку и поплыли с ним вниз по Оби в земли чатских татар.
Когда сам Воейков и посланные на розыски Кучума люди вернулись ни с чем, он приказал, принявшему русское подданство племяннику Кучума Тул-Мамету найти хана и склонить его перейти в подданство к русскому царю. Сопоставляя ход событий и письменные источники, можно утверждать, что Тул-Мамет нашел Кучума "за Обью-рекою, на лесу, вниз по Оби реке, от Кучумова побою двух днищах, а с Кучумом вси три сына да людей его человек с тридцать". На предложение Тул-Мамета о переходе Кучума на царскую службу он ответил: "Не поехал я к государю по государевой грамоте, своей волею, в кою пору я был совсем цел, а за саблею мне к государю ехать не по что, а ныне я стал глух и слеп, и безо всякого живота: взяли у меня промышленника, сына моего Асманака царевича: хотя бы у меня всех детей поймали, а один бы у меня остался Асманак и яз бы о нем еще прожил, а нынеча я иду в Нагаи, а сына я своего посылаю в Бухары..."
Дальше следы Кучума теряются. Есть несколько версий его гибели. По одной легенде он погиб в Ногайской орде, по другой, его, заманив, убили калмыки. Еще одна легенда гласит, что хан, умирая, будто бы приказал похоронить его в самом глухом и недоступном месте в лесу, среди болот. Вместе с останками Кучума якобы захоронены конь и баран, отлитые из червонного золота...
Как бы там ни было, но имя хана Кучума после его разгрома на реке Ирмень больше нигде не упоминается. Сама же победа над сибирским салтаном имеет огромное историческое значение. И очень жаль, что не по указам власть имущих, а лишь по доброй воле энтузиастов устанавливаются сегодня памятные кресты, проводятся торжественные мероприятия, экспедиции, походы по местам былой славы русских казаков-первопроходцев. Об одном из таких энтузиастов Андрее Михайловиче Некрасове, который создал клуб "Аргонавты Сибири" в кадетском корпусе, мы уже поведали. Невозможно не рассказать и о другом - учителе истории из Новосибирска Анатолии Михайловиче Алексееве.
Более десяти лет назад им был создан клуб "Ермак", сначала при профессионально-техническом училище, а позднее в Железнодорожном районе города Новосибирска. Задача клуба была очевидна: привитие патриотических чувств детям посредством походов по маршруту, которым прошел Ермак Тимофеевич со своей дружиной. До августа 1998 года Анатолий Алексеев со своими учениками прошел весь путь отважных русских воителей: от небольшого островка, который затерялся посреди речки Чусовой, что на Урале, и до Тобольска, до того самого места, где неподалеку в XVI веке расположена была столица хана Кучума - Кашлык (Йскер). Надо ли говорить, что Анатолий Алексеев сразу же загорелся идеей, которая просто витала в воздухе, - пройти маршрут атамана Воейкова конным походом и именно за то время и в те дни, в какие это сделал в 1598 году отважный русский воин. Увы, идея эта чуть было не лопнула из-за политических амбиций местных глав администраций.
Но как бы там ни было, а 23 июля 1998 года в войсковом храме Покрова Пресвятой Богородицы был отслужен молебен и освящены походные стяги экспедиции. Отец Виктор (Сметанников), тот самый, что несколько раз побывал в Чечне и установил, прыгнув с парашютом, на Северном полюсе православный крест, благословил участников исторического похода и вручил атаману хоругвь с изображением Спаса. Кстати, походным атаманом был единогласно избран Анатолий Алексеев. На построении у храма девушки-красавицы из Новосибирской женской организации "Ярославна" вручили по старинному славянскому обычаю участникам и казакам домашний хлеб. От храма Покрова Пресвятой Богородицы походным маршем с развернутыми стягами под лихие казачьи песни колонна двинулась к железнодорожному вокзалу. Было решено до Тары ехать поездом, а оттуда, как это и было четыреста лет назад, двинуться через две области к реке Ирмень, предварительно закупив и подготовив к походу лошадей.
Из походных дневников "ермаков"
"...И вот началось, пошли... В райцентре Тары было пусто. Нас никто не встречал. Правда, была одна встреча, которая дорогого стоила. В форме, при орденах к нам подошел старый казак и участник Великой Отечественной войны. Со слезами он извинился за некогда казачий город, за его администрацию...
Идем все дальше и дальше. Позади села Екатеринское, Кукарка, Сидельниково, ночевки среди болот в комарином аду. Приходится корректировать маршрут: Кейзес, Петропавловка, Рогозине, Ельничное - последняя деревня Омской области. Границу родной, Новосибирской пересекли без особых торжеств, не знала веками Российская империя этих субъектов федерации...
В атмосферу давних столетий окунает незнакомая обстановка, болота и топи. Алексей Чернов шлет вперед дозоры в поиске проходимых троп. Ночью, как положено, караульная служба. Причем караул не историческое действо, а жизненная необходимость. Чуть прикорнешь, и цыгане уведут коней. Молодцы наши казачки, Маша с Наташей, дело свое хорошо усвоили, кашеварят быстро, готовят вкусно... Тяжелее всех, конечно, ребятам из бердского клуба "Русич" - совсем ведь мальчишки, но вида не подают, крепятся...
..Дошли! Выдержали! Именно с этого места воевода Воейков увидел кучумовские шатры. Тысяча километров позади!.."
Так заканчиваются походные записки ермаковцев, малую часть которых мы здесь привели. Потом будут для них торжественное построение у православного креста, молебен и огромное осознание не только пути, который они прошли, но и пути, которым прошли их предки. Теперь они могут смело оглядываться назад. В прошлом для них ныне нет пустоты, а значит, не будет ее и в будущем.
Подводя итог сказанному, хочу привести слова еще одного историка - B.C. Синяева: "В результате похода Воейкова государство Кучума распалось окончательно. Продолжавшие борьбу кучумовичи уже не представляли государства... Таким образом, с походом Воейкова начинается новый, вполне определенный этап в колонизации Сибири. Русские вышли на рубеж с многочисленными и сильными кочевниками Южной Сибири, имевшими довольно развитые феодальные отношения... Теперь важно было удержать здесь границу, чтобы обеспечить землепроходцам возможность идти на восток, "встречь солнца".
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
Libmonster Russia ® All rights reserved.
2014-2025, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Russia |