Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-8703

Share with friends in SM

Начало XX столетия в России, характерное небывалым расцветом искусства, новыми позициями в сфере наук о человеке и обществе, отличалось также и грандиозным подъемом естественно-научного знания. Внутри русской философии возник религиозный космизм как необходимая составляющая всеединства.

Проблема взаимосвязи человека и космоса известна с глубокой древности. Но именно русские мыслители не просто продолжили размышление над ней, но и попытались проанализировать связь двух миров - бесконечного космоса, который есть не просто физическая данность, но представляет собой духовную бесконечность, вечность, обиталище Бога, и бездонного внутреннего мира человека - духовно-творческого существа, создания божьего. Мыслители Серебряного века утверждали, что эти две субстанции не могут существовать отдельно друг от друга, так как человек отнюдь не постороннее явление по отношению к Вселенной, а органичное с ней, наделен уникальным внутренним содержанием, которое служит не только ему, но и другим людям, их жизни, а также бытию всей истории, Вселенной, самому Богу. Космисты были убеждены, что человеческое бытие хрупко и уникально, необходимо бережное отношение к нему. Человеческая личность как творение Бога заключает в себе его часть, поэтому сама по себе божественна и является феноменом божественного космоса. Желание воспринимать человека как космическое явление и породило религиозно-философский космизм, который в своей основе есть ни что иное, как философское осмысление выхода из возможной национальной и всемирно-исторической катастрофы. Таким образом, космизм конца XIX - начала XX в. характеризовался обращением к проблемам жизни как космического явления, осознанием космической роли разума, пониманием необходимости воздействия на природные процессы, надеждой на космическое будущее человечества.

Религиозный мыслитель, ученый-энциклопедист, математик, физик, инженер, искусствовед, филолог, историк и богослов П. А. Флоренский (1882 - 1937) вплотную приблизился к современным естественно-научным достижениям, используя в своем творчестве целостное знание, различные грани которого были

стр. 201


ему доступны. Ему принадлежат небезынтересные высказывания о пространстве, прямой и обратной перспективе; он успешно занимался вопросами языкознания, искусствознания, проблемами символизма. Как истинный философ Серебряного века Флоренский остро чувствовал ритмическую основу жизни и поэтому не мог не писать стихи. Цель своей деятельности Флоренский видел в синтезе церковной и светской культуры, так как, по его мнению, с помощью соединения высокой духовности церкви с научно-философским мировоззрением в союзе с истинным искусством возможно достижение единства гармонии, веры и разума, философии и богословия, искусства и науки, которое одно лишь сможет противостоять бездуховной цивилизации.

Гениально предвосхитив мыслью о пневматосфере - особой оболочке Земли, созданной человеческим творчеством и живущей вместе с человеческими культурой и духом - учение В. И. Вернадского о ноосфере, Павел Александрович провел замечательные исследования, ставшие началом молодой науки - синергетики. Основным законом мира Флоренский считал второй принцип термодинамики - закон энтропии, который он рассматривал более широко - как закон хаоса, применимый ко всей Вселенной. Началом энтропии выступает логос, противостоящий миру. Любая жизнь заканчивается смертью, которая есть результат уравнительного процесса Вселенной. Условием же жизни является культура, воспринимаемая Флоренским как сознательная борьба с мировым уравниванием. Культура - это не единый во времени и пространстве процесс, она носит временный характер, так как, выступая как результат постоянных усилий человека по созданию материальных условий жизни, а также художественных, моральных и интеллектуальных ценностей, она изменяется в зависимости от вида человеческой деятельности, лежащего в основании культуры. Флоренский придерживался мнения о ритмически сменяющихся типах культур. Ритмическим же базисом развития культуры выступает у Флоренского религия, которая объединяет в себе сущность любых усилий человека, становясь основой создания всевозможных ценностей, началом их объединения и синтеза в единое структурное образование - источник духовности и красоты.

Современная культура, по его мнению, находится в процессе расслоения и гибели как в материально-хозяйственной, так и духовной сферах. Причины этого, считал он, заключаются в самих представителях человечества, которые вырываются из кос-

стр. 202


мического ритма, отворачиваются от Бога, и, возомнив богами самих себя, не замечают в своей гордыне, что они находятся на краю пропасти.

Техника мыслилась ученым той частью культуры, которая упорядочивает, организует материю, находящуюся вне индивида. Человек стремится к господству над окружающей средой, к ее овладению и переустройству. Его организм чувствует себя несовершенным и поэтому стремится выйти за пределы самого себя и как бы распространиться в пространстве, придать свои очертания всем предметам окружающей действительности. Техника становится живым организмом, с ее помощью возможно познание самого себя, так как ритм строения и функций человеческих органов и полезных машин идентичны. Изучая устройство собственных органов в процессе создания механизмов, человек понимает: то, что в организме бессознательно, рефлекторно, в машинах построено согласно определенному проекту и плану, а при воспроизведении неразвитых человеческих органов в совершенных механизмах люди открывают для себя новые и новые возможности своего существа. Поэтому переход от технического прогресса к органическому возможен, по соображениям философа, путем перенесения навыков создания орудий производства на совершенствование человеческого тела с помощью сообщения живому организму силы и прочности механизма.

Огромной силой ритмической организации обладает, по мнению Флоренского, символ. Его энергия соединяется с высшей энергией и несет в себе сущность последней. Например, наука есть символическое описание, так как в ней происходит замена действительности символами. Символом является и человеческое слово, которое концентрирует в себе волю и действия целого народа, и человеческое имя, которое обязательно воздействует на своего носителя. Наделенное энергией символа слово обладает магией, и знахарка, шепчущая заговоры или наговоры, даже не понимает точного их смысла, равно как и молитвы, читаемые в церкви, не всегда ясны самому священнику. Но они имеют воздействие, так как слово есть символ, есть наделенный энергией и имеющий четкую ритмическую структуру живой организм. Суперсимволом является церковное магическое действо. В нем все подчинено единому ритму: мигающий свет лампады - неровный, как бы пульсирующий, воспринимающийся как живой, пластика и ритмика движений священнослужителей, ритм пения и стиха [6. С. 198 - 207].

стр. 203


В работе "Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях" Флоренский охарактеризовал символ как "окно к другой сущности, не данной непосредственно" [7. С. 302]. Поэзия и музыка с помощью ритма организуют время, а организацию пространства доверяют воображению перципиента, подчиненного заданным ритмическим формулам: "Тут художник перекладывает построение пространства с себя на читателя и слушателя" [7. С. 303]. Пространство живописи, утверждал мыслитель, также наделено колоссальной ритмической силой, так как не связано со свойствами пространства физического, а является пространством символическим, ставшим таковым с помощью рамы. Художник силой своей энергии нагнетает в символическое пространство полотна содержание, организуя его ритмически. В связи с пониманием ритма как основы искусства Флоренский определил понятие "конструкции" как необходимого компонента произведения искусства, намного более важного, чем сюжет, существующего, в отличие от композиции, объективно: "Конструкции подчинено не произведение, а действительность, произведением изображаемая, композиции же подчинено само произведение" [7. С. 121]. И далее: "Конструкция есть то, чего хочет от произведения самая действительность; а композиция - то, чего художник хочет от своего произведения" [7. С. 122].

Тенденция соединения человека и космоса в области естественно-научного знания связана с ритмическим космизмом В. И. Вернадского, который стоял у основания современной космобиоритмологии - науки, доказывающей наличие единого биологического и социального ритма, связанного с солнечной и лунной ритмикой. Этот единый ритм в своей основе базируется на потреблении энергии солнечных излучений внешнего космоса и выделении энергии Земли, т.е. местного космоса, как элементах единой космической эволюции. Но прежде рассмотрения космизма Вернадского следует остановиться на исследованиях К. Э. Циолковского.

Мыслитель и ученый К. Э. Циолковский (1857 - 1935) был одним из основоположников теоретической космонавтики. Опираясь на достижения античной философской мысли, в частности, на учение пифагорейцев и атомистов о подобии Земли другим планетам и множественности обитаемых миров, а также представление о Космосе как живом организме, Циолковский отмечал, что жизнь - не просто порождение Вселенной, без нее

стр. 204


она исчезнет, так как и растительные, и животные организмы не могут существовать без энергии солнечного света, а птицы при перелетах ориентируются по звездам, Луне, магнитным полям. Циолковский создал собственную теорию строения мира. Согласно ученому, мир состоит из атомов - элементарных существ, обладающих бессмертием и постоянно находящихся в состоянии двойного процесса - распада атомов и образования их из более простых элементов, причем эти процессы имеют характерный ритм. "Жизнь каждой солнечной системы, ее период находится в зависимости от преобразования химических элементов" [9. С. 11]. Указывая на возраст Земли - более двух биллионов лет - и планетной системы, которой уже ни много, ни мало более тридцати биллионов лет, Циолковский, тем не менее, отмечал, что возраст нашей Солнечной системы не известен никому: "Только когда будет известен период распада всех химических элементов - только тогда можно будет сказать, что он соответствует и одному периоду солнечной жизни. Но периодов этих без числа и потому космос не имеет ни начала, ни конца" [9. С. 25]. Периодический или циклический ритм Вселенной постоянно упоминался Циолковским в его работах, например, "явления космоса периодичны" [10. С. 146], или "все непрерывно и периодически перемещается и преобразуется" [10. С. 150]. Мыслитель утверждал, что все явления повторяемы и периодичны, все миры проходят непрерывные этапы многократного разрушения и возникновения, но повторяемость эта не абсолютна. Существование миров можно сравнить с волнистой дорогой, шествуя по которой человек не замечает, что она, в конечном счете, имеет наклон, обозначающий постоянное усложнение материи, и нет конца как дороге, так и этому наклону [12. С. 28]. Ученый был уверен в том, что смысл существования Вселенной состоит в неизбежности возникновения цивилизаций. Всякая материя чувствительна и периодически (периоды эти огромны) принимает сложный организованный вид, который в нашем понимании есть жизнь. Каждый атом неживой материи бесконечное множество раз был частью животной, в том числе человеческой, жизни. Со смертью живого существа его атомы снова принимают неорганическую форму, и так вновь и вновь. Атомы не только никогда не умирают, но и наделены чувствами радости и страдания, они формируют человеческий разум. Став строительным материалом живой ткани или нервных клеток, элементоны, т.е. атомы, сами становятся живыми и мыслящими. Являясь компонентом неор-

стр. 205


ганической материи, они находятся в состоянии, близком к анабиозу, когда же они становятся частью высокоорганизованного существа, они делаются их элементами. Внутри одного организма атом также не статичен. Он, путешествуя по телу, попадает то в мозг, то в кости, волосы, ногти и другие части, поочередно живя их жизнью. Быстротечные ритмически повторяющиеся периоды жизни составляют в итоге бесконечное абсолютное время. Всякий атом щедро одарен временем, и любой постигаемый нашим сознанием как природный, так и воображаемый промежуток времени, даже самый огромный, есть абсолютное ничто по сравнению с его запасом в природе. Это бесконечное время составляет с человеком и космосом единое целое. Это и неудивительно, пояснял мыслитель: все состоит из материи, которая непрерывна и едина.

Современник и единомышленник К. Э. Циолковского В. И. Вернадский (1863 - 1945), всесторонне образованный человек, был сыном профессора политической экономии, известного представителя русской либеральной интеллигенции. Петербургская классическая гимназия, одна из лучших в России, затем физико-математический факультет Петербургского университета стали фундаментом головокружительного взлета Вернадского как ученого. В 1897 г., после защиты докторской диссертации он становится профессором Московского университета, с 1906 г. - членом Государственного совета от Московского университета. В 1908 г. Вернадский уже экстраординарный академик. Он свободно владел многими иностранными языками, изучал научную литературу на пятнадцати языках, некоторые свои статьи писал по-французски, по-английски и по- немецки.

При необыкновенной широте интересов ученого главной темой его исследований стала биосфера. В основе его научных изысканий лежало учение об эволюции материи, которая прошла этапы "косной" и "живой", образовавших, объединившись, биосферу. Вернадский, используя конкретные научные данные кристаллографии, посвятил немало сил изучению основы материи - "мертвого вещества", т.е. кристаллов и минералов. Он считал кристаллы особой формой пространства, которое, хотя и цельно, но не однородно, а принимает множество форм. Кристалл есть одно из состояний, спецификой которого является неоднородность физических свойств в разных направлениях. Кристаллография для ученого была средством постижения тайн мироздания - ту же неоднородность при общем единстве он су-

стр. 206


мел понять как всеобщий закон, распространяющийся не только на неживую, но и на живую материю: человеческие органы при всем их разнообразии не являются простым собранием деталей, а представляют собой единый гармоничный организм. Особенностью живого вещества, качественно отличающей его от вещества косного, является жизнь, которая возникает лишь на определенном уровне сложности организации материи. Разница же в строении живого и косного вещества заключается в том, что первое, по мнению Вернадского, всегда состоит из молекул одного типа симметрии и благодаря этому поляризует свет. В косном веществе типы симметрии обычно смешаны и свет не поляризуется. Минералы, по соображениям Вернадского, есть остатки протекающих по всему земному шару, согласно определенным законам, химических реакций, которые связаны с общими изменениями планеты Земля. Закономерности ритмических изменений Земли Вернадский видел в общих законах ритма небесной механики. Он находил в явлениях видимого мира скрытые соответствия, вызванные взаимодействием атомов, силой атомной энергии, радиоактивными элементами. Эти составляющие определяют особенности функционирования вещества в глубинах Земли, а энергия Солнца вместе с живыми организмами составляет основу геохимических процессов на поверхности планеты. Любые процессы, протекающие как в недрах, так и на поверхности Земли, а также во вселенском масштабе, ученый рассматривал в тесной связи со временем. Вернадский изучал жизнь кристаллов и минералов в связи с ритмом земной коры, атмосферы, природных вод. В его понимании минералы - это не статичные вневременные образования, как было принято считать ранее, а динамичные, подвластные времени, структуры. Биосфера же - это особое геологическое тело, строение и функции которого зависит от особенностей и функционирования космоса и Земли как его составляющей. В живой материи мыслитель усматривал ни что иное, как фактор преодоления энтропии - процесса необратимых изменений, связанных с потерей энергии: живые организмы, популяции, виды и все живое вещество нашей планеты представляют собой формы и уровни организации биосферы. В известный момент живое вещество вышло на сушу, появилась высокоствольная растительность, летающие насекомые, затем летающие ящеры и птицы. Следующим этапом было появление человека и человеческого общества как закономерного течения космического эволюционного процесса.

стр. 207


Границы биосферы, полагал мыслитель, постоянно расширяются, она под влиянием человеческой деятельности, базирующейся на научной мысли, постепенно переходит в свое новое состояние - ноосферу (греч. nous - разум) - совершенно особую оболочку Земли, определяющим аспектом которой, способным произвести все изменения в биосфере, Вернадский считал Разум. Мысль об этом была высказана еще П. А. Флоренским в письмах к В. И. Вернадскому, назвавшим ее пневматосферой (греч. pneuma - дыхание, горение эфира). Создание ноосферы из биосферы - это явление, по мнению ученого, природного характера, оно намного глубже и мощнее, чем история развития человеческого общества. Ноосфера - не новая оболочка Земли, а такое состояние природы и культуры, когда они существуют в гармоничной системе с человеком и техникой. Единство биосферы и человечества, слияние их в едином ритме становится основой существования ноосферы. Это единство обусловлено тем, что человечество представляет собой не что-то обособленное и живущее по своим независимым от природы законам, оно существует внутри природы и является частью ее, оно есть природное явление, порождение биосферы, поэтому биосфера влияет как на среду обитания, так и на умственную деятельность. "Человек ... составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение, по крайней мере, двух миллиардов лет" [4. С. 28]. Само человечество представляет собой микроскопическую массу вещества планеты, поэтому значение человека не в его материальном теле, а в его мозге и созидательном труде, руководимом разумом: "Биосфера XX столетия превращается в ноосферу, создаваемую прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человечества" [4. С. 44]. Человек здесь становится не центром, на котором концентрируется мировое развитие, а очень важным и незаменимым винтиком в общем механизме мироздания, он - житель планеты и должен мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном масштабе. Эта деятельность возможна лишь в той оболочке Земли, без которой он не может существовать, частью и функцией которой он и является - биосфере. Эволюция биосферы включает в себя и эволюцию научной мысли, представляющей собой новую геологическую силу. Она вырастает из общего ритма эволюционного развития и в результате этого раз-

стр. 208


вития создает ноосферу. "В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного видового живого вещества - цивилизованного человечества - на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - в ноосферу" [4. С. 27].

Гениальное предвидение ученого поразительно сбывается: он говорил о том, что развитие научной мысли происходит в геометрической прогрессии и аналогично размножению живого организма - все это мы наблюдаем в процессе распространения Интернета, совершенствования вычислительной и коммуникационной техники. Ритм космоса, его элемента - планеты Земля, ее биосферы и ноосферы не может быть различным. Но не все так просто. К сожалению, идея ноосферы учитывала только одну сторону человеческой психики - разум. Но есть и иррациональные силы, которые, несмотря на высокий уровень мирового интеллекта, тоже стремительно развиваются. Не уменьшаются и агрессивные тенденции человеческой натуры, способные уничтожить и ноосферу, и саму биосферу.

Бурное развитие науки в начале XX в. привело к мысли о едином и неразделимом пространстве-времени. Проблема неразрывности времени и пространства конструктивно исследовалась А. А. Ухтомским на материале биологии и психологии, а также русским философом, литературоведом, эстетиком, культурологом М. М. Бахтиным (1895 - 1975) в его литературоведческой концепции хронотопа ("времяпространство"). В философском плане все они исходили из идеи всеединства бесконечной и вечной Вселенной. В. И. Вернадский отдал много времени и сил изучению этого вопроса. Уже в 80-х годах XIX столетия, более чем за двадцать лет до появления теории относительности, он учил, что ни время, ни пространство в природе не существуют отдельно друг от друга: любые явления характеризуются как пространственными, так и временными рамками. Мы разделяем эти две глобальные категории, полагал ученый, лишь в нашем воображении и только для логического удобства. Поэтому при исследовании структуры различных видов реального пространства, разнородного и мозаичного в своей основе, представляющего собой множественность кристаллических образований с разнообразной организацией материи и многообразными проявлениями симметрии, мы должны учитывать структурные особенности времени для каждого такого вида. Вернадский видел путь к пониманию ритмических зако-

стр. 209


номерностей Космоса в осознании неразделимости пространства и времени, составляющих единый пространственно-временной континуум. Он различал реальное пространство, которое изучает естествознание, и идеальное геометрическое пространство, которое отображает материальное. Вернадского волновал вопрос о ритме, составляющем смысл временных явлений, присущих живому веществу. Справедливо полагая, что смена прошедшего, настоящего и будущего времени есть целостный всеобщий вселенский процесс, ученый связывал его с существованием пространства, охваченного жизнью. И тогда время превращалось в динамическое текучее пространство с единым пространственно-временным ритмом существования.

Итак, идеи русских мыслителей Серебряного века были космичны по сути, и в их основе лежал принцип всеединства. При этом большинство из них считало, что основой этого единства является именно человек, так как в нем воспроизведены все физические, химические, биологические и другие объективные закономерности, одинаковые во всем мире. Стержневая идея мыслителей Серебряного века - всеединство - была, к сожалению, в дальнейшем оставлена без должного внимания в нашей стране. Пытаясь завоевать господство над природой, мы бессмысленно уничтожали ее, разрушая тем самым биосферу. К чему это может привести? Страшно представить. Сегодня человечество с ужасом начинает понимать необходимость бережного отношения к природе в широком понимании, включающем в себя и космос. Человек - дитя природы, результат ее эволюции. Создав свой социальный мир, он не перестал быть живым существом. По определению В. А. Конева [5], есть два глобальных мира, с которыми человек постоянно контактирует: находясь внутри них, он одновременно осмысливает и трансформирует их в результате собственных действий. Первый - это мир природы, понимание которой происходит в формах мышления и познания, выраженных в системе философских категорий. Второй - мир общества, отражающийся в формах организации социально осмысленной деятельности и закрепляющийся в системе категорий культуры. К этому мы с полным основанием можем добавить третий - мир культуры. Понять ритм развития и бытия культуры невозможно, не уяснив особенностей ритмов человека как биологического существа, которые в свою очередь находятся в неразрывном единстве с космическими ритмами.

стр. 210


1. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М., 1989.

2. Вернадский В. И. Живое вещество и биосфера. М., 1994.

3. Вернадский В. И. Начало и вечность жизни. М., 1989.

4. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

5. Конев В. А. Человек в мире культуры (культура, человек, образование). Самара, 2000.

6. Почепцов Г. Г. История русской семиотики до и после 1917 года. М., 1998.

7. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно- изобразительных произведениях. М., 1993.

8. Циолковский К. Э. Будущее Земли и человечества. Калуга, 1928.

9. Циолковский К. Э. Образование солнечных систем. Калуга, 1925.

10. Циолковский К. Э. Очерки о Вселенной. М., 1992.

11. Циолковский К. Э. Прошедшее Земли. Калуга, 1928.

12. Циолковский К. Э. Растение будущего. Животное космоса. Самозарождение. Калуга, 1929.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/РИТМОЛОГИЯ-В-ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНОМ-КОСМИЗМЕ-СЕРЕБРЯНОГО-ВЕКА

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Tatiana SvechinaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Svechina

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

РИТМОЛОГИЯ В ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНОМ КОСМИЗМЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 10.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/РИТМОЛОГИЯ-В-ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНОМ-КОСМИЗМЕ-СЕРЕБРЯНОГО-ВЕКА (date of access: 22.09.2019).

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Tatiana Svechina
Yamal, Russia
607 views rating
10.09.2015 (1473 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Преграды к созданью Единой Теории Поля и путь одоления их. Barriers to the creation of the Unified Field Theory and the path of overcoming them.
Catalog: Философия 
3 days ago · From Олег Ермаков
ЯНТАРНЫЙ ПУТЬ
Catalog: География 
4 days ago · From Россия Онлайн
ПЕРВАЯ В РОССИИ КНИГА О ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XVIII ВЕКА
4 days ago · From Россия Онлайн
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БРУСИЛОВ
4 days ago · From Россия Онлайн
ЕГИПЕТ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
4 days ago · From Россия Онлайн
А. Т. БОЛОТОВ - УЧЕНЫЙ, ПИСАТЕЛЬ ЭНЦИКЛОПЕДИСТ
4 days ago · From Россия Онлайн
Несмотря на недолгое существование казино Crystal Casino на онлайн-рынке, сейчас оно является одним из самых развитых и уважаемых онлайн-казино. Это российское онлайн-казино предлагает несколько сотен различных игр, доступных на настольных компьютерах, а также на смартфонах и планшетах.
Catalog: Лайфстайл 
4 days ago · From Россия Онлайн
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
10 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
10 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
РИТМОЛОГИЯ В ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНОМ КОСМИЗМЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones